У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Шамкир / Şəmkir

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

ШАМКИР
Население района - 178400 чел.; районный центр, город Шамкир - 36100 чел.

В ШАМКИРСКОМ РАЙОНЕ имеется множество археологических объектов эпохи бронзы и раннего железа.
Они обнаружены в селениях ЧЕНЛИБЕЛЬ, СЕИДЛЯР, ГАРАДЖАМИРЛИ.

Есть и ряд архитектурных памятников истории эпохи средневековья:
крепости в селениях ТАТАРЛЫ и АШАГЫ СЕЙФЕЛЛИ;aaa
мосты в селениях ТЕХНЕЛИ и на реке ЗЕГАМ;
христианские церкви в селениях ЮХАРЫ ЧАЙКЕНД, ГЮНЯШЛИ, ДАГ ДЖЕИР

Здесь хорошие места и для любителей рыбной ловли - ЕНИКЕНДСКАЯ плотина на реке КУРА.

ГОРОД ШАМКИР - административный центр района, находится в часе езды от города Гянджа, удаленность от Баку - 417 км.

В 19 веке здесь проживала небольшая колония немецких поселенцев - АННЕНФЕЛЬД. Также, как и в Ханларе, от них остались несколько идеально прямых улиц и лютеранская церковь.

Согласно письменным и археологическим источникам, город был основан в 5-6 веке, недалеко от нынешней деревни МУХТАРИАТ, на берегу реки БЕЮК ШАМКИР, в 20 км. от современного Шамкира.

В период средневековья город назывался ШАМКУР, в нем был феодальный замок с 8-ю башнями

0

2

Шамкир в фотографиях

0

3

Шамкир в фотографиях

0

4

Эти все фотки делал в начале января этого года

0

5

Фото города Шамкира

0

6

Очень красиво, спасибо! :cool:

0

7

Богатство Шамкура привлекало не только купцов, но и завоевателей. В течение своего существования, город, как и многие старинные города Азербайджана, то разрушался, то восстанавливался и переживал период расцвета. Но после очередного разгрома оставшееся население переселилось отсюда, и основало новый город.

В окрестностях современного Шамкира сохранились остатки двух старинных крепостей 17 века - ШАМХОР ГАЛА и КЕРОГЛУ ГАЛА (название было дано этой крепости в честь Кероглу - героя народного эпоса, ставшего национальным символом героического сопротивления поработителям и угнетателям). Многие ученые склоняются к мысли, что Кероглу был исторической, реальной личностью. Но месторасположение его настоящей крепости Ченлибель достоверно не установлено.

В Шамкире вы можете пообедать в ресторанах "ХАН САРАИ", "МУРОВДАГ", "ЭФЕС-1", а для проживания снять частный дом или отдельную комнату.

http://www.tourism.az/images/marshurut/qerb/shemkir.jpg   http://www.tourism.az/images/marshurut/qerb/shemkir2.jpg

0

8

Продолжаются раскопки в средневековом городе Шамкир

http://www.blackseanews.net/files//image/shamhir-map-small.jpg

Шамкир — город в Азербайджане, административный центр Шамкирского района. Расположен на автодороге Тбилиси — Евлах, в 4 км от железнодорожной станции Долляр.

с 1803 года — в Российской империи. В 1920-х Шамкир слился с немецкой колонией Аннино (ранее Анненфельд), чьё название носил с 1928, пока в 1937 году не был переименован в Шамхор. В 1944 году Шамхор получил статус города. В 1991 году было возвращено историческое название города.

По всесоюзной переписи населения СССР 1989 года в Шамхоре проживало 27 917 человек, на 2008 — 37 773 человек (по материалам wikipedia.org).

В августе 2010 Министерство культуры и туризма, Институт археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана и Общественное объединение за экономическое развитие регионов распространили сообщение о результатах раскопок последних лет вблизи г. Шамкира.

Как сообщил Vesti.Az руководитель Шамкирской археологической экспедиции, доктор исторических наук Тарих Достиев, раскопки дали ценный материал для изучения истории градостроительства не только Азербайджана, но и всего мусульманского Востока, в ходе раскопок найдены ценные материалы, относящиеся к фортификационной архитектуре, быту, а также образу жизни и эстетическим воззрениям предков азербайджанцев.

Несмотря на то, что информация о средневековом городище Шамкир была введена в научный оборот в первой половине XIX века, широкомасшабные археологические исследования памятника начались лишь в 2007 году.

