АЛИК БАХШИ
АРМЕНИЯ И ОСЬ МОСКВА – ТЕГЕРАН
После коллапса Советского Союза у России появился потенциально опасный противник – это нарождающееся на огромном пространстве, от Ангары (река в Турции) до Ангары (река в Сибири) тюркское содружество, своего рода наследство Тимура, представляющее угрозу тюркоязычному подбрюшью России. По той же причине и Иран озабочен за целостность своей территории, если учесть, что в его состав входит Южный Азербайджан. Кроме геополитических изменений предстоит крупная возня вокруг Каспия с его колоссальными нефтяными запасами.
Общие стратегические и экономические задачи и явились причиной появления оси Москва-Тегеран. Эти же причины побудили Москву пойти на передачу Ирану ядерной технологии, несмотря на протесты из Вашингтона? Передача Россией Ирану ядерной технологии далеко не торговая сделка, а плата за политическое сотрудничество. Объяснения Ирана, что ядерный реактор нужен в качестве альтернативного источника энергии, при имеющихся громадных природных ресурсов энергии, каковыми являются нефть и газ, лишены логики и целесообразности.
Связующим звеном этой оси является Армения, имеющая территориальные претензии к соседям. Кроме того, Армения для России осталась единственным надежным плацдармом военного присутствия на Кавказе.
Судя по происшедшим в свое время политическим переменам в руководстве Армении, а именно добровольной и неожиданной для стороннего наблюдателя отставке президента Тер-Петросяна под нажимом приверженцев военного решения карабахской проблемы, можно с большой уверенностью полагать, что дело шло к войне.
Затянувшееся перемирие между Арменией и Азербайджаном при политически незакрепленных никакими соглашениями военных успехах Армении все больше раздражало воинственно настроенных лидеров оппозиции бывшему уже президенту. Изолированное положение Армении, в силу политической обстановки на Кавказе, глубокий экономический кризис без каких-либо перспектив на улучшение перед лицом ожидаемого экономического бума в Азербайджане, благодаря добываемой нефти на Каспии, не оставляли надежд на будущее Тер-Петросяну, как президенту- стороннику мирного диалога с Баку. Кроме того, поступившее из России через территорию Ирана дополнительное вооружение, включающее ракеты среднего радиуса действия “Скад”, могущие обратить Баку и его нефтяные терминалы в руины, создало момент бесспорного военного превосходства Армении перед Азербайджаном. И пока Азербайджан еще не имеет валюты для закупки адекватного вооружения, ястребы в Ереване не прочь бы воспользоваться сложившейся ситуацией и в настоящее время Ереван находится в ожидании знака из Кремля, чтобы начать военные действия. Москва не исчерпала все возможные дипломатические варианты давления с целью вынудить Баку не только транспортировать всю Каспийскую нефть исключительно через территорию России, но и отказаться от права в одиночку разрабатывать нефтяной шельф у своих берегов. Москва все чаще муссирует вопрос о каком-то невыясненном статусе Каспийского моря.
Несговорчивость Азербайджана легко объясняется экономическими и политическими мотивами.
Действующий в настоящее время нефтепровод, проходящий по Северному Кавказу, не имеет достаточной пропускной способности для всей нефти, планируемой добывать в Азербайджане. Надо еще учесть и нефть Казахстана, для которой Баку станет перевалочным пунктом. Таким образом, необходимость строительства новой более мощной Трубы очевидна. И если уж строить новый нефтепровод, то гораздо выгоднее прокладывать его к берегам Черного моря через Грузию, что значительно короче, кроме того, отпадут опасения, связанные с политической нестабильностью в Чечне и Дагестане, через которые проходит существующий нефтепровод. Дальнейшее проложение нефтепровода из Грузии в Турцию сделает Каспийскую нефть доступной всему Средиземноморью.
Россия вполне резонно предвидит значительные валютные потери при осуществлении данного проекта. Поэтому Москва отчаянно предпринимает все возможные рычаги для дестабилизации политической обстановки в Грузии.
