У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Традиции и вера азербайджанцев » Свадебные традиции Азербайджана


Свадебные традиции Азербайджана

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Свадебные традиции Азербайджана

Смотрины или знакомство с девушкой
В народе принято спрашивать  мнение родителей после того, как девушка и юноша понравились друг другу. Сначала выясняется согласие родителей юноши, затем оповещаются близкие - отец, мать, тети девушки.

Хабар гёндярмя - Оповещение о сватовстве
Близкие будущего жениха находят человека близкого семье и дому будущей невесты, с тем, чтобы тот сообщил, оповестил их о том, кто именно придет на сватовство. Иногда семья девушки не дает согласие на сватовство. В этом случае родственники юноши обращаются к уважаемым, высокопоставленным людям в народе, дабы те посодействовали в получении согласия семьи избранницы сына.

Кичик эльчилик - Малое сватовство
По народному обычаю сначала сватать невесту отправляются две женщины - мать юноши и близкая родственница. Как только женщины приходят к согласию, встречаются главные люди в семье - отцы. Отец юноши с несколькими уважаемыми людьми отправляется в дом девушки. Они всем своим поведением дают понять о цели своего визита. В народе существуют такие поговорки: «На сватовство нельзя идти затемно», «Нельзя пить первый поданный чай». Еще существуют такие поговорки, как: «Древо девушки - это ореховое древо, каждый проходящий мимо может бросить камень», или же «Груз девушки - это груз соли». А отец девушки не дает согласия сразу же после первого сватовства: «Дверь девушки, это шахская дверь» - говорит он, «Я должен посоветоваться с дочерью и ее матерью, с близкими родственниками, после чего сообщу Вам об окончательном решении».
Когда выясняется отношение девушки к данному сватовству, то считается, что если она молчит - это знак согласия. Однако и в этом случае не дается полного согласия. Дается согласие на более широкое сватовство, так как главное решение должны высказать семейные старшины, аксакалы.
Эльчилик - Сватовство
Отец жениха приглашает на это сватовство самых близких родственников. Посоветовавшись, они принимают решение отправиться сватать девушку. Сестра или невестка будущего жениха, встретившись с девушкой в очередной раз, убеждаются в ее согласии. Сообщают о намерении сватать ее. После этого матери девушки сообщается «в какой именно день придут к ним на сватовство». Она в свою очередь оповещает об этом домочадцев. Приглашает близких родственников в дом. Посоветовавшись между собой, и придя к согласию, еще раз выясняют мнение девушки. Об этом девушку спрашивают ее близкие - сестра, невестка, мать или же подруга. А девушка всегда свое согласие выражает фразой: «Как Вам будет угодно» или «Сами знаете».
В назначенный день приходят сваты. После длинной беседы выражают цель своего визита. Если сторона девушки оказывается неудовлетворенной, то дается отказ. Это решение не меняется. А если согласны, то опять таки говорят «Мы подумаем, обсудим и решим, а пока Вы наши гости». Через некоторое время родственники парня второй раз идут на сватовство. Снова оповещается сторона девушки. На этот раз сторона девушки готовится к приему. На сей раз, приглашаются уважаемые аксакалы и соседи. Когда появляются сваты, их сажают во главе стола. Сторона девушки также присаживается к столу, за исключением матери девушки. Она может заходить и выходить в комнату, но не должна садиться за стол. После небольшой беседы один из сватов подводя разговор к основной цели, обращается к стороне девушки с вопросом: «Ну, каково же Ваше последнее слово?». На этот вопрос после небольшой паузы (раздумья), кто-то из братьев матери или отца девушки отвечает: «Да поздравит Бог», «Да будут счастливы молодые». Все присутствующие произносят «Аминь». А вновь «испеченные» родственники поздравляют друг друга. Сестра или невестка девушки подает всем присутствующие сладкий чай (знак согласия). После этого, иногда подается и еда.
Когда приходят сватать девушку, она не должна находиться в доме. Она ожидает исхода встречи, к примеру, у подруги. После ухода сватов ее приводят домой и поздравляют.

Кичик нишан - Малое обручение
Самое позднее - через месяц после получения согласия девушки, должно состояться малое обручение или так называемое «Белге». Семья девушки вновь оповещается об этом событии. В этом мероприятии принимают участие около 25-30-и человек. На малом обручении не бывает жениха, присутствуют друзья и подруги девушки, которые не покидают ее за украшенным столом. Родственники парня преподносят девушке обручальное кольцо, нежный платок как головной убор и сладости. В самом начале малого обручения отец парня или его брат, сестра, невестка надевают кольцо на палец девушки, накидывают платок на плечи и дают девушке откусить половину конфеты, вторую половину которой, доставляют парню. Затем все пьют сладкий напиток, кушают и веселятся. После ухода гостей, начинается веселье девушек. Теперь уже обрученная невеста возлагает правую руку на голову каждой присутствующей незамужней девушке, тем самым, желая такого же мероприятия и для них. Затем она встает, уступает свое место девушкам. Также существует поверье, кому из девушек невеста дает примерить кольцо, та и будет следующей невестой. Уходя с обрученья девушки, уносят с собой сладости. Перед сном под подушку кладут две одинаковые конфеты. Согласно поверью говорят, что в этом случае она во сне увидит своего суженого.

