У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Традиции и вера азербайджанцев » Похоронные обряды азербайджанцев


Похоронные обряды азербайджанцев

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Похоронные обряды азербайджанцев

Умирающего не оставляли одного в помещении. Не позволялось также оставлять около него одну женщину.
Покойный назывался "мерхум". Покойника клали в постель лицом к югу - по направлении к Кибле (Мекке). Сразу же после кончины умершему закрывали рот, подвязывая челюсть полотенцем, и прикрывали глаза, поглаживая их ладонью; выпрямляли руки и ноги, шею и туловище; старались придать телу покойника строго горизонтальное положение. Ссвязывали также вместе большие пальцы ног. Это делалось для того, чтобы ноги покойного не разъединялись и оставались прямыми. Руки покойного складывали на желудке, не скрещивая и не кладя друг на друга.

Накрывали умершего черной материей, обозначающий траур и клали ему на грудь зеркало, обращеное к лицу покойника.

Обычай класть зеркало на грудь покойного распространен повсеместно в Азербайджане и представляет особый интерес. Азербайджанцы верили, что в зеркале отражается не только внешний вид человека, но и его сущность, внутренний мир, иначе - душа. Одним словом, отражение в зеркале тоже имеет душу. Этим действием хотят вернуть покойному его отражение в зеркале, имеющее душу, чтобы в доме не осталось его вредоносного духа.

Отсюда обычай завешивать на ночь зеркала материей. Это действие объясняется следующим образом. Ближе к ночи на земле начинают властвовать демоны зла, могущие принести вред человеку. Их отражение, душа могут оставаться в зеркале, и тогда человек, взглянувший в него, увидет злого духа и от его ужасного вида может сойти с ума.
В юго-западных районах республики ритуал положения зеркала на грудь покойного объясняют по-другому: будто зеркало охраняет покойного, потому дух уже покинул его тело.
С наступлением смерти мулла читал над покойным молитву "кялма-йи-шящадят" (исповедание веры).
Если больной умер ночью, его до утра оставляли в доме и называли эту ночь "гонаг" (гость). Около покойника ставили зажженный светильник и близжайшие родственники (ни в коем случае не допускалось, чтобы это были одни женщины) сидели всю ночь подле него, так как покойника нельзя было оставлять одного в помещении.

Сразу после смерти в дом умерщего начинали собираться люди - родственники, знакомые, соседи, односельчане. Приходили все, кто узнавал о смерти человека. Женщины окружали покойника и начинали его оплакивать.

После оплакивания приступали к обмыванию покойника. В городах и селах, где имеется мечеть, покойника несут для обмывания в мечеть. Затем омытого покойника приносят обратно в дом, откуда и хоронят.

Следующим этапом похоронного ритуала является облачение в саван. Онизготавливается из белой материи - полотна, ситца или бязи. Состоял он главным образом из трех частей: 1) куска ткани для окутывания нижней части тела 2) рубахи 3) ткани, покрывающей умершего с головы до ног. При этом рубаха для женщин делалась несколько длиннее, чем мужская. Саван для умершего готовили его близжайшие родственники.

Покойника несли на кладбище либо на носилках, либо в деревянном открытом ящике (табут), куда клали умершего и накрывали материями - черной, если хоронили пожилого человека, красной, если - молодого. Ящик с катафалком существовал при каждой мечети.

В городах и селах, где имелась мечеть, положенного на табут покойника везли туда; там ахунд или мулла читал по нему намаз.

Обычно носилки поднимали сыновья или братья умершего, а если таковых нет, то другие близжайшие родственники. Носилки с телом покойного приподнимали три раза, затем опускали на землю. Старлись держать покойного высоко. Похоронная процессия двигалась медленно, впереди похоронной процессии шел мулла, читающий молитву "Эзан", "Ар-рахман", за ним несли носилки с телом покойного.
Женщины в похоронной процессии не участвовали, оставались дома.

Могила обычно имела глубину по пояс взрослого человека. Могилу для женщин рыли глубже, чем для мужчин.

При приближении к готовой могиле постепенно замедляли шаг и три раза клали носилки с покойным на землю и лишь после этого опускали в могилу.

Мулла во время чтения молитвы (Ясин) становился ближе к краю могилы в том случае, если покойный мужчина; еслиженщина - отходил чуть дальше. Во время похорон молитву не читали только в том случае, если покойнику меньше шести лет. В этом возрасте ребенок считался "райским", т.е. безгрешным и не нуждался в душеспасительных ритуалах.

На кладбище ритуал оплакивания продолжался. Носилки с телом усопшего ставились у края могилы. Мулла в этот момент читал молитву, которую за ним повторяли все присуствующие. Два человека спускались в могилу, двое других стояли у края могилы. При опускании тела в могилу тот, кто спускался туда, чтобы уложить труп, должен был быть без головного убора и без обуви. Спускались в могилу близкие родственники, чаще всего это были сыновья умершего.

