Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Девичья башня (Qız Qalası)

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Раскрывая тайны Девичьей Башни

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Baku_Maiden_Tower.jpg/250px-Baku_Maiden_Tower.jpg

Девичья Башня по праву считается одним из наиболее выдающихся древних памятников общечеловеческой культуры. Уникальность данного строения заключается не только во внешнем виде, но и в том, что истинная история его возникновения на самом деле никому неизвестна.

Предположения о том, что башня была построена для зашиты южных ворот, была маяком, зороасятрийским храмом, обсерваторией или возведена в средние века человеком по имени Масуд – всего лишь версии, не имеющие убедительных доказательств. Отсюда и своеобразие нашего к ней отношения – несмотря на утерянную в веках тайну её происхождения мы, тем не менее, настолько свыклись с этой огромной каменной загадкой, что воспринимаем её как такую же естественную особенность нашего города, как и Бакинскую бухту, на берегу которой она стоит.

В настоящее время формально признанных, ясных и убедительных ответов всё ещё не существует на три главных вопроса: каково было назначение Девичьей Башни, кто её построил и сколько ей лет? При этом необходимо отметить, что только гипотеза, способная, помимо ответов на эти главные вопросы, объяснить так же и все элементы дизайна башни (а не отдельно взятую особенность) имеет право считаться официальной научной теорией о происхождении и назначении Девичьей Башни в г. Баку.

В настоящей статье вниманию читателя предлагается краткое содержание новой версии, которая на данном этапе исследования даёт наиболее полные ответы на поставленные выше вопросы. Более подробная информация будет предоставлена в готовящейся к изданию книге, посвящённой древней истории Азербайджана, в которой так же приводится подробный анализ конструкции Девичьей Башни, позволивший определить, с какой целью она была построена и как использовалась.

Прежде всего, отметим, что форма башни соответствует священному символу, хорошо известному в народе под названием «бута». Несмотря на распространённое мнение о том, что «бута» всего лишь один из элементов традиционного национального декора, несущий в основном флористический смысл, было установлено, что в далёком прошлом этот символ на самом деле имел гораздо более насыщенное, религиозное содержание и был в употреблении со времён каменного века. Есть все основания полагать, что «бута» является древнейшим религиозным символом, обозначавшим единое божество (воплощавшим в едином образе мужское и женское начало, Небо и Землю). Только по мере вытеснения древних традиций новыми религиозными учениями, «бута» постепенно утратила своё идеологическое содержание и дошла до наших дней в виде декоративной детали, широко используемой в искусстве, ковроткачестве и ювелирном деле.

Многократно повторенное в средствах массовой информации мнение о том, что башня была построена так, чтобы в проекции напоминать цифры 9 или 6 мягко говоря неубедительно. Прежде всего, потому, что это мнение в сущности ничего не объясняет, помимо утверждения, что во многих религиях этим цифрам придаётся некий сакральный смысл (в религиозном контексте идеологическую нагрузку несут так же цифры 3, 4, 7, 8, 12 и т.д.).

Но самым существенным упущением «цифровиков» является то, что возраст этого строения, по единодушному мнению большинства исследователей Девичьей Башни, составляет более 2000 лет. Иными словами во времена, когда древние строители закладывали первый камень в основание башни арабские цифры 9 и 6 (равно как и вся арабская культура, ещё не сформировавшаяся к этому времени) вовсе не были в использовании, как в середине 20-го века, когда авторы «цифровой» идеи ходили в среднюю школу.

Строительство башни началось во времена, когда всё ещё процветало правление фараонов, а в международном пользовании могли быть, пожалуй, только римские цифры. Поэтому настаивать на том, что при возведении громадного сооружения 30 метровой высоты со сложным внешним и внутренним дизайном за основу формы более 2000 лет тому назад была взята арабская цифра, по меньшей мере, некорректно.

Однако истина заключается в том, что Девичья Башня воплощает в трёхмерном объёме священную форму «бута», которая была символом единого бога во времена, когда до Рождества Христова процветали религиозные учения эзотерического толка, основанные на институтах тайного жреческого знания. Примечательной особенностью строения является то, что помимо двуединого содержания символа «бута», сама башня так же объединяет в своём изящном, монолитном дизайне небесную и земную компоненты. Двойственный дизайн отчётливо выражен во внешнем виде башни: земная половина нижней части храма представлена обычной плоской каменной кладкой, в то время как верхняя, ребристая, во все времена бывшая наиболее примечательной и характерной особенностью Девичьей Башни, представляет собой небесную половину. Стена же, выступающая в юго-восточном направлении вовсе не была задумана создателями храма, как контрфорс, а является органической составной частью общего дизайна и священного образа «бута».

Уникальность ситуации с Девичьей Башней заключается в том, что для того, чтобы понять назначение этого неповторимого сооружения совершенно необходимо иметь представление хотя бы о самых основных положениях той религиозной традиции, в интересах которой оно было воздвигнуто более 2000 лет назад. Именно по этой причине наши исследования были направлены на восстановление (насколько это возможно в условиях крайней фрагментарности материала) базовых идей религиозных систем дохристианского и древнейшего периода истории.

Были обнаружены убедительные доказательства тому, что идея единого божества, несущего в своей всеобъемлющей космической сущности мужское и женское начало существовала, как сформировавшаяся концепция, на протяжении десятков тысяч лет начиная со времён раннего Палеолита. Пройдя почти неизменной сквозь тысячелетия, она легла в основы практически всех ныне существующих глобальных религий.

Центральным положением древней религиозной философии было то, что бог воспринимался как Бог-Богиня. В библейской информации о сотворении человека отчётливо говорится о том, что бог сотворил человека мужчиной и женщиной «по образу и подобию своему», т.е. строка недвусмысленно указывает на то, что подобие создателя подразумевает так же присутствие женской природы. Идея двуединства, например, может быть прослежена в индуизме, истоки которого лежат в древней ведической философии, уходящей корнями в доисторические времена и в котором верховный бог Шива имеет так же женскую ипостась в образе богини Кали-Деви.

Тему можно было бы продолжить, приводя всё больше примеров и разъяснений. Но поскольку речь сейчас идёт о форме Девичьей Башни, важно отметить, что существенной особенностью древних религиозных традиций, стоявших на фундаменте тайного знания о двуединой природе бога, было требование возводить храмы в соответствии с очертаниями религиозного символа, выступающего в роли общего логотипа. В результате проведённых исследований было установлено, что очертания священного символа прослеживаются в формах сохранившихся культовых сооружений неолитического периода средиземноморья, мегалитических сооружениях Европы, Азии и Америки, которые, по мнению многих учёных, так же выполняли храмовые функции.

Таким образом, вовсе не стремление создать какую-то «особую оборонительную конструкцию» и не намерение возвести «маяк необычного дизайна», но именно архитектурное воплощение символического образа двуединого божества, некогда доминировавшего в религиозном сознании древнего мира, является первопричиной столь характерного внешнего вида Девичьей Башни. Разница, пожалуй, только в том, что Девичья Башня, по-видимому, является, если не самым последним, то одним из самых последних храмов из ряда ушедших в прошлое культовых строений, служивших религиозно-идеологической системе, центральной концепцией которой был образ единого Бога-Богини.

