Раскрывая тайны Девичьей Башни
Девичья Башня по праву считается одним из наиболее выдающихся древних памятников общечеловеческой культуры. Уникальность данного строения заключается не только во внешнем виде, но и в том, что истинная история его возникновения на самом деле никому неизвестна.
Предположения о том, что башня была построена для зашиты южных ворот, была маяком, зороасятрийским храмом, обсерваторией или возведена в средние века человеком по имени Масуд – всего лишь версии, не имеющие убедительных доказательств. Отсюда и своеобразие нашего к ней отношения – несмотря на утерянную в веках тайну её происхождения мы, тем не менее, настолько свыклись с этой огромной каменной загадкой, что воспринимаем её как такую же естественную особенность нашего города, как и Бакинскую бухту, на берегу которой она стоит.
В настоящее время формально признанных, ясных и убедительных ответов всё ещё не существует на три главных вопроса: каково было назначение Девичьей Башни, кто её построил и сколько ей лет? При этом необходимо отметить, что только гипотеза, способная, помимо ответов на эти главные вопросы, объяснить так же и все элементы дизайна башни (а не отдельно взятую особенность) имеет право считаться официальной научной теорией о происхождении и назначении Девичьей Башни в г. Баку.
В настоящей статье вниманию читателя предлагается краткое содержание новой версии, которая на данном этапе исследования даёт наиболее полные ответы на поставленные выше вопросы. Более подробная информация будет предоставлена в готовящейся к изданию книге, посвящённой древней истории Азербайджана, в которой так же приводится подробный анализ конструкции Девичьей Башни, позволивший определить, с какой целью она была построена и как использовалась.
Прежде всего, отметим, что форма башни соответствует священному символу, хорошо известному в народе под названием «бута». Несмотря на распространённое мнение о том, что «бута» всего лишь один из элементов традиционного национального декора, несущий в основном флористический смысл, было установлено, что в далёком прошлом этот символ на самом деле имел гораздо более насыщенное, религиозное содержание и был в употреблении со времён каменного века. Есть все основания полагать, что «бута» является древнейшим религиозным символом, обозначавшим единое божество (воплощавшим в едином образе мужское и женское начало, Небо и Землю). Только по мере вытеснения древних традиций новыми религиозными учениями, «бута» постепенно утратила своё идеологическое содержание и дошла до наших дней в виде декоративной детали, широко используемой в искусстве, ковроткачестве и ювелирном деле.
Многократно повторенное в средствах массовой информации мнение о том, что башня была построена так, чтобы в проекции напоминать цифры 9 или 6 мягко говоря неубедительно. Прежде всего, потому, что это мнение в сущности ничего не объясняет, помимо утверждения, что во многих религиях этим цифрам придаётся некий сакральный смысл (в религиозном контексте идеологическую нагрузку несут так же цифры 3, 4, 7, 8, 12 и т.д.).
Но самым существенным упущением «цифровиков» является то, что возраст этого строения, по единодушному мнению большинства исследователей Девичьей Башни, составляет более 2000 лет. Иными словами во времена, когда древние строители закладывали первый камень в основание башни арабские цифры 9 и 6 (равно как и вся арабская культура, ещё не сформировавшаяся к этому времени) вовсе не были в использовании, как в середине 20-го века, когда авторы «цифровой» идеи ходили в среднюю школу.
Строительство башни началось во времена, когда всё ещё процветало правление фараонов, а в международном пользовании могли быть, пожалуй, только римские цифры. Поэтому настаивать на том, что при возведении громадного сооружения 30 метровой высоты со сложным внешним и внутренним дизайном за основу формы более 2000 лет тому назад была взята арабская цифра, по меньшей мере, некорректно.
Однако истина заключается в том, что Девичья Башня воплощает в трёхмерном объёме священную форму «бута», которая была символом единого бога во времена, когда до Рождества Христова процветали религиозные учения эзотерического толка, основанные на институтах тайного жреческого знания. Примечательной особенностью строения является то, что помимо двуединого содержания символа «бута», сама башня так же объединяет в своём изящном, монолитном дизайне небесную и земную компоненты. Двойственный дизайн отчётливо выражен во внешнем виде башни: земная половина нижней части храма представлена обычной плоской каменной кладкой, в то время как верхняя, ребристая, во все времена бывшая наиболее примечательной и характерной особенностью Девичьей Башни, представляет собой небесную половину. Стена же, выступающая в юго-восточном направлении вовсе не была задумана создателями храма, как контрфорс, а является органической составной частью общего дизайна и священного образа «бута».
Уникальность ситуации с Девичьей Башней заключается в том, что для того, чтобы понять назначение этого неповторимого сооружения совершенно необходимо иметь представление хотя бы о самых основных положениях той религиозной традиции, в интересах которой оно было воздвигнуто более 2000 лет назад. Именно по этой причине наши исследования были направлены на восстановление (насколько это возможно в условиях крайней фрагментарности материала) базовых идей религиозных систем дохристианского и древнейшего периода истории.
Были обнаружены убедительные доказательства тому, что идея единого божества, несущего в своей всеобъемлющей космической сущности мужское и женское начало существовала, как сформировавшаяся концепция, на протяжении десятков тысяч лет начиная со времён раннего Палеолита. Пройдя почти неизменной сквозь тысячелетия, она легла в основы практически всех ныне существующих глобальных религий.
