Азербайджан является одной из тех немногих стран мира, история, которой находит своё отражение на страницах священной Библии.И не просто мимоходом, в виде упоминания - целые разделы её - книги Даниила, Ездры, Неемии, Эсфирь и другие - повествуют о событиях, в которых активно участвуют устроители древней нашей государственности.
Особенно того периода, который в учебниках по истории Азербайджана обозначен как период Мидийской державы.

Например, известно, что Мидия в 612 г. до н.э. захватила Ниневию, столицу Ассирии, этого логовища львов, долгое время наводившей ужас на окружающий мир своей жестокостью и агрессивностью. И с этого момента Ассирия, как государство, навсегда исчезает с арены мировой истории. Библия даёт этому событию всемирно-историческую оценку, характеризует эту победу, как торжество справедливости. (Кн. Наума 3/1) Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства...(3/7) разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней ? (3/19)... Все услышавшие весть о тебе будут рукоплескать о тебе; ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?
Интересен и ряд деталей. Мы можем узнать, что облачение мидийского войска было в основном красного цвета.
(Кн. Наума 2/3) Щит героев его красен, воины его в одеждах багряных; огнём сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется.
Это, вероятно, было связано с религией мидийцев - зороастризмом, где красный цвет олицетворение огня, солнца - атрибутов бога света Ахура Мазды (Ормузда).
Свидетельство Библии чрезвычайно важно для историографии Азербайджана. Мидия принесла народам новый, более совершенный мировой порядок. Древнеазербайджанское понимание государственности коренным образом отличалось от деспотически жестокого стиля Ассирийского владычества. Исследование именно этого аспекта, несомненно, может помочь нам понять ментальность нашего государственного мышления в исторической перспективе.
В 538 г. до. н. э. Мидия завоевала и Вавилон. И с этого времени Нововавилонская держава также перестала существовать. И опять Мидия выступает здесь как орудие божественного провидения.
(Исаия 13/19) Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. (13/17) Вот, Я подниму против них Мидян, которые, не ценят серебра и не пристрастны к золоту, - говорит Бог устами пророка.
Это замечание означает, что Мидия вела войну не столько ради захвата добычи, сколько за господство религии зороастризма, против Ваала, Мардука, Нинурт и других богоидолов азиатского пантеона, которым поклонялись в Ассирии, Урарту и Вавилонии. Эту же идею о божественности миссии Мидии мы находим и в книге Даниила, в описании знаменитой сцены пира во дворце царя Вавилонии Валтасара.

Пророк Даниил и Дарий мидянин

Каждому, сколько-нибудь знакомому с Библией, человеку хорошо известна история о пире во дворце Валтасара, последнего из правителей Вавилона, где внезапно появляется видение руки пишущее на стене непонятный, но уже способом своего появления внушающий трепет и ужас текст - МЕНЕ, МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН. Для объяснения написанного вызывают к царю Даниила, иудея взятого в плен ещё отцом Валтасара - Навуходоносором (в 605 - ом году до н. э.).
Было в то время Даниилу лет 13 - 14, так что теперь, (в 539 г. до н.э.) перед властителем Вавилона стоял старый уже человек лет около 80 - ти. Он объяснил значение начертания - Бог отнимает владычество от Вавилона и передаёт её Мидянам и Персам.
Той же ночью (12 октября 539г. до.н.э.) Мидо-Персидские отряды ворвались в Вавилон...

