Розкажите пожалуста об етом районе
Казах / Qazax
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться223.06.2010 19:30:19
Qazax
Район: Казахский
Основан: 1930
Прежние названия: 1) Казах
2) Новая Акстафа (1939—1959)
3) Казах (с 1959)
Население: 20 590 человек (2008)
Часовой пояс: UTC+4, летом UTC+5
Казах (азерб. Qazax, Газах) — город на западе Азербайджана, административный центр Казахского района. Расположен на реке Акстафа, на высоте 323 м над уровнем моря, в 9 км к юго-западу от железнодорожной станции Акстафа.
История
В XVIII веке Казах был столицей Казахского султаната. В Российской империи Казах был административным центром Казахского уезда Елизаветпольской губернии, в 10 км (9 вёрстах) от станции Акстафа Закавказской железной дороги и в 104 км (97½ вер.) от города Елизаветполя. С 1930 года административный центр Казахского района Азербайджана.
9 декабря 1867 года бывшее Казахское султанство было превращено в Казахский уезд в составе Елизаветпольской губернии. Территория Казахского уезда была равна 5 908,24 кв. м, а население составляло 130 тысяч человек. По сведениям 1913 года, в Казахском уезде имелись 232 промышленные собственности, магазин сладостей, 33 водные мельницы, 15 заводов красного кирпича, 1 завод дерева-бревна, 1 кожный завод, более 17 винных и коньячных заводов, 1 хлопковый и 1 цементный завод. В 1929 году Казахский уезд был ликвидирован. 8 августа 1930 года был создан Казахский район, 24 января 1939 года часть его была отдана новому Акстафинскому району.
Размышления о названии города
«Хочу отметить, что тогда, десять лет назад меня этот факт заинтересовал и я решил узнать почему же в Азербайджане есть такой город. Библиотекари были замучены мной до посинения но все же свой пыл к зананиям я утолил. В одной книге (я все больше становлюсь похож на бабку, которая рассказывает все по памяти), я нашел описание этого местечка русским этнографом.
Оказывается там жили ногайлинцы, которые считались «двуединой с казахами ордой». Хотя многие называют ногайской ордой Младший жуз, мне кажется что это ошибка, так же как и название казахов киргизами или кайсаками. Так вот, Кавказ – это место проживания “ста народов и место употребления ста языков”, стал приютом и для одного из родов ногайцев, которые по неизвестным причинам (он говорил, что они решили уйти из внутренней орды, которая была за Волгой и располагалась не так далеко в то время), откочевали туда. Там есть ногайская долина и ногайское взгорье.
В общем моя попытка объяснить почему же эта местность называется так звучит в общем говоря неубедительно (перечитал сам – не поверил бы себе, ни одного факта), но других объяснений в интернете я не нашел.»
Экономика
В городе расположены ковровая, хлопкопрядильная фабрики, а также предприятия пищевой промышленности.
Достопримечательности
* Народный театр
* Историко-краеведческий музей
* Картинная галерея
* Музей Моллы Панах Вагифа
Газахский район
География
Район расположен в западной части республики, в восточной части широкой Гянджа-Казахской равнины, протягивающейся от горных склонов Малого Кавказа до берега реки Куры. Территория района граничит с Республикой Грузией на северо-западе, Армянской Республикой на юге и юго-западе. Рельеф территории района сложный. По территории проходят реки Агстафачай, Джогазчай, Инджасу. Высота над уровнем моря у берега Куры 100 метров, на западе постепенно достигает 1 000 метров. Самая высокая точка — это река Одун (1 316 м). Климат района характеризуется умеренной зимой, жарким летом. Бывшие анклавы Азербайджанской ССР на территории Армянской ССР Бархударлы и Верхняя Аскипара с 1990-х годов фактически контролируются Арменией.
ГАЗАХСКИЙ РАЙОН находится вблизи западной границы Азербайджана. А вообще, Газахский и Агстафинский районы - не только западная граница современного Азербайджана, но и древнего государства Кавказской Албании. На два самостоятельных административных района - Газахский и Агстафинский - этот регион был разделен не так давно.
Здесь расположены исторические (архитектурные и археологические) памятники, охраняемые государством: мост СЫНЫГ КЕРПЮ (12 в.); пещера ДАМДЖЫЛЫ; храм 5 века в селе ЮХАРЫ АСКИПАРА; храм ШЕКЕР ГАЛА (15 век); крепостное строение мегалитического типа ДИДЕВАН; Храмовый комплекс Албанского периода (7 век) в селении ДАШ САЛАХЛЫ; Гора ГЕЯЗАНЬ с остатками крепостных стен (позднее средневековье), рядом с которыми недавно обнаружено древнее поселение городского типа. На территории Газахского района обнаружено много стоянок древнего человека. На горе АВЕЙДАГ, между селениями Даш Салахлы и Кямярли, в долине реки Инджа-Су, на северо- восточных отрогах Малого Кавказа обнаружены пещерные стоянки неандертальцев (эпоха мустье); стоянка кроманьонца - возле пещеры ДАМДЖЫЛЫ на Авейдаге; возле ГЫЗЫЛ ГАЯ - красивой скалы золотисто-розоватого цвета, - обнаружены городище ХАЛ-ХАЛ с остатками крепостных стен (предположительно, это одна из летних резиденций правителей Албании). Археологи находят здесь прямо на поверхности, без раскопок многочисленные остатки керамической посуды эпохи бронзы; здесь же когда-то албанцы разбили римских воинов Помпея. В древних письменных источниках об этом написано так: "10 тысяч всадников и 60 тысяч пехотинцев албан сражались с войсками Помпея".
