В Азербайджане растет число случаев и сторонников многоженства
Фермер по имени Эльдар из Масаллинского района на юге Азербайджана живет, как султан.
Настоящий султан - тот, кто завел гарем, отрастил живот и построил в шеренгу всех тещ. Первое и второе Эльдару удалось, третье не получилось по той причине, что опоздал. Матери его жен умерли давно, одна даже не провожала свою дочку в современный гарем – двухэтажный дом с воротами.
Супруга у Эльдара официально одна, но по религии их двое. Первую супругу, Земфиру, он взял в жены по инициативе своей матери, когда ему было 22 года и он был полон сил. В преддверии «нежеланной старости», на 48-м году жизни Эльдар попытался вернуть себе былую молодость и силу и «женился» на Фатиме, которой тогда было 19 лет.
«Все родственники и аксакалы деревни объяснили ему, что глупо бросать троих детей и жену, с которой прожил 26 лет из-за девушки, годящейся ему в дочери. Однако, когда увидели, что от Фатимы он отказываться не собирается, по предложению самой Земфиры Эльдар решил взять Фатиму себе в качестве второй жены. Поскольку в ЗАГСе свои отношения они зарегистрировать не могли, попросили деревенского молу совершить «кебин кесмек» (обряд бракосочетания на религиозной почве)», - делится этим феноменом сосед Эльдара, пожелавший остаться неназванным
Но высока опасность распространения этого феномена среди религиозных мусульман Азербайджана, где с каждым годом растет влияние шиитского Ирана и суннитских арабских стран, в которых практикуется многоженство.
Глава проиранской Исламской партии Азербайджана (ИПА) Гаджиага Нуриев в беседе с корр. «Тренд» заявил, что является сторонником узаконивания полигамии.
"Законы шариата и исламской религии позволяют верующим вступать в полигамный брак. Как известно, у самого пророка было несколько жен. Часто многие неправильно трактуют этот момент. В Коране сказано, что мужчина может иметь до четырех жен»,- говорит Г.Нуриев. Глава исламской партии выступает за утверждение в парламенте закона, разрешающего полигамные браки в Азербайджане. «Но я хочу отметить, что мы действуем в рамках Конституции, и если этого не произойдет, то будем выступать против полигамных браков. По-моему, было бы нормально узаконить их, поскольку весь мусульманский мир выступает за разрешение многоженства", - заключил Г.Нуриев.
Депутат азербайджанского парламента Рамиз Ахмедов не согласен с утверждениями Г.Нуриева и считает, что нет необходимости в принятии многоженства. "Азербайджан - восточная страна, где большая часть населения исповедует ислам. Тем не менее, многоженство никогда не являлось национальной традицией азербайджанского народа. При обсуждении в Милли меджлисе этот вопрос вызовет множество разногласий и не приведет к определенному результату», - сказал Р.Ахмедов в интервью бакинской газете «Эхо». По его словам, древний мусульманский обычай многоженства сегодня неприемлем. "В советские времена этот обычай был запрещен, однако после развала СССР и падения коммунистического режима люди вновь заговорили об этом", - сказал он.
Р.Ахмедов считает, что полигамные браки приводят прежде всего к расслоению общества и разрушению семейных отношений. Парламентарий также утверждает, что это аморальное явление - "следствие нездоровых желаний имущих людей, которым недостаточно дома и автомобиля в одном экземпляре".
Удивляет Р.Ахмедова и тот факт, что общественность сквозь пальцы смотрит на проявления «развратных желаний» некоторых людей. Парламентарий сообщил, что по инициативе некоторых депутатов в Милли меджлисе была предпринята попытка реанимировать многоженство, однако большинство его коллег выступили против этого, несмотря на то, что обсуждение являлось неофициальным. "Возможно, в будущем такой вопрос возникнет, но мы пресечем все попытки нездоровых желаний некоторых представителей общественности", - заключил Р.Ахмедов.
«Люди должны понять, что многоженство приемлемо для мусульман лишь в том случае, если муж имеет материальные средства на содержание жен. Однако благосостояние супруга не является основным фактором, характерным для многоженства», - объясняет Г.Нуриев. По словам председателя Исламской партии, кроме обеспечения и содержания жен муж должен уделять достаточно внимания всем "возлюбленным", и его отношение к каждой из них должно быть уважительным и почтительным. «Даже когда он покупает им платья, цена должна быть равной. Если в такой семье царят мир и гармония, то полигамный брак вполне приемлем. Но если супруг не уважает своих жен и нарушает традиционные обычаи полигамной семьи, то такой брак - большой грех. И если семья отступает от религиозных законов, ей нет места в современном обществе», - заявил он.
В отличие от него консультант женского кризисного центра Азербайджана Тарана Гасанова считает, что узаконивание полигамии разрушит основы азербайджанской семьи. Она говорит, что этого нельзя допустить, поскольку если мужчине разрешать брать несколько жен, то это ущемит права женщин, которые и без того страдают от ярко выраженного патриархизма азербайджанского общества. Она заявила, что присутствие нескольких матерей в азербайджанской семье будет «началом конца» всех ценностей и традиций общества и выступает против таких инициатив.