Но как было отмечено выше, строительство подобных объектов происходило в период истории, когда религиозные традиции сохранялись и передавались из поколения в поколение в пределах замкнутых жреческих общин, причём исходная информация, лежащая в основе культа, сохранялась в тайне от остального общества. Обязательное правило жреческой организации заключалось в том, что только «посвящённый» допускался к сокровенным знаниям. Поэтому кандидаты на получении жреческого сана проходили обряды посвящения, проводившиеся как таинства, после которых новообращённый, вступая в жреческое братство, не только считался заново рождённым, но, так же, облагался строжайшими требованиями о неукоснительном соблюдении уставов и неразглашении скрытого знания. Нечто подобное наблюдается и в настоящее время, например, в замкнутых монашеских общинах Бутана, но нелишне было бы отметить, что именно из жреческих мистерий берут свои истоки так же и древние обряды посвящения «свободных каменщиков» - масонов.

Данная тема затронута потому, что один из важнейших пунктов скрытого мистического знания жрецов о таинстве смерти и воскрешения солнечного бога, имеет самое прямое отношение к истории возникновения Девичьей Башни и её назначению. Солнце, считавшееся в подавляющем большинстве древних религиозных традиций живым богом и даже прародителем царствующих особ, в период зимнего солнцестояния, по мнению мистиков далёкого прошлого, умирало и вновь возрождалось к жизни. Это божественное свойство делало его бессмертным, однако в рамках древней философии считалось, что чудо воскрешения светила происходило при самом непосредственном участии Бога-Богини, мужская и женская сущности которого обеспечивали возрождение солнца. Не удивительно, что при таком взгляде на природу вещей считалось, что солнце – сын двуединого бога.

Общеизвестно, что наивысшего расцвета религиозно-мистический культ солнца достиг в древнем Египте, однако при этом не следует забывать, что образ солнца был центральным не только в этой стране, а имел, пожалуй, планетарное распространение. Не вызывает никаких сомнений то, что солнечный бог так же стоял в центре религиозной традиции, в интересах которой был построен храм, называемый сегодня «Девичья Башня». Причём некоторые особенности конструкции позволяют утверждать, что функции храма в значительной степени были связаны именно с периодом зимнего солнцестояния.

Об этом свидетельствует уже тот факт, что все оконные проёмы башни находятся с южной и юго-восточной стороны, т.е. направлены на сектор горизонта Каспийского моря, в пределах которого наблюдается феномен солнцестояния.

Подводя читателя ещё ближе к пониманию назначения Девичьей Башни, отметим, что династические линии многих царствующих родов древнего мира считались берущими своё начало от потомков самого солнца, которое, как было отмечено выше, считалось живым существом. Именно по этой причине правители древних царств по установившейся традиции так же почитались живыми богами, в титулах которых часто присутствовало слово «солнце».

Наиболее известны в этом отношении египетские фараоны, но таковыми почитались также и многие другие правители, например, цари древней Греции, потомки солнечного бога Аполлона, цари Вавилона и Шумера, Ацтеков и Майя. Однако очевидно, что кем бы эти люди ни почитались, они были простыми смертными и вступали в этот мир точно так же, как и все прочие люди – через чрево смертной женщины.

Но религиозная традиция требовала признания в них божественных существ. Несмотря на то, что рождение наследника происходило в царствующем семействе, тем не менее, требовалась некая аттестация, призванная подтвердить, что новоявленная личность представляет собой очередного потомка солнечного бога. На решение данного вопроса и были направлены древние ритуалы посвящения или инициации, проводившиеся как священные таинства в специальных храмах. Именно одним из таких храмов, выделяющимся тщательной разработкой дизайна и великолепным строительным исполнением и является Девичья Башня…

Аббас Исламов

0

2

http://all-pages.com/img/repphotos2/repphoto_10648_9004.jpg

Прежде чем перейти к описанию функций башни, необходимо отметить некоторые оригинальные особенности её конструкции, которые, к сожалению, были радикально изменены в середине прошлого века, когда под видом реставрации Девичью Башню пытались переделать в оборонительную крепость.

Существенной особенностью её исходного дизайна было то, что в своём первоначальном виде храм имел сплошное нерасчленённое внутреннее пространство, единое для составляющих его половин, земной и небесной. В результате расчленения внутренней полости храма каменными перекрытиями возникли восемь тесных, похожих на каменные мешки, помещений, совершенно бессмысленных с точки зрения той самой идеи «оборонительной крепости», в поддержку которой и были нагромождены перекрытия.

Однако искажение оригинального дизайна заключалось не только в расчленении внутренней полости храма, но и в происшедшем одновременно с этим уничтожением водосборной функции сооружения. Дело в том, что важнейшим техническим требованием древнего таинства было накопление чистой небесной влаги, выпадающей в виде дождя и росы. Создатели храма предусмотрели в конструкции Девичьей Башни хорошо продуманную систему сбора небесной воды и её последующего дренирования во внутренний колодец посредством керамического коллектора, т.е. той самой трубы, назначение которой так долго озадачивало исследователей. На каждом из окружных выступов внутри храма по всей вероятности имелись каналы, направлявшие собираемую воду в керамическую трубу через ниши, со специально устроенными в них стоками. Строительство каменных перекрытий и крыши во время «реставрации» создало непреодолимое физическое препятствие на пути атмосферных осадков, а так же довершилось облицовкой пола на каждом этаже, что в конечном итоге полностью скрыло элементы водосборной системы башни. Не случайно, что после «реставрации» вода из колодца внутри храма постепенно исчезла.

Как было отмечено выше, в мистическом мировоззрении древних солнце считалось сыном Бога-Богини, т.е. было мужского пола. В древних сообществах, жизнь которых определялась религиозными идеологиями с образом солнечного бога в качестве центрального элемента, ребёнок мужского пола, рождённый в семье правителя (потомка солнца), автоматически считался наследником престола, т.е. продолжением своего отца.

Поэтому не случайно, что смерть и воскрешение светила, происходящее в период зимнего солнцестояния, было избрано как событие, одновременно с которым проводился обряд инициации. Посвящаемый (мальчик царского рода) во время обряда, проводившегося в храме священного таинства, символически умирал и возрождался параллельно с небесным покровителем, обретая тем самым «божественное» рождение и титул потомка солнца, дающий право на наследие престола. Излишне говорить, насколько значимым был храм, в котором происходило таинство, насколько важен был этот ритуал для далёких предков и насколько весомым было положение жреческой общины, выступавшей в роли связующего звена между богами и людьми.

Более подробная информация о материальных компонентах обряда, как например, наличие небесной воды, несущей силу неба (Бога) и скальной породы, символизирующей земную сферу (Богиню) будет представлена в книге, готовящейся к зданию в этом году. Но в данной статье отметим вкратце, что башню построили на священной скале, несомненно бывшей культовым местом задолго до строительства храма. Именно в материале этой скалы и был некогда выдолблен колодец, включённый впоследствии в конструкцию Девичьей Башни. Если водосборную функцию в далёком прошлом выполняла поверхность скалы, то со строительством храма и включением колодца в толщу стены эту роль стала исполнять гигантская чаша внутренней полости башни, которая, именно с целью сбора небесной влаги, была задумана слегка расширяющейся кверху.