К западу от ГЫЗЫЛ ГАЯ, в ущелье БЯРКИН АГЗЫ обнаружена цепь курганных захоронений эпохи бронзы. Все эти исторические объекты (кроме моста Сыных Керпю) расположены недалеко от Газаха. Энтузиастами родного края собрано большое количество археологических артефактов, выставленных в местном краеведческом музее. В селении ЮХАРЫ САЛАХЛЫ можно посетить дом известного азербайджанского поэта САМЕДА ВУРГУНА.
Рельеф местности в Газахском районе - горы и долины, реки (Кура, Агстафачай, Джогаз, Храмчай) - всегда был очень удобен для сезонного животноводства, - местные пастухи (чобаны) перегоняли стада овец с летних горных пастбищ на зимние стоянки. Сама природа обусловила местные особенности народной музыки и кухни. Здесь много певцов ашугов, которых приглашают на различные семейные торжества и праздники.
ГОРОД ГАЗАХ (древние названия "Касал" или "Газака") расположен на месте бывшего поселения, основанного, по некоторым письменным источникам, в 8 веке полководцем Мерваном ибн Мухаммедом.
Газах - последний крупный город на западной границе Азербайджана - родина талантливых поэтов и писателей (уроженцев Газаха в народе знают, как людей, славящихся особым, поэтическим восприятием). Отсюда вышли многие знаменитые ашуги, ученые, полководцы. Это поэты Самед Вургун, Молла Панах Вагиф, писатели Мехти Гусейн. Исмаил Шихлы, участник обороны Порт-Артура, прозванный "богом артиллерии", генерал Алиага Шихлинский и др. Именно здесь, в Газахе, в 1917 году была открыта первая в Азербайджане учительская семинария. В городе есть музеи, посвященные жизни знаменитых поэтов - выходцев из Газаха - ВАГИФА и ВИДАДИ, старинная мечеть, другие интересные объекты. Газах - один из древнейших центров ковроткачества и конезаводства. Здесь и сейчас разводят лошадей знаменитой местной породы ДИЛИБОЗ. На мировом рынке пользуются большим спросом ковры газахской ковроткаческой школы "Даг Кесаман", "Газахча", "Аккоюнлу", "Дердбуйнуз", "Дамгалы", "Шихлы", "Чобанкяря", "Борчалы", "Фахралы", "Гаймаглы".
Кухня Газахской зоны непритязательна, состоит преимущественно из простых мясных и мучных блюд, но очень вкусная. Туристам лучше останавливаться в домах местных жителей.
История района
Казахское султанство вошло в состав России вместе с присоединёным по манифесту Александра I от 12 сентября 1801 года[1] Картлийско-Кахетинским царством. Казахское, равно как и Шамшадильское султанство были переименованы в татарские дистанции[2].
На основании закона об административной реформе, утверждённого императором Николаем I 10 апреля 1840 года под названием «Учреждение для управления Закавказским краем»[3], бывшая Казахская дистанция, переименованная в Казахский участок в составе Елизаветпольского уезда вошла в Грузино-Имеретинскую губернию.
Указом от 14 декабря 1846 года[4] Казахский участок в составе Елизаветпольского уезда вошёл во вновь образованную Тифлисскую губерннию.
Указом от 9 декабря 1867 года "О преобразовании управления Кавказского и Закавказского края"[5] была создана Елизаветпольская губерния в состав которой вошёл Казахский уезд, образованный взамен упразднёного Казахского участка.
Территория Казахского уезда была равна 5 908,24 кв. м, а население составляло 130 тысяч человек. По сведениям 1913 года, в Казахском уезде имелись 232 промышленные собственности, магазин сладостей, 33 водные мельницы, 15 заводов красного кирпича, 1 завод дерева-бревна, 1 кожный завод, более 17 винных и коньячных заводов, 1 хлопковый и 1 цементный завод. В 1929 году Казахский уезд был упразднён.
8 августа 1930 года был создан Казахский район, 24 января 1939 года часть его была передана в состав вновь образованного Акстафинского района.
Среди исторических архитектурных достопримечательностей района выделяются храм VIII века в селе Юхары Аскипара (анклав внутри Армении), храм Шекер-гала XV века, группа мавзолеев в селе Пойлу XIX века, мосты Гатыр, Гызыл Хаджылы, Кязым, Сыных-керпю (XII век), круглая башня в селе Кырых Кесемен XVIII века.
Поделиться308.01.2011 13:12:52
тут севгилим мой служил))
Поделиться528.06.2012 18:27:02
Общие сведения
Географическое положение - Казахский район расположен на северо-западе Азербайджана. Граничит с двумя государствами - Грузией (9 км) и Арменией (168 км), а также с Агстафинским районом Азербайджана.
Территория - 701 кв.км
Население - 85 900 (2007 год) человек. 99.8% населения района составляют азербайджанцы, 24% проживает в городе, 76% в сельской местности. На территории района разместилось около 7 тысяч переселенцев, вынужденных покинуть дома в результате агрессии со стороны Армении.
http://pixs.ru/showimage/11jpg_7253398_5143741.jpg
Населенные пункты - 1 город (Казах) и следующие села: Ханлыглар, Агкейнек, Гарапапаг, Даш Салахлы, Чайлы, Коммунна, Уркмезли, Ашагы Салахлы, Орта Салахлы, Юхары Салахлы, Демирчилер, Алпоут, Аббасбейли, Демирчи, Омарагалы, Косалар, Казахбейли, Асланбейли, Гаймаглы, Кемерли, Шихлы 1, Шихлы 2, Ашагы Аскипара, Юхары Аскипара, Хейримли, Баганис Айрум, Кызылгаджилы, Бархударлы, Софулу, Гушчу Айрум, Мазам, Фарахли, Джафарли, Бала Джафарли.