Из библейского текста можем узнать, что на трон Вавилона взошёл 62 - летний царь Дарий, мидиец из рода Ассуирова. Долгое время это считалось недоразумением; было принято за аксиому, что Вавилон взял персидский царь Кир, никакого Дария-Мидянина мир не знал. Однако современные исследователи Библии, изучая обнаруженные в результате археологических изысканий документальные материалы (хроники царя Вавилонии Набонида), установили, что Дарий Мидянин о котором пишет пророк Даниил это Гобрий (Угбару) - правитель страны Гутиум, который был полководцем первым вошедшим в Вавилон. За выдающийся вклад в дело завоевания Вавилона и вообще за заслуги в ходе проведения военной кампании царь Мидо-Персии Кир назначил его правителем Вавилонии. Согласно летописи, Гобрий был на этой должности год с небольшим.
Интересно и то, почему Гобрий назван Мидянином. Оказывается Гутиум (т.е. страна Кутиев) было вавилонским названием Мидии в высоком стиле (!). Пророк Даниил не погрешил назвав Кутийца Угбару - Мидийцем. Что касается его имени, то здесь, как отмечают специалисты по древней истории (см. Опарин А.А. Дарий Мидянин...), всё объясняется ритуалами эпохи - на Востоке правитель по восшествию на престол принимал царственное имя. Дарий же в переводе обозначает держащий скипетр. Так что Угбару вполне мог взять имя Дарий как царственное имя. Добавим, что Кир принял титул царь Вавилона только после смерти Угбару...
Здесь хотелось бы ещё раз обратить внимание на характер взаимоотношений Мидии и Персии. Приведём отрывок из Википедии (Кир Великий) - В 553 г. до н. э., согласно надписи Набонида, Кир выступил против мидийского царя Астиага. Геродот и Ктесий называют войну персов с мидянами восстанием, успех которого (особенно по Геродоту) в значительной мере был обусловлен существованием в Мидии партии, недовольной Астиагом, и изменой. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому Астиаг нанес жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание. Падение Мидии, кроме недовольства и измены, было облегчено и династическим кризисом - по доступным нам источникам, у Астиага не было наследника-сына... ...Греческие и вавилонские источники сходятся в том, что восстание Кира против Мидии длилось три года. Хроника Набонида (550 г. до н. э.) сообщает - Он (Астиаг) собрал своё войско и пошёл против Кира, царя Аншана, чтобы победить его. Но против Иштувегу (Астиага) взбунтовалось его войско и, взяв его в плен, выдало Киру. Кир пошёл в Экбатану, его столицу...(совр. гор. Хамадан в Иранском Азербайджане - авт.).
...Таким образом, ясно, что война Астиага с Киром длилась три года и окончилась в пользу последнего только благодаря измене, причем Астиаг находился в наступлении. Кир захватил мидийскую столицу Экбатану (Хамадан) и объявил себя царем, как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. С захваченным в плен Астиагом Кир обошёлся милостиво и даже, если верить Ктесию, назначил его наместником Паркании (возможно, Гиркании) и женился на его дочери (Мандане). Переворот был лишь переменой династии. Мидия и мидяне и при Ахеменидах не были унижены и считались равноправными с персами. Экбатана продолжала сохранять значение столицы, деля эту роль с Персеполем, Пасаргадами и Сузами. Здесь царь проводил летнее время. Всё это обусловило в глазах окрестных народов взгляд на Персию, как на продолжение Мидии. Надо отметить, что законность правления Кира в Мидии подтверждалась его кровными связями с Астиагом, о которых, кроме Геродота, упоминают и другие историки (Юстин, Элиан). У мидян персы заимствовали и систему государственного управления. (см. Википедия - Кир великий).
Точка зрения на событие (приход к власти Кира) как на смену династии подтверждается и другими фактами. В последующих войнах мидийцы играли самую активную роль. В завоевании другого, крупнейшего после Вавилона ближневосточного государства - Лидии, мидийские полководцы Мазар и, уже известный нам, Гарпаг (инициатор возведения на трон Кира) сыграли исключительную роль. Вообще как полководец Гарпаг показал себя выдающимся стратегом, его оригинальные приёмы в дальнейшем с успехом использовались на полях сражений. В 546 г. до н. э. Лидия (территория её охватывала западную часть сегодняшней Турции, выходящей к Средиземному морю) была полностью завоёвана, за оказанные заслуги Кир передал эту страну мидийцу Гарпагу в наследственное управление...
Следует отметить, что господствующая в Мидийской державе идеология Зороастризма, также оказывала своё воздействие на ход событий. Дело в том, что по завещанию основателя веры - Зороастра, жрецом его религии мог быть только выходец из мидийского племени Маг. Причём должность жреца могла передаваться сугубо от отца к сыну, то есть, исключительно наследоваться по мужской линии.