Бёук нишан - Основное или Большое обручение
Спустя несколько месяцев после малого обручения состоится основное - большое обручение. Семья жениха готовится к этому событию очень тщательно. На обручение невесте преподносят много подарков, Только лишь за исключением туфлей. Считается, что туфли могут принести неудачу. В какие-то другие дни, навещая невесту можно приносить ей и туфли. Все расходы по проведению Большого обручения берет на себя семья жениха. Покупаются продукты - мясо, масло, мука, рис, зелень, и т.д. все кроме лука, поскольку лук, символ горечи. Все «хончи» и чемоданы с дарами для девушки украшаются красной лентой.
Заканчивается застолье, и девушку усаживают во главе стола. Перед ней ставиться зеркало, зажигают свечи. Вокруг ставят также и «хончи». После получения вознаграждения сестра жениха начинает демонстрировать присутствующим преподнесенные невесте подарки. А все присутствующие поздравляют обрученных. Далее открывается один из подаренных флаконов духов, и гостям предлагается надушиться.

Байрамлыг - Праздничные подарки
До свадьбы, на все праздники, невесте преподносят подарки - это называется «Байрамлыг». Самый интересный - это «Байрамлыг» на праздник «Новруз Байрам», а также в последний вторник года (по восточному календарю, это и последний вторник перед Новруз Байрамом), или же в предпраздничный день «Новруз Байрама». Подарки могут быть различными: наряды красного цвета, шарф, ювелирные изделия, баран, лоб которого украшен хной. Кроме того, заполненные национальными сладостями (шакербурой, пахлавой, орехами, фисташками и хурмой) несколько хончи и  украшенные свечами Сямани (проросшая, зазеленевшая пшеница, украшенная красной лентой). На волосы, руки и ноги накладывается хна.

Кяльмалашма - Встреча с целью переговоров
Старейшина семьи жениха оповещает семью невесты о времени «визита с целью переговоров». На утро в этом меджлисе от жениха участвуют близкие люди, в основном мужчины. В этих переговорах могут участвовать и отцы подруг невесты и друзей жениха. Обговаривается и назначается день свадьбы.
Материальные затраты на свадьбе берет на себя семья жениха. Иногда семья невесты не требует этих затрат. В этом случае семья жениха может тратить посильную долю. Посовещавшись по всем подобным организационным вопросам, и поблагодарив друг друга, будущие родственники расходятся.
   
Палтарбичди - раскройка платья
По традиции, накануне свадьбы в доме невесты устраивают так называемый обряд «палтарбичди». В этом обряде участвуют только женщины. Невесте приносятся хончи, устраивается веселье. Демонстрируются подарки, полученные от родственников. А все присутствующие угощаются сладостями, приготовленными в особых мешочках. Затем сестра (или иная родственница) показывает всем приданное невесты, которое она приготовила в отцовском доме. 

Джехиз - Приданое
За несколько дней до свадьбы в дом жениха приносят приданое невесты. Это входит в обязанность братьев невесты, ее дядей, тетушек, племянников, а также друзей жениха. Перед отправкой приданого, брат невесты получает вознаграждение от своей матери. Затем близкие невесты размещают это приданное в доме жениха, украшают помещение. На некоторые предметы повязываются красные ленты. А будущая свекровь всем украшавшим преподносит подарки.

Чёрекбишди - выпечка хлеба
За три дня до свадьбы некоторые родственники (исключительно женщины) девушки приходят в дом невесты или жениха на обряд «чёрекбишди». Замешивается тесто в большом количестве, приготавливается лаваш, юха (лаваш). Первый испеченный хлеб преподносится маме жениха или невесты.
Их поздравляют со словами: «Да будет хлебосольным, богатым Ваш стол, да будет горячим Ваш хлеб».

Гыз шахы - «Шах» девушки
Каждая девушка имеет близкую подругу. Перед свадьбой, девушке, которая выходит замуж, преподносят «шах». Преподношение «шаха» очень распространенный обычай. «Шах» -  это свадебное украшение из ветви дерева, на которое закрепляются зеркало, свечи, парча, конфеты, фрукты. Сооружение подобного «шаха» требует большого мастерства. Если подруга невесты замужем, то «шах» выносится  из дома, в котором она живет. У подруги в доме накрывается стол, сооружается «шах». Молодежь приходит в дом подруги танцуя. Здесь все веселятся. Вечером, в районе 21-22-х часов из дома жениха также приходит молодежь за «шахом». Приходит и жених со своим другом. Зажигают во дворе факелы, костры, танцуют и поют. Затем, взяв «шах», они направляются в дом невесты. В доме невесты также преподносятся различные угощения, яства, танцуют и веселятся.

«хынаяхды» - украшение хной
Девушки накануне свадьбы собираются в отдельной комнате. Тетя невесты, взяв в руки сосуд с замоченной хной, начинает танцевать. Затем один поднос и одну пустую пиалу, ставят перед родственниками жениха. А те в свою очередь бросают в пиалу деньги и забирают хну. Танцуя, один из них подходит к невесте. На ладони ей наносится узор хной. Затем подносят пиалу к присутствующим. А они, в свою очередь, преподнося подарок (денежное вознаграждение) макают мизинец в хну.
Пока девочки проводят «хынаяхды», юноши веселятся. Кто-то из родственников невесты угощает «двухцветным» чаем жениха и его друзей. А они, выпив чай, в пустое блюдце кладут немер (деньги). Одна из девушек появляется с хной. Тогда и парни опускают свой мизинец в хну.