Села Ашагы Аскипара, Юхары Аскипара, Бархударлы, Софулу, Хейримли, Баганис Айрум, Гушчу Айрум, Кызылгаджилы в настоящее время находятся под оккупацией Армении.
Центр района - город Казах (41.10°N, 45.35°E). Получил городской статус в 1909 году. Население - 21 700 (2003). Расположен на пересечении автомобильных магистралей Баку-Тбилиси и Агстафа-Ереван на обоих берегах реки Агстафа. Расстояние от Баку 464 км.
Природа - территория в основном равнинная, на юге и юго-западе района начинаются горы Малого Кавказа (300-800 м над уровнем моря). На севере простирается степь Караязы. Через весь район протекает река Кура, а также реки Инджасу, Джогазчай и Агстафачай. Вдоль Куры расположены тугайные леса. На склонах горы Авей расположен живописный грот и родник Дамджилы.
Природные ресурсы - имеются запасы мрамора, строительного камня, известняка, сырья для производства цемента, глины, песка, свинца.
Климат - характеризуется умеренной зимой и жарким летом. Средняя температура января -5 - 0о С, средняя температура июня 18-25о С. Зима малоснежная. Годовой уровень осадков - 350-700 мм.
Экономика - основу экономики составляет сельское хозяйство и животноводство. Выращиваются зерновые, виноград, овощи и фрукты, разводятся овцы, коровы. Район известен местной дилбозской породой лошадей. Действуют асфальтовый завод, глиноземный комбинат, консервный завод, мясокомбинат и винозавод.
Телефонный код - 279
Почтовый индекс - AZ1035
О топониме "Казах"
О появлении слова "казах" и его значении в научных исследованиях приводятся различные предположения. Этноним встречается на обширной территории от Китая до Черного моря, и упоминается в китайских, арабских, персидских, русских, греческих и других источниках. По правилам этих языков слово "казах" видоизменялось как аса, каса, хаса, хайсак, касак, косек, гасук, гасак, хасык, козак, казак и т.д. и применялось к тюркоязычным племенам.
Существует мнение, что топоним "Казах" произошел от имени группы кыпчакских племен, переселившихся в Азербайджан из степей северного Казахстана в X-XII веке. Однако населенный пункт Казах в Аране (Азербайджане) встречается в арабских источниках уже в IX веке в связи с событиями, происходившими в VII веке: у историка Ал-Куфи упомянут Касак, у Ибн-Хордадбеха - Кисал. По сообщению Ал-Балазури, Касал был построен арабским наместником Марваном ибн Мухаммедом (732-744) примерно в середине 30-х годов VIII века и служил военным лагерем в ходе борьбы с хазарами и местными племенами. По описанию его расположение совпадает с нынешним Казахом, а различное написание (Касал и Касак), объясняется схожестью арабских рукописных букв «к» и «л». Это свидетельствует о том, что казахи обитали здесь во всяком случае до VII века. Интересным источником является сочинение "Об управлении империей" византийского императора Константина VII, жившего в 905-959 годах. В 42-й главе, при описании территорий между Каспийским и Черным морями, он упоминает страну Казахию, выше которой находятся Кавказские горы. Это описание позволяет локализовать Казахию в Закавказье. В последующем название Казах встречается в сельджукских и османских хрониках.
Что касается происхождения значения слова "казах", то существуют различные разные по степени достоверности версии. Обобщая их, приведем две наиболее реальные:1. В переводе с древнетюркского слово "казах" переводится как "свободные", "отделившиеся люди", "храбрые, свободолюбивые люди", "удалые воины". На сегодняшний день эта версия считается в среде этнографов наиболее распространенной. Такой трактовки придерживались видные исследователи В.Вельяминов-Зернов, В.Бартольд, А.Юдин и другие.
2. Название "казах" произошло от названия племен, населявших территорию вокруг Каспийского моря. Название таких племен как саки, каспи, хазары, азы видоизменившись со временем превратилось в слово "казах". Слова "Казах", "Каспий", "Кавказ", "Хазар" происходят от одного корня "кас", "каз", "хаз". Возможно также термин "казах" произошел от слияния названий древних племен каспиев и саков. Изменение произошло по схеме каспи-сак, кас-сак, затем казах. Также корень "сак" сидит в этнонимах "кыпчак" (кыбсак), "кайсак" (так русские называли казахов).История края
Исторический Казах включал обширные территории, охватывающие нынешние Казахский, Агстафинский, Товузский, часть Кедабекского районов Азербайджана, часть Армении - Каравансарай (нынешний Иджеван), Барана (Ноембриян), Шемсаддин (Берд), Гарагоюнлу (Красносельск), Дилиджан, а также Борчалинскую область Грузии. Северо-западные районы Азербайджана заселены с древнейших времен. Раннему заселению здешних мест человеком способствовали благодатная природа края, изобилие животных, умеренно-теплый климат на Гянджа-Казахской равнине и плато Джейранчель. Здесь археологами были найдены следы древних стоянок, поселений, погребальные курганы, относящиеся к эпохе палеолита, энеолита, бронзы и железа. Древние мастера готовили каменные и кремневые орудия труда, керамические и бронзовые изделия. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, разводили коров, овец, лошадей. О боевом прошлом края свидетельствуют найденные здесь бронзовые мечи, топоры, секиры, кинжалы, ножи, булавы, стрелы, копья.