В силу сказанного понятно, что персам путь в сферу духовной власти был невозможен, но, желая активно участвовать в управлении государством они добивались принципа дележа (паритетности) властных полномочий - духовная (идеологическая) сфера оставалась, естественно, в руках мидян, сородичи Кира - персы могли реализовать свои амбиции, в основном, в сфере исполнительской власти (армия, налоги, почта и т.д).
Немаловажное значение имело и то, что духовная власть в Мидии (а в дальнейшем и в Мидо-Персии, Персо-Мидии, Парфии, Персии, Иране) всегда стояла над властью светской (даже сегодня в Иране эта древняя традиция продолжается!). Царь воспринимался как исполнитель воли Ормузда на земле, и только жрец мог служить посредником передачи божественной благодати (хварны) от неба на трон и скипетр власти. Корону на голову царя возлагал верховный жрец, маг - мидиец. Эта традиция длилась более тысячи лет, вплоть до пришествия Ислама...
Общеизвестно, что жрецы-зороастрийцы обладали глубокими познаниями в эзотерических науках (а также в астрологии, алхимии, медицине, психологии...). Недаром ведь по сей день во всём мире нечто непостижимое, чудесное, мистическое называют магией, магическим.
Будучи мидийцем и даже, возможно, состоящим в родстве с магами, Дарий, несомненно, был человеком, сведущим в вопросах эзотерики. Он сразу почувствовал в Данииле присутствие особой божественной благодати. Приблизил его к себе, наделил княжеским титулом и даже намеревался назначить главным своим визирем. В этом случае ему должны были подчиняться все управляющие 120 - ти сатрапиями огромного государства.
Конечно же, последним это не понравилось (чтобы какой-то еврей командовал родовитыми князьями?!) и они решили избавиться от Даниила. (Дан. 6 / 7) Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собой, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-нибудь бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров.
Хитроумные сановники добились своего; указ был написан и подтверждён печатью. По законам Мидии официальный царский указ изменить было невозможно. Царь считался исполнителем воли небес и всё сказанное им исходило как бы от Бога, слово которого не подлежало пересмотру. Кроме того, Дарий был не всесилен. Он по положению подчинялся Киру как своему сюзерену и как главнокомандующему...
Затем заговорщики стали следить за Даниилом. Он знал, конечно, об этом, но как правоверный иудей ежедневно 3 раза в день (и с ещё большим усердием в Субботу) сидел коленопреклонно у окна обращённого в сторону Иерусалима и молился Богу Авраама, Иакова и Моисея. Конечно же, об этом нарушении указа тут же доложили Дарию. Далее сам Даниил так пишет в Библии
(Дан. 6 / 14) - Царь, услышав это сильно опечалился и положил в сердце своём спасти Даниила, и даже до захода солнца усиленно старался избавить его. Но царедворцы, сославшись на законодательство Мидии, настояли на своём; Даниила бросили в ров на растерзание львам.
Царь сильно волновался. Причём настолько, что как написано в тексте (Дан. 6 /18-20) - ... лёг спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошёл ко рву львиному. И, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу - Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?
Узнав о том, что львы не тронули Даниила ...царь чрезвычайно возрадовался о нём. Он приказал поднять Даниила из рва и бросить туда тех, кто пытался очернить и погубить праведника. После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле (Дан. 6 / 25-27) - Мир вам да умножится! Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле...
Вышеприведённые тексты Библии сильно меняют наши представления об истории нашего народа. Мы всегда думали о Зороастризме слишком упрощённо. Исключительно как о разновидности идолопоклонства. Но как показывает книга пророка Даниила (являющаяся одной из книг составляющих Библию), уже в 539 - ом году до н.э. (задолго до христианства и до ниспослания Корана) народы проживающие на территориях подвластных Мидо-Персидской державе, и прежде всего наши предки - уже имели опыт поклонения живому, истинному, невидимому но вечносущему Богу Авраама, Иисуса и Мухаммеда. И не только в форме ознакомления, а в форме официальной, легальной религии.
Подобное положение сохранялось в Мидо-Персии без малого 200 лет, всё время вплоть до завоевания страны войсками Александра Македонского. Эта традиция продолжалась, по всей видимости, и в Мидии-Атропатене - в эллинистическом периоде древнеазербайджанского государства.

