Нарима́н Кербала́й Наджа́ф оглы́ Нарима́нов (азерб. Nəriman Kərbəlayi Nəcəf oğlu Nərimanov, 2 (14) апреля 1870 — 19 марта 1925) — азербайджанский писатель и крупнейший общественный и политический деятель, Нарком иностранных дел Азербайджанской ССР (1920—1921), председатель СНК Азербайджанской ССР (1920—1922).
Нариман Нариманов родился 2(14) апреля 1870 года в Тифлисе в бедной азербайджанской семье Кербалаи Наджафа и Халимы-ханум. Ему дали имя в честь прадеда, переехавшего в Тифлис из южноазербайджанского города Урмия. Наджаф, отец Наримана, занимался мелкой торговлей. 20 ноября 1889 Наджаф скоропостижно скончался. Нариман расстался с мечтою о продолжении образования в Горийской учительской семинарии и стал думать о семье, оставшейся после отца без всяких средств существования. Болезнь старшего брата Салмана и немощность Алимирзы ещё более усугубило положение семьи. Несмотря на это Халима Гаджи Мамед Касым кызы, настаивает на продолжении учёбы и Нариман возвращается в Горийскую семинарию. Весной 1896 пишет курсовые на темы «Москва» и «Значение реформ Петра Первого».
Нариманов Н.Н. по окончании семинарии получил место учителя в деревне Кызыл-Аджили Тифлисской губернии. В 1891 году переехал в Баку. Здесь он занялся публицистическо-просветительской и литературной деятельностью: создал первую азербайджанскую народную библиотеку-читальню с литературой на родном языке, написал учебники для школ на азербайджанском и русском языках. Перевел «Ревизора» Н.Гоголя, написал драму «Невежество», комедию «Шамдан бей». В исторической трагедии «Надир шах» Нариманов Н.Н. изобразил страдания народных масс при жестоком тиране, а в романе «Бахадур и Сона» осудил националистические предрассудки, ставшие преградой на пути любви молодых людей разных национальностей. Произведения Нариманова Н.Н. ставились на сценах любительских и профессиональных бакинских театров еще до 1920 года, имели большой успех у зрителей. Нариманов Н.Н. преуспел и на поприще государственной и политической деятельности. В 1905 году вступил в социал-демократическую организацию «Гуммет», перевел на азербайджанский язык программу Российской социал-демократической партии (РСДРП). В 1909 году был арестован и выслан в Астрахань. В 1913 год вернулся в Баку и вел пропагандистскую работу среди рабочих. В 1917 году Нариманов Н.Н. - председатель комитета «Гуммет» и член Бакинского комитета РСДРП (большевиков), редактор газеты «Гуммет». Весной 1918 года-комиссар городского хозяйства Бакинского Совета народных комиссаров (СНК). В июне 1918 года в связи с тяжелым заболеванием Нариманов Н.Н. был отправлен на лечение в Астрахань. После лечения некоторое время он работал в партийных и советских организациях Астрахани.
В конце июня 1919 года Нариманов Н.Н. был вызван в Москву и назначен заведующим ближне-восточным отделом Народного комиссариата иностранных дел, заместителем народного комиссара по делам национальностей. С мая 1920 года Нариманов Н.Н. - председатель Азербайджанского Ревкома и СНК. После образования СССР в 1922 году и до конца своей жизни он один из председателей Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР. Роман Н.Нариманова "Багадур и Сона" (1896) по своей проблематике и построению в духе, близком к драматургическим произведениям (драмы "Невежество", "Надир-шах", "Пир"). Вместе с тем в нем легко обнаружить исконный для азербайджанской литературы (и, прежде всего дастана) мотив трагической любви двух молодых людей, гибнущих из-за неодолимости социальных или религиозных препятствий, встающих на их пути и мешающих их счастью.
