http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/59/Rustam_Ibragimbekov.jpg/762px-Rustam_Ibragimbekov.jpg

Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков (азерб. Rüstəm Məmməd İbrahim oğlu İbrahimbəyov; 5 февраля 1939, Баку, Азербайджанская ССР) — советский и азербайджанский писатель и кинодраматург, лауреат Государственных премий, Народный писатель Азербайджана, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1976) и заслуженный деятель искусств России (1995), профессор. Брат писателя Максуда Ибрагимбекова.

Биография

Рустам Ибрагимбеков родился в Баку (Азербайджан) 5 февраля 1939 г. После окончания азербайджанского института нефти и химии (1962 г.) работал научным сотрудником Академии наук Азербайджанской ССР, затем закончил Высшие курсы сценаристов (1967 г.) и Высшие курсы режиссеров (1974 г.). Первые же сценарии и сборники прозы принесли ему широкую известность. В 1976 г. Рустаму Ибрагимбекову было присуждено звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР. В 1994 г. Р.И. стал заслуженным деятелем искусств России.

В общей сложности Рустам Ибрагимбеков написал более 50 сценариев художественных и телевизионных фильмов. Его дебют в кино — фильм «В одном южном городе» (режиссер Эльдар Кулиев, 1969) — был посвящен серьезным морально-этическим проблемам, за него автора критиковали чиновники и хвалили коллеги и зрители. Фильм «Белое солнце пустыни» (1969, реж. В. Мотыль), имел огромный успех в стране, и по сей день является культовой картиной нескольких поколений зрителей. Спустя 30 лет Рустам Ибрагимбеков был удостоен за этот фильм Госпремии России.

В 1970 г. Никита Михалков снял по сценарию Рустама Ибрагимбекова свой дебют — короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны». Помимо этого они совместно сделали три фильма, которые стали известны зрителям всего мира: «Урга, территория любви», («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля 1991, премия «Феликс» европейской академии киноискусства 1993; Госпремия России 1993 г.), «Утомленные солнцем» (Высшая награда Каннского кинофестиваля 1994, премия «Оскар» Американской киноакадемии за лучший зарубежный фильм в 1995 г., Госпремия России 1995 г.) и «СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» со звездами российского и зарубежного кино: Олегом Меньшиковым, Джулией Ормонд, Ричардом Харрисом, Дэниелем Ольбрыхским — (Госпремия России, 1999г. Таким образом, Рустам Ибрагимбеков — единственный в нашей стране, имеющий четыре Госпремии России).

Также известны такие фильмы по сценариям Рустама Ибрагимбекова, как: «И ТОГДА Я СКАЗАЛ — НЕТ…» (1973), «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» (1977, Госпремия Азербайджанской ССР, 1980); «ДОПРОС» ( 1979, Гос премия СССР 1981); «ПЕРЕД ЗАКРЫТОЙ ДВЕРЬЮ» (1981); «ДЕЛОВАЯ ПОЕЗДКА» (1982); «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН» (1986 — фильм был удостоен главного приза кинофестиваля в Стамбуле); «ДРУГАЯ ЖИЗНЬ» (1987); «ФИЛЕР» (1987); «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ» (1987); «ХРАМ ВОЗДУХА» (1989); — «ВОСТОК-ЗАПАД» (в соавторстве с С. Бодровым старшим), номинирован на Оскар, как лучший зарубежный фильм в 2000); «СЕРДЦЕ МЕДВЕДИЦЫ» (2001; реж.Арво Ихо) и «КОЧЕВНИК» (2005; реж. Иван Пассер и С.Бодров-ст.).

