История христианства и христианские общины в Азербайджане
Азербайджан - одно из государств, которое по праву может гордиться своей культурой, историей, обычаями и тонким религиозным чутьем. С древности в Азербайджане проживали представители самых различных религиозных направлений: зороастризма, иудаизма, христианства и ислама. Исторически азербайджанский народ всегда был терпим к другим религиям и относился к ним уважительно. Это национальная черта азербайджанского народа, неотъемлемая часть его менталитета.
История христианства в Азербайджане насчитывает уже 2 тысячи лет. Появление христианства на территории современного Азербайджана неразрывно связано с именем одного из двенадцати учеников Иисуса Христа – апостола Варфоломея. Именно он первым огласил евангельской проповедью эту древнюю землю. Церковное предание свидетельствует о том, что святой Варфоломей пострадал и принял смерть за Христа в г. Баку в 71 г. н.э. В центре города у подножья Девичьей башни находится памятное место, где была пролита кровь апостола, и это место свято почитается христианами на протяжении 2-ух тысячелетий. До 1936 года место это было отмечено часовней, памятная доска на которой сообщала об этом. В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании, на территории которой находится современный Азербайджан, и в 4 веке здесь была организована самостоятельная Албанская Церковь, которая просуществовала вплоть до начала 19 века.
Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане и в течение всего средневековья. Однако, поскольку политическая история Южного Кавказа была очень сложной и напряженной, то христианство пережило все те потрясения, которые пришлось вынести народам тогдашнего Азербайджана.
Новый импульс христианство для своего развития получило в XΙX – XX столетиях, особенно в связи с развитием индустрии в Баку. С появлением русского населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская Православная Церковь. В крупных городах Азербайджана - Баку, Гяндже, Шемахе были построены русские православные храмы. В связи с увеличением православной христианской общины и для упорядочения религиозной жизни в 1905 году была учреждена Бакинская архиерейская кафедра (епархия). В дальнейшем епископы получили титул "Бакинский и Прикаспийский". В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря. В те годы в Азербайджане действовали мечети, православные соборы, церкви и часовни, кирха и синагоги, молельные дома. В то же время были образованы римо-католическая, лютеранская, а также ряд протестантских общин.
К началу XX столетия этноконфессиональная структура Азербайджана уже успела сложиться в своих основных чертах. Для этого периода был характерен бурный экономический рост страны, в результате которого г. Баку за короткий промежуток времени превратился из сравнительно небольшого города в крупный экономический центр.
XX век внес свои изменения в религиозную, политическую жизнь всего пространства, которое впоследствии получило наименование Советский Союз. Репрессиям были подвергнуты и христианские и мусульманские и иудейские религиозные деятели. Большинство из них мученически закончило свою жизнь. В Баку из 17 православных храмов только 3 не были снесены. Но верующие по-прежнему жили вместе, тайно продолжали праздновать свои религиозные праздники, собирались на кладбищах, которые в то время стали местами религиозного поклонения. После восстановления церковной жизни в 1943 году, в Баку в 1944 году был вновь открыт православный храм, а затем еще ряд православных приходов на территории Азербайджана. А два года спустя жителям г. Хачмаса даже удалось построить новую церковь.
Как известно, в 90 – ых годах 20 – го столетия на территории бывшего СССР разразился бурный политический и экономический кризис. Он коснулся и Азербайджана. И, конечно же, находились и такие люди, которые уже к существующим конфликтам хотели также добавить конфронтацию на религиозной основе. Но усилиями религиозных деятелей Азербайджана подобные конфликты не были допущены.
В 1998 году была вновь возрождена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви, прекратившая свое существование со смертью последнего бакинского епископа Митрофана (Поликарпова) в 1934 году. На данный момент епархия объединяет приходы, находящиеся на территории Азербайджана и Дагестана. В 2001 году в Баку был вновь открыт собор свв. Жен-Мироносиц, ставший главным храмом Бакинско-Прикаспийской епархии. Хочется отметить, что храм был построен в начале 20 века и восстановлен в начале 21 века на средства известных меценатов – азербайджанцев Зейналабдина Тагиева и Айдына Курбанова. А на торжественном открытии собора присутствовал президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев. Это является несомненно высоким показателем толерантности, сложившейся в стране среди представителей традиционных религий на протяжении многих веков мирного сосуществования и взаимоуважения.
В начале 21 Азербайджан посетили известные религиозные деятели. Дважды в Баку был предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Также дважды страну посетил предстоятель Грузинской Православной Церкви каталикос-патриарх Илия II. Гостем столицы Азербайджана в 2003 году стал предстоятель Константинопольской Церкви патриарх Варфоломей, который преподнес в дар кафедральному собору свв. Жен-Мироносиц частицу мощей св. ап. Варфоломея – покровителя г. Баку. В 2002 году в Баку побывал глава Римо-Католической Церкви папа Иоанн Павел II. Бакинские храмы посещают также известные общественные деятели и дипломаты аккредитованных в Азербайджане иностранных миссий.
На данный момент в Азербайджане функционируют 6 православных храмов, 3 из которых находятся в Баку. Богослужения в бакинских храмах совершаются ежедневно, что дает возможность верующим в удобное для них время удовлетворять свои духовные потребности. Праздничные и воскресные богослужения собирают полные храмы молящихся. Православная община Азербайджана насчитывает около 200 тысяч человек, что составляет 2,5% населения страны. Надо сказать, что чадами Православной церкви в Азербайджане являются не только русские, но и украинцы, и белорусы, и греки, и грузины, представители других народов, которые проживают в Азербайджане.
Хотелось бы, чтобы мировая общественность дала должную оценку взаимоотношениям между народами и разными конфессиями в Азербайджане. И чтобы эта оценка послужила тому, чтобы Азербайджан занял достойное место среди государств мира, и чтобы народы и весь мир убедились в том, что Азербайджан твердо настроен, построить новую благополучную жизнь, при которой бы не тесно жилось в стране представителям разных народов и религий.