Библейское видение истории человечества

Это случилось в один из дней 602 - го года до н.э. Царь Вавилонии Навуходоносор проснулся утром в сильном волнении. Ему приснилось нечто страшное и, как он чувствовал, чрезвычайно важное, но, проснувшись, он не мог вспомнить сновидения столь его встревожившего.
Вавилон был сверхдержавой своей эпохи. Он в это время превосходил всех не только военной мощью, но и являлся научно культурным центром тогдашнего мира. Здесь трудились лучшие зодчие, инженеры, специалисты по металлообработке и агрономии, философы, астрологи, ясновидцы, экстрасенсы и т.д. (Дан. 2 /2,3) И велел царь собрать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидение его. Они пришли и стали пред царём и сказал им царь - сон приснился мне, и тревожится дух мой - желаю знать этот сон!
Тогда ясновидцы и тайноведы попросили рассказать об увиденном во сне, чтобы они его растолковали, однако проблема в том и заключалась, что царь ничего не мог вспомнить. Задача была неслыханная, мудрецы так и заявили. (Дан. 2 / 11,12) Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью. Рассвирепел царь и сильно разгневался на это и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.
В числе подпадавших под угрозу истребления оказался и, юный ещё в то время, пророк Даниил. Напомним, что его и ещё троих юношей, из взятых в плен иудеев, отобрали согласно указу Навуходоносора для обучения всяким премудростям, в понимании той эпохи. Уже шёл третий год этого, хоть и относительно не мучительного, но рабства. Иудея была повержена, Иерусалим полностью разрушен вавилонянами, храм Бога Единого разграблен, священные (ритуальные) сосуды и утварь храма для богослужения увезены в сокровищницу столицы мировой империи - Вавилон...
Узнав причину царского гнева, Даниил объявил, что может решить задачу. Его сразу же доставили к Навуходоносору и Даниил подтвердил, что может описать и объяснить царю увиденный сон; но только на следующий день. Придя, домой он рассказал своим товарищам о грозящей им опасности; все они с искренней молитвой обратились к Богу о помощи. Ночью, в видении, Даниилу тайна эта была открыта и он от всего сердца возблагодарил Бога небесного.
На следующий день представ перед царём юный пророк сказал (Дан. 2 /30) ... мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение...
Даниил рассказал царю, что тот увидел во сне огромного истукана. Голова его была из чистого золота, грудь и руки - из серебра, чрево и бёдра из меди, а голени - из железа.Ступни ног частью железные, частью глиняные. Затем от некоей горы, без содействия рук (по воле божьей), оторвался камень, ударил в железно-глиняные ноги истукана и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось - железо, глина, медь, серебро и золото превратились в пыль и ветер унёс всё не оставив от них и следа. А камень раздробивший истукана сделался великой горою и наполнил всю землю.
Затем Даниил приступил к объяснению видения, также, естественно, открытое ему Вечносущим.
Золотая голова - это Вавилонская империя. После него роль мировой державы перейдёт к другому (серебряному) мировому центру силы, затем это царство уступит своё владычество над миром более низкому по блеску, медному царству, а его сменит, в свою очередь, крепкое как железо четвёртое царство, которое будет самым жестоким и всесокрушающим.
Когда она дойдёт в своём существовании до ног, частью из глины и железа, тогда наступит конец истории всемирной цивилизации. И тогда Бог воздвигнет царство, которое будет стоять вечно.
Это было точно то, что царь увидел во сне! Навуходоносор пал на лицо своё и поклонился Даниилу, вернее Богу, от имени которого тот говорил, и назначил пророка божьего начальником над вавилонскими мудрецами.

