Социализация ислама натолкнулась на образовательную проблему
В ОПРФ обсудили пути реализации уфимских тезисов Путина об исламе. Социализация ислама, о важности которой недавно заявил сам президент Путин, натыкается в России на серьезные проблемы образовательного характера. С одной стороны, армия родителей-россиян готова встать на защиту "русских" школ от мигрантских детей, которые якобы мешают "аборигенам" получать полноценное образование и вообще нервируют "белых господ".
С другой стороны, представители диаспор сетуют на то, что "устроить ребенка в детский сад или в школу всегда было очень трудно, а после Бирюлево стало практически невозможно". Как пояснил на днях ИА IslamNews председатель Союза таджикской молодежи в РФ, адвокат адвокатского бюро "Международное" Иззат Аман, "просто не берут, ссылаются на приказы вышестоящего начальства, и эти дети в большинстве своем коротают время дома, без присмотра родителей, а денег на няньку у мигрантов нет". "Потом эти дети взрослеют и выходят на улицы. Когда он растет дома, в замкнутом пространстве, чего от него требовать и ждать – если учесть, что ни образования, ни представлений о жизни у него нет? Они озлоблены, недовольны своим социальным статусом, многие не учились в школах, не было возможности. При этом дети таджиков уже не говорят по-таджикски, они считают своей родиной Россию. Кем они вырастут – без образования, специализации, диплома? Кто возьмет их на работу? Чьи они граждане? И гражданства официального у них нет. Когда общество тебя отвергает, ты волей-неволей становишься агрессором. А их отвергли с самого рождения", – рассказал собеседник агентства.
В то же время, многие мусульмане и сами не хотят, чтобы их дети учились в общеобразовательных школах, подвергались гонениям из-за хиджабов и влиянию сверстников-немусульман, которые чуть ли не с третьего класса начинают пить, курить и материться.
О том, куда Россия докатится такими темпами, в интервью ИА IslamNews рассказал президент Всероссийского Фонда Образования, вице-президент Международной Академии духовного единства и сотрудничества народов мира, доктор пед. наук, доктор философ. наук, профессор, член Союза писателей Москвы Сергей Комков.
– Сергей Константинович, как вам, заслуженному опытному педагогу, кажется: есть ли выход из этой ситуации? Русские родители против детей-«чурок» (в их терминологии) в школах, мусульмане частично против общеобразовательных школ, короче, все против всех. Но в итоге вся эта необразованная и неприкаянная масса мигрантской молодежи, которой сейчас не дают учиться, через 5-10 лет подрастет и выйдет на российские же улицы. И мы получим новый криминальный взрыв, так?
– Данная проблема только отчасти является образовательной. На самом деле она носит чисто социальный характер. Я не сторонник «теории заговора», но подобная ситуация подробно планировалась советниками Всемирного Банка, работающими на площадке Высшей Школы Экономики уже в конце 90-х годов. А в 2008 году в одном из своих интервью ректор «Вышки» Ярослав Кузьминов прямо заявил: «…современное производство не нуждается в разнорабочих, обученных в системе начального профессионального образования. Загонять палкой своих граждан в недообразование, потому что у нас есть такие рабочие места, неправильно. Ни одна страна не идет на это. В развитых странах подобные ниши заполняются неквалифицированной рабочей силой, для которой, кстати, это путь встраивания в более культурное и более богатое общество. То же самое мы с вами видим в Москве и других крупных городах в самых разных отраслях. Просто мы достаточно богатая и достаточно образованная страна, чтобы иметь комплексный рынок труда». (газета «Время новостей» № 154 от 25.08.08) Таким образом, сделав ставку на необразованных чернорабочих, правительство России подтолкнуло страну к неминуемому в будущем социальному конфликту, который может перерасти в социальный взрыв. И в этом абсолютно не виноваты те, кто приехал в Россию. Виноваты те, кто создал подобную ситуацию. Кстати, начальное профессиональное образование полностью исключено и перестало существовать в России по новому Федеральному Закону «Об образовании», вступившему в силу с 1 сентября 2013 г. Так что Россию ждет новый приток армии гастарбайтеров.
