В Азербайджане сегодня отмечаются следующие праздники и знаменательные даты:
1 января - Новый Год
20 января - День памяти жертв
8 марта - Международный женский день
20-21 марта - Новруз Байрамы
9 мая - День Победы
28 мая - День Республики (День возрождения Азербайджанской Государственности)
9 октября - День вооруженных сил Азербайджанской Республики
18 октября - День Государственной независимости
12 ноября - День Конституции
17 ноября - День Национального возрождения
31 декабря - День солидарности азербайджанцев всего мира
+ религиозные празники.
Курбан-байрам. История и традиции
Праздник жертвоприношения - Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) в году 2008 был 8 декабря по мусульманскому календарю хиджра (лунному календарю).
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, второй сын Авраама (по-арабски - Ибрахима).
Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное - это верблюд, корова или бык, баран или коза. Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения. По окончании проповеди мусульмане приступают к жертвенному обряду. Прежде чем животное режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные.
В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
В Азербайджане, по традиции, приносят в жертву главным образом овец, и, в меньшей степени, коров. При этом, по словам священнослужителя, должны быть соблюдены определенные условия. Так, жертвенному барану должно быть не менее года, а корове - двух лет. Животные должны быть здоровыми, у них не должны быть сломаны рога, отрезаны уши.
Каждый мусульманин, принесший в жертву животное, должен раздать мясо по семи адресам. Считается, что данная традиция воспитывает чувство милосердия по отношению к ближнему.
Курбан-байрам начинается со специального праздничного намаза, который проходит во всех мечетях Азербайджана.
В канун Курбан-байрама глава Управления мусульман Кавказа (УМК), Шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде обратился к верующим с праздничным посланием. В обращении особо подчеркивается, что праздник Курбан-байрам не только способствует солидарности в обществе, но и является символом национального единства, необходимого для достижения счастливого будущего.
С праздничным посланием к народу обратился и президент Ильхам Алиев. Как сказано в обращении, "Курбан-байрам олицетворяет готовность мусульман к любому самопожертвованию во имя Аллаха и религии, добрых идей, а также их приверженность духовно-нравственным ценностям, гуманизм и братские чувства".
Глава государства выразил уверенность в том, что "пожелания, сделанные в дни священного праздника, добрые намерения претворятся в жизнь".
Несмотря на то, что накануне праздника местные телеканалы в своих репортажах с оптовых рынков убеждали, что цены по случаю Курбан-байрама на мясо не повысились, утром 8 числа в ходе блиц-опроса, проведенного корреспондентом "Кавказского узла" с людьми, покупавшими жертвенных животных, выяснилось - цены повысились примерно на 8-10 процентов.
К празднику, овцы среднего веса (16-18 кг, взвешивание жертвенных животных считается грехом и их стоимость по весу определяется приблизительно), стоили около 160 манатов (1 манат - почти 1,2 доллара). То есть цена 1 кг баранины приблизительно обходилась в 8,8-9 манатов, хотя перед праздниками он стоил 8.
Что касается говядины, то годовалые коровы сегодня стоили примерно 500 манат (около 600 долларов). Цена 1 кг говядины составляла не менее 8 манатов, в то время, как до праздников это обошлось бы в 7 манатов. (В обоих случаях, с бараниной и говядиной, речь идет о предпраздничных ценах на качественное мясо. Можно найти мясо и подешевле, но качество продукта может быть сомнительным).
Агентство Turan провело исследование динамики цен на мясо в Курбан-байрам за период с 2005 года. Так, в в 2005 году в день праздника 1 кг говядины стоил 3 маната, баранины - 3,2 маната. В 2006 году килограмм говядины стоил 4-6 манатов, баранины- 5,2 маната. В 2007 году говядина стоила 6,5 манатов, баранина - 7 манатов. "В настоящее время килограмм говядины стоит 7 манатов, баранины - 8 манатов", - отмечало агентство в преддверии праздника.
Праздничный стол среднестатистической азербайджанской семьи из четырех человек обойдется, в среднем, в 25 манатов (около 30 долларов). Эта цифра в сравнении с минувшим годом увеличилась на 25%.
Средняя зарплата в Азербайджане в настоящее составляет 287,8 манатов или $351. Однако, даже по официальным данным, около 16 процентов населения все еще остаются за чертой бедности
"К празднику цены на продукты питания, и в частности, на мясо, рис, фрукты повышаются. Тем, кто живет на зарплату, очень трудно. Наша, семья, которая состоит из моей супруги, работающей учительницей в средней школе, троих детей-школьников, не может позволить себе не только принести в жертву животное, но и накрыть насыщенный праздничный стол", - говорит Лятиф Гурбанов, работающий инженером на одном из производственных предприятий страны.
Эсмира Ахмедова, работающая медсестрой в одной из городских поликлиник, в свою очередь, отметила, что, несмотря на низкую зарплату, благодаря заботе властей, работники ее медицинского учреждения имеют возможность достойно отмечать Курбан-байрам. "Каждый год районные власти преподносят нам жертвенное мясо", - говорит Ахмедова.
Раздача жертвенного мяса районными властями, подразделениями министерств и бизнес-структурами неимущим носит достаточно массовый характер и широко освещается в прессе.
Однако районные власти занимаются благотворительностью не за счет государственных средств, а обязывают поставлять жертвенных животных местные бизнес-структуры.
"Ежегодно накануне праздника мы доставляем в районную исполнительную власть либо одного большого, либо двух маленьких баранов. Мясо этих животных распределяется властями по детским домам, больницам, поликлиникам, домам престарелых от имени государства. Районные власти обеспечивают доставку мяса в "добровольно-принудительном" порядке. Конечно, если мы не принесем мясо, нам за это ничего не сделают. Но никому не хочется портить отношения с властями. С другой стороны, это религиозная традиция. Кроме того, властям виднее, кто больше нуждается в помощи", - отметил, пожелавший остаться неназванным, глава одного из мебельного цехов в Наримановском районе Баку.
kavkaz-uzel.ru