http://philatelia.ru/pict/cat5/dir1/3461ru.jpg

Наджаф-бек Фатали-бек оглы Везиров (азерб. Nəcəf bəy Fətəli bəy oğlu Vəzirov; 5(17).2.1854, Шуша — 9.7.1932, Баку) — азербайджанский драматург, публицист, театральный деятель. Один из основателей азербайджанского театра.

Биография

Наджаф-бек Везиров родился в 1854 году в Шуше, поступил в школу, а затем продолжил учёбу в реальной гимназии в Баку. Здесь он знакомится с Гасанбеком Зардаби, преподающем в этой же гимназии. Видя интерес своего ученика к театру, Г. Зардаби привлекает молодого человека к постановке комедии «Гаджи Кара» М. Ф. Ахундова. В эти годы учёбы Н. Везиров, проявляя интерес к литературному творчеству, занимался репетиторством. Окончив гимназию с серебряной медалью, он продолжил учёбу в России, сначала в Санкт-Петербурге, а затем, после болезни, переехал в Москву и поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию.

Н.Везиров отличался последовательным интересом к драматургии и театру, создав целый ряд пьес, обогативших репертуар национального театра.Он родился в Шуше, поступил там в школу, а затем продолжил учебу в реальной гимназии в Баку. Здесь он знакомится с Гасан-беком Зардаби, преподававшем в этой же гимназии. Видя интерес своего ученика к театру, Г.Зардаби привлекает молодого человека к постановке комедии "Гаджи Кара".В эти годы учебы Н.Везиров, проявляя интерес к литературному творчеству, занимался репетиторством. Окончив гимназию с серебряной медалью, он продолжил учебу в России, сперва в Санкт-Петербурге, а затем, после болезни, переехал в Москву и поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию.

Годы учебы оставили большой след в творческом формировании Н.Везирова. В стенах Петровско-Разумовской академии, бывшей рассадником революционных идей среди студентов, он проникается освободительными идеями и настроениями, сближается с передовой молодежью. С этого времени начинается его дружба с В.Г.Короленко (1853-1921), ставшим впоследствии известным русским писателем.В годы учебы в академии Н.Везиров сотрудничает с Гасан-беком Зардаби, посылая в его газету "Экинчи" различного рода публицистические статьи и очерки.

Окончив учебу в Москве, Н.Везиров некоторое время работает лесничим в Дилижане, но в связи с закрытием Петровско-Разумовской академии из-за неблагонадежности и революционности ее учащихся, он, как выпускник ее, был освобожден от занимаемой должности лесничего.Приехав в Баку, Н.Везиров сдает экзамен на адвоката и начинает служить в качестве защитника бедных и обездоленных в городском суде, где имеет возможность вблизи наблюдать бюрократизм чиновников, социальные и бытовые конфликты городской среды, что обогащает его опыт как драматурга и публициста.

Творчество

Наджаф-бек Везиров написал около 15 драматических произведений, реалистически отображающих быт и нравы азербайджанских помещиков, купцов и буржуазных дельцов конца 19 — начала 20 вв.

В своих комедиях «Мясо тебе, а кости мне» (1873) и «Картина домашнего воспитания» (1875) Н. Везиров остро критиковал старую школу, принципы патриархального воспитания. В пьесе «Несчастная» (1874) показывал бесправное положение женщины-азербайджанки, призывал к борьбе с темнотой и косностью, к просвещению народа. В своих юношеских пьесах Везиров обличал отсталый азербайджанский быт, выступал против бескультурья, унижения человеческого достоинства. Ещё более глубокий социальный смысл приобрели пьесы, написанные в 1890—1905. Одна из лучших комедий Везирова «Осталось лишь одно название» (1891) показывает экономическое и моральное разложение дворянства. Тип купца-самодура (Гаджи Гамбар) изображен в комедии «Из-под дождя да в ливень» (1895). В комедии «Герои наших дней» (1898)

Везиров впервые в азербайджанской литературе показал дельца, разбогатевшего от спекуляции нефтеносными землями, которые он скупал за бесценок у крестьян. Везиров написал первую в азербайджанской драматургии трагедию «Горе Фахреддина» (1896), в которой создал образ молодого дворянина-либерала, протестующего против феодальных порядков, стремящегося к преобразованию патриархального уклада жизни, распространению культуры. Среди других комедий Везирова — «Камень, брошенный вслед, угодит в пятку», «Позднее раскаяние плодов не дает». Пьесы Везирова ставились впервые в любительских спектаклях в Баку и в Шуше. С 20 в. вошли в репертуар всех азербайджанских театров. В 1873—1912 Везиров выступал как организатор спектаклей и режиссёр в бакинской труппе.

После установления Советской власти в Азербайджане написал пьесу «Начало нового века», в которой горячо приветствовал власть трудящихся. Продолжатель реалистических традиций М. Ф. Ахундова, Везиров отобразил в своем творчестве «темное царство» азербайджанских дворян—тунеядцев, купцов—самодуров, капиталистов—дельцов. Творчество его отмечено верностью бытового колорита, яркостью характеристик, сочностью народного языка. Бытовые реалистические драмы Везирова отличаются сатирической направленностью. Везиров поднимал актуальные для своего времени вопросы, но полагал, что нравы могут быть изменены путем распространения просвещения. Большое влияние на творчество Везирова оказала русская литература, в частности драматургия А. Н. Островского.

В течение всей своей творческой жизни Н.Везиров создал целый ряд пьес, среди которых "Сценка домашнего воспитания" (1875), "Камень, брошенный сзади, угодит в пятку" (1890), "Что толку от позднего раскаяния" (1891), "Из дождя да в ливень" (1875-1895), "Горе Фахраддина" (1896), "Герои наших дней" (1898-1900) и другие.Сочетая в своем творчестве традиции М.Ф.Ахундова и социальной драмы, созданной русским драматургом А.Н. Островским, Н.Везиров воссоздавал в своих пьесах реалии времени, выступал против патриархальных отношений, устаревших обычаев и нравов, фанатизма и косности, разоблачал дельцов и авантюристов буржуазного времени.

С этой точки зрения примечательна пьеса "Герои наших дней ", разоблачающая бакинских биржевых маклеров и дельцов, которые в атмосфере нефтяной лихорадки, охватившей определенные слои населения, покупали и перепродавали с выгодой для себя нефтеносные земли сельчан.Другая пьеса - трагедия "Горе Фахраддина" воссоздавала об раз молодого человека, либеральные и демократические взгляды которого встречают непонимание и отчуждение окружающих его людей. Благородные устремления Фахраддина-героя трагедии наталкиваются на глухое сопротивление косных и невежественных людей. Не добившись осуществления своих благих намерений и целей, Фахраддин терпит крах и погибает.

"Темное царство" оказывается сильнее просветительских и демократических устремлений героя, избравшего путь уговоров и увещеваний.Герой Н.Везирова оказывается не в состоянии изменить мир невежества и предрассудков, и разрешение конфликта в подобном духе - типичное для писателя-просветителя того времени. Так же трагически завершается жизнь героя драмы Н.Нариманова, имеющей симптоматическое название - "Невежество". Терпит поражение и теряет рассудок герой Зейналабдина Марагаи - проводник просветительских идей Ибрагим-бек ("Дневник путешествия Ибрагим-бека") и другие.Н.Везиров снискал популярность как бытописатель-драматург с остро выраженным социальным чутьем, позволявшим ему ставить и решать животрепещущие проблемы современности.

http://static.panoramio.com/photos/original/22631419.jpg
Здание средней школы 2 имени Наджаф Бек Везирова