Причины разделения мусульман на шиитов и суннитов.
ШИИТЫ - КТО ОНИ?
Если хотим говорить о шиитах, без какого - либо пристрастия, то их можно охарактеризовать следующим образом: это исламские течение, последователи которого любят и подчиняются после Пророка (д.б.А.р) Имаму Али, принадлежащему семье Пророка (д.б.А.р) и его одиннадцати наследникам во всех вопросах шариата - и в обрядовых и в торговых. С точки зрения шиитов, выше Имамов находится только Пророк (д.б.А.р).
Это краткое, и, одновременно, очень четкое описание шиитов. А то, что на них навешивают ярлык врагов Ислама, будто шииты считают пророком Али (мир ему) или же являются приверженцами Абдуллы ибн Саба, ничем, кроме откровенной лжи не назовешь.
Во многих прочитанных нами книгах авторы хотят представить шиитов как неверных и далеких о религии сектантов, на это явная ложь. Нет у них никаких доводов и доказательств, они просто повторяют слова своих отцов и дедов.
Они распространяют воззрения насибитов, которые, узурпировав власть, убили семью Пророка (д.б.А.р) и их опекунов. Одним из их эпитетов, которым прозвали шиитов, является "Рафизиййе" - "Равафиз". Это слово часто встречается в книгах противников шиизма. Оно в переводе означает: "оппозиционеры". При первом взгляде читатель может подумать, что шиитов называют так потому, что они противостоять законам и основам Ислама или же отрицают миссию Пророка (д.б.А.р.). На самом же деле, это не так.
После кончины Пророка (д.б.А.р) шииты признавали халифом Имама Али (мир ему) и считали его истинным преемником Пророка (д.б.А.р.). Они не признавали легитимными ни власть Абу Бакра, ни власть Омара, ни омейадов, ни аббасидов. А те, в свою очередь, представляли шиитов перед другими людьми таким оскорбительным эпитетом. Основными виновниками здесь являются омейады и аббасиды, а также их приспешники.
Они с помощью некоторых лживых сочинителей хадисов возвышали свой ранг на глазах сподвижников и заявляли, что эта власть одарена им Аллахом, приводя в качестве доказательства следующий аят:
"О, уверовавшие! Послушайтесь Аллаха, Пророка и власть имущим из вас" (сура "Ниса", аят 59).
Они заявляли, что этот аят ниспослан об этих людях и считали обязательным подчинение им, потому что они были "власть имущими" ("Аль джамиу ли ахкамиль Коран", Гуртуби, том 5, стр. 259, Бейрутское издание). Заплатив некоторым сочинителям хадисов, они приписали Пророку (д.б.А.р) и следующее: "Любой, не подчинившийся халифу человек, умрет как неверный" ("Муснад Ахмад", 1-й том, стр.31; “Сахих” Муслим, 6-й том, стр.22), и тем самым, обязывали мусульман беспрекословно подчиняться падишахам.
Вот по этой причине шииты стали для них головной болью и никогда не вставали под их знамя. Потому что расценивали их поступок как захват власти, по правду принадлежащей семье Пророка (д.б.А.р.). Поэтому же "власть имущие" представляли шиитов как оппозиционеров, которые противостоят Исламу и хотят стереть Ислам с лица земли.
Если мы глубже всмотримся в эту политическую игру, то легко отличим разницу между противостоянием Исламу и борьбой против узурпаторов власти.
Шииты никогда не стояли против исламской религии и, тем временем, никогда не подчинялись тиранам и деспотам. Они всегда преследовали одну цель - восстановить попранные права и укрепить справедливый Ислам. Во всяком случае, от предыдущих наших книг "Ведомый по пути", "Вместе с праведниками" и "Спросите у тех, кто знает" вы выяснили, что шииты являются истинными мусульманами, которые будут спасены. У них два несравнимо ценных сбережения, оставленные Пророком (д.б.А.р) - Коран и Ахли Бейт.
Те, кто справедливо относятся к этой теме, обнаружат, что даже некоторые суннитские ученые признают правду. Так, Ибн Манзур объясняет значение слова "шиэ" следующим образом:
"Шииты - это группа, которая любит семью Пророка (д.б.А.р), и является ее приверженцем" ("Лисануль-араб", том 8, стр.188).
Доктор Саид Абдуль-Фаттах Ашур в своих исследованиях об этой части книги пишет:
"Если шиизм означает любить семью Пророка (д.б.А.р), так какой же мусульманин не хочет быть шиитом?"
