У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Традиции и вера азербайджанцев » О традиционном гостеприимстве в азербайджанской семье


О традиционном гостеприимстве в азербайджанской семье

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

О традиционном гостеприимстве в азербайджанской семье

Обычаи гостеприимства (гонагпэрэстлиг, гоногпэрвэлик), имеют глубокие исторические корни, присущие всем народам мира.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.

Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало.

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.

Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа, встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушаться" ("Гонагы кэлмэйэн гара эвлэр йыхылса йей").

Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в Барде, писал:

Шекер-бура шептались с кончиками зубов,
И заставляли поедавших сладости навострить зубы.
Свежее зажаренное на огне мясо с ароматом специи,
Да еще яства, распространявшие аромат мускуса.
Из закусок - все, что драгоценно,
И померанцы, и айва, и гранат, а также и апельсин,
Певец словно Зухре во время пения,
Кувшины сверкали как Юпитер!

В древнем Азербайджане в богатых семьях, когда прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что гостю пора в обратный путь. Очень интересно, что этот обычай отмечается и в поэме Низами Гянджеви "Хосров и Ширин" ("сунуть хлеб в суму").
Гостеприимство местного народа нашло свое отражение в произведениях Физули (XVI в.): "Суфрэмэмэ чэр бир гонаг кэлсэ хэчэлэт чэкмэрэм, фэрги йох, йа турк кэлсин, йа эрэб, йа эчэм" (Если придет к моему столу гость, стыдиться не буду, независимо будет он турок, араб или иноверец).

Азербайджанцы были очень внимательными, заботливыми и вежливыми по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали азербайджанцы Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальянах, военного губернатора города Шемахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе, М.Ю.Лермонтова в Кусарах, прфессора Казанского Университета И.Березина у А.Бакиханова и т.п.

Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шемахи Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших по торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти и поданы различные блюда; по моему счету их было 140. когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаниями, так что в обе перемены было подано 290 блюд".
Немецкий ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм огнепоклонников в Сураханах и был приглашен в гости населением сел. Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна. Здесь нас ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном караван-сарае, среди погонщиков".

О гостеприимстве азербайджанцев имеются значительные литературные сведения и в источниках XIX в. После присоединения Азербайджана к России русских чиновников, ознакомившихся с бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом обычае.

В одном из архивных документов "Описание Кубинской провинции 1832 г. Ф.Л. Шитникова" читаем: "Похвальные стороны характера (речь идет о жителях Кубинской провинции) их есть строгое соблюдение правил их религии, гостеприимства, покровительства и оказание убежищ от гонения".
Другой автор, описавший Ширванскую провинцию, отмечал: "Гостеприимство у азербайджанцев священно: всякий почитает за долг принять гостя по возможности лучше".

Подробное описание гостеприимства населения Апшерона в сороковых годах XIX в. оставил И.Березин (проф. Казанского университета), будучи в Бузовнах.

О широком распространении гостеприимства азербайджанцев первой половины XIX в. имеются подробные упоминания и в трудах поэта-сатирика Г.Закира. Обратимся к некоторым из этих стихов:

Можно сэкономить масло, рис,
Но не пожалей для гостей что имеешь !
Для ночлега имею богатую комнату
И достаточно плова для гостей.

Привлекает внимание и описание гостеприимства шемахинского бека Махмуда великим французским писателем А.Дюма, в середине XIX века. Он пишет, что дом Махмуд-бека, куда его пригласили, по своей красоте отличался от тех домов, которые он видел в Дербенте и Тифлисе. Восточный зал этого дома был настолько красив, что он, по его словам, не мог найти слов описать его красоту.

По этнографическим данным установлено, что одно из черт гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX в., где мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей, из шелковых материй, протканных золотыми цветами".

Убежища (аман эвляри), построенные для заблудивщихся в горах, уставших, отставших в пути ночью путешественников, и теперь сохранились в горах Азербайджана, как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его, предоставляя путникам кров, даже в отдаленных от села местах.