Кебинкесдирме - обряд религиозного узаконивания брака
«Кебинкесдирме» должен состояться за несколько дней до свадьбы. Этот обряд выполняет Молла (религиозный проповедник, представитель мусульманской мечети). При выполнении этого обряда участвуют обе стороны. С обеих сторон один человек становится свидетелем. Моллу благодарят деньгами, и большим куском сахара (келле гэнд). Во время выполнения обряда присутствуют самые близкие родственники с каждой стороны, в том числе жених с невестой.

Той - Свадьба
В прежние времена в деревнях свадьба длилась три дня. Все присутствующие на свадьбе высказывают добрые, сердечные, хвалебные слова в адрес новобрачных, веселятся и танцуют под музыку. Обычно в день свадьбы официально регистрируется брак. На свадьбе справа и слева от жениха сидят его ближайшие друзья или родственники (молодые). Мать жениха дарит им подарки. Жених и невеста обязательно на своей свадьбе должны танцевать. По поверью, если они танцуют на своей свадьбе, то год предстоит благоприятный, плодородный.

Гялин апарма - Обряд переезда невесты из отцовского дома, в дом жениха

Невесту и ее родственников приглашают и вводят в дом жениха (на свадьбу) под звуки стариной азербайджанской мелодии «Вагзалы». Присутствующие танцуют и поют традиционную песню:
- Мы пришли за светом,
Шаль пришли мы взять.
От жениха идем мы,
Пришли невесту забрать.
Дверь в комнату, где находится невеста, бывает закрыта. Отец жениха должен будет заплатить, чтобы  родственники невесты выпустили её из комнаты. До выхода из дома отец и мать невесты благословляют ее. А брат жениха повязывает красной лентой или платком талию невесты. Голову невесты покрывают красивым платком. Перед ее домом зажигают большой костер, и невеста трижды должна обойти его, чтобы дом, в который она теперь войдет, наполнился светом и теплом. За невестой бросают камешек, чтобы она закрепилась в новом доме, а также воду, тоже как символ добра и света.
Как только невеста приходит к дому жениха, под ноги ей кладут тарелку, чтобы она, поломав ее, переступила порог. Ее сразу же усаживают и на колени сажают маленького мальчика, чтобы ее первенец был мальчик. В ногах невесты режут барана, капельку крови барана наносят на лоб невесты и на ее платье, чтобы она была тепла к дому жениха и быстро к нему привыкла. Свекровь невесты гладит ее по волосам - это символ любви и теплого отношения  к ней.
Над головой невесты рассыпают мелочь, сладости, рис, пшеницу, как символ плодородия. Когда уводят невесту из ее дома, то впереди кто-то несет зеркало, обвязанное красной лентой. Зеркало несут представители ее семьи - тетя или сестра. Идущие рядом с невестой несут в стаканах свечки и рис, опять - таки, как символ света, счастья и плодородия. Невесту вводят в украшенную комнату. Все желают ей быть счастливой, многодетной и главное иметь сына. Через три дня после свадьбы мать невесты и ее близкие родственники навещают невесту.

Юзячихды - Выход в семью
Молодой невесте, в первое время положено «не попадаться на глаза» своего свекра. Дней через 10-15 после свадьбы свекровь готовит обед, накрывает стол и приглашает всех членов семьи. Кроме молодой невесты все сидят за столом. Тогда свекор зовет невестку и, не дождавшись, сам приводит ее за стол. Затем он дарит невестке дорогой подарок и объявляет ее самым дорогим членом семьи. После этого невестка ни от кого в доме не скрывает себя.

Гялингёрду - Визит к невесте
Через несколько месяцев после свадьбы семья девушки оповещает семью ее мужа о том, что в определенный день хотят навестить свою дочь. Там начинаются приготовления. Мать невесты с близкими родственниками приходят к новым родственникам. Их угощают, все веселятся. А затем мать девушки преподносит подарки жениху и невесте.

Аягачды - Визит в отцовский дом
Повидав свою дочь, ее мать приглашает дочь и зятя в свой дом. Эта традиция называется «аягачды». На «аягачды» приходят и мужчины и женщины. Устраивают большое застолье. Родители девушки преподносят жениху и невесте подарки. В этот день дочь остается в доме отца и матери. Через 1-2 дня муж забирает ее к себе. После «аягачды» дочь и ее муж в любое время могут приходить в этот дом.

Гонагчагырма - посещение родственников
После «аягачды» жениха и невесту приглашают в гости близкие родственники обоих молодоженов. Это тоже своего рода «аягачды». После этого визита молодожены могут в любое время посещать эти дома. Приглашая молодых в гости, хозяева дарят им подарки. Молодоженам принято дарить подарки в первый после свадьбы визит в гости.

0

2

все хотела спросить, что означает повязывание на талии невесты красная лента? кто ее должен повязывать и для чего?

0

3

guzel написал(а):

все хотела спросить, что означает повязывание на талии невесты красная лента? кто ее должен повязывать и для чего?

