Турецкие авиалинии (тур. Türk Hava Yolları Anonim Ortaklığı, англ. Turkish Airlines) (THY) — флагманский перевозчик Турции, базирующийся в Стамбуле. Совершает регулярные рейсы в 123 иностранных и 32 внутренних аэропортов, в Европе, Азии, Африки и США. Главным хабом авиакомпании является Международный аэропорт имени Ататюрка (IST), Стамбул, второстепенными хабами являются Международный аэропорт Эсенбога (ESB), Анкара и Международный аэропорт имени Сабихи Гекчен (SAW), Стамбул. В 2006 и 2007 через аэропорт перевезено 17 млн и 19,7 млн пассажиров соответственно.[1] Штат авиакомпании составляет около 12 000 сотрудников. С 1 апреля 2008 авиакомпания стала членом Star Alliance. Дочерними авиакомпаниями являются Anadolujet, SunExpress и B&H Airlines.
Авиакомпания была создана 20 мая 1933 года как Государственная авиационная администрация (тур. Devlet Hava Yolları İşletmesi İdaresi) (DHY). Первые рейсы осуществлялись между Стамбулом, Эскишехиром и Анкарой с августа 1933 года. В сентябре 1937 года авиакомпания получила три биплана De Havilland D.H. 86B. В декабре этого же года поступил четвёртый самолёт. Эти самолёты были задействованы на внутренних маршрутах между Стамбулом, Эскишехиром, Измиром, Анкарой, Аданой, Кайсери и Диярбакыром. Компания получила новое название — Devlet Hava Yolları Umum Müdürlüğü (DHY) в июне 1938. Первый регулярный международный рейс состоялся в 1947 году, в Афины однако открытие дальнемагистральных рейсов на Дальний Восток и через Атлантику состоялось только через 40 лет.
В результате большой реорганизации 20 февраля 1956 года авиакомпания стала смешанной корпорацией, Türk Hava Yolları. В декабре 1990 года 5 % акций были проданы. Позднее правительство продало 23.0 % акций в декабре 2004 года и 28.75 % — в мае 2006 года.
Airbus A340 Турецких авиалиний.
В настоящее время 49 % акций принадлежит государству и 51 % — частным владельцам. Кроме того, 50 % аффилированной авиакомпании SunExpress принадлежит Lufthansa. Turkish Airlines вышли из Qualiflyer group в 1999 году, так как не могли быть совместимы с Swissair и Delta.
В декабре 2006 года было принято решение о вхождении Turkish Airlines в Star Alliance. С 1 апреля 2008 года Turkish Airlines вошли в альянс полноправным членом.
Турецкие авиалинии совершают рейсы из 34 аэропортов Турции, из 25 — только местные рейсы. В Анкару совершается 106 рейсов еженедельно, в Измир — около 100, Анталью — 65 и Адану 55. В десять других аэропортов дважды в день совершаются рейсы из Стамбула. Turkish Airlines являются лидером внутренних перевозок с учётом лоу-кост подразделения AnadoluJet. Конкурентами являются Onur Air, Pegasus, SunExpress (50 % которой принадлежит Turkish Airlines) и Atlasjet.
Большая часть международных рейсов Turkish Airlines совершается из Международного аэропорта имени Ататюрка в Стамбуле, откуда длительность полёта до 50 стран, куда совершаются полёты, составляет не более трёх часов. Турецкие авиалинии обслуживают 108 назначений за пределами Турции в около 70 стран. Совершаются рейсы через Атлантический океан в Нью-Йорк и Чикаго. Крупнейшими направлениями в Азии являются Бангкок, Пекин, Гонконг, Осака, Сеул, Шанхай, Сингапур и Токио.
Турецкие авиалинии объявили о планируемых рейсах в Торонто, Вашингтон и Сан-Пауло; среднемагистральных рейсов в Алеппо, Бирмингем, Лахор, Атрау, Оран, Львов, Уфу и Александрию в 2008 году, однако в связи с задержками в поступлении новых самолётов эти сроки выдержаны не будут.
Авиакатастрофы и инциденты
За 75 лет истории с самолётами Turkish Airlines произошло три авиакатастрофы на международных рейсах и 18 — на внутренних.
Первая авиакатастрофа Турецких авиалиний произошла 17 февраля 1959 года с самолётом Vickers Viscount Type 793, регистрационный номер TC-SEV, который разбился в густом тумане при приземлении в лондонском аэропорту Гатвик (см. en:1959 Turkish Airlines Gatwick crash). В самолёте среди пассажиров находился премьер-министр Турции Аднан Мендерес и правительственная делегация, направлявшиеся в Лондон на подписание Соглашения о статусе Кипра. Мендерес оказался одним из десяти выживших (на борту было 8 членов экипажа и 16 пассажиров).
Более всего жизней унесла катастрофа рейса 981, которая произошла во Франции 3 марта 1974 года, вследствие декомпрессии погибли все 346 человек на борту. Причиной стала конструкционная ошибка грузового выхода на DC-10. До авиакатастрофы на Тенерифе это была авиакатастрофа с самым большим количеством жертв.
25 февраля 2009 В амстердамском международном аэропорту Схипхол при посадке разбился самолет авиакомпании Turkish Airlines, сообщает AFP. На его борту находились 135 пассажиров и семь членов экипажа. Boeing 737 упал возле оживленной автотрассы и развалился на три части. Турецкий премьер подтвердил гибель людей, но точное число не назвал. В авиакатастрофе в амстердамском аэропорту погибли люди, заявил премьер-министр Турции Тайип Эрдоган, однако точное число жертв назвать затруднился, пишет газета Hurriyet. Относительно числа жертв крушения авиалайнера поступают противоречивые данные. По информации голландского телевидения, погибли пять человек. Первоначально турецкое телевидение сообщало, что погиб один человек. Газета De Telegraaf со ссылкой на свои источники сообщает о семи погибших, 25 тяжело раненых и 60 — с легкими травмами. Министерство транспорта Голландии, между тем, сообщает о девяти погибших. Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым ранее заявил, что в результате катастрофы никто не погиб. К настоящему времени эвакуированы 80 человек, отмечает он. Пожара на борту не произошло. По мнению одного из выживших пассажиров, причиной катастрофы могла стать сильная турбулентность. «Я думал, что мы сядем на поле или дорогу, — рассказал турок Хусейн Сюмер в прямом эфире телекомпании CNN-Turk. — Момент падения не помню. Пришел в себя, когда самолет оказался на земле». По словам выжившего, пострадали более 40 человек: «У многих переломы рук и ног. Им оказывается экстренная помощь». Рейс TK 1951 совершал перелет из Стамбула в Амстердам. В настоящее время все полеты в зоне аварии приостановлены. Причины катастрофы пока не известны. Йылдырым заявил, что лайнер последний раз проходил ремонтные работы 22 декабря 2008 года.
Официальный сайт турецких авиалиний с поддержкой русской версии
Турецкие авиалинии