А что до сих пор свадьбы так проводять??
Азербайджанские свадьбы (традиции)
Сообщений 21 страница 40 из 333
Поделиться2209.01.2010 08:34:26
А что до сих пор свадьбы так проводять??
да
Поделиться2326.06.2010 00:03:56
девушки а как вы относитесь к красной ленте? я даже не знаю одевать или нет...
Поделиться2414.07.2010 14:37:07
девушки а как вы относитесь к красной ленте? я даже не знаю одевать или нет...
Конечно одевать.
Поделиться2514.07.2010 15:43:20
мне тоже кажется,что лучше одеть. Понятно,что не каждая невеста-девственница,но..из уважения к традициям почему бы не одеть?
Поделиться2608.09.2010 20:05:48
Сколько стоит невеста в Азербайджане: девушка за миллион долларов
Времена, когда приданое невесты вывозилось на большом грузовике под звуки музыки и оглушительные автомобильные гудки, и все соседи с любопытством наблюдали за этим зрелищем, вроде, давно прошли. Как и времена публичной демонстрации подарков, принесенных невесте на обручение. Но сама проблема приданого и предсвадебных подарков в Азербайджане, кажется, не исчезнет никогда…
Торг здесь уместен?
Тема эта животрепещущая, бурно обсуждаемая на кухнях, и порою создающая серьезные трудности на пути возникновения новой ячейки общества.
Так уж исторически сложилось, что в некоторых азербайджанских семьях мерилом ценности, которую их дочь представляет для будущего жениха, является количество преподнесенных драгоценностей. Если золота и бриллиантов в «хонче» достаточно, то мать невесты ходит с высоко поднятой головой, а родственники и знакомые еще недели две обсуждают, как де повезло дочке Солмаз ханум. Если же подарки оказались скромными, этот факт надо утаить, как нечто постыдное. А встречаются и такие, кто и вовсе не соглашается выдавать свою дочку замуж, если семья жениха не одарит ее «как положено». Сам жених при этом может быть ангелом во плоти - человеческие качества бантиком не украсишь и окружающим не покажешь…
В свою очередь, родители жениха считают, что брать бесприданницу - моветон, да и вообще, должна же будущая невестка принести новой семье хоть какую-то материальную пользу. Опять же, перед людьми неудобно…
Вот и спорят две семьи перед свадьбой до хрипоты, торгуются аки на рынке…
Девочка на миллион долларов
Когда Самир решил жениться на Лейле, ее мать сразу же сообщила сватам, что руку этой девушки просили самые завидные женихи их района, богатые и перспективные. Сваты слушали, помешивали сладкий чай в стакане, и мысленно задавались вопросом, почему же в таком случае Лейлу до сих пор не выдали за одного из этих претендентов, а сейчас вот выдают за Самира - парня из простой, малообеспеченной семьи…
Еще веселее стало ближе к обручению, когда выяснилось, что семья невесты ждет не просто колечка, а несколько бриллиантовых комплектов. Правда, они их так и не дождались - у матери Самира, вырастившей сына в одиночку, просто не было таких денег. И это стало началом холодной войны… При каждом удобном случае мать Лейлы, дама с большими амбициями, попрекала своего будущего зятя и его родню, что, дескать, те ничего для ее девочки не делают, не балуют ее и т.д. Сама девочка тоже не отставала, то и дело требуя у жениха то дорогую дубленку, то брэндовую сумку, то еще что-то. Самир уже начал было подумывать о том, а не поторопился ли он с выбором спутницы жизни, но тут настал день свадьбы…
Что заставляет молодых девушек и их родителей вести себя подобным образом? Вряд ли просто жадность и чрезмерная любовь к блестящим камушкам... Скорее, дело в том, что, как уже было сказано, в глазах этих людей собственная значимость прямо пропорциональна тому, сколько на них тратится. Масла в огонь добавляет и всегдашняя немного болезненная зависимость некоторых азербайджанцев от общественного мнения. Вместе эти два фактора - поистине адская смесь, отравляющая семье жениха приятную, казалось бы, предсвадебную суету…
Хотя подобным образом некоторые барышни, особенно чувствительные, портят жизнь и себе самим. Так, например, одна невеста, узнав, что жених не в состоянии купить ей дорогое кольцо, о котором она давно мечтала, совершенно искренне впала в глубокую депрессию. И, возможно, долго из нее не вылезала бы, но в дело вмешался рассудительный отец, хорошенько встряхнувший свое чадо и спросивший: «Тебе что важнее - кольцо или замуж выйти? Вот и перестань дурака валять, пока на тебе вообще не передумали жениться!». Жаль, что такие папы есть не у всех, а то бы мужскому населению стало гораздо легче…
Приданое любой ценой
Но несправедливо было бы выставлять невестину родню этакими меркантильными монстрами, а сторону жениха - страдальцами. Ведь, повторимся, требования к приданому невесты в Азербайджане порой тоже очень строги. На эту тему даже есть художественный фильм под названием «Приятные хлопоты», да и во всеми любимой «Гайнане» забавно обыгрывается этот момент.
Но когда такое происходит в жизни, а не на экране, становится уже не до смеха… И временами «традиция» приводит к трагедии или, как минимум, к драме. Например, один молодой человек решился даже продать свою почку, чтобы на вырученные деньги купить сестре приданое. «Не хочу, чтобы моей сестре пришлось стыдиться», - объяснил он этот свой поступок. Что ж, подобная братская любовь, конечно, заслуживает уважения. Но сама по себе история все же ужасная… Остается надеяться, что это единичный случай.
Но мелкие конфликты на такой почве - обычное дело. Если даже свекровь промолчит до свадьбы, то позже она, в случае чего, непременно напомнит невестке, что та принесла с собой три кастрюли и матрас, а даже не холодильник, не говоря уже о мебели… Для некоторых свекровей этот упрек играет роль «противоядия» - как только покажется, что жена сына стала слишком нахальной, надо сразу же напомнить ей про скудное приданое или его полное отсутствие.
Зато в положение невест и их родителей с удовольствием входят местные магазины, предоставляя всевозможные скидки и бонусы. Не берусь ручаться, но все же, думается, что больше нигде в мире посудные магазины не называются «Приданое», и в магазинах мебели не устраивается специально посвященных этому кампаний…
Кстати, как ни странно, но бывает и наоборот. Кое у кого перед свадьбой разгорелся ожесточенный спор на почве того, что родители невесты непременно хотели вручить ей в приданое три комплекта мебели, а в доме жениха просто не хватало места для всего этого.
- Понимаете, мы им даем всего одну комнату, так что достаточно только спального гарнитура, - оправдывался будущий свекор, - вот когда они, дай Бог, обзаведутся собственной квартирой…
- Но я же должен дать своей дочери полноценное приданое, что люди скажут! - не унимался отец невесты, - так что берите заодно и два других гарнитура тоже, и мне совершенно безразлично, куда и как вы их разместите…
Все то, о чем мы сейчас рассказали, корнями своими уходит в традиции. И традиции эти, наверняка, изначально призваны были служить благородным и практичным с хозяйственной точки зрения целям. Но подобно тому, как вино, забродив, превращается в уксус, так и даже самое лучшее наследие предков, забродив в умах потомков, превращается в нечто уродливое. Давайте все же не быть мелочными, и не думать о каратах и тарелках, стоя на пороге одного из самых важных событий в жизни человека - создании семьи. Ведь главная цель свадьбы - именно это, а не заполучение побольше драгоценностей или мебели. Жаль, что некоторые из нас об этом забывают…
Омар Хайямов
Day.Az
Поделиться2709.09.2010 12:36:15
всегдашняя немного болезненная зависимость некоторых азербайджанцев от общественного мнения........что люди скажут!