Астрономический феномен зимнего солнцестояния наблюдается в северном полушарии в период с 21по 24 Декабря. Точки восхода солнца, по мере приближения к зиме, смещаются в южном направлении, а точки заката в северном. Солнце при этом пересекает небосвод по всё более пологой траектории. Наконец наступает момент, когда солнце, достигнув самой низкой траектории,  в течении трёх дней восходит из одной и той же точки. Именно эта остановка, наряду с самыми длинными ночами и короткими днями, рассматривалась в древней идеологии, как смерть светила. Однако утром 25-го происходит чудо – солнце вновь приходит в движение, восходя из новой точки, но уже в обратном направлении, в котором отныне будут смещаться восходы, вплоть до летнего солнцестояния с 21 на 22 июня.

Последовательное описание работы башни при восходе светила в дни солнцестояния следует начать с того, что в оригинальной конструкции башни была ещё одна очень важная деталь – вырез на конце стены выступающей к югу прямо напротив главного окна. «Реставраторы» сочли эту особенность лишней и застроили её как продолжение угла стены. Однако эта деталь играла существенную роль, поскольку именно начиная с момента, когда солнце, восходя над горизонтом Каспия, впервые появлялось в этом вырезе, вступая в храм через главное окно, по всей вероятности и начинался отсчёт главных ритуальных дней. Спустя некоторое время после этого момента наступали непосредственно дни зимнего солнцестояния, когда три восхода наблюдаются из одной и той же точки горизонта, расположенной точно напротив главного окна. Впервые подтверждение данного феномена состоялось в декабре 2004 года,  когда Аббас Исламов сфотографировал восход солнца из главного окна Девичьей Башни.

Четыре узких оконных проёма, находящихся на небесной половине храма, расположены по плавной дуге, берущей начало от главного окна. Линия этой группы окон повторяет траекторию восхода солнца в дни зимнего солнцестояния. Исключительно точный инженерный расчёт и конструкция оконных проёмов позволяют солнечному свету непрерывно находиться внутри храма, начиная с момента, когда светило появляется над чертой горизонта и вступает в Девичью Башню через главное окно. Солнце, двигаясь по восходящей кривой, поочерёдно переходит от одного окна к другому, при этом солнечный свет, ещё не покинув проём предыдущего окна, уже проникает в храм через следующее. Таким образом достигается эффект постоянного присутствия солнца внутри башни, причём в пределах определённого участка на противоположной стене. Этот участок в наших исследованиях условно назван «солнечным альковом».

Необходимо отметить, что солнце по представлениям древних людей подходило к точке восхода, проходя сквозь тело Богини Земли, иными словами восходило к линии горизонта из её чрева, содержащего так же и небесную воду, дарующую жизнь. Именно этой воображаемой схеме соответствовал и обряд инициации, проводившийся в храме в дни солнцестояния. Разумеется, сегодня практически невозможно воспроизвести ритуал во всех его подробностях, начиная с подготовки и до завершения. Как было отмечено выше, это знание древнего обряда было тайным и с исчезновением замкнутых жреческих институтов, вытесненных религиями относительно нового времени, оно практически было утрачено. Однако основные базовые положения мистических ритуалов, во многом общие для различных религиозных традиций древности, позволяют с большой долей уверенности восстановить основные моменты уникальной церемонии.

  «Потомок солнца», инфант царского рода, проходящий ритуал посвящения должен был символически пройти весь путь «смерти и воскрешения» вместе со своим небесным покровителем, воплощением которого на земле ему предстояло стать. Очевидно, что продолжительность его присутствия в храме определялась продолжительностью природного феномена солнцестояния, т.е. на протяжении по меньшей мере 4-х дней, начиная с раннего утра (до восхода солнца) и до времени заката. Вполне возможно, что три дня условного прохождения через царство смерти посвящаемый проводил внутри храма, не покидая его. На протяжении этих дней  инфант, подобно солнцу, проходил омовение (или окунание) в священной небесной воде, взятой из чрева священной скалы под башней и проходил сквозь каменное тело Богини (нижняя половина храма, заканчивающаяся как раз на уровне верхнего устья колодца). При этом он поднимался параллельно восходящему светилу по шахте колодца, в которой, как было установлено, когда-то имелись лестничные перекладины. Выходя из чрева Богини, он появлялся одновременно с восходящим солнцем на условной линии горизонта храма, т.е. в проёме главного окна, находящегося на стыке небесной и земной половин Девичьей Башни. Можно предположить, что за три дня контакта с субстанцией бога, каковой считалась небесная вода, несущая энергию жизни, побеждалась смерть и утром четвёртого дня, 25 декабря, солнце рождалось заново, вновь приходя в движение и восходя из новой точки в направлении востока. Именно в этот день проходящий инициацию мальчик покидал башню, поскольку вместе с воскресшим светилом он считался обретшим божественное рождение, титул потомка солнца и достойного наследника трона. Не исключено, что в этот день он покидал башню через главное окно, спускаясь по платформе, начинавшейся от основания окна и идущей вдоль стены в направлении моря.

Подводя итог сказанному, повторим, что это древнее сооружение представляет собой храм древнего таинства, воплощающий в своих формах концептуальный образ Бога-Богини и в этой связи повторяющий формы священного символа «бута». Это был храм, воздвигнутый в соответствии с духовными канонами древней идеологии дохристианского периода, в основе которой лежала мистическая концепция двуединого божества и возрождения солнца. Храм совершенно очевидно служил интересам религиозной традиции, важнейшим компонентом которой было «таинство посвящения» (инициации), традиционно проводившееся в период зимнего солнцестояния и идеологически ассоциировавшегося с возрождением бога-солнца и реинкарнацией его земных воплощений, живущих среди людей и принадлежавших к царствующим семействам.

Завершить статью хотелось бы ответом на оставшиеся два их трёх основных вопросов, упомянутых вначале обсуждения.  Итак, кто построил Девичью Башню?    

Это возможно самый трудный из вопросов, поскольку читатель ожидает услышать ответ с простым и однозначным содержанием: башня была построена во времена правителя «такого-то», в «таком-то» году. К сожалению, следует признать, что в настоящее время такой однозначный и исчерпывающий ответ пока невозможен. Мы призываем читателей, встречающих в литературе информацию, претендующую на указание точных дат и имён в отношении строительства башни, не принимать подобные сведения на веру, потому что они бездоказательны.

Однако учитывая, что весь дизайн и функционирование башни столь органично связаны с природным феноменом «возрождения солнца» и таинством инициации, широко практиковавшемся в прошлом, можно предположить, что авторы этого необычного строительного проекта были представителями социальной формации, исповедовавшей религиозную идеологию, центральные элементы которой были представлены: а) Солнечным божеством, б) Священным храмом таинства, вовлечённым в процесс «воскрешения солнца» и наконец в) обрядом инициации, проводившимся параллельно с природным феноменом зимнего солнцестояния для инфантов, считавшихся потомками солнечного бога.

На сегодняшний день на роль социальной формации, религиозная идеология которой включала бы всю совокупность перечисленных выше элементов, отводила особое место региону Кавказа в своей мифологии и в то же время была бы достаточно могущественна для осуществления подобного строительного проекта, претендует древнеегипетская империя. При этом было бы нелишне напомнить, что могущество Египта сохранялось почти до начала новой эры.