на самом деле с самого начала такого не было. невесте дарили серебряный,бронзовый, золотой пояс которая передавалась из поколения в поколения  а закрывает пояс подросток, близкий родственников парня  . и говорит  стих - невеста наша ты мне как  сестра хочу чтобы у тебя было 7 сыновей :jumping:

0

4

Azer01,  вообще коменты к этому видео читал?

0

5

Aqadadash, есть уже подобная тема на форуме - Азербайджанские свадьбы (традиции)

Зачем клонировать темы? :suspicious:

Tezzili написал(а):

Azer01,  вообще коменты к этому видео читал?

кто это такой и что за видео было? я что-то упустила?))

0

6

Damla написал(а):

кто это такой и что за видео было? я что-то упустила?))


Видео со свадьбы, якобы азербайджанской, не очень прилично там гости себя ведут, а если приглядеться на стене плакат висит "счастье молодым" или типа такого на русском, что на азер-ких свадьбах такого плаката не увидишь. А люди на свадьбе черноволосые, кавказской внешности и в ютубе коменты, что это или осетинская или дагестанская свадьба, и что специально армянин это видео выложил и подписал "азербайджанская свадьба". И здесь видно Aser01 с этой оперы.

0

7

ЕАзербайджанская СВАДЬБА
Свадебные торжества в Азербайджане опираются на древние и богатые народные традиции. Свадьба - это праздник не только для двух семей, в торжествах подчас принимают участие жители всего села. Исследование различных этапов свадебных церемоний предоставляет возможность выявить характерные особенности культурного наследия народа.

В отличие от свадебных торжеств в различных районах Азербайджана этнограф Р.Бабаева следующим образом описывает последовательность церемоний в бакинских селах: выбор невесты, сватовство, получение согласия, обручение, возвращение подносов с подарками и кумовское застолье, праздник весны ("Новруз байрамы" и весенние дары (появление первых фруктов и овощей), демонстрация преподнесенных нарядов, банный день невесты, девишник с тамадой, вечер помазания хны, регистрация брака, первая брачная ночь и утро после брачной ночи, второй и третий дни, банный день после недели замужества, первые дни замужества, период беременности невесты, роды, роженица и ребенок, банный день для роженицы, присвоение имени ребенку, его воспитание и обучение.
В первый визит, согласно традиции, на сватовство идут 2-3 женщины. Они рассказывают о своей семье и детях. В ходе первого визита сватов родители девушки не дают конкретного ответа. Говорят, что необходимо взвесить все "за" и "против" относительно юноши. Если имеются какие-то сомнения, то сваты получают отказ. В этом случае говорят: "Вы обратились не по адресу", "Наши двери закрыты для сватов от вас", "То, чего вы желаете, у нас нет". При получении же положительного ответа во второй визит сватами приходят уже отец, дяди жениха и другие родственники.

После получения "согласия" в доме невесты в большинстве случаев на стол подается сладкий чай или чай двух цветов. В знак согласия открывается ”сладкий стол” с подачей сладкого ароматного напитка, куда добавляется ложка свежей заварки. Это символизирует сладкую жизнь будущих новобрачных и породнение двух семей.

Во время первого визита сватов женщины (бабушка, мать, тети, сестры), представляющие сторону жениха, сообщают о своем намерении. Во второй приход сватов определяется день получения "согласия". В этот день в дом невесты приходят аксакалы, дед, бабушка, мать, другие родственники. В ходе церемонии аксакал, представляющий сторону жениха, обменивается рукопожатием с аксакалом стороны невесты и трижды спрашивает: "Выдаешь ли ты свое родное дитя (имя рек) за моего сына (имя рек)?" "Да, выдаю", - ответ также повторяется три раза. Этот краткий диалог выражает согласие, достигнутое между двумя семьями.

Спустя несколько дней после получения согласия происходит церемония обручения. В дом невесты приходят 6-10 человек, девушке преподносят кольцо, платок, несколько нарядов. Устраивается празднество, во время которого брат жениха (если такого нет, то молодой человек из близких родственников) надевает кольцо с выгравированными на нем именами парня и девушки на палец невесты и произносит: "Дарю тебе кольцо судьбы, будьте любимы, обзаведитесь мальчиками и девочками".

В некоторых семьях практикуется такой оряд обручения. В этом случае определяется его день, и из дома жениха в дом невесты отправляют мясо, сладости и другие продукты. В день обручения невесте преподносят кольцо, головной платок, разную одежду. По традиции, право показа принесенных подарков гостям предоставляется счастливой в браке женщине, дабы и невеста в семейной жизни испытывала лишь счастье. На церемонии обручения присутствуют 40-60 человек. Сторона жениха дарит невесте различные подарки (кольцо, парчу), а приглашенные гости - сладости, цветы. После обручения жениха приглашают в дом невесты и дарят кольцо. Этот этап называют "первый визит жениха в дом невесты".

В праздничные дни родственники жениха не только преподносят девушке различные подарки, но и восхваляют невесту. В то же время семья невесты с подарками и сладостями для себя и семьи жениха вместе с близкими родственниками отправляется в его дом. Родственники устраивают совместное торжество. В народе этот обряд называют "знакомство родственников".