долго и неприлично ругается...
Традиции - конечно, замечательно, но порой просто диву даюсь.
Муж почти каждый месяц, ато и по нескольку раз за месяц, бывает на различных свадьбах.
Понятное дело, брат, сестра, иной родственник, друг, ну, на крайняк - коллега, сосед женятся. Так ведь нет!
Дочь сотрудницы из бухгалтерии, племянник шефа...до маразма - сын соседа дяди по даче ... и не важно, что ты этих людей порой и в глаза то не видел!
Свадьба в 300 человек - скромная и, видимо, даже неприлично такую играть, что люди скажут!
Человек 600 еще куда ни шло.
Интересно, а сами молодожены вообще имеют право голоса?! Вот вы бы позвали на свадьбу весь отдел с работы папы?
Я понимаю в деревне, все друг друга знают - свадьбу всем селом играют. 6 баранов, 2 быка на кебаб! Весело!
А в городе. Часто арендуют даже не рестораны, а целые залы во всевозможных спортивно-развлекательных заведениях. И что это все родные и друзья молодых? Да, они половину народа на своей свадьбе первый раз видят. Для чего это делается? Чтобы папа/мама не ударили в грязь лицом перед младшим помощником старшего уборщика на своей работе?
А гости? Я столько то денег дал молодым, а мой подарок был дороже...и т.д.
Ну КОМУ ЭТО ВАЖНО??? Неужели счастья у молодых будет меньше, если пол Азербайджана на свадьбу не соберется? Ладно, если семья состоятельная, а когда ради этого дома, машины, скотину, почки продают????
Я ценю и уважаю азербайджанские традиции, что касается обрядов, сватовства и т.п. Но не понимаю, хоть убейте выпендреж при этом))) А ничем другим это, ИМХО, и не является.
Отредактировано OmanyCZ (09.09.2010 12:38:39)
Поделиться2812.09.2010 18:06:16
да традиции сильная вещь и действительно они до сих пор соблюдаются но традиционная свадьба это ужастно скучная вещь То что она окупаються на половину а то и больше это точно У меня муж с села там традиции соблюдаются поэтому на такие свадьбы я ездить не люблю а вот в городе другое дело всё более современно какая-то часть обычаев соблюдаеться конечно У меня было две свадьбы и естественно которая проходила в России мне больше понравилась Не так давно мы делали моему сыну маленькую свадьбу (сунат) и прошло всё очень замечательно и с соблюдением традиций, мужчины и женщины сидели за разными столами но в одном помещении и танцевали и те и другие гостей было человек триста хотя приглошалось 200 и она не то что окупилась но ещё принесла прибыль Побывав в азербайджане у родствеников на маленькой свадьбе я в восторге не была Но по личным наблюдением мужчины на праздниках веселяться больше чем женщины
Поделиться2913.09.2010 07:17:57
К сожалению, я не разу не была на азербайджанских свадьбах,но много слышала и конечно как и многим хотелось бы посмотреть что да как!Но свою свадьбу праздновать по их традициям очень бы не хотелось(по возможности конечно)
Поделиться3016.11.2010 15:48:20
В первый визит, согласно традиции, на сватовство идут 2-3 женщины. Они рассказывают о своей семье и детях. В ходе первого визита сватов родители девушки не дают конкретного ответа. Говорят, что необходимо взвесить все "за" и "против" относительно юноши. Если имеются какие-то сомнения, то сваты получают отказ. В этом случае говорят: "Вы обратились не по адресу", "Наши двери закрыты для сватов от вас", "То, чего вы желаете, у нас нет". При получении же положительного ответа во второй визит сватами приходят уже отец, дяди жениха и другие родственники.
После получения "согласия" в доме невесты в большинстве случаев на стол подается сладкий чай или чай двух цветов. В знак согласия открывается ”сладкий стол” с подачей сладкого ароматного напитка, куда добавляется ложка свежей заварки. Это символизирует сладкую жизнь будущих новобрачных и породнение двух семей.
Во время первого визита сватов женщины (бабушка, мать, тети, сестры), представляющие сторону жениха, сообщают о своем намерении. Во второй приход сватов определяется день получения "согласия". В этот день в дом невесты приходят аксакалы, дед, бабушка, мать, другие родственники. В ходе церемонии аксакал, представляющий сторону жениха, обменивается рукопожатием с аксакалом стороны невесты и трижды спрашивает: "Выдаешь ли ты свое родное дитя (имя рек) за моего сына (имя рек)?" "Да, выдаю", - ответ также повторяется три раза. Этот краткий диалог выражает согласие, достигнутое между двумя семьями.
Спустя несколько дней после получения согласия происходит церемония обручения. В дом невесты приходят 6-10 человек, девушке преподносят кольцо, платок, несколько нарядов. Устраивается празднество, во время которого брат жениха (если такого нет, то молодой человек из близких родственников) надевает кольцо с выгравированными на нем именами парня и девушки на палец невесты и произносит: "Дарю тебе кольцо судьбы, будьте любимы, обзаведитесь мальчиками и девочками".
В некоторых семьях практикуется такой оряд обручения. В этом случае определяется его день, и из дома жениха в дом невесты отправляют мясо, сладости и другие продукты. В день обручения невесте преподносят кольцо, головной платок, разную одежду. По традиции, право показа принесенных подарков гостям предоставляется счастливой в браке женщине, дабы и невеста в семейной жизни испытывала лишь счастье. На церемонии обручения присутствуют 40-60 человек. Сторона жениха дарит невесте различные подарки (кольцо, парчу), а приглашенные гости - сладости, цветы. После обручения жениха приглашают в дом невесты и дарят кольцо. Этот этап называют "первый визит жениха в дом невесты".
В праздничные дни родственники жениха не только преподносят девушке различные подарки, но и восхваляют невесту. В то же время семья невесты с подарками и сладостями для себя и семьи жениха вместе с близкими родственниками отправляется в его дом. Родственники устраивают совместное торжество. В народе этот обряд называют "знакомство родственников".
В период подготовки к свадьбе в доме жениха идут приготовления к будущему торжеству, а в доме невесты идет активная деятельность по приобретению приданого. В то же время родственники жениха приходят в дом невесты. На этой встрече, в соответствии с численностью гостей, которых пригласят на свадьбу, определяется и количество необходимого угощения, а также день "церемонии преподнесения и демонстрации подарков" для невесты и назначается день свадьбы. Этот этап получил название "сосредоточение".
За несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон регистрируется брак.
Если абстрагироваться от этнического разнообразия населения отдельных районов Азербайджана и некоторых присущих им отличительных черт, то можно сказать, что свадебные торжества в республике очень схожи.
В день "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" в доме невесты в доме жениха собираются его родственники и гости. Они осматривают купленные для невесты подарки, собирают принесенные гостями подарки (например, ткани, кольца, платки) в чемоданы, украшенные красной лентой, заказывают букеты, украшают подносы с вещами и сладостями. Затем гости со стороны жениха отправляются в дом невесты.
В тот день в доме невесты женщины (50-100 человек) проводят церемонию "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов". Устраивается своеобразная выставка вещей, преподнесенных невесте, а также ее бабушке, матери, братьям и сестрам. На этой церемонии главными лицами выступают пожилые женщины - доверенные стороны жениха и невесты. Женщина, призванная сопровождать невесту в дом жениха, отрезает кусок ткани (отсюда и название - "палтар кести" - дословно "раскрой наряда", этот кусок впоследствии хранится в доме). Доверенная со стороны жениха вручает своей "коллеге" в качестве откупного деньги. Близкие родственники жениха в качестве подарка дают деньги как в своем доме, так и в доме невесты. У некоторых, пришедших из дома жениха, денег не берут.