Одни из древнейших стоянок людей каменного века на территории Азербайджана обнаружены у знаменитого грота Дамджилы. Проведенные в 1957-1958 годах археологические раскопки выявили здесь многочисленные каменные орудия, кости различных животных. Стоянки эпохи палеолита обнаружены также у селения Шихлы. Тысячелетия насчитывают сосуды черного обжига, расписанные рисунками древних художников, которые были найдены на поселении Баба-Дервиш эпохи энеолита (4-2 тыс. до н.э.) у селения Демирчилер. Около селения Казахбейли на холмах в 1952 году были обнаружены стоянка и кладбище VIII-VII веков до н.э. Четырехугольные могилы на кладбище ориентированы в разные стороны, захоронения произведены на левом и правом боку. Вместе с усопшими в могилах обнаружено большое количество керамической посуды, железной утвари и оружие. Погребальные курганы бронзового века встречаются по всей территории Казахского района. http://pixs.ru/showimage/1jpg_6266738_5144045.jpgС первых веков тысячелетия этот край был частью исторической географии Кавказской Албании. Как пишут римские историки здесь, в Караязинской степи, в I веке до н.э. албанская армия достойно встретила грозные легионы Гнея Помпея. Народ Албании включал различные этносы, большинство которых составляли тюркоязычные. В 313 году в Албании было принято христианство. С периода Кавказской Албании в крае сохранилось несколько албанских церквей (V-VIII в).
В течение последующих веков регион находился под влиянием Сасанидской Персии, Византии, арабов, турков-сельджуков, грузин, монголов, тимуридов. Впервые название Казах встречается в работе арабского историка Ал-Куфи при описании событий, происходивших в VII веке. Оно было связано с именем крупного тюркского племенного образования. Заселение края тюркскими племенами происходило и позднее, когда, начиная с X века, началось движение на территорию Азербайджана тюркоязычных племен с севера. Крупное заселение кипчаками-половцами в районе Борчалы и Казаха происходило в XII веке при грузинском царе Давиде IV. Кипчаки были народом тюркского происхождения и жили на территории северного Казахстана. В середине X века они двинулись на запад и заняли обширные территории до самого Дуная. Давид IV был женат на дочери кыпчакского князя. В 1118-20 годах он переселил на границы Грузии 40 тысяч кыпчакских семей. Каждая семья была обязана давать царю одного всадника, а большая часть грузинского населения освобождалась от воинской службы и могла заниматься хозяйством. Возросший таким образом военный потенциал использовался для борьбы как с внешними врагами, так и с некоторыми непокорными феодалами. Хотя в этот период эти земли и были включены в состав Грузии, они оставались регионом тюркского населения. Почти все средневековые грузинские хроники описывают эту территорию как местность обитания тюрков и называют ее "Диди Туркоба" ("Большой тюркский край"). О тюркском прошлом этого края свидетельствует и древняя топонимика от реки Кура до Кавказского хребта. Среди переселенных кипчаков значительную часть составляли казахские племена, от которых произошло название Казах и некоторые других топонимы на территории Азербайджана. Одновременно с движением тюркоязычных племен с севера на юг, шло такое же движение и с юга на север, т.е. из Ирана. Особенно крупная волна племен "кара-коюнлу" продвинулась сюда из Ирана в XV веке.
В эпоху Сефевидов на северо-западе Азербайджана на месте поселения казахских племен образовался мелко-феодальный Казахский султанат, который входил в состав Карабахского (Гянджинского) бейлербекства. Его правители носили титул султан и передавали его по наследству. Когда в 80-х годах XVI века под давлением Османских войск Сефевиды вынуждены были отступить, то, в отличие от племен баят, каджар, караманлы и других, казахские племена не покинули свои земли и не переселились в Иран. Предводитель племени Назар хан сумел договориться с Османами и сохранить свою власть. Он же остался у власти и после возвращения территории под контроль Сефевидов, а его приемник Шамсаддин даже получил получил от шаха Аббаса I титул хана в 1605 году.
Когда в начале XVIII века Казах вновь перешел под власть Османов, они провели новое территориально-административное деление края. Согласно ему, был образован Казахский санджаг с 4 областями - Ахтата, Инджа, Тюрк и Дживар. Всего в санджаге было отмечено 205 деревень, 10 кишлаков и 5 кочевок. За добровольны переход на сторону османов, по указу Султана Ахмеда III (1703-1730) бывший правитель Казаха Миралибей из рода Шихлинских, или как он назывался Казахлы, был назначен главой Казахского санджага. Всего во главе Казахского султаната стояли 3 рода. После того как Сефевиды вновь овладели Казахом, они освободили род Казахлы от управления, и назначили иранского Шубханверди хана султаном. Таким образом, Шубханверди хан положил начало второму роду правителей Казахского султаната. http://pixs.ru/showimage/2jpg_2438255_5144057.jpg
В 1736 году последний правитель Сефевидов Надир созвал собрание феодалов и провозгласил себя шахом. Правитель Карабахского (Гянджинского) бейлербекства Угурлу хан Зиядоглу высказался против этого. В отместку Угурлу хану Надир шах вывел Казах, Шемседдил и Борчалы из состава Карабахского бейлербекства и переподчинил их грузинскому царю Теймуразу. С распадом государства Сефевидов с середины XVIII века Казахский султанат то был независимым, то попадал под контроль других ханств. В 1752 году Казахский султанат на некоторое время вошел в состав Шекинского ханства. В конце XVIII века Казах и Шемседдил вновь стали вассалами катлийского царя Ираклия II и территория стала именоваться Казах-Шемседдилским султанством. По указу Ираклия II уполномоченным (векилем) там был поставлен Панах бек из села Салахлы. Так во главе султаната появился третий род.
