Многим памятна оглушительная популярность, которой пользовался Рашид Бейбутов - первый певец, вынесший азербайджанскую песню на всесоюзную и мировую эстраду. Видимо, воздух его родного Карабаха, откуда родом и Узеир Гаджибеков, и Бюль-Бюль, Мамедов и многие другие известные азербайджанские музыканты, вдохнул в Рашида Бейбутова умение тонко чувствовать и передавать красоту и своеобразие народных мелодий.

Родился в 1915 году в Тифлисе. Певец (лирический тенор). Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР. Сценическую деятельность начал как исполнитель народных песен в 1933 году в Грузии.
В 1944 году Бейбутов P.M. переезжает на родину предков и становится солистом Азербайджанской филармонии.
В 1945 году он сыграл главную роль в музыкально-комедийном фильме «Аршин мал алан», снятом на Бакинской киностудии; эта роль принесла ему мировую известность. Фильм прокатывался более чем в 60-ти странах мира. Партию Сулеймана (главная роль) в музыкальной комедии У.Гаджибекова «Аршин мал алан» Бейбутов P.M. пел в Азербайджанском государственном театре оперы и балета и в Московском государственном музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
Яркий след оставила в памяти зрителей главная роль Бейбутова P.M. в опере Ф.Амирова «Севиль», спетая в Азербайджанском государственном театре оперы и балета.
В 1957-59 годах Бейбутов P.M. - солист и художественный руководитель Азербайджанского государственного концертного ансамбля, В 1966 году он создает Азербайджанский государственный театр песен и становится его руководителем и ведущим солистом. В репертуаре Бейбутова P.M. были песни азербайджанских композиторов, а также песни народов мира, в том числе арабские, индийские, иранские, русские, турецкие и другие. Его исполнению были присущи темпераментность, задушевность, теплота, экспрессивность.

Бейбутов Рашид Меджид оглы неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Азербайджана, награжден орденами и медалями. Умер в 1984 году в Баку.

Отец Бейбутова P.M. - Бейбугов Меджид Бехбудали оглы (1870- 1945) - известный певец-ханэндэ; брат - Бейбутов Энвер Меджид оглы (1912-1989) - известный театральный режиссер, Народный артист РСФСР.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ: АЗЕРБАЙДЖАН SENE DE GALMAZ ,LALELER,REYHAN,ALA GOZ,GOZELIM SENSEN,SU SEPMISHEM,EVLERI VAR,LEBI SHIRIN,ZIBEYDA,BADAMLI ,BAKI,EZIZ,SURET,ANACAN,ANA,TELESIN ,INSANLAR,SENSIZ
SENINLE,,BIR SON ,BAHAR

Звезды не гаснут

Рашид Бейбутов… За этим именем - волшебная, чарующая музыка, гимны красоте родной земли, нежные, полные любви лирические исповеди, искрометные танцевальные ритмы, задумчиво-грустные, украшенные жемчужной россыпью мугамных переливов, песни. Это задорный и жизнелюбивый Аршинмалчи Узеира Гаджибекова, нашедший свою любовь, и потрясающая по драматизму и личной трагедии ария Балаша из оперы Фикрета Амирова «Севиль». Это и венец филигранного песенного вокализма Тофика Кулиева «Узюгюнюн гашы фирюзадыр» и популярная поныне «Я встретил девушку» Рауфа Гаджиева. А какой музыкальной феерией была серия народных песен - «Кючаляря су сапмишям», «Эвляри вар хана хана», «Аман овчу» в исполнении Рашида Бейбутова.
Взгляните на эту фотографию. Сколько невысказанной грусти в устремленных куда-то вдаль глазах. От недопетой ли песни? От тоски ли по отчим краям, по прекрасной Шуше, где сейчас хозяйничают вероломные соседи, поправшие заветы добра, чести и милосердия? Кажется, взор певца устремлен туда, к израненной родной земле, на дорогу, которая пока еще не ведет в Шушу...