На церемонии "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" подают сладости и фрукты, обед из нескольких блюд - долма, мясные тефтели, бозбаш, довга. Для мужчин организуют отдельное пиршество и званый обед. После окончания обряда "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" составляют список приданого невесты, которое переносят в дом жениха. Одновременно в дом жениха отправляются две женщины, и они совместно с доверенной стороны невесты украшают ее комнату.
После этого следует "совет свадьбы" - так называется собрание в доме жениха, где назначают человека, который будет руководить свадьбой - "свадебный дед" (до революции его называли "хан-гора"). Он ведет свадьбу, следит за ходом торжества и порядком. С завершением подготовительных работ в доме жениха начинается свадьба.
На самом почетном месте в помещении, где проходит свадьба, восседают певцы и тамада, управляющий торжеством, а у входа устанавливают стол с цветами и конфетами. Гости произносят слова напутствия, берут сладости и вместо подарка дают деньги. Свадьбу ведут в основном певцы, а иной раз и ашуги.
Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония "помазания хны". На нее приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек с музыкантами, которые играют, танцуют и веселятся вместе с невестой. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. В различных районах Азербайджана обряд нанесения хны называется по-разному: в Шеки - "пиршество невесты", в Товузе - "демонстрация девушки", в Масаллы и Ленкорани - "сбор у девушки", в Губе - "нанесение хны", на Абшероне - "хнанане", в других местах - "девишник". На второй день участниками свадьбы становятся также родственники и приглашенные гости. Ближе к полудню люди в доме жениха и часть музыкантов (часто это зурначи, игравшие в первый день торжества) отправляются за невестой. Певцы и оставшаяся часть музыкантов продолжают веселить гостей. Вновь прибывших гостей в доме встречают старший сын в семье, дяди и другие близкие родственники жениха.
Разукрашенные автомашины подъезжают к дому невесты. Близкие родственники и соседи девушки встречают гостей. Представители семьи жениха по очереди танцуют. Доверенная жениха вместе с группой женщин входят в комнату невесты. Так как дверь часто бывает специально закрытой, доверенная с шутками и прибаутками дает выкуп за то, чтобы ее открыли. Этот обряд называется "открывание двери". Доверенная невесты, а также шафер и подружка украшают девушку. Доверенная жениха передает деньги для "украшения лица (нанесения макияжа)". Родители девушки подходят к дочери, дают ей добрые напутствия. Брат жениха повязывает ленту на талии невесты, а потом, вложив деньги в правую руку, а брат невесты - в левую, привязывают их лентами к рукам невесты. Если нет брата, эту "операцию" проделывает близкий родственник. На самом деле обряд "под поясок на талии" - символ вечной привязанности к надежному мужу, являющемуся твердой опорой, справедливым спутником жизни.
Музыканты проходят в комнату невесты под звуки свадебной мелодии "Вагзалы". В сопровождении доверенных девушка покидает отцовский дом. В руках одной из доверенных - зеркало, у другой - горящая свеча или зажженная лампа, которые держат слева и справа от невесты. В народе горящая свеча или лампа возле новобрачной являются символами ее защиты от нечистой силы, сглаза и злых духов. Зеркало отвечает тем же целям, и его держат перед невестой. Существует также поверье, что в зеркале отражается не сама невеста, а ее душа, которая защищает девушку от всякой нечисти.
Молодежь по пути следования автомашин преграждает им путь, требуя "выкуп". Это называется "заграждение дороги". Отец жениха дает им "выкуп". Представители семьи жениха стараются незаметно что-либо взять из дома невесты, и, когда автомашины трогаются, показывают то, что они взяли. Эта традиция служит своеобразным утверждением того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом. Иными словами, вещи, взятые тайком из дома невесты, означают, что они навсегда останутся в ее новом жилище - в доме мужа.
Когда кортеж подъезжает к дому жениха, звучит песня "В наш дом пожаловала невеста". Доверенные помогают ей выйти из автомобиля. Затем свекор приносит у ног невесты в жертву ягненка, кровью которого обмазывает ее лоб и ноги. Тем самым она как бы
проходит сквозь голову и тело ягненка. Звучат "Терекеме", "Узун дере", "Яллы", "Хейвагюлю" и другие танцевальные мелодии, после чего, по традиции, новобрачная должна разбить ногой пустую тарелку. Все это происходит на глазах собравшихся и означает будто невеста говорит следующее: "Если совершу вероломство в отношении этого очага, дома, мужа, тогда и я пусть буду раздавлена, как тарелка" (Г.Гейбуллаев. О некоторых брачных обрядах Азербайджана. - "ДАН Азерб.ССР, 1964, №11).
Широко распространен и другой обряд: осыпать невесту сладостями, едва она войдет во двор дома жениха. Он символизирует пожелание всегда видеть ее ласковой и милой. По традиции, принесенное невестой зеркало - символ опрятности, девственности, чистоты, верности, целомудрия. Когда девушка выходит за порог отцовского дома, ее осыпают мукой, пшеном и рисом. В свадебную хончу кладут сладкий хлеб, пирог, дабы, как говорят в народе, в новый дом она принесла с собой изобилие, чтобы поступь ее была почетна.
К голове невесты прикладывают ломоть хлеба. Это означает, что она ела честный отцовский хлеб и пила благодатное материнское молоко. В свадебную хончу вместе с хлебом кладут мед, и, когда невеста переступает порог дома жениха, ей протягивают кусок хлеба, намазанный медом. Смысл этого обряда - дабы у невесты всегда была ласковой манера обращения.
Музыканты, приехавшие с невестой, передают свои напутствия и переходят в помещение для торжества. Невеста, войдя в дом жениха, не садится, родители преподносят ей подарки (кольцо, деньги для дальнейшей благодатной жизни или баранов и телят). Когда она садится, ей дают на руки ребенка - мальчика, дабы ее первенцем был именно представитель сильного пола.
Невеста приносит в дом жениха сладости, испеченные ее матерью. Доверенная невесты на свадьбе раздает подарки музыкантам и поварам. В комнате невесты в дверь вбивают гвоздь - по поверью, это означает, что невеста должна навсегда остаться в этом доме, стать настоящей хозяйкой.
После приезда невесты свадьба в доме жениха продолжается. Слово предоставляется певцу, ведущему торжество. Он исполняет песни "Твои губы озарила улыбка", "Насурмленная девушка, ступающая по воде", звучат танцевальные мелодии "Хейвагюлю", "Сулеймани", "Газахы". Молодежь веселится. Затем начинается церемония восхваления жениха, который сидит в особом помещении. Для бека (жениха) ставят покрытый красным сукном стол, на котором хонча, полная сладостей, и цветы - это символы красоты. Спустя несколько минут, два музыканта с шафером и другом бека под звуки веселой мелодии приглашают жениха на свадебное торжество. Аксакалы произносят обязательные фразы: "Бек должен станцевать на своей свадьбе, чтобы было изобилие". Вместе с женихом пускаются в пляс друзья и знакомые.
Наутро после свадьбы для невесты готовят сладкую мучную кашу на масле, вновь собираются родственники, соседи, на столе - традиционный плов. Так отмечается "непорочность невесты".
Во всех районах Азербайджана невеста три дня не должна показываться на людях. Затем доверенная невесты, ее сестры, несколько близких родственниц (кроме матери) приходят в дом жениха с различными блюдами, фруктами, подарками. Это называется "трехдневка".
Через семь дней после свадьбы в дом невесты с подарками и сладостями отправляется повидать новобрачную ее мать, отец, братья и родственники. Этот обряд называется "посещение новобрачных". Устраивается торжество, женщины садятся отдельно или в одной компании с мужчинами. Все попеременно встречаются с невестой.