Общие для Азербайджана и тюркских стран Средней Азии экономические задачи, связанные с нефтью и газом будут способствовать и политической консолидации тюркских народов бывшего Советского Союза, консолидации о которой мечтает наиболее ведущая страна тюркского мира – Турция. И тогда возрождение былого наследства Тимура не за горами.
Против такого оборота событий и направлена заблаговременно созданная ось Москва – Ереван – Тегеран, в которой главная действующая роль отводится Армении. Россия вновь, как и на рубеже 19 – 20 веков, разыгрывает армянскую карту для достижения своих корыстных целей.
Здесь мы подошли к самому драматичному моменту, положившему началу ненависти в истории взаимоотношения армян и турок, мирно сосуществовавших на протяжении долгого исторического периода в Оттоманской империи. Турки не преследовали армян ни из-за национальности, ни из-за их христианства. Большой процент армян был среди зажиточной части купечества и ремесленников.
Причина вражды лежит в совершенно другой сфере и, чтобы понять ее, надо осмыслить события, происходящие в Турции и в Закавказье, в период заката Оттоманской империи. Именно в этот период сформировываются армянские партии “Гнчак” [“Колокол”] и “Дашнакцутюн” [ “Союз”], которые ставят задачу создания в восточной Анатолии армянского государства. По их замыслу “Великая Армения” должна включать территорию “от моря и до моря” [имеется ввиду Черное и Средиземное моря].
Сторонников подобной идеи не смущало, что не в одной области Турции армяне не составляли большинства, а ведь это необходимое условие для создания хотя бы автономии, не говоря уже о государстве. Для исправления такого нежелательного демографического фактора дашнаки планировали путем убийств и жестоких насилий посеять страх и панику среди мусульманского населения, вынудить его покинуть родные места, освободив, таким образом, территорию для будущей “Великой Армении”.
Это обстоятельство, как нельзя кстати, совпало с намерением России в ее экспансии на южном направлении со стороны Кавказа. Накануне Первой Мировой Войны русские в большом количестве поставляли оружие дашнакам для осуществления мятежа в тылу Оттоманской империи.
Армяне вели боевые действия не с регулярными турецкими войсками, а в основном нападали на мирных, безоружных мусульман и достигли значительных успехов. Сотни тысяч турок и курдов превратились в беженцев еще до подхода русских войск. [Надо заметить, что курды претендуют на те же земли, что и армяне]. Вооруженные мятежи армян облегчали продвижение русских в глубь турецкой территории. Чтобы обезопасить тылы, турецкое правительство вынужденно было дать распоряжение о выселении армян из мест предполагаемого направления наступления русской армии. Теперь уже колоны, насильственно выселенных армян, потянулись на юг в сторону Сирии по местности, на которой расположились мусульмане, бежавшие раннее от жестоких погромов, учиненных армянскими боевиками. И случилось то, что не могло не случиться. Движимые местью, турки и курды напали на беззащитных армян. Зло породило зло. Этой ужасной трагедии 1915 года, стоившей жизни сотен тысяч армян, могло не быть, если бы армянские боевики не проводили тактику выдавливания мирного населения, посеяв семена зла, которые до сих пор прорастают подобно сорняку, грозя задушить поле мира в Закавказье.
Было бы непростительной ошибкой приравнять трагедию, постигшую армянский народ, геноциду. Катастрофа европейского еврейства была спланирована в соответствии с фашистской идеологией и проводилась в тайне специальными войсками. Состоявшийся суд, выявил конкретных виновников геноцида евреев и вынес им приговор. То, что произошло в Турции – это ответная стихийная реакция простого народа на заранее задуманное идеологами “Дашнакцутюн” избиение мусульман.
Зло коренилось в самой идеологии партии “Дашнакцутюн”. Большинство войн велось за территории. Россия поглощала земли вместе с народами их населяющими, дашнакам же нужно было пространство для “Великой Армении” совершенно свободное от какого-либо народа, кроме как армянского. Преступная пропаганда абсурдной идеи погнала армян в разгар войны между двумя империями на линию огня, чтобы путем истребления местного населения построить там химерическое государство.