В период подготовки к свадьбе в доме жениха идут приготовления к будущему торжеству, а в доме невесты идет активная деятельность по приобретению приданого. В то же время родственники жениха приходят в дом невесты. На этой встрече, в соответствии с численностью гостей, которых пригласят на свадьбу, определяется и количество необходимого угощения, а также день "церемонии преподнесения и демонстрации подарков" для невесты и назначается день свадьбы. Этот этап получил название "сосредоточение".

За несколько дней до свадьбы при участии свидетелей с обеих сторон регистрируется брак.

Если абстрагироваться от этнического разнообразия населения отдельных районов Азербайджана и некоторых присущих им отличительных черт, то можно сказать, что свадебные торжества в республике очень схожи.

В день "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" в доме невесты в доме жениха собираются его родственники и гости. Они осматривают купленные для невесты подарки, собирают принесенные гостями подарки (например, ткани, кольца, платки) в чемоданы, украшенные красной лентой, заказывают букеты, украшают подносы с вещами и сладостями. Затем гости со стороны жениха отправляются в дом невесты.

В тот день в доме невесты женщины (50-100 человек) проводят церемонию "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов". Устраивается своеобразная выставка вещей, преподнесенных невесте, а также ее бабушке, матери, братьям и сестрам. На этой церемонии главными лицами выступают пожилые женщины - доверенные стороны жениха и невесты. Женщина, призванная сопровождать невесту в дом жениха, отрезает кусок ткани (отсюда и название - "палтар кести" - дословно "раскрой наряда", этот кусок впоследствии хранится в доме). Доверенная со стороны жениха вручает своей "коллеге" в качестве откупного деньги. Близкие родственники жениха в качестве подарка дают деньги как в своем доме, так и в доме невесты. У некоторых, пришедших из дома жениха, денег не берут.

На церемонии "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" подают сладости и фрукты, обед из нескольких блюд - долма, мясные тефтели, бозбаш, довга. Для мужчин организуют отдельное пиршество и званый обед. После окончания обряда "церемонии преподнесения и демонстрации нарядов" составляют список приданого невесты, которое переносят в дом жениха. Одновременно в дом жениха отправляются две женщины, и они совместно с доверенной стороны невесты украшают ее комнату.

После этого следует "совет свадьбы" - так называется собрание в доме жениха, где назначают человека, который будет руководить свадьбой - "свадебный дед" (до революции его называли "хан-гора"). Он ведет свадьбу, следит за ходом торжества и порядком. С завершением подготовительных работ в доме жениха начинается свадьба.

На самом почетном месте в помещении, где проходит свадьба, восседают певцы и тамада, управляющий торжеством, а у входа устанавливают стол с цветами и конфетами. Гости произносят слова напутствия, берут сладости и вместо подарка дают деньги. Свадьбу ведут в основном певцы, а иной раз и ашуги.

Вечером первого дня свадьбы в доме невесты проходит церемония "помазания хны". На нее приглашаются близкие подруги и родственники девушки. Из дома жениха прибывает группа молодых парней и девушек с музыкантами, которые играют, танцуют и веселятся вместе с невестой. Самые близкие родственники жениха наносят невесте хну на пальцы и дарят подарки. Семья невесты подает званый обед участникам церемонии. В различных районах Азербайджана обряд нанесения хны называется по-разному: в Шеки - "пиршество невесты", в Товузе - "демонстрация девушки", в Масаллы и Ленкорани - "сбор у девушки", в Губе - "нанесение хны", на Абшероне - "хнанане", в других местах - "девишник". На второй день участниками свадьбы становятся также родственники и приглашенные гости. Ближе к полудню люди в доме жениха и часть музыкантов (часто это зурначи, игравшие в первый день торжества) отправляются за невестой. Певцы и оставшаяся часть музыкантов продолжают веселить гостей. Вновь прибывших гостей в доме встречают старший сын в семье, дяди и другие близкие родственники жениха.
Разукрашенные автомашины подъезжают к дому невесты. Близкие родственники и соседи девушки встречают гостей. Представители семьи жениха по очереди танцуют. Доверенная жениха вместе с группой женщин входят в комнату невесты. Так как дверь часто бывает специально закрытой, доверенная с шутками и прибаутками дает выкуп за то, чтобы ее открыли. Этот обряд называется "открывание двери". Доверенная невесты, а также шафер и подружка украшают девушку. Доверенная жениха передает деньги для "украшения лица (нанесения макияжа)". Родители девушки подходят к дочери, дают ей добрые напутствия. Брат жениха повязывает ленту на талии невесты, а потом, вложив деньги в правую руку, а брат невесты - в левую, привязывают их лентами к рукам невесты. Если нет брата, эту "операцию" проделывает близкий родственник. На самом деле обряд "под поясок на талии" - символ вечной привязанности к надежному мужу, являющемуся твердой опорой, справедливым спутником жизни.

Музыканты проходят в комнату невесты под звуки свадебной мелодии "Вагзалы". В сопровождении доверенных девушка покидает отцовский дом. В руках одной из доверенных - зеркало, у другой - горящая свеча или зажженная лампа, которые держат слева и справа от невесты. В народе горящая свеча или лампа возле новобрачной являются символами ее защиты от нечистой силы, сглаза и злых духов. Зеркало отвечает тем же целям, и его держат перед невестой. Существует также поверье, что в зеркале отражается не сама невеста, а ее душа, которая защищает девушку от всякой нечисти.

