У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Бакинский архипелаг

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Бакинский архипелаг — группа из прибрежных островов Каспийского моря расположены в Бакинской бухте около Баку. Глубины бухты вокруг островов относительно малые.

Архипелаг состоит из следующих островов:
Бёюк Зиря (Наргин)
Даш Зиря (Вульф)
Кичик Зиря (Кум)
Зенбил (Дуванный)
Сенги Мугань (Свиной)
Чикил (Обливной)
Кара Су (Лось)
Хяря Зиря (Булла)
Игнат дашы
Хиль (Глиняный)
Кюр даши

0

2

“Тайна острова Нарген"

http://s7.uploads.ru/wHZCG.jpg

Нарген (Зиря) — клочок скалистой земли посреди Бакинской бухты — стал тюрьмой для жертв репрессий 30-х годов. Остров Наргeн хорошо обозрим со всех сторон Бакинской бухты. В ясный день он словно купается в солнечных бликах моря. В ненастную же погоду дает знать о своем присутствии мигающими огоньками маяка. Тогда полуразмытые очертания острова, тонущие в облаках тумана, приобретают загадочность, порождая всякие домыслы и воскрешая в памяти старинные, почти позабытые легенды.
Известный писатель и просветитель Аббаскули Ага Бакиханов в доказательство затопления много веков тому назад зоны между Баку и Наргеном привел найденные им следы колеи двухколесных арб в каменном теле острова. Путь этот вел, согласно исследовательским материалам историка Сары Ашурбейли, вдоль острова к Шиховой деревне и Шиховой косе, конечной точке южного берега Бакинской бухты. Свидетельства тому обнаружил также российский академик Г.Ф.Ленц во время посещения Наргина в 30-х годах XVIII века.
Остров был необитаем, однако Ленц заметил на нем следы построек, колодцев и некоторые углубления, выбитые в скале. «По-видимому, когда-то на месте острова и территории бухты было древнее поселение, которое в связи с повышением уровня Каспия было затоплено. Морской берег был значительно дальше, там, где сейчас остров Беюк-Зире — Нарген, отделившийся от материка», — писал он.
Новая жизнь острова была связана с нефтяным бумом. Братья Нобель и другие промышленники стали использовать для транспортировки нефти танкерные флотилии, и на морских коммуникациях возникла напряженность. Во избежание кораблекрушения построили маяк. Начал светить он в 1883 году. Освещать путь кораблям помогали керосиновофитильная горелка, а затем газовый фонарь, специально изготовленный в Швеции. Лишь в 1956 году маяк был переоборудован в сложную оптико-навигационную систему.
Сейчас Нарген представляет собой пустынный клочок скалистой земли площадью в 3 километра: ширина западной части — 650 метров, средней — 170, восточной — 770 м. Зимой очень холодно, а летом — неимоверно жарко. Но еще совсем недавно здесь кипела жизнь: был благоустроенный поселок с Домом культуры на 150 мест, магазином, детским садом, библиотекой, кинотеатром и жилыми зданиями для семей военных.
А исчезло все с развалом Союза, когда остров перестал быть объектом ПВО страны, оказавшись фактически бесхозным. Поговаривали, что здесь будет устроено что-то типа Диснейленда... Да только веселиться там горожанам не хотелось. Вот и Наргин воспринимается, как «остров смерти», место, где расстреливали людей. Эта печальная слава закрепилась за островом еще с конца Первой мировой войны, когда царское правительство решило, что это самое подходящее место для лагеря военнопленных.
В наскоро сколоченных бараках из прогнивших досок на острове Нарген разместили до семи тысяч военнопленных турок, венгров, чехов, немцев, австрийцев. Антисанитарные условия, отсутствие питьевой воды, медикаментов, голодное существование стали причинами высокой смертности среди пленных.
«Поддержали эстафету» и большевики, отправляя в наргинские казематы неугодных. На остров можно было «загреметь» из-за образованности, происхождения, состоятельности. Один из первых узников Наргена, ныне покойный Рамазан Халилов, директор мемориального Музея Узеира Гаджибекова, рассказывал:
«В июне 1920 года я как бывший унтер-офицер одного из полков Дикой дивизии был арестован сотрудниками Особого отдела XI Красной армии. После полуторамесячного пребывания в общей камере тюрьмы, находившейся на Старо-Полицейской улице (ныне улица Мамедалиева, дом 5), я под конвоем «с вещами» был отправлен на остров Нарген.
Этот остров стал для меня проклятьем. Нас разместили в грязных, вонючих и тесных бараках, где до нас содержались пленные турки. Днем мы, словно в раскаленной печке, изнывали от нестерпимого солнечного пекла, не приносили облегчения и душные ночи. Порой нечего было есть, жажду утоляли теплой гнилой водой. Круглые сутки не давали покоя свирепые, величиной с ноготь блохи, ночами по нашим нарам бегали крысы. От комариных укусов и расчесов у узников лица заплывали до неузнаваемости, а руки, ноги и все тело были в красных волдырях, словно от крапивных ожогов.
Вскоре у нас начались желудочно-кишечные заболевания, от которых каждый день в бараках умирали едва державшиеся на ногах узники. Их хоронили в восточной части острова — в ямах, в которых вечный покой обретали сразу пять-шесть и больше человек, столько, сколько умирало к моменту погребения. А тех, кому в Особом отделе приказывали «без вещей» собираться в путь-дорогу, везли расстреливать на недалекий от нас остров Песчаный.
На этом острове я пробыл до самого сентября и был освобожден благодаря заступничеству Наримана Нариманова».
В 30-е годы прошлого века Наргeн тоже оправдывал свое зловещее название «остров смерти». Вот о чем поведал Петр Пухляков, долгое время работавший на острове смотрителем маяка: "Насчет расстрелов ничего сказать не могу, но на острове действительно находился изолятор: несколько бараков за колючей проволокой. Говорили, что в них были «враги народа» — троцкисты. Затем, уже к концу войны, их увезли, бараки сравняли с землей, на этом месте возвели каменную казарму для солдат."
Подполковник в отставке, бывший командир полка по тылу Музагид Ибрагимов (на острове служил с 1949 по 1969 год) рассказал, что при рытье окопов в западной части острова (со стороны Баиловской косы) солдаты не раз натыкались на ямы с останками людей, черепами, находили и золотые коронки. Чьи же это останки? Ясно, что это не были древние находки, потому что золотые зубы тогда не делали. Военнопленных первой мировой войны и жертв большевиков, по свидетельству Рамазана Халилова, хоронили в восточной части острова. Так что, скорее всего, это останки людей, замученных на острове в годы сталинских репрессий.
Помимо Наргeна и Песчаного, большевики чинили свои расправы еще на одном острове — Булла (Хаара-Зире): "Как-то раз, помнится, дело было осенью 1972 года, — вспоминал Ильяс Гусейнов, бывший начальник Бакинской межрайонной инспекции по охране природы, — мы на вертолетах переселяли джейранов с острова Булла в заказник на Шаховой косе. Был сильный ливень. И вдруг глазам открылась страшная картина, заставившая прервать нашу работу: вымываемая глинистая почва обнажила останки сотен людей — мужчин и женщин, как стало ясно позже, расстрелянных. С помощью бульдозеристов из НГДУ «Булла-море» мы перезахоронили их чуть ниже, под холмом. А потом нам рассказали, что расстрелянных просто сбрасывали вниз с обращенного в сторону открытого моря восточного ската, а за рабочим поселком в специальной казарме дежурила команда палачей из 20 красноармейцев во главе с командиром".
Прошли годы. Для многих воспоминания о жертвах репрессий 30-х годов прошлого века стали абстрактным понятием. Сейчас невозможно назвать не только имена людей, погибших на каспийских островах, но даже приблизительное число жертв. И сколько еще тайн хранят эти места, скрывшись за завесой тумана?