В 2001 году международная азербайджано-американская археологическая экспедиция  провела здесь исследования разведочного характера. В 2006 году Институт Археологии и Этнографии Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА) в центральной части шахристана городища произвел разведочную раскопку, определив характер культурного слоя памятника.

С 2007 года по совместному проекту Института Археологии и Этнографии  НАНА, Министерства Культуры и Туризма Азербайджанской Республики и Общественной Организации Развития Регионов начались широкомасштабные археологические раскопки.

Простое сравнение фотографий разных лет позволяет наглядно судить о результатах работы азербайджанских археологов. Вот так выглядел объект раскопок в 2006 году:
http://www.blackseanews.net/files//image/2006.jpg

Развалины средневекового города Шамкир расположены на левом берегу реки Шамкирчая, на севере села Мухтариййе Шамкирского района Азербайджанской Республики. От города, когда-то кипевшего бурной жизнью, до наших дней сохранились разрушенные остатки крепости, отдельные фрагменты кладки, холмы, извещающие о минувших строениях.

В развалинах города на каждом шагу можно встретить фрагменты глазурованной и неглазурованной керамической посуды, местами производственные отходы, медные монеты. Остатки материальной культуры связанные с древней историей города – руины общественно-культовых зданий, жилищ, остатки вымощенных улиц и площадей, разветвленной системы водоснабжения, остатков ремесленных мастерских, орудий труда разного назначения и оружие, разнообразие бытового инвентаря, украшения все еще остаются под землей. Археологические раскопки могут дать вторую жизнь этим остаткам материальной культуры, сохраненным под землей.

Средневековые города, обычно, состояли из трех топографических частей: нарынгала (цитадель), шахристан (собственно город) и рабад (пригород). На городище Шамкир, из-за хорошо сохраненных остатков фортификационных сооружений можно проследить шахристан и цитадель визуально.

Территория городища, окруженная крепостными стенами (шахристан) охватывает площадь в 28 га, в плане имеет четырехугольную форму. Цитадель (Нарынгала), площадью 1 га, расположена в восточной части городища, на берегу Шамкирчая.

На востоке от городища, на Шамкирчае расположены остатки средневековых мостов. Относительно древний из мостов (приблизительно XI век) был сооружен техникой комбинированной кладки из обожженного кирпича и речного камня на гяжевом растворе и направлен в сторону шахристана. Остатки дают основание предположить, что эти мосты были многопролетными.

Раскопки проведены на территории 0,5 га, всесторонне исследован участок стены в 240 м с южной и восточной стороны крепости Нарынгала на берегах р. Шамкирчай. Обнаружены остатки строений, тендиров, очагов IX-X вв., жилых зданий, инженерных сооружений, дренажной и канализационной сетей, кяризы XI-XII вв., орудия труда, оружие, предметы быта, металлические, костяные и стеклянные изделия, а также украшения и медные монеты. Все это позволяет отнести Шамкир к классическим образцам Арранской средневековой градостроительной традиции.

А вот так выглядит древний город после нескольких лет работы археологов:
http://www.blackseanews.net/files//image/2009.jpg

Экспедиция Института археологии и этнографии НАНА планирует работать здесь еще в течение ряда лет.

Отметим прекрасный сайт Шамкирской археологической экспедиции, который дает изумительное представление о всех сторонах ее увлекательной работы. При этом, что приятно, на сайте экспедиции можно познакомиться не только с ее руководствоми научным персоналом, но и с рабочими, которые непосредственно ведут раскопки.
По материалам сайта blackseanews.net

0

9

http://s5.uploads.ru/t/cwByr.jpg

...

http://s5.uploads.ru/t/Er1zD.jpg
http://s5.uploads.ru/t/nRpwi.jpg
http://s5.uploads.ru/t/RD9iH.jpg
http://s4.uploads.ru/t/aqvHd.jpg
http://s5.uploads.ru/t/XMWDC.jpg
http://s5.uploads.ru/t/o0fhs.jpg
http://s5.uploads.ru/t/U30DT.jpg
http://s4.uploads.ru/t/iC19p.jpg

0

10

http://cs421426.vk.me/v421426641/8dfa/de2jkQ4daEA.jpg
http://cs408829.vk.me/v408829641/33b8/GnVzFZT0dIs.jpg
http://cs613423.vk.me/v613423641/9ba/Zfhm1WdQ3nk.jpg
http://cs9558.vk.me/u16521641/146650109/x_b572c31c.jpg

0

11

СВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ГОРОДА ШАМКИР
VII-XIII вв.