Сколько лет Девичьей Башне? Основываясь на информации относительно периода процветания древней религии, основу которой составляло мистическое учение о «двойственном» божестве и принимая к сведению список социальных формаций, следовавших данной идеологической школе, можно выдвинуть вполне реалистичное предположение о том, что башня могла быть построена в промежутке времени от 1000 до 500 лет до Рождества Христова, т.е. возраст Девичьей Башни составляет 2500-3000 лет.

Учитывая так же, что формирование города Баку исторически происходило вокруг древнего храмового комплекса, можно смело предположить, что эта цифра в равной мере применима и к возрасту нашей столицы, т.е. возраст Баку так же составляет около 3000 лет.

Аббас Исламов

0

3

http://open.az/uploads/posts/2010-05/1273794997_0_8419_7ddd8a09_xl.jpg

Самым величественным и самым таинственным памятником Баку является Гыз Галасы - Девичья Башня,  возвышающаяся в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Это уникальное сооружение азербайджанского зодчества не имеет аналогов на Востоке. Памятник, вокруг даты постройки и назначения которого идут многочисленные споры, и в наши дни больше всего привлекает внимание своей неповторимой формой.

Башня построена на выступе береговой скалы, и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 м и диаметром - 16,5 м. Толщина стен у основания 5 м, а вверху 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно. Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов башни ныне перекрыт каменным куполом с круглым отверстием. Свет во внутрь проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся во внутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена гончарная труба диаметром 30 см. Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.

http://www.window2baku.com/images/WallsGates/gizgalaplan2.jpghttp://www.window2baku.com/images/WallsGates/gizgalaplan1.jpg

Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит "губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда". Но эта плита явно появилась на башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метров от земли. Скорее всего, это надгробная плита, которой во время ремонта заделали окно в башне, или же имя мастера реставрировавшего сооружение. Чтобы датировать башню можно использовать два обстоятельства. Первый - при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Кабале и датируется I веком нашей эры. Возможно это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-79 году. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел - не позднее IX-X веков. Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев - в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке до нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в 2 этапа: нижняя часть памятника, до высоты 13,7 м построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.

Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города. Существуют версии, что первоначально башня строилась как храм огня (слово "Гала" - "башня" имеет в азербайджанском языке еще и значение "разводить огонь"), зороастрийская дахма (т.е. башня, где на вершине выставлялись трупы людей на растерзание коршунов), обсерватория, но ни одна из этих версий не выдерживает серьезной критики. Вероятнее всего башня являлась культовым сооружением доисламского периода. Об этом свидетельствуют и древние ритуальные колодцы, распложенные у подножия. Еще одним фактом, подтверждающим культовый характер постройки служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании. С распространением ислама древние культы были преданы забвению и сейчас трудно судить о первоначальном назначении сооружения.

В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов. В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк, находившийся на башне, начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города. В 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).

Башня неоднократно реставрировалась - в средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз - в 1960-х годах. К сожалению, во время реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, и о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.

Название "Девичья" встречается и в названиях других башен на территории Азербайджана и Востока и, видимо, означает "непокоренная", "неприступная". С происхождением названия бакинской Девичьей башни существует множество легенд. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом, и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать пока она не достроиться. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.

Изучая легенду можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму "Девичья башня". Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. "Девичья башня" называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.

Веков кровавый свет в тебе
Года торжеств и бед в тебе
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.

И ранних облаков полет
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи
Пусть люди слушают в тиши.

Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи -
Планета слушает в тиши.

Расул Рза, "Девичья башня"

http://www.window2baku.com/devbashnya.htm

0

4

http://www.baku.ru/city/parapet/images/chinar_dev_bash54209.jpg
http://www.baku.ru/club/photo/images/basn_2192431.jpg
http://www.baku.ru/city/parapet/images/azerbaijan_baku_bakou_maiden_tower-184944.jpg

0

5

http://1news.az/images/articles/2010/12/23/thumb300_20101223114536687.jpg

+1

6

Девичья Башня в Баку - ключ к секретам древних религий

Девичья Башня в Баку довольно известная достопримечательность в нашей части света, включающей Кавказ и Каспийский регион (фото 1). Но она менее известна (или не известна вообще) в более отдалённых от нас странах, таких как Америка, Австралия, Япония и многих других. Однако значение этого древнего памятника в истории человечества столь значительно, что он заслуживает мировой известности в той же мере, как и египетские пирамиды.
http://s50.radikal.ru/i129/1102/c5/01e7e10f3245.jpg

Существующие легенды не объясняют форму, сложное внутреннее устройство и назначение башни. Но относительно недавние исследования помогли установить наконец, какая именно идеология привела к созданию этого уникального храма и объяснить его необычный внешний вид, внутреннее строение и хотя бы приблизительно, но всё же датировать возраст. В этой статье вниманию читателей предлагается информация, которая поможет понять основные положения древней религиозной традиции, в интересах которой была построена Девичья Башня и почему этот храм имеет столь важное значение не только для истории Азербайджана, но так же и для истории остального мира.

Чтобы понять назначение и дизайн Девичьей Башни необходимо было установить, какой именно идеологии она служила в прошлом. Но дело в том, что корни этой идеологии уходят во тьму первобытных времён, когда, в попытках объяснить окружающий мир и место человека в нём, в древних сообществах начали появляться первые ростки религиозной философии.

Многочисленные находки по всему миру фигурок и наскальных изображений так называемых «Венер каменного века» подтвердили предположение о том, что в своей духовной жизни наши далёкие предки следовали каким-то общим идеям. Главной причиной для подобного предположения является то, что эти артефакты изготовлялись в соответствии с каким-то общепринятым образцом. Древние сообщества, производившие их на протяжении невероятно большого периода времени (по меньшей мере на протяжении 40 000 лет) на всём громадном пространстве Евразийского континента, совершенно очевидно испытывали очень стойкую и неизменную потребность в том, чтобы видеть их выражающими именно эти формы. Это очень серьёзный признак существования хорошо утверждённой и стабильной философии, старательно передававшейся от поколения к поколению.

В науке долго бытовало мнение, что в этих образах заключена довольно несложная идея «плодородия», в связи с чем фигурки «Венер» обычно рассматривались как женские. Но начиная с относительно недавнего времени среди исследователей сформировалось мнение, что смысл, заключённый в этих фигурках и аналогичных наскальных изображениях, значительно шире. В научных кругах, изучающих древнюю историю и культуру человечества растёт убеждение, что эти образы изображают вовсе не однополое женское божество (как например Мать Земля или Богиня Плодородия), но в них заключён двойственный смысл, означающий «Бог-и-Богиня».

В своей верхней, часто безликой «головной» части, данный образ символизирует небесную, мужскую природу божества, а в нижней представляет его земную, женскую сущность. Открытие этого материального воплощения философской концепции «единое, но двойственное божество» несколько изменяет наше представление о духовной жизни древних людей, которых мы привычно называем «первобытными».

