http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2d/Ssakhundov.jpg
Сулейман Сани Аху́ндов (азерб. Süleyman Sani Axundov; 3 октября 1875, Шуша—29 марта 1939, Баку) — азербайджанский драматург, журналист, детский писатель и педагог. Он выбрал псевдоним «Сани» (араб. «второй»), чтобы избегать путаницы со своим однофамильцем Мирзой Фатали Ахундовым.

Жизнь и вклад

С. С. Ахундов вступил в литературу еще в конце XIX века. Свыше сорока лет С. С. Ахундов был учителем, являясь в то же время активным общественным деятелем. Несомненны его заслуги в развитии литературы; им были написаны первые драмы и рассказы об Азербайджане.

Сулейман Сани Ахундов родился 21 сентября (3 октября) 1875 г. в городе Шуше в семье обедневшего бека. Окончив Горийскую учительскую семинарию, он с 1894 г. в течение многих лет преподавал в русско-татарских школах Баку. Истинный просветитель, Ахундов в годы царизма многое сделал для обучения детей своего народа.С. С. Ахундов непосредственно участвовал в первом съезде учителей, созванном в Баку в 1906 г. Вместе с товарищами по педагогической работе он составил учебник "Второй год" и выдвинул ряд практических предложений о реформе арабского алфавита. Наряду с общественно-педагогической работой, С. С. Ахундов занимался и литературной деятельностью. В дореволюционное время им были написаны три пьесы и ряд рассказов.

В 1918 г. Ахундов принимает участие в делах Бакинской Коммуны, работая в области народного просвещения. Вспоминая об этом периоде своей деятельности, он писал: "Во время Бакинской Коммуны, в 1918 году, я работал в качестве привлеченного члена совета по народному образованию... Основная моя работа здесь сводилась к составлению программы для трудовых школ, а также обеспечению школ оборудованием".Направленный после свержения мусаватского правительства в Шушу на ответственную работу в области просвещения, С. С. Ахундов организует в июне 1920 г. сельские советы в Курдистане, проводит выборы делегатов от Карабаха и Зангезура на крестьянский съезд. Некоторое время он заведует отделом народного образования Нагорно-Карабахской автономной области.Писатель стал постоянным драматургом организованного в Баку театра "Сатир-агит", начавшего свою деятельность в 1921 г. постановкой его пьесы "Колесо фортуны".

В 1922 г. Сулейман Сани Ахундов был избран первым председателем Азербайджанского Союза писателей и поэтов. На этом посту он сделал многое для воспитания молодежи, пришедшей в литературу. С. С. Ахундов активно сотрудничал в журналах "Маариф вэ медениет" ("Просвещение и культура") и "Шарк кадыны" ("Женщина Востока"). Помимо его "Чернушки", "Собаки мистера Грея" и других произведений, были изданы: сборник рассказов под общим заголовком "Шутка" (1927), "Сочинения" (1936) и "Избранные произведения" (1951).За большие заслуги в литературной и педагогической деятельности Ахундову в 1932 г. было присвоено почетное звание Героя Труда. В промежутке между 1920 г. и 1930 г. он избирался членом Бакинского совета, кандидатом в члены Бакинского исполнительного комитета, членом Центрального Исполнительного Комитета Азербайджанской ССР. Умер С. С. Ахундов 29 марта 1939 г. в Баку.

С. С. Ахундов вступил на литературное поприще комедией "Алчный" (1899), написанной под влиянием известной комедии М. Ф. Ахундова "Гаджи-Кара". В пьесе "Алчный" автор подвергал осмеянию устаревшие обычаи и традиции, нарисовав отталкивающий образ стяжателя и скупца. В произведениях же, созданных после русской революции 1905 г., писатель касался уже более широких социально-политических проблем, освещая их с демократических позиций. В рассказе "Пир" автор выступает как защитник интересов трудящихся. На вопрос господ: "Кто является столпом государства?"-крестьянин, герой этого рассказа, отвечает: "Господа, если вы ищете правду, то столпом государства являемся мы - крестьяне, да и те рабочие, которые, обливаясь кровавым потом, ворочают грузы. Если мы не посеем и не пожнем и если они не будут работать, то ни одно государство не проживет".Тема ненависти к угнетателям и призыв к защите угнетенных сильнее прозвучали в цикле рассказов, написанных для детей и получивших известность под общим названием "Страшные рассказы" (1912-1913). В рассказе "Чернушка", представляющем собой лучший образец дореволюционной азербайджанской детской прозы, изображены живущие в бедности трудолюбивые, верные в дружбе люди. Проведя всю свою короткую жизнь в лишениях, маленькая девочка Чернушка жертвует собою во имя дружбы.О муках и страданиях, которые выпали на долю детей нужды - Чернушки, Нуреддина, Аббаса, Зейнаб - в "Страшных рассказах" повествуется как о социальном бедствии.