Археологические исследования показывают, что остатки средневекового города Шамкир (Шамкур) находится на левом берегу реки Шамкирчая, севернее нынешнего села Мухтария Шамкирского района. Этот город защищался крепостными стенами и имел площадь в размере 28 га. В средневековых письменных источниках город Шамкир впервые упоминается арабскими историками в связи с событиями VII века. По этим данным, накануне арабских завоеваний Шамкир был городом-крепостью в составе Арранского (Албанского) царства. По-видимому, Шамкир играл особую роль в общественно-политической жизни Кавказской Албании. Даже после падения албанского царства, во время католикоса Албании Микаила (706-741 гг.) большой съезд албанской церкви, запрещающий бракосочетание близких родственников, состоялся в Бердском монастыре Шамкира.
В начале правления халифа Османа (644-656 гг.), в 25 / 645-646 г. войска арабского полководца Салмана ибн Рабии ал-Бахили захватили Шамкир. Арабский хронист Балазури (820-892 гг.) в своей книге «Футух ал-булдан» сообщает: «Некоторые жители Барды сказали мне, что Салман ибн Рабиа послал свои войска в Шамкир, который считается древним городом, и захватил его. С тех пор Шамкир был населенным и расцветающим городом, пока севардийцы не разрушили его».
Шамкир считался укрепленным и знаменитым городом-крепостью. Он должен был закрыть дорогу противника, продвигающегося с запада в сторону Гянджи. После того, как Шамкир был захвачен арабами, он еще больше укреплялся и сыграл важную роль в оккупационной политике арабского халифата на Кавказе.
В начале IX века севардийцы (так называли племена венгерского происхождения, которые в середине VIII века поселились в Закавказье, приняли григорианство и постепенно армянизировались) захватили и разрушили Шамкир. Арабский географ X века ал-Истахри называет этих севардийцев, напавших на Шамкир, «народом из племени армян» и характеризует их «бездельниками, испорченными и разбойниками». Говоря о разрушении Шамкира севардийцами, Балазури пишет: «Они самовольничали и приносили бедствие населению». Но, в 240 / 854 г. при Аббасиде Мутаваккиле (847-861 гг.) тюркский полководец халифата и правитель Азербайджана Буга восстановил Шамкир. Он переселил туда 300 семейств хазаров, которые приняли ислам и торговцев из Барды. Там поселились и арабские эмигранты. Буга переименовал город и назвал его Мутаваккилия в честь аббасидского халифа. Несмотря на это, народ сохранил прежнее называнию города, и имя Мутаваккилия скоро был забыт.
После того как халифат потерял контроль над Азербайджаном, Шамкир сначала входил в состав азербайджанского государство Саджидов, а потом Саларидов. В 361 / 971-972 г. правитель Гянджи из династии Шаддадидов Лашгари I (971-978 гг.) одержал победу над Саларидом Ибрагимом ибн Марзубаном и овладел Шамкиром. По грузинским источникам, царь Грузии Баграт III (умер в 1014 г.) в конце своей жизни вместе с армянским правителем города Ани Гагиком (990-1020 гг.) напал на Шамкир. Шаддадидский властелин Фазл I (985-1031гг.) пришел им навстречу. В результате было достигнуто мирное соглашение и грузино-армянские войска ушли. Турецкий историк Мюнеджжим-баши в сочинении «Джами ад-дувал» сообщает, что в 417 / 1027-27 г. грузинский царь вошел в Арран и в течение нескольких дней осаждал Шамкир. Но государь Шаддадидов Фазл с огромным войском пошел на Шамкир, и между сторонами произошло сражение. Шаддадиды одержали блестящую победу. Грузинский царь, потеряв своих 10 тыс. солдат, вынужден был отступить.
Когда в 441 / 1049-50 г. умер шаддадид Лашгери II (1034-1049 гг.), его малолетний сын Анушираван сел на престол и государственные дела сосредоточились в руках хаджиба Абу Мансура. Но через два месяца некоторые представители  аристократии и народа, недовольные политикой Абу Мансура, подняли в Шамкир восстание. Главой восставших были Хейсам ал-Баиси и шелковый торговец Юсиф. Они поддержали кандидатуру на трон Абуласвара ибн Фазла, дяди Лашгери II. В результате битвы под Шамкиром, объединенные силы восставших и Абуласвара одержали вверх над войсками Абу Мансура. Анушираван был свергнут. Как сообщает Мюнеджжим-баши, новый государь «Абуласвар в первой очереди вошел в Шамкир, и упорядочил дела того города».
Во время правления Абуласвара (1049-1067 гг.), в конце 457 / 1065 года грузинский царь Баграт IV с помощью алланских племен напал на Шамкир. Перед крепостными воротами Шамкира агрессоры умертвили свыше 200 воинов-добровольцев, которые пытались, защитить свой город. В 1075 г. Сельджукиды положили конец правлению Шаддадидов.
Когда Великую Сельджукскую империю охватил кризис и появилось государство азербайджанских Атабеков (1136-1225 гг.), Шамкир вошел в состав этого образования. Шамкир находился в числе личных доменов («хассе») основателя этой династии Шамсаддина Элдениза (1136-1175 гг.). По грузинским источникам, при Кызыл Арслане (1186-1191 гг.) войска царицы Тамары (1184-1213 гг.) совершили набег на Шамкир.
1 июня 1194 года у ворот Шамкира, около шамкирского моста состоялся бой между силами атабека Абу Бакра (1191-1210 гг.) и его брата Эмира Эмирана Омара, поднявшего мятеж против него. Последнему помогали бойцы ширваншаха Ахситана I (1160-1196 гг.) и грузинские войска под командованием Давида Сослана. Эмир Эмиран, одержав победу, взял Шамкир и Гянджу. Но вскоре после этого он умер. По сведениям Шихабеддина Насави, в 1225 году полководец хорезмшаха Джалаледдина Ур-хан овладел Шамкиром.             