Некоторые примеры подобных находок из Европы приведены в первом ряду на фотографии №2. Но параллельно со скульптурными фигурками, явно имевшими антропоморфную внешность, было сделано множество находок, которые на первый взгляд были определены археологами как орудия труда (примеры показаны во втором ряду фото 2).
http://i072.radikal.ru/1102/4d/7e120cff8b6e.jpghttp://s008.radikal.ru/i306/1102/a2/9918657ca290.jpg

Но исследования подтвердили, что эти предметы, датируемые периодом от раннего палеолита до позднего неолита (от 100 000 до 6000 лет назад) на самом деле никогда не использовались как орудия, например, как скребки или резаки, а скорее всего были амулетами. Учёные пришли к заключению, что эти находки представляют всё ту же, но в упрощенном виде, концепцию божества «Бог-Богиня», выраженную в единой символической форме. Именно эти находки подсказывают, что древняя религиозная традиция имела свой собственный логотип, общепринятый и общепонятный в древнем мире (точно так же, как образ креста понятен сегодня для всех христиан) и выражавший суть концепции «единое/двойственное божество». Верхняя, выступающая часть этого символа означала Небо, Отец, Бог, а нижняя, расширенная и округлая означала Земля, Мать, Богиня. Не требуется специальных разъяснений, чтобы понять, что это лого образовалось естественным образом из очертаний доисторических образов «Бога-Богини» (фото 3).
http://i046.radikal.ru/1102/5a/2ff39d0f4201.jpg

Эта обобщённая форма (фото 3) и является первоисточником хорошо известного в Азербайджане символа «бута». Сегодня символ «бута» в основном используется как декоративный элемент, например, в узорах знаменитых азербайджанских ковров, но может так же встречаться как элемент архитектурного украшения или в виде ювелирных изделий (фото 4: символ «бута» и образцы местных ковров).
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/3568769300449.jpg

Сегодня в Азербайджане можно услышать различные мнения относительно значения этого символа: некоторые говорят, что это символическое изображение прорастающего семени или женщины, языка пламени или бутона. Подобный разнобой во мнениях свидетельствует о произвольности и субъективности суждений. Но истина в том, что символ «бута» - это уходящий на десятки тысяч лет в прошлое древнейший религиозный символ, имевший значение «бог» и выражавший двойственную природу единого божества.
Мы не будем углубляться в дебри теософии, но в контексте данной статьи очень важно отметить, что Девичья Башня, древний храм до-христианских времён, имеет форму трёхмерного священного символа «бута» (фото 5).
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/1495669300449.jpg

Красной точкой на схематичной проекции башни обозначен колодец (фото 5, слева), в котором собиралась небесная вода, поступающая с дождями и росами и несущая (по мнению древних жрецов) оплодотворяющую и дарующую жизнь силу небес (компонента «Небо-Отец» двойственного образа). Подобная вода, собранная в скальной материи (представляющей тело Матери Земли) рассматривалась как священная и использовалась в ритуалах посвящения или других обрядах, которые происходили в Девичьей Башне и других аналогичных храмах в мире.

Важно так же отметить, что астрономическое явление зимнего солнцестояния было одним из центральных элементов древнего религиозного мировоззрения. Зимнее солнцестояние рассматривалось (и продолжает рассматриваться) как период времени, когда происходит смерть и воскрешение (реинкарнация) солнца. Солнце было главным божеством древнего мира, которое почитали, как сына «Бога-Богини».

Возрождение солнца (25-го декабря) по завершении зимнего солнцестояния было ключевым событием в жизни древних сообществ. Большинство древних храмов, которые были построены в соответствии с требованиями традиций солнцепоклонничества, были сориентированы именно на эту точку горизонта, где происходит феномен зимнего солнцестояния.

Главное окно Девичьей Башни, расположенное на границе между небесной и земной половинами храма (условной линии горизонта), направлено точно на сектор горизонта, в котором происходит явление зимнего солнцестояния. Впервые в истории нашего города факт восхода солнца в середине этого окна во время зимнего солнцестояния был засвидетельствован и сфотографирован автором 22 декабря 2004 года (фото 6).
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/4595469300449.jpg

Для сравнения отметим, что главный портал храма в Ньюгрендже (Ирландия) был так же тщательно спроектирован для работы с восходом солнца в период зимнего солнцестояния и на снимке справа показан восход в день солнцестояния, сфотографированный изнутри храма.

Можно было бы привести ещё много примеров аналогичных строений, которые так же были созданы для работы с восходами во время зимнего солнцестояния, но сравнения в данной статье будут продолжены только между Девичьей Башней в Баку, неолитическим храмом Ньюгрендж в Ирландии и колоссальным насыпным храмовым сооружением в Англии, которое называют Девичьей Крепостью. Эти храмы в Великобритании были в своё время хорошо описаны, обмерены и изучены, однако на мой взгляд нечто существенное, имеющее отношение к их общему дизайну, осталось незамеченным. Это «нечто», скрытое в масштабных очертаниях древних строений, можно разглядеть с высоты птичьего полёта. Давайте начнём с храма Ньюгрендж.
Благодаря изображениям, выставленным в интернете для свободного пользования, у нас есть возможность разглядеть не только общий вид храма, но и часть ландшафта, прилегающего к холму Ньюгрендж (датируется 3100- 2900 г д.н.э.).

Аэрофотосъёмка позволяет отчётливо разглядеть продолговатый холм, примыкающий к основному строению храма с восточной стороны (фото 7).
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/189069300449.jpg

На мой взгляд это искусственный холм и он является составной частью всей храмовой конструкции. Но интересно то, что вместе с этим элементом вся структура приобретает форму священного символа «бута».

Другой высотный снимок (фото 8) возможно, позволяет нам разглядеть больше подробностей в очертаниях холма, составляющего единое целое со всем храмом Ньюгрендж (красным кружком обозначено местонахождение камеры, устроенной внутри храма, с каменной чашей для сбора небесной воды).
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/3999369300449.jpg

Гигантские размеры строения долгое время скрывали священное (и возможно тайное) лого древней религии, но его можно разглядеть сегодня, когда у нас есть возможность рассмотреть его с высоты птичьего полёта. Полная форма храмового комплекса в Ньюгрендже подтверждает, что в его основании действительно присутствует образ древнего символа «Бог-Богиня».

Очень интересной особенностью Ньюгренджского холма является небольшое строение, находящееся в непосредственной близости от него. Главное круглое окно этого небольшого храма так же направлено на точку зимнего солнцестояния (фото 9).
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/4224369300449.jpg

Совершенно очевидно, что и этот храм имеет ту же священную форму «бута», но уже не скрытую под гигантскими размерами, сопоставимыми с ландшафтом, а отчётливо выраженную в формах относительно небольшого каменного сооружения. Я назвал этот храм «мини-Девичьей Башней» из-за его разительного сходства с Бакинским храмом.

Среди британских исследователей бытует мнение, что «мини»-храм был построен примерно около 300 лет назад и что его назначение пока не установлено. Но даже если он и возник в столь недавнее время, то тем не менее, его могли построить только люди, которые были хорошо осведомлены о священности Ньюгренджского холма и хорошо разбирались в древних символах и их значении (воплощённых в формах «мини»-храма).

Мы можем так же предположить, эти люди следовали по меньшей мере основным положениям древней религиозной традиции, имевшей отношение к обрядам инициации (посвящения) основанным на идее возрождения солнца. Данный строительный проект мог быть осуществлён группой «вольных каменщиков» (масонов), обычаи которых происходят из глубин древнейшей истории.