Ирада РУСТАМИ

0

3

Древняя Мугань: в поисках затонувшего города

Города подобны людям: они рождаются, расцветают, а потом - умирают. Подобно людям, они гибнут от войн или природных катаклизмов. Судьба же других бывает еще драматичней - даже названия их пропадают, погребенные в глубине столетий, движения народов стирают их следы с лица земли. Этой участи не избежала и средневековая Мугань.
Точно установлено: некогда Кура впадала в Каспий севернее Сальян, недалеко от Кюрсенги. Знаменитый археолог А.Пахомов на основании аэрофотосъемок, проведенных в этом районе, пришел к выводу, что в средние века Кура, протекая мимо Кюрсенги, впадала в море недалеко от Бяндованского мыса. В средние века на берегу Куры, там, где река впадала в море, гораздо выше Сальяна, возможно, и стоял большой, сильный, многонаселенный город. Во всяком случае, об этом свидетельствуют арабские и персидские источники, в которых говорится об "Ен-нахр аль атиг", "Кёхнен-руд", то есть о "Русле старой реки". В IX в. викинги-русы бросали якорь именно в этом старом русле, откуда шли на Барду. И устье реки, и берег моря со временем изменились.
Еще в XIX в. мореплаватели, проплывающие в этом районе Каспия, видели в прибрежных водах развалины разрушенных зданий, обломки затонувших судов, собирали на берегу украшенные осколки посуды. Именно поэтому А.Бакиханов в 1844 г. обратился к царскому наместнику на Кавказе с просьбой приказать военным судам, выходящим с острова Сара, исследовать морское дно.
Позднее, в советское время, подводный археолог, старший научный сотрудник Музея истории Азербайджана Виктор Квачидзе, собрав все исторические сведения, пришел к выводу, что легендарный город Мугань надо искать близ Бяндованского мыса. Начиная с 1986 г., он в качестве руководителя подводной экспедиции музея начинает поиски на берегу близ Бяндована и в море.
Материалы, собранные в течение 15 лет, дают основание утверждать, что затопленная илом территория в 20 км и находящиеся под водой несколько строений хранят в себе развалины большого города. Согласно археологическим находкам, относящимся к IX-XI вв., этот город можно считать Муганью. Находящийся в 20 км остров Санги-Мугань, то есть "граница Мугани", — реальная подсказка к тому, это и было названием города. (Любопытная деталь: остров Санги-Мугань вместе с островами Пирсагат и Карасу в XVII веке был соединен с сушей. Там и сейчас живут кабаны. А они могли попасть туда только по суше. Именно поэтому плававший в этих местах Степан Разин и дал ему название "Свиной").
Город состоял в основном из глинобитных домов. Этот кирпич, в котором глина смешана с соломой, называемый в народе "медвежонком", был в древние и средние века основным строительным материалом. Поэтому не случайно, что при раскопках древних азербайджанских городов находят так много печей, где изготавливалась керамическая посуда.
То же самое произошло и при раскопках города, некогда стоявшего близ Бяндованского мыса. Большинство среди найденных археологами артефактов — и по количеству, и по сохранности — составляют предметы керамики. Несмотря на свой тысячелетний возраст, они сохранили свой цвет.
Покрытые лавой грязевых вулканов острова Санги-Мугань, и прибрежным илом Бяндованского мыса, и ракушками-бальянусами, эти находки — наглядное доказательство расцвета в Мугани декоративно-прикладного искусства.
Артефакты, обнаруженные на Бяндованском мысе, можно разделить на две категории. Найденные в северной части предметы, относящиеся к IX-XI векам, представляют собой посуду с простым узором, зато обнаруженные в южной части, хоть и старше на пару веков, но отличаются очень богатым орнаментом.
Высокие кувшины предназначались для хранения различных продуктов питания. В чолмагах — глиняных сосудах, похожих на чаши, — готовили пищу, из больших мисок ели. Из маленьких пиал пили воду. Афтовы — кувшины для омовения, тазы использовали для воды. А держали ее в санаках — больших глиняных, обожженных кувшинах с длинным узким горлышком, способных удержать прохладу. Даже посуду для хранения масла делали из глины.
Это разнообразие форм и техники свидетельствует о высоком уровне мастерства гончаров на Мугани и показывает, насколько высока была потребность в их продукции среди потребителей.