Когда в 1795 году войска персидского Ага Мухамед шаха Каджара вторглись в Грузию, казахские азербайджанцы выступили на стороне грузин и вместе с ними храбро сражались с войсками грозного шаха. В 1801 году Казах-Шемседдилское султанство вместе с Грузией было присоединено к России. Казах-Шемседдилское султанство было ликвидировано в 1819 году и его территория была разделена на Казахскую и Шемседдилскую дистанции.
Среди высших сословий этих дистанций, или, как они назывались до присоединения к России магалов, различались два разряда: 1) агалары и беки и 2) векили и султаны. Слово "агалар" впервые вошло в обиход уже после присоединения к России (от монгольского слова "ага" - господин). Агою или беком назывался тот, кому жаловались в управление одна или несколько деревень. Управление деревнями и пользование выгодами от этого управления предоставлялось в награду за заслуги правительству, причем наблюдалось право родственное, фамильное, по которому деревни преимущественно жаловались тому лицу, у родственника которого они перед тем состояли. Нередко управление деревнями жаловались потомственно, но каждый переход деревень, даже к прямому наследнику, совершался не иначе как по повторительной грамоте царя. Векили и султаны избирались из тех же агаларов, но отличались от них большей властью. Векиль, обозначая в переводе с арабского "поверенный", "уполномоченный", назначался по выбору царя для управления целою дистанцией. Права векилей и султанов, вместе с состоявшими в их личном управлении деревнями, переходили из рода в род. 25 апреля 1841 вышел царский указ, согласно которому агалары Казаха, Шемшеддила и Борчалы лишались права владения своими деревнями. Однако, встретив сопротивление и недовольство местной знати, царь Николай I издал новый указ от 6 декабря 1846 года, в котором восстанавливались права агаларов и беков на владение землями и крестьянами.В результате административной реформы 1841 года Закавказский регион был разделен на Грузино-Имеритинскую губернию и Каспийскую область. Территория Казахской дистанции в составе Елизаветопольского уезда была включена в Грузино-Имеритинскую губернию. При новой реформе 1846 года были созданы Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии. Казах остался в составе Тифлисской губернии.
В 1867 году был создан Казахский уезд, который оказался в составе вновь образованной Елизаветопольской губернии. Территория уезда составляла 5908 кв.км, а население к 1897 году достигло 112 тысяч человек. В 1909 году Казах получил статус уездного города.
В 1918 году Азербайджан и Грузия провозгласили свою независимость. Вскоре после этого были рассмотрены и решены территориально-пограничные вопросы между двумя странами. Грузия отказались от притязаний на Казахский уезд, а Азербайджан уступил Борчалинский уезд. Казахский уезд в 1918-1920 годах входил в состав Гянджинской губернии. Из Казахского уезда в 1919 году был выделен Товузский уезд.
Азербайджанская Республика просуществовала два года, а затем власть национального азербайджанского правительства была свергнута в результате российской интервенции. 5 мая 1920 года кавалерийские части XI Красной Армии вступили в Казах. Территория бывшего Казахского уезда была поделена большевиками, и часть его незаконно была передана Армении.В результате нового административного деления в 1930 году уезды были упразднены, и вся территория Азербайджана была поделена на 63 района. Казахский уезд был преобразован в Казахский район. В 1939 году из его состава был образован Акстафинский район. В 1959 Казахский и Акстафинский районы объединили, а с 1990 года Акстафинский вновь отделился. В период хрущевских реформ в 1964-1965 годах Товузский район также входил в состав Казахского района. Таким образом, в нынешних административных границах Казахский район существует с 1990 года.
С началом распада Советского Союза Азербайджан подвергся агрессии со стороны Армении. Не ограничившись боевыми действиями в Карабахе, армяне атаковали Казахский район. В начале 1990-х годов армяне сожгли несколько сел Казахского района, оккупировав их территорию. Дальнейшее продвижение агрессора было остановлено, однако эти села до сих пор находятся под армянской оккупацией.
Ныне Казах является одним из динамично развивающихся районов Азербайджана.Карта памятников Казахского района
http://pixs.ru/showimage/kartajpg_3430547_5144096.jpg
Памятники природы.
Родник Дамджилы
Известный азербайджанский поэт Самед Вургун называл родник Дамджилы 8-м чудом света и первым чудом Азербайджана. Дамджилы является живописным уголком и излюбленным местом отдыха. С наступлением лета десятки жителей Казаха приезжают сюда на пикник, и обязательно привозят сюда гостей. http://pixs.ru/showimage/4jpg_5412650_5144120.jpg
Родник находится у подножия горы Авей в пещере. Чистая и холодная вода родника, просачиваясь сквозь тысячеметровую горную породу, капает с потолка пещеры в установленный внизу чан. Отсюда происходит и название Дамджилы - капающий.
А это гора Авей, фотографии сделаны мной, не судите за качество!
Гора Авей
Гора Авей является одной из вершин Малого Кавказского хребта. Расположена она в 12 км от села Даш Салахлы. На склонах горы встречаются следы человеческой деятельности эпохи палеолита. Здесь были обнаружены первобытные святилища, а также около 30 пещер, высеченных в скале. На вершине горы расположен древний албанский храм. В настоящее время доступ к нему ограничен из-за близости к государственной границе. Предполагается, что на вершине находился храм Луны, и само название горы Авей произошло от "ай-ев" - "дом Луны". http://pixs.ru/showimage/6jpg_9409245_5144165.jpg
http://pixs.ru/showimage/5jpg_2916826_5144191.jpg http://pixs.ru/showimage/7jpg_2323371_5144245.jpg
В окрестностях горы много различных памятников. Поэтому не случайно, что решением правительства республики от 22 февраля 1989 был создан государственный историко-культурный заповедник Авей.
