Джафар Кафар оглы Джаббарлы (азерб. Cəfər Qafar oğlu Cabbarlı; 20 марта 1899, Хызы — 31 декабря 1934, Баку) — азербайджанский драматург, поэт, театральный постановщик и сценарист.
Биография
После смерти отца в 1902 году, семья трёхлетнего Джафара Джаббарлы переехала в Баку.
В 1915 году он окончил школу, пять лет спустя — факультет электромеханики политехнического училища. В 1920 году он поступил в Азербайджанский Государственный университет на факультет медицины, однако из-за отсутствия интереса к медицине, он вскоре перешёл на факультет востоковедения. Одновременно он посещал кружок драмы при Тюркском рабочем театре в Баку.
Выдающийся драматург Д. Джабарлы начал свою литературную деятельность как поэт и продолжал писать стихи в течение всей своей короткой жизни. Творчество Джафара Джабарлы занимает видное место в истории азербайджанской литературы. Его имя особенно прочно связано с лучшими достижениями драматургии Азербайджана.Джафар Джабарлы родился 20 марта 1899 г. в деревне Хызы Бакинской губернии (нынешнего Сумгаитского района) в бедной трудовой семье. Его отец, Кафар-киши был простым угольщиком, всю жизнь нуждался, едва сводя концы с концами и в поисках работы переселился с семьей в Баку, где вскоре умер. После смерти мужа вся тяжесть забот по содержанию семьи пала на мать Джафара. Маленький Джафар видел, как выбивалась из сил его мать, занимаясь в Баку то стиркой белья, то выпечкой хлеба для богатых людей. Мальчик , рано понял, каких огромных трудов стоило бедному люду зарабатывать себе на кусок хлеба в огромном промышленном и торговом городе. Оставшись после смерти отца в возрасте трех лет, будущий поэт познал все горести безрадостного детства. Первоначальное образование Дж. Джабарлы получил в одной из бакинских русско-азербайджанских школ, затем учился в высшем начальном училище и, наконец, в 1917 г. поступил в Бакинское политехническое училище, которое окончил через три года. После революции окончил Азербайджанский государственный университет. Литературное призвание Джафар почувствовал рано.
Уже с 1915 г. он начал писать стихи, рассказы и пьесы. Его первое стихотворение "Весна" было напечатано в апреле 1915 г. в журнале "Мектеб" ("Школа"). В том же году он написал драму "Верная Сария, или Смех сквозь слезы". В 1915-1916 гг. молодой автор напечатал в журнале "Бабайи-Эмир" ("Дедушка Амир") ряд сатирических стихов. Его произведения печатались также в других журналах и газетах, а пьесы "Увядшие цветы" и "Насреддин-шах" ставились любителями.Как драматург он был одним из создателей нового театра, художником, стоявшим у истоков новой литературы и культуры в Азербайджане. Но, любопытно, что и спустя много лет, его творчество не воспринималось читателями и зрителями как нечто, что имело отношение лишь к давней жизни народа, его прошлому. Это объяснялось просто: из множества сложных, крупных и малых противоречий, проблем и тем талантливый писатель смог выделить главные, имеющие непреходящую значимость и наибольшую общественную ценность. Понимание общественной роли литературы и искусства как важного средства в борьбе за нового человека, новую жизнь, со временем углубило его представление о формах воздействия на действительность. Это понимание пришло не сразу, постепенно определяясь в его поэзии и ранних пьесах, написанных не без воздействия передовых писателей, вступивших на платформу новой литературы и осваивающих новую повседневность, но во многом еще живущих идеями и образами, рожденными на переломе эпох. И Джабарлы также в своей ранней поэзии и драматургии больше шел от отрицания ветхозаветного, реакционного и отживающего свой век, чем от диалектически осознанной остроты и противоречивости действительности, в которой новое не часто обнаруживало себя сразу и исчерпывающе полно, а старое порой рядилось в новые одежды, искусно камуфлируясь.