Между VII-XIII вв. Шамкир был одним из знаменитых городов Азербайджана. Исследователи делят азербайджанские города того периода на 3 категории. Шамкир относился к 2-ой, т.е. к средней категории. В экономике Шамкира ремесла, торговля и производство сельскохозяйственных продуктов имели примерно одинаковое значение. В городе основными социальными элементами являлись и ремесленники, и крестьяне. Несмотря на то, что при описании Северного Азербайджана (Аррана) арабские географы и путешественники ал-Истахри и Ибн Хаукаль относили Шамкир к «городам незначительным и сходным по величине», называли его «красивым и цветущим городом, богатым плодородными и обширными угодьями».
Шамкир наряду с производством различной сельскохозяйственной продукции, славился своими ремесленными изделиями. В Шамкире развивались такие ремесла, как металлообработка и гончарное дело. В городе существовали различные виды металлообработки, и особенно производство ножей было на высоком уровне. Анонимная персо-язычная география «Аджаиб ад-дунья» (1221-1231 гг.) говоря о Шамкире, сообщает, что «там есть инжир, гранаты, дыни, салат, изящные керамические кувшины, хорошие ножи». Археологические находки (неполивная и глазурованная керамика, медные монеты, орудия труда, железные оружия, металлические и стеклянные изделия, бытовые вещи, предметы украшения, остатки кирпичных и булыжных строений, тандыров, водопроводных линий из гончарных труб, канализационных устройств и кягризов и т.д.) подтверждают эти сведения письменных источников и пополняют их.
Шерстяные ткани Шамкира занимали особое место в международной торговле Азербайджана. Шамкир играл важную роль в транзитной торговле. Своему развитием этот город был обязан местоположению на важном торговом пути, идущем с юга через Барду на Тифлис. Данные арабских путешественников и географов IX-XII вв. показывают, что Шамкир находился на караванной дороге Барда-Тифлис. Археологами обнаружены остатки 15 колонного шамкирского моста того периода, который обеспечил интенсивное передвижение на торговом пути между Бардой и Тифлисом. Можно считать, что IX-XII века были периодом наивысшего расцвета Шамкира.   
В начале XIII века Шамкир был важным пунктом на торговом пути, ведущем из Гянджи в Тифлис. Арабский географ и путешественник Йакут ал-Хамави (1179-1229 гг.) пишет: «Шамкир — крепость в пределах Аррана, отстоящая от Ганджи на расстоянии одного дня пути и одиннадцати фарсахов. Шамкир считается древним городом». Арабские географы относили Шамкир к пятому климату из семи климатов мира. Они считали, что Шамкир находится на 78* 08 географической длины и на 41* 50 географической ширине. Из географических трактатов арабских авторов (например, из «Таквим ал-булдана» Абул-Фиды и «Субх ал-инша фи синаат ал-инша» ал-Галгашанди) становится ясным, что Шамкир имел оборонительные стены, город был окружен плантациями и там находился один высокий минарет, предназначенный для призыва мусульман на богослужение. Этот минарет, строившийся в XII веке, и имеющий высоту 28 сажен, существовал до первой половины XIX века. Говоря о средневековом городе Шамкире, азербайджанский историк XIX века А.Бакиханов (1794-1846 гг.) писал: «Развалины его – остатки крепости, мост и минарет с двумя входами существуют и поныне».
В таких средневековых арабских энциклопедиях как «Китаб ал-ансаб» ас-Самани (1113-1167 гг.) и «Ал-лубаб фи тазхиб ал-ансаб» Ибн ал-Асира (1160-1233 гг.) есть сведения о культурной жизни Шамкира. Азербайджанский ученый Абу Амр Осман ибн Мухаммед ибн ал-Аббас ибн Джибрил ибн Микаил ал-Варраг был шамкирцем. Он получил образование у Али ибн Харба. Ал-Варраг умер в 326 / 937-938 г. Другой шамкирец Абул-Гасим ал-Муджма ибн Яхйа аш-Шамкури тоже был одним из деятелей наук Азербайджана. Его учителем был Абул-Хасан Али ибн Аднан ал-Мугри.
В результате нашествия монголо-татарских полчищ в XIII веке Шамкир получил сокрушительный удар. Во время их второго похода на Азербайджан (1231-1239 гг.), монголо-татарские войска под предводительством Молар-нойона окружили Шамкир. Тогда Шамкир находился под властью кыпчакского полководца Бахрама, предки которого приняли православие и служили царям Грузии. Бахрам отказался помочь городу и даже не позволил своему сыну Ак-Бугу пойти на Шамкир. Несмотря на это, жители города оказали сильное сопротивление монголо-татарам. Но, в конце концов, захватчики сумели засыпать ров, прорытый вокруг городских стен, и овладели городом. Они сожгли город и истребили население. По словам современника тех событий, жителя Гянджи, албанца-христианина Киракоса Гандзакеци, монголо-татарские войска «устремились на город, захватили его и вырезали всех мечом, сожгли строения, и каждый взял себе все, что мог найти». Это событие имело роковые последствия для истории средневекового города Шамкира. Город перенес деградацию и в течение последующих столетий не пришел в себя. Лишь в позднем средневековье, в период правления Сефевидов, Шамкир снова начал оживать.   

