Военные годы
В годы Второй мировой войны снимались в основном фильмы на военную тематику. Так, режиссёром А. Гулиевым были сняты фильмы киноновеллы «Сын Отечества» (1941 год) и «Бахтияр» (1942 год). Фильмы были посвящены воинам-героям Кямалу Гасымову и Бахтияру Керимову соответственно. А в 1943 году режиссёром А.Ивановым была снята посвящённая проявленному в годы войны героизму моряков кинокартина «Подводная лодка Т-9».
Кадр из фильма «Бахтияр» (1942 год) с Мовсумом Санани в главной роли
Кроме этого, в 1942 году усилиями режиссёров А. И. Бек-Назарова и Рзы Тахмасиба вышла в свет картина «Сабухи», которая была посвящена жизни и творчеству Мирзы Фатали Ахундова. В 1943 году была снята состоящая из трёх киноновелл (режиссёры Григорий Александров, Рза Тахмасиб и Микаил Микаилов), связанных единой сюжетной линией, «Одна семья».
В эти годы из Азербайджана на линию фронта отправилась группа режиссёров-кинодокументалистов, такие как А.Гасанов и операторов (М.Мустафаев, М.Дадашов, С.Бадалов, В. Е. Еремеев, Ч.Мамедов и др.). Там ими снимались документальные фильмы и отправлялись для демонстрации бойцам в качестве специальных выпусков. Среди киножурналов и киноочерков, отражающих героический труд азербайджанского народа в годы войны известны «За Родину» (1943, режиссер А.Гасанов), «Забота» (1943, режиссер А.Гулиев), «Ответное письмо» (1944, режиссер И.Эфендиев), «Братская помощь» (1944, режиссер А.Дадашов) и др.
В 1944 году режиссёрами Г. В. Александровым и Н. И. Большаковым был снят полнометражный документальный фильм «Каспийцы» («Бакинская киностудия» совместно с Московской студией документальных фильмов). Фильм расскахывал о героизме каспийских моряков. А вчесть 25-летия установления Советской Власти в Азербайджане был создан полнометражный документальный фильм «Страна вечных огней» (режиссёр Г.Сеидзаде, 1945 год).
Послевоенные и 50-е годы
В 1945 году музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан» была экранизирована ещё раз. Режиссёрами Рза Тахмасибом и Н. Лещенко была создана яркая реалистическая кинокомедия, в которой был сохранён национальный колорит и народный юмор. Фильм добился большого успеха как на территории бывшего СССР, так и во многих странах мира. Государственная премия СССР за этот фильм в 1946 году была присвоена режиссёрам Рзе Тахмасибу и Н.Лещенко, композитору Узеиру Гаджибекову, а также актёрам Рашиду Бейбутову, Лейле Бедирбейли, А.Гусейнзаде, М.Калантарли и Л.Абдуллаеву. Начиная с этого фильма в азербайджанском кино усилилось стремление к комедийному жанру. Так, в 1955 году режиссёром Т.Тагизаде был снят комедийный фильм «Встреча», а Л.Сафаровым — «Любимая песня» («Бахтияр»), главную роль в котором сыграл также Рашид Бейбутов.
Кадр из фильма «Аршин мал алан». Рашид Бейбутов в роли Аскера и Лейла Бедирбейли в роли Гюльчохры
В начале 50-х годов в «Бакинской киностудии» снимались в основном художественно-документальные и публицистические фильмы. В 1947 году режиссёром В. И. Дзиганом был снят фильм «Фатали хан», посвящённый жизни губинского хана Фатали. На экраны фильм вышел лишь в 1959 году.
Кадр из фильма «Фатали хан». Справа, Фатали хан (Алескер Алекперов) беседует с послом из России.
К уже середине 50-х годов были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссёров, операторов и художников. Большинство из них обучались во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии. К их числу относятся И.Касумов, Э.Мамедханлы, И.Тагизаде, Л.Сафаров, Г.Сеидбейли, А.Ибрагимов, Н.Исмаилов, Г.Сеидзаде, Ш.Махмудбеков, А.Атакишиев, Х.Бабаев, А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Р.Оджагов, К.Наджафзаде, Дж. Азимов, Э.Рзагулиев, Н. Зейналов и др.
Тематика фильмов в эти годы значительно расширилась. Снимались фильмы, посвящённые труду и жизни рабочих и колхозников, представителей различных профессий. В этот список можно добавить такие фильмы как «Под знойным солнцем» (1957, режиссер Л.Сафаров), «Черные камни» (1958, режиссер А.Гулиев), «Ползущие тени» (1958, режиссеры И.Эфендиев и Ш.Шейхов), «Ее большое сердце» (1959, режиссер А.Ибрагимов), «Настоящий друг» (1959, режиссер Т. Тагизаде), «Мачеха» (1959, режиссер Г. Исмаилов).
В 1957 году «Бакинской киностудии» была создана картина «Два парня из одного квартала» (режиссёры А.Ибрагимов и И. В. Гурин, операторы М. М. Пилихина и Р.Оджагов, композитор Г.Гараев), рассказываюшая о борьбе народа за свободу и демократию в одной из стран Востока.
