В 1842 году в Баладжарах , в семье бедного саманчи родился Муса Нагиев. С раннего детства он босиком приходил из Баладжары в морской порт, чтобы грузчиком заработать себе на кусок хлеба, потом работал на промыслах. По природе Ага Муса был человеком расчетливым, мечтал купить кусок земли, чтобы заниматься сельским хозяйством. Несколько лет, откладывая по копейке, ему удалось все же собрать небольшую сумму и купить кусок земли в Биби-Эйбате. Но землю надо было поливать, нужна была вода. И Ага Муса стал рыть колодец.
Вот тогда-то судьба улыбнулась ему: из колодца, совсем на небольшой глубине, ударил нефтяной фонтан и брызнула нефть. Растерявшись, он сразу даже не понял в чем дело. Днем и ночью Муса не отходил от скважины, сам выполнял самую трудную работу, да и рабочим не позволял расслабляться. Этот фонтан грузчика Мусу превратил в нефтепромышленника Ага Мусу Нагиева.
Когда он освоился со своим неожиданным счастьем, то решил заняться торговлей нефти. Он стал продавать ее ведрами в сыром виде. Постепенно он начал заниматься промышленной нефтедобычей. По мере роста доходов он скупал и разрабатывал новые месторождения в Сабунчи, Раманы и Сураханы, при этом не забывая о совершенствовании производства. По примеру других нефтепромышленников он построил в Черном городе сначала небольшой нефтеперерабатывающий завод, потом его расширил, а на Каспии появился его первый пароход. Этих выбившихся "в люди" нефтепромышленников вначале не хотели признавать, рассказывали о них небылицы.
Когда он стал богатеть, он начал строить дома. Его отец сказал ему, что сколько ты построишь домов, на столько ты продлишь свою жизнь. И он решил построить 100 зданий и жить 100 лет. Так он стал самым крупным домовладельцем в Азербайджане. Он построил 98 зданий, из них 4 больницы. Это были первые больницы в Азербайджане.
Больница Мусы Нагиева (Баку.1912)
Здания, построенные Нагиевым, по сей день являются шедевром и отличаются своей архитектурой от всех остальных.
«Нагиевский» дом в центре Баку, построенный Мусой Нагиевым, в котором он проживал.
Замок Мусы Нагиева в настоящее время дворец для свадебных церимоний
Он в основном приглашал двух архитекторов - немца Баиева и поляка Плошко. Миллионер Ага Муса был довольно оригинальной, даже «легендарной» личностью. Несмотря на то, что на деньги Нагиева в центре города возвысилось величественное здание мусульманского благотворительного общества «Исмаилийе», по праву считающее венцом архитектуры города, несмотря на то, что он взял на себя завершение строительства бакинского реального училища и отстроил третий этаж, а на городской окраине возвел здание городской лечебницы (сейчас больница имени Семашко), несмотря на то, что Ага Муса пожертвовал значительную сумму на сооружение Бакинского водопровода, — в народе за ним прочно закрепилось прозвище «хасис» («скупой»).
Из воспоминаний Банин, внучки Мусы Нагиева:
"Если мой дед и был одним из богатейших людей Баку, то совершенно точно был и самым скупым, причем скупость его, вошедшая в славные анналы нашего города, состояла из непостижимых противоречий: их можно было бы долго перечислять, но хватит упоминания одного, чтобы дать вам общее представление о сложной природе этой скупости. В дни, когда на улицах Баку продавались искусственные маргаритки, символ Бог знает ,какого благотворительного общества, дедушка избегал выходить из дому, чтобы не стать добычей одного из тех беспокойных типов с пытливым взором, который мигом прикалывает цветок к вашей одежде, с призывным видом потряхивая жестяной коробочкой, где уже позвякивали рублики. Но когда он умер, мы с удивлением выяснили, что он раздавал крупные суммы, зачастую незнакомцам, и всегда без малейшей огласки. Он также выделял многочисленные стипендии для мальчиков из бедных семей."
На деньги Мусы Нагиева также были построены смежные здания по ул. 28 мая, здание рядом с театром Оперы и балета по ул. Низами, здание бывшей центральной почты по проспекту Азербайджан, красивое жилое здание по ул. Нигяр Рафибейли, Дом офицеров (Зимний клуб) по улице С. Вургуна, гостиницы «Астория» и «Новая Европа», и многие другие здания.
Отель «Новая Европа»
В прекрасном здании «Исмаиллия» увековечены имена искусных мастеров-каменщиков, которые тогда не сходили с уст людей: уста Ганифа, уста Гаджи Аббас, уста Гаджи Хейрулла, Кербалай Мирза Солтан, Салман Ата. Их искусные руки оживили суровый камень, превратив его в прекрасные цветы, узоры, затейливый орнамент, хитросплетение сказочных узоров.
Дворец «Исмаилийе», ныне здание Академии наук Азербайджана.