Намиг Сейфулла оглы Мусалы
(кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Истории НАНА)

0

12

Шамкирская башня

http://s9.uploads.ru/0xpE1.jpg

Шамкирская башня или шамкирский минарет, известный также как «шамхорский столп» — некогда расположенная близ Шамкира башня. Вид построенной в конце XI в. башни известен по подробному письменному описанию Н. Флоровского, побывавшего на средневековом городище Шамкир в 1-й половине XIX в., а также по картинам таких художников, как Григорий Гагарин и Дюбуа де Монпере.

http://s8.uploads.ru/dCSiG.jpg
Минарет. Рисунок Григория Гагарина

Памятник привлекал внимание многих путешественников, неоднократно упоминался и даже описывался. Наиболее раннее упоминание о памятнике встречается у Абульфеды (начало XIV в.), отмечающего, что «минарет очень высокий и выдающийся». Ссылаясь на стилистические особенности архитектуры Микаэль Усейнов и Леонид Бретаницкий датировали минарет XII—началом XIII в. Интересны сведения Г. Гамбы в его описании путешествия по Кавказу, где он сравнивал башню с Колонной Траяна в Риме и отмечал, что муллы использовали башню для созыва мусульман на молитву. Эдуард Эйхвальд видел минарет в 1826 г., но побывавший в местности городища Шамкир в 1861 г. Дорн застал уже только его руины и сообщал об его разрушении до основания. Минарет известен по взаимодополняющим рисункам Дюбуа де Монпере, и Григория Гагарина. Но эти рисунки не дают представления о его былом окружении. Поэтому особо интересны сведения Арсения Суханова, проезжавшего через Шамкир в 50-х годах XVII в. Он писал, что «проехал город пустой, велик был, кирпичной, и камень от почвы, а внутри другой был; у обоих испорчены стены, но токмо кричальница и высока гораздо и хороша, целехонька кирпичная; тут и мост кирпичной через реку; река та велика добре, да разведена врозь на пять рек; по берегу потока протоки; переехав ту реку, на берегу ночевали против града пустого того».
Башню упоминал американский протестантский миссионер Эли Смит:
"Восточный ветер, даже после того, как утром утих туман, весь день казался насыщенным вредными парами; и не доходя до Шамкорского столпа, я чувствовал приметы приближающейся лихорадки. Мы остановились на время, чтобы изучить древности. Он построен из кирпича, имеет винтовую лестницу до самой вершины, и, как говорят, 180 футов в высоту. На камне у основания арабской вязью имеется надпись, другая же опоясывает в верхней части, где также имеется окружённая галерея с дверью, открывающейся изнутри. Его происхождение неизвестно, но, видимо, она построена в качестве минарета мечети. Другие местные руины являются основаниями большого караван-сарая, и нескольких небольших мусульманских могил".