Очертания священного символа могут быть так же узнаны и в формах знаменитого и загадочного строения, название которого звучит удивительно знакомо для бакинцев – Девичья Крепость (фото 10)!
http://1news.az/images/articles/2011/02/23/5244269300449.jpg

Она находится в Дорсете (Англия) и вокруг её названия всё ещё продолжаются споры, в частности, относительно определения «Девичья».

Этот 60-метровой высоты огромный искусственный холм, имеющий четыре уровня и размер в четыре футбольных поля в настоящее время рассматривается британскими учёными, как древний форт, строительство которого произошло в несколько этапов, начиная с 4000 д.н.э. Есть несколько причин для подобных заключений, например, руины римских строений наверху, захоронения, останки в которых несут следы насильственной смерти и т.д. Но на мой взгляд эти находки никак не доказывают, что этот фантастических габаритов искусственный холм был создан для того, чтобы служить оборонительным сооружением.

Даже если не приводить аргументы технического плана (неубедительность с точки зрения инженерно-фортификационной логики, отсутствие реальных оборонительных структур и т.д.) – один только факт, что Девичья Крепость имеет форму всё того же священного символа «бута», на мой взгляд уже является серьёзным признаком того, что этот гигантский искусственный холм был задуман и использовался как священное храмовое сооружение. Здесь так же имеется колодец, находящийся в точке, сопоставимой с расположением колодцев в Девичьей Башне и в храме Ньюгрендж. Очевидно, что и в этом случае колодец использовался для накопления небесной воды. При этом необходимо отметить, что Девичья Крепость так же обращена в сторону зимнего солнцестояния.

Можно было бы привести ещё несколько примеров древних храмов, дизайн и назначение которых были не вполне правильно поняты исследователями только потому, что им не было известно о священном символе древней религиозной идеологии. Таким образом, исследования, проведённые вокруг истории происхождения Девичьей Башни помогли не только объяснить её собственный дизайн, предназначение и приблизительно датировать возраст (около 500 лет д.н.э.), но так же привели к выявлению своего рода «пароли» к пониманию секретов древних религиозных традиций, которые тысячелетия назад были общими для всего человечества.

Девичья Башня в Баку помогла обнаружить серьёзные доказательства тому, что в древних и древнейших сообществах людей существовала общая концепция универсального божества, объединяющего в едином образе небесную и земную сущности. Общепринятая религиозная символика использовалась в древнем мире в качестве исходной формы при проектировании и строительстве священных культовых сооружений. Название же священного символа, по всей вероятности, в те далёкие времена звучало так же, как оно звучит на нашем языке и сегодня – «бута».

Девичья Башня является, вероятно, последним и наиболее передовым (по сложности и многофункциональности трёхмерного дизайна) храмом из ряда религиозных сооружений, которые были созданы в рамках древней идеологии, центральным элементом которой было возрождение солнечного божества в период зимнего солнцестояния. Дальнейшие исследования этого уникального храма, несомненно, помогут раскрыть ещё больше скрытых страниц древней истории как Азербайджана, так и других стран и народов.

Аббас Исламов

+1

7

На Девичьей башне разберут стеклоблок для предотвращения суицидов

Чингиз Нейманзаде:  «Реставрационными работами занимается ателье Эрика Пуммера, известное в Австрии и во всей Европе»

--

12:37 26-05-2011

В середине апреля текущего года на основе договоренности с Управлением Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер» при Кабинете министров Азербайджанской Республики австрийская компания «Erich Pummer GmbH» приступила к работам по восстановлению фасада Девичьей башни.

Отметим, что в 2009 году эта компания провела консервацию и реставрацию мечети Мухаммеда в Ичери шехер.

Работы по реставрации исторических памятников на территории историко-архитектурного заповедника «Ичери шехер» проводятся согласно утвержденному Кабинетом министров плану о консервации исторических центров Баку.

Чтобы ознакомиться с ходом работ по реставрации фасада Девичьей башни корреспондент Vesti.Az побывал на месте и побеседовал с заместителем директора представительства австрийской компании в Азербайджане Чингизом Нейманзаде.

По словам Ч.Нейманзаде, бюро Эрика Пуммера, известное в Австрии и во всей Европе, занимается проведением реставрационных работ.

«Компания специализируется на реставрации исторических памятников, скульптур, фресок, живописи и так далее. Мы проводим полный объем реставрационных работ. Наши специалисты в ходе работ используют определенные материалы немецкой компании «Remmers» - производителя строительных и реставрационных материалов», - сказал наш собеседник.

Он также отметил, что работы по восстановлению фасада Девичьей башни были начаты еще в 2009 году.

«Прежде чем начать реставрацию такого большого и значительного исторического объекта в 2009 году мы провели испытательную работу – осуществили реставрационные работы на небольшом участке остатков городской стены, примыкающей к Девичьей башне.

А в апреле текущего года мы начали комплексную реставрацию внешнего вида исторического памятника.

В реставрационном процессе участвуют 5 австрийских специалистов, и вместе с ними 4 азербайджанских специалиста, которые в ходе процесса обучаются технике реставрационных работ», - сказал он.

Ч.Нейманзаде отметил, что всю глубину реставрационных работ азербайджанские специалисты понять не смогут, так как нет соответствующей базы. «Но техническому исполнению многих технологических шагов и операций, что само по себе очень доступная и определяющая вещь, мы их научим», - добавил он.

Как сказал собеседник, вполне возможно, что ближе к завершению внешних восстановительных работ, азербайджанские специалисты под надзором австрийцев проведут реставрацию внутри Девичьей башни.

В ходе беседы Ч.Нейманзаде подчеркнул, что компания согласно договоренности с руководством историко-архитектурного заповедника «Ичери-Шехер» приняла на себя обязательства проведения восстановительных работ фасада исторического памятника в течение 3 лет.

«Если получится, то завершим чуть пораньше. К примеру, в прошлом году мы с нуля начали и за 9 месяцев завершили реставрацию мечети Мухаммед в Ичери шехер.

Но реставрация – это, так сказать, темная книга, так как в ходе процесса могут возникнуть непредвиденные моменты.
Мы не строители, чтобы за день выложить стену площадью в 10-20 кв. метров. Мы обрабатываем каждый камень в отдельности, и поэтому наша работа длительная и скрупулезная»,- заявил он.

Он также рассказал о графике работы австрийских специалистов.

«Австрийские специалисты по текущему графику работают посменно. Две недели работают, и неделя дается на отдых.
У нас имеется четкий план работы, согласно которому до конца года мы отреставрируем северную часть Девичьей башни. В настоящее время работа проводится на остатках городской стены, вплотную примыкающей к Девичьей башне и составляющая единое целое с комплексом.

Поэтому мы начали реставрационные работы именно с остатков городской стены. Как я уже отметил, мы обработали половину остатков городской стены, не удалив ни одного камня с поверхности фасада. А пустоты на поверхности мы восполняли специальными составами, схожими по свойствам с камнями стены», - сказал он.