Время пристрастия и упорства уже прошло. Образованные молодые люди должны найти и прочитать шиитские книги, побеседовать с их учеными и найти истину. А то многие слова снаружи кажутся красивыми и сладкими, но они беспочвенны, не опираются на доводы.
В сегодняшнем мире можно достать все. Зачем вести исследования о шиитах только по источникам их противников, тогда как самих шиитов можно встретить в любой точке земли. Что можно ожидать от врага?
Шииты - не закрытая только для своих конфессия. Их книги и убеждения распространены везде. Их медресе и учебные заведение открыты всем. Их ученые постоянно устраивают конференции, научные симпозиумы, приглашая всех мусульман к единству.
Мы верим, что если мусульмане справедливо исследуют эту тему, смогут найти истину. Потому что вследствие односторонней и ложной пропаганды противников шиизма много правды сокрыто от глаз людей.
Даже приподняв одну завесу лжи, можно превратить лютого врага в близкого друга.
Тут мы приведем случай одного мужчины с Имамом Хасаном (мир ему). Пропаганда омейадов сделала этого мужчину врагом семьи Пророка (д.б.А.р.). Однажды во время паломничества могилы Пророка (д.б.А.р.) он увидел одного человека, вокруг которого собралась толпа людей. Все собравшиеся оказывали ему большое почтение.
Сириец был удивлен этим. Кто мог быть более уважаемым и почтенным чем Муавийи на этот момент? Он спросил о личности этого человека. Ему ответили: "Это сын Али ибн Абу Талиба Хасан". Он спросил: "Это сын еретика Абу Тураба?" После этих слов он начал говорить оскорбительные слова в адрес Имама Хасана. Друзья Имама схватили свои мечи, чтобы убить этого мужчину, но Имам помешал им. Он слез с коня, поприветствовал сирийца и сказал: "Братец араб. Кажется, ты чужой в этом городе?" Сириец ответил: "Да, я из Сирии и приверженец предводителя мусульман Муавийи ибн Суфьян".
Имам еще раз поприветствовал его и сказал: "Сегодня ты мой гость".
Сириец сначала не хотел соглашаться, но затем, после настоятельных приглашений Имама был вынужден принять приглашение. Он три дня гостил в доме Имама, и Имам лично обслуживал его. В четвертый день на лице сирийца начали проявляться признаки раскаяния и стеснений. Такая вежливость и гостеприимчивость Имама перед его грубостью заставила его смотреть на вещи открытыми глазами. Он попросил прощение за свой поступок.
Имам спросил у него: "Брат мой, ты читал Коран, когда нибудь?"
Сириец ответил: "Я знаю Коран наизусть".
Имам спросил: "Если так, то значит, ты знаешь, какую семью Аллах уберег от всякого порока и нечисти, и назвал ее чистой?”
Сириец ответил: "Да, это дети Абу Суфьяна и семья Муавийи".
Собравшиеся удивились. Имам (мир ему) сказал, улыбаясь:
"Я Хасан ибн Али. Мой отец двоюродный брат посланника Аллаха. Моя мать - самая почтенная женщина в обоих мирах Фатима. Мой дед - Посланник Аллаха и глава всех пророков. Мой дядя - глава шахидов Хамза, а другои - Джафар Тайяр. Мы - та самая семья, которую Аллах уберег от всех грехов и обязал всех мусульман любить нас. Мы - та самая семья, которую благословляют ангелы и мусульманам велено благословлять нас. Я и мой брат Хусейн являемся вождями юношей рая".
Так Имам (мир ему), перечисляя превосходства семьи Пророка, раскрыл истину перед сирийцем. Сириец заплакал, поняв сказанное. Он поцеловал Имама и сказал, извиняясь: "Клянусь Аллахом! На пути в Медину я считал вас своим злейшим врагом. А теперь, перед возвращением я люблю вас больше всех и хочу приблизиться к Аллаху, любя вас". ("Тарих ибн Акасир", Имам Хасан, стр. 145, хадис-250).
Имам обратился к своим последователям: "Вы хотели убить этого безвинного человека. Если бы он знал правду, он не стал бы враждовать с нами. Многие сирийцы тоже находятся в таком заблуждении, если открыть им истину, они ее обнимут”. Потом прочел следующий аят:
"Не равны доброе и злое, отклоняй же зло, тем, что лучше. И вот - тот, с которым у тебя вражда, станет таким, как твой близкий друг" (Сура "Фуссилат", аят 34)
На самом деле, это так. Множество людей враждуют истиной именно из-за неосведомленности, по незнанию. Когда исчезают преграды, мешающие видеть правду, они понимают суть дела и начинают просить прощение. Это долг каждого. Как говорится: "Возвращение в лоно правды - большое счастье".