На всех домах, построенных Нагиевым, имеется вензель, вокруг которого было изображено сено, он никогда не забывал, что был из бедной семьи торговца сеном, а в середине было выбито «МН» Муса Нагиев или «АМ» Агамуса. И больницы его построены в «Н»-образной формы. В них два крыла, соединенные балконом.
именной вензель МУСЫ НАГИЕВА
В 1872 году, еще не будучи нефтяным магнатом, Муса Нагиев женился на Ругии Сеидгызы. Семья невесты была намного богаче и знатнее Нагиевых
жена Ага Мусы Нагиева /1915
У них родились сын Исмаил и дочь Уммульбану.
Сын и дочь Мусы Нагиева
Нагиев был неграмотным и необразованным человеком. Но, когда он стал миллионером, поставил перед собой задачу обучиться сам и обучать детей. Мусса Нагиев дал своим детям прекрасное образование.
Дочь Умбул Бану вышла замуж за друга отца нефтепромышленника и миллионера Шамси Ассадулаева и умерла в 1900 году, двадцатидвухлетней, при родах. Родившаяся девочка получила имя матери Умбул Бану. Бану переехала в Турцию еще до прихода к власти большевиков, а оттуда в Париж, где стала известной писательницей Банин (1900 - 1992).
Сын Исмаил от первой жены, заболев чахоткой, умирает в 27 лет.
После смерти Исмаила Агамуса решил построить здание в Баку и назвать его в честь сына Исмайлия. В мире всего два таких здания, первое во Флоренции, а второе в Баку. Три года Плошков жил во Флоренции и изучал секреты строения этого здания. Когда строили это здание, с четырех сторон на нем были высечены айаты из Корана.
В 1907 году Нагиев утвердил проект и началось строительство, которое завершилось в 1913 году. Красотой этот дворец превзошел все особняки в Баку. На фронтоне здания были начертаны изречения четвертого халифа - Имама Али: "Человек возвышается и достигает желаемого только своим трудом. С рождения до смерти человек должен учиться. Мусульмане! Ваш век умирает вместе с вами, готовьте своих детей к новому веку!"
Сейчас в нем находится Президиум Академии наук.
Ага Мусса вступил в религиозно-политическую секту «бехаи». На главном фасаде «Исмаилийе», на самом верху, он водрузил огромный портрет-памятник основателя течения шейха Бехауллы, высеченный из гранита. Под ним, в одном из круглых окон, стояла мраморная скульптура сына Нагиева - Исмаила.
Бехаисты проповедовали бессмертие души и тела. Поразительно, что они сумели внушить идею бессмертия даже такому хитрому, осторожному и трезвому человеку, как Ага Мусса Нагиев. Он искренне верил в то, что никогда не умрет. По законам секты «бехаи», наследство умершего достается жене, детям, внукам, родственникам, а одна двадцатая часть — идет на нужды просвещения.
Разведясь с первой женой Нагиев берет в жены грузинку Елизавету Григорьевну
К 1914-му году у Мусы Нагиева было семьдесят миллионов рублей золотом. А все наследство целиком оценивалось намного выше.
Умер он в 1918 году. На него сильно повлияла резня, которую устроили дашнаки в Баку и обстрел его любимого детище Исмаилие. В результате он сильно заболел и умер на 70-м году жизни. И перед смертью он сказал, что ему осталось построить всего два здания, видимо тогда он бы жил сто лет, но не успел.
Интересные факты
-Как-то на одном из благотворительных вечеров Муса Нагиев был укорен устроителем мероприятия малой суммой пожертвования и что его сын, Исмаил-бек, внес сумму превышающую десятикратно. На что Муса Нагиев парировал: «Что-же тут такого? Он сын миллионера, я же сын простого соломщика.»
-Муса Нагиев дважды похищался бандитскими шайками, наводнившими в то время Баку. Владелец многомиллионного состояния в обоих случаях, ввиду своей скупости, наотрез отказывался выплачивать бандитам выкуп. В первый раз, организаторы похищения, поняв бессмысленность дальнейших переговоров с Мусой, отпустили его. По слухам, во время второго похищения выкуп был выплачен Гаджи Зейналабдином Тагиевым. Это покушение стало нашумевшим много лет позже, так как по описаниям домочадцев Мусы Нагиева главарь шайки был грузином с лицом, усыпанным шрамами от оспы. Именно человека с такими приметами — Сталина, разыскивала полиция Баку за организацию подобных похищений. Все добытые Сталиным преступным путем деньги шли на финансирование большевистской партии.
-После смерти Мусы Нагиева духовенство, опираясь на законы шариата, потребовало от наследников передать десятую часть его имущества мечетям. Обеспокоенные притязаниями духовенства наследники представили «святым отцам» доказательства того, что Ага Муса не являлся мусульманином, а принадлежал к религиозному течению «бахаи» и в качестве примера был приведен случай, когда однажды на суде Нагиев, отказавшись клясться на Коране, принес присягу на книге шейха Бахауллы.