Конец XIX и начало XX веков создали большую литературу. Произведения целого ряда поэтов и писателей-просветителей, демократов, известных своими передовыми взглядами, представили полно и впечатляюще мир уходящий; их уроки и воспринял молодой Джабарлы. Однако обращаясь к традиционным для демократов и просветителей мотивам, идеям и образам, Дж.Джабарлы привнес в литературу нечто новое. Это новое заключалось в новизне самого момента: с эксплуататорскими классами было покончено. Рождался новый мир. В этот процесс были вовлечены сотни и тысячи, и нужно было, чтобы он ширился, вовлекая в себя новых сторонников.С другой стороны, нельзя было в истолковании этого нового обходиться методами предшественников: время диктовало новые подходы и средства художественного видения и отображения действительности, новую методологию поиска. И пьесы Джабарлы, появляющиеся одна за другой - "Октай Эльоглы" (1922), "Невеста огня" (1927), "Севиль" (1928), "Алмаз" (1930), "В 1905 году" (1931),"Яшар" (1932) и другие - все углубленнее и аналитичнее раскрывали противоречия мира уходящего и динамизм, созидательную мощь наступающего дня.Так, например, если в предшествующей литературе вопрос об освобождении женщины лишь ставился, причем авторы главный упор делали на показе женской недоли в условиях патриархального быта, помещичье-феодального общества, широко дискутируя этот вопрос, то новая действительность, в которую вступили Дж.Джабарлы и молодое поколение писателей, не только не снижала значение проблемы, но многократно усиливала его.Было ясно: без решения подлинной эмансипации женщины, обретения ею равноправия в обществе, не может быть и речи о подлинном социальном преобразовании. Патриархальный уклад, делавший женщину затворницей, рабой мужа-"тени аллаха", не рушился сам по себе. Нужен был впечатляющий и сильный свет, излучающий правду, открывающий перед женщиной горизонты свободы, труда и творчества.Но прежде нужно было открыть ей глаза на собственное положение, объяснить причины ее угнетения и покорности. Такие передовые современницы (образ Гюлюш в пьесе "Севиль") уже появились в самой жизни, и хотя их было немного, но будущее было за ними-активными, решительными борцами за новую жизнь. Но были и сотни севилей, которых нужно было помочь вывести к светлому дню. Севиль-одна из многих в галерее образов азербайджанской женщины, тяжелая участь которой была воспроизведена еще в дореволюционной литературе, представившей ее пленницей, мир которой был, замкнут стенами дома, детьми и семейным очагом.В отличие от своих предшественников талантливый драматург показал путь, которым проходит простая азербайджанка к своему освобождению. Это-путь от покорной, забитой и униженной Севиль до положения, которое занимала Гюлюш, точнее к тому, что олицетворяла собой новая Севиль, освободившаяся от сковывавших ее пут и обретавшая себя в труде и борьбе за счастье других женщин-своих униженных подруг.История Севиль стала воистину откровением для сотен и тысяч севилей, вызовом стародавним представлениям. Она восполнила то, что не было и не могло быть у писателей-просветителей прошлого, не выходивших за рамки дискуссий о женской эмансипации и тем более не ведавших путей к ее истинному и окончательному освобождению.Пример Севиль стал наглядным уроком для тысяч других: показ эволюции героини стал достижением драматургии Дж.Джабарлы, представившего художественно ярко преодоление внутренних ограничений и предубеждений, прозрение и рост. Тем самым мечты и надежды просветителей об освобожденной женщине превращаются под пером драматурга в историю гражданского звучания, сильных страстей и переживаний, становятся зрелищем увлекательным, ярким, впечатляющим. Этому новому видению и отображению старых тем помогали классовое чутье, вооруженность опытом борьбы, весь жизненный и творческий путь художника слова, пламенного поборника всего передового, каким был Дж.Джабарлы. Новатор и открыватель плодотворных горизонтов в искусстве, смело проникающий в суть основных проблем своего времени, чутко улавливающий ростки нового в повседневности, Дж. Джабарлы не случайно главным оружием борьбы за это новое избрал драматургию. Ведь театр, как впоследствии и кино (Дж.Джабарлы создавал и сценарии к фильмам), в те годы уже становился наиболее популярным средством в просвещении тысяч людей, в приобщении к социализму, его морали большой массы людей, для которой книга только-только входила в их обиход и повседневность. Шла культурная революция в Азербайджане, и театр стал первоначально одним из наиболее действенных средств в деле политического, классового воспитания трудящихся масс, жаждавших культуры и просвещения.Драматургия Дж. Джабарлы сыграла большую роль в этом деле воспитания тысяч людей, в том, что театр стал любимым зрелищем трудящихся.