…У входа в Театр песни, носящий его имя, как и рядом оживленный проспект, сооружен огромный макет двух земных полушарий. На них не обозначены границы государств, потому что для песен Рашида Бейбутова не существуют границы. Оба полушария густо усеяны значками: так помечены города и страны, где выступал с концертами великий певец.
Редкостный талант Рашида Меджидовича не сразу и не скоро был реализован, но признание пришло ошеломляюще бурно и громко. Словно стремясь наверстать упущенное, он готов был ездить и выступать без устали по всем городам мира, прославляя свой народ. Для него не было понятия «больших» и «малых» концертов - к каждому из них он готовился серьезно и тщательно.
По рассказам артистов и музыкантов его театра, он был требовательным ко всему творческому коллективу, но, прежде всего, к самому себе. Вникал во все детали подготовки к концерту: приобретал фирменные музыкальные инструменты, самую современную свето- и радиотехнику, сам утверждал эскизы костюмов и декораций.
Ему было почти 30 лет, когда его пригласили сниматься в кинокомедии «Аршин мал алан». Одним из режиссеров - постановщиков фильма являлся Рза Тахмасиб, профессор, народный артист республики, человек огромной театральной традиции и культуры, а еще - мой сосед, с которым мы дружили.
Много лет спустя Рза Тахмасиб рассказал мне, что первоначально Рашиду хотели дать роль Вели, имея в виду его жизнерадостность и динамичность. Но когда он на одном из концертов услышал арию Аскера в исполнении Бейбутова, то настоял на приглашении его на главную роль. Много позже,когда фильм с невиданным успехом зашагал по экранам мира, оппоненты искренне благодарили профессора за его творческую прозорливость.
Дуэт Рашида Бейбутова с красавицей Лейлой Бедирбейли в созвездии прекрасных азербайджанских актеров сделали фильм «Аршин мал алан» рекордсменом по числу зрителей почти в 50 странах мира. То было высокое искусство, созданное бесподобной музыкальной партитурой и сценарием великого Узира Гаджибекова, вокально-актерским талантом главного героя.
Судьба щедро одарила Р.Бейбутова редким по красоте и тембру голосом, высочайшей музыкальностью и тонким артистизмом. Он был истинным аристократом духа в культуре общения с окружающими, поведении на сцене и в быту. Недаром известный конферансье Борис Брунов утверждал, что «на советской эстраде только два человека диктовали моду - Аркадий Райкин и Рашид Бейбутов».
За короткий срок Рашид стал звездой первой величины послевоенного советского экрана, эстрады. Его молодой, красивый и обаятельный Аскер зашагал по экранам, эстраде, сценам мира, недавно пережившего трагедию страшной войны. И при этом учтите, что фильм «Аршин мал алан» был черно-белым, обычного формата, без стереофонического звука. Тофик Кулиев рассказывал мне, что Рашид Меджидович, не учась ни в каких учебных заведениях, не считая, конечно, отца, известного ханенде Меджида, от которого унаследовал высочайший уровень вокального искусства, был не только высокоодареным вокалистом, но и вокалистом-сочинителем.
- Я с Рашидом Бейбутовым работал многие годы, и без стеснения могу признаться, что половина моих песен, исполненных им, с его авторским участием, только от этого выигрывали, - признавал композитор.
Широкой популярностью и большим успехом пользовалось искусство Рашида Бейбутова в соседних странах. Он неоднократно гастролировал, и всегда с оглушительным успехом, в городах Ближнего Востока, особенно в Иране и Турции. В Тегеране выступал с прекрасным пианистом Чингизом Садыховым и таристом-виртуозом Эхсаном Дадашевым; вместо запланированных двух недель они пробыли там два с половиной месяца. А в Турцию Р.Бейбутов впервые попал в 1961 году вместе с талантливым скрипачом Азадом Алиевым. Их концерты в Стамбуле и Анкаре прошли с большим успехом и Рашид Меджидович назвал их триумфом азербайджанской музыки и песни.
- На первых гастролях в Иране,- вспоминал Рашид Меджидович, - я попал в гости в дом очень богатых и знатных людей. И когда назвали мою фамилию, хозяйка дома, почтенная дама, вдруг спросила меня: «Сиз кимин оглу сусус?» И когда я ответил, она заплакала. Оказывается, она была растрогана тем, что видит сына ханенде, который пел на ее свадьбе.
Мне часто доводилось общаться с певцом. Из тех прошлых времен запомнился его рассказ о тяжелейшей гастрольной поездке по двенадцати странам Латинской Америки. 56 взлетов и посадок на «Боингах», концерты на высоте 4200 метров над уровнем моря, в антрактах вместо традиционного чая-кислородная подушка...
По свидетельству того же Бориса Брунова, который также участвовал в этой поездке, за три месяца состоялось 85 концертов, собравших сотни тысяч зрителей. Особенно трудно было в Чили, где назревал политический кризис. Вот что писал из Сантьяго Рашид Меджидович своей супруге (письмо представлено мне любезно Джейран ханум):
«Дорогие мои! Уже десятый день наших опасных гастролей. Все переезды на автобусах в сопровождении автоматчиков, часто между ними и забастовщиками происходят перестрелки. Сейчас спешу на концерт в оперный театр, где выступали Шаляпин, Павлова, Артур Рубенштейн, Менухин... Но главное на всех концертах - бешенный успех. Я счастлив, что проложил дорогу азербайджанской песне. Хочу вас видеть и крепко обнять. Всего хорошего, горячо целую, особенно Радочку, зернышко мое. Целую, папа Рашид, 5 августа 1973 года».
