В Азербайджане есть много чудес: природа щедро одарила эту землю своей красотой и благодатью. Туристы и ученые, приезжающие сюда полюбоваться природными ландшафтами, биологическим разнообразием и памятниками старины, найдут много интересного и познавательного. Этот край не только щедр на красоты; красивы и щедры здесь и люди, и каждого, кто приходит к нам с добром, мы готовы встретить с распростертыми объятиями, поделиться с ним хлебом и дарами природы. Однако есть у нашей страны и завистники - враги, которым не дает покоя благодать, данная нашему народу свыше...
Какие места Азербайджана нужно посетить? (Чудеса Азербайджана)
Сообщений 1 страница 20 из 59
Поделиться204.01.2010 23:26:27
Пещера Азых
Азых – Одна из наиболее крупных карстовых пещер на территории Азербайджана.
Находится в Ходжавендском районе. В пещере имеется шесть соединяющихся друг с другом комнат. Изучение этого уникального археологического памятника началось в 1960 году. В 1968 году здесь была обнаружена нижняя челюсть первобытного человека. Возраст этой находки составляет 350 000 лет. Это третья подобная находка в мире.Она имеет очень большое сходство с палеонтропологическими находками со стоянки Тотавель на юге Франции. Это обстоятельство позволило антропологам впервые сделать вывод о существовании обширной области обитания пренеандертальцев на территории Европы.
В процессе раскопок было выявлено 10 культурных слоев, которые свидетельствуют о том, что первобытные люди жили здесь в течение длительного периода. Населявшие пещеру люди занимались собирательством, охотой и рыболовством.
Отметим, что в прошлом в исторической литературе практически не упоминалось о том, что еще в каменном веке на территории современного Азербайджана жили люди.
Азыхская пещера, расположенная на левом берегу реки Гуручай, находится на высоте 900 метров над уровнем моря, с севера и юга ее окружает густой лес. Первобытный человек поселился в Азыхской пещере около 400 тысяч лет тому назад. В течение многолетних исследований в пещере были также обнаружены первобытные орудия труда. Кроме них, в Азыхской пещере были обнаружены кости доисторических животных - пещерных медведей, саблезубых тигров и других. Было доказано, что средний палеолит охватывал 140-150 тысячелетий. В пещере обнаружены также очаги, свидетельствующие о том, что в эпоху каменного века люди пользовались огнем. Свидетельство поклонения огню можно найти и на наскальных рисунках. Отметим, что поклонение огню с отдаленных времен сказалось и на культуре и быте азербайджанского народа.
В течение двадцати лет в зоне входа в пещеру Азых во время раскопок вскрыты 10 разновременных слоев древнего палеолита, общая толщина которых достигает 14 метров. В этих слоях зафиксированы последовательно все периоды древнего палеолита: галечная культура, ранний ашель, средний ашель, поздний ашель и мустье. Самые нижние слои пещеры Азых вмещают примитивные каменные орудия так называемой галечной культуры и имеют свою типологическую особенность, что дало основание выделить их под названием “гуручайской культуры”.
Новая неизвестная до сих пор в Азербайджане культура, которая напоминает галечную культуру олдувайского типа, обнаружена под шестым слоем пещеры, возраст которого 1,8 млн лет. Здесь зафиксированы многочисленные грубые рубящие орудия: протогопперы, грубые скребла, скребки из отщепов, отщепы с ударными площадками и так далее.
Одним словом, по хронологическому диапазону культурных слоев, охватывающих большую часть первобытной истории человечества (от культуры галек до мустье), пещера эта является пока единственной в мире.
Изучение палеолита Азербайджана позволяет сделать обоснованные выводы о времени первоначального заселения территории Кавказа. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что древнейшие люди появились на территории Азербайджана не в раннем ашеле (ранний плейстоцен), как полагалось раньше, а в более древние времена, в эпоху галечной культуры, около двух миллионов лет назад.
Отредактировано Ilusha (04.01.2010 23:39:09)
Поделиться304.01.2010 23:31:56
Грязевые вулканы Азербайджана
Грязевые вулканы широко распространены в Азербайджанской Республике. Наряду с географическим термином - "грязевые вулканы", в народе их называют и как "пильпиля" (терраса), "янардаг" (горящая гора), "боздаг" (серая гора), "гайнача" (кипяток). В Азербайджанской Республике имеется более 220 грязевых вулканов (на Абшеронском полуострове, в Гобустане, юго-восточной Ширванской равнине, Самур - Дивичинской низменности, Баку и Абшеронском архипелаге). Самые крупные из них - Галмас, Торагай, Большой Кяниздаг и др. Многие в форме усеченного конуса. Высота - 20-400 метров, диаметр основания - 100-450 метров.
Кроме расположенных на суше грязевых вулканов, известны подземные и морские грязевые вулканы. На Каспийском море имеются свыше 140 подземных грязевых вулканов. На Бакинском архипелаге 8 островов (Хяря-Зиря, Зянбил, Гарасу, Гиль, Чинмиль и др.) по происхождению относятся к грязевым вулканам. Другой вид грязевых вулканов - подземные, обнаружены в колодцах. Следы их деятельности можно обнаружить среди пластов различного возраста. Согласно информации, 25 млн. лет назад грязевые вулканы впервые начали деятельность на территории нынешней Азербайджанской Республики. Обычно извержение грязевых вулканов сопровождается сильным подземным гулом и взрывами. Из глубоких пластов земли наружу выходят газы и сразу воспламеняются. Иногда высота пламени над вулканом доходит до 1000 метров (вулкан Гарасу).