Через сорок дней после свадьбы вместе с семьей жениха невесту приглашают в ее родительский дом. От отца ей вручается корова или какой-нибудь ценный подарок. Этот обряд известен как "начало общения".
Свадебные церемонии - составная часть нравственного мира азербайджанского народа. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайнами чудодейства, различными типами магии, то есть они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной жизни и духовности автохтонов Азербайджана.
Таким образом, свадебные обряды азербайджанцев имеют многовековые традиции. Это подтверждается эпической литературой и фольклорным творчеством, в том числе дастанами, сказками, песнями и танцами. До сих пор описанные традиции бытуют среди азербайджанцев, живущих как на своей исторической Родине - в Азербайджане, так и за ее пределами
Поделиться3116.11.2010 21:11:49
голубоглазка
в такого рода постах следует указывать источник
Поделиться3220.11.2010 22:52:58
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
Свадебные торжества в Азербайджане опираются на древние и богатые народные традиции. Свадьба - это праздник не только для двух семей, в торжествах подчас принимают участие жители всего села. Исследование различных этапов свадебных церемоний предоставляет возможность выявить характерные особенности культурного наследия народа.
В эпосе "Китаби деде-Горгуд" много внимания уделено обычаям, обрядам и традициям, большинство из которых сохраняется и по сей день. Значительное место здесь отводится и описанию свадебных церемоний.
Традиции сватовства в Азербайджане, обручения и свадьбы имеют глубокие корни. Поэтому их можно встретить не только в дастанах, но и в азербайджанских сказках (Мирали Сеидов. Источники азербайджанской мифологии (на азерб .яз.) Баку, 1983, с.276).
В отличие от свадебных торжеств в различных районах Азербайджана этнограф Р.Бабаева следующим образом описывает последовательность церемоний в бакинских селах: выбор невесты, сватовство, получение согласия, обручение, возвращение подносов с подарками и кумовское застолье, праздник весны ("Новруз байрамы") и весенние дары (появление первых фруктов и овощей), демонстрация преподнесенных нарядов, банный день невесты, девишник с тамадой, вечер помазания хны, регистрация брака, первая брачная ночь и утро после брачной ночи, второй и третий дни, банный день после недели замужества, первые дни замужества, период беременности невесты, роды, роженица и ребенок, банный день для роженицы, присвоение имени ребенку, его воспитание и обучение (Бабаева Р. Традиции и обряды в Баку в прошлом. - Научн. архив НАНА, инв.№1376, 1627).
В первый визит, согласно традиции, на сватовство идут 2-3 женщины. Они рассказывают о своей семье и детях. В ходе первого визита сватов родители девушки не дают конкретного ответа. Говорят, что необходимо взвесить все "за" и "против" относительно юноши. Если имеются какие-то сомнения, то сваты получают отказ. В этом случае говорят: "Вы обратились не по адресу", "Наши двери закрыты для сватов от вас", "То, чего вы желаете, у нас нет". При получении же положительного ответа во второй визит сватами приходят уже отец, дяди жениха и другие родственники.
После получения "согласия" в доме невесты в большинстве случаев на стол подается сладкий чай или чай двух цветов. В знак согласия открывается “сладкий стол” с подачей сладкого ароматного напитка, куда добавляется ложка свежей заварки. Это символизирует сладкую жизнь будущих новобрачных и породнение двух семей.
Во время первого визита сватов женщины (бабушка, мать, тети, сестры), представляющие сторону жениха, сообщают о своем намерении. Во второй приход сватов определяется день получения "согласия". В этот день в дом невесты приходят аксакалы, дед, бабушка, мать, другие родственники. В ходе церемонии аксакал, представляющий сторону жениха, обменивается рукопожатием с аксакалом стороны невесты и трижды спрашивает: "Выдаешь ли ты свое родное дитя (имя рек) за моего сына (имя рек)?" "Да, выдаю", - ответ также повторяется три раза. Этот краткий диалог выражает согласие, достигнутое между двумя семьями.
Спустя несколько дней после получения согласия происходит церемония обручения. В дом невесты приходят 6-10 человек, девушке преподносят кольцо, платок, несколько нарядов. Устраивается празднество, во время которого брат жениха (если такого нет, то молодой человек из близких родственников) надевает кольцо с выгравированными на нем именами парня и девушки на палец невесты и произносит: "Дарю тебе кольцо судьбы, будьте любимы, обзаведитесь мальчиками и девочками".
В некоторых семьях практикуется такой оряд обручения. В этом случае определяется его день, и из дома жениха в дом невесты отправляют мясо, сладости и другие продукты. В день обручения невесте преподносят кольцо, головной платок, разную одежду. По традиции, право показа принесенных подарков гостям предоставляется счастливой в браке женщине, дабы и невеста в семейной жизни испытывала лишь счастье. На церемонии обручения присутствуют 40-60 человек. Сторона жениха дарит невесте различные подарки (кольцо, парчу), а приглашенные гости - сладости, цветы. После обручения жениха приглашают в дом невесты и дарят кольцо. Этот этап называют "первый визит жениха в дом невесты".
В праздничные дни родственники жениха не только преподносят девушке различные подарки, но и восхваляют невесту. В то же время семья невесты с подарками и сладостями для себя и семьи жениха вместе с близкими родственниками отправляется в его дом. Родственники устраивают совместное торжество. В народе этот обряд называют "знакомство родственников".
В период подготовки к свадьбе в доме жениха идут приготовления к будущему торжеству, а в доме невесты идет активная деятельность по приобретению приданого. В то же время родственники жениха приходят в дом невесты. На этой встрече, в соответствии с численностью гостей, которых пригласят на свадьбу, определяется и количество необходимого угощения, а также день "церемонии преподнесения и демонстрации подарков" для невесты и назначается день свадьбы. Этот этап получил название "сосредоточение".
За несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон регистрируется брак.
Если абстрагироваться от этнического разнообразия населения отдельных районов Азербайджана и некоторых присущих им отличительных черт, то можно сказать, что свадебные торжества в республике очень схожи.
В день "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" в доме невесты в доме жениха собираются его родственники и гости. Они осматривают купленные для невесты подарки, собирают принесенные гостями подарки (например, ткани, кольца, платки) в чемоданы, украшенные красной лентой, заказывают букеты, украшают подносы с вещами и сладостями. Затем гости со стороны жениха отправляются в дом невесты.
В тот день в доме невесты женщины (50-100 человек) проводят церемонию "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов". Устраивается своеобразная выставка вещей, преподнесенных невесте, а также ее бабушке, матери, братьям и сестрам. На этой церемонии главными лицами выступают пожилые женщины - доверенные стороны жениха и невесты. Женщина, призванная сопровождать невесту в дом жениха, отрезает кусок ткани (отсюда и название - "палтар кести" - дословно "раскрой наряда", этот кусок впоследствии хранится в доме). Доверенная со стороны жениха вручает своей "коллеге" в качестве откупного деньги. Близкие родственники жениха в качестве подарка дают деньги как в своем доме, так и в доме невесты. У некоторых, пришедших из дома жениха, денег не берут.
На церемонии "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" подают сладости и фрукты, обед из нескольких блюд - долма, мясные тефтели, бозбаш, довга. Для мужчин организуют отдельное пиршество и званый обед. После окончания обряда "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" составляют список приданого невесты, которое переносят в дом жениха. Одновременно в дом жениха отправляются две женщины, и они совместно с доверенной стороны невесты украшают ее комнату.
После этого следует "совет свадьбы" - так называется собрание в доме жениха, где назначают человека, который будет руководить свадьбой - "свадебный дед" (до революции его называли "хан-гора"). Он ведет свадьбу, следит за ходом торжества и порядком. С завершением подготовительных работ в доме жениха начинается свадьба.
