Похоронные обряды азербайджанцев
Умирающего не оставляли одного в помещении. Не позволялось также оставлять около него одну женщину.
Покойный назывался "мерхум". Покойника клали в постель лицом к югу - по направлении к Кибле (Мекке). Сразу же после кончины умершему закрывали рот, подвязывая челюсть полотенцем, и прикрывали глаза, поглаживая их ладонью; выпрямляли руки и ноги, шею и туловище; старались придать телу покойника строго горизонтальное положение. Ссвязывали также вместе большие пальцы ног. Это делалось для того, чтобы ноги покойного не разъединялись и оставались прямыми. Руки покойного складывали на желудке, не скрещивая и не кладя друг на друга.
Накрывали умершего черной материей, обозначающий траур и клали ему на грудь зеркало, обращеное к лицу покойника.
Обычай класть зеркало на грудь покойного распространен повсеместно в Азербайджане и представляет особый интерес. Азербайджанцы верили, что в зеркале отражается не только внешний вид человека, но и его сущность, внутренний мир, иначе - душа. Одним словом, отражение в зеркале тоже имеет душу. Этим действием хотят вернуть покойному его отражение в зеркале, имеющее душу, чтобы в доме не осталось его вредоносного духа.
Отсюда обычай завешивать на ночь зеркала материей. Это действие объясняется следующим образом. Ближе к ночи на земле начинают властвовать демоны зла, могущие принести вред человеку. Их отражение, душа могут оставаться в зеркале, и тогда человек, взглянувший в него, увидет злого духа и от его ужасного вида может сойти с ума.
В юго-западных районах республики ритуал положения зеркала на грудь покойного объясняют по-другому: будто зеркало охраняет покойного, потому дух уже покинул его тело.
С наступлением смерти мулла читал над покойным молитву "кялма-йи-шящадят" (исповедание веры).
Если больной умер ночью, его до утра оставляли в доме и называли эту ночь "гонаг" (гость). Около покойника ставили зажженный светильник и близжайшие родственники (ни в коем случае не допускалось, чтобы это были одни женщины) сидели всю ночь подле него, так как покойника нельзя было оставлять одного в помещении.
Сразу после смерти в дом умерщего начинали собираться люди - родственники, знакомые, соседи, односельчане. Приходили все, кто узнавал о смерти человека. Женщины окружали покойника и начинали его оплакивать.
После оплакивания приступали к обмыванию покойника. В городах и селах, где имеется мечеть, покойника несут для обмывания в мечеть. Затем омытого покойника приносят обратно в дом, откуда и хоронят.
Следующим этапом похоронного ритуала является облачение в саван. Онизготавливается из белой материи - полотна, ситца или бязи. Состоял он главным образом из трех частей: 1) куска ткани для окутывания нижней части тела 2) рубахи 3) ткани, покрывающей умершего с головы до ног. При этом рубаха для женщин делалась несколько длиннее, чем мужская. Саван для умершего готовили его близжайшие родственники.
Покойника несли на кладбище либо на носилках, либо в деревянном открытом ящике (табут), куда клали умершего и накрывали материями - черной, если хоронили пожилого человека, красной, если - молодого. Ящик с катафалком существовал при каждой мечети.
В городах и селах, где имелась мечеть, положенного на табут покойника везли туда; там ахунд или мулла читал по нему намаз.
Обычно носилки поднимали сыновья или братья умершего, а если таковых нет, то другие близжайшие родственники. Носилки с телом покойного приподнимали три раза, затем опускали на землю. Старлись держать покойного высоко. Похоронная процессия двигалась медленно, впереди похоронной процессии шел мулла, читающий молитву "Эзан", "Ар-рахман", за ним несли носилки с телом покойного.
Женщины в похоронной процессии не участвовали, оставались дома.
Могила обычно имела глубину по пояс взрослого человека. Могилу для женщин рыли глубже, чем для мужчин.
При приближении к готовой могиле постепенно замедляли шаг и три раза клали носилки с покойным на землю и лишь после этого опускали в могилу.
Мулла во время чтения молитвы (Ясин) становился ближе к краю могилы в том случае, если покойный мужчина; еслиженщина - отходил чуть дальше. Во время похорон молитву не читали только в том случае, если покойнику меньше шести лет. В этом возрасте ребенок считался "райским", т.е. безгрешным и не нуждался в душеспасительных ритуалах.
На кладбище ритуал оплакивания продолжался. Носилки с телом усопшего ставились у края могилы. Мулла в этот момент читал молитву, которую за ним повторяли все присуствующие. Два человека спускались в могилу, двое других стояли у края могилы. При опускании тела в могилу тот, кто спускался туда, чтобы уложить труп, должен был быть без головного убора и без обуви. Спускались в могилу близкие родственники, чаще всего это были сыновья умершего.
Покойного в одном саване опускали на каком-либо куске материи в могилу, а если умерший был ребенок - на шелковом платке ("кялагаи"). Умершего опускали в могилу головой впеед. Находившиеся в могиле мужчины развязывали завязки савана, укладывали умершего на правый бок, лицом в сторону Мекки - к югу. Затем немного раскрывали лицо покойного и првой щекой прикладывали к земле. В момент положения покойника в могилу все окружающие должны были стоять на ногах. Разговаривать в этот момент не полагалось.
После мулла читал молитву "тялгин" - объяснение веры. Эта молитва произносилась для того, чтобы покойник якобы дал правильные ответы на вопросы могильных ангелов Менкира и Инкира. Когда покойник якобы не отвечает на их вопросы, они его страшно мучают.
Уложив покойника в могилу, сначала закрывали его досками или каменными плитами, а затем на них настилали немного сена для того, чтобы земля не сыпалась сквозь щели на тело. После могилу засыпали землей, причем первый ком земли на доски бросал старший сын, а если такового не было, то брат.
Тот, кто первый бросает в могилу горсть земли, говорит на арабском языке: "Все мы принадлежим богу и возвратимся к нему".
Те, кто хоронили сына или дочь, а также брата, бросали на могилу покойного семь лопат земли. Затем мулла семь раз читал молитву, которую адресовал непосредственно покойнику. Затем могилу начинали засыпать.
По народному обычаю в момент, когда могилу засыпали землей, сын или брат покойного все время должен был стоять лицом к ней, якобы для того, чтобы умерший не чувствовал себя одиноким.
Затем могила полностью засыпалась, и после этого все присуствующие по знаку муллы произносили "фатихя", сам же мулла читал суру из Корана под названием "алейхим".
Засыпанную могилу окропляли водой, и у изголовья клали ивовые прутики.
Образованный от насыпанной земли могильный холмик закрывали плоскими каменьями. В головной части могилы ставили вертикально один камень.
По шариату, могила должна на четыре паьца возвышаться над уровнем земли.
Как только умершего похоронят, люди, касавшиеся его, должны были вымыться, иначе они считались нечистыми.
Сразу же после похорон участники похоронной процессии возвращались в дом усопшего, где по нему справлялись поминки. В Азербайджане поминальные обряды совершаются в 3, 7, 40 (иногда 52) дни после смерти и в день ее годовщины.