Молодежь по пути следования автомашин преграждает им путь, требуя "выкуп". Это называется "заграждение дороги". Отец жениха дает им "выкуп". Представители семьи жениха стараются незаметно что-либо взять из дома невесты, и, когда автомашины трогаются, показывают то, что они взяли. Эта традиция служит своеобразным утверждением того, что приданое невесты никогда не вернется в родительский дом. Иными словами, вещи, взятые тайком из дома невесты, означают, что они навсегда останутся в ее новом жилище - в доме мужа.

Когда кортеж подъезжает к дому жениха, звучит песня "В наш дом пожаловала невеста". Доверенные помогают ей выйти из автомобиля. Затем свекор приносит у ног невесты в жертву ягненка, кровью которого обмазывает ее лоб и ноги. Тем самым она как бы

проходит сквозь голову и тело ягненка. Звучат "Терекеме", "Узун дере", "Яллы", "Хейвагюлю" и другие танцевальные мелодии, после чего, по традиции, новобрачная должна разбить ногой пустую тарелку. Все это происходит на глазах собравшихся и означает будто невеста говорит следующее: "Если совершу вероломство в отношении этого очага, дома, мужа, тогда и я пусть буду раздавлена, как тарелка" (Г.Гейбуллаев. О некоторых брачных обрядах Азербайджана. - "ДАН Азерб.ССР, 1964, №11).

Широко распространен и другой обряд: осыпать невесту сладостями, едва она войдет во двор дома жениха. Он символизирует пожелание всегда видеть ее ласковой и милой. По традиции, принесенное невестой зеркало - символ опрятности, девственности, чистоты, верности, целомудрия. Когда девушка выходит за порог отцовского дома, ее осыпают мукой, пшеном и рисом. В свадебную хончу кладут сладкий хлеб, пирог, дабы, как говорят в народе, в новый дом она принесла с собой изобилие, чтобы поступь ее была почетна.

К голове невесты прикладывают ломоть хлеба. Это означает, что она ела честный отцовский хлеб и пила благодатное материнское молоко. В свадебную хончу вместе с хлебом кладут мед, и, когда невеста переступает порог дома жениха, ей протягивают кусок хлеба, намазанный медом. Смысл этого обряда - дабы у невесты всегда была ласковой манера обращения.

Музыканты, приехавшие с невестой, передают свои напутствия и переходят в помещение для торжества. Невеста, войдя в дом жениха, не садится, родители преподносят ей подарки (кольцо, деньги для дальнейшей благодатной жизни или баранов и телят). Когда она садится, ей дают на руки ребенка - мальчика, дабы ее первенцем был именно представитель сильного пола.

Невеста приносит в дом жениха сладости, испеченные ее матерью. Доверенная невесты на свадьбе раздает подарки музыкантам и поварам. В комнате невесты в дверь вбивают гвоздь - по поверью, это означает, что невеста должна навсегда остаться в этом доме, стать настоящей хозяйкой.

После приезда невесты свадьба в доме жениха продолжается. Слово предоставляется певцу, ведущему торжество. Он исполняет песни "Твои губы озарила улыбка", "Насурмленная девушка, ступающая по воде", звучат танцевальные мелодии "Хейвагюлю", "Сулеймани", "Газахы". Молодежь веселится. Затем начинается церемония восхваления жениха, который сидит в особом помещении. Для бека (жениха) ставят покрытый красным сукном стол, на котором хонча, полная сладостей, и цветы - это символы красоты. Спустя несколько минут, два музыканта с шафером и другом бека под звуки веселой мелодии приглашают жениха на свадебное торжество. Аксакалы произносят обязательные фразы: "Бек должен станцевать на своей свадьбе, чтобы было изобилие". Вместе с женихом пускаются в пляс друзья и знакомые.

Наутро после свадьбы для невесты готовят сладкую мучную кашу на масле, вновь собираются родственники, соседи, на столе - традиционный плов. Так отмечается "непорочность невесты".

Во всех районах Азербайджана невеста три дня не должна показываться на людях. Затем доверенная невесты, ее сестры, несколько близких родственниц (кроме матери) приходят в дом жениха с различными блюдами, фруктами, подарками. Это называется "трехдневка".

Через семь дней после свадьбы в дом невесты с подарками и сладостями отправляется повидать новобрачную ее мать, отец, братья и родственники. Этот обряд называется "посещение новобрачных". Устраивается торжество, женщины садятся отдельно или в одной компании с мужчинами. Все попеременно встречаются с невестой.

Через сорок дней после свадьбы вместе с семьей жениха невесту приглашают в ее родительский дом. От отца ей вручается корова или какой-нибудь ценный подарок. Этот обряд известен как "начало общения".

Свадебные церемонии - составная часть нравственного мира азербайджанского народа. Каждый из обрядов связан с древними религиозными поверьями и тайнами чудодейства, различными типами магии, то есть они несут на себе отпечатки многовековой оседлой культурной жизни и духовности автохтонов Азербайджана.

Таким образом, свадебные обряды азербайджанцев имеют многовековые традиции. Это подтверждается эпической литературой и фольклорным творчеством, в том числе дастанами, сказками, песнями и танцами. До сих пор описанные традиции бытуют среди азербайджанцев, живущих как на своей исторической Родине - в Азербайджане, так и за ее пределами.

