Ниже приводятся небезынтересные данные Центра мониторинга "Ряй"
.
Общественное мнение в Азербайджане: многоженству «нет!», кябину – «да!»
Идея легализации многоженства, бродящая, как тень отца Гамлета, по постсоветскому пространству, время от времени муссируется и в Азербайджане. При этом адепты и противники этой идеи приводящие разнообразные, и порой весьма убедительные аргументы «за» и «против», фактически игнорируют главное: глас народа. А как, собственно, настроено по этому поводу общественное мнение, как оно оценивает возможность легализации многоженства в нашей стране? Попытку ответить на эти вопросы предпринял Центр мониторинга «Ряй», включивший соответствующие вопросы в анкету очередного общенационального зондажа общественного мнения, проведенного в мае 2008 года. Опрошено по месту жительства методом интервью «лицом к лицу» свыше 1300 человек в возрасте 18 лет и старше. Статистическая погрешность опроса - 3 проц.
Итак, как же оценивается идея легализации религиозного супружества в Азербайджане?
«ИЗВЕСТНО, ЧТО В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ СУЩЕСТВУЕТ МНОГОЖЕНСТВО.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СТОИТ ЛИ ВВЕСТИ МНОГОЖЕНСТВО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ?»
да, давно пора 6%
да, но только для мусульман 5%
нет, я против 82%
трудно сказать 7%
Словом, идея отвергается, как говорится, «с порога», народ против многоженства. Но однозначна ли эта картина? Конечно, нет: мусульмане благожелательнее воспринимают эту форму брака, чем не религиожные участники опроса.
Табл. 1
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стоит ли ввести многоженство в Азербайджане? Совершаете ли Вы намаз?
Да Нет
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
да, давно пора 11% 5%
да, но только для мусульман 11% 4%
нет, я против 69% 87%
трудно сказать 9% 6%
Итого: 100% 100%
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Судя по заполненным анкетам, мужчины чуть позитивнее (на 4%) оценивают «перспективы» введения многоженства, чем женщины. А наиболее благожелательное выражено отношение к этой форме брака среди тех, кому... больше 65-ти, и в группе от 18 до 24 лет (75-77%), в остальных возрастных группах сквозит явный негативизм.
Любопытная деталь: больше всего сторонников многоженства среди разведенных (в той или иной форме «за» - 15%), а также среди мужчин и женщин, потерявшие «свою половину» (около 40% вдовцов и примерно 16% - вдов). И их, наверное, можно понять.
Кстати, в стране доминирует лояльное отношение к кябину, и оно, конечно, более выражено у тех, кто совершает намаз, то есть, у верующих.
Табл. 2
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ У НАС ВСЕ БОЛЬШЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ КЯБИН.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КЯБИН ОБЯЗАТЕЛЕН ИЛИ НЕТ?»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
да, но только для мусульман 79%
для мусульман он желателен, но не обязателен 13%
нет, я против 4%
трудно сказать 4%
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иными словами, «кябин», похоже, становится не только позитивно воспринимаемым, но и распространенным явлением. Собственно, в этом нет ничего плохого, поскольку он не противоречит законодательству и является личным выбором верующих. К тому же, кябин может оказаться отнюдь не лишним элементом, поскольку цементирует семью. Но при одном условии: кябин должен не подменять, а дополнять брак, заключенный в ЗАГСе. В ином случае возникают негативные последствия. Так, с точки зрения государства, дети, появившиеся на свет в таком супружестве, без регистрации в ЗАГСе, считаются рожденными вне брака со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Как свидетельствует бесстрастная статистика, в стране неуклонно растет количество внебрачных детей. Если в 1970 году они составляли 3,1%. новорожденных, то к 2004 году эта цифра подскочила до 20,3 проц. Иными словами, каждый наш пятый «балашка» родился вне официального зарегистрированного брака. Причем, на селе доля детей, родившихся вне официального брака составляет 21,9%, а в городе – 18,3%. И, похоже, ответственность за эту ситуацию во многом несет «мода» на кябин, не подкрепленный регистрацией в ЗАГСе.