Гора Гейазан
Живописная гора Гейазан считается символом Казаха. Расположена она на расстоянии 20 км от райцентра, в 2 км слева от реки Джогазчай. Одиноко возвышающийся над окружающим ландшафтом, этот редкий геологический памятник природы появился в результате вулканического извержения несколько тысяч лет назад. Хотя высота горы составляет всего 250 метров, жители этих мест считают ее чуть ли ни "центром мира". Не случайно Гейазан в переводе означает "покоритель неба". У подножия и на склонах горы имеются остатки большого и древнего поселения, а также развалины оборонительных сооружений. На склонах имеются пещеры, которые служили местом обитания первобытных людей. Вершина горы относительно плоская. Предполагается, что с древних времен во время народных праздников, а также при приближении неприятеля на вершине разжигался большой костер.
http://pixs.ru/showimage/8jpg_5317944_5144264.jpg
Исторические и культурные памятники.
Мечеть в городе Казах
Когда-то в Казахе было несколько мечетей, и каждый район имел свое место для поклонения. Но до наших дней в городе сохранилась только одна пятничная мечеть. Расположенная в центральной части, Джума мечеть построена 1899 году по инициативе жителя села Кесемен Исрафил аги Кербелаева. Автором проекта выступил архитектор Музаффар Гусейнов. Квадратная в плане мечеть построена из красного кирпича. Центральный зал имеет размер 17,2 х 17,2 м. Стрельчатые арки образуют восьмиугольную форму, на которой лежит купол с внутренним диаметром 13,4 м. Общая высота мечеть 15 м, а толщина стен 1,9 м. Входную часть мечети украшает портала а над главным фасадом сооружения возвышаются два минарета.
В советское время мечеть приостановила свою деятельность и только с 1990 года вновь стала действующим культовым сооружением.http://pixs.ru/showimage/9jpg_2722677_5144269.jpg
Красный мост
Одним из интереснейших памятников средневековой архитектуры является мост через реку Храмчай, расположенный вдоль трассы Казах-Тбилиси. Памятник относится к 12 веку. Мост длиной 175 метров имеет 4 пролета (8.2м, 16.1м, 8м, 26.1м). Ширина на береговой части 12.4 м, а на переходе 4.3 м. Все сооружение облицовано кирпичом, поэтому его называют Красным мостом. У береговых оснований моста расположены большие помещения (168 кв. м на левом берегу и 116 кв.м на правом). Здесь располагались каравансараи - комнаты отдыха для путешественников. Наличие таких больших каравансараев свидетельствует о стратегическом значении Красного моста на караванных путях. Красный мост по стилю аналогичен средневековым мостам, расположенным в Худаферине, Гяндже, Мараге, Ардебиле. http://pixs.ru/showimage/10jpg_5445390_5144276.jpg
В народе распространено и другое название этого моста - Сыныг корпю ("Сломанный мост"). Однако исторически Сломанный мост располагался в 100 метрах от нынешнего ниже по течению. Его остатки существуют до сих пор.
Мост в селе Чайлы
Этот мост находится в селе Чайлы. Местные жители называют его мост Хагверди Ага. Арочный мост выполнен из камней местных скальных пород. Его пролет представляет собой правильную арку, верхняя часть которой засыпана землей. Мост построен в позднем средневековье.
http://pixs.ru/showimage/12jpg_6107796_5144279.jpg
Дидиванская башняДидиванская башня - наблюдательный пункт, расположенный на небольшом возвышении в 5 километрах от Казаха у селения Ханлыглар. Круглое в плане сооружение имеет диаметр 6 м и высоту 8,3 метра. Толщина нижней части 1 метр, верхней - 0,5 метра. Внутренняя часть сооружения ныне полая, однако, остались следы от перекрытий между этажами. Бойницы, обращенные в сторону Дилижанской дороги, свидетельствуют о том, что сооружение являлось наблюдательным пунктом. Предполагается, что башня построена в VI-VII веках. Такого типа средневековые наблюдательные пункты имеются также в долине Джoгазчая и около селения Джафарли.
http://pixs.ru/showimage/13jpg_5592119_5144291.jpg
Башня в селении Юхары Аскипара
Одним из сооружений, сохранившихся в селении Юхары Аскипара, является четырехугольная башня. Возвышающаяся на берегу реки Джoгазчая башня выполняла сторожевые функции. Об этом свидетельствует расположение окон, наблюдательных щелей, место для разведения предупредительного костра. Башня имеет форму квадрата со стороной 8 метров, выложена из булыжника и укреплена поясами из красного кирпича. Этажи перекрывались деревянными бревнами. У подножия располагались вспомогательные сооружения. Башня построена согласно местным архитектурным традициям. Аналогичные по стилю сооружения имеются в соседнем Агстафинском районе, а также на границе Азербайджана и Грузии.
