О нем гласит народная молва
Прозаик-публицист, драматург, заслуженный работник культуры республики Алтай Мамедов оставил свой след в развитии современной азербайджанской публицистики и драматургии. Он был любим среди читателей. А его пьесы, которые шли на сценах театров республики и за ее пределами, всегда встречались зрителями с большим интересом.
В мае этого года ему исполнилось бы 76 лет. В день его рождения группа писателей, поэтов и работников культуры во главе с председателем Гянджабасарского отделения Союза писателей республики, поэтом Мамедом Алимом, родные и близкие посетили могилу Алтая Мамедова и возложили цветы.
Алтай Мамедов родился в мае 1930 года в Гяндже. После окончания с отличием факультета азербайджанского языка и литературы Кировабадский педагогического института (ныне Гянджинский университет), остался работать преподавателем истории литературы. В 1964 году Алтай Мамедов защитил кандидатскую диссертацию на тему “Произведения Дж.Джаббарлы. Драма “1905 год”.
Свою творческую деятельность Алтай муаллим начал в 1950 году.
Первая книга рассказов “Онбиринджи ачар” вышла в свет в 1958 году и сразу получила высокую оценку читателей, критиков. В последующие годы из-под пера А.Мамедова вышли рассказы, повести, романы и пьесы - “Икинджи махаббат”, “Махаббат ве гюлюш”, “Текюлян ярпаглар”, “Гюляб няфясли”, “Улдузлар герюшяндя”, “Дели Домрул”, “Элвида, гезяль дунья” и др.
За годы творческой деятельности Алтай Мамедов написал более 20-ти художественных и научно-исторических произведений. Многие его книги издавались на русском, английском, испанском, фарсидском и других языках.
Он был не только хорошим публицистом, но и драматургом. Особенно большую славу принесли ему комедии “Хамйерлиляр” и “Кишиляр”, которые неоднократно ставились на сценах театров, транслировались по телевидению.
Почти сорок лет жизни Алтай муаллим отдал преподавательской деятельности в Гянджинском университете. Он прошел путь от преподавателя до проректора по научной работе университета. Это был талантливый ученый-литературовед. Плодом его многолетней работы были монографии “Азербайджан эдяббиятында хейкял”, “Огуз сенети” и др. На протяжении многих лет он на общественных началах возглавлял Гянджинское отделение Союза писателей Азербайджана. Активно участвовал в культурной и общественной жизни города.
В списке почетных наград Алтая Мамедова - звание “Заслуженный работник культуры”, другие многочисленные правительственные награды. За особые заслуги в развитии литературы и искусства в Азербайджане он был удостоен президентской пенсии.
Скончался Алтай Мамедов в 2003 году и похоронен в Аллее почетного захоронения гянджинского городского кладбища.
«НАРЫНДЖ»
Так называется сборник рассказов Алтая Мамедова
В издательстве «Азернешр» увидел свет сборник рассказов известного азербайджанского писателя, драматурга, ученого-литературоведа Алтая Мамедова (1930-2003). В сборник под названием «Нарындж» вошли рассказы писателя «Голос любви», «С дыханием как цветок», «Нарындж, девушка, продающая зелень», «Моя мать постарела», «Увертюра», «Второй класс».
Алтай Мамедов является автором известных драматических произведений, рассказов, научных трудов по истории литературы. Героем его романа «Прощай, прекрасный мир!» является удивительный человек, который сумел сохранить в суровые тридцатые-сороковые годы прошлого века свои моральные качества, предостерег от разрушения ряд архитектурных памятников Гянджи.
В своих произведениях А.Мамедов ставил актуальные вопросы современности и как писатель старался решить эти проблемы. Его рассказы «Моя мать постарела», «Увертюра», «Половинчатая любовь» построены на философском подходе к жизни, людям, на художественных обобщениях, содержательных жизненных сценах, человеческих чувствах.
В рассказе «Увертюра» повествуется о последнем дне жизни гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Вниманию читателя представлена недосягаемая вершина искусства Узеир бека – его «Увертюра» к опере «Кероглу», а также отношение великого патриота к своему народу. Писатель связывает появление этого истинного шедевра мирового искусства со светом и вдохновением, которые зародились в мыслях основоположника азеpбайджанской классической музыки. Писатель пишет, что Узеир бек решил просто передать этот свет своему народу: «Свет этот становился все больше и больше, распространялся на весь Азербайджан, с водами Араза потек на Каспий. Узеир видел зеленые луга, густые леса, плотные, массивные скалы, которые удерживали Шушу. Этот свет больше не вмещался в его тело, извергался как вулкан».
В рассказе «Моя мать постарела» автор вспоминает о трудных днях, которые пришлось пережить его народу в годы второй мировой войны, о своем детстве, о том, как хорошо жилось его дружной семье до войны. Его мать очень нарядно выглядела в костюме из ткани цвета индиго. Но война разрушила все – отец не вернулся с фронта, а семье, чтобы не умереть с голоду, пришлось продавать домашнюю утварь. И вот очередь доходит до костюма матери… Но война заканчивается – сын вырастает, учится, становится профессором. Он наивно думает, что если сшить костюм цвета индиго и мама оденет его, то она будет выглядет такой же красивой и нарядной, как и до войны. Но когда мать одевает новый костюм, сын понимает, что годы ушли безвозвратно, его мать постарела. Этот рассказ невозможно читать без волнения. Вообще, правда жизни в рассказах А.Мамедова заставляет читателя переживать за героев его произведений.
Алтай Мамедов – автор ряда известных драматических произведений. В его комедиях «Земляки», «Мужчины» высмеиваются такие пороки общества, как местничество, бездельничество. По мотивам рассказа Мирзы Фатали Ахундова «Обманутые звезды» А.Мамедов написал пьесу «По велению звезд», а по мотивам эпоса «Китаби Деде Горгуд» – комедию «Дели Домрул», в которой основной сюжет построен на борьбе между Добром и Злом.
Beklerbegi Mahur 2006 г.