После заключения мира русские войска, оставляя фронт, передали вооружение армянам, которые не только продолжали удерживать часть турецкой территории, но и не замедлили развязать военные действия с соседними Азербайджаном и Грузией, предъявив им территориальные претензии.
Армяне издревле, монополизировав торговлю, расселились на большом пространстве, создавая точечные компактные очаги проживания. На момент покорения Грузии Россией в Тбилиси 60% населения составляли армяне. Уже в советское время армяне расселялись на Северном Кавказе и на Черноморском побережье, сосредотачиваясь в основном в курортных городах и, конечно, известна армянская диаспора в Москве. В Азербайджане большое число армян проживало не только в Карабахе, [c азербайджанского Карабах (Гара бах) -“смотри снег”] целый район Баку преимущественно с армянским населением, численно не уступающем армянам Карабаха, назывался Арменикент. Поэтому, возможно, что и Баку вслед за Карабахом, должен войти в состав Великой Армении. Мало кому известно, что дашнаки в 1918 году, подняв вооруженный мятеж и захватив в Баку власть, устроили резню и азербайджанцы, спасая жизнь, бежали из города. Для предотвращения полного разорения Баку армянскими мятежниками, Турция направила в Баку войска. После чего была ответная резня, теперь уже армян.
Во время завоевания русскими Ереванского ханства там жило много азербайджанцев, численность которых заметно сократилась при дашнаках. Но что примечательно, за годы советской власти Армения становилась в отличие от других республик все более мононациональной. При Горбачеве, воспользовавшись слабеющей центральной властью, воскресшие вооруженные отряды армянских боевиков начали изгонять, живущих в Армении азербайджанцев. Впервые после войны с фашистами в Советском Союзе вновь появились беженцы. Это были азербайджанцы из Кафана. Информация о творящемся в Армении беззаконии не разрешалась. Тогда еще не было гласности. Власти не решились пустить беженцев из Армении в Баку, остановив их в Сумгаите. Безответственное поведение властей сделало положение бездомных, безработных людей настоящим кошмаром. На это и рассчитывали в Армении. Сумгаитские события это хорошо спланированная провокация, чтобы обвинить в вандализме азербайджанцев и начать беспрецедентное по масштабу с помощью неизвестно откуда взявшегося оружия, изгнание азербайджанцев из Армении и Карабаха и все это в советское время. Трудно представить, чтобы в СССР вдруг появилось оружие у простых граждан в короткий срок, да еще в таком большом количестве! И надо хорошо уяснить хронологию событий – сначала был Кафан, потом Сумгаит и затем уже Карабахская война. Таковы факты и такова правда.
Сейчас Россия в лице Армении имеет единственного союзника на Кавказе и пытается с ее помощью восстановить свое былое влияние, однако это возможно только в случае войны.
Нахождение у власти в Ереване партии Войны не оставляет в данной ситуации никаких шансов для мирного решения Карабахского кризиса. В случае развязывания войны Армения, используя значительное превосходство в вооружении, может одержать победу, не исключено, что армянские войска окажутся в Баку, но навряд ли военная победа, решит, что–либо в политическом плане. В плане экономическом ни Армения, ни Россия никаких дивидендов не получат. На восстановление и эксплуатацию нефтяных месторождений никто денег не даст. Можно с уверенностью предположить, что в войну втянется Турция. В то же время маловероятно, что Москва решится на открытые военные действия с Турцией, так как поставит НАТО перед вопросом нанесения ответного удара по агрессору, напавшему на страну - члена блока и тогда может развернуться широкомасштабная борьба за Каспий и Мир окажется на пороге Третьей Мировой Войны. Скорее всего, Армении в одиночку придется сражаться с тюркским блоком при материальной и дипломатической поддержке Москвы. Нетрудно предвидеть, чью сторону займет Америка, уже успевшая вложить деньги в Каспийскую нефть. В Вашингтоне должны понять, что усиление оси Москва – Тегеран, представляет потенциальную угрозу и Ближневосточному нефтяному району, на который Америка потратила достаточно много средств и усилий.