На территории Азербайджанской Республики с 1810-го года по настоящее время из 50 вулканов произошло приблизительно 200 извержений. На Локбатанском вулкане зарегистрировано 19 извержений. Грязевые вулканы извергают лаву, газ и жидкость. В составе лавы имеются свыше 100 минералов и около 30 микроэлементов (бор, ртуть, медь, барий, стронций, литий и др.). Грязевые вулканы по происхождению связаны с нефтегазовыми месторождениями. На участках грязевых вулканов обнаружены богатые месторождения нефти и газоконденсата (Локбатан, Нефтяные Камни, Гарадаг, Мишовдаг и др.). Их грязь является ценным лечебным сырьем.
Отредактировано Ilusha (04.01.2010 23:32:16)
Поделиться404.01.2010 23:35:24
Гёйгёль
Гёйгёль-одно из горных озер Закавказья — расположено у подножия горы Кяпаз, в ущелье реки Агсу. Озеро образовалось в результате разрушительного землетрясения, произошедшего 17 сентября 1138 года, в результате которого вершина горы Кяпаз обрушилась в ущелье реки Агсу. Образовавшаяся запруда и есть озеро Гейгель.
Озеро располагается в Гейгельском заповеднике, созданном в 1965 году с целью сохранения в неприкосновенности природы и животного мира. Посещение этих мест предусмотрено многочисленными туристическими маршрутами по Южному Кавказу. Гейгель и его окрестности — зона отдыха и для жителей Азербайджана, их воздух целебен для людей, страдающих от заболеваний дыхательных путей и нервной системы.
Фауна рыб озера Гейгель состоит только из форели, которая питается главным образом бокоплавами и личинками стрекоз. Значение озера ограничевается спортивным рыболовством .
Отредактировано Ilusha (04.01.2010 23:35:45)
Поделиться504.01.2010 23:37:42
Хары-Бюльбюль
Есть в горах Шуши цветок невиданной красоты. Даже иностранные ученые подтверждают, что ничего подобного нет ни в одном другом уголке земного шара. Называется это чудо хары-бюльбюль. Чашечка цветка имеет такое строение, будто на цветок сел соловей и так и застыл на нем. Другие находят его сходство с запеленатым младенцем.
Этот эндемичный цветок не только красив, он еще полезен и лечит многие заболевания, поэтому использовался в народной медицине. К сожалению, во всем Азербайджане хары-бюльбюль больше нигде не встречается. И пока мы не возвратим Шушу, город, по праву являющийся истинно азербайджанским, нам не удастся насладиться счастьем лицезреть эту красоту...
Когда говоришь о мугаме родине Карабаха о Шуше грешно забыть, о хары-бюль бюль. Ведь с этим цветком связаные мугамы и одна из самых прекрасных истин в мире. Сейчас эта истина стала легендой. Агабайим-ага, выданная замуж за иранского венценосца и покинувшая родной край, карабахская красавица стала увядать день ото дня. Подобно соловью в драгоценной клетке,. она тосковала по родине. Шах не находя другого выхода, решил вывезти все виды деревьев и цветов Карабаха и создать во дворце « Карабахский рай » Однако Агабеийм – ага продолжала тосковать. Ведь в этом « раю » не было шушинского чуда « хары-бюльбюль » Хары-бюльбюль – король цветов – растет и цветет только в Шуше. А сама Шуша –« хары-бюльбюль » Азербайджана
Отредактировано Ilusha (04.01.2010 23:38:27)
Поделиться604.01.2010 23:40:39
Атешгях – Храм Огнепоклонников
Атешгях – Храм вечного огня, самая настоящая азербайджанская экзотика. О нем знают практически во всем мире. Он расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индусской общиной, относящейся к касте сикхов.
Однако, история Храма гораздо более древняя. Издавна на этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.
После принятия ислама Храм зороастрийцев был разрушен. Многие зороастрийцы ушли в Индию и там продолжили свою веру. Но в XV - XVII веках индусы-огнепоклонники, попавшие на Апшерон с торговыми караванами, стали совершать паломничества в Сураханы. И на месте древнего Храма индийские купцы вновь начали сооружать постройки. Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним - центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году. В течении XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай. На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма.
В начале XIX века Храм уже имел вид, сохранившийся до наших дней. Атешгях - пятиугольное сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора возвышается алтарь-святилище, выполненный в виде каменной беседки, по углам которой расположено еще несколько очагов. В центре алтаря – колодец, из которого бил «вечно» горящий газ.
Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – «балахане». Близ храма находится большая яма, где прежде сжигали тела мертвых индусов на священном огне.
В середине XIX века, в связи с движением земной поверхности, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года.
Но сегодня древний зороастрийский Храм вновь открыт для посещения и манит туристов, только уже искусственными огнями.
Отредактировано Ilusha (04.01.2010 23:41:57)
Поделиться705.01.2010 00:16:08
Ох ты... прикольно...Ilusha, спасибо за интересную инфу
Поделиться805.01.2010 04:28:29
да, интересно!
Поделиться905.01.2010 14:36:44
всегда пожалуйста))to be continiued...))