Большинство гончарных мастерских было занято изготовлением обычной посуды с незамысловатым рисунком, простым орнаментом. Чаще всего это были кяса и кувшины, используемые в повседневной жизни. Изготовление посуды со сложным рисунком и орнаментом концентрировалось в основном вокруг крупных печей, которые могли сохранять нужный температурный режим и в то же время имели большие камеры, позволяющие обжигать много посуды, что было целесообразно с экономической точки зрения, и высокого качества. Вокруг этих печей работали целые артели.
Для керамики Бяндована характерно множество оттенков зеленого цвета — и малахит, получаемый из медного купороса, и цвет травы, и прочие оттенки. Желтые, красно-фиолетовые краски и их оттенки получали из двуокиси марганца. В красный добавляли оксид железа. Найденные здесь рядом с печами капли голубой глазури дают основание утверждать, что в Азербайджане изготавливалась и глазурованная посуда.
Иногда рисунок цветка, символизирующий солнце, превращался в медальон и украшал центр композиции. Заложившие основу решетчатого орнамента, где места соединений создавали впечатление медальонов, система кругов, нарисованных циркулем, была одним из излюбленных узоров бяндованских мастеров. Этот зеленый круг, именуемый мартабани, — подражание знаменитой тогда китайской технике. Нанесенный циркулем на белую поверхность декор демонстрировал фактуру материала.
Изображение узлов на керамической посуде носило символический смысл. В глубокой древности, если человек о чем-то просил Бога или давал какую-то клятву, то с магической целью, как это было принято, должен был плести узлы. В бронзовом веке такие узлы приобрели уже характер украшения. Турки-сельджуки рассматривали узлы как амулет, что, кстати, до сих пор не забыто в народе. В бяндованской керамике мы встречаем сложные переплетения узлов в геометрическом орнаменте.
Для того чтобы оживить сухие линии геометрических орнаментов, в них включали изображения растений — листья, цветы.
Сетчатые узоры, встречающиеся на некоторых изделиях, были очень смелым художественным шагом. Входящие под прямым углом в круглую форму, они придавали изделию в высшей степени неожиданный декоративный эффект. Посуда с таким орнаментом казалась покрытой тканью с крупным прямоугольным узором, который под прямоугольником выглядел сотканным из линий, напоминая циновку.
В бяндованских керамических изделиях большое место занимает изображение животных и птиц, особенно соколов. Эту большую, величественную птицу, которая в полете развивает скорость до 300 км/час, и сейчас можно встретить в районе Бяндованского мыса. Иногда изображения птиц можно воспринять как птицу Феникс — символ счастья, что связано с космогологическим понятием Богини Неба.
Центр композиций бяндованской кясы могли украшать и такие любимые образы зверей, как барс, лев, леопард, бенгальская кошка. Очень может быть, что в ширванских землях обитал царь зверей — лев. И, может быть, именно с этим связано то, что в самом названии края — Ширван сохранилось его имя. Однако художник вряд ли мог увидеть льва вблизи. Поэтому на тарелках его изображение дается условно и часто напоминает барса, который в избытке водился в лесах Азербайджана.
Привлекают внимание и клейма, которые мастера бяндованской керамики ставили на своих работах. Большое количество этих клейм свидетельствует и об авторах, и о том, что их продукция пользовалась спросом.
Керамической посудой пользовались все слои населения Мугани. Следовательно, керамика была наиболее демократичным видом искусства, которую мог изготовить и купить каждый. Мастера древней Мугани демонстрировали своим творчеством, что простой кусок глины в умелых руках может стать бессмертным предметом искусства.
Ни вода, пытавшаяся смыть и уничтожить их, ни извержения вулканов, периодически взрывавшие поверхность муганской почвы, не смогли стереть эти предметы с лица земли. Кирпичи оказались уничтожены водой, металлы — изъедены ржавчиной, но фаянс и керамика устояли. Они не утратили даже яркости своих красок. Только она, хрупкая и нежная керамика, смогла выдержать испытание временем.

