У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Азербайджанская диаспора, азербайджанцы за рубежом


Азербайджанская диаспора, азербайджанцы за рубежом

Сообщений 21 страница 21 из 21

1

http://azerbaijans.com/uploads/diaspora-gerb.jpg

Поселение людей, принадлежащих к какому-либо этносу независимо от сферы деятельности, рода занятий и религиозной принадлежности, за пределами своей исторической родины, а также их общественная деятельность приводит в итоге к образованию диаспоры.

Несмотря на то, что первые представления о понятии "диаспора" в Азербайджане только начали формироваться, следует отметить, что процесс расселения наших соотечественников в различных странах имел место еще несколько веков назад. Вследствие большей по сравнению с другими народами привязанности азербайджанцев к родной земле, проживание за границей представляло для них сложность с моральной точки зрения. Неслучайно, в Азербайджанской устной народной литературе важное место занимает тема "Родина-чужбина". Сам по себе данный моральный фактор подтверждает факт достаточно древней истории возникновения Азербайджанской диаспоры.

Сегодня, под словом "Азербайджанская диаспора" подразумевают азербайджанцев, проживающих за рубежом. Толкование понятия "Азербайджанская диаспора" нашло свое отражение в Законе Азербайджанской Республики "О государственной политике в отношении азербайджанцев, проживающих за рубежом". Согласно настоящему закону, данное понятие относится к гражданам Азербайджанской Республики, проживающим за рубежом и их детям, лицам, прежде являющихся гражданами Азербайджанской ССР или Азербайджанской Республики, проживающих в настоящее время за пределами Азербайджанской Республики и их детям, лицам, не относящимся к данной категории, однако считающих себя связанными с Азербайджаном и азербайджанцами с точки зрения этнических, языковых, культурных или исторических связей.

В начале XX века поток азербайджанцев за границу принял широкий характер. Антимусульманская и антитюркская политика царской России на Кавказе была направлена на целенаправленное ослабление господствующего положения азербайджанского населения в регионе. Осуществленная армянами в 1905-1906, 1918 годы политика геноцида, этнической чистки явилась следствием подобных коварных стратегических намерений.

Учреждение 1 февраля 1949 года " Кружка Азербайджанской Культуры" в городе Анкара Турции стало первым шагом в деле организации азербайджанской диаспоры в мире. В 1956 году сын Нагибея Шейхзаманлы, занимавшего в период существования Азербайджанской Демократической Республики должность министра национальной безопасности, Салех бей Шейхзаманлы учредил в США "Азербайджанское общество Америки". В настоящее время, данное общество возглавляет внучка Салех бея Шейхзаманлы Томрис Азери. Данные события дают основания полагать, что организационный этап в истории азербайджанской диаспоры начался именно в середине прошлого века. Каких-либо фактов, указывающих на создание общин и объединений, объединяющих наших соотечественников до этого периода, не существует. Период после II Мировой войны ознаменовался новым этапом в истории азербайджанской диаспоры. Во время войны и после установления мира численность наших соотечественников, проживающих за рубежом, значительно возросла. Это были азербайджанцы, попавшие в плен в ходе военных операций и поселившиеся после окончания войны в силу разных причин в различных европейских странах. Безжалостные и жестокие карательные механизмы советского режима, кровавые репрессии заставили отказаться от мысли о возвращении назад, вызвав тем самым рост численности азербайджанцев, проживающих за рубежом.

Следует отметить, что число эмигрировавших из Ирана в течение десяти последних лет, где издревле проживает около 30 миллионов азербайджанцев, во много раз превысило число уехавших из Азербайджанской Республики.

Национальное возрождение, начавшееся с начала 70 годов XX века послужило толчком для развития экономики, культуры, науки, оздоровлению духовной среды, и в целом национального самосознания. В 70-80 годы Гейдар Алиев, проявляя решимость, волю и смелость, стремился сохранить историческую память народа, обеспечить прогрессивное развитие нашей культуры и признание Азербайджана во всем мире.