Вся беда в том, что некоторые, зная и чувствуя истину всем своим телом и разумом, неустанно сражаются против нее, чтобы исполнить свои земные желания и влечения. О таких людях Аллах велит:
"И одинаково для них, увещеваешь ты их или не увещеваешь, они не веруют" (сура "Ясин", аят 10).
Бесполезно выделить время для таких людей. Мы должны расходовать свое время для тех, кто ищет правду и имеет совесть. Аллах в Коране описывает их так: "Ты увещеваешь только тех, кто внемлет предупреждению и боится Милостивого втайне. Обрадуй же его радостной вестью о прощении и щедрой награде!" (сура "Ясинь", аят 11)
Сегодня каждый просвещенный шиит обязан использовать свое время, имущество и состояние во благо того, чтобы довести до умов Исламской общины истину. Ибо Имамы (мир им) являются путеводным маяком не только шиитов, а всех мусульман.
Если ученые-сунниты не узнают истину об Имамах (мир им), ответственность за это несем мы. А также за неосведомленность людей об Исламе - о твердой религии Аллаха, которую принес Его Посланник Мухаммад (д.б.А.р) - ответственны все мусульмане.
СУННИТЫ - КТО ОНИ?
Суннитами являются большинство мусульман. Они составляют три-четверти от общей численности. Они подчиняются четырем ученым, которых называют имамами - Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад ибн Ханбал.
От этой группы отделилась одна секта. Их воззрения образованы Ибн Теймийей. Эта группировка получила название "Салафийа", а ее основатель - "обновитель Сунны". А после этого под предводительством Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба получила известность под названием "Ваххабиты". В настоящее время она имеет официальный статус в Саудовской Аравии.
Все эти группы называют себя "Ахли Сунна”, иногда добавляя еще одно слово "Ахли Сунна валь Джамаа".
При рассмотрении исторических фактов станет ясно, что суннитами называются все те, которые одинаково почитают всех четырех халифов, возглавивших исламскую умму после кончины Пророка (д.б.А.р.). Они одинаково любят Абу Бакра, Омара, Османа и Али (мир ему). Тут следует подчеркнуть, что некоторое время сунниты не считали Али (мир ему) равным трем предыдущим (примерно до 230-ого года хиджры). В следующих главах мы рассмотрим этот вопрос обширнее.
Те, кто не принимали эту последовательность, а были убеждены, что истинным преемником Пророка (д.б.А.р) является Али (мир ему), назывались "рафизитами".
В последующих главах всем станет ясно, что все халифы, от Абу Бакра до последнего халифа аббасидов были довольны суннитами, а шиитов, верующих в преемственность Али (мир ему) и его одиннадцати наследников (мир им), всегда подвергали гонениям и репрессировали.
Итак, последователи Али (мир ему) не считаются из "Ахли Сунна валь Джамаа". Как будто это название придумано именно для того, чтобы противопоставить шиизму. Мне кажется, причиной раздробления мусульман после Пророка (д.б.А.р) является именно этот фактор.
Если вести точные исследования в достоверных исторических источниках, то увидим, что начало этого размежевания корнями уходит к первым дням после кончины Пророка (д.б.А.р.). Как только скончался Посланник Аллаха (д.б.А.р), Абу Бакр захватил власть, и большинство сподвижников признали его как легитимно выбранного халифа. Только Али (мир ему), большинство Хашимитов и малочисленная группа их сторонников отказались подчиняться.
Известно, что в таком случае, халиф, используя ресурсы, объявил этих людей "мятежниками", противопоставил им общество и подвергнул их экономическому и политическому давлению.
Безусловно, «Ахли Сунна валь Джамаа» точно не знают политические события тех дней и не информированы о том, что с какой враждебностью был отстранен от всего самая великая личность Ислама Имам Али (мир ему) после смерти Пророка (д.б.А.р.). Они уверены в том, после кончины Пророка (д.б.А.р.) все произошедшие события оправданы, все сходится с Кораном и Сунной. По их мнению, "хулафаи рашидин" были непорочными, как ангелы. Между ними всегда царило взаимное уважение и не существовало никакой вражды и недоразумений.
Это было причиной того, что они не принимали взгляды шиитов о халифах, особенно, о халифах-рашидинах. (рашидин – чистый.). Как будто, "Ахли Сунна валь Джамаа" никогда не читали историю, а довольствовались только преданиями, которые передавались из уст в уста. Если бы они открыли свои глаза и души к истине, перелистав исторические книги и хадисы, то, обязательно, изменили бы многие решения и инструкции, которых до сих пор считали правильными.
