У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Театральное искусство, театры Азербайджана


Театральное искусство, театры Азербайджана

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://www.azerbaijans.com/uploads/traec.jpg

Азербайджанский театр обладает древней историей. Элементы театрального искусства, такие, как исполнение, пение, пляски, движения, беседы и пр. позволяют предположить, что история азербайджанского театра насчитывает более трех тысячелетий. Такие компоненты театрального искусства, как драматургия, режиссура, актерское ремесло нашли отражение в широко известных в народе с древних времен театрализованных сценах «Кёс-кёса», «Гаравелли», «Килим-арасы», «Шах Селим», а также в таких небольших спектаклях, как «Невеста Кёса», «Пастух Тапдыг», «Оленья игра», «Ведьма». Эти театрализованные сцены, а также комедия в трех действиях «Братец лентяй», которая имела определенное морально-воспитательное значение для своей эпохи, свидетельствуют о том, что азербайджанский народный театр имеет независимую историю.

http://www.azerbaijans.com/uploads/taric44.jpg

То, что национальный театр сыграл огромную роль в отражении народом своего быта и пробуждении азербайджанского народа, является неопровержимым фактом. А здоровую основу национального театра заложил своими произведениями Мирза Фатали Ахундов. Следует отметить и то, что в мире, а именно в Древней Греции, театр зародился с трагедии, а азербайджанский театр – с комедии. Если учесть, что в середине XIX века толкование с передовой эстетической точки зрения формирования комедийного жанра в азербайджанской литературе и проблемы комедийности представлялись весьма большими и требовали героизма, то смысл и значение этой деятельности значительно возрастут. Трудность заключалась не только в теории комедийного жанра, но и в весьма сильном надзорах полиции и цензуры того времени. Нелегко было завести разговор об эстетической и общественной функции смеха. Самый обыкновенный смех в адрес глав общества расценивался как «нарушение покоя, порядка и безопасности общественности». Поэтому М.Ф.Ахундов и последующее поколение азербайджанских драматургов, затрагивая основные вопросы комедийности и смеха, толковали его как средство способствующее усовершенствованию морали и изобличающее пороки.
Азербайджанский светский профессиональный театр начал свою деятельность с комедийного жанра, опираясь на пять бессмертных комедий М.Ф.Ахундова. 10-го марта (22 по старому стилю) 1873-го года по инициативе и при участии Гасанбека Зардаби и Наджафбека Везирова, учащимися «реальной школы» в Баку был показан первый театральный спектакль – комедия «Визирь Ленкоранского хана» Мирзы Фатали Ахундова. Азербайджанский театр, с первых дней создания начавший свое развитие на почве реализма, занимающий позицию высокой идейности и превратившийся в источник общечеловеческих идей, приобрел совершенство стиля, формы и методов.
Спустя месяц и семь дней после премьеры спектакля «Визирь Ленкоранского хана» зрителям была представлена комедия М.Ф.Ахундова «Хаджи Гара». Как передавала  газета «Каспий» (1873): «Из Баку сообщают, что 17-го апреля в салоне Бакинского «общества» в благотворительных целях любителями был представлен второй театральный спектакль. На этот раз была сыграна комедия в пяти действиях по пьесе М.Ф.Ахундова «Сяргюзешти-мердихесис» (Приключения скряги).
Азербайджанский театр постепенно развивался, становясь неразделимой частью жизни народа. И с каждым годом увеличивался радиус его охвата. Создание в 1921-м году Бакинского «Сатир-агиттеатра» превратилось в знаменательное событие в культурной жизни города. Открытие Бакинской театральной школы в 1923-м году и сами её выпускники в последующие годы сыграли существенную роль в развитии национального театрального искусства. В 1929-м году в Баку начал действовать детский театр. В 1937-м году в некоторых районах нашей республики были созданы государственные театры. К сожалению, в 1949-м году все эти театры (кроме Губинского, Гянджинского и Нахичеванского государственных театров) были закрыты. Театральные коллективы поначалу долгое время работали в виде драматических кружков, а в 1958-м году возобновили свою деятельность в качестве народных театров.
В 1960-е годы азербайджанский театр вступил в новую эпоху. В 1964-м году художником Т.Салаховым и композитором Г.Гараевым было поставлено произведение В.Шекспира «Антонио и Клеопатра». Таким образом, был создан грандиозный, яркий и гуманистический спектакль, которого так долго ждали театр и зрители. В этом спектакле проявился и прекрасный результат новаторских стремлений театра. Высокая сценическая культура, здоровый дух новизны и современности, поставленный Т.Казимовым в ноябре того же года спектакль «Ты всегда со мной», были высокими достижениями как автора, так и театра в целом. 
В 70-е годы Наби Хазри, начавший свое драматургическое творчество с пьесы «Если ты не сгоришь», с успехом продолжил его такими произведениями как «Эхо», «Мирза Шафи Вазех», «Меч, вонзившийся в землю», «Бурла Хатун». Писатель Анар, пришедший в театр с пьесой «Последняя ночь прошлого года»,  имевшей успех на сцене Азербайджанского Государственного Театра Юного Зрителя, утвердился как лучший драматург благодаря своим пьесам «Летние дни города», «Человек человека», «Пустынные сны», «Я пришел ради Вас», «Тахмина и Заур». Спектакли Н.Гасанзаде «Атабеки», «Поход Помпея» принесли успех, как автору, так  и театру.
В 1980-е годы такими спектаклями романтического героизма как «Песня остается в горах», «Хуршидбану Натаван», «Дьявол», «Атабеки», «Крик», «Меч, вонзившийся в землю», «Огненная Невеста», «Шейх Хиябани» и др., театр вступил в новую эпоху своего развития.
В этот период самым знаменательным событием азербайджанского театра стал процесс совершенствования стиля и жанра. Театральная критика, ссылающаяся на фактические материалы данного периода, также расширяла свои границы и повышала научно-теоретическое, эстетическое качество. Азербайджанская театральная критика по мере возможности вмешивалась в театральный процесс, способствуя его развитию.
Вызывает чувство гордости самоутверждение театров Юх, Миниатюр и Пантомимы, созданных после 1990-го года. Они резко отличались разнообразием жанра и формы, богатством стиля.
После 1990-го года на сценах азербайджанского театра были поставлены избранные произведения классических и современных азербайджанских писателей, а также русских и зарубежных драматургов.
Во время бывшего СССР, властвующего на протяжении 70 лет, азербайджанский театр гастролировал только в пределах СССР – в городах Москва, Ленинград, Минск, Киев, Тбилиси, Ереван, Ташкент и др. Спустя 71 год после гастролей Тифлисского Азербайджанского Театра в Турции в 1919-м году Азербайджанский Государственный Академический Драматический Театр организованно уехал на гастроли в Турцию, где были показаны спектакли по произведениям видного драматурга И.Эфендиева «Наша странная судьба» и «Воссоединение влюбленных в аду». В 1998-м году Азербайджанский Государственный Академический Национальный Драматический Театр АГАНДТ второй раз гастролировал в Турции.
Гастроли театра в Германию в 1992-м году также имели успех. Кроме этого, Бакинский Театр Пантомимы, Гянджинский Государственный Кукольный Театр и Бакинский Муниципальный Театр неоднократно гастролировали в Турции.