Укрепление культурных связей с зарубежными странами, переводческая деятельность, создание совместно с соотечественниками, проживающими за рубежом, Азербайджанского Общества Культурных Связей (Общество "Ветен") было одним из таких важнейших шагов, служащих единению наших соотечественников и их связям с Родиной. Главное же заключается в том, что всестороннее развитие нашей республики, зарождая в сердцах наших соотечественников чувство национальной гордости, усиливало их интерес и привязанность к родному очагу.

Общенациональный лидер Гейдар Алиев всегда уделял большое внимание вопросу укрепления научно-интеллектуального потенциала азербайджанского народа. Именно благодаря этому вниманию, в период его правления сотни наших соотечественников получили возможность обучаться в самых авторитетных учебных заведениях СССР. Так, более 15 тысяч из числа азербайджанской молодежи получили образование по более чем 250 специальностям, охватывающим сферы науки, экономики, культуры, производства и др., областях, в которых ощущалась особая необходимость, в более чем 170 высших учебных заведениях более 50 крупных городов бывшего СССР и овладели высшими профессиями. Конечно, большое количество этих кадров вновь вернулось в Азербайджан и внесло свой вклад в общее развитие республики. Однако часть из них поселилась в городах, где получили образование.

Благодаря исторической эволюции азербайджанского народа в конце XX века наша государственная независимость была восстановлена и стала незыблемой. Однако, на протяжении истории в результате общественно-политических процессов часть азербайджанцев, покинув древние территории, поселилась и создала очаги в различных странах планеты. События, происходившие на территории СССР в конце 80-ых годов прошлого века, стимулировали углубление демократического мышления и подъем национально-освободительного движения в пределах империи. В Азербайджане данный процесс получил еще более быстрое развитие. Неслучайно в 1989 году азербайджанцы были удостоены звания "самого борющегося народа в мире". Провокации, к проведению которых на территории Нагорного Карабаха, являющегося неотъемлемой частью нашей страны, приступили армянские сепаратисты, сыграли важную роль в национальном пробуждении нашего народа, усилении чувства национального самосознания. События 20 января 1990 года навечно запечатлелись в памяти истории как одни из крупнейших событий, засвидетельствовавших национальную целостность азербайджанского народа. Эта трагедия объединила народ подобно кулаку, и стала проявлением силы азербайджанцев всего мира. В столь сложной и непростой ситуации, своим смелым заявлением в Москве в связи с кровопролитием 20 января, исходившим из чувства гражданского достоинства и истинного патриотизма, Гейдар Алиев поднял на ноги всех азербайджанцев мира, выразил и заявил о политической воле народа. Это заявление, давшее толчок организации азербайджанцев мира как нации, объединило наших соотечественников вокруг единственного политического деятеля и национального лидера, способного нести историческую ответственность за судьбу народа.

На сегодняшний день существует огромная потребность в организации наших соотечественников, проживающих за рубежом в виде национальной диаспоры, исследовании более эффективных путей разрешения сложностей и проблем, возникающих в связи с установлением отношений с нашей республикой. В настоящее время в большинстве стран мира действует около 300 азербайджанских общин и объединений, и процесс организации нашей диаспоры продолжается и сегодня.

Многочисленные действующие по отдельности общества и объединения, придя к согласию во имя сотрудничества, приступили к созданию Азербайджанских федеральных объединений. В качестве примеров можно привести Всероссийский Конгресс Азербайджанцев, Конгресс Азербайджанцев Украины, Федеральную Национально-Культурную Автономию Азербайджанцев России, Федерацию Азербайджанских Обществ Германии, Шведско-азербайджанскую Федерацию, Конгресс азербайджанцев Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана "Туран" и Общественное Объединение "Азери" Кыргызстана. Этим обществам и объединениям удалось осуществить значительные работы в области развития отношений дружбы и сотрудничества между странами, где они действуют и Азербайджаном, организации наших соотечественников, укрепления их связей с исторической Родиной. С целью превращения азербайджанской диаспоры в более организованную силу, Государственный комитет по работе с азербайджанцами, живущими в зарубежных странах, продолжает уделять внимание созданию новых общин и объединений. В результате тенденция создания новых общин и объединений охватила и другие страны, и, выразив волю в связи с концентрацией своих сил в одном центре, Конгресс Азербайджанских Общин Беларуси, Конгресс Азербайджанцев Молдовы, Ассоциация Азербайджанских Культурных Центров Узбекистана, Ассоциация Азербайджан-Норвегия вошли в эти ряды. Эти федеральные объединения осуществляют все возможные меры по организации азербайджанской диаспоры, и повышению активности и стараются достойно выполнять принятые обязательства.