Этим малым трудом я хочу довести до сведения некоторые истины, существующие в исторических книгах, братьям "Ахли Сунна валь Джамаа". Приводя очень краткие, в то же время, четкие данные, мы с позволения Аллаха, откроем истину и уберем завесу лжи. Может, это поможет, в какой-то мере, объединению мусульман, покажет выход от состояния раздробленности и размежевания.
Насколько мне известно, "Ахли Сунна валь Джамаа", не столь уж фанатичны. Наряду с тем, что они не враждебны к Имаму Али (мир ему) и его семье, сунниты любят и чтят их. Но вместе с этим, они, также, любят и чтят врагов Имама Али (мир ему). Подражая им, они говорят: "Всему их научил Пророк (д.б.А.р).
Сунниты не придерживаются двух основополагающих воззрений; Первое: "Дружба с друзьями Аллаха", второе "Вражда с врагами Аллаха". Они просят у Аллаха рай и милость для Имама Али (мир ему) также как и для Муавийи?!
Их вводит в заблуждение прекрасное и приятное звучание выражения «Ахли Сунна валь Джамаа», не ведая о том, что скрывается под этим названием. Они не знают, что на основе каких программ арабские политики пропагандируют это выражение.
Если они однажды поймут, что Али ибн Абу Талиб является сборником Сунны Пророка (д.б.А.р), что Али является вратами города науки, что они противостоят во всем не к кому-нибудь, а брату и душе Пророка (д.б.А.р), то они откажутся от своего сегодняшнего поведения и начнут рассматривать этот вопрос внимательнее. В итоге поймут и признают, что истинными "Ахли Сунна" являются шииты, следующие за Пророком (д.б.А.р) и Али (мир ему).
Итак, мы обязаны разоблачить это коварство, которое является основным фактором, отстраняющим сунну Пророка (д.б.А.р) и разъяснять истину. Это коварство стало причиной заблуждения миллионов мусульман, образования конфликтов, раздоров и войн между ними, превратив сунну Пророка (д.б.А.р) в доисламскую ересь. Вследствие этого мусульмане были втянуты междоусобные войны, называя друг друга "неверными" и отстали от остального мира в области науки и техники. Дело дошло до того, что их земли захвачены, а сами разбиты и унижены перед врагами. По причине этого коварства мусульмане потеряли уважение в мире.
После краткого разъяснения о шиизме и суннитах мы должны знать, что шиизм не противостоит Сунне Пророка (д.б.А.р), наоборот, они считают себя приверженцами Сунны Пророка (д.б.А.р.). Потому что она, по их убеждениям, передана им рукой Али ибн Абу Талиба, который является вратами этого города. По убеждениям шиитов, к Пророку (д.б.А.р.) нет иного пути, кроме как через Али (мир ему).
ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ, КОТОРЫЙ РАЗДЕЛИЛ МУСУЛЬМАН НА ШИИТОВ И СУННИТОВ.
Этот случай возвращает нас в те дни, когда Посланник Аллаха (д.б.А.р) повелел: "Принесите чернилы и перо, я напишу для вас завещание. С его помощью вы никогда не заблудитесь". (“Сахих” Муслим, 7-й том, стр.123; ”Сахих” Бухари, 5-й том, стр.137; “Тарих” Табари, 3-й том, стр.193) Омар ибн Хаттаб и некоторые сподвижники воспротивились Его слову. Они без каких-либо стеснений помещали исполнению слова Пророка (д.б.А.р.). Не оказывая малейшего уважения, назвали слова Пророка (д.б.А.р) "бредом" и заявили о ненужности завещания Пророка (д.б.А.р), утверждая, что им достаточна Книга Аллаха!!!
Ибн Аббас назвал этот случай "великой трагедией" для мусульман. Подытоживая этот их поступок, мы можем сказать: Большинство мусульман затоптали сунну Пророка (д.б.А.р) словами: "Корана нам достаточно!"
А в это время Али (мир ему) и его малочисленные сторонники, которых Пророк (д.б.А.р) называл "шиитами Али", не говоря ни слова, выполняли распоряжения Пророка (д.б.А.р.). Они считали слова и действия Пророка (д.б.А.р.) Сунной, а подчинение Сунне считали обязательным, как подчинение Корану. Ибо в Коране велено:
"О, уверовавшие, подчинитесь Аллаху и Его Посланнику..." (сура "Ниса", аят 59)
Поведение Омара известно среди всех мусульман. Все знают, что он всегда противоречил Пророку (д.б.А.р.). Об этом мы широко говорили в книге “Спросите у тех ,кто знает”. Безусловно, он никогда не считал себя приверженцем Сунны Пророка (д.б.А.р.) и заявлял об этом не раз. Когда он руководил халифатом, принимал решения, противоречащие Сунне, а иногда даже его решения противоречили ясным аятам Корана. Он запрещал то, что было позволено Аллахом, а позволял то, что запрещал Аллах.