Традиционный для восточной (азербайджанской) литературы сюжет автор наполнил новым содержанием, отражающим проблемы нового этапа, решая их в духе просветительских представлений и идеалов, характерных для его раннего творчества. Основная тема "Багадура и Соны" - национальная рознь и религиозные предрассудки, мешающие взаимопониманию и сближению людей разных национальностей и вероисповеданий. Для ее воплощения автор избирает выразительную форму драматического повествования, отражающего умонастроения, и искания передовой части общества. Роман полемичен, как и большинство произведений просветителей, он включает в себя круг вопросов, сделавшихся предметом обсуждения и полемики в среде закавказской интеллигенции. Эта полемичность определяет и романический сюжет, и любовную коллизию, сделавшуюся основной в повествовании. Бедный студент Багадур полюбил христианку Сону - дочь состоятельных родителей. В духе просветительских представлений, в соответствии с которыми не придается слишком большое значение социальному неравенству, автор акцентирует внимание на национальной и, главным образом, на религиозной розни, преодолеть которую не могут ни Сона, ни ее родители, готовые сделать все для счастья дочери. Багадур также не находит другого выхода из создавшегося тупика, он разрубает этот трагический узел одним ударом - убивает себя.
Его жертва и наступившая за этим душевная болезнь Соны - обвинительное заключение обществу, в котором сильны национальные и религиозные предрассудки, поощряемые властями и духовенством.Нариманов касается в романе также вопросов журналистики и языка, эмансипации женщин и школьного образования, проблем воспитания и места современной ему литературы в жизни народа. Словом, он включает в оборот повествования ходовые у просветителей проблемы, решение которых на этом, раннем этапе его творчества, представляется ему наиболее существенным в деле общественного прогресса.Выдвигая эти проблемы, автор остро полемизирует с консервативными силами общества. Он целиком и полностью на стороне героя Багадура и его друзей. Проблемы, поднимаемые Наримановым, волновали передовую азербайджанскую интеллигенцию. В повествование о влюбленных писатель органически вплетает и беседы, в которых освещаются проблемы, выдвигаемые самой жизнью и историей.
Роман традиционен в том отношении, что в нем назидательная мысль превалирует над действием, а драматизм судьбы героя выражен сперва (более обстоятельно) в "тезисах", которые он высказывает в различных формах (в письмах, монологах, беседах и т.д.), а затем уже они проявляются в его поступках, образе жизни или эпизодах биографии. Трагический финал жизненной судьбы Багадура подготовлен не сюжетным развитием, а его декларациями о "мире зла", о "пропасти", разделяющей людей и т.д.
Умер Нариманов Нариман Наджаф оглы в 1925 году в Москве при загадочных обстоятельствах, похоронен на Красной площади у кремлевской стены. За два месяца до смерти Нариманов Н.Н. написал письмо-завещание сыну, из которого видно, что он понял то, к чему мы пришли только через несколько десятилетий спустя.
Память
В честь Нариманова были выпущены почтовые марки СССР и Азербайджана.
Почтовая марка Азербайджана, 1997 год
Почтовая марка СССР, 1973 год
Именем Наримана Нариманова названы:
Станция метро и кинотеатр в Баку.
Центральный парк в Кусарах.
Памятник Нариману Нариманову в Кусарах
Азербайджанский медицинский университет
Город и район в Астраханской области России.
Улица Нариманова в г. Астрахани Астраханской области.
Проспект и площадь в Ульяновске.
Дом культуры в Шатуре.
Улица Нариманова в г. Волжском Волгоградской области.
Улица Нариманова в г. Набережные Челны респ. Татарстан
Улица Наримана в пос. Чернянка Белгородской области.
Проспект и район в Баку, а также улицы в Гяндже, Имишли.
Сёла Нариманлы в Шамкирском и Геранбойском, а также Нариманкенд в Билясуварском, Гобустанском, Кедабекском и Сабирабадском районах Азербайджана.
Колхозы в Кулинском районе Дагестана и Володарском районе Астраханской области.
Посёлок городского типа Нариманабад в Ленкоранском и деревня с таким же названием в Евлахском районах Азербайджана.
Городская средняя школа № 9 в Евлахском районе Азербайджана.