На самом почетном месте в помещении, где проходит свадьба, восседают певцы и тамада, управляющий торжеством, а у входа устанавливают стол с цветами и конфетами. Гости произносят слова напутствия, берут сладости и вместо подарка дают деньги. Свадьбу ведут в основном певцы, а иной раз и ашуги.
Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония "помазания хны". На нее приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек с музыкантами, которые играют, танцуют и веселятся вместе с невестой. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. В различных районах Азербайджана обряд нанесения хны называется по-разному: в Шеки - "пиршество невесты", в Товузе - "демонстрация девушки", в Масаллы и Ленкорани - "сбор у девушки", в Губе - "нанесение хны", на Абшероне - "хнанане", в других местах - "девишник". На второй день участниками свадьбы становятся также родственники и приглашенные гости. Ближе к полудню люди в доме жениха и часть музыкантов (часто это зурначи, игравшие в первый день торжества) отправляются за невестой. Певцы и оставшаяся часть музыкантов продолжают веселить гостей. Вновь прибывших гостей в доме встречают старший сын в семье, дяди и другие близкие родственники жениха.
Разукрашенные автомашины подъезжают к дому невесты. Близкие родственники и соседи девушки встречают гостей. Представители семьи жениха по очереди танцуют. Доверенная жениха вместе с группой женщин входят в комнату невесты. Так как дверь часто бывает специально закрытой, доверенная с шутками и прибаутками дает выкуп за то, чтобы ее открыли. Этот обряд называется "открывание двери". Доверенная невесты, а также шафер и подружка украшают девушку. Доверенная жениха передает деньги для "украшения лица (нанесения макияжа)". Родители девушки подходят к дочери, дают ей добрые напутствия. Брат жениха повязывает ленту на талии невесты, а потом, вложив деньги в правую руку, а брат невесты - в левую, привязывают их лентами к рукам невесты. Если нет брата, эту "операцию" проделывает близкий родственник. На самом деле обряд "под поясок на талии" - символ вечной привязанности к надежному мужу, являющемуся твердой опорой, справедливым спутником жизни.
Музыканты проходят в комнату невесты под звуки свадебной мелодии "Вагзалы". В сопровождении доверенных девушка покидает отцовский дом. В руках одной из доверенных - зеркало, у другой - горящая свеча или зажженная лампа, которые держат слева и справа от невесты. В народе горящая свеча или лампа возле новобрачной являются символами ее защиты от нечистой силы, сглаза и злых духов. Зеркало отвечает тем же целям, и его держат перед невестой. Существует также поверье, что в зеркале отражается не сама невеста, а ее душа, которая защищает девушку от всякой нечисти.
Молодежь по пути следования автомашин преграждает им путь, требуя "выкуп". Это называется "заграждение дороги". Отец жениха дает им "выкуп". Представители семьи жениха стараются незаметно что-либо взять из дома невесты, и, когда автомашины трогаются, показывают то, что они взяли. Эта традиция служит своеобразным утверждением того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом. Иными словами, вещи, взятые тайком из дома невесты, означают, что они навсегда останутся в ее новом жилище - в доме мужа.
Когда кортеж подъезжает к дому жениха, звучит песня "В наш дом пожаловала невеста". Доверенные помогают ей выйти из автомобиля. Затем свекор приносит у ног невесты в жертву ягненка, кровью которого обмазывает ее лоб и ноги. Тем самым она как бы проходит сквозь голову и тело ягненка. Звучат "Терекеме", "Узун дере", "Яллы", "Хейвагюлю" и другие танцевальные мелодии, после чего, по традиции, новобрачная должна разбить ногой пустую тарелку. Все это происходит на глазах собравшихся и означает будто невеста говорит следующее: "Если совершу вероломство в отношении этого очага, дома, мужа, тогда и я пусть буду раздавлена, как тарелка" (Г.Гейбуллаев. О некоторых брачных обрядах Азербайджана. - "ДАН Азерб.ССР, 1964, №11).
Широко распространен и другой обряд: осыпать невесту сладостями, едва она войдет во двор дома жениха. Он символизирует пожелание всегда видеть ее ласковой и милой. По традиции, принесенное невестой зеркало - символ опрятности, девственности, чистоты, верности, целомудрия. Когда девушка выходит за порог отцовского дома, ее осыпают мукой, пшеном и рисом. В свадебную хончу кладут сладкий хлеб, пирог, дабы, как говорят в народе, в новый дом она принесла с собой изобилие, чтобы поступь ее была почетна.
К голове невесты прикладывают ломоть хлеба. Это означает, что она ела честный отцовский хлеб и пила благодатное материнское молоко. В свадебную хончу вместе с хлебом кладут мед, и, когда невеста переступает порог дома жениха, ей протягивают кусок хлеба, намазанный медом. Смысл этого обряда - дабы у невесты всегда была ласковой манера обращения.
Музыканты, приехавшие с невестой, передают свои напутствия и переходят в помещение для торжества. Невеста, войдя в дом жениха, не садится, родители преподносят ей подарки (кольцо, деньги для дальнейшей благодатной жизни или баранов и телят). Когда она садится, ей дают на руки ребенка - мальчика, дабы ее первенцем был именно представитель сильного пола.
Невеста приносит в дом жениха сладости, испеченные ее матерью. Доверенная невесты на свадьбе раздает подарки музыкантам и поварам. В комнате невесты в дверь вбивают гвоздь - по поверью, это означает, что невеста должна навсегда остаться в этом доме, стать настоящей хозяйкой.
После приезда невесты свадьба в доме жениха продолжается. Слово предоставляется певцу, ведущему торжество. Он исполняет песни "Твои губы озарила улыбка", "Насурмленная девушка, ступающая по воде", звучат танцевальные мелодии "Хейвагюлю", "Сулеймани", "Газахы". Молодежь веселится. Затем начинается церемония восхваления жениха, который сидит в особом помещении. Для бека (жениха) ставят покрытый красным сукном стол, на котором хонча, полная сладостей, и цветы - это символы красоты. Спустя несколько минут, два музыканта с шафером и другом бека под звуки веселой мелодии приглашают жениха на свадебное торжество. Аксакалы произносят обязательные фразы: "Бек должен станцевать на своей свадьбе, чтобы было изобилие". Вместе с женихом пускаются в пляс друзья и знакомые.
Наутро после свадьбы для невесты готовят сладкую мучную кашу на масле, вновь собираются родственники, соседи, на столе - традиционный плов. Так отмечается "непорочность невесты".
Во всех районах Азербайджана невеста три дня не должна показываться на людях. Затем доверенная невесты, ее сестры, несколько близких родственниц (кроме матери) приходят в дом жениха с различными блюдами, фруктами, подарками. Это называется "трехдневка".
Через семь дней после свадьбы в дом невесты с подарками и сладостями отправляется повидать новобрачную ее мать, отец, братья и родственники. Этот обряд называется "посещение новобрачных". Устраивается торжество, женщины садятся отдельно или в одной компании с мужчинами. Все попеременно встречаются с невестой.
Через сорок дней после свадьбы вместе с семьей жениха невесту приглашают в ее родительский дом. От отца ей вручается корова или какой-нибудь ценный подарок. Этот обряд известен как "начало общения".
Свадебные церемонии - составная часть нравственного мира азербайджанского народа. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайнами чудодейства, различными типами магии, то есть они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной жизни и духовности автохтонов Азербайджана.
Таким образом, свадебные обряды азербайджанцев имеют многовековые традиции. Это подтверждается эпической литературой и фольклорным творчеством, в том числе дастанами, сказками, песнями и танцами. До сих пор описанные традиции бытуют среди азербайджанцев, живущих как на своей исторической Родине - в Азербайджане, так и за ее пределами.