По словам Ч.Нейманзаде, до начала работы они разработали камне-восстанавливающие и камне-укрепляющие составы (в реставрационной работе используются специальные материалы немецкой компании «Remmers» - ред.), имеющие такие же свойства, как камни на поверхности фасада. «Мы, словно зубные врачи, именно этими составами, подходящими по физико-механическим и химическим параметрам каменной кладке стены, наращиваем выпавшие из стены камни. Главное для нас сохранение историчности реставрируемого участка», - подчеркнул специалист.

Ч.Нейманзаде отметил, что к концу месяца они планируют завершить реставрацию фасада остатков городской стены, а потом начнутся работы непосредственно над фасадом Девичьей башни, будет проведена гидроизоляция крыши, обработан контрафорс (вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию – ред.), смотровая площадка и т.д.

«По причине участившихся суицидов, руководству пришлось установить стеклянной барьер на смотровой площадке, который в ходе работы в случае необходимости нам придется разбирать по небольшим элементам, а затем он будет восстановлен», - заключил он.

источник

0

8

Сегодня гуляли по Старому городу, возле Девичьей башни обнаружили забавную выставку, такие мини- Девичьи башни, выполненные участниками из разных стран)
Почитала надписи, конкурс проводился ещё в 2010 г. (Qız Qalası Maiden Tоwer), а экспонаты сейчас выставлены там.
Ну да не в этом суть.
Мне очень понравилось) Необычно, креативно и очень ярко :flag:

http://i001.radikal.ru/1107/71/5c86bc8aa77e.jpg

http://s012.radikal.ru/i321/1107/f5/e6d835a17d56.jpg

http://i082.radikal.ru/1107/b4/c9a8bb6cf728.jpg

http://s006.radikal.ru/i214/1107/18/ce722dbe89d3.jpg

http://s53.radikal.ru/i141/1107/81/7e2db55c7020.jpg

http://s52.radikal.ru/i138/1107/16/a9f587e77bbd.jpg

http://s002.radikal.ru/i200/1107/d4/9f8a752882f6.jpg

http://i003.radikal.ru/1107/5c/8badd5bafa97.jpg

http://s50.radikal.ru/i130/1107/c8/280f6d001289.jpg

+1

9

Damla написал(а):

Мне очень понравилось) Необычно, креативно и очень ярко

мне тоже очень понравилось,хорошая идея с такой выставкой.Все такое яркое и разнообразное :cool:

0

10

Damla написал(а):

Сегодня гуляли по Старому городу, возле Девичьей башни обнаружили забавную выставку, такие мини- Девичьи башни, выполненные участниками из разных стран)

очень милые башни! хорошая задумка авторов!

0

11

Девичья Башня и 21 декабря 2012 года: когда восторжествует истина?

На заре большевистской власти в России, где-то в году 1918-м, произошла одна любопытная история…
http://1news.az/images/articles/2012/12/10/thumb325_20121210115608715.jpg

