По своей содержательной структуре азербайджанские мифы исходят из единого античного начала. Среди персонажей азербайджанской мифологии не только циклопы (тепегёз), дэвя и прочие волшебные образы мифических и полумифических сил. В этой мифологической системе чрезвычайно активны такие мифические единства как Земля-Небо, Море-Гора, Вода-Огонь, Человек-Зверь, Дерево-Цветок, Ветерь-Сель. Сюжет, которые связаны с этими единствами, созданы на различных этапах общественного развития и несут в себе особенности и признаки развития самого народа.
Народные мифические герои.
Агач киши (дух)
Агач киши («меша адам», буквально «человек дерева» или «лесной человек») — персонаж карачаевской и азербайджанской мифологии . В мифах карачаевцев и азербайджанцев духи, живущие в горных лесах. Их представляли в образе волосатых существ обеих полов, имеющих промежуточный между обезьяной и человеком облик с резким неприятным запахом. Считалось, что в поисках пищи агач киши наведываются под покровом ночи в сады и огороды, надевая при этом на себя выброшенную людьми одежду. По мнению некоторых исследователей, образ Агач Киши является вариантом легенды о «снежном человеке».
Гюль-ябани (дух)
Гюль-ябани («пустынный демон») — злой дух в мифах турок, азербайджанцев, киргизов, таджиков. Обитает в степях и на кладбищах. В переводе с арабского «гуль» означает — «чудовище-демон», а «ябан» — от персидского «пустыня».
По поверьям турок и азербайджанцев основным занятием гюль-ябани было пугать припозднившихся ночных путников. При этом злой дух имел черты оборотня а по ночам любил ездить на лошади, запутывая ей гриву. Согласно легендам, если в ворот одежды гюль-ябани воткнуть иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека. Но при этом что все приказы хозяина он будет выполнять наоборот. В западных регионах Азербайджана гюль-ябани часто отождествляли с вредоносным духом воды ардов
Кёр-оглы (герой)
Короглу на почтовой марке СССР, 1989 год
«Кёр-оглы» или «Кёроглу» является фольклорно-эпическим памятником, распространённым на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Сложился около XVII века. Версии о «Кёр-оглы» условно разделяются на две группы: западную ( грузинская, курдская, азербайджанская, турецкая версии, восходящие к азербайджанскому эпосу «Кёр-оглы») и восточную (туркменский «Гёроглы», узбекский и казахский «Гороглы», таджикский «Гуругли», или «Гургули»).
Кёр-оглы (Сын слепого) — исторический деятель рубежа XVI—XVII веков, разбойник и ашуг, один из предводителей антиосманского восстания джалалиев в Восточной Анатолии и Азербайджане. Во всех западных версиях герой — народный мститель и поэт-импровизатор, цель жизни которого — отплатить тирану, ослепившему его отца (отсюда имя героя — Сын слепого). Впервые упоминается историком (1662г.), который, перечисляя лидеров повстанцев, упоминает имя «Кёр-оглы (это тот Кёр-оглы, который сложил множество песен, распеваемых ныне ашугами).» Впоследствии Кёр-оглы сам стал героем песней ашугов и персонажем эпоса, распространенного от Средней Азии до Балкан.