В настоящее время памятник находится на территории, оккупированной армянами.http://pixs.ru/showimage/14jpg_3465527_5144305.jpg
Храмовый комплекс "Галакент"
Храмовый комплекс расположен в селении Юхары Аскипара, на правом берегу реки Джогаз. По некоторым предположениям, комплекс являлся одной из резиденций правителя Кавказской Албании. Комплекс располагается на территории в 2,5 га и обнесен двумя рядами стен. Расстояние между стенами около 12 метров. Стены сооружения, следуя рельефу местности, привязаны к окружающему ландшафту. Внутри комплекса существовали различные религиозные, служебные и хозяйственные постройки. Самой значительной из них являлся храм, расположенный в верхней части. При строительстве храма использовались кирпичи размером 21 x 21 x 57 см и местные камни. При исследовании в 1970 году большая часть комплекса уже была разрушена. Предполагается, что комплекс был построен в VI-IX веках.
http://pixs.ru/showimage/15jpg_5983763_5144321.jpg
В настоящее время памятник находится на территории оккупированной армянами.
Храм в селе Юхары Аскипара
Древний албанский храм расположен в селении Юхары Аскипара, на левом берегу реки Джогаз. Над дверью в храм расположен албанский крест, а колонны украшены растительным орнаментом и орнаментом в виде рыб. Выполненный в сирийском стиле храм, построен в V-VIII веках. Во дворе храма располагались надгробные камни. На одном из них существовала албанская надпись: "родину не покинули, григорианам не подчинились, погибли ...".
В настоящее время храм находится на территории оккупированной армянами.http://pixs.ru/showimage/16jpg_6318696_5144348.jpg
Храм на горе Авей
Древний храм расположен на южной вершине горы Авей. С западной стороны к вершине ведет старая дорога. Выбор места для храма на возвышенности характерен для зодчества Кавказской Албании. Двухнефный храм построен из местного камня. Северная часть сооружения перекрыта арочным перекрытием, а южная - конусообразным куполом. Археологический материал, найденный здесь при раскопках, позволяет датировать сооружение V-VII веками. Во дворе храма были обнаружены надгробные плиты с узорами, характерными для Кавказской Албании. В частности, на плитах высечены изображения лотоса и символизирующая солнце розетка, разделенная на 8 частей.
http://pixs.ru/showimage/17jpg_1007413_5144363.jpg
Дом Гаджи Махмуда Эфенди и гостевой дом
Жилой дом Гаджи Махмуда Эфенди расположен на западной окраине села Асланбейли. Этот дом вместе с расположенными рядом гостевым домом и мечетью составляют единый комплекс. Построенный из местного камня, жилой дом является характерным образцом жилища зажиточного сельского жителя XIX века.
http://pixs.ru/showimage/18jpg_8406660_5144379.jpg
Происходящий из села Асланбейли, Гаджи Махмуд Эфенди (1835-1896) получил высшее духовное образование в Турции. Вернувшись в родное село, он продолжил свою деятельность как религиозный деятель и просветитель. Здесь он выступал в роли духовного лидера, учителя и защитника простого народа. Являясь учеником и последователем великого суфийского поэта Сеида Нигяри, он построил на могиле своего учителя большую мечеть в турецком городе Амасия. Мечеть эта сохранилась до наших дней. Опасаясь растущего влияния Гаджи Махмуда Эфенди среди народа, царское правительство обвинило его в поддержке Шейха Шамиля, и взяло под стражу. Но продержав его в тюрьме некоторое время, власти вынуждены были освободить духовного отца народа. После смерти Гаджи Махмуд Эфенди был похоронен в родном селе. Его могила и дом до сих пор почитаются, и является местом паломничества.
Мечеть в селе АсланбейлиМечеть в селе Асланбейли построена местными жителями в 1909 году. К правому углу здания позже был пристроен минарет. Внутреннее пространство мечети состоит из большого зала, поделенного на две равные части двойной аркой, опирающейся на колонну.
[align=right]http://pixs.ru/showimage/19jpg_8303441_5144393.jpg
Мечеть была воздвигнута в честь Гаджи Махмуда Эфенди. В советское время деятельность этой мечети, как и многих других культовых сооружений, была прекращена. Здание было превращено в сельский клуб, и пришло в упадок. Только после обретения Азербайджаном независимости здание было отреставрировано, и вновь возобновило деятельность как культовое сооружение.
Баня Исрафил Аги в Казахе
Городская баня расположена в в центральной части города, напротив мечети. Баня построена в конце XIX века. Инициатором строительства явился известный своей благотворительностью житель села Кесемен Исрафил Ага Кербелаев, поэтому баня носит его имя. Архитектором проекта выступил Музаффар Гусейнов. Баня построена из красного кирпича, и имеет общий зал, кабинки, бассейн и чайхану. Часть здания, выходящая на улицу, занята небольшими лавками. Большое в плане сооружение (30м x 20м) композиционно делится на две части. Первая включает характерную для Востока и Азербайджана прихожую и залы, перекрытые двумя куполами. Вторая часть состоит из индивидуальных кабинок более привычных в Европе. Таким образом в архитектуре бани сочетаются как восточные так и европейские мотивы.
http://pixs.ru/showimage/20jpg_5489299_5144405.jpg
Историко-Краеведческий Музей
Казахский Историко-Краеведческий Музей был создан распоряжением Министерства культуры Азербайджанской республики в 1984 году. В марте 1986 года, накануне празднования Новруза, музей распахнул свои двери для посетителей.
Общая площадь музея - 579 кв.м.
Площадь экспозиции - 409 кв.м.
Площадь фондов - 120 кв.м.
Число экспонатов - 2450
Штат - 14 человек. http://pixs.ru/showimage/21jpg_4055297_5144421.jpg
Экспонаты музея охватывают большой период от древности и вплоть до современности. Они отражают национально-культурные ценности народа, и дают широкое представление о жизни и быте жителей Казаха.Государственная Художественная Галерея
Казахская государственная художественная галерея была создана распоряжением Министерство культуры от 13 февраля 1986 года. Площадь галереи составляет 490 квадратных метров. Она включает основное здание, комнаты для занятий, фондовые помещения, выставочный зал.