В память об этой поездке, сопровождавшейся автоматным аккомпанементом, Рашид Меджидович подарил мне медную чилийскую тарелку с изображением причудливых горных птиц.
Рашид Бейбутов шесть раз гастролировал в Индии. Первый раз он поехал туда в 1952 году в составе деятелей советской культуры, которую возглавлял замечательный русских поэт и друг нашего народа Николай Тихонов. Будучи в Баку на юбилее великого Насими, Николай Семенович рассказывал мне: «В канун съезда в Дели состоялся большой концерт, на котором выступали видные мастера индийского искусства. Нас представлял Рашид Бейбутов. Это было первое выступление советского певца в Индии. Конечно, Рашид Меджидович пел замечательные азербайджанские песни, которые я так люблю, а потом исполнил несколько индийских песен, причем на языках хинди, урду и бенгали. Это вызвало бурю аплодисментов и стало сенсацией. Индусы явно не ожидали такого подарка со стороны Рашида Бейбутова. Ему говорили, что он поет как настоящий индиец».
Рашид выступал в Дели, Бомбее, Калькутте, Амритсаре. Вот тогда-то он и познакомился и на всю жизнь подружился с прославленным индийским актером и режиссером Раджем Капуром и его супругой Наргис Хумарои.
Тофик Кулиев утверждал, что Рашид пел популярные песни стран, где выступал, лучше, чем ее собственные певцы. Президент Финляндии однажды сказал ему: «Ты финн!» - настолько совершенно певец исполнял песни на финском языке. Дж.Неру был убежден, что в роду Бейбутовых наверняка были индийцы. Если он пел на китайском, то не просто копировал язык, а должен был донести песню так, чтобы взвыли залы. Его любили Дж.Неру, Индира и Раджив Ганди, император Эфиопии Хайле Селасье.
Рашид Бейбутов был уже широко известен, но почему-то официальное государственное признание медлило с присвоением ему звания народного артиста СССР. В Кремлевских кабинетах под разными предлогами, признавая его талант, вежливо ссылались на то, что он все-таки эстрадный артист, а не оперный. А ведь в то же время на сцене блистали Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, которые были народными артистами СССР.…
На новый, 1954 год, в бакинском оперном театре, состоялась премьера оперы Фикрета Амирова «Севиль», где главную роль исполнял Рашид Бейбутов. Я всегда утверждал, что «Севиль» - это прекраснейшее произведение Фикрета Амирова - венец его творчества, и в шутку добавлял автору, что «если ты больше ничего не напишешь, ты уже своей оперой вошел в мировые классики».
В мае 1959 года в Москве проходила декада азербайджанской культуры. На сцене прославленного Большого театра была показана опера «Севиль». В рецензии на этот спектакль народный артист СССР М.Михайлов так писал о Рашиде Бейбутове: «...артист не только на хорошем уровне провел партию Балаша, но и продемонстрировал незаурядное сценическое дарование, правдиво раскрыв противоречивую натуру своего героя». Вскоре Рашид Бейбутов становится народным артистом СССР.
Широкую популярность в исполнении Рашида Бейбутова получили лирические песни талантливого композитора Тофика Кулиева, которые поражали слушателей тонким мелодизмом, удивительным сочетанием национального характера и современного звучания. Вспомните, как пел Рашид «Узугюн гашы», «Сянад галмаз». С большим проникновением исполнял Рашид Меджидович песни Фикрета Амирова, Сеида Рустамова, Рауфа Гаджиева, Васифа Адигезалова, Тельмана Гаджиева и других композиторов. При этом певец оставался высокопрофессиональным интерпретатором.
- Бывали случаи, -вспоминал Тофик Кулиев, - когда мы сочиняли песню вместе, за роялем, и мелодические обороты, которые предлагал Рашид, меня поражали своей новизной, свежестью, оригинальностью. Воистину, если бы Рашид не стал выдающимся певцом, то он был бы талантливым композитором.
Уже будучи артистом с мировым именем, Рашид Меджидович взялся за создание Театра песни. Это уже потом стали создавать свои театры песни Алла Пугачева, Леонтьев. Рашиду Меджидовичу самой природой было заложено каждую песню делать как моноспектакль. Сам он утверждал, что «каждая песня - это мини-спектакль со своей темой, героями, развитием действий». Первая программа, которую он создавал, называлась: «Вы не видели Аршин малчи?». Владимир Кафаров, один из активных помощников Рашида в создании театра, писал: «По натуре он был оптимистом, светлым человеком, любившим и посмеяться, и посмешить. Он разыгрывал перед нами забавные микросценки, мы покатывались со смеху, говоря, что «зарождается не только театр песни, но и театр одного актера».
Премьера была приурочена на Новруз байрам 1989 года. Все было хорошо, голос звучал красиво и сильно, он себя чувствовал отлично. Но неожиданно стало плохо... В Кремлевскую больницу поместили поздно. Десять дней врачи боролись за жизнь Бейбутова, но время было упущено. Он умирал в одиночестве, только верная Джейран ханум не отходила от него...
Порой мне представляется, что мы еще даже не осознали, что нам посчастливилось жить в эпоху азербайджанской «Могучей кучки», выпестованной великим Узеиром Гаджибековым, Кара Караевым, Фикретом Амировым и Рашидом Бейбутовым.
Звезды не гаснут! Они меркнут столетиями.

Отредактировано Lady_DAGa (10.01.2011 15:22:23)