В этнографической действительности азербайджанцев установлены некоторые традиционные способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Они разделялись на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксаккалы). Они несли руках "хончу", завернутую в красную материю, (образцы материи, которой укрывали хончу, хранятся в этнографическом Музее истории Азербайджан). В хончу клали хлеб особой выпечки или лаваш, соль, зеркало, шербет и другие сладости. Вторая группа, состаявшая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в своих национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали щербетом, хлебом-солью, девушки бросали им под ноги цветы. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх ковров - тирма-зархара.

По другому обычаю, когда гость въежал в город у его ног резали овцу (с привязанным к рогам лентами). Кровь овцы проливалась под ноги коня гостя, последний опускал руку в кровь и перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся.

0

2

Гость - лицо священное

Обычаи гостеприимства имеют глубокие исторические корни и присущи всем народам мира. Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали характерные только для него обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.

Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящимися под охраной Зевса (Большая энциклопедия. - СПб., 1902, т. VII). В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если в дом приходил кровный враг, хозяин встречал и провожал его по всем канонам гостеприимства, и в это время его жизни ничто не угрожало (Об обычаях гостеприимства у других народов см.: Гулиев Г.А. Гость и гостеприимство. - журнал "Элм вэ хаят", 1971, № 4).

У азербайджанцев также с древних времен существовали очень интересные и поучительные обычаи гостеприимства, соответствующие требованиям и сегодняшнего дня.
Первое письменное упоминание, которое мы имеем о гостеприимстве азербайджанского народа, встречается в дастанах "Деде-Коркуд", где говорится, что "дома, в которых не бывает гостей, пусть разрушатся" ("Гонагы гелмэйэн гара евлэр йыхылса йей") (Мудрые слова. - Баку, 1979).

Об обычае гостеприимства в Азербайджане имеются сведения и в литературных памятниках XII в. Великий Низами в произведении "Искандернаме", говоря о приеме Искандера во дворце Нушабы в Барде, писал о великолепном убранстве, устроенном в честь гостя (см, Низами Гянджеви. Искандернаме. - Баку, 1983).
Гостеприимство азербайджанцев нашло свое отражение и в произведениях Физули (XVI в.): "Суфрэмэ хэр бир гонаг гелсэ хэчалэт чэкмэрэм, фэрги йох, йа турк гелсин, йа эрэб, йа эджэм" (Если придет к моему столу гость, стыдиться не буду, независимо от того, будет он турок, араб или иноверец) (Мудрые слова. - Баку, 1979).

Азербайджанцы были очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостю. О гостеприимстве азербайджанцев было известно в свое время на Ближнем Востоке и в России. Источники рассказывают, как гостеприимно встречали Петра I в Дербенте, князя Долгорукого в Баку и Сальяне, военного губернатора города Шамахи в Шуше, А.Бестужева в Кубе, М.Ю.Лермонтова в Гусаре, профессора Казанского университета И.Березина в доме у А.Бакиханова и т.п.

Прекрасным примером гостеприимства азербайджанцев может послужить прием, устроенный беглярбеком Шамахи Абдуллой-ханом в XVI в. в честь английских миссионеров Антони Дженкинсона и Олкока, прибывших но торговым делам. На этом приеме было подано на стол 290 блюд. Вот что писал А.Дженкинсон: "Когда приблизилось время обеда, на полу были разостланы скатерти, и подали различные блюда; по моему счету их было 140. Когда их убрали со скатертями, то разостлали другие и внесли 150 блюд с фруктами и другими пиршественными кушаньями, так что в обе перемены было подано 290 блюд" (Путешественники об Азербайджане. - Баку, 1961, т. 1).

Немецкий ученый Кемпфер, будучи в начале 1684 г. в Азербайджане, посетил храм огнепоклонников в Сураханы и был приглашен в гости жителями села Бина. Вот что писал он по этому поводу: "При наступлении вечера мы воспользовались гостеприимством в соседнем селении Бонна (Сысоев В.М. предполагает, что это теперешнее село Бина). Здесь нас ожидало полное радушие жителей, принявших нас в своих жилищах, устлавши пол коврами: они не допустили, чтобы мы провели ночь в грязном караван-сарае, среди погонщиков" (Подробно см.: Сысоев В.М. Тюркское население Азербайджана в XVII веке. - Баку, 1926).