Похожие статьи:
- Театры Баку

0

2

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА.

Более чем вековая история азербайджанского драматического театра — это славный путь становления и развития самобытного национального искусства, имеющего богатейшие и яркие традиции. На протяжение всей истории азербайджанский театр был вплавлен в судьбы национальной интеллигенции и всего народа. У колыбели азербайджанского театра стояли его выдающиеся представители — писатель и философ М.Ф. Ахундов, писатель Н.Б. Везиров, издатель первой газеты на азербайджанском языке, замечательный общественный деятель Г. Меликов-Зардаби. 10 марта 1873 года был показан первый спектакль на азербайджанском языке — "Визирь Ленкоранского ханства" М.Ф. Ахундова.

В начале XX века в театральном движении Азербайджана выделялись актеры и деятели Г. Араблинский, Дж. Зейналов, М.А. Алиев, Г.К. Сарабский. Устраивались интернациональные вечера с участием ведущих мастеров искусств русского, украинского, азербайджанского и других закавказских народов. В расширении театрального дела принимали участие писатели А. Ахвердиев, Г. Махмудбеков, Н. Нариманов, актеры Сеид Рухулла, А.М. Шарифзаде, А. Вели, М.М. Кязымовский, М.Б. Гаджинский, Г.А. Абасов, А. Анаплы, А. Камарлинский, Р. Дараблы, Д. Багдадбеков, С. Селимбеков, М. Мурадов, А. Сухейли. С именами Г. Араблинского и С. Рухуллы связано зарождение театра в Татарии и в Средней Азии. В 20-е годы в Баку появился театр малых форм -"Сатирагит", впоследствии ставший Русским драматическим театром.