То, что его сторонники из сподвижников были такими же, как он; - это естественно. Его друзья и последователи и нынче живут по его несоответствующим с Кораном и Сунной законам. В следующих главах станет ясно, что современные сунниты, которые называют себя "Ахли Сунна валь Джамаа", придерживаются Сунны Омара, покинув сунну Пророка (д.б.А.р.)
ВТОРОЕ НЕПОДЧИНЕНИЕ СУННЕ ПРОРОКА (д.б.А.р.)
Отказ от присоединения к армии Усамы считается противостоянием Сунне. Эту армию создавал Пророк (д.б.А.р.) лично за два дня до своей кончины. Он отдал им распоряжение двинуться в путь вместе с войском Усамы. Дело дошло до того, что они делали замечание словам Пророка (д.б.А.р.). Их задевало то, что командующим армией был назначен семнадцатилетний юноша, у которого еще щетина на лице не выросла. Абу Бакр, Омар и некоторые сподвижники отказались присоединиться к армии и под предлогом зыбкости ситуации они остались в Медине. Это дело происходило тогда, когда Пророк (д.б.А.р.) объявлял отказавшихся от присоединения "проклятыми". (“Аль Милалу ванн Нихаль”, Шахристани,1-й том, стр.29.)
Али (мир ему) и его окружение, как всегда, подчинялись слову Пророка (д.б.А.р.). В этот тяжелый час Али (мир ему) выполнял завещание Пророка (д.б.А.р) и не оставлял законченным ни одно дело, несмотря на то, что был информирован о том, что одна группа собирается под крышей Бени Саида и решает вопрос власти, выбирает халифа. Он тоже мог сделать так. Мог бы прийти к этим людям и разрушить все их планы, но из уважения к Сунне Пророка (д.б.А.р) он не отошел от нее.
Здесь нужно быть более внимательным. Человека изумляет величие и непоколебимость Али (мир ему), унаследованные им от Пророка (д.б.А.р.). Тогда, как другие ради власти топчут сунну, он ради Сунны топчет власть, придерживаясь Сунны, он не бежит к власти.
ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ ПРОТИВОСТОЯНИЯ СУННЕ
События Сакифе с уверенностью можно назвать открытым противоречием Сунне. Тогда многие сподвижники создали слишком опасный рецидив неуважения к Сунне Пророка (д.б.А.р.).
Не обращая малейшего внимания на тот факт, что Пророк (д.б.А.р), по возвращении из "прощального хаджа", в местности под названием "Гадир Хум", объявил перед сотней тысяч мусульман имя своего преемника - Али (мир ему). Они поступили наперекор Сунне, действуя по своему усмотрению и прикрываясь словами "историческая целесообразность" (Несмотря на то, что Пророк назначил своего преемника, между прочим, не втайне, а перед стотысячной аудиторией).
После долгих споров и дебатов между мухаджирами и ансарами, наконец, согласились избрать халифом Абу Бакра. Даже готовы были убить не поддерживающих его кандидатуру близких родственников Пророка (д.б.А.р.). (“Тарих” Табари, 3-й том, стр.202; “Тарих Ягуби”, 2-й том, стр.26)
Это событие доказывает, что многие сподвижники поддерживали Абу Бакра и Омара. Тем самым, они, отвернувшись от Сунны Пророка (д.б.А.р), приняли политические взгляды Омара и Абу Бакра за основу.
Перед такой большой толпой сунну защитили очень мало людей - Али (мир ему) и его шииты.
После этих трех событий контуры этих двух групп четко вырисовываются. Одна из них, впрочем, малочисленная, осталась верной Сунне Пророка (д.б.А.р), а другая, ради политических амбиций растоптали сунну и получила такую мощь и могущество, которые спровоцировали последующие поколения на подобные деяния, тем самым, сформировали своих последователей и приверженцев. Первую группу возглавлял Али ибн Абу Талиб (мир ему), а во главе второй группы стояли Омар, Абу Бакр и многие сподвижники. Вторая группа всеми силами старалась ослабить первую и убрать ее со своего пути.