Азербайджанская борьба гюлеш (гулеш, гурассу) - кровная родственница других видов поясной борьбы, среди которых - татарский куреш, узбекский кураш, казахский курес, тувинский хуреш (чувствуется один корень и в самих словах). Все эти единоборства - древние и в своих странах высоко почитались. Это состязания в силе тела, но и в силе воли, духа.
Что такого интересного в борьбе? Выходят два бугая, обнимают друг друга за мускулистые торсы, начинают пыхтеть, кряхтеть, утробно рычать. Потом следует надсадный вскрик, один подбрасывает другого и яростно бросает оземь. Садится верхом и как-нибудь особенно зверски крутит ему руки, а то и уши. Ну в чем азарт, в чем красота подобного зрелища? Не могла понять.
Пока не побывала на народном гулянье и не увидела воочию, откуда у спортивной борьбы ноги растут. Буквально. Потому что растут они из родной земли, которая питает самую главную крестьянскую красоту - силу.
Мужики, вышедшие в круг под одобрительные выкрики народа, чтобы состязаться в народной борьбе гюлеш, ничем особым не выделялись. Крепкие, веселые парни. Стали вдруг они не по возрасту серьезны, шаг приобрел пружинистость, мышцы на руках и спине заиграли не хуже, чем у Карелина. И превратились простые ребята в героев, в богатырей - уже позже узнала я, что называют азербайджанских батыров пехлеванами, Напряженная энергия, казалось, исходила от противников, распространялась вокруг, вовлекая всех в свое поле. Стало понятно подлинное значение слова "кураж", пришедшего в русский язык из тюркского ("куреш" в переводе означает "борьба"). Кураж (гюлеш!) - не хвастовство, а тихая, сосредоточенная, непреложная вера в победу. Это был сухой остаток силы. Идея силы, вызывающей восхищение и уважение. И, конечно, желание соответствовать.
Азербайджан - страна, расположенная на юго-востоке Южного Кавказа - на стыке Азии и Европы. Что это значит? Южное солнце, бурный темперамент, смешение в культуре традиций разных народов. Здесь родились многие живописные традиции, среди которых - национальная борьба гюлеш.
Борьба была в почете у древних майя, в Китае, Индии, Иране, Египте... Греко-римская борьба, которая вошла в программу эллинских олимпийских игр в 708 году до н.э., а сегодня признана как международная, - по сути такая же национальная борьба, как: гюлеш. Самое раннее упоминание о гюлеше встречается у великого национального поэта Низами, просл;шляв-шего пехлеванов. В исторических хрониках описаны случаи, когда судьбу сражения враждующих армий или отрядов решала встреча пехлеванов. В народе живут легенды о феноменальной силе Алты Айлаг из селения Муштагы. Развивая свою фантастическую от природы силу, он тренировался огромными деревянными булавами. Каменные плиты сеньги, до 40 кг, он поднимал одной рукой, упражнялся с живым верблюжонком, боролся сразу с несколькими силачами.Во времена раннего средневековья конные арабы наводили ужас на европейские страны. Франки дали "наш ответ Чемберлену": - выдумали тяжело вооружить конников - будущих рыцарей, Пока рыцари, сидя верхом, размахивали мечами и добивались благосклонности дам, крестьян лишили права на ношение оружия... Логика исторического развития была одна и в Европе, и в Азии, и, естественно, на Кавказе, где находится Азербайджан. Жизнь человека не очень высоко ценилась - на крестьянина могли напасть как чужеземцы, так и свои. Нужно было уметь постоять за себя и за своих односельчан. Быть сильным считалось престижно: соревнования показывали, на кого община, деревня могут рассчитывать в случае опасности. Авторитетом пользовались не только умные и богатые, но и физически сильные. Состязания проводились регулярно, когда возникали перерывы в сельскохозяйственных работах, совпадали с большими религиозными праздниками, входили в цикл жизни, казались так же не отменяемы, как наступление весны, лета, осени. Такими же важными, как Пасха шли Новруз-байрам.
Разные география и климат - разные любимые виды народных соревнований. На севере, в снегах, охотники состязались в беге на лыжах. Там, где широкие полноводные реки, - в гребле. У разных народов сложились разные обычаи, но борьбу уважали всюду.
Азербайджанцам, может быть, борьба была необходима вдвойне - чтобы воспитывать хладнокровие, умение владеть собой. Очень уж они горячи. С другой стороны, азербайджанский темперамент, артистизм давно сделали гюлеш не только народной потехой, но и пластическим искусством. В селениях соревновались на харманах - гумнах, прямо на земле. В Баку, Гяндже и Ордубаде сохранились специальные здания - зорхана, настоящие спортивные дворцы, с ареной и амфитеатром для зрителей, с красивыми куполами и коврами. В зорхана проходили состязания и тренировки, звучала музыка, пелись песни о подвигах богатырей.