В результате проведенных целенаправленных мероприятий, только в 2004 году в Европе, Северной Америке, пространстве СНГ и многих странах, включая Узбекистан, Кыргызстан, Норвегию, Нидерланды, Германию, Испанию, Италию, Бельгию, Чехию, Финляндию, Эстонию, Польшу, Объединенные Арабские Эмираты, Арабскую Республику Египет, Турцию, США, было создано около 40 новых азербайджанских общин. Учреждение новых азербайджанских общин и объединений заслуживает оценки как успехи современной работа по созданию диаспоры Азербайджана.

0

21

Российский стилист Аслан Ахмадов рассказал о своем бакинском детстве
http://se.uploads.ru/31Lun.jpg
"Я родился в Баку. Не знаю, как сейчас, но в то время, когда я там жил, материться в публичных местах было не принято, то есть даже не то чтобы не принято, за это можно было здорово схлопотать. Случайно оброненное неприличное слово в общественном месте могло стоить серьезных разборок. Обычно мужчины в Азербайджане пускают в ход ненормативную лексику в тех случаях, когда уже полностью иссякают аргументы и следующим действием нужно достать кинжал и броситься на оппонента. Про женщин и говорить не приходится. Должен отметить, что и словарь идиоматических слов и выражений по сравнению с русским довольно скудный, от силы слов двадцать наберется.
Моя бабушка очень плохо говорила по-русски, но с моей сестрой и другими внуками она говорила на "своем" русском, вперемешку с азербайджанским языком, который мы прекрасно понимали. Бабушка родилась в Тегеране и ее выдали замуж, как это было принято в те времена в этой стране, в детском, можно сказать, возрасте. Ей было 12 лет. У нее было 12 детей. Грамоты она не знала, но была прекрасной хозяйкой.
Пока родители были на работе, нами занималась Хейранса, так ее звали. Когда я был совсем малыш и только учился говорить, выговорить ее имя было сложно, вместо Хейранса у меня получалось -ХысЕна, так к ней это имя и пристало, так ее стали звать все. Я был любимым внуком, всегда помогал ей с пряжей и с тестом, когда она пекла пирожки и хлеб. Такого вкусного хлеба как пекла она, я больше нигде не ел. До сих пор помню этот запах.
Из школы я бежал сразу к Хысене, она меня вкусно кормила и у нее всегда была для меня припрятана какая то особенная вкусняшка в виде пастилы из чернослива или какой-нибудь конфеты. После того как она меня вкусно накормит, всегда спрашивала про школу. Помочь с уроками она не могла, но чтобы придать себе строгий вид, делала серьезное лицо и спрашивала:
- Балам, (детка) ты уроки ыздэлал?
Учился я из рук вон плохо, но всегда ей отвечал, что все сделал.
Как-то она меня спросила:
- Ышто вы сегодня праходыл?
- Гоголь - "Вечера на хуторе близ Диканьки".
И в этот самый момент, как я произнес название литературного произведения великого русского писателя, я получил оплеуху.
- Я нэ знаю эта гогыл-могыл, но ышо раз услышу эта "биздиканьки", ты ошын пажалеещ. Кищи сёющ сёймяз! (Мужчины не ругаются)
Эх, слышала бы она меня сейчас. За двадцать лет жизни в Москве, мой идиоматический словарь очень обогатился.

P.S. Недавно у меня гостил папа. После того, как он стал случайным свидетелем моего обычного, как мне казалось, спокойного телефонного разгвора с одним из моих приятелей, спросил:
- Сынок, этот человек тебе сделал что-то очень плохое?

Аслан Ахмедов

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Азербайджанская диаспора, азербайджанцы за рубежом