Покойного в одном саване опускали на каком-либо куске материи в могилу, а если умерший был ребенок - на шелковом платке ("кялагаи"). Умершего опускали в могилу головой впеед. Находившиеся в могиле мужчины развязывали завязки савана, укладывали умершего на правый бок, лицом в сторону Мекки - к югу. Затем немного раскрывали лицо покойного и првой щекой прикладывали к земле. В момент положения покойника в могилу все окружающие должны были стоять на ногах. Разговаривать в этот момент не полагалось.

После мулла читал молитву "тялгин" - объяснение веры. Эта молитва произносилась для того, чтобы покойник якобы дал правильные ответы на вопросы могильных ангелов Менкира и Инкира. Когда покойник якобы не отвечает на их вопросы, они его страшно мучают.

Уложив покойника в могилу, сначала закрывали его досками или каменными плитами, а затем на них настилали немного сена для того, чтобы земля не сыпалась сквозь щели на тело. После могилу засыпали землей, причем первый ком земли на доски бросал старший сын, а если такового не было, то брат.
Тот, кто первый бросает в могилу горсть земли, говорит на арабском языке: "Все мы принадлежим богу и возвратимся к нему".

Те, кто хоронили сына или дочь, а также брата, бросали на могилу покойного семь лопат земли. Затем мулла семь раз читал молитву, которую адресовал непосредственно покойнику. Затем могилу начинали засыпать.

По народному обычаю в момент, когда могилу засыпали землей, сын или брат покойного все время должен был стоять лицом к ней, якобы для того, чтобы умерший не чувствовал себя одиноким.
Затем могила полностью засыпалась, и после этого все присуствующие по знаку муллы произносили "фатихя", сам же мулла читал суру из Корана под названием "алейхим".

Засыпанную могилу окропляли водой, и у изголовья клали ивовые прутики.

Образованный от насыпанной земли могильный холмик закрывали плоскими каменьями. В головной части могилы ставили вертикально один камень.

По шариату, могила должна на четыре паьца возвышаться над уровнем земли.

Как только умершего похоронят, люди, касавшиеся его, должны были вымыться, иначе они считались нечистыми.

Сразу же после похорон участники похоронной процессии возвращались в дом усопшего, где по нему справлялись поминки. В Азербайджане поминальные обряды совершаются в 3, 7, 40 (иногда 52) дни после смерти и в день ее годовщины.

0

2

Обряды поминания умершего у азербайджанцев

Поминание покойника является одним из древнейших ритуалов, в котором выражаются память об умершем, внимание и уважение к нему родственников и односельчан.

Сразу же после похорон участники похоронной процессии возвращались в дом усопшего, где по нему справлялись поминки. В Азербайджане поминальные обряды совершаются в 3, 7, 40 (иногда 52) дни после смерти и в день ее годовщины.

На поминки в день похорон гостей не приглашали, люди приходили сами. Поэтому этот вечер назывался "хатир геджаси" - вечер свободной визитации.

В день похорон поминки как таковые не справляются. Присуствующим подавались чай, халва, а в северо-западных районах еще и юха (иначе - лаваш, лепешка из очень тонко раскатанного теста). Халва являлась ритуальным блюдом и готовилась во все поминальные дни без исключения. Пришедшие на поминки должны были обязательно отведать халвы. На 40-й день, в годовщину смерти и в праздник Новруз завернутую в тонкий лаваш или положенную в хлеб халву для поминания покойника раздавали родственникам и соседям, а также несли на кладбище, где раздавали бедным или участникам церемонии.
На третий день поминки ("хейрат") справлялись вновь. На этот раз подавалось мясное блюдо - чаще всего парча бозбаш или кюфта бозбаш, в западных районах бозартма (мясное блюдо) или плов. Чаще всего готовилось одно блюдо (бозартма), но иногда бывало и два (плов и бозартма), в зависимости от материального состояния семьи умершего. В юго-восточных районах предпочитали готовить плов. На поминки наряду с мясными блюдами было принято готовить также довгу и халву.
Поминки, справляемые на третий день после смерти, назывались "учу".

На третий день после похорон совершался ритуал "джаралмах". Матрац на котором лежал покойник, стирали в реке. После этого на матрац лили чистую воду, чтобы он вновь стал "чистым", то есть не оскверненным телом покойника.

На седьмой день после смерти устраивались поминки "йеддиси" ("едлик").
Поминки справлялись и каждый четверг до 40-го дня.

Через сорок дней после смерти совершались поминки "гырх". Совершались те же обряды, как и во время предыдущих поминок.