Поделиться1005.01.2010 14:40:01
Национальный историко-художественный заповедник-Гобустан
Гобустан – является уникальным памятником мирового значения и включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
На территории заповедника на склонах гор Кичикдаш, Беюкдаш, Джингирдаг, Шонгар и Шыхгая обнаружена целая галерея наскальных изображений, охватывающих гигантский исторический промежуток от эпохи верхнего палеолита до позднего средневековья. Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. На наскальных изображениях Гобустана можно наблюдать и рисунки животных, обитавших здесь в период последних 25 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. На скалах также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.
Здесь выявлено около 6000 наскальных рисунков и композиций отражающих мировоззрение, занятия и образ жизни первобытных людей. Помимо наскальных рисунков на территории заповедника имеются курганы, укрытия и убежища первобытных людей, изобилующих богатым археологическим материалом.
Помимо этого в процессе исследований на ряде камней обнаружены надписи на арабском языке, фарси и латыни. Последняя свидетельствует о пребывании в этих краях в I столетии нашей эры римских легионеров.
Многие наскальные рисунки помимо исторической значимости, обладают большими художественными качествами, свидетельствующие об уровне развития людей, населявших эту территорию в ту эпоху.
В настоящее время количество выявленных рисунков превышает 6000, они охватывают период от верхнего палеолита до средних веков. Наскальные изображения Гобустана отличаются разнообразием тематики, оригинальностью сюжетов и определенным художественным мастерством. На скалах встречаются изображения людей мужского и женского пола, диких быков, оленей, львов, лошадей, собак, волков. На стоянках "Ана-зага", "Овчулар загасы", "Кяниза", "Едди гезель", в поселении "Беюкдаш" и др. из-под земли было выявлено большое количество наскальных рисунков, а также орудий труда, костей животных, производственные отходы, проколки, наконечники и топоры, предметы украшения, утвари и др.
В настоящее время в фондах Гобустанского заповедника хранится более 100 тысяч единиц археологического материала. Наскальные изображения и другие, связанные с ними археологические объекты Гобустана, являются ценным комплексом памятников древней культуры, по которым можно проследить связь с еще более отдаленными периодами истории. Они дают ценные сведения для изучения древнейшего периода истории азербайджанского народа.
Этот комплекс представляет немалый интерес и для изучения ряда вопросов геологии, ботаники, почвоведения и других отраслей науки. В настоящее время ведется работа по включению памятников Гобустана во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.
Отредактировано Ilusha (05.01.2010 14:41:42)
Поделиться1105.01.2010 14:43:12
Дворец Шекинских ханов
Самый выдающийся и ценный памятник Азербайджана XVIII века – Дворец Шекинских ханов. Он был построен в 1761-62 году, как летняя резиденция Гусейн-хана Муштада (внука Гаджи Челеби). Неповторимое по своей красоте двухэтажное здание дворца поражает великолепием своего убранства, как внешнего, так и внутреннего. Фасад дворца богато расписан сюжетными рисунками, отображающими сцены охоты и войны, а также замысловатыми геометрическими и растительными узорами. По центру красуется огромное окно-витраж из разноцветной стеклянной мозаики. (Примечательно, что на 1 кв. метр приходится до 5000 кусочков стекла). Другие, малые окна дворца также собраны их кусочков цветного стекла и забраны ажурными каменными решетками
При постройке дворца использовался в основном сырой кирпич, речной камень, чинара и дуб. И при этом, в строительстве не использовалось ни единого гвоздя или клея! Все крепится на особом растворе, рецепт изготовления которого навсегда утрачен.
Во дворце всего 6 комнат, 4 коридора и 2 зеркальных балкона. Все окна и двери дворца искусно собраны из кусочков дерева и цветного венецианского стекла. Так что свет, проникающий внутрь дворца, отливает всеми цветами радуги: красным, желтым, голубым, зеленым…
Каждая комната дворца не похожа на другую, и мастерски отделана. Все стены и потолки расписаны миниатюрами: тут и мифические птицы в райском саду, необычные цветы и животные. Причем, натуральные краски, используемые при создании рисунков, до сих пор приводят посетителей в восторг своими яркими цветами. Такое оформление говорит о том, что во второй половине XVIII в. в Шекинском ханстве искусство живописи достигло высокого развития, и стенная роспись была весьма популярна.
Надо сказать, что миниатюры каждой комнаты имеют свой смысл. Например, комнаты первого этажа – для гостей попроще – демонстрируют богатство и могущество хана. На стенах и потолках изображены деревья, цветы, животные и птицы - символы плодородия, благородного происхождения.
Второй этаж разделен на две части - женскую и мужскую. Женская половина расписана цветами и восточными орнаментами.
В мужской части расположен зал для приема гостей. Это самая богатая комната дворца. Миниатюры на стенах демонстрировали военную мощь ханства, его отношение к друзьям и врагам. По ним можно проследить всю историю Шекинского ханства: оружие ханских войск и их врагов, одежда, знамена, военные обычаи и многое другое. Присутствуют также сцены охоты на слонов, редких птиц, даже на дракона. Потолок комнаты расписан изображениями ханского герба и различных символов.
Перед дворцом в свое время был разбит дивный сад, от которого остались только две гигантские ветвистые чинары – ровесницы дворца. Вот уже больше 200 лет, подобно преданным слугам, они охраняют это архитектурное сокровище Азербайджана.
Дворец Шекинских ханов неоднократно реставрировался и сегодня предстает перед туристами во всем своем великолепии, благодаря которому известные путешественники сравнивали его со знаменитым Бахчисарайским дворцом.