Некое должностное лицо, объезжая бывшие помещичьи деревушки, остановилось передохнуть в крестьянской избёнке. Посетитель обратил внимание на то,  что хозяйские детишки ловко забираются на печь по какой-то ступенчатой конструкции, приставленной к ней сбоку и покрытой грубой дерюгой. Любопытный гость спросил у хозяина – что это такое под покрывалом? Хозяин ответил, что там какая-то непонятная вещица, которую притащили из помещичьей усадьбы по соседству пару лет назад, когда по всей округе громили хозяйства бывших господ. Как её использовал помещик – неизвестно, но вещица сгодилась-таки в быту. Прислонили её к печи и стали использовать, как стремянку.  Посетитель подошёл к странной вещи, поднял покрывало и с удивлением обнаружил под ним…пианино. Но ещё больше было удивление семьи когда, пытаясь объяснить назначение данного предмета, гость извлёк из него несколько музыкальных нот! Хозяева долго качали головами, ахали и охали – вот ведь оказия какая, не стремянка это вовсе, а музыкальный инструмент. Однако, на вопрос, что же они будут делать с ним дальше, последовал ответ…«пущай пока так постоит». Изменять что-то в привычном и удобном быту охоты, как говорится, не было. При чём тут Девичья Башня? Дело в том, что ситуация сложившаяся вокруг древнейшего памятника истории Азербайджана забавным образом напоминает историю с недоразумением вокруг пианино в избе. Широкая читательская аудитория имела возможность (благодаря содействию 1news.az) ознакомиться с новыми взглядами на изучение истории, дизайна Девичьей Башни и её назначения:
Девичья Башня: Храм Воскрешения Солнечного Бога
Девичья Башня - ключ к секретам древних религий
Раскрывая тайны Девичьей Башни часть 1
Раскрывая тайны Девичьй Башни часть 2
Объяснения, основанные на доказательном анализе, были представлены так же и в соответствующие инстанции.   Хотелось верить, что открывается простор,  позволяющий, наконец, выйти на новое и плодотворное направление в научных исследованиях вокруг Девичьей Башни и древней истории Баку. Однако время показало, что поставить под сомнение привычные, пусть даже не доказанные, взгляды на историю не так просто. Но так не может продолжаться вечно… Шокируя жителей и гостей столицы несуразной датировкой памятника – от VIII века до Рождества Христова до XII века новой эры (интервал в 2000 лет!), создавая полную неразбериху рассказами о зороастрийцах, маяках, оборонительных крепостях и даже порталах в параллельные миры – осознаём ли мы, в какое нелепое положение ставим центральный монумент истории Азербайджана?
http://1news.az/uploads/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1(4).jpg
Понимаем ли всю ответственность перед лицом собственной исторической науки и народа, являющегося наследником великого прошлого и его неповторимых памятников? Как бы мы сами отнеслись к истории страны, ученые которой в качестве символа своего великого прошлого преподносят  памятник ни происхождения, ни назначения которого не могут объяснить? Помните слова Воланда из произведения Булгакова «Мастер и Маргарита», сказанные им за завтраком Эммануилу Канту? "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно... Но над вами потешаться будут». И ведь уже… Казалось бы, совсем недавно, в декабре 2011-го, была написана статья о приближающемся зимнем солнцестоянии и роли солнечного храма Гюнзар (Девичьей Башни) в период этого уникального астрономического феномена. И вот мы опять вступаем в тот единственный и короткий промежуток времени в течение года, когда планета будет проходить сквозь уникальное явление зимнего солнцестояния. Год пролетел почти незаметно и, к сожалению, за этот период времени в отношении пересмотра и переосмысления взглядов на историю Девичьей Башни практически не произошло никаких сдвигов. К счастью природа не считается со взглядами людей, и хотят того или нет потомки Адамовы, но с 21 декабря 2012 года феномен зимнего солнцестояния начнется вновь. Точно так же, как и во времена, когда более 2000 лет назад строительство священного храма было только завершено, 21 декабря около 8 часов утра лучи восходящего солнца войдут в башню через её главное окно. Далее, по мере возвышения светила над горизонтом, его лучи последовательно будут проникать в верхнюю половину храма через узкие окна, расположенные по дуге соответственно траектории восходящего солнца. А когда солнце достигнет высшей точки траектории, его лучи вступят в храм одновременно через четыре окна, находящиеся на одной вертикальной линии. Точно так же, как это происходило тысячи лет назад, в полном соответствии с замыслом древних жрецов-архитекторов, носителей секретных знаний культа Возрождения Солнца, построивших этот древнейший в регионе храм ныне забытой религиозной традиции.
http://1news.az/uploads/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2(5).jpg
Новый взгляд на историю Девичьей Башни (ссылки выше) в действительности затрагивает не только прошлое самого строения, но имеет непосредственное отношение к древнейшему в регионе храмовому комплексу, включавшему древнее святилище дохристианского периода, которое всё ещё называют «дворцом Ширваншахов». Важно отметить, что культовый комплекс существовал задолго до того, как над центральным скальным святилищем, к которому был привязан ежегодный ритуал Возрождения Солнца было впервые воздвигнуто тщательно продуманное храмовое строение, называемое сегодня Девичья Башня (долгое время носившее название «Гюнзар», которое, по всей вероятности, было его подлинным наименованием). История возникновения Девичьей Башни хронологически связана с заключительными этапами существования религиозного мировоззрения, уходящего корнями во времена палеолита, о чем уже рассказывалось в предыдущих публикациях. Концепция единого бога, объединяющего в едином образе небесную и земную сущности, на самом деле очень стара. Возникшая еще в раннем каменном веке, она просуществовала более 30000 лет, оставив после себя необычные с современной точки зрения, во многом уникальные святилища и храмы, одним из  которых и является храм Гюнзар (Девичья Башня). Их строительство, охватывающее период примерно от позднего неолита ( ~ 10000 лет назад) и почти до начала новой эры, имело несколько общих характерных особенностей, самым основным из которых можно назвать направленность на явление зимнего солнцестояния. Мировоззрение, буквально произраставшее из непосредственного восприятия природных явлений, рассматривало сущий мир и человека в нем как единую, тесно взаимосвязанную систему. Особое место в нем занимало солнце, считавшееся бессмертным божеством. Храм был возведён не только с учётом динамики перемещений солнца в период зимнего солнцестояния, но был так же построен над важнейшим элементом культовой скалы – водосборным колодцем, собиравшим небесную воду, которая, по представлениям далёких предков, несла в себе священную живительную силу небесного бога. Колодец был с высоким мастерством встроен в толщу стены башни и являлся ключевым элементом древнего таинства посвящения (инициации), проводившегося в период солнцестояния внутри храма. Если в прошлом, задолго до строительства башни, колодец накапливал росу и дождевую воду с поверхности скалы, то после возведения храма водосборную функцию стала выполнять тщательно спланированная верхняя, небесная половина строения (выглядящая снаружи полосатой). В ней архитекторами прошлого была устроена система коллекторов, направлявших небесную влагу в керамическую трубу и по ней в священный колодец под башней. Доступ к колодцу был устроен прямо с первого, цокольного этажа храма. Это однозначно указывает на то, что вода из сакрального колодца была востребована прямо здесь, на первом уровне храма, а вовсе не вытягивалась на третий уровень по необычно узкой, вертикальной цилиндрической шахте. В крошечном пространстве над верхним срезом шахты нет даже намека на то, что здесь когда-то мог находиться колодезный ворот. Очевидные факты по-прежнему обходятся стороной… Читателю же напомним еще раз о сути происходящего космического феномена, некогда подвигнувшего древних философов на формулировку религиозной концепции о таинстве возрождения бессмертного божества, спасающего мир свои светом и теплом. Смещение точки восхода светила, происходившее с каждым днем в юго-восточном направлении, прекратится на три дня, на период времени с 21 по 24 декабря. Единственное время в году, когда Девичья Башня встречает все восходы солнца своими специально спроектированными окнами. На протяжении упомянутых трех дней восход солнца будет наблюдаться из одной и той же точки. Это и есть период зимнего солнцестояния – время, которое в представлениях древних эзотериков, считалось периодом смерти светила. Но восход солнца утром с 24 на 25 декабря происходит уже из новой точки, смещенной в обратном, восточном направлении. Светило вновь приходит в движение, знаменуя этим фактом своё возрождение в новую жизнь. Из этого природного феномена берут свои истоки все религиозные концепции о воскрешении в новую жизнь после смерти.   Очевидно, что окна храма, вовлеченные в слежение динамики перемещений солнечного света в дни зимнего солнцестояния, потому и были устроены в виде узких прорезей, чтобы безошибочно зафиксировать момент смещения восхода в восточном направлении утром 25 декабря. Зафиксировать это смещение визуальным наблюдением на открытом пространстве просто невозможно. Надеемся, что готовящаяся в настоящее время к изданию книга вскоре позволит читателям ознакомиться подробнее с особенностями дизайна и функционирования храма, за которыми стояли вполне конкретные идеологические требования, некогда доминировавшие в духовной жизни древнего мира. А тем временем Девичья Башня готова в очередной раз исполнить свой космический долг и напомнить нам о тех временах, когда астрономические события считались проявлением божественного замысла. Возможно, на этот раз что-то изменится в сознании людей, но, как известно, у истоков любого начинания должно стоять, как минимум, желание сделать шаг к обновлению и переменам. Если же его нет, то главной «ценностью» останется торжество удобного и привычного быта. И тогда вердиктом о судьбе центрального памятника страны станет упомянутая выше фраза человека, не спешащего изменить привычную обстановку – …«пущай пока так постоит».

Аббас Исламов

Подробности: http://1news.az/analytics/2012121011560 … ml#page999

0

12

Президент Ильхам Алиев посетил Девичью Башню после реставрации.
http://cs313330.vk.me/v313330104/8864/QNW9dVHN7-8.jpg
http://cs313330.vk.me/v313330104/8872/4UsXBqcotvQ.jpg
http://cs313330.vk.me/v313330104/886b/EdARMpt-jL0.jpg
http://cs313330.vk.me/v313330104/8880/vCP0b218ZMA.jpg
http://cs313330.vk.me/v313330104/8879/SzgZfQU9srA.jpg
http://cs313330.vk.me/v313330104/8887/mSRekXbFd9Y.jpg

0

13

Onun Balasi написал(а):

Президент Ильхам Алиев посетил Девичью Башню после реставрации.

реставрировали, очевидно, внутри.. т.к. снаружи она, по-моему, осталась такой же, как и прежде)))  ^^

0

14

Four Seasons Hotel Baku совместно с администрацией Историко-Архитектурного Заповедника «Ичеришехер» представляет уникальный проект - проведение церемоний бракосочетания на смотровой площадке легендарной Девичьей башни! Обряд бракосочетания – один из самых важных, самых волнующих и волшебных моментов в нашей жизни, это начало абсолютно нового будущего, и первый шаг в семейную жизнь. В этот ответственный день вы получите возможность произнести самые важные слова и обменяться кольцами в сказочной атмосфере в самом сердце Старого города.

https://pp.vk.me/c7001/c7005/v7005593/24f80/CIUG3du90IE.jpg

https://pp.vk.me/c7001/c7005/v7005593/24f90/Mxma6IfGtTU.jpg

https://pp.vk.me/c7001/c7005/v7005593/24f98/2dtbOyMlcmg.jpg

https://pp.vk.me/c7001/c7005/v7005593/24fa8/Un_q4lJx2w8.jpg

https://pp.vk.me/c7001/c7005/v7005593/24fb0/m9RjD5N9HAU.jpg

+1