В некоторых районах Азербайджана (Казахский, Закатальский районы) поминки устраивают также на 52-й день после смерти. Существует убеждение, что в этот день труп якобы окончательно разлагается и ткани его отделяются от костей, и что этот процесс проходит для умершего очень болезненно.
По поверьям азербайджанцев, на 3-й и 7-й день душа покойника еще присуствует дома. Лишь только послк 40-го дня она его окончательно покидает.
Во время похорон у изголовья могилы ставили простой, необработанный камень для отметки. Через шесть месяцев или к годовщине смерти могилу окончательно оформляли и ставили украшенный намогильный памятник.

Поминальные обряды азербайджанцев не прекращались с установлением намогильного памятника. В дни мусульманских праздников - месяц рамазан, мусульманский пост "орудж" - справляли поминки под названием "гара байрам" (черный праздник).

По истечении года вновь устраивали поминки - "илини вермяк" (отмечать годовщину), "иллик хейрат" (годовые поминки). Справлялся поминальный обед, на который собиралось много народу - почти вся деревня, если она была немноголюдной, или чаще - квартал. Поминки сопровождались чтением Корана в доме умершего и на его могиле. Как правило, утром покойного поминали женщины, а после обеда - мужчины.

Обряд чтения Корана на могиле умершего исполнялся и по истечении годового поминального срока - в дни праздника Новруз Байрам.

Поминальный обряд справлялся и в том случае, если покойник часто снился кому-либо из близких.
Со смертью человека для родственников наступало время траура - "йас".
Траур известен как высшая форма выражения горести, вызванной утратой близкого человека.
После смерти близкого человека соблюдение траура считалось обязательным для всего родственного коллектива - обычно до 40 дней.
В течении периода строгого траура (40 дней ближайшие родственники, 7 дней - более дальние) мужчины не брились.

Женщины в этот период носили черную одежду, повязывали голову черным платком.
Во время траурного сорокадневья ни один из членов родственного коллектива не мог устраивать свадьбы, играть на музыкальных инструментах. Соблюдавшие траур родственники не посещали также веселые торжества, не справляли праздники.

Семья же покойного придерживалась всех упомянутых элементов траура в течении целого года, т.е. до совершения годовых поминок.

В течение этого срока в семье умершего старались избегать во всем ярких, веселых цветов, в особенности красного цвета.

Отредактировано Декабристъ (08.04.2009 13:49:45)

0

3

Декабристъ написал(а):

В течение этого срока в семье умершего старались избегать во всем ярких, веселых цветов, в особенности красного цвета.

А после смерти близкого человека мужчинам нельзя бриться около месяца?

0

4

Milaya написал(а):

А после смерти близкого человека мужчинам нельзя бриться около месяца?

По обычаям мужчины не бреются и нестригутся 40 дней. По районам и в деревнях этого обычая придерживаются все, но у нас в городе так как нельзя в небритом виде приходить на работу, бреются каждый день.
Если у женщины умер муж или сын она в течении года не красит волосы и не стрегется.

+2

5

Да,конечно, тема грустная, но познавательная!
Мой любимый человек живет в Баку
и два дня назад он похоронил своего лучшего друга,
который попал в страшную автокатастрофу и погиб! Царство небесное ему.
И сейчас у него траур 7 дней. Соответсвенно и моральное состояние ужасное.

0

6

мда... Печально

0

7

Печально то, что я не могу сейчас быть рядом с ним
и поддержать его в трудные минуты!

0

8

miss N написал(а):

Да,конечно, тема грустная, но познавательная!Мой любимый человек живет в Баку и два дня назад он похоронил своего лучшего друга,который попал в страшную автокатастрофу и погиб! Царство небесное ему.И сейчас у него траур 7 дней. Соответсвенно и моральное состояние ужасное.

Поповоду этого случая, в это катастрофе погибло пять молодых ребят. на машине врезались в бетономешалку. Все пятеро насмерть. Все об этом в городе говорят. И все пятеро из одного дома. Кошмар.

0

9

Да случай ужасный!!!!!!!!
Но там была другая авария! Погибли парень и девушка

0

10

Аллах бизя ряхмят элясин.

Ну что же, друзья, тема эта затрагивается не в первый раз и возможно успела набить оскомину, но я все же не могу не выговориться относительно наших траурных ритуалов.
С чего же начать? С палаток, чревоугодия или сразу с самой колоритной персоны – моллы?
Умирать нынче дело рук не бедного человека. Поддерживать всеми правдами и неправдами жизнь столетнего дедушки, который по большому счету уже походит более на растение, из соображений, мол «Пока нет денег хоронить».
Если раньше кто-то не торопился жениться из-за финансовой неустойчивости, то сегодня все чаще временят по тем же причинам и кончину. При чем как свою, так и близкого человека.
Не будем говорить о стоимости могил, надгробного камня. Эти расходы поднатужившись можно понять и допустить. Но вот повальное предание себя греху чревоугодия в палатке перекрывающей проезжую часть, я прощупаю эффективней.