– Как быть?
– Конечно же, в первую очередь надо постепенно, но целенаправленно менять ситуацию с подготовкой квалифицированных рабочих кадров, не ориентируя всех выпускников школы исключительно на вузы. Надо менять подходы и в проведении образовательной политике. В местах компактного проживания мигрантов надо создавать специальные учебные заведения или специализированные классы для обучения их детей. При этом стараясь не превратить это в некое гетто. Надо переобучать педагогический состав, давая учителям навыки работы с детьми, плохо владеющими русским языком. Надо осуществлять «культурную интервенцию», заставляя приехавших в Россию мигрантов изучать основы российской культуры и российские традиции. И делать это надо за счет бюджета. Надо вводить обязательное изучение русского языка и без знания русского языка не предоставлять ни вида на жительство, ни тем более гражданства. Так подходят во всех странах Европы и в США.
Еще раз повторяю: это не образовательная, а чисто социальная проблема. Эту проблему надо серьезно разрабатывать с участием специалистов, не отдавая все на откуп чиновникам. Потому что при чисто чиновничьем подходе мы доведем дело до большой беды. И тогда киевский майдан покажется нам безобидной шуткой.
– Не разделится ли через 10 лет страна на «белых господ» и рабов?
– Страна уже сейчас разделена на господ и рабов. И эти господа не всегда «белые» и рабы не всегда из числа мигрантов. К сожалению, такова сегодня социальная политика. Боюсь, что через определенное количество лет страна будет поделена на «касту неприкасаемых», состоящую из чиновников всех рангов и их детей и близких родственников и всех остальных. Причем во вторую категорию войдут как представители миграции, так и коренные жители, которых преднамеренно будут стравливать друг с другом для того, чтобы отвлечь их внимание от насущных социальных проблем. Как известно, понятие «раб» не имеет четко выраженной национальности или расовых признаков. Тем более, что Россия имеет большой исторический опыт рабства. Мы освободились от него только 150 лет назад, а это – очень незначительный исторический срок.
– Может ли ситуация усугубиться и стать еще хуже, чем сейчас?
– Да, несомненно, может. И об этом давно говорят все квалифицированные эксперты. Чиновники на местах предполагают, что ситуация сама по себе как-то рассосется и не предпринимает никаких мер. Более того, своими действиями даже способствует усугублению ситуации. Открывая границы для всех бывших республик СССР, мы не готовим специальный комплекс мер для того, чтобы не на словах, а на деле проводить активную миграционную политику.
– Что должно делать профильное министерство в этой ситуации?
– В первую очередь Минобрнауки должно еще раз пересмотреть вопрос о начальном профессиональном образовании. Должна быть изменена образовательная доктрина, ориентирующая всех российских школьников исключительно на высшую школу. Надо возрождать всю систему среднего профессионального образования с тем, чтобы решать проблему квалифицированных рабочих кадров за свой счет, а не за счет завезенных в страну мигрантов. И, конечно же, уж коли все-таки дети мигрантов оказались в наших школах, надо в корне менять структуру преподавания в этих школах. Надо специальным образом учить этому школьных преподавателей. И надо вести большую воспитательную работу в стенах школы, не жалея на это бюджетных средств. Потому что создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания среди школьников можно лишь в процессе организации внеклассной развивающей деятельности. Так строилась в свое время вся система работы в школе во времена СССР, когда главным принципом межнациональных отношений был принцип «пролетарского интернационализма». Определенные элементы интернационального воспитания должны сегодня вернуться в школу.
– Как вести себя детям и родителям (с обеих сторон), школьному руководству?
– Самое главное – не поддаваться на провокации и не делать резких и поспешных шагов. Это может привести к тяжелейшим последствиям как для отдельно взятых детей, так и для страны в целом. А школьное руководство должно вести себя мудро. И даже при отсутствии сегодня должных мер и шагов со стороны правительства, не должно допускать конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве. Как это сделать конкретно, пусть каждый из руководителей школ думает сам. В этом и заключается педагогическое мастерство и житейская мудрость, без которой педагогу делать в школе просто нечего.