Рустам Ибрагимбеков является известным театральным драматургом, написавшим более пятнадцати пьес, которые были поставлены в театрах многих стран мира. Пьесы «ЖЕНЩИНА ЗА ЗЕЛЕНОЙ ДВЕРЬЮ», «ПОХОЖИЙ НА ЛЬВА», «ПОХОРОНЫ В КАЛИФОРНИИ», «ДОМ НА ПЕСКЕ» и другие ставились в Москве, Санкт Петербурге, Праге, Нью-Йорке, Софии, Будапеште, Берлине. Пьеса «ПЕТЛЯ», написанная в 1996 году, поставлена в Баку, в Русском драматическом театре; в апреле 1999 г. в театре-студии «Ypsilon» в Праге и в московском театре «Модерн». Также в разные годы в Москве, Баку и других городах он, как режиссер, поставил спектакли по своим пьесам, которые шли с большим успехом. В марте 2000 г. Р.И. поставил свою пьесу «ПОХОЖИЙ НА ЛЬВА» в муниципальном городском театре Стамбула, Турция. Р. Ибрагимбеков основал театр "ИБРУС", театр двух городов: Москвы и Баку, где в качестве режиссера поставил спектакли по собственным пьесам: "ПОХОЖИЙ НА ЛЬВА", "ИЩУ ПАРТНЕРОВ ДЛЯ НЕЧАСТЫХ ВСТРЕЧ", "ИГРАЕМ ДЖАЛИЛА". Гастроли театра ИБРУС проходили в Москве, Ст. Петербурге и других городах.

Читателям известно имя Рустама Ибрагимбекова, как автора нескольких  сборников прозы.

С 1989 г. занимается продюсерской деятельностью, на его счету в этом качестве такие фильмы, как «Такси-блюз», «Дюба-Дюба», «Увидеть Париж и умереть» и многих других фильмов..  «Кочевник» (где он и автор сценария) — крупнобюджетный фильм, в котором принимала участие интернациональная группа, более чем из 16 стран мира.

В 1996 г. Р. Ибрагимбеков снял фильм «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СТАРАЛСЯ», который в 1998 г. получил высшую награду проходившего в Москве фестиваля Телефорум.

В 1998 г. Р.И., как режиссер, снял художественный фильм «СЕМЬЯ» по своему сценарию, который был выбран в программу ПАНОРАМА Берлинского кинофестиваля «БЕРЛИНАЛЕ — 1999 г. В 1999 г. этот фильм был также приглашен в программу международных кинофестивалей в Сочи (»Кинотавр«), в Карловых Варах, Эдинбурге, Монреале, Хайфе (Израиль). В 1998 г. Рустам Ибрагимбеков был принят в действительные члены Европейской академии киноискусства. В 1999 году он стал членом Американской академии киноискусства.

Рустам Ибрагимбеков является председателем Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, Председателем Союза кинематографистов Азербайджана, Президентом кинофестиваля "Восток-Запад", членом Союза писателей Российской Федерации; в 1994 ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств России, Народного писателя Азербайджана (1998 г.) в 1999 г. Рустам Ибрагимбеков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, а в 2000 он получил одну из высших наград Франции, став Командором ордена искусств и литературы.

Кинодеятельность

Известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни», который сразу после выхода на экраны приобрел в СССР культовый статус. По заведенному у советских космонавтов ритуалу просмотр этого фильма непосредственно перед запуском являлся важным условием для того, чтобы полет прошел успешно.

Основа творческих отношений Ибрагимбекова с режиссёром Никитой Михалковым была заложена в начале 70-х, когда Михалков снял свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Результатом их творческого содружества стал целый ряд получивших международное признание работ: «Урга. Территория любви» — удостоен главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», Государственной премии Российской Федерации; «Утомлённые солнцем» — картина, получившая «Оскара» за лучший иностранный фильм, Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, Государственную премию Российской Федерации; и «Сибирский цирюльник», также получивший Государственную премию.

Рустам Ибрагимбеков создал сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов, и практически все его литературные произведения были экранизированы. Рустам Ибрагимбеков создал в Баку первую детскую киношколу, которая занимает почётные места во многих кинофестивалях.

Рустам Ибрагимбеков — председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии,секретарь Союза кинематографистов Российской Федерации, председатель Еврейского кинофестиваля в Москве, председатель Союза кинематографистов Азербайджана, член Европейской киноакадемии «Феликс» и Американской академии киноискусства, член Союза писателей Российской Федерации.

