http://www.vesti.az/photos/Abdulla%20Shaiq%20240211.jpg

Абдулла Шаиг (азерб. Abdulla Şaiq Mustafa oğlu Talıbzadə; Абдулла Мустафа оглы Шаиг (Шаик) (настоящая фамилия Талыбзаде)) (24 февраля 1881— 24 июля 1959) — азербайджанский поэт, прозаик, драматург, переводчик и педагог.

Талыбзаде Абдулла Шаиг Мустафа-оглы родился 24 февраля 1881 г. в Тифлисе в семье священника. Начальное образование получил в шестиклассной тифлисской школе, где преподавал его отец Ахунд-Мустафа. Там он изучил русский и персидский языки. В 1893 г. семья переехала в Мешхед, где Абдулла продолжал свое образование. В 1900 г. он возвратился в Тифлис, откуда переехал в Баку и стал здесь преподавателем. Начиная с этого времени, А.Шаиг, активно трудясь на поприще просвещения, пишет ряд учебников, составляет школьные программы, хрестоматии. Печататься он начал с 1906 г. В это время им были написаны пьесы, рассказы, стихи и поэмы.В начале 20-х годов А.Шаиг преподает в начальной и средней школах, пишет стихи и рассказы, печатает пьесу "Ильдрым". В эти же годы он завершает новую пьесу "Обманутые звезды" по одноименной повести М.Ф.Ахундова. В 1930-1940 гг. А.Шаиг создает свой известный роман "Араз", поэмы "Гоч -Полад", "Дед Тапдыг", "Труд и красота" и др. Начиная с 1938 г. на сцене театра Юного зрителя с успехом идут пьесы А.Шаига "Хасай", "Эль-оглы" и др. В 1946 г. на сцене Азербайджанского драматического театра была поставлена пьеса А.Шаига "Нушабэ". Его произведения неоднократно издавались на родном языке, переводились на русский, грузинский, армянский, узбекский и другие языки.

Он и сам много переводил на родной язык: поэму Низами Гянджеви "Искендер-намэ" ("Шараф-намэ"), трагедию В. Шекспира "Макбет", произведения Фирдоуси, Саади, Руми, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л. Толстого, Чехова, Горького, Маршака, К. Чуковского, Барто, Д. Дефо, Д. Свифта и "др. Переводческая деятельность не прошла бесследно для А. Шаига, она оказала большое влияние на формирование его таланта. Уже у истоков творчества Шаига можно ясно проследить это влияние. Более того, без него нельзя себе представить и до конца понять все наследие писателя в целом. А.Шаиг создал "Герои нашего времени" (1909-1918), который отражает процесс внутренней перестройки романа просветительского содержания. Неся в себе черты, характерные для всей просветительской литературы этого периода, роман обнаруживает элементы реалистического насыщения, обстоятельность в раскрытии жизненных судеб, сюжетную усложненность, подразумевающую внимание одновременно к нескольким персонажам сразу.
Вместе с тем, роман, создаваемый в течение целого дореволюционного десятилетия и оконченный лишь в советское время - явление сложное по типизации событий.Автор рассказывает о судьбе трех молодых людей, прослеживая их жизненные судьбы с детских лет до того момента, когда определились их социальные и гражданственные интересы. Дороги жизни Ашрафа - сына богатого купца (его история раскрыта более обстоятельно и полно), Ахмеда и Заки - молодых людей из бедных семей, сошлись в годы учебы. Окончив школу, они продолжают учебу в Москве и, по возвращении домой, в Баку, идут по жизни разными путями.