О гостеприимстве азербайджанцев имеются значительные литературные сведения в источниках XIX в. После присоединения Азербайджана к России русских чиновников, знакомившихся с бытом и обычаями, поражал обычай гостеприимства местного населения, и поэтому источники этого периода изобилуют сообщениями об этом. Мы считаем нелишним обратиться к некоторым из них.

В одном из архивных документов "Описание Кубинской провинции 1832 г. ФЛ.Шнитникова" читаем: "Похвальные стороны характера (речь идет о жителях Кубинской провинции) их есть строгое соблюдение правил их религии, гостеприимства, покровительства и оказание убежищ от гонения" (История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. - М., 1958).

Другой автор, описавший Ширванскую провинцию, отмечал: "Гостеприимство у татар (азербайджанцев) священно: всякий почитает за долг принять гостя по возможности лучше" (ОРВЗК, 1836, ч. IV).
Подробное описание гостеприимства населения Апшерона в 40-х годах XIX в. оставил проф. Казанского университета И.Березин, будучи в Бузовне (Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. - Казань, 1850, ч. 1).
О широком распространении гостеприимства азербайджанцев первой половины XIX в. имеются подробные упоминания и в произведениях поэта-сатирика К.Закира (Касумбек Закир. Сочинения, - Баку, 1964 (на азерб. яз.)- Обратимся к некоторым из этих стихов:

Qanaet eylarem duyuden yagdam,
Ne var ise asirgeme gonagdan!
Yatmaga, durmaga zengin otagim, vardir
Ne geder asu-plov yese gonagim, vardir

(Можно сэкономить масло, рис, но не пожалей для гостей, что имеешь: для ночлега имей богатую комнату и достаточно плова для гостей).

Привлекает внимание и описание гостеприимства шамахинского бека Махмуда великим французским писателем А.Дюма в середине XIX века. Он пишет, что дом Махмуд-бека, куда его пригласили, по своей красоте отличался от тех домов, которые он видел в Дербенте и Тифлисе. Восточный зал этого дома был настолько красив, что он, по его словам, не мог найти слов описать его красоту (Подробно см.: Александр Дюма и Азербайджан. -газета "Адабийат вэ инджесенет", 1984, 8 июля).

По этнографическим данным установлено, что одна из черт гостеприимства азербайджанцев - это большое количество в доме постельных принадлежностей. Это было отмечено одним из источников еще в начале XIX в. В этом источнике мы читаем: "В домах у богатых можно найти расписанные пестрыми цветами стены, резные из дерева потолки, разукрашенные красками. Все видимое богатство состоит из перин, подушек и прочих принадлежностей из шелковых материй, протканных золотыми цветами" (ОРВЗК, 1836, ч. IV).
Обратимся еще к одному источнику конца XIX в.: "Магометанин непременно выполняет все требования роскошного и радушного гостеприимства, когда он признает это необходимым" (Живописная Россия, ч. IX).
Убежища (аман эвляри), построенные для заблудившихся в горах, уставших, отставших в пути ночью путешественников, и теперь сохранились в горах Азербайджана как памятники старины. Это говорит о том, что азербайджанцы проявляли гостеприимство не только у себя дома, но и вне его, предоставляя путникам кров даже в отдаленных от села местах.

Традиционные способы гостеприимства при встречах дорогих и высокопоставленных гостей. Для встречи гостя народ собирался в определенном месте. Люди разделялись на две группы. Во главе одной из них шли старейшины (аксакалы). Вторая группа, состоящая из государственных служащих, народных певцов и музыкантов, шла чуть позади первой. Встречающие гостей шли в национальных одеждах. Они приветствовали гостей песней, угощали шербетом и хлебом-солью. Когда гости входили в дом, им под ноги стелили красивые кубинские, карабахские, ширванские ковры, а поверх ковров - тирма-зархара.По другому обычаю, у ног гостя резали овцу, и он перешагивал через жертвенное животное. Мясо овцы раздавалось нуждающимся. В одном из материалов 50-х годов XIX в. так описывается встреча жителями Шуши военного губернатора Шамахи: "Перед въездом в город перед нами был зарезан бык, и кровь его пролилась под ноги наших коней. Мясо зарезанного быка отнесли в мечеть для раздачи беднякам" (Письма из Шамахи. К., 1857, № 56).