В общей сложности музей имеет 373 экспонатов. Среди экспонатов галереи 288 картин, 35 образцов скульптуры, 4 гобелена, 8 чеканок с изображениями Азербайджанских миниатюр, а также фотографии ученых, поэтов, писателей, открытки, газеты и журналы. В выставочном зале выставлено 62 работ. 30 из них работы республиканских художников, а оставшиеся являются продуктом местных художников.http://pixs.ru/showimage/22jpg_5979766_5144447.jpg
В 2005 и 2008 годах галерея была полностью отреставрирована, и полностью поменяла свой внешний облик. В 2008 году, во время визита в Казах, Президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил галерею и познакомился с ее работой.
Мемориальный музей М.П.Вагифа и M.В.Видади
Мемориальный музей известного поэта и общественного деятеля Молла Панах Вагифа был открыт 20 ноября 1970 года. Состоящий из 10 комнат музей, дает представление о жизни и деятельности Вагифа, его творчестве и его современниках. В 1983 году экспозиция музея обновилась, и в настоящее время насчитывает 1160 экспонатов.
2 августа 2002 специальным решением Кабинета Министров название музея было изменено на Мемориальный музей Молла Панах Вагифа и Mолла Вели Видади.
Начиная с 1982 года в республике ежегодно проводятся Дни поэзии Вагифа. В этой связи в июле в музеи проходят собрания местных поэтов и писателей, в ходе которых происходит обмен мнениями и обсуждение новых книг.http://pixs.ru/showimage/23jpg_1750182_5144484.jpg
Мавзолей Гаджи Махмуда Эфенди
Мавзолей расположен в селе Асланбейли, слева от дороги, которая тянется вдоль долины реки Иджачай. Место это весьма почитаемо и посещается паломниками из Гянджа-Казахского региона, Грузии, Дагестана и Турции. Четырехугольный в плане мавзолей воздвигнут в 1893 году и обнесен каменным забором. Некоторые элементы сооружения покрашены в голубой цвет, поэтому гробница называется в народе "Гей тюрбе" - Голубой мавзолей. В мавзолее захоронены широко известный своей просвещенностью и благотворительностью Гаджи Махмуд Эфенди Гарани (1835-1896) и его соратник Сеид Ясин.
http://pixs.ru/showimage/24jpg_5234139_5144509.jpg http://pixs.ru/showimage/25jpg_1186300_5144526.jpg
После смерти своего близкого друга Сеида Ясина в 1892 году Гаджи Махмуд Эфенди построил над его могилой мавзолей. Проект сооружения был выполнен в Турции, а строился он лучшими местными мастерами. Руководил работами Мустафа Миралаев - зять Гаджи Махмуда Эфенди. После смерти самого Гаджи Махмуда Эфенди три года позже, он также был похоронен в этом мавзолее согласно завещанию. С тех пор могила считается священной, и даже несмотря на все запреты советской власти, посещалась людьми из ближних и дальних краев во все времена.
Учительская семинария
Первая в Азербайджане школа подготовки учителей - учительская семинария, была открыта в Казахе. В царское время мусульманское отделение существовало лишь при Горийской семинарии. В 1918 году Фирудин бек Кочарли руководил переводом мусульманского отделения Горийской семинарии в Азербайджан. В Баку в это время было неспокойно, поэтому поезд остановился на станции Акстафа. Простояв там несколько дней, решено было разместить семинарию в Казахе. Но встал вопрос с помещением. Жена Фирудин бека Бадисаба Векилова посетила свою родню в Казахе и рассказала о возникшей проблеме. Когда о проблеме с помещением узнал житель села Косалар Мешади Ибрагим, он решил помочь школе. Он бесплатно предоставил свой двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1910 году, учительской семинарии. Вообще, Мешади Ибрагим славился своей благотворительностью. Разбогатев своим трудом, он владел несколькими домами и караван-сараями. На свои доходы он часто делал пожертвования мечетям и школам.
Казахская семинария, разместившись в этом здании, начала свою деятельность. Семинария стала настоящей кузницей учительских кадров для Азербайджана, подготовив к 1959 году около 3000 учителей.
Ныне в этом здании располагается средняя общеобразовательная школа N 4 города Казаха.http://pixs.ru/showimage/26jpg_3576950_5144542.jpg
Для ответа на вопрос использовала информацию с сайта Фаика Насибова, Окно в Казах, очень понравился сайт!!!
Поделиться604.06.2013 12:18:05
Известные уроженцы и жители:
Вагиф, Молла Панах — поэт и государственный деятель XVIII века.
Векилов, Ибрагим Ага — генерал-майор.
Вургун, Самед — поэт и писатель
Гаибов, Фаррух Ага — первый азербайджанский лётчик, герой первой мировой войны
Кочарлинский, Фиридун-бек Ахмед-бек оглы — филолог, писатель и критик.
Усубов, Ибрагим Муса оглы — генерал-майор.
Шихлинский, Али-Ага Исмаил-Ага оглы — генерал от артиллерии.
Шихлинский, Джавад-бек — генерал-майор.
Шихлы, Исмаил — писатель, сценарист.
Ковроткачество:
Казах известен как один из центров азербайджанской школы ковроткачества.
Огромное количество ковров, сотканных в Казахском ханстве и
Елизаветпольской губернии в 16-20-х веках, распространены по всему миру
под общим названием "Казахские ковры"
Поделиться704.06.2013 16:15:16
"Казахские ковры"
я бы себе приобрела бы коверчик, азербайджанский))