Отредактировано Волна (16.11.2012 14:18:21)

0

8

Досвадебные страсти, или "Разведка боем"
Ты скажи, наконец: ну когда под венец?
Надоели твои заморочки…
"Ах, - вздыхает отец, - что ж он тянет, подлец?
Видно, в девках застрянешь ты, дочка…"

Эстрадная песенка эпохи 90-х…

Гюнай готовится к свадьбе. Хлопоты, конечно, приятные, но почему-то даются они девушке с большим трудом… Все раздражает, из мухи моментально вырастает слон, мелкие проблемы кажутся непреодолимыми. Окружающие списывают все это на взвинченные нервы, но у Гюнай свое мнение.

- Просто мы слишком поздно женимся, понимаешь? – поделилась она своими мыслями с подругой. - Встречаемся уже седьмой год. За это время столько всяких ссор было, разборок, недопонимания, обид. Не говоря уже о том, что романтика давно прошла, отношения стали будничными. Я, конечно, рада, что мы, наконец, поженимся, но все же, если бы это случилось несколько лет назад, я была бы гораздо счастливее. Тогда я на самом деле очень-очень хотела за него замуж. А сейчас такое ощущение, что все по инерции…

Тогда я на самом деле очень-очень хотела за него замуж. А сейчас такое ощущение, что все по инерции
Забродивший виноградный сок превращается в вино, а забродившее вино – в уксус. Тоже, конечно, очень полезная в хозяйстве штука, но все же… Похожее порой происходит и с отношениями – если они долго не развиваются, не переходят на новый уровень, то велик риск, что "забродят" и просто прокиснут.

С другой стороны, если пара слишком торопится с женитьбой, в итоге нередко жалеет об этом. Так что скреплять себя узами брака, еще толком не узнав друг друга и не утвердившись в своих чувствах, тоже опасно.

Но возможно ли вычислить идеальную продолжительность "свадебного периода"? И допустимо ли вообще какое-либо обобщение в столь индивидуально-личной сфере?...

Проведенный как-то в Азербайджане социологический опрос на эту тему показал, что 34% респондентов дошли до ЗАГСа меньше, чем через год после начала романа. 25% встречались около года-двух, прежде чем создать семью. У 13% опрошенных досвадебный период длился два-три года, у 21% - более трех лет.

А 5% и вовсе познакомились с будущим мужем/женой чуть ли не на самой свадьбе, потому что выбором спутника жизни для них занимались родители, причем очень стремительно.

Как видите, сроки у всех разные. Но все же, пусть и с небольшим отрывом, "лидирует" период в пределах года. И, как правило, если в отношениях все идет гладко, то азербайджанские пары действительно "дозревают" до свадьбы в течение первого же года. Исключением являются разве что случаи, когда влюбленные слишком уж юны и о создании семьи вообще пока не задумываются.

При таком раскладе люди либо и в самом деле женятся, либо… Ну, либо решают, что всенепременно это сделают, когда преодолеют проблемы в виде отсутствия жилья, сопротивляющихся родителей и т.д. И преодоление этих препятствий, увы, может затянуться еще на несколько лет. Что не самым лучшим образом отражается на отношениях. Больше переживает, конечно, девушка – ей становится все более некомфортно находиться в "подвешенном состоянии". А тут еще и друзья-знакомые, родственники не преминут поинтересоваться: "А когда же вы, наконец, поженитесь?".

Больше переживает, конечно, девушка – ей становится все более некомфортно находиться в "подвешенном состоянии"
Назиля и Хикмет не могли дойти до ЗАГСа больше пяти лет. Сперва родители были категорически против; когда их, наконец, "уломали", началась морока с куплей-продажей квартиры, чтобы обеспечить молодых своей территорией; когда и этот вопрос решился, Назиля сильно заболела; потом у нее умер дедушка; потом Хикмету сделали "предложение, от которого невозможно отказаться", и он на год уехал работать за рубеж… Потом Назиля и вовсе засомневалась, что им стоит жениться, и Хикмет бросился ее переубеждать… Одним словом, когда свадьба таки состоялась, все уже почти перестали в нее верить.

- Еще немного, и мы бы точно разбежались, - вздыхает теперь Назиля, - эти постоянные задержки так изматывают, и вы волей-неволей обвиняете в этом друг друга.

Хотя бывают и исключения. Другая пара – Вадим и Лейли – поженились только спустя четыре года после того, как у них завязался роман. При этом у них и квартира имелась, и родные были согласны, да и возраст уже отнюдь не "зеленый". В общем, никаких объективных поводов откладывать. Но они не спешили, аргументируя это тем, что хотят продлить "досвадебную" романтику. Дескать, супругами они еще успеют побыть, а вот прост влюбленной парой… Подружки пугали Лейли как только можно, но девушка лишь плечами пожимала…

А когда Валида спустя всего три месяца после знакомства со своим парнем собралась за него замуж, все считали, что она слишком торопится: "Ты же его совсем не знаешь!". И лишь мама Валиды была на стороне дочери, потому как сама в свое время "узнавала" будущего мужа в течение нескольких лет, но семейная жизнь все равно преподнесла массу не самых приятных сюрпризов, и доказала, что вся эта "предварительная разведка" ничего не стоила…