Литературная и театральная деятельность

В литературу Рустам пришёл в 1962 году, когда в республиканской комсомольской газете «Молодёжь Азербайджана» был опубликован его рассказ «Хлеб без варенья». С тех пор его публикации издавались систематически.

Рустам Ибрагимбеков написал 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Пьесы — «Женщина за закрытой дверью», «Похороны в Калифорнии», «Дом на песке», «Похожий на льва» — с большим успехом шли в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке («Circle Repertory Theatre», 1987), Баку и Москве. Он автор 10 книг и сборников «Ультиматум» (1983), «Проснувшись с улыбкой» (1985), «Дача» (1988), «Избранные повести» (1989), «Солнечное сплетение» (1996) и др., которые разошлись тиражом свыше 500 тысяч экземпляров.

Личная жизнь

Супруга — Ибрагимбекова Шохрат Салман кызы. От этого брака в 1972 году родился сын Фуад. От актрисы Азербайджанского театра русской драмы Людмилы Духовной — дочь Фатима, 1974 г.р..

Награды

    Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1976)
    Премия Ленинского комсомола (1979)
    Государственная премия Азербайджанской ССР (1980)
    Государственная премия СССР (1981)
    Государственные премии России в области литературы и искусства (1993, 1995, 1998, 1999)
    Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (28 декабря 1995)
    Гран-при МТФ стран СНГ «Содружество» (1998)
    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 февраля 1999) — за большой вклад в развитие отечественного киноискусства
    Главный приз за лучший игровой фильм Межрегионального фестиваля «Евразийский калейдоскоп» (2000)[1]
    Командор ордена искусств и литературы (Франция, 2000)
    Почётная грамота Московской городской Думы (2009)
    Почётный член Российской академии художеств
    Фильм Утомлённые солнцем получила награду Американской академии киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм (1994);

Библиография

Повести

   
    1.Забытый август
    Сюжет
Группа четырнадцати-пятнадцатилетних мальчишек, которые выросли в одном и дворе и живут по соседству друг с другом, стала жертвами бывшего уголовника и ныне бандита Пахана. Пахан оказал на них дурное влияние и из чувства ложного стыда и товарищества мальчишки начали бесчинствовать. Однако вскоре в одном из соседских домов появляется новый жилец — сын полка Костя, который многое повидал во время военной службы. Он то и намеревается исправить сложившуюся ситуацию.
    Художественные особенности
Повесть перекликается с двумя более ранними произведениями Ибрагимбекова На 9-й Хребтовой и Деловая поездка и переносит читателя в мир грубых представлений о чести, взращённых ещё в давние исторические времена Востока.

   2.Спокойный день
   Сюжет
Лето 1944 года, Западная Белоруссия. В небольшой догорающей деревушке недавно закончился бой с фашистами и в помещении чудом уцелевшей церквушки ждут медицинскую помощь двое раненых солдат — главный герой Андрей (был ранен в ногу) и сержант. Андрей способен передвигаться только с помощью костыля, однако это обстоятельство никак не влияет на его жизнерадостное отношение к окружающему миру и он всячески пытается развеселить раненого сержанта. Вскоре в деревню приезжают работники райисполкома, которые собираются вывезти из деревни имеющиеся картины, пока те не были вывезены или уничтожены фашистами. В автомобиле райисполкомовцев случайным образом оказалась девушка-казашка Адалат, которая уступила место раненому сержанту и стала дожидаться другого транспорта вместе с Андреем.
Вскоре в деревне появляются фашисты и Адалат становится свидетельницей трагических событий, согласно которым Андрей, пытаясь защитить картины, вступает с фашистами в бой и погибает.
    Художественные особенности
Повесть отражает настоящую, не мнимую человечность жизни и смерти главного героя Андрея. Повесть запоминается надолго, несмотря на её некоторую фрагментарность и описательность.

    3.На 9-й Хребтовой
    4.Деловая поездка

Пьесы

    Женщина за закрытой дверью
    Похороны в Калифорнии
    Дом на песке
    Похожий на льва
    Своей дорогой

Рассказы

    1962 — Хлеб без варенья



сайт Рустама Ибрагимбекова