Село Ханалыг (Xınalıq)
Хыналык (Хыналыг, ранее Хиналуг) — село в Губинском районе Азербайджана, расположенное на высоте 2300—2500 метров выше уровня моря. Знаменито своим языком, своеобразными обычаями и традициями. В данный момент в Хыналыке проживает около двух тысяч жителей. Почти всё население является коренным.
Находится в труднодоступном районе на юго-западе Губинского района на склоне горы Гызылгая на северном склоне Главного Кавказского хребта. Своей труднодоступностью, уникальным языком и культурой село привлекает туристов и путешественников.
Происхождение названия:
Хыналык — то есть «Кятиш» или «Кятш», ставший царством гор, получил тюркское наименование «Хыналык», что также связано с определёнными этимологическими процессами. Л. Петров (журналист, Москва) в своем очерке пишет, что хиналугцы с древних пор высаживали хну (растение-краситель) и потому их село получило название «Хыналык». На самом деле это не так. В условиях сурового горного климата посадить и вырастить хну невозможно.
Этот горный край получил название Хыналык потому, что за селом есть высокая скала, которая возвышается как символ вечности. Её называют «Гызыл-Гая», то есть «Красная скала». Камни, образующие её, бело-красного цвета. Самонаименование местными жителями этой горы «Кяттиш» — гора, которая бросает нам вызов, то это имеет совершенно другой смысл. Прежде всего, возможно, что про совершении намаза это слово употреблялось в силу необходимости смотреть в сторону Гибля (священный камень в Саудовской Аравии). В этом смысле употребляется выражение «наше село находится напротив Гибля».
Слово Хыналык тюркского происхождения, а окончание «лыг» — аффикс азербайджанского языка. «Кятш» — слово на иврите קדוש или «кадош», что означает — святой, священный. В средние века в Азербайджане это слово широко использовалось, поэтому версия происхождения названия Кятш от слова «кадош» наиболее верной. Впервые данная версия происхождения слова «Кятш» была высказана журналистом Ф. Абасовым.
История:
Село Хыналык с точки зрения истории — древнейшее, разумеется ещё не проведены экспедиции, ни большие, ни малые, которые бы определили истоки этого места проживания. Здесь ни разу не проводились археологические раскопки. Обращаясь к истории Хыналыка, следует обратить внимание на восемь, в частности армянских и албанских, кладбищ в районе села. Разумеется, есть кладбища и у других древних городов и сел. Однако, Хыналыкские кладбища вызывают у человека благоговейное уважение. Вокруг села встречаются трёхметровые могилы. Восемь больших кладбищ Хыналыка, история которых полна тайн, занимает площадь многих сотен квадратных метров. На очень немногих надгробиях надписи сделаны стилем «КУФИ» или «НОСТАЛИК». Количество кладбищ свидетельствует о том, что здесь захоронения производились по поколениям, родам и кварталам. Этот принцип сохранен и по сей день. Отметим, что могилы обширные (как в ширину, так и в длину). Создаётся впечатление, что здесь захоронены великаны наподобие древнегреческому мифическому герою Гераклу. Наглядным свидетельством тому является полуразрушенная могила на пути следования к реке Рутсош, а также могилы на других кладбищах. Могилы создают впечатление, что люди, жившие за много веков до нашей эры, были намного крупнее и выше нас. Дошедшие до нас изображения гигантов также наводят нас на эти размышления.
Местоположение:
Хыналык окружают горы Гызыл-Гая, Шахдаг, Туфандаг и Хыналыкдаг. Говорят, что на расстоянии трёх—четырёх километров от села, у подножия горы Туфандаг находится довольно большое озеро. Есть ещё легенда, отражающая историю Хыналыка. Здесь говорится, что когда-то село Хыналык было расположено за горой Гибля. Однажды случилось сильное землетрясение, село ушло под землю, люди погибли, те, кто остались в живых, перешли на левый берег реки Кудиалчай и поселились на территории нынешнего села напротив горы Гибля. Некоторые охотники считают, что якобы за горой Гибля имеются остатки стен старого села. Легенда не имеет под собою реальную основу: На самом деле на вершине горы Гибля постоянно дуют ветры, часто случаются ураганы. Древнегреческий географ-историк Страбон (64/63- 24/23 до н.э) в своём труде " География « (17 томов) писал о географическом положении Кавказской Албании и Атропатены. Так, он отмечал, что на Кавказе живёт 26 Албанских племен, каждое из которых разговаривает на своём языке. Страбон заимствовал эту информацию у древнегреческих исследователей Эратосфена, Гиппарха, Полибия, Посадония и других, а затем отправился в путешествие в Кавказскую Албанию. По некоторым предположениям, хиналугцы являются одним из 26-ти племен, проживавших на Кавказе и говоривших на своём языке. В албанском алфавите было 10 гласных и 52 согласные; на сегодняшний день в кавказских языках имеется много букв; так, в хиналугском языке имеется 77 букв (18 гласных, 59 согласных).