В 1923 году по инициативе Шовкет Мамедовой был открыт первый театральный техникум. Среди первых его выпускников были Халима Насырова, Сара Иншатураева, Мухаммеджан Касымов, Алты Карлиев, ставшие впоследствии народными артистами СССР. В 20-е годы расцвел многогранный талант драматурга Джафара Джабарлы (1899-1934). В 30-е годы Азербайджанский драматический театр осуществляет постановки таких произведений, как шекспировский "Макбет" (1936, режиссер А.А. Турганов), "Бесприданница" (1939, режиссер А. Шарифов), "В 1905 году", "Алмас", "Яшар", "Севиль", "Невеста огня" Джафара Джабарлы, "Сиявуш", "Шейх Санан" Гусейн Джавида, "Отелло" и "Ромео и Джульетта" В. Шекспира, "Без вины виноватые" А.Н. Островского, "Дубровский" Пушкина и другие.

Дебютируют С. Вургун ("Вагиф", "Ханлар"), М. Ибрагимов ("Хаят", "Мадрид"), С. Рустам ("Качах Наби"), появляются первенцы азербайджанской комедии "Свадьба" и "Счастливцы" С. Рахмана. В сороковые годы, годы второй Мировой войны театр отражал мужество и героизм людей на фронтах и в тылу. После войны Азербайджанский театр ставит работы новых молодых прозаиков. В 50-е годы запомнились постановки пьес "Забавный случай К. Гольдони (режиссер Т. Кязымов), "Шелковые сюзанне" А. Каххара (режиссер А. Шарифов), "Честь" А. Ширванзаде (режиссер А. Искендеров), "Васса Железнова" М. Горького (режиссер Т. Кязимов), "Зимняя сказка" В. Шекспира (режиссер А. Шарифов) и многие другие. Плодотворно работает театральный художник Б. Афганлы. Дебютирует молодой поэт И. Сафарлы (пьесы "Глазной врач"", "Ядигяр", "Сердце матери"). Осваивается драматургия Назыма Хикмета (пьесы "Чудак", "Всеми забытый", "Череп").

В конце 50- начале 60-х годов на сцене поставлен ряд новых произведений как старшего, так и молодого поколения драматургов. Это "Джеваншир" и "Пламя" Мехти Гусейна, "Аликум женится" и "Ложь" С. Рахмана, "Бухта Ильича" и "Веяния любви" Дж. Меджнунбекова, "За закрытыми дверьми" Г. Сеидбейли, "Ну и дела" Ш. Курбанова, "Деревенщина" М. Ибрагимова.
В 60-е годы, наряду с постановками оригинальных пьес, театр усиленно работает над переводными спектаклями. Это "Мария Тюдор" В. Гюго, "Валенсианские безумцы" Лопе де Веги, "Антоний и Клеопатра" В. Шекспира (режиссер Т. Кязимов), "Орманская дева" Ф. Шиллера (режиссер А. Шарифов), "Ученик дьявола" Б. Шоу (режиссер А. Кулиев) и другие.

Интересные спектакли были поставлены и на сцене театра имени Дж. Джабарлы в Гяндже. Здесь идут пьесы классиков национальной драматургии — М.Ф. Ахундова, Н.Б. Везирова, Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердиева, Дж. Джабарлы, пьесы "Вагиф", "Ханлар" Самед Вургуна, "Хаят", "Мехаббат" Ибрагимова, "Качах Наби" С. Рустама, "Вешние воды", "В семьи Атаевых" И. Эфендиева, пьесы молодых драматургов Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Б. Вахабзаде. Наряду с этим гянджинский театр вел большую работу по освоению переводной драматургии: "Эзоп" Г. Фигередо, "Пойдите сюда" Азиза Несина, "Хитроумная влюбленная" Лопе де Веги, "Злой дух" А. Ширванзаде, "Трехгрошовая опера" Б. Брехта и других. Нахичеванский театр в 60-е годы особое внимание уделял новому прочтению азербайджанской классики и воплощению современной драматургии. Успешно работали театр имени Н.Б. Везирова в Ленкорани, имени Г. Араблинского в Сумгаите, имени С. Рахмана в Шеки, имени А. Ахвердиева в Агдаме, имени М. Давудовой в Мингечауре. Отметим постановки Азербайджанского драматического театра — пьесы "Без тебя" Ш. Курбанова, "Тлеющие огни" М. Ибрагимова, "Пропавшие дневники", "Ты всегда со мной", "Моя вина", "Не могу забыть" И. Эфендиева. Постановщики — Т. Кязимов, А. Шарифов.