Отредактировано Ilusha (05.01.2010 14:43:58)
Поделиться1205.01.2010 14:51:04
Символ Баку-Девичья Башня
Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы - Девичья Башня, возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Памятник, вокруг даты постройки и назначения которого идут многочисленные споры, и в наши дни больше всего привлекает внимание своей неповторимой формой.
Башня построена на выступе береговой скалы, и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 м и диаметром - 16,5 м. Толщина стен у основания 5 м, а вверху 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов башни ныне перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет во внутрь проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.
Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера реставрировавшего сооружение. Чтобы датировать башню можно использовать два обстоятельства. Первый - при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется I веком нашей эры. Возможно это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-79 году. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел - не позднее IX-X веков. Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев - в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке до нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в 2 этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.
Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города. Существуют версии, что первоначально башня строилась как храм огня (слово "Гала" - "башня" имеет в азербайджанском языке еще и значение "разводить огонь"), зороастрийская дахма (т.е. башня, где на вершине выставлялись трупы людей на растерзание коршунов), обсерватория, но ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики. Вероятнее всего башня являлась культовым сооружением доисламского периода. Об этом свидетельствуют и древние ритуальные колодцы, распложенные у подножия. Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению и сейчас трудно судить о первоначальном назначении сооружения.
В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк, находившийся на башне, начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города. В 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).
Башня неоднократно реставрировалась - в средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз - в 1960-х годах. К сожалению, во время реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, и о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.
Название "Девичья" встречается и в названиях других башен на территории Азербайджана и Востока и, видимо, означает "непокоренная", "неприступная". С происхождением названия бакинской Девичьей башни существует множество легенд. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом, и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать пока она не достроиться. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.
Изучая легенду можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму "Девичья башня". Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. "Девичья башня" называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.
Отредактировано Ilusha (05.01.2010 14:52:05)
Поделиться1305.01.2010 14:54:01
Дворец Ширшавнахов
Дворцовый ансамбль Ширваншахов - крупнейший памятник ширвано-апшеронской ветви азербайджанского зодчества.
В XV веке вследствии возвышения экономического и политического значения Баку, который был одной из сильно укрепленных крепостей и главным портом на Каспийском море, ширваншах Халилуллах сменил резиденцию Ширваншахов с Шемахи на Баку. В связи с затоплением Сабаиловской крепости постройка нового дворца была осуществлена на новом безопасном месте на вершине бакинского холма. Ансамбль не строился по единому архитектурному замыслу и состоит из ряда сооружений, расположенных согласно рельефу на трех уровнях: главного здания дворца (1420-е годы), Диванхане (1450-е годы), усыпальницы-тюрбе (1435), шахской мечети с минаретом (1441), мавзолея Сейида Йахья Бакуви (1450-е годы) и остатков мечети Кейгубада. К дворцовым постройкам относятся портал с восточной стороны - ворота Мурада (1585), овдан и остатки бани. По некоторым сведениям, к северо-востоку от здания дворца прежде находились помещения шахских конюшен, но в настоящее время на этом месте стоят жилые дома. К северу от Диван-хане в одном из жилых домов видно основание сохранившейся древней стены, кладка которой подобна кладке фасада дворца. По-видимому это остатки кладки зданий, относящихся к ансамблю дворца.
В 1964 году комплекс объявлен музеем-заповедником и взят под охрану государства.
1.Дворцовое здание
Ансамбль Дворца Ширваншахов не строился по единому архитектурному замыслу. Однако, его строители, учитывая назначение каждого здания, размещением их способствовали формированию архитектурного пейзажа.
Главное здание ансамбля - дворец, который является наиболее ранней постройкой из всех дворцовых сооружений и как считают историки архитектуры, строился почти десять лет. Это наиболее крупное здание комплекса как по объему, так и по занимаемой площади. Его начал возводить в 1411 году ширваншах шейх Ибрагим I, союзник Тамерлана. А продолжил дело после его смерти сын — ширваншах Халилулла I, который, к слову, был женат на правнуке Тамерлана Ханике.
Двухэтажное здание дворца насчитывает около пятидесяти различных размеров и очертаний помещений, соединенных тремя узкими винтовыми лестницами. Большой стрельчатый портал ведет со двора сразу на второй этаж в высокое, покрытое куполом входное восьмигранное помещение. Расположенный за ним небольшой, также восьмиугольный вестибюль, соединяет его с остальными помещениями дворца. Щелевидные отверстия в нишах восьмигранного помещения служили для переговорной связи с нижним этажом. Всего из 25 комнат второго этажа до наших дней сохранилось лишь 16. Нижний этаж здания, содержащий 27 комнат, служил помещением для слуг и для хранения хозяйственных запасов. Он сохранился именно таким, каким его построили в XV веке. Строгость обращенного к парадному двору главного фасада отличается от более богатой трактовки зданий других дворов. Лаконичные формы, солнечные тона гладких поверхностей стен, узорчатое шебеке верхних окон и окна-щели нижнего этажа придают образу здания неповторимую выразительность. Раскопки комнат первого этажа показали, что дворец стоит на скале и под ним в древности, до постройки дворца, было какое-то большое сооружение, фундаменты стен которого вклиниваются в фундамент дворца.