От Даниила до Атропата

Через почти 70 лет Даниилу ещё раз было видение, где ему более подробно
была открыта последовательность грядущих важнейших событий мировой истории на протяжении ни много, ни мало - 2300 лет вперёд. Здесь мы не будем останавливаться на анализе книги Даниила; этому посвящено множество исследований, написано огромное количество книг. Однако всё сказанное в этом удивительном пророчестве было подтверждено событиями последующих веков. Ее можно уподобить партитуре мировой истории, которая была затем в точности исполнена во всех деталях (кстати, кульминация уже пройдена и исполняются такты, подводящие к заключительной каденции).
Конечно, пророк Даниил, ставший главным визирем Мидо-Персидского царства (об этом см. в опубликованном прежде материале - автор), не мог не делиться своими сокровенными знаниями с Дарием-Мидянином и с самим Киром. Мы уже говорили о том, что указом Дария-Мидянина предписывалось трепетать и благоговеть пред богом Данииловым. Более того, царь Кир дал повеление о репатриации евреев на родину, в Иудею, и издал указ о восстановлении разрушенного вавилонянами дома божьего в Иерусалиме. Все золотые, серебряные и медные сосуды и утварь также до единого (по описи) были собраны и возвращены на своё прежнее законное место - в Иерусалимский храм. Восстановление Иудеи потребовало нескольких десятилетий и всё это время Мидо-Персидские владыки не отступили от взятого политического курса на особые отношения с еврейским народом.
Однако о партитуре истории знали не только Дарий-Мидянин и Кир. Несомненно, что подробности Даниилова пророчества были известны и магам (особенно их высшим иерархам).
Даниил знал, что после Мидо-Персии роль мирового лидера должна перейти к Греции. Известно, что Мидо-Персия с упорством достойным лучшего применения, постоянно пыталась ослабить Грецию - совершались военные походы против этой страны и т.д. Однако человеческие усилия, даже если их предпринимает могущественное государство, не может преобороть божественную волю.
Когда явилась над горизонтом звезда Александра Македонского, и Дарий III, и лидер мидийского клана Атропат поняли, что время перемен наступило. И если Дарий, в силу положения, не мог отвратиться от рокового столкновения, Атропат имел возможность к совершению политического маневра, чем и воспользовался.
Без понимания данного феномена поступок Атропата можно интерпретировать как тривиальную измену. Однако и последующие действия Атропата (как сегодня говорят - его мудрость и дальновидность) свидетельствуют о том, что ему было известно пророчество Даниила. Например, оставшись в тылу войск Александра, когда тот находился в тяжелейшем положении в Индийском походе, казалось бы, имея реальнейшие шансы на реванш, Атропат не только не воспользовался ситуацией, но, напротив, подавил вспыхнувшее против греческих завоевателей восстание в сопредельных ему территориях. Он точно знал, что наступило время Греции, эпохи Эллинизма; Александр и его последователи ещё не скоро сойдут с исторической арены.
Именно поэтому Атропат принял решение взять курс на долговременное (а по нынешнему - стратегическое) союзничество с Греками. Он даже выдал свою дочь за Пердикку - лучшего друга Александра, что в итоге позволило ему на долгие годы сохранить относительную свободу действий и, таким образом, обеспечить безопасность своего новоявленного государства Мидии-Атропатены...

Исмаил Велиев