70-е годы ознаменовались такими событиями в театральной жизни, как пьесы "Хайям" Г. Джавида, "Песня осталась в горах" И. Эфендиева. Появляются имена молодых режиссеров, которые успешно ставят ряд пьес. "Мастера" Р. Стоянова (режиссер Ф. Султанов), "Проснись и пой" М. Дьярфоша (режиссер Ф. Гаджиев), "Безымянная звезда" Себастиана (режиссер Г. Аблудж), "Не беспокойся, мама" Н. Думбадзе (режиссер А. Кязымов). Старшее поколение режиссеров становится блестящими интерпретаторами классики и современной драматургии. "Госпожа министерша" Б. Нушича, "Дон Жуан" Мольера, "Буря" Шекспира (режиссер Т. Кязимов), "Коварство и любовь" Шиллера, "Ханума" А. Цагарели, "Легенда о любви" Н. Хикмета (режиссер А. Шарифов), "Мещане" М. Горького и "Сборище сумасшедших" Дж. Мамедкулизаде (режиссер М. Мамедов) сыграли большую роль в воспитании молодого поколения актеров театра. Отрадным фактором стало появление на афишах театра имен молодых драматургов. Пьесами о современниках дебютировал талантливый поэт Б. Вагабзаде — "Второй голос", "После дождя", "На дорогах остаются следы", писатель С. Даглы выступил с пьесами "С новосельем" и "Тени шепчутся", Н. Хазри — с пьесами "Если не будешь гореть" и "Эхо". Выделяются братья Ибрагимбековы — Максуд с пьесой "Надежда" ("Мезозойская история") и Рустам — с пьесой "Допрос", а также писатель Анар — с пьесой "Летние дни города". Идут пьесы Имрана Касумова "Когда начинается сказка", И. Эфендиева "Странный молодой человек" и "Голоса, идущие из садов", Н. Сафарли "На перепутье". Азербайджанский театр обращается к творчеству Дж. Джабарлы ("Севиль", "Айдын"), Г. Джавида ("Князь"), А. Ахвердиева ("Волшебница Пери"), писателя М.С. Ордубади (инсценировка романа "Меч и перо", режиссер Т. Кязимов).

Азербайджанский театр вырастил замечательных актеров, деятелей сцены, таких как Ульви Раджаб, Алескер Алекперов, Исмаил Идаятзаде, Мамедали Велиханлы, Исмаил Дагестанлы, Мустафа Марданов, Рза Афганлы, Исмаил Османлы, Мовсум Санани, Ага Садых Герайбейли, Аждар Султанов, Али Курбанов, Казим-Зия, Сулейман Тагизаде, Рза Тахмасиб, Агададаш Курбанов, Атамоглан Рзаев, Садых Салех Багиров, Мелик Дадашев, Фатех Фатуллаев, Абас Рзаев, Мамедрза Шейхзаманов, Мамед Садыхов, Гасанага Салаев, Джаббар Алиев, Гаджимамед Кавказлы, Али Зейналов, Гасанага Турабов, Садых Гусейнов, Камил Кубушев, Мухтар Авшаров, Бурджали Аскеров, Лютфи Мамедбеков, Азиза Мамедова, Сона Гаджиева, Ева Оленская, Марзия Давудова, Окюма Курбанова, Барат Шекинская, Фатьма Кадри, Панфилиди Танайлиди, Гамер Топурия, Лейла Бедирбейли, Наджиба Меликова, Махлуга Садыхова, Софья Басирзаде, Амина Нагиева, Мирвари Новрузова, Атая Алиева, Сафура Ибрагимова, Шовкет Рзаева, Окюма Касимова, Саадат Зульфигарова.