Много довелось повидать на своем веку хорошего и печального Дворцу Ширваншахов, пока он не стал музеем-заповедником. Так, при взятии Баку сефевидами в 1501 году дворец подвергался опустошению. Все сокровища Ширваншахов — оружие, доспехи, ювелирные украшения, ковры, драгоценные парчовые ткани, редчайшие книги из дворцовой библиотеки, посуду из серебра и золота сефевиды увезли с собой в Тебриз. Но после Чалдыранской битвы в 1514 году между турецкими войсками Селима I (сына завоевавшего Константинополь Магомеда II) и сефевидами, закончившейся поражением последних, сокровища Дворца Ширваншахов достались туркам в качестве трофеев. Сегодня какая-то их часть украшает музейные коллекции Турции, Ирана, Англии, Франции, России, Венгрии. Так, в стамбульском музее хранятся кольчуга Халилуллы I, изготовленная в 1428 году, и два шлема его сына-наследника из пяти оставшихся в живых — Фарруха-Ясара. Некоторые ковры из дворца оказались в лондонском музее Виктора и Альберта, а древние фолианты из дворцовой библиотеки — в книгохранилищах Тегерана, Ватикана, Петербурга.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби в книге “Путевые заметки” сообщает, что турецкий полководец Мустафа Леле паша, покидая захваченный им в 1585 году Баку, “вывез с собой крышу, купол и оконные рамы со стеклами одного прекрасного строения и преподнес в качестве дара султану, который возвел из них в саду “Султанийе Гасри Хумаюн” царственный замок, вызывающий изумление своим прекрасным видом”. Возможно, что упомянутый купол с изразцовым покрытием был с крыши Дворца Ширваншахов.
Досталось Дворцу Ширваншахов при бомбардировке с моря русской эскадрой в 1723 году, при освобождении города персидскими войсками и при взятии Баку русскими войсками в 1806-м. После вхождения Баку в состав Российской империи дворец был передан царскому военному ведомству, которое хозяйничало здесь почти столетие. Шахские покои второго этажа были превращены в солдатские казармы, а помещения под ними — в конюшню, артиллерийские склады; зеленой краской кто-то замазал каменную роспись на портале усыпальницы, а шахская мечеть по воле российских военных властей чуть было не стала гарнизонной церковью. Военные произвели частичный ремонт дворца и одновременно большие перестройки, приспособившие дворцовые постройки под артиллерийские склады. Во время перестройки были разрушены купола и разобраны часть стен, разделявших комнаты на первом и втором этаже. Остатки купольных, стрельчатых и крестовых перекрытий были уничтожены и заменены плоскими балочными перекрытиями. Некоторые оконные проемы были заложены, а вырезанные из камня решетки окон разрушены. Ко второму этажу северного фасада дворца был пристроен въезд, а в стене пробит огромный проем, так что двуколки, запряженные лошадьми, с улицы въезжали прямо на второй этаж дворца. Была уничтожена голубая глазированная мозаичная штукатурка сводов и куполов. На стенах дворца до сих пор сохранились отверстия от пуль - результат тренировок в стрельбе солдат.
В конце XIX века военное интендантство поневоле сыграло роль спасителя всего ансамбля. При выборе места для строительства собора Александра Невского выбор пал на территорию занятую комплексом Дворца Ширваншахов. И только то обстоятельство, что военным было некуда деться, спасло архитектурный памятник от полного уничтожения.
В 1920 году во дворце снова разместились конюшни, артиллерийские погреба, солдатские казармы, “славной” XI рабоче-крестьянской Красной армии, здесь же был и лазарет.
Все вокруг пребывало в неприглядной запущенности, поэтому большой группе видных азербайджанских историков и археологов во имя спасения этого уникального средневекового памятника архитектуры, пришлось со специальным письмом обратиться к руководству Азревкома. И лишь после этого в комплексе начались уборочно-восстановительные работы. В самом конце 20-х годов в холодных, сырых, с прохудившимися кровлями помещениях дворца прописался Музей истории Азербайджана, который располагался там в 1920-30-е годы
Дворец нуждается в серьезном восстановлении. Проводимая в 20-е, 30-е или 50-е годы реставрация дворцового комплекса велась наобум, непрофессионально и бессистемно. С 1992 года в здании дворца начаты новые реставрационные работы.
2.Диванхане
К главному зданию дворца Ширваншахов примыкает Диванхане, представляющее собой небольшой изящный павильон, расположенный внутри дворика с трех сторон окруженного галереей-аркадой. Павильон Диванхане состоит из восьмигранного зала, перекрытого как внутри, так и снаружи каменным куполом. К нему примыкает прямоугольное помещение вестибюля. Внутри помещения вестибюль соединен входами в галерею аркаду, в зал и находящуюся под полом зала восьмигранную в плане камеру, под которой находится вторая прямоугольной формы камера в подземелье, входом в которую служит отверстие на уровне земной поверхности с северной стороны. В скале, служащей основанием второй камеры, находится устье колодца пятиметровой глубины. Функциональное назначение этих двух камер, так же как и всего сооружения в целом остается невыясненным.
Высокий, стройный портал главного входа украшен орнаментом и надписями необыкновенного изящества и красоты. Орнамент представляет собой сплетение листьев инжира и винограда. Кроме того, портал украшен двумя медальонами, внутри которых есть надписи на арабском языке графическим шрифтом куфи. Неподготовленному взору кажется, что это просто орнамент.