В наши дни устраиваются регулярные соревнования по гюлешу на первенство районов, городов и республик. Правила гюлеша систематизированы. Историю его изучают, ей посвящены диссертации. Б классической борьбе и гулеше много общего - недаром среди сегодняшних спортсменов-чемпионов немало тех, кто Мальчишкой начинал пробовать свои силы в гюлеше.
Гюлеш можно увидеть и на театральных сценах в разных городах и странах. Ничего странного, гюлеш - визитная карточка народной азербайджанской культуры, так же как танцы и музыка Да и проводятся состязания часто под музыку, как и з старину, - под мелодичные звуки зурны и ритмичные удары барабана. Прелюдия к борьбе - мейдан-газмек, разминка, традиционный ритуал - напоминает своеобразный танец Стройные борцы, обнажены до пояса, одеты в свободные шаровары, расшитые цветным узором, с мягким поясом, в мягкую обувь. Соперники плавно двигаются по кругу, по обеим сторонам ковра, попеременно взмахивают вверх и назад руками, кружась, поворачиваются на месте. Затем бросаются на пол, несколько раз, сгибая руки, касаются грудью ковра и, вскочив, делают широкий, приветственный жест рукой. Это салям - учтивый знак приветствия. Сойдясь на середине ковра, они подают друг другу руки и трижды попеременно ударяют друг друга то правым, то левым плечом, потом отскакивают друг от друга, готовые к схватке. После осторожной разведки, попробовав силы, борцы пытаются взять друг друга на прием. Следуют быстрые движения, захваты за ноги и шаровары, подножки, подсечки, гэрдэ - мельница, броски. Правила гюлеша позволяют делать мост, разрешают продолжить борьбу в партере, то есть на земле или на полу, почти не стесняют инициативы. Запрещены захваты за горло и удары ниже живота. Нельзя бросать противника, не следуя за ним, выкручивать руки, ноги и пальцы, толкать головой В былые времена пехлеваны в знак езоей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом. Сегодня, чтобы победить, надо положить противника на лопатки. Ну, а если не удается, победа присуждается по очкам.
В народных легендах о Робин Гуде обязательно есть герой, владеющий приемами борьбы с применением посоха. В азербайджанских народных сказках и преданиях - борцы-пехлеваны.
Появились и новые легенды. Когда Полад Бюль-Бюль-оглы написал музыку к первому советскому боевику "Не бойся, я с тобой!" и сыграл в нем главную роль, фильм положили на полку: ведь там показывались приемы карате, которое в СССР было запрещено. И тогда съемочной группе на помощь пришла национальная федерация по борьбе. Ее руководство засвидетельствовало: герои ленты побеждают не с помощью карате, а с помощью азербайджанской борьбы гюлеш.
Перед началом встречи спортсмены проводят под музыку в течении одной минуты разминку - "мейдан газмек" и обмениваются приветствиями. Схватка начинается очень своеобразно: борцы выходят на середину ковра, подают друг другу руки и, не распуская захват, попеременно толкаются плечами, причем с третьим толчком, наиболее энергичным, они отталкиваются друг от друга и начинают схватку. Для победы надо прижать противника обеими лопатками к ковру. Перекаты и мгновенные касания ковра лопатками за поражение не засчитываются. Время схватки до 15 мин. Победа присуждается также и за большее число проведенных приемов.
В былые времена сильнейшие пехлеваны в знак своей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом.
Кстати, в старину, в селениях пехлеваны соревновались прямо на земле. А в Баку, Гяндже и Ордубаде сохранились специальные здания – зорхана. Настоящие спортивные дворцы, с ареной и амфитеатром для зрителей, с красивыми куполами и коврами. В зорхана проходили состязания и тренировки, звучала музыка, пелись песни о подвигах богатырей.
Прелюдия к борьбе называется «мейдан-газмек». Это разминка, традиционный ритуал, напоминающая своеобразный танец: стройные борцы, обнажены до пояса, одеты в свободные шаровары, расшитые цветным узором, подпоясаны мягким поясом. Соперники плавно двигаются по кругу, по обеим сторонам ковра, попеременно взмахивают вверх и назад руками, кружась, поворачиваются на месте. Затем бросаются на пол, несколько раз, сгибая руки, касаются грудью ковра и, вскочив, делают широкий, приветственный жест рукой. Это салям - учтивый знак приветствия. Сойдясь на середине ковра, они подают друг другу руки и трижды попеременно ударяют друг друга то правым, то левым плечом, потом отскакивают друг от друга, готовые к схватке. Попробовав силы, борцы пытаются взять друг друга на прием. Следуют быстрые движения, захваты за ноги и шаровары, подножки, подсечки, броски. Правила гюлеша почти не стесняют инициативы. Запрещены захваты за горло и удары ниже живота. Нельзя бросать противника, не следуя за ним, выкручивать руки, ноги и пальцы, толкать головой. В былые времена пехлеваны в знак своей непобедимости нашивали на колени кусочки зеркала, чтобы показать, что никогда не касаются ковра коленом. Сегодня, чтобы победить, надо положить противника на лопатки. Сегодня в Азербайджане устраиваются регулярные соревнования по гюлешу на первенство районов, городов и республик.