Заметное влияние на идейно-творческий рост С. С. Ахундова оказала великая русская литература. "В молодости, - писал он,- я долгое время находился под влиянием двух великих личностей. Одной из них был Л. Толстой, а другой - М. Горький... Революция 1905 года толкнула меня на путь, которому следовал Максим Горький". В самом деле, и в рассказах "Звезда свободы", "Чернушка", "Нуреддин", написанных Ахундовым до революции, и в ряде созданных им в советское время произведений ощущается благотворное влияние М. Горького.
Подвергнув критике в своих первых пьесах "Алчный", "Дибдат-бек" и "Тюркское единство" стяжательство и скупость, бескультурье и развращенность помещиков и буржуазии, Ахундов в драмах, написанных в годы Советской власти, показывал борьбу трудящихся масс за свою свободу и новую жизнь, бичевал пережитки прошлого.Другие пьесы С. С. Ахундова: "Шахсенем и Гюльпери" (192J), "Следствие одной любви" (1922) и "Новая жизнь" (1923) написаны в реалистическом плане. Ощущение нового в этих небольших пьесах, написанных для театра "Сатир-агит", гораздо сильнее. Писатель попытался образно осмыслить проблемы семьи, защиты прав женщины и торжество новых моральных норм. В 1922 С. С. Ахундов написал одно из лучших своих произведений - драму "Любовь и месть", в которой разоблачаются дикие обычаи патриархально-феодального строя. Крестьянин-бедняк Али-Мардан, задавшись целью отомстить за поруганную честь сестры, становится разбойником. Он, однако, не ограничивается местью обидчику Шахбаз-беку, а делается непримиримым врагом царских властей, беков, купцов, стремясь избавить крестьян от их гнета.

Образ этот напоминает смелых и гордых людей, которых в Азербайджане называли в свое время "качагами" и из среды которых часто выходили мужественные вожаки стихийной крестьянской борьбы.В пьесе резко очерчены противоречия между помещиками и крестьянами. В то время как семья помещика Шахбаз-бека - олицетворение морального падения, несправедливости, насилий и преступности, семья простого крестьянина Али-Мардана состоит из честных, добросовестных, полных внутреннего благородства людей. Если между членами помещичьей семьи - отцом и сыном, мужем и женой - существует разлад, то в крестьянской семье господствует полное единодушие и взаимная привязанность. В драме "Любовь и месть" изображена трагедия простых людей, страдающих под пятой насильников, трагедия обесчещенных мирных людей, беззащитных перед лицом произвола.Одним из удавшихся образов пьесы "Любовь и месть" является образ деда Пири. По сравнению с умудренными опытом жизни, седобородыми стариками из рассказов "Чернушка" и "Нуреддин" это более полный и законченный характер. Хотя дед Пири, одаренный ясным умом и добрым сердцем, видит несправедливое устройство жизни, при котором один силен, а другой слаб, один богат, а другой беден, и воспринимает это как одну из основных причин, порождающих страдания людей, тем не менее он считает такой порядок вещей извечным. Дед Пири-реалистический образ, вобравший в себя сильные и слабые стороны азербайджанского крестьянства.С большим сочувствием обрисована в пьесе привлекательная, чистая молодежь, которую буржуазно-помещичий строй обрек на муки и страдания. Не случайно говорил С. С. Ахундов: чтобы по достоинству оценить сегодняшнюю радостную и прекрасную жизнь, нам следует изучить жизнь прошлую.  Пьеса "Любовь и месть" служит именно этой цели.Написанная с мастерством зрелого художника и пронизанная подлинным гуманизмом, драма приобрела большое воспитательное значение и поныне живет на азербайджанской сцене.В прозаических произведениях, написанных в послеоктябрьские годы, С. С. Ахундов затрагивал и современные и исторические темы.

В рассказах "Два друга, два врага", "Вот с этим я не согласен", "Лечение", "Честь" повествуется о первых ростках новой, советской жизни, о раскрепощении женщины, о коммунистической морали, а также о пережитках прошлого в быту и сознании людей и борьбе с этими пережитками.Тему рассказа "Зачем?" писателю подсказали события 9 января 1905 г. В образах женщины-труженицы Веры и деда Михайла, отдавшего борьбе против самодержавия шесть сыновей и пять внуков, автор воплотил светлые моральные черты русских рабочих.Но такие рассказы, как "Сона-хала", "Собака мистера Грея", "Два друга, два врага", написанные па темы современности, резко отличаются от большинства исторических рассказов и по стилю, и по идейной направленности.

Под воздействием современной действительности автор постепенно отходит от прежних творческих позиций, стремится овладеть методом социалистического реализма.Острой политической теме посвящен рассказ С. С. Ахундова "Собака мистера Грея", в котором показаны безграничный произвол империалистов в Китае и героическая борьба китайского народа с колонизаторами. Рассказ "Два друга, два врага" по своему содержанию и сюжету очень близок к "Соколиному гнезду". Подобно Джангир-аге из "Соколиного гнезда", его герой Фахраддин получает образование в России, вступает после Февральской революции в партию большевиков, вместе с Красной Армией возвращается в 1920г. в родной Азербайджан и борется здесь за Советскую власть. Фахраддин - революционер, "готовый жертвовать всем ради коммунизма". "Классовая борьба,- говорит он,- это борьба идейная. Если отец, сын, брат придерживаются разных политических убеждений, то они просто враги".

В рассказах "Сона-хала" ("Тетя Сона"), "Молла Касим", "Поздравление" С. С. Ахундов пишет о счастье трудящихся, которые строят новую жизнь, о культурной революции, меняющей облик человека, о раскрепощении женщины.Творчество С. С. Ахундова, отдавшего свою жизнь служению родному народу, занимает видное место в азербайджанской литературе.

Своими художественными произведениями он немало помог социалистическому строительству, В историю азербайджанской советской литературы он вошел как один из первых ее активных деятелей. 

Память

Именем Сулеймана Сани Ахундова названа одна из улиц Баку.