Ашраф наследует богатство отца; легковесное отношение к жизни, которое он обнаруживал уже в годы учебы, не покидает его и тогда, когда он становится самостоятельным, обзаводится семьей.
Бесконечные увлечения, азартные игры и попойки постепенно вытравляют в нем светлые и добрые качества, которые были ему свойственны в детстве. Он становится похож на своего деспотичного в кругу семьи отца, безжалостным по отношению к своей жене и ребенку, предается легкой жизни и, в конце концов, погибает от пули офицера в соперничестве из-за актрисы кордебалета.
Обоснованию закономерности такого исхода уделено большое место в романе. Здесь именно и проявляются аналитичность, стремление автора подробно остановиться на обстоятельствах, которые сделали такой исход неизбежным. Последовательно представлены здесь и детские годы, и учеба в реальном училище, московская студенческая среда, его времяпрепровождение в Баку, атмосфера семейной жизни, его интересы и настроения.Ахмед-другой персонаж романа- также представлен в плане его личной и человеческой судьбы. Сын бедняка, он получает возможность учиться в школе, а затем и в Москве, благодаря покровительству своего благодетеля-передового интеллигента Маггерама (образ, обобщающий в себе черты типичного представителя определенной социальной среды, в которую входили учителя, врачи, юристы, инженеры, получившие образование в Европе и России).
Получив профессию инженера-геолога и столкнувшись с трудностями, Ахмед использует все открывающиеся перед ним возможности и связи для собственного утверждения в буржуазном обществе и достижения жизненных благ. Закономерен его отказ от участия в общественной борьбе, которую ведут наиболее передовые интеллигенты. Не может склонить его к революционной деятельности даже близкий друг - Заки, которому Ахмед обязан многим.Образ революционера-подпольщика Заки, который еще в годы учебы в Москве активно участвовал в кружке социал-демократов, а затем в Баку, ведет опасную двойную игру с царской жандармерией, отражает противоположный полюс романа, открывает оптимистическую перспективу. Представленный в своих повседневных действиях, Заки последовательно борется против царизма, за новую жизнь и погибает в бою.Роман Абдуллы Шаига написан в русле той просветительской литературы конца XIX-начала XX веков, в которой большое место отводилось показу социальных противоречий, зависимого положения женщины, обличению невежества, религиозного мракобесия, "темного царства" азербайджанских толстосумов.
Хотя в "Героях нашего времени" этому плану также отводится большое место, однако обращение автора к этим проблемам не самоцель; оно во многом объясняет истории жизни трех товарищей, пришедших к разным итогам. Нравоучительная тенденция, которая столь характерна для просветительской литературы, проявилась не в раскрытии традиционной проблематики (обличение отсталости, невежества, фанатизма и т.п.), а в осмыслении жизненных путей персонажей, в противопоставлении индивидуализма и эгоизма мужеству борца за народное дело, защитника общественных идеалов. Просветительская тема стала "фоном", представленным достаточно обстоятельно, чтобы обосновать характер социальных, семейных и иных конфликтов, происходивших в обществе, сохранявшем во многом феодально-патриархальные черты.

Большое место отводит автор выявлению условий и причин, формирующих характер его молодых персонажей, показу их интересов, споров, которые они ведут и в которых раскрываются их представления о жизни, об окружающем их мире, о людях. Дается психологическое раскрытие образов, делается попытка индивидуализировать характеры людей, которых столкнули обстоятельства.
Повествование включает сцены московской и бакинской жизни, описания студенческой и купеческой среды, борьбы революционера-подпольщика, рискующего многим во имя освобождения трудящихся, и времяпрепровождение сынков богачей, серьезные споры и юмористические сценки, т.е. оно разнопланово, что придает известную широту изображаемой в романе действительности. Все это, вместе взятое, - свидетельство углубляющегося реализма в романе, движения от реализма просветительского типа к реализму критическому.

Память

В 1990 году в Баку создан Дом-музей Абдуллы Шаига по инициативе сына Абдуллы Шаига- Кямала Талыбзадех, и по решения Кабинета Министров  Азербайджана. Музей расположен в одной из квартир здания, где в свое время жили литератор и его семья.
Дом-музей Абдуллы Шаига- это культурный центр, в котором освещены вся его жизнь, художественная и творческая работа, педагогческая деятельность, а также деятельность авторов и интелегенции связанная с ним.
Музей расположен на ул.Верхний Нагорный, в одной из квартир здания

Адрес: Ул. А. Шаига, 21
Телефон: (+994 12) 492-29-61
Время работы: 10.00 - 18.00 понедельник- четверг

http://www.citylife.az/files/place/big/image0021227268175.jpg

http://www.citylife.az/files/place/big/image0031227268176.jpg

http://www.citylife.az/files/place/big/image0041227268176.jpg

http://www.citylife.az/files/place/big/image0051227268177.jpg

http://www.citylife.az/files/place/big/image0061227268177.jpg

http://www.citylife.az/files/place/big/image0081227268178.jpg