Центральным положением древней религиозной философии было то, что бог воспринимался как Бог-Богиня. В библейской информации о сотворении человека отчётливо говорится о том, что бог сотворил человека мужчиной и женщиной «по образу и подобию своему», т.е. строка недвусмысленно указывает на то, что подобие создателя подразумевает так же присутствие женской природы. Идея двуединства, например, может быть прослежена в индуизме, истоки которого лежат в древней ведической философии, уходящей корнями в доисторические времена и в котором верховный бог Шива имеет так же женскую ипостась в образе богини Кали-Деви.
Тему можно было бы продолжить, приводя всё больше примеров и разъяснений. Но поскольку речь сейчас идёт о форме Девичьей Башни, важно отметить, что существенной особенностью древних религиозных традиций, стоявших на фундаменте тайного знания о двуединой природе бога, было требование возводить храмы в соответствии с очертаниями религиозного символа, выступающего в роли общего логотипа. В результате проведённых исследований было установлено, что очертания священного символа прослеживаются в формах сохранившихся культовых сооружений неолитического периода средиземноморья, мегалитических сооружениях Европы, Азии и Америки, которые, по мнению многих учёных, так же выполняли храмовые функции.
Таким образом, вовсе не стремление создать какую-то «особую оборонительную конструкцию» и не намерение возвести «маяк необычного дизайна», но именно архитектурное воплощение символического образа двуединого божества, некогда доминировавшего в религиозном сознании древнего мира, является первопричиной столь характерного внешнего вида Девичьей Башни. Разница, пожалуй, только в том, что Девичья Башня, по-видимому, является, если не самым последним, то одним из самых последних храмов из ряда ушедших в прошлое культовых строений, служивших религиозно-идеологической системе, центральной концепцией которой был образ единого Бога-Богини.
Но как было отмечено выше, строительство подобных объектов происходило в период истории, когда религиозные традиции сохранялись и передавались из поколения в поколение в пределах замкнутых жреческих общин, причём исходная информация, лежащая в основе культа, сохранялась в тайне от остального общества. Обязательное правило жреческой организации заключалось в том, что только «посвящённый» допускался к сокровенным знаниям. Поэтому кандидаты на получении жреческого сана проходили обряды посвящения, проводившиеся как таинства, после которых новообращённый, вступая в жреческое братство, не только считался заново рождённым, но, так же, облагался строжайшими требованиями о неукоснительном соблюдении уставов и неразглашении скрытого знания. Нечто подобное наблюдается и в настоящее время, например, в замкнутых монашеских общинах Бутана, но нелишне было бы отметить, что именно из жреческих мистерий берут свои истоки так же и древние обряды посвящения «свободных каменщиков» - масонов.
Данная тема затронута потому, что один из важнейших пунктов скрытого мистического знания жрецов о таинстве смерти и воскрешения солнечного бога, имеет самое прямое отношение к истории возникновения Девичьей Башни и её назначению. Солнце, считавшееся в подавляющем большинстве древних религиозных традиций живым богом и даже прародителем царствующих особ, в период зимнего солнцестояния, по мнению мистиков далёкого прошлого, умирало и вновь возрождалось к жизни. Это божественное свойство делало его бессмертным, однако в рамках древней философии считалось, что чудо воскрешения светила происходило при самом непосредственном участии Бога-Богини, мужская и женская сущности которого обеспечивали возрождение солнца. Не удивительно, что при таком взгляде на природу вещей считалось, что солнце – сын двуединого бога.
Общеизвестно, что наивысшего расцвета религиозно-мистический культ солнца достиг в древнем Египте, однако при этом не следует забывать, что образ солнца был центральным не только в этой стране, а имел, пожалуй, планетарное распространение. Не вызывает никаких сомнений то, что солнечный бог так же стоял в центре религиозной традиции, в интересах которой был построен храм, называемый сегодня «Девичья Башня». Причём некоторые особенности конструкции позволяют утверждать, что функции храма в значительной степени были связаны именно с периодом зимнего солнцестояния.
Об этом свидетельствует уже тот факт, что все оконные проёмы башни находятся с южной и юго-восточной стороны, т.е. направлены на сектор горизонта Каспийского моря, в пределах которого наблюдается феномен солнцестояния.
Подводя читателя ещё ближе к пониманию назначения Девичьей Башни, отметим, что династические линии многих царствующих родов древнего мира считались берущими своё начало от потомков самого солнца, которое, как было отмечено выше, считалось живым существом. Именно по этой причине правители древних царств по установившейся традиции так же почитались живыми богами, в титулах которых часто присутствовало слово «солнце».
Наиболее известны в этом отношении египетские фараоны, но таковыми почитались также и многие другие правители, например, цари древней Греции, потомки солнечного бога Аполлона, цари Вавилона и Шумера, Ацтеков и Майя. Однако очевидно, что кем бы эти люди ни почитались, они были простыми смертными и вступали в этот мир точно так же, как и все прочие люди – через чрево смертной женщины.
Но религиозная традиция требовала признания в них божественных существ. Несмотря на то, что рождение наследника происходило в царствующем семействе, тем не менее, требовалась некая аттестация, призванная подтвердить, что новоявленная личность представляет собой очередного потомка солнечного бога. На решение данного вопроса и были направлены древние ритуалы посвящения или инициации, проводившиеся как священные таинства в специальных храмах. Именно одним из таких храмов, выделяющимся тщательной разработкой дизайна и великолепным строительным исполнением и является Девичья Башня…
Аббас Исламов