Архитектурная композиция и планировка Диванхане оригинальны и не имеют аналогов в других странах Востока. Строительство Диванхане было незавершено, на что указывает незаконченность орнаментации капителей и баз колоннады и других деталей здания. Возможно, что строительство здания было приостановлено в связи с военными событиями 1500-01 годов. Черты стиля и частичная незавершенность отделочных работ датируют Диванхане концом XV века.
Существуют различные мнения по поводу назначения Диванхане. Одни считают, что это было судилище, в купольном зале которого с круглым отверстием посередине каменного пола вершилось правосудие. После вынесения смертного приговора голову преступникам прямо над отверстием отрубал палач, а тело казненных через некие подземные каналы сплавляли в море.
Другие предполагают, что оно служило для судопроизводства, приемов или государственного совета, либо было мавзолеем. В XIII-XV веках управляющим финансового ведомства являлся сахиб-диван. Павильон Диванхане при Ширваншахах мог быть служебным помещением сахиб-дивана, его чиновников и самой казны. Загадочное отверстие в куполе, прикрывающем камеру, входящее в центре восьмигранного зала, сделано, как видно позднее, вероятно во время событий 1501 года, при взятии города сефевидами и разорением дворца в поисках казны. По сообщениям в куполе павильона сефевиды обнаружили много золота и ценностей.
Версия о мавзолее также является вероятной. Это подтверждается наличием двухкамерного склепа в его подземелье и сурой из Корана на портале входа: “Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути... Это — обитель рая, в нем они пребывают вечно”. Любопытно, что в сохранившихся народных преданиях вся территория Диванхане, особенно подземная камера с колодцем, называемым молочным колодцем, считалась пиром - священным местом, где женщины потерявшие молоко получали исцеление. По-видимому, территория, занятая Диванхане и дворцом еще в домусульманское время
3.Усыпальница Ширваншахов
Фамильная усыпальница Ширваншахов в плане имеет прямоугольную форму и увенчана шестигранным куполом, который снаружи украшен многолучевыми звездами. В прошлом плоскости углублений купола были выложены кирпичами с голубой глазурью. Это подтверждается и путешественником И.Лерхом, побывавшим в Баку в 1733 году. Он отмечает: "Кровля (усыпальница) устлана была лазоревого цвета камнями".
О назначении здания говорит надпись над входным проемом: "Величайший султан, великий Ширваншах, тезка пророка божьего, защита религии, Халил-Улла I приказал выстроить эту светлую усыпальницу для своей матери и сына в восемьсот тридцать девятом году" (1435-36 годы). Над стрелкой арки входного проема размещается шестигранная розетка с именем Али, повторяющимся 12 раз. Вершину портала венчает надпись из Корана, прославляющая аллаха.
В двух каплевидных медальонах в боковых частях портала, помещены надписи с именем архитектора - меймар Али. В каждом медальоне одна и та же надпись повторена дважды: в прямом и зеркальном изображении. С большим искусством и мастерством вырезал архитектор на шахской усыпальнице свое имя, долгие годы остававшееся неизвестным и прочитанное лишь в 1945 году азербайджанскими учеными.
Центр здания составляет погребальное помещение с куполом. В некоторых источниках говорится, что в 1501 году после гибели ширваншаха Фарруха-Йессара, войска шаха Исмаила взяли крепость Баку и останки покойников из усыпальницы предали огню. Работы археологов, проводившиеся в 1945 году, опровергли эту версию. Под деревянным полом усыпальницы был обнаружен склеп с 5 погребениями, перекрытыми каменными плитами. Выявлено, что в 3-х могилах захоронены взрослые, а в 2-х других - дети. Продолжение работ в усыпальнице обнаружило еще ряд нетронутых гробниц, общее число которых достигло 14. Эти гробницы были могилами членов семьи Ширваншахов. Могилы оказались в сохранности, но отсутствовали надгробия.
Археологические работы подтвердили данные надписи о том, что здесь захоронены Бикя-ханум - мать ширваншаха Халил-Уллы I, его сын, а также другие члены семьи. При расчистке погребений были обнаружены остатки материи (тирме) со следами геометрического орнамента, с медальонами, в которых были вытканы надписи сделанные арабским шрифтом, несколько голубых бисеринок, золотая булавка с бирюзой и шестью рубинами, золотые серьги. Ныне эти материалы хранятся в фондах музея истории Азербайджана.
4.Дворцовая мечеть
Дворцовая мечеть расположена в нижнем дворе комплекса. Лаконичность ее призматических объемов, завершенных двумя слегка заостренными куполами, оттенена стройной вертикалью минарета, возвышающегося в северо-восточном углу здания. В мечети имеются два молельных зала - большой мужской и меньших размеров - женский, а также пара небольших вспомогательных комнат, в которые можно взобраться по каменным винтовым лестницам. Все эти помещения вписаны в прямоугольник плана, из которого незначительным выступом выделяется лишь женская молельня.
В мечеть ведут три входа. Северный - главный вход подчеркнут порталом. По обеим сторонам портала находятся полуциркульные в плане ниши, которые предназначались для обуви, так как по обычаям мусульманского мира в мечеть нельзя входить, не сняв обуви и не совершив обряд омовения. Процесс омовения проходил в северной части двора за портальным переходом на нижний двор, где на возвышенной площадке имеется колодец и небольшой бассейн.
С востока, со стороны среднего двора, в мечеть ведет второй вход, отмеченный более скромным порталом; с запада входной проем ничем не выделен.