Сама же Т.Гасанова признает существование таких фактов в Азербайджане. «В Бейлаганском районе один мужчина привел домой к жене и детям девушку, которая годится ему в дочери, и объявил детям, что она их вторая мать и они должны ее уважать. Первая жена не ушла по той причине, что ей некуда идти, и была вынуждена терпеть такое унижение, – приводит случай из своей практики Т.Гасанова. - В регионах таких фактов очень много. Но к нам приходила и женщина, живущая в Баку, и рассказала, что замужем за очень популярным политиком, но у них нет детей. Поэтому после нескольких лет совместной жизни он привел в дом 23-летнюю девушку, которая работала у него и имеет от него ребенка. Он не хотел разводиться с ней потому, что боялся скандала и заявил жене: или они живут втроем, или при разводе он ей ничего не даст. В итоге она была вынуждена смириться с ситуацией».
Т.Гасанова говорит, что число таких случаев растет, и в основном многоженство практикуется в южных, соседних с Ираном регионах. «Если раньше общество очень негативно относилось к таким случаям, то сейчас в регионах, откуда молодые парни эмигрируют в Россию, Турцию и другие страны в поисках работы, растет число потенциальных «старых дев». Поэтому женщины готовы на все унижения, лишь бы не терять семью и руку, дающую ей еду. И соседи, и родственники таких людей, зная общую ситуацию, стараются «с пониманием» относиться к ним и уже не возражают, – говорит Т.Гасанова. – В южных регионах под влиянием Ирана религиозные деятели поддерживают подобные браки и вопреки законам и посредством кебина соединяют брачные узы».
Эльдару также не составило труда уговорить местного молу закрепить религиозными узами его отношения с Фатимой. «Сами поймите, она сиротка и никаких родственников у нее нет, да и маловероятно, что она вообще выйдет замуж. Сама она тоже хотела выйти за Эльдара. К тому же религия в этом вопросе на его стороне», - говорит сосед Эльдара.
По закону религиозные браки не имеют юридической силы и не создают между сторонами ни имущественного, ни наследственного обязательства, что в свою очередь является основой лишения прав женщины в случае развода.
В Управлении мусульман Кавказа (УМК) сообщили, что несколько лет назад Совет кази издал распоряжение, согласно которому священникам разрешается заключать религиозный брак лишь после представления свидетельства о браке. «А если регистрируются обратные факты, то мы предпринимаем меры против таких священнослужителей. У нас религия отделена от государства, и все, в том числе священники, должны соблюдать законы», - сказал представитель УМК.
В отличие от консерваторов, исламские реформаторы пытаются по-новому трактовать священные тексты. Служитель турецкой мечети в Баку, пожелавший остаться неназванным, утверждает, что пророк Мохаммед в действительности был моногамен, а многоженство практиковал ради соблюдения племенных обычаев, да и то под конец жизни, после смерти первой жены Хадиджи. «Первые 25 лет супружества пророка были моногамными, и только последние 12 лет - полигамными. Так почему не взять за образец только первую половину жизни пророка? Я считаю извращением многоженство и садистами его сторонников. Из-за этих людей сформировался негативный образ ислама. Молодежь и европейцы считают, что наша религия не уважает права женщин, хотя это не так», - заключил он.
Его оппонент Гаджиага Нуриев тоже считает, что в исламе все равны перед Богом все зависимости от пола. «При многоженстве никто не говорит о нарушении прав женщин. Коран - самая толерантная священная книга по отношению к женщине. Дело в том, что многоженство - в интересах женщины, и мужчине запрещено брать вторую жену, если первая против», - говорит Г.Нуриев.
Но феминистка Т.Гасанова с ним не согласна. Она уверена, что полигамы лишают своих жен всех прав и деление одного мужчины между несколькими женами наносит им психологическую травму. Также, по ее словам, в отличие мужа у них не бывает права выбора при расставании.
«Многоженство является причиной многих бед в обществе. В таких семьях растут потенциальные преступники, гомосексуалисты, убийцы, проститутки, жертвы траффика, наркоманы и т.д. Обычно в таких семьях жены конфликтуют друг с другом, с мужем и настраивают своих детей против другой жены и ее детей. Словом, дети растут в условиях «войны», что очень плохо влияет на их воспитание. Фактически они растут без воспитания. И вообще, о каком воспитании можно говорить, когда мать занята враждой с конкуренткой и не уделяет достаточно внимания детям», - отмечает эксперт по гендерным вопросам.
Несмотря на то, что Гаджиага Нуриев выступает за полигамию, второй жены себе брать он не хочет. «Даже если это будет разрешено законом, я этого не сделаю. Мне одной жены хватает», - заключил он.
А.Рауфоглу
Тренд