Наргиз Кулиева, доктор исторических наук
Поделиться3303.01.2011 15:41:07
http://vkontakte.ru/video82849329_152567680?h=2f3ced37282fe8c5&hd=
Поделиться3418.01.2011 22:58:15
Свадьба - праздник... со слезами в кошельках
Или сказ о том, как молодожены проходят через 7 кругов свадебных испытаний
Свадьба! Это слово вызывает волнение в душе каждого человека. Кто-то предвкушает это радостное событие в своей жизни, а кто-то вспоминает тот торжественный день, с которого прошел не один год. Свадьба - традиционный ритуал, дошедший до нас из глубины веков и предназначенный для того, чтобы в торжественной обстановке отметить создание новой семьи. Но отвечают ли современные азербайджанские свадьбы древним обычаям страны, что привнесло в них новое время? И почему и для самих виновников торжества, и для тех, кто получил приглашение на свадьбу эта радостная новость часто превращается в мини-катастрофу, и не только в финансовом плане? Давайте попробуем разобраться, что из себя представляет, как ныне проходит среднестатистическая азербайджанская свадьба?
Круг первый
Обратная сторона любви
Любовь - прекрасное человеческое чувство, заставляющее влюбленных витать в облаках. Однако наступает момент перевести отношения на качественно новый, более серьезный уровень, и приходится спуститься с небес на землю. Пара обручается, и так как происходит это чаще всего в доме у невесты, общение с "Шадлыг сарайы" на этом этапе удается счастливо избежать. Но время идет, и перед женщиной и мужчиной, а также перед их родителями начинает отчетливо маячить СВАДЬБА.
Родные и знакомые, дальние и близкие предлагают различные варианты. Никто не хочет ударить в грязь лицом, чтобы свадьба прошла не хуже, чем у других. С этого момента свадьба, которая влюбленной паре виделась до сих пор счастливым венцом их влюбленности, начинает приобретать весьма конкретные материальные черты.
Свадьба - мероприятие затратное. Вместе с джехизом (приданым), мебелью и т.д. составляет энную сумму, которую еще нужно заработать. Прибавим жилищную проблему, очень актуальную для многих молодых пар - и поймем, что по мере приближения свадьбы материальные проблемы растут как снежный ком.
Круг второй
“Ищите и обрящете”
Но вот наконец средства собраны, родные молодых и они сами начинают обсуждать дату и место свадьбы. С датами у нас, как известно, проблемы - есть месяц мухаррам (траурный) и месяц поста "оруджлуг". В это время обычно свадьбы не устраивают. Итого - два месяца в году долой. Прибавим к этому и странную нелюбовь к проведению свадеб в мае из за пословицы - "В мае жениться - всю жизнь маяться". Какое отношение эта русская пословица, имеющая глубоко рациональный сельскохозяйственный смысл, имеет к Азербайджану - толком объяснить никто не сможет. И, тем не менее, в мае свадеб тоже обычно не делают - итого уже три месяца в году выпадают.
Следующая проблема - место проведения торжества. Это очень серьезный вопрос, так как большинство "шадлыг сарайы" Баку у жителей столицы доверия не вызывают. Уже больно часто в их адрес раздается справедливая критика. Но ничего не поделаешь - за неимением лучшего приходится выбирать из того, что есть.
После многочисленных советов и рекомендаций родственников и знакомых родители жениха и невесты начинают обсуждать, где можно сделать свадьбу. Главный фактор тут, увы, материальный - сразу же определяется планка, по которой выбирают "шадлыг сарайы". Самые распространенные - от 35 манат за человек место, до 50 манатов и даже до 100. Бывают свадьбы и подороже, но они к нашим читателям никакого отношения не имеют. "По одежке протягивай ножки" - взяв на вооружение эту пословицу, жених и невеста с родителями едут (или ходят) по "шадлыг еви". "Дома торжеств" разбросаны по всему городу, но места их компактного расположения - это район Украинского круга в Ахмедлах, проспект Бабека, район между станцией метро "Мешади Азизбеков" и "Халглар Достлугу", и микрорайоны.
Встречает их "мюдюр" - обычно родственник истинного владельца, отличительной чертой которого является умение хорошо считать. Где- то цена устраивает, где то нет, где-то зал невесте не нравится, где-то явно плохая кухня - плюс еще куча подводных камней, вроде того, что проводить свадьбу меньше, чем на 200 человек "шадлыг сарайы" невыгодно. Наконец место проведения торжества выбрано, но нерешенных вопросов меньше не стало. "Свадебная машина от дворца или от родителей?", "Что входит в меню?", "Музыканты от "шадлыг сарайы" или нет?" и т.д., и т.п.
С конкретной датой тоже не все так просто - большинство стремится сделать свадьбу в субботу или воскресенье, на худой конец, в пятницу. Но, к сожалению, не всегда эти дни бывают свободны - из-за этого свадебные процессии можно встретить в любой будний день. Что, в свою очередь, рождает проблемы с выходом на работу как у самих устроителей церемонии, так и у гостей. Но вот все подсчеты сделаны, "бех" (задаток) дан, и начинается...
Круг третий
Рыцарь на белом... лимузине
После назначения даты в домах молодых хлопоты достигают апогея: делают ремонт, докупают приданое и, конечно, в чем молодые предстанут перед зваными гостями и родственниками. Выбор свадебного платья - это “песнь песней”. Сейчас платье чаще всего не покупают, а берут напрокат. Платят за него родители жениха. Цены - весьма и весьма кусачие, в среднем - 200 манатов. Условия проката такие - оплачиваешь полностью прокат наряда, плюс оставляешь документ, чаще всего, удостоверение личности. Платье необходимо вернуть на следующий день после свадьбы, а за повреждение или пятно - штраф.
Перед семьей жениха другая задача - костюм и свадебная машина. Костюм, по традиции, приобретают ему родители невесты. Прокат машины - от 60 манатов и выше, в зависимости от марки и состояния авто. Обычно белые лимузины уже украшены цветами, но иногда за украшение приходится доплачивать.
Круг четвертый
Это Вам не “Уч манат пул, бир кялля гянд”
Отдельная статья - пригласительные, а точнее - списки тех, кто будет удостоен приглашения. Начинаются звонки и уточнения - "придешь - не придешь", потому что отсутствие даже пары приглашенных - это уже 100 манатов убытка, и подходить к процессу нужно с большой серьезностью. Обычно приглашают только тех, в ком уверены, и кто подтвердил факт своего присутствия.
За месяц до свадьбы нужно обратиться в ЗАГС своего района и подать заявление о вступлении в брак - стоит 10 манатов, но многие предпочитают проводить официальную церемонию прямо в свадебном зале (да и свидетелей при этом гораздо больше 2-х). А обходится эта прихоть на несколько порядков дороже, но чего не сделаешь для любимого чада. Если есть желание, можно заключить и кябин у моллы - 10 манатов и Аллах благославит брачующихся.
Круг пятый
Заключительные хлопоты
В день свадьбы и невеста, и жених с утра на ногах. Наконец, родственники в сборе, невеста в ажуре. Все в ожидании.
Приезжает лимузин, и под звуки зурна-балабана (музыкантов нанимают за отдельную плату от 30 до 60 манатов, в зависимости от их числа) жених со свитой приезжает за невестой. Обычно в этот момент ими изо всех окон любуются соседи. По дороге к дому невесты начинается видеосъемка (оператор может начать ее и в доме жениха, его услуги - от 50 манатов). Наконец, процессия с шумом и сигналами подъезжает к дому невесты. Тут также свои обряды - отец ее три раза обводит вокруг керосиновой лампы, мать целует и чаще всего плачет. Будущая свекровь надевает на невесту золото, музыканты играют, оператор снимает, жених и невеста выходят из дома и едут к "шадлыг сарайы"
Круг пятый
А свадьба пела и плясала...