В верхние углы центрального зала мечети вмурованы четыре больших глиняных кувшина, обращенных узкими горлышками внутрь, в зал. Это дает, с одной стороны, отличный резонанс, так как кувшины служат своеобразными голосниками, а с другой стороны, это является конструктивно-строительным антисейсмическим приемом, придающим большую устойчивость зданию - понижение центра тяжести посредством облегчения верха.
В торце южной стены центрального зала мечети расположен скромно декорированный михраб, неглубокая ниша которого перекрыта стрельчатым полукуполом. В мечети имеются ниши различных форм и назначений. Они служили для складывания молитвенных ковриков, чирахов, коранов, четок.
Окна забраны каменными решетками-шебеке, что придает этому скромному по архитектурному убранству зданию особую красоту.
Минарет мечети возвышается на 22 метра. Под сталактитовым поясом минарета расположена надпись, которая гласит: "... приказал построить этот минарет величайший султан Халил-Улла I. Да возвеличит аллах дни его правления и царствования. Восемьсот сорок пятый год" (1441-1442). Балкончик минарета (шерефе) изначально был каменным, но в 1723 году, когда Баку подвергся бомбардировке русских войск, снаряд разрушил часть минарета. Позднее, в наше время балкончик восстановили, сделав его уже железным.
5.Дворцовая баня
Дворцовая баня расположена на самой нижней террасе комплекса. Она была обнаружена в 1939 году. Археологические раскопки выявили большую баню из 26 помещений, засыпанную землей, над которой был сад. В 1953 году баня была частично расчищена и в 1961 году законсервирована. На основе сохранившихся остатков стен бани можно сказать, что помещения ее были перекрыты куполами, а через отверстия в куполах проникал свет. Баня была полуподземной для сохранения тепла зимой и прохлады летом. Указанная система типична для бань Баку и Апшерона.
План дворцовой бани состоит из двух больших квадратных помещений, расчлененных четырьмя пилонами на более мелкие помещения. Одна группа помещений - "чёл" или "байыр" (наружная) предназначена для раздевания, а другая - "ичери" (внутренняя) для купания. К купальному отделению примыкают водоемы для холодной и горячей воды - "хазна". Там, где располагался водоем для горячей воды, была устроена специальная топочная камера для ее подогрева. Топка бань производилась сгущенной белой нефтью, отвердевшей в виде камня желтого цвета, который горит как свеча. Отопление шло через паровые каналы под полом купального отделения. Раздевальня подогревалась путем поступающего из купального отделения теплого воздуха.
Путешественник И.Лерх, в 1733 году побывавший во дворце, писал о бане: "Она как снаружи, так и изнутри хорошо украшена". Вода из овдана-водохранилища у стены поступала в котельню бани - "кюльхана" и распределялась далее по керамическим трубам, для которых были устроены специальные каналы. Вход в овдан над землей имел стрельчатый проем, ведущий к лестнице, вырубленной в скальном массиве и заканчивающейся на глубине 70 ступеней у большого водохранилища. Вода поступала туда из подземных галлерей-кягризов. Во время строительных работ близ западной крепостной стены на глубине около 10 м был обнаружен древний водопровод, идущий с гор по направлению к овдану и дворцу Ширваншахов. Вероятно, дворец и баня снабжались водой из этого водопровода.
Помещений было много: раздевальня, купальня, "хялвети" - уголок для одиночного купания. В помещениях бани имеются маленькие бассейны округлой формы и ячейки для обуви. Крайний отсек с реставрированным куполом имеет частично сохранившуюся майоликовую отделку стен.
6.Мавзолей Сейид Яхья Бакуви
Мавзолей Сейид Яхья Бакуви, расположен в южной части дворцового комплекса и известен в народе под названием мавзолей "деpвиша".
Источники сообщают, что Бакуви был пpидвоpным ученым пpи двоpце Шиpваншаха Халилуллаха. Родился он в гоpоде Шемахе. Был суфистом, приверженцем учения Шейха Садpаддина, котоpый возглавлял секту "халвати". После смерти шейха Садpаддина Бакуви переезжает в Баку. По свидетельству отдельных источников он скончался в 868 г.х.(1464) и был захоронен на территории дворцового комплекса. До наших дней сохpанилось около 15 тpудов Сеида Яхья Бакуви, котоpые носят суфистко-мистический хаpактеp и хpанятся в гоpодах Туpции: Стамбул, Конья, Маниса.
Это такие тpуды, как "Тайны искателей истины", "Тайны вдохновения", "Символика знаков", "Комментарии к династии Саманидов", "Тайны духов" и дp., котоpые являются ценными источниками в области изучения философии, астрономии и математики.
Суфизм - это мистико-аскетическое направление в исламе, известное с VIII века. Суфисты стремились к индивидуальному единению с богом и даже к слиянию с ним посредством самоуглубления, внутреннего созерцания, сопровождающееся аскетическими упражнениями.
Мавзолей имеет восьмигранную фоpму и пеpекpыт восьмигранным шатpом. Он состоит из надземной и подземной части. Веpхняя часть мавзолея служила для совеpшения культовых обрядов, в нижней находился погpебальный склеп. Внутри мавзолей был орнаментирован и отделан цветной штукатуркой. Мавзолей выложен из узких и шиpоких pядов камней, плотно пригнанных дpуг к дpугу и прекрасно отесанных.
В гpанях мавзолея - южной, восточной и западной имеются тpи небольших стpельчатых окна c каменной pешеткой-шебеке. Мавзолей является одним из звеньев Шиpвано-апшеpонской школы зодчества.