По сведениям турецкого путешественника XVII в. Э.Челеби, в Баку было специальное должностное лицо (мехмандар) для встречи гостей. Когда гость входил в дом, по обычаю молодая девушка в яшмаке (с закрытым лицом) снимала обувь с гостя и мыла ему ноги теплой водой.
Согласно этнографическим данным, гости в Азербайджане делились па несколько категорий: должностные лица, посторонние люди, родственники, односельчане или горожане, женщины, ходившие друг к другу в гости и др. Надо отметить, что у каждого сельского жителя в ближайших или отдаленных селах были друзья (гонаг). По обычаю они в определенное время ходили друг к другу в гости (один раз в году) после окончания полевых работ на 3-5 дней. Обратимся к конкретным фактам. Так, по словам информатора Наджаф киши (из села Дере Чичи Кубинского района), у его деда в конце XIX в. в горном селе Чуми был друг (в то время друг назывался "гонаг"), к которому он ездил в гости либо осенью, либо весной, когда заканчивался сбор фруктов (яблок, груш и др.). И к этому времени семья возвращалась из садов. Хозяин брал с собой для подарка свежие и сушеные фрукты. Погостив 3-4 дня, он возвращался домой тоже с подарками (шерстяные изделия, масло, мясо, сыр и др.)

В этнографических материалах имеются свидетельства и о других формах гостеприимства. После окончания сбора фруктов и винограда сельские жители созывали к себе гостей-родственников, соседей, показывали им собранный урожай, делились опытом, советовались, обменивались новостями. После этого накрывался стол
с яствами. Этот обычай среди садоводов Ордубада назывался "Бостан позма". Здесь, в отличие от других зон, приглашенным гостям не открывали секрета выращивания новых сортов фруктов и овощей. Каждый огородник (или владелец огорода) ознакамливал гостей с новыми сортами арбузов и дынь. В завершение встречи гостей угощали кебабом на лужайке и, провожая их, в качестве подарка давали арбузы и дыни нового сорта.

По обычаю в Азербайджане гостей не отпускали из дома без подарка. В свою очередь гости тоже приносили подарки. Например, в зоне, где занимались садоводством, гостю в сумку клали сушеные фрукты, яблоки и другие продукты. В районах, где занимались производством шерсти, гостю дарили чулки, перчатки, пояс и другие изделия.
Очень интересно, что в Куба-Хачмасской зоне, а также в Исмаиллинском районе гостям давали нанизанные на нить сушеные груши с очищенными орехами ("рыса"), грушевый или тутовый дошаб, алма рычалы (яблочный джем) и др. Занимающиеся скотоводством дарили мотал, сыр, масло и другие молочные продукты.

Существовал определенный обычай, по которому принимали и угощали гостя. В организации этих процессов у каждого народа действуют присущие ему правила. Гостеприимство азербайджанского народа, уважение к гостю уходит своими корнями в глубокую древность. В Азербайджане считалось, что гостя надо угощать лучшими блюдами - тикя кебаб, тас кебабы и пловы различных видов. Они подавались с различными приправами, зеленью и без спиртных напитков. По обычаю перед обедом молодой человек с кувшином и тазом {автава - лэйэн) обходил гостей и поливал им на руки, а затем подавал им полотенце, чтобы они вытерли руки. Перед обедом желающим подавали кофе и кальян, затем чай с лимоном и разнообразными сортами варенья. В подаче блюд бытовал определенный порядок: каждый вид блюда подавался по очереди, подача всех блюд считалась неприличной. Соблюдение такого правила имело положительную сторону: во-первых, между блюдами образовывалась пауза, которая нужна была для обмена мнениями и отдыха, во-вторых, присутствие одновременно всех блюд создало бы путаницу, гость мог бы растеряться, в каком порядке их употреблять. Кроме того, изобилие разнообразных приятных запахов могло бы отбить у гостя аппетит.

В Азербайджане как в прошлом, так и теперь бытует обычай, по которому гостя по очереди приглашали к себе родственники и соседи хозяина. В прошлом, если по каким-либо причинам в доме отсутствовал хозяин, прибывшего гостя принимала его супруга или старший в доме.
Вечером вокруг гостя обычно собирались родственники, соседи хозяина, а также односельчане, беседовали в течение трех-четырех часов. При отсутствии средств массовой информации гость считался носителем новостей, и каждая его новость вызывала большой интерес.