Молодые подъезжают к "шадлыг сарайы" обычно к половине седьмого - чтобы успели собраться гости. Их приход сопровождается музыкой и аплодисментами. На свадьбе жених и невеста находятся в центре внимания. Это - их момент истины, и в суете фотографирований с гостями и танцев под романтическую музыку они счастливы. Основная же нагрузка падает на родителей жениха и невесты, и в меньшей степени - на родственников. В их задачу входит слежка за официантами, привечание гостей, выступление с тостами и т.д. Много хлопот на свадьбе доставляют пьяные и дети - поэтому нужно первых остерегаться, а за вторыми следить.
Музыканты, если пустить дело на самотек, тоже могут здорово навредить - поэтому их тоже нужно держать под контролем, иначе репертуар скатится до примитивного. Правда, музыканты часто очень своенравные попадаются - потому возникают конфликты и даже драки. А официанты так и норовят или что-то раньше унести со столов (обычно выпивку), или просто не принести. Тут, как и на кухне, родителям хорошо бы поставить присматривать знающего родственника - иначе надурят.
Круг шестой
Приглашали - веселились, подсчитали - прослезились
Иногда невесело шутят, что на свадьбе самые главные - не жених и невеста, а те два человека, которые от каждой стороны принимают “пожертвования” от гостей. Да, деньги на свадьбе имеют очень большое значение и для настоящего жениха и невесты, и для их будущего. Сразу после окончания свадьбы, когда жених и невеста отбудут домой, начинается главное действо - подсчет денег. Родители переживают - тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. А так, увы, бывает, нередко - подводят те, кто не пришел, и те, кто поскупился щедро поздравить новобрачных. Тогда приходится или брать в долг, или просить помощи у родственников. По нынешним временам тот, кто не остался после свадьбы в убытке - уже молодец.
Круг седьмой
Счастье не в деньгах?..
Для молодоженов день их свадьбы навсегда останется одним из самых счастливых дней в жизни. А для их родителей - одним из самых хлопотных. Это, увы, факт. И еще один непреложный факт - больше всех от таких свадеб выигрывают певцы, официанты и владельцы "шадлыг сарайы". Это очень несправедливо, но, увы, как говорится, против правды не попрешь. И нам всем, наверное, стоит задуматься над тем, как реально - и в законодательном, и в общественном порядке - исправить ситуацию.
КСТАТИ
В течение трех последних месяцев текущего года в Азербайджане зарегистрировано 14,6 тыс. браков и 1,7 тыс. разводов. Средний возраст впервые вступивших в брак мужчин составляет 28 лет, женщин - 24 года.
СЛУЧАЙ В ТЕМУ
Не так давно мне рассказали реальную историю о том, что в одном из микрорайонов известный адвокат с размахом отмечал свадьбу дочери. И по ее итогам остался должен "Шадлыг сарайы" 600 манатов. Так вот, сперва владельцы заведения хотели оставить "в заложниках" жениха и невесту, но потом, после долгих препирательств, задержали на ночь отца невесты и отпустили его только тогда, когда родственники доплатили недостающую сумму.
ЗВОНОК ЭКСПЕРТУ
Глава парламентского Комитета по социальной политике, депутат Хады РАДЖАБЛИ
- Хады муаллим, что предлагает ваш Комитет для изменения порядка свадебных церемоний?
- В будущем дома торжеств в стране смогут действовать только при наличии специальной лицензии Министерства культуры и туризма. Наш Комитет по социальной политике разрабатывает законопроект "Об обрядах", предусматривается регулирование проведения национальных обрядов, в том числе свадебных и траурных. В законопроекте найдут отражение отдельные статьи о деятельности домов торжеств. Например, сегодня в домах торжеств мощность звукоусилителей значительно превышает допустимые стандарты, и это вызывает справедливое недовольство граждан. Этот вопрос нуждается в регулировании.
А после принятия законопроекта Минкультуры получит право на выдачу лицензий тем домам торжеств, у которых все параметры обслуживания посетителей будут соответствовать стандартам.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Чтобы дать более полную картину современной азербайджанской свадьбы, мы решили опросить известных общественных деятелей и поинтересоваться - как они воспринимают наши свадьбы? И вот что они ответили:
Мирвари ГАХРЯМАНЛЫ,
глава Комитета защиты прав нефтяников:
- Это мое больное место - свадьбы. Я выдала замуж двух дочек и женила племянника, так что опыт есть, и немалый. Поэтому могу сказать - сейчас со свадеб возвращаешься больным! Раньше это торжество было семейным, приглашали только самых близких и родных людей, а сейчас созывают 300-400, а то и 500 человек, часто малознакомых. А люди не на все свадьбы могут пойти - дорого! Певцы и музыканты требуют большие деньги, но за тот шум, который они производят, они сами должны доплачивать. Ведь невообразимый шум, который стоит в "шадлыг сарайы", очень вреден. Сидишь рядом с человеком и не можешь его услышать из-за громкой музыки. Приходится или уходить со свадьбы через 20 минут, или возвращаться домой с головной болью, или с чем похуже. Это безобразие пора прекращать!
Другая проблема - неуважение владельцев домов торжеств к горожанам. Рядом с нами, на проспекте Бабека есть "шадлыг сарайы", по моему, "Монте-Карло". Так вот, там постоянно запускают фейерверки, не дают людям спать. Два-три квартала до глубокой ночи не спят! Ведь нельзя же так!
И у свадеб должны быть свои жесткие правила. Они не должны превращаться в сбор денег для владельцев "шадлыг сарайы", а быть праздником для родных и близких.
Фикрет САДЫХОВ,
профессор Западного университета, политолог:
- Нашим современным свадьбам не хватает чистоты и искренности. Раньше свадьбы проходили не в "шадлыг сарайы", застолья устраивали либо в квартире жениха или невесты, либо во дворах. В таких праздниках было больше смысла и значимости. Ныне же все свадьбы проходят по одному сценарию, и порой возникает ощущение, что ты все время попадаешь на свадьбу одного и того же человека в один и тот же "шадлыг сарайы". Везде шаблонная обстановка, шаблонные слова, репертуар певцов. И самое ужасное - невыносимый шум, который не позволяет сказать даже слова соседу рядом, поделиться с ним впечатлениями о свадьбе, сказать что-то напутственное молодоженам.
Эльданиз ГУЛИЕВ, глава Движения интеллигенции:
- Огромный недостаток сегодняшних свадеб - их помпезность. Глубоко убежден, что чем ближе будет молодая пара во время свадьбы к национальным ценностям, обычаям и обрядам, тем счастливей у нее будет брак. А затратные псевдообычаи закрывают двери счастью. На современных свадьбах все забывают о женихе и невесте, все застилает показуха в еде и внешняя мишура. Утеряна духовная красота свадеб, они ничего общего не имеют с празднествами былых времен. У молодой семьи должен быть прочный фундамент, а им вряд ли может стать свадьба, от которой издалека веет неискренностью. У нынешних свадеб плохие режиссеры, плохие повара, плохие музыканты. Получается суррогат, но за этот суррогат почему-то дерут большие деньги.
Фуад АЛИЕВ, председатель Либерально-Демократической партии Азербайджана
- Хорошо, что большинство свадеб проходят весело. Но думается, есть определенный дисбаланс - мало танцевальных национальных мелодий. Понятно, что молодежь больше интересуют европейские и российские танцы, но и про азербайджанские национальные танцы забывать не стоит.