Источник

0

4

Сенги Мугань (Свиной)

http://s7.uploads.ru/7Pmbv.jpg

Возможно, возле этого острова в 1669 г. и произошло сражение — Бой у Свиного острова — между казацким войском Степана Разина и большим флотом, посланным персидским шахом, под командованием Мамед-хана астаринского, окончившееся победой казаков. В этом сражении в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом — дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из-за острова на стрежень...», якобы бросил с корабля в воду.
Однако, возможно, это сражение произошло не у этого острова, так как у учёных нет единого мнения о том, какой остров казаки называли Свиным. В источниках прямо указывается на близость острова к Ленкорани.

Еще одна версия происхождения названия "Свиной". В старину остров Сенги Мугань был местом ссылки провинившихся и преступников. Поэтому он именовался "остров с виной". А уже потом название перешло в "Свиной". Основу топонима "Сенги Мугань" составляет персидское "санг" - камень, а "Мугань" это название прибрежной местности. В некоторых источниках остров также именовался Санги-Музаффар. :glasses:

Остров Сенги Мугань знаменит своим маяком, который был изготовлен во Франции в 1891 году по расчетам и чертежам Эйфеля - признанного мастера изящных металлических башен. Маяк представлял собой чугунную трубу высотой примерно 50 метров. Во время одного из извержений грязевого вулкана, которыми славится остров Сенги Мугань, ударил газовый фонтан высотой более 150 метров и расплавил чугун маячной трубы. Позже здесь был установлен новый электронный маяк.

0

5

Острова Апшеронского полуострова

http://s7.uploads.ru/j6Mnp.jpg

Вокруг Апшеронского полуострова расположены небольшие острова, которые входят в Бакинский и Апшеронский архипелаги. Происхождение названий этих островов уходит в далекое прошлое. Используемое в большинстве названий слово "Зиря" произошло от арабского слова "Джазиря", что означает "остров".
Большинство названий было изменено русскими, в частности казаками, появившимися на Каспии в XVII веке. Так, например, Беюк Зиря стал именоваться Наргин, Даш Зиря - Вольф, Зенбил - Дуванный, Сенги Мугань - Свиной, Чикил - Обливной, Гара Су - Лось, Гил - Глинянный, Хара Зиря - Булла, Чилов - Жилой, Пираллахы - Артем. Происхождение некоторых названий островов имеет свою историю.
Например, названия островов Наргин и Вольф связаны с именем Петра I. После войны со шведами эти острова напомнили ему по форме Ревельские острова с аналогичными названиями в Финском заливе. Наргин ("Наргин" - немецкая форма, "Нартинген" - эстонская форма) означает "узкий пролив". "Вульф" в переводе с немецкого языка означает "волк, волчий остров".
Остров Чилов был переименован в "Жилой" по созвучию. Старинное название острова Чилов – Шахилан, а первоначально он назывался Ронис (персидское название).
По одной из версий название острова Дуванный произошло от тюркоязычного племени дуван, упоминаемого в средневековых источниках. По другой версии остров получил свое название от слова "дуван". Так казаки именовали дележ ("дуванить" по старо-казачье означало делить добычу после разбоя). В XVII в. казаки Степана Разина осуществляли набеги на Апшерон. Награбленную в окрестностях Баку добычу они делили на этом острове, откуда и пошло название. Тюркское название "Зембиль" -"плетеная корзина" видимо связано с тем, что издали остров похож на опрокинутую корзину.
Существует версия, что с именем Степана Разина связано и название соседнего острова Булла - оно означает "был я".
Остров Лось (Гара Су) был назван по внешнему виду. Приподнятый в верхней части и понижающийся к югу остров напоминал казакам спину лося.
Остров Обливной (Чигил) грязевулканического происхождения: в юго-восточной части расположено несколько действующих грязевых вулканов, постоянно изливающих на поверхность новые потоки грязи. С этим и связано данное русскими название острова. Предполагается, что исконное название острова Чигил происходит от названия тюркоязычного племени.
Название острова Пираллахи, что означает "божья святыня", было переведено, и он именовался русскими "Святой". В 1936 году остров переименовали в Артем в честь революционера Ф.А.Сергеева, который имел такую партийную кличку.
В 1990 году всем островам официально были возвращены их исконные названия.

0

6

Уважаемая Котэ!
Большое спасибо за публикацию статьи “Тайна острова Нарген" (автор Ирада РУСТАМИ). Не могли бы вы указать источник этой статьи, чтобы можно было сослаться на него в исторической статье?

0

7

Скрытый текст:

Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

0

8

Большое Вам спасибо!http://savepic.su/3842224.gif

0