Спать гостя укладывали в особую комнату (кстати, в Азербайджане почти в каждом доме была специальная комната - гостевая). В некоторых местах для гостей выстраивались специальные помещения, называемые "бала-хана", которые размещали у ворот, на втором этаже, с тем, чтобы гость сразу же мог подняться к себе, не встречаясь с членами семьи хозяина. В гостевой комнате на стене развешивался молитвенный коврик для того, чтобы гость мог совершать молитву-намаз.
В прошлом каждая семья по возможности обращала внимание на чистоту и убранство "гонаг отагы". Потолки этих комнат украшали рисунками, стены и полы покрывали коврами, развешивали дорогое оружие, полки - дорогой и декоративной посудой. Даже и теперь в районах Азербайджана комнаты для гостей содержатся в особой чистоте и используются только тогда, когда в доме есть гость. Вл. Татиашвили сообщал, что комнаты для гостей (речь идет о сел. Хыналык) - лучшая часть кавказского дома не только из-за того, что в этой комнате расстелены ковры и паласы и она содержится в чистоте, но и потому, что здесь семья не живет, только слышна беседа посторонних (т.е. гостей) (Татиашвили Вл. Страна Кетш. Газета "Бакинский рабочий", 1927, 3 дек.).

Еще одним из подтверждений гостеприимства азербайджанцев являются образцы народного устного творчества, в котором этот обычай широко отражен. Следует отметить и поговорки, где имеется богатый материал, отражающий гостеприимство. Например, "Стол гостеприимного человека не оскудеет", "Гость приносит изобилие", "Да буду жертвой гостя и дороги, которая его привела", "Дом без гостя - мельница без воды", "Гость приходит сам, а провожает - хозяин", "Гостю не говорят кушай" и т.д. (Подробно см.: Поговорки. - Баку, 1981).

Выражением особого уважения к гостю служат следующие строки из легенды, написанные Б.Вахабзаде. В одной азербайджанской семье хозяин был занят с гостями. В это время единственный малыш дома подполз к казану с кипятком и упал в него. Увидевшая это мать, завернув труп ребенка, спрятала его и молчала, пока гости не ушли. После достойных проводов гостей жена рассказала все мужу и начала рыдать (Вахабзаде Б. Баяты. - журнал "Элм вэ хаят", 1973, № 1). Таким образом, семья не нарушила этики гостеприимства, так как оно считалось священной обязанностью, и испортить настроение гостю считалось недопустимым.
Итак, приведенный выше материал является ярким примером гостеприимства азербайджанцев. Все это продолжается и в наши дни, но уже применительно к условиям современного домашнего быта.

Гасан Гулиев, доктор исторических наук, профессор.
Международный журнал "IRS-Наследие

0

3

Очень интерестно, о многом не знала.

0

4

Paci написал(а):

В Азербайджане как в прошлом, так и теперь бытует обычай, по которому гостя по очереди приглашали к себе родственники и соседи хозяина. В прошлом, если по каким-либо причинам в доме отсутствовал хозяин, прибывшего гостя принимала его супруга или старший в доме.
Вечером вокруг гостя обычно собирались родственники, соседи хозяина, а также односельчане, беседовали в течение трех-четырех часов. При отсутствии средств массовой информации гость считался носителем новостей, и каждая его новость вызывала большой интерес.

Очень прикольно быть гостем у них...

0

5

А я была в гостях у пожилой азербайджанской семьи, у них свой ресторан, мы со своим бывшим были в этом ресторане, но не платили, как гости, так вот, они мне цветы подарили. Я в приятном шоке была.

0

6

Paci, спасибо за статью! Прочитала и поняла, что чем страна западнее и севернее, чем она менее гостиприемнее. Например, в Скандинавии такого нет. А Россия между Азербайджаном и Скандинавией :) Соскучилась по азербайджанкому столу :(

0

7

v azerbaidjene yak kak i v arabsom mire...pozor ne ostavit u sebya doma gostya bez no4lega  i obyazatelno nakormyat..i kak vishe skazano ve4erom soberutsya vse sosedi i xozyaiva doma za besedoy!!