Стыдно, понимаете ли, не собрать всех родственников, соседей, прохожих, друзей под единым тентом и не накормить их до отвалу. Как же так, у меня одного горя было мало, так я еще и разорюсь добровольно для полного счастья. Повеситься можно от такого счастья, однако не время еще. Семейные запасы иссякли и второго всеродственно-дружеского поглощения пищи не выдержат.

Такое количество родственников, друзей и соседей, мы видим только в двух случаях. В случае если кто-то женится и в случае, когда кто-то отдаёт душу Всевышнему. Но что интересно, в случае женитьбы, родственники и друзья новобрачных, понимают всю тяжесть, которая легла на плечи молодожен. И понимая это, мы с вами заполняем своеобразные «нязир гутусу» да бы внести свою лепту в святое дело помощи счастливой паре. Однако, почему нет такой же традиции в случае похорон? Не логичнее ли помочь человеку у которого горе, а не толпою навестить, съесть столько, сколько семья усопшего могла бы есть в течении года и разойтись по своим делам? Во истину мы любим дать пинка споткнувшемуся.

Уровень проведения свадеб и похорон оценивается в зависимости от качества, количества и разнообразия еды на столе. Ну конечно, о каком уважении к усопшему может идти речь, когда на столе нет ни бананов, ни столичного салата.
Не так давно, будучи на церемонии захоронения высокопоставленного человека, я узнал, что существуют популярные моллы, которые берут оплату за проведение собрания в палатке, подобно популярным звездам эстрады, берущим оплату за проведение свадьбы.
Подобно королю свадеб, существуют и короли ясов.

Моллу теперь можно заказать с собственной аппаратурой. Это огромные колонки расставленные в разных частях палатки и микрофон, установленный на столе моллы. При чем. Скажу вам по собственному опыту, около колонок сидеть крайне неудобно как на свадьбах, так и на ясах. Не знаю подробностей, но возможно есть и собственные диджеи, которые в скором будущем обеспечат моллу фонограммой и миксами азана в перерывах.

Семья, самые близкие друзья и родные скорбят по усопшему. Но толпа не позволит вам уйти в себя, вдоволь выплакаться. Ибо нет у вас на то времени. Не до скорби нам. Нужно съездить и забрать огромные кастрюли с пловом и мясом. Сбегать на базар и купить пару мешков помидоров, огурцов, зелени, фруктов, сыра, хлеба, довги, минеральной воды, чая, конфет, мармелада, зубочисток, салфеток, лимона, масла. Дай Боже сил родным усопшего.

Моллы конечно бывают разные. При том все они черные, черные, черные. И всем им хочется, хочется, хочется. Хотя при всем своем аппетите многие из них несут такую чушь, что сидя в палатке приходиться просто надевать маску скорби и сдерживать себя от взрывного смеха. Как нибудь, я расскажу вам об истории повествующей о болезни Иисуса Христа, которую услышал на ясе из уст моллы. О том, как Господь выписал Христу рецепт и отправил в аптеку. Это отдельная история, так как придется мне рассказывать и о реакции рядом с ним сидящих, которые не поверив в эту историю, пытались доказать молле, что Христос не мог записать рецепт, так как не умел писать.
Уверен, что каждый из вас не раз встречался с такими казусами, или просто нелепыми ситуациями во время прощания с близким.

Когда наше общество станет более естественным? Когда мы перестанем класть на стол бананы только потому, что недавно на подобном же ясе сосед бананы ставил? Почему стыдно просто подать чай? Зачем влезать в долги что бы прокормить толпу скорбящих?
Ну буду далее развивать эту тему, ибо чем меньше статья, тем больше у нее шансов быть прочитанной.

© Фарид Агакишиев
1978 – 2009

0

11

Своеобразным проявлением погребальных обычаев и традиций азербайджанского народа в новейшее время стали массовые церемонии проводов в последний путь шехидов - благородных сынов и дочерей Азербайджана, отдавших жизнь за неприкосновенность и свободу Родины. В отличие от вышеописанных обычаев, уходящих корнями в далекое прошлое и имеющих различия по регионам, этот совсем новый, возникший в течение последних 20 лет обычай характеризуется единообразием, которое обусловлено как значительной национальной целостностью сегодняшнего Азербайджана, так и общностью моральной, духовной подоплеки церемоний предания земле лучших сынов народа, в каком бы уголке страны они ни родились и не выросли.

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Традиции и вера азербайджанцев » Похоронные обряды азербайджанцев