Что же касается еды, шума и музыкантов, то тут очень много зависит от того, какой зал, кого именно и какая свадьба. Я неоднократно бывал на свадьбах, где все проходило нормально, было нешумно, и угощение было отменным.
Тимур РЗАЕВ
Поделиться3518.01.2011 23:04:42
Свадьба в Азербайджане...Переполох и подготовка..
Свадебный переполох в Азербайджане сродни подготовке к Олимпийским играм - настолько все масштабно. И ведь, казалось бы, свадьба одна, а относятся к ней все по-разному… Итак, до дня «икс» остается не больше недели. Давайте попытаемся «заглянуть» в мысли нескольких людей, так или иначе имеющих отношение к сему знаменательному событию. Ведь каждый из них в преддверии торжества думает о своем. На звание ясновидящего я, конечно, не претендую, да и обобщать тоже не хочу, но все же…
Подруга невесты
Она вся в предвкушении. Наташе Ростовой, готовившейся к первому балу, до нее далеко. А все потому, что свадьба подруги - прекрасная возможность познакомиться с симпатичным парнем из числа друзей или родственников жениха. Правда, бывают и совершенно «бесперспективные» в этом плане свадьбы, когда заранее известно, что на ней будут только женатые молодые люди или такие, что уж лучше были бы женаты… Но если потенциальная возможность встретить в свадебном зале мужчину своей мечты все-таки есть, подруга невесты просто обязана этим воспользоваться. Конечно, она постарается быть неотразимой. По красоте в этот вечер она должна уступать разве что невесте. Платье выбирается с такой тщательностью, как если бы от этого зависела судьба всего человечества, да и вообще, весь образ продумывается до мельчайших подробностей. В общем, в предсвадебные дни ей есть, чем заняться.
Отец жениха
Ему в этот период не до сантиментов. Его больше всего интересует, окупится ли свадьба. Ведь «шадлыг эви» выбран престижный, а значит, дорогущий. Нет, для свадьбы единственного сына, конечно, ничего не жалко, но… Так что будущий свекор то и дело прикидывает в голове - все ли гости придут, кто какую сумму внесет и т.д. Периодически, не выдержав, он делится своими размышлениями с женой: «Напрасно мы этих из Шемахи позвали. Знаю я их - половина не приедет, и места пропадут… А Гасым, кстати, должен бы манат 200, как минимум, принести. Помнишь, сколько я на свадьбе его дочери отстегнул?» И т.д., и т.п. Жена будет одергивать его, говорить, что нельзя быть таким меркантильным, когда сын женится… Но в душе и она полностью уверена, что этот сквалыга Гасым просто обязан принести кругленькую сумму.
Дальние родственники
Неважно, к какому «лагерю» они принадлежат, - жениха или невесты. Так или иначе, дальние родственники в Азербайджане видятся, как правило, только на свадьбах и поминках. А потому эти два мероприятия можно считать своего рода «отчетными» - надо постараться быть максимально «на высоте», хорошо выглядеть и держаться, чтобы утереть нос всем троюродным и четвеюродным родичам.
Так что на свадьбу дальние родственники стараются прийти во всеоружии. Помимо внешнего вида, нужно еще отрепетировать выражение лица а-ля «хозяин жизни», чуть снисходительный взгляд, а также составить обширный список хороших новостей, которые вы сообщите родне на вопрос: «Как дела?». Так как информацию эту никто проверять не будет, можно и слегка преувеличить факты. Например, если сын устроился в частную фирму менеджером, можно «повысить» его до заместителя директора. Все равно в этой офисной иерархии черт ногу сломит, не так ли?
Холостой друг жениха
Для большинства холостых молодых людей свадьба друга - это почти репетиция его похорон. Потому как женатый друг - практически нефункциональный агрегат. С ним уже не посидишь до глубокой ночи в пивной или чайхане, не отправишься на поиски романтических приключений, не поедешь в горы, на море, или еще куда-нибудь к черту на рога, сорвавшись внезапно, от нечего делать… В общем, спи спокойно, дорогой товарищ, в саркофаге семейного очага. Хотя, с другой стороны, это, конечно, ужасно забавно - видеть своего дружка таким непривычно серьезным и торжественным, облаченным с черный костюм и с благочестивым выражением на лице, будто это не он еще неделю назад на пьяную голову орал в караоке «Белые розы». Кроме того, друг жениха собирается на свадьбу под «аккомпанемент» ворчания своей матери. Дескать, все уже переженились, один он никак не решится, внуков нет и не предвидится, где же на земле справедливость…
Коллега матери жениха
Или сосед, или еще кто-то, кого с виновниками торжества связывают чисто формальные отношения. Те, для кого приглашение на свадьбу - что-то вроде подсунутого под дверь счета за свет: досадные, но неизбежные расходы. Хотя, не такие уж неизбежные, в принципе… У вас ведь, наверняка, не раз просили совета, как «увернуться» от приглашения на свадьбу? Есть несколько хрестоматийных отговорок - можно прикинуться больным (если вы не слишком суеверны), можно придумать неотложное дело, можно сослаться на день рождения кого-то из близких (ну и что, что этот самый близкий родился вовсе не 25 апреля, а 15 декабря…). В общем, была бы фантазия. Правда, многим совесть, этика и прочие хорошие, но непрактичные черты характера не позволяют поступить таким образом. На этот случай в народе даже специальное проклятие придумали: «Чтоб тебя каждый день на свадьбу приглашали!».
Поделиться3618.01.2011 23:36:33
Не так давно мне рассказали реальную историю о том, что в одном из микрорайонов известный адвокат с размахом отмечал свадьбу дочери. И по ее итогам остался должен "Шадлыг сарайы" 600 манатов.
Я вот этого не понимаю,зачем нужно играть такую шикарную свадьбу,если нет на это денег и в конце концов расчитываешь на денежные подарки от гостей,чтобы расплатится.
Поделиться3719.01.2011 00:21:07
Я вот этого не понимаю,зачем нужно играть такую шикарную свадьбу,если нет на это денег и в конце концов расчитываешь на денежные подарки от гостей,чтобы расплатится.
Во всём любят размиах, вот только какой ценой!
Поделиться3819.01.2011 08:17:53
всегдашняя немного болезненная зависимость некоторых азербайджанцев от общественного мнения........что люди скажут!
о да,тут свадьба азербайджанская была не давно мне сестра невесты рассказывала - 200 гостей человек и каждому угодить надо,а то у нас народ такой после свадьбы сплетничать будут,то не так,это не так-вот её слова..одни музыканты 50 000р...
Поделиться3919.01.2011 09:42:55
Они же сами знают, что это показуха. А показуха-вранье в некотором роде с целью возвыситься над окружающими, чтобы унизить их. В компании, где я работаю, если менеджер с зарплатой 100000 руб. наденет часы ролекс за 20000 у.е., его скорее всего уволят. Это западный менталитет. Почему уволят? (Либо он ворует, либо живет за счет кого-то и при этом не уважает коллег, стоящих на одной с ним ступени по горизонтали). У нас работает много приезжих с хорошим образованием на приличных должностях и их часто увольняют за это. Они приезжают, снимают трехгрошевую квартирку "бабушкин вариант", но при этом у них айфон, крутые часы, крутой ноутбук, неимоверно дорогой костюм и отрепетированный взгляд преуспевающего человека.
Знаю многих, кто приезжает сюда в Москву на свадьбу заработать-по пять лет батрачат!
Поделиться4019.01.2011 11:12:58
Так а вот про которых я рассказывала,живут в нашем городе,они работали всей семьёй на рынке папа,мама и две дочки...не знаю как в Москве у нас на рынках оч мало получают.на Кавказе есть такой обычай как только дети рождаются родители с этого дня начинают откладывать деньги на свадьбу)