В 1958 году на экраны выходит фильм На дальних берегах, посвящённый партизану Мехти Гусейнзаде, и снятый по мотивам одноимённой повести Гасана Сеидбейли и Имрана Касумова «На дальних берегах».
Важное значение начало придаваться и развитию детских фильмов. Большую роль в этом сыграл режиссёр А. Атакишиев. В 1959 году им был снят фильм «Тайна одной крепости».
В это время одновременно с журналом «Советский Азербайджан» начал выходить киножурнал «Молодое поколение» (4 номера в год). С 1945 по 1950 год над документальнымм фильмами трудились такие сценаристы как И.Касумов, А.Гулубеков, режиссёры З.Кязимова, Л.Сафаров, операторы А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Х.Бабаев, композиторы К.Караев, Т.Гулиев и др.
В 1947 году был снят полнометражный фильм «По ту сторону Аракса» (режиссёры И.Эфендиев, Э. И. Шуб). Фильм рассказывал о борьбе за свободу азербайджанского народа Ирана в 1945—1946 гг.
Цветной полнометражный документальный фильм «Советский Азербайджан» (режиссёры М.Дадашов, Ф.Киселев), снятый в 1950 году и посвящённый 30-летию установления Советской власти в Азербайджане, был удостоен специальной награды Каннского международного кинофестиваля в 1951 году. А фильм режиссёра С.Мамедова «На заливе имени С. М. Кирова» получил премию Венецианского Международного кинофестиваля в 1955 году.
В «Бакинской киностудии» всемирно известным режиссёром Р. Л. Карменом были сняты фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953) и «Покорители моря» (1959), в которых нашли своё отражение героический труд и жизнь морских нефтяников. За эти фильмы в 1960 году режиссёр Р. Л. Кармен, операторы Ч.Мамедов и С. Я. Мединский были удостоены Ленинской премии.
60-е годы
Начиная с 60-х годов в Азербайджане начали снимать всё больше цветных фильмов. Снятый в 1960 году режиссёром Г.Сеидзаде художественный фильм «Короглу», посвящённый одноименнёму народному мифическому герою стал первым широкоэкранным азербайджанским цветным фильмом. Мотивы же дастана «Лейли и Меджнун» легли в основу сюжета фильма «История любви» (1961, режиссёр Л.Сафаров).
Широкое распространение получило создание фильмов комедийного жанра. Были созданы такие кинокомедии как «Не та, так эта» (1965, режиссер Г.Сеидзаде), «Ромео мой сосед» (1963, режиссер Ш.Махмудбеков), «Где Ахмед?» (1964, режиссер А.Искендеров), «Улдуз» (1964, режиссер А.Гулиев), «Аршин мал алан» (1966, режиссер Т.Тагизаде)
В кинематографию приходила всё большая группа молодёжи:сценаристы братья Рустам и Максуд Ибрагимбековы, Анар, А.Ахундова, И.Гусейнов, В.Самедоглу, Р.Фаталиев, режиссёры А.Бабаев, Э.Гулиев, Г.Миргасымов, И.Эфендиев, Т.Исмаилов, Г.Азимзаде, Г.Бабаев, операторы З.Магеррамов, Р.Исмаилов, Р.Гамбаров, В.Керимов, художники Ф.Багиров, Р.Исмаилов, актёры Г.Мамедов, Ш.Алекперов, Г.Турабов, Р.Балаев, Ш.Мамедова и др.).
Их сотрудничество со старшим поколением приводило к повышению профессионального уровеня азербайджанского кино. Появлялись новые фильмы, отличающиеся национальным колоритом и идейной глубиной. В центре фильма «В этом южном городе» (1969, режиссер Э.Гулиев) стоит тема борьбы нового и старого, рассматриваются вопросы спасения человечества от отживших себя обычаев. В фильмах, снятых за этот период, основное место занимают Морально-этические проблемы, а также разные взгляды на современную жизнь, формирование молодого поколения, анализ характеров людей занимают одно из главных мест в фильмах этого периода. К их числу можно отнести, например, фильм «Последняя ночь детства» (1969, режиссёр А.Бабаев).
В некоторых фильмах нашла отражение тема Второй мировой войны. В снятом в 1969 году режиссёром Ш.Махмудбековым фильме «Хлеб поровну» описывается жизнь бакинцев в последние годы войны. За этот фильм Махмудбеков был удостоен Государственной премии Азербайджанской ССР. Среди фильмов для детей можно назвать «Волшебный халат» (1964, режиссёр А. Атакишиев).
Во второй половине 60-х годов произошли определённые изменения в стиле документального кино. Отсутствовал дикторский текст, наблюдался поэтический настрой и чёткий монтаж. Эти изменения ощущаются в фильмах Г.Миргасымова «Море» (1965), «Гобустан» (1966), «Голос правды», «Композитор Гара Гараев» (1967) Сам Г.Миргасымов за эти фильмы был удостоен премии Ленинского Комсомола Азербайджана в 1967 году, которая была вручена также режиссёру фильма «Как хорошо, что был на свете Самед Вургун» (1967) Я.Эфендиеву, автору сценария И.Шыхлы, оператору З.Мамедову.