http://s8.uploads.ru/t7kmu.jpg
Башня на рисунке М. Мещерского, посвящённой Шамхорской битве. XIX век

Представление о памятнике даёт опубликованное в 1836 г. в «Обозрении российских владений за Кавказом» обстоятельное описание Н. Фроловского, считающего, что «самый достопримечательный из всех тамошних (имеется ввиду Елисаветпольский край) памятников древности есть Шамхорский столб, воздвигнутый среди равнин на левом берегу р. Шамхор, в 25 верстах от города, и открывающийся взором почти на 30 верст. Его окружают развалины крепости и других строений, которые были обнесены квадратной стеной, простиравшейся в длину от севера к югу на сто, а в поперечнике на шестьдесят саженей. Время построения столба неизвестно, хотя, впрочем, безотчетное предание и относит сооружение его Александру Македонскому. Основание колонны представляет кубическую фигуру и имеет семь аршин в поперечнике и шесть с четвертью в высоту; на этом основании устроено другое же подножие такой же фигуры, содержащее при шести аршинах ширины, пять аршин в высоту. На нём возвышается круглая колонна, которая имеет в диаметре у основания пять, а вверху до четырех аршин, в высоту восемнадцать саженей, с основанием же до двадцати двух сажен. Верхняя часть ея обнесена четырехугольным карнизом, которого стороны заключают по 5 аршин; под карнизом заметна надпись, как полагают, на языке куфическом. Над этим карнизом устроена еще круглая колонна, высотой в шесть саженей, вверху уже разрушившаяся; диаметр её в основании не более одной сажени. Весь же столб имеет до 28 сажен высоты. В средине колонны находится спиральная лестница, состоящая из 124 больших, почти разрушенных ступенек, по которым подыматься весьма трудно. В верхней части под карнизом, также по видимости была лестница, если судить по углублениям в стене, в которые, вероятно, укреплены ступени. Столб построен из кирпича на гаже, смешанной с песком и с мелкими камнями; работа чрезвычайно прочна и красива; цемент столь крепок, что совершенно слился с кирпичом. Нельзя без сожаления видеть, что время начинает уже во многих местах разрушать этот прекрасный памятник древности, и даже весьма приметно наклонение столба [„Сомнительно, чтобы эта колонна служила обсерваторией, как полагает Гамба (Vоyages dans lа Russie meridionale еtс.), а весьма вероятно, что это было не что иное, как минарет, с вершины которого созывали мусульман на молитву“]».

Куфическая надпись башни

http://s8.uploads.ru/yC8FR.jpg
Каменная плита Шамкирской башни с куфической надписью на арабском языке. Музей истории Азербайджана

В 1970 году при прокладке газопровода в Шамкирском районе Азербайджанской ССР, на месте городища Шамкир была обнаружена куфическая надпись, проливающая свет на назначение и дату постройки. Арабоязычная надпись на этой каменной плите, находящейся ныне в Музее истории Азербайджана, гласит, что башня была возведена на средства Шейха ас-Салеха ибн Афшина в 493 году хиджры (1099/1100):
«Бисмиллах, с помощью всевышнего Аллаха, по его желанию, под его защитой на средства Шейха ас-Салеха ибн Афшина приказано в четыреста девятьсот третьем году возвести эту сторожевую башню в ряду оборонительных строений».
Исследовав текст надписи азербайджанский историк Мешадиханум Неймат пришла к выводу, что Шамкирский минарет входил в число таких сооружений, которые были назначены для прикрытия, то есть обороны города. Он служил сторожевой башней, с которой можно было проследить всю окрестность города. Неймат отмечала, что из надписи также видно, что минарет построен не в ХII-ХIII вв., как предполагали исследователи истории строительства памятника, а в конце XI века.

0