0

8

вот еду я первый раз в жизни к своим кровным родственникам) вопрос с подарками пока решаю. интересно, как долго мне можно там побыть у них? я бы на месяц с удовольствием у них осталась по возможности, но наверное это очень долго??
и скажите, я как незамужняя девушка могу ехать туда одна?
у меня в городе тут есть азербайджанский друг и он тоже едет в Баку летом - мы с ним можем поехать вместе? мне кажется, что с их точки зрения это может быть принято отрицательно...или я ошибаюсь?
расскажите кто-нибудь что знаете по этой теме)http://s017.radikal.ru/i444/1201/e9/e37c607cd1af.gif

0

9

Kari, ух... не решусь давать я вам советы в подобных вопросах, т.к. не знаю какие у вас отношения с родственниками, что они из себя представляют, подобное лучше обговорить с отцом или напрямую с ними, чтобы не было недоразумений потом.

0

10

Kari написал(а):

вот еду я первый раз в жизни к своим кровным родственникам) вопрос с подарками пока решаю. интересно, как долго мне можно там побыть у них? я бы на месяц с удовольствием у них осталась по возможности, но наверное это очень долго??
и скажите, я как незамужняя девушка могу ехать туда одна?
у меня в городе тут есть азербайджанский друг и он тоже едет в Баку летом - мы с ним можем поехать вместе? мне кажется, что с их точки зрения это может быть принято отрицательно...или я ошибаюсь?

а родственники в Баку - консервативные?
В любом случае, путешествие с парнем-другом родственниками будет воспринято хуже, чем путешествие в одиночку. лучше не надо)) А то устанешь потом объяснять и доказывать... %-)

Насчет сроков, такой вежливый срок - примерно две недели, но зависит от семьи, насколько хорошие и близкие у вас отношения)) В Азербайджане любят гостей)

0

11

Damla написал(а):

а родственники в Баку - консервативные?
В любом случае, путешествие с парнем-другом родственниками будет воспринято хуже, чем путешествие в одиночку. лучше не надо)) А то устанешь потом объяснять и доказывать... 

Насчет сроков, такой вежливый срок - примерно две недели, но зависит от семьи, насколько хорошие и близкие у вас отношения)) В Азербайджане любят гостей)

насколько консервативные - сложно сказать. Папа последний раз виделся с ними не много-не мало 20 лет назад((
а я смогу с другом увидеться в городе? встретиться, погулять?

Отношения у нас достаточно теплые и хорошие)) буду надеяться, что в первый визит их не стану особо обременять, а в последующие они искренне будут рады видеть меня))

0

12

Гостеприимство народов Кавказа
Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».
http://www.teremok.org/album/categories/NEW/pics/older_(Small).jpg

    Гостеприимство особенно ярко проявляется в сельской местности. Когда кавказская семья садится за стол для приема пищи, всегда накрывают на 1 персону больше, чем людей в семье. Считается, что гость, который может прийти во время еды, сразу должен садиться за стол. Кроме того, в каждом доме имеется «комната гостя», которая всегда готова к приему.
http://s56.radikal.ru/i154/1007/45/2a7d6be443ce.jpg

Гостя не полагалось расспрашивать, откуда он и зачем приехал. В гостевом помещении с ним находился самый уважаемый мужчина семьи, при этом все присутствующие должны были стоять. Как бы хозяин ни был занят, он должен был находиться рядом с гостем.

http://www.dagpravda.ru/images/materials/full_Diavoli.jpg

Хозяин и его домочадцы старались удовлетворить любое желание гостя, что требовало от него ответной сдержанности. Гостю подавалась самая лучшая пища, и если он оставался на ночь, ему резали барана, даже несмотря на то, что в доме было свежее мясо. Перед отъездом гостя должны были накормить горячей пищей. От гостя ожидали умеренности в еде, умения поддержать беседу.

0

13

Альбин, а ты когда была в Баку, прочувствовала на себе азербайджанское гостеприимство?)))

0

14

Damla, я то по гостям особо не ходила))))
С первых минут была как у себя дома ...
А у папы в гостях тоже была "своя" атмосфера....
Но есть заставляли много... ооочень много... http://s018.radikal.ru/i505/1201/ac/a07c4b3e0f06.gif

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Традиции и вера азербайджанцев » О традиционном гостеприимстве в азербайджанской семье