Театр Джабарлы воспроизводил образы творцов нового мира в самой сложной, острой схватке нового со старым: молодая учительница Алмаз ("Алмаз") в отдаленном селении Азербайджана оказывалась лицом к лицу с противниками строя. Яшару ("Яшар") - молодому ученому, с большими трудностями в борьбе со скрытыми врагами приходится внедрять в практику свое открытие, сулящее выгоды сельскому хозяйству.Историю борьбы азербайджанского народа против внешних врагов, а также с силами реакции и самодержавным строем отразили пьесы на историческую тему - "Невеста огня", "В 1905 году". Джабарлы способствовал развитию азербайджанского советского театра, в творческой работе которого принимал участие и как режиссёр. Джабарлы - автор либретто оперы Р. М. Глиэра "Шахсенем" и многих киносценариев. Перевёл на азербайджанский язык произведения Л. Н. Толстого("Детство"), М. Горького, У. Шекспира("Гамлет", "Отелло"), Ф. Шиллера и др. Его драматургия, открывая новую страницу в истории азербайджанского театра, впитывала опыт мировой литературы. Дж. Джабарлы - теоретик и публицист, сам создал традиции, которые сказались в литературе еще при его жизни. Его воздействие можно было заметить в творческой практике С.Рагимова, С.Вургуна, ряда писателей последующих поколений.Джабарлы умер в расцвете творческих сил в 1934 году. За выдающиеся заслуги в области азербайджанского искусства Джабарлы присвоено звание заслуженного деятеля искусства. Сочинения Джабарлы на азербайджанском языке изданы в Баку в 1956—1958 годах в трех томах. Его избранные произведения на русском языке издавались в Тбилиси (1937), а пьесы — в Баку (1958).
Кино
Джафар Джаббарлы считается основателем школы киносценаристов Азербайджана. По мотивам двух его пьес — «Севиль» и «Алмаз» — были сняты фильмы в 1929 и 1936 годах соответственно. В основе обоих фильмов лежит тема борьбы за права женщин и крушение традиционного гендерного неравенства.
Гаджи-Кара
Другое название: Приключение скряги
Режиссер: Аббас Шариф-задеАббас Шариф-заде
Сценарист: Джафар Джаббарлы
Художники: Абрам Гончарский, И. Тартаковский
Страна: СССР
Производство: АФКУ (Азербайджанское фотокиноуправление)
Год: 1928
Премьера: 9 мая 1929
Севиль
Другое название: Женщина Азербайджана
Режиссер: Амо Бек-НазаровАмо Бек-Назаров
Сценаристы: Амо Бек-НазаровАмо Бек-Назаров, Григорий Брагинский, Джафар Джаббарлы
Оператор: Иван Фролов
Художник: Абрам Гончарский
Страна: СССР
Производство: Азгоскино
Год: 1929
Премьера: 3 сентября 1929
Жанр: социальная драма
По одноименной пьесе Джафара Джабарлы.
Азербайджан, 1919 год — времена господства мусаватистов. Балаша, члена мусаватистской партии, назначают директором банка. Али-бек, спекулянт и проходимец, пытается получить в банке ссуду. Балаш отказывается. Тогда Али-бек знакомит его с красавицей Эдил. Банкир влюбляется в Эдил, и та добивается его развода с женой. По законам шариата при разводе у Севиль отбирают ее маленького сына. Лишившись средств к существованию, она поступает служанкой в зажиточную семью. В свободное время Севиль берет уроки у сестры Балаша, которая, возненавидев Эдил, покинула дом брата. Когда в Баку пришла Советская власть, Севиль была одной из первых женщин Азербайджана, вставших на ее защиту. Пьеса «Севиль» призывала к раскрепощению женщины-азербайджанки.
Джафар Джаббарлы умер в возрасте 35 лет от сердечной недостаточности.
Память
В его честь названы государственная киностудия «Азербайджанфильм», улица и станция метро в Баку и драматический театр в Гяндже.
Киностудия "Азербайджанфильм".
Государственный драматический театр им.Джабара Джабарлы в Гяндже
Привокзальная площадь. Памятник Джафару Джабарлы
Улица Шемахинская - Джафара Джабарлы