Мавзолей был пристроен к старой мечети известной под названия мечети Кей-Кубада. Именно в этой мечети Сейид Яхья Бакуви работал, молился, преподавал. Мечеть эта была построена в годы правления ширваншаха Кей-Кубада в XIV веке и названа его именем. Но в 1918 году мечеть сгорела во время пожара, и в настоящее время от нее остался лишь фундамент. Возможно, эта мечеть была построена на месте более древней мечети.
7.Восточный портал
К ансамблю дворцовых построек относится одиноко стоящий портал Восточных ворот, так называемые "Ворота Мурада". Он был возведен в стене цитадели значительно позже всех построек комплекса, во время захвата Баку турками в XVI веке. Ворота названы ими в честь султана Мурада III.
По своему общему стилю и художественной композиции восточный портал выдержан в духе порталов Диванхане и усыпальницы. Однако в нем заметны черты спада строительного искусства, более низкое качество камня, разрушение чистоты стиля азербайджанского орнаментального искусства.
Строителем портала являлся зодчий, мастер Амир-шах Вайанкухи - житель пригорода Тебриза. Верхняя часть портала украшена строительной надписью на арабском языке: "Повелел построить это благородное здание, в дни правления справедливейшего и величайшего султана - Мурада, Улу Раджаб-баба Бакуйи в 994 г.х. (1585-86 гг.). По обе стороны от надписи расположены розетки с растительным орнаментом. В нижней части портала имеется глубокая ниша, образованная сталактитовым полукуполом. Портал в отличие от других порталов дворца имеет широкий стрельчатый входной проем, похожий на ворота. Весьма возможно, что это сооружение являлось входом в здание, которое не сохранилось, или не было возведено. На это намекает текст надписи, где говорится о построении здания - "имарет", а не ворот.
Зодчий стремился сохранить единство ансамбля, но все же не смог избежать влияния спада, который произошел в архитектуре этого периода, насыщенного военными действиями.
Отредактировано Ilusha (05.01.2010 14:54:59)
Поделиться1405.01.2010 16:17:24
О да... я всегда хотела почитать про девичью башню... столько слышала но хотелось что то определённое прочитать!!! И про дворец Ширваншахов!! Ilusha, огромное тебе спасибо за инфу!!!!!
Поделиться1506.01.2010 10:25:29
молодец братишка!
Поделиться1608.01.2010 21:07:36
Мавзолей Момине Хатун
Мавзолей Момине Хатун – Одно из выдающихся произведений азербайджанской архитектуры, жемчужина зодчества востока. Архитектором этого произведения, воздвигнутого в Нахчыване в 1186 году, был Аджеми Абубекр Нахчывани. Мавзолей сооружен на месте захоронения Момине Хатун, супруги основателя азербайджанского государства Атабеков Шамсаддин Эльданиза.
Высота мавзолея 34 м. Он состоит из двух частей: наземной части и подземной камеры. В плане он представляет собой10-гранную конструкцию, каждая из поверхностей которой оформлена неповторяющимся геометрическим узором, составленным с помощью сырцовых кирпичей являющихся основным строительным материалом. В них вкраплены изразцы бирюзового цвета. Аналогичным образом составлена эпиграфическая надпись, опоясывающая сооружение по верхнему краю. Сохранились рисунки и фотографии конца XIX столетия, на которых видно, что вокруг мавзолея в свое время существовал целый мемориальный комплекс.
Отредактировано Ilusha (08.01.2010 21:08:14)
Поделиться1709.01.2010 14:41:59
определенно Гыз Галасы
блин... чо то картьинки не прикрепляются
Отредактировано Сонечка (09.01.2010 14:54:43)
Поделиться1817.03.2010 13:19:47
Ознакомилась со статьями Ilusha, спасибо большое, очень поучительно...Вот меня интересует только один вопрос...почему Азербайджан не туристическая республика??? например,как Турция...у вас такой богатый край, столько достопримечательностей....МОРЕ! СОЛНЦЕ! Сколько денег на этом можно сделать...да и заодно очистите ваши города от мусора!!! Почему ваш президент не хочет развивать туризм....? У азербайжданцев богатая кухня, гостеприимство у них в крови..то еще надо? Я отдыхала летом в Набрани...есть пару нормальных отелей ( честно сказать на 3*)...но не более...неужели нельзя все это дело круто организовать..не верю что у такой богатой страны (нефть, газ) нет возможностей превратить Набрань в туристический рай...показать туристам что Азербайджан-это действительно "жемчужина Востока"...этим летом хочу снова поехать в Азербайджан...в Набрани я уже отдыхала...может кто посоветует где еще можно отдохнуть у моря в этой ???
Поделиться1917.03.2010 18:21:01
может потому что море грязное? на большинстве пляжей вообще купаться не рекомендуется, ведь недалеко от берега ведется нефтедобыча. а как воняет море черте города! когда гуляешь на бульваре, если подойти к воде близко - словно из канализационного люка.
честно сказать, я предпочла бы отдых в Турции, чем в Азербайджане - именно в купальный сезон. Но приходится в Азербайджане)))
Кому-то нефть - кому-то туризм, у каждой страны свои приоритеты)
Поделиться2018.03.2010 13:16:51
Ну в Азербайджане помимо Баку есть и другие места где можно поплавать в море...правда я была только в Набрани...но мне кажется есть места где можно отдохнуть...