Гюнель Анаргызы - молодая азербайджанская писательница. Живет в Баку.
Интервью с дочерью писателя Гюнель Анаргызы, рубрика "ПАПА"
журнал "ГОРОД" Бахрама Багирзаде
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК АНАР
Кто такой писатель? Человек, который владеет способностями красиво излагать свои мысли? Но разве этого достаточно, чтобы твои книги, издаваясь и переиздаваясь многотысячными тиражами, приковывали внимание читателей? Откровенно говоря, зачастую бывает и так: сегодня в моде так называемое «легкое чтиво». Возможно, оно тоже нужно: народ устал от многочисленных проблем, и думать еще и над книгой и глубокими темами, которые поднимает автор, у него просто нет сил. Но, на мой взгляд, книга, о содержании которой забываешь, едва перевернув последнюю страницу, не может называться литературой. Это именно «чтиво» - ни к чему не обязывающее ни читателя, ни, собственно, автора, самые честные из которых относятся к своему подобному творчество с легкой долей иронии. Писатель - это не только талант. Это – огромная ответственность. Потому что книги, которые способны заставить человека думать, переосмысливая свою жизнь, порой меняют не только мировоззрение, но и, как следствие, жизнь человека. А порой, и целых государств. Писатель – это человек, способный не просто описать какие-то предрассудки и стереотипы, свойственные обществу, в котором он живет, но сделать это удивительно тонко. Не для того, чтобы сыграть на скандальности материала, а для того, чтобы реально попытаться что-то изменить в самом сознании людей. Писателей-однодневок отличает от истинных Мастеров главное – огромная любовь: к родине, к людям, к самой жизни. Народный писатель Азербайджана Анар Рзаев, которого большинство читателей и почитателей его таланта как на родине, так и за рубежом, знают просто по имени – это человек, который всей жизнью своей доказывает, что принципы человека могут быть незыблемыми вне зависимости от времени, в котором он живет. Одно из его наиболее известных произведений – «Шестой этаж пятиэтажного дома», актуально во все времена. Многие, - увы! – знакомы лишь с киноверсией этого романа, но и они согласятся: это не просто история любви, это – глубокая драма, заставляющая задуматься над сутью многих истин. «Вот если бы люди поняли, что в пятиэтажном доме может быть и шестой этаж, наверное, они на многое посмотрели бы по-другому...»(ц.) И он учит нас – пониманию… Его другие, не менее яркие и пронзительные произведения : «Белая гавань», «Юбилей Данте», «Большое бремя понимать», «Человек человека», «Я, ты, он и телефон», «Последняя ночь уходящего года», «Комната в отеле», «Грузинская фамилия» и др. – оставляют в душе читателя не только созданные писателем образы, но и частичку его души… Сегодня об Анаре рассказывает его дочь, Гюнель Анаргызы, которая также является продолжателем династии своей семьи . Гюнель ханум писательница, а также редактор двух журналов. Обо всем этом – в нашем интервью.
- Сразу скажу: мне немного сложно рассказывать об отце, - начала беседу с нами Гюнель ханум, – Ведь для меня Анар – это, прежде всего, родитель, благодаря которому я появилась на свет. Он воспитал меня, глядя на него, я росла и познавала мир… Отец - очень неординарный человек. Я говорю так, не потому, что я – его дочь. Просто я на самом деле за всю свою жизнь не встречала второй такой Личности, как он. Анар – это кладезь ума, знаний, интеллекта, мировоззрения, культуры. С ним можно общаться часами, не замечая, как летит время. Его всесторонняя образованность удивляет каждый раз, из одного только общения с отцом можно почерпнуть огромное количество знаний. Поэтому он для меня был, есть и будет неповторимым человеком. -
- Родители Анар муаллима были известными поэтами. Как Вы думаете, это повлияло на выбор отцом жизненного пути?
- Я бы ответила чуть иначе. Талант – это, прежде всего, от Бога. Хотя, может быть, генетически способности тоже передаются. Но я хотела бы сакцентировать внимание на другом – на внутренних качествах представителей нашей семьи. Дед отца по матери Худадат бек в свое время был губернатором Гянджи и министром здравоохранения в АДР. Его ценили за исключительное благородство. Это был истинный аристократ, образованный и воспитанный человек, личность обладающая удивительно стойкими моральными и нравственными качествами. Думаю, что быть потомком таких людей – это уже огромная ответственность. Это та планка, которая уже поставлена, что называется с рождения. И отца отличает именно вот эта, совершенно удивительная стойкость духа: это человек непоколебимых принципов. Можно стараться быть порядочным, через силу не позволяя себе поступить подло или недостойно. Отец же не допускает подобного даже на уровне мыслей.
- Папа занимался Вашим воспитанием?
- Если понимать под этим какие-то совместные прогулки или игры на свежем воздухе, как в рекламной картинке – нет. У нас в семье вообще не принято воспитывать кого-то принудительно, раздавая советы и назидания. Родители воспитывали нас всегда своим личным примером, своими поступками, взглядами на жизнь, отношением к людям и собственными взаимоотношениями. Для папы всегда на первом месте была работа и творчество. И большей частью я его помню, сидящего за письменным столом, строчащего что-то на пишущей машинке или же размышляющего о чем-то. Помню, я очень переживала по поводу его курения. Сейчас, конечно, забавно вспоминать, как я стояла у него «над душой», не разрешала курить, прятала сигареты. А тогда, - как я сейчас понимаю, - я ему этим доставляла немало хлопот. Хотя конечно, рада тому, что он отказался от сигарет. Правда, сейчас он курит трубку (улыбается).
- А почему так сильно переживали именно из-за сигарет?
- Потому, что я понимала, что это вредно – да и на коробках было написано, что «минздрав предупреждает…» и так далее. Но, я так понимаю, дело было в другом: мне было 9 лет, когда ушли из жизни папины родители. И я, видя и чувствуя, как сильно он переживает боль потери, стала панически бояться потерять своих родителей. Я была относительно поздним ребенком: когда я родилась, моим родителям было уже за 30, у нас ощутимая разница со старшим братом. И вот, будучи, в сущности, еще ребенком, которому в определенном возрасте вообще свойствен страх смерти, я жила несколько лет в страхе за своих папу и маму. Конечно, со временем это прошло, и пришло понимание того, что, во-первых, у каждого в этой жизни – строго отмеренный ему Всевышним путь. А также то, что жить в вечном страхе – не важно, смерти ли, или еще чего-то – просто глупо. Хотя позже, прочтя его роман «Без вас», я еще раз убедилась, насколько сильно он переживал потерю родителей… Это очень пронзительный роман-эссе, который вряд ли кого-то может оставить равнодушным.
- Получается, о каких-то переживаниях отца даже Вы, его дочь, могли узнать только из его произведений?
- Да. Но это вовсе не означает отсутствия между нами доверия. Вы понимаете… ведь поэтому, видимо, человек и начинает писать. Не только потому, что ему нужно выплеснуть что-то на бумагу, или нет кого-то, кому можно было бы доверить все эти мысли, эмоции, размышления. Нет. Просто иначе ты просто не можешь. Возможно, это отличает людей творческих, но я по себе знаю, что что-то из личного, из пережитого, из осознанного в процессе жизни можно выразить, только написав об этом. С отцом же я могу говорить на любые темы, у нас очень сильная эмоциональная связь. И порой нам даже не нужно говорить – мы можем просто сидеть рядом и молчать. И это такое… совместное молчание, которое тоже означает близость душ. И от этого испытываешь громадное эмоциональное удовольствие – просто от того, что он рядом.
- Вы практически ответили на вопрос, почему Вы стали писательницей. Но все же – неужели не было влияния отца?
- Влияние было. Но не явное – мне никто не говорил, что я должна делать в жизни и как. Но пример родителей, безусловно, оказал на меня сильное воспитательное влияние. Моя мама – ученый, папа – писатель. Они всегда над чем-то работали, всегда были заняты. Так же и я, с самого детства, всегда была чем-то увлечена: я занималась музыкой, рисовала, потом стала писать рассказы. Да, первое свое произведение я прочитала папе. И его реакцией были слова: «В нашем полку прибыло!» Конечно, сейчас я понимаю, насколько это было… несерьезным, что ли. Нет, не потому, что отец меня зря похвалил, а я написала ерунду. Вероятно, это действительно показалось ему интересным. Просто только сейчас, став писательницей, я понимаю, что это такое, как это все делается.
- Когда Вы начали писать?
- Серьезным творчеством я стала заниматься примерно в 2000-2002 гг. Поначалу публиковалась в интернете, под вымышленным ник-неймом. Мне было важно услышать объективный отклик на мое творчество, и я его получила. Появились свои читатели, которые ждали продолжения моих рассказов и я стала писать для них…
- Не боялись плагиата?
- Не думала об этом особенно, хотя плагиат был. Скажем, мой рассказ «Письмо отцу» - о Карабахе, перепечатывался много раз под самыми разными именами. Даже армяне переиначили его на свой лад!.. Причем, плагиат продолжался даже после того, как «Письмо отцу» было опубликовано в «Эхо» и в сборнике моих рассказов. Но – видимо, это сопутствующая успеха.
- Но сегодня все уже знают, кто такая Гюнель Анаргызы. Быть писательницей – дочерью самого Анара – это ведь очень ответственно.
- Безусловно. Но для меня главное, что то что я делаю одобряет отец. Он сам предложил мне написать продолжение его романа «Шестой этаж пятиэтажного дома». Не скрою, было сложно. Ведь одно дело – писать самой, свое произведение. Другое – продолжать уже практически культовый роман. Тут была огромная ответственность: и перед Анаром, как писателем, и перед Анаром, как отцом, и перед огромной армией читателей. Но я не из тех, кто сдается. И я рада, что книга получилась.
- Гюнель ханум, отец для Вас – идеал мужчины?
- Да, безусловно. А их взаимоотношения с мамой - идеал семьи. Такого чуткого, внимательного, уважительного отношения к женщине я не видела ни в одном мужчине. Он воплощает в себе те качества, которые я всегда считала истинно мужскими: благородство, честность, отсутствие эгоизма. Мама очень серьезный ученый, авторитетный музыковед, автор десятка книг, научных трудов. Вместе с тем она прекрасная хозяйка, настоящая хранительница очага. Но по характеру они с отцом – совершенно разные люди. Тем не менее, родители удивительно дополняют друг друга. Как говорится в нашей пословице, если кто-то в семье огонь, другой должен быть водой. Это значит – осознавать ответственность перед человеком, которого ты выбрал, уважать его характер, взгляды, принципы, жизненные устои. Идти на компромисс, если нужно. Но делать это должны оба. Мои родители – живое воплощение всего вышесказанного. Неслучайно, видимо, что они вместе уже почти 50 лет. Они ведь знакомы с первого класса. После школы обручились, после института – поженились. С тех пор неразлучны.
- Возможно, такая верность семье свойственна людям именно поколения Вашего отца?
- Не думаю, что дело во времени. У родителей есть знакомые пары, которые распались. Дело в людях. На мой взгляд мои родители люди особенные. Их объединяло и объединяет удивительно честное отношение друг к другу. Не помню, чтобы в нашей семье у кого-то возникала хотя бы тень сомнения в словах или поступках другого. Эта атмосфера взаимоуважения и доверия была всегда.
- Вы и своих детей воспитываете в таком же духе?
- Да. То есть, специально им ничего не внушаю. Я выросла в доверии и уважении, и не могу жить иначе.
- Таланты дедушки передались внучкам?
- Да. Старшая моя дочь – ей 14 лет – пишет стихи, и делает довольно неплохие переводы с русского на азербайджанский и наоборот. Постоянно публикуется в школьной газете. Младшая, которой 8 лет, прекрасно рисует. У них с дедушкой – особенные, очень своеобразные отношения (улыбается).
- Говорят, что внуков любят больше и, соответственно, времени им уделяют тоже. Это так?
- Нет. Мой отец за свою жизнь не изменился – он остался верен как своим принципам, так и образу жизни. Он ведь работает по сей день. Но на любовь внучек это никак не влияет. На этого человека невозможно обидеться, потому что он компенсирует свою занятость другим. Это невозможно описать словами, или как-то обозначить. Общение с ним – это удовольствие, взаимное и искреннее.
- Гюнель ханум, Вы стремитесь в своей творческой деятельности дотянуться до планки, установленной отцом?
- (задумавшись). Вы знаете, я действительно никогда не ставила себе такой цели. И задумалась над этим вопросом только сейчас, когда Вы его задали… Да, наши пути в творческом плане в чем-то схожи: он когда-то был главным редактором журнала «Гобустан», я в настоящее время возглавляю два журнала – «Пенджере» министерства Культуры и Туризма и «Олкем»- Комитета по Делам Диаспоры. Но то, что сделал Анар для азербайджанской литературы, для страны – я вряд ли смогу сделать. Он ведь проявил себя в различных областях: и как драматург, и как кинематографист, публицист, общественный деятель, депутат. Его деятельность настолько обширна и многогранна, что я не надеюсь к этому даже приблизиться. Хотя – если быть точнее, я не ставила себе никогда такой цели. У меня – свой путь, и куда он приведет – покажет время. Для меня главное осознание того, что я в этой жизни делаю, что-то полезное…
Досье: Анар – достойный продолжатель миссии своих выдающихся родителей, представителей азербайджанской литературы ХХ века народных поэтов Расула Рзы и Нигяр Рафибейли. В 1945 году поступил в музыкальную школу имени Бюль-бюля, которую закончил с отличием в 1955 году. В этом же году поступил на филологический факультет Азербайджанского Государственного Университета. Окончил АГУ в 1960 году, а в 1964 – высшие сценарные и режиссерские курсы в Москве. С 1964 года - член Союза Писателей Азербайджана. Печатается с 1960 года. Автор более 50 книг, вышедших в разных странах и на разных языках, в том числе такого культового произведения, как "Шестой этаж пятиэтажного дома". Автор сценария 15 художественных, более 10 документальных и телевизионных фильмов. С 1987 года Анар Рзаев - председатель Союза писателей Азербайджана. В 1989-1991 годах - депутат Верховного Совета СССР. С 1995 года по 2005 гг. - депутат Милли меджлиса Азербайджана. Заслуги Анара высоко оценены государством: в 1998 году указом Гейдара Алиева он был удостоен высшей награды независимого Азербайджана – ордена «Истиглал».