Семейная жизнь все равно преподнесла массу не самых приятных сюрпризов, и доказала, что вся эта "предварительная разведка" ничего не стоила
Таких и других историй можно рассказывать сколько угодно. И все они будут иллюстрировать и доказывать разные варианты развития событий. Можно лишь утверждать, что, во-первых, полностью узнать человека порой не удается и за 10 лет совместной жизни; а во-вторых, если уж решение пожениться принято, лучше воплотить его в жизнь как можно раньше – как показывает жизнь, чем дальше в лес, тем сложнее будет это сделать. Но вот прежде, чем принять это решение, все же лучше очень хорошо подумать и прислушаться к себе. Потому что там, внутри, в самой глубине нас, звучит шепот, который всегда говорит правду. Другое дело, что его слишком часто заглушают своим криком эмоции, сиюминутные желания, общественные установки и все такое прочее...

Саида В.

Day.az

0

9

Нишан (Nişan)
Нишан (обручение)

Через несколько месяцев после хярика отмечается обручение, к которому дома жениха готовится за несколько месяцев заранее.
На обручение покупают и приносят все нужное для невесты, обычно это одежда, парфюм, косметика, банные принадлежности, полотенца, халат, пеньюары и золото, все кроме обуви. Подарки через некоторое время приносит в дом невесты свекровь. Очень часто расходы на обручение берет на себя дом жениха. Они посылают в дом невесты мясо, масло, муку, зелень и все нужное из продуктов, кроме лука, так как по поверью, лук - к горечи.
Подарки оформляют в хончу (поднос, на который красиво выкладываются подарки, и украшается ленточками), приносят также в чемоданах, сундуках.

Накрывается полный стол, как обеденный, так и сладкий с национальными блюдами, печеными, гости едят, пьют, говорят о молодых, обсуждают разные темы.

После окончания празднества и ухода гостей, близкие собираются вокруг невесты. Им показывают подарки, они поздравляют невесту.

В наше время все еще есть семьи, где досконально чтутся древние традиции проведения нишана, но чаще всего, они упрощены и не столь помпезны. Обычно семьей жениха покупается все необходимое для невесты для начала новой семейной жизни - одежда, косметика, парфюм, халаты, а некоторые вообще решают вопрос по - иному, просто отдают деньги и невеста сама покупает себе то, что ей необходимо.

Кольца выбираются женихом, невестой, тещей и свекровью. Свекровь покупает то, что выбирает невеста, а теща то, что выберет себе жених. На обручение сторона жениха также берет золотые украшения для невесты кроме кольца, обычно это колье с браслетом и сережками, которые вручаются на нишане.

Ответный визит.

Где - то через пару месяцев после обручения возвращают подносы в дом жениха, для этого они украшаются. Один поднос готовится для жениха, с подарками для него, на второй поднос кладутся подарки для мужчин: сорочки, кремы, лосьоны после бритья. Третий поднос предназначен женщинам: духи, отрезы, платки и прочее. На остальные подносы кладутся сладости, испеченные дома, конфеты, фрукты.
В доме жениха заранее готовятся к приему гостей, зовут пять-шесть близких родственниц, накрывают стол. Со стороны невесты приходят пять-шесть близких родственниц - сестры, тети, невестки и другие. В конце перед уходом кто-то из пришедших открывает подносы и говорит, какие подарки кому из родственников невесты предназначены. Мать невесты благодарит их. Часть принесенных сладостей раздаются родственникам и соседям.

В наше время подносы чаще возвращают в тот же день, когда приносят подарки в дом невесты, происходит "обмен подарками" и сладостями, и уже в ближайшее время - месяц или даже еще раньше празднуют саму свадьбу.

0

10

Может быть я неправильная азербайджанкаhttp://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gif, но мне никогда не нравились эти убогие обычаи свадебные в Азербайджане, вся эта мишура, показуха, для чего?. Каждая свадьба похожа на все другие, никакой индивидуальности, лица у всех каменные, будто случится апокалипсис, если не дай Бог девушка улыбнется при бабулечке. А этот омерзительный момент с жертвоприношениями (с резней барана) и последующим помазанием на лоб невесты кровью, что это за пережитки черной магии?! Все в этих свадьбах - слишком. (Слава Богу, у самой была свадьба, но российского, более демократичного характера, с весельем и полной непринужденностью. Извините, если кого то задела словами описанными ранее, не хотела,(чисто мое мнение), но все действительно для меня дико.http://az-love.com/files/0006/9c/8b/63946.gif. Свадьба должна быть красивой, романтичной, безусловно, но это прежде всего свадьба молодых, а не всех остальных родственников, и решать все важное именно молодоженам надо. В общем Азербайджану еще предстоит долгий путь становления в современное общество. Страна красива и чудесна, но пережитки прошлого, куча комплексов всего народа, мнимая скромность всех девушек, и показушность во всем, надеюсь все таки со временем искоренится и уйдет, но на это потребуются десятилетия развития, а не только меняющийся облик городов, когда в глубинных смыслах остается отсталость от прогресса.

0

11

Леонелла25 написал(а):

Свадьба должна быть красивой, романтичной, безусловно, но это прежде всего свадьба молодых, а