В 70-е годы в театре работает и талантливая молодежь: Самандар Рзаев, Гамлет Ханызаде, Гамлет Курбанов, Яшар Нуриев, Фуад Поладов, Рафик Азимов, Алиаббас Кадиров, Эльхан Агагусейн оглы, Кямал Худавердиев, Акшин Велиханлы, Рамиз Меликов, Меджнун Гаджибеков, Гаджи Исмаилов, Садых Ибрагимов, Рафаэль Дадашов, Шафига Мамедова, Амалия Панахова, Вефа Фатуллаева, Зернигяр Агакишиева, Амина Бабаева, Мехбуба Меликова, Шукуфа Юсуфова, Севиль Халилова, Бести Джафарова. Появились самобытные режиссеры: Адил Искендеров, Алескер Шарифова, Магеррам Ашумов, Мехти Мамедов, Тофик Кязимов, Алигейдар Алекперов, Шамси Бадалбейли.

0

3

Театральная труппа под руководством Хабиб бея Махмудбекова, 1888 г.
В 1888 году в Баку при активном участии С. М. Ганизаде и Н. Нариманова была создана театральная труппа. В 1897 был сформирован первый профессиональный коллектив — «Мусульманская драматическая труппа». Репертуар азербайджанского дореволюционного театра составлялся из произведений азербайджанских драматургов (М. Ф. Ахундова, Н. и Г. Везировых, Н. Нариманова, А. Ахвердиева, Дж. Мамедкулизаде и др.), а также русских (Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой) и западноевропейских классиков (У. Шекспир, Шиллер, Ж. Б. Мольер). С первых же лет своего возникновения азербайджанский театр стал центром распространения идей просвещения и демократии.
http://cs314728.vk.me/v314728420/3eaa/J_0Zfl_XIBs.jpg

В конце 1933 года Бахши Галандарли, родившийся в Ханкенди и закончивший Институт сценического искусства в Ленинграде, начал свою деятельность в качестве режиссера Иреванского государственного тюркского театра.
Всего за 1934-1935-е гг. Иреванский тюркский театр в 142-х деревнях показал свыше 160-ти представлений. В 1935 году в турецкой группе при Иреванском театральном техникуме получили образование 4 девушки и 21 юноша. Студенты были обеспечены общежитием и стипендией.
http://cs314728.vk.me/v314728420/3eb1/Jr22468UKUs.jpg

Актеры Иреванского театра, отслеживая репертуары более опытных театров Баку и Тифлиса, включали в свой репертуар сыгранные там представления. 19 января 1908 года в городском клубе представителями иреванской интеллигенции, при режиссуре Асиф бека Шафибекова, было поставлено произведение известного турецкого писателя «Родина».
http://cs314728.vk.me/v314728420/3eb8/8g8rLjHO8JA.jpg

0

4

В Азербайджане отметят 100-летие «Аршин мал алан»

http://s5.uploads.ru/7TfpH.jpg

25 октября в Азербайджанской Государственной Филармонии имени Муслима Магомаева состоится концерт, посвященный 100-летнему юбилею музыкальной комедии Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан».
Как сообщает Oxu.Az со ссылкой на АзерТадж, на концерте в сопровождении оркестра народных инструментов Азербайджана прозвучат произведения азербайджанских и мировых композиторов.
Оркестром будет дирижировать народный артист, профессор Агаверди Пашаев.
100-летний юбилей «Аршин мал алан», являющийся в соответствии с решением Генеральной конференции ЮНЕСКО одним из самых популярных примеров мировой музыкальной литературы, отмечается в международном масштабе.
Оперетта переведена на более чем 60 языков и поставлена на сценах в Китае, Чехии, Болгарии, США.
Режиссером музыкальной комедии «Аршин мал алан», поставленной впервые в 1913 г. на сцене Театра Тагиева в Баку является Гусейн Араблински.

Я смотрела "Аршин мал алан" у нас! Мне понравилось! http://s017.radikal.ru/i444/1201/e9/e37c607cd1af.gif

0

5

Моё единственное упущение, побывав в Баку не успела сходить в театр((((( хотела именно на спектакль на азербайджанском языке

0

6

Котэ написал(а):

Я смотрела "Аршин мал алан" у нас! Мне понравилось!

я в Баку по телеку смотрела http://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gif хороший фильм))

ıIıIİıİIıımusic forever написал(а):

Моё единственное упущение, побывав в Баку не успела сходить в театр((((( хотела именно на спектакль на азербайджанском языке

иншаллах, ещё сходите))

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Театральное искусство, театры Азербайджана