--
Вероисповедание:
Ислам. До исламской веры хыналугцы были огнепоклонниками. Огонь здесь до сих пор является предметом особого уважения. К западу от Хыналыка есть место выхода природного газа, его называют Атешгях.
Дорога с села Хыналыг
Знаменитые люди Хыналыга:
Рагим Алхас — азербайджанский поэт и публицист был родом из села Хыналык.
Хыналугский язык:
Фонетика хиналугского языка очень богата, включает 77 букв. Здесь 59 согласных и 18 гласных. Ю. Д. Дешериев, в „Грамматике хиналугского языка“ отмечает некоторые согласные гласные лигатурами по две, по три, и даже по четыре. В книге „Фрагменты грамматики хиналугского языка“[2] отмечается, что на основе латинской транскрипции здесь 63 буквы, 54 согласные, 9 гласных. Здесь тоже применяется лигатура, что очень затрудняет изучение языка. Учитывая все это, автор данной книги упростил алфавит до 48 букв на основе современной латинской графики. Здесь 39 согласных и 9 гласных. Однако с условием, что все гортанные согласные в письме должны быть отмечены при письме. Одной из специфических особенностей шахдагской группы языков является категория рода, она также важна для хиналугского языка. В азербайджанском языке вообще нет этой категории, в арабском и французском языках есть 2 рода- мужской и женский. В табасаранском языке есть два рода- сознательные и бессознательные. В русском и немецком языках 3 рода- мужской, женский и средний. В хиналугском, будугском, крызском, лакском и даргинском языках четыре рода- мужской, женский, животные и неживые предметы. Таким образом, носители этих языков различают окружающие предметы именно этим способом. Кроме того, в хиналугском языке есть окончания, показывающие падеж, число, принадлежность, время, притяжательность, а также количество, множество и счёт. Все эти многообразные категории свидетельствуют о богатстве хиналугского языка. Например глагол ушёл на хиналугском языке для мужчин звучит „хи“, для женщин „цихи“, для животных-»пихи", для неживих предметов «хи». Как видно, в хиналугском языке иногда мужской род и род неживых предметов обозначается одинаково. Но это не всегда соблюдается. Юнус Дешериев «Грамматика хиналугского языка»[3]. Там пишется: «Что же касается хиналугского языка, то несомненно, что этот язык генетически относится к иберо-кавказским языкам, но занимает здесь особое место».В некоторых учебниках по языкознанию, например, «Языки народов СССР» (1967), том 4, в разделе «Введение в Иберо-Кавказские языки» отмечается: " В том, что хиналугский язык относится к лезгинской группе языков, особенно сомневается Ю. Д. Дешерия. Мысль повторяется и в другом издании — книге Г. А Климова «Кавказские языки»[4]. Климов, соглашаясь с мнением Ю.Д Дешериева пишет: «И, наконец, отнесение иногда хиналугского языка к лезгинской группе языков носит условный характер». В любом случае хиналугский язык совершенно не родствен тюркскому азербайджанскому языку. Об истории хиналугского языка- «Предполагается, что в третьем тысячелетии до н. э. существовал общий дагестанский праязык. Разделение праязыка произошло на нахскую и лезгинскую группы. В лезгинскую языковую группу вошли арчинский, лезгинский, агульский, табасаранский, сахурский, рутульский, гырызский, будугский, хиналугский и удинский языки. На этой основе можно сказать, что до общего лезгинского праязыка возник хиналугский, затем арчинский и удинский языки, и потом-будугский. Гырызский, рутульский, сахурский и будугский языки образовались потом» [5]. Одной из особенностей хиналугского языка является сложная морфологическая структрура. Здесь большая группа склонения. В немецком языке четыре падежа, в азербайджанском и русском языках — шесть падежей, а в хиналугском — девятнадцать.
Аксакал Солтанага-киши.
Поддержка:
Хыналык нуждается в поддержке. Уникальная самобытная этнокультура и неповторимый язык в купе - вот, что значит Народ Кэтш. Хиналугский язык нуждается в более детальном исследовании. Археологические исследования также помогут дать ответы на многие вопросы. Найти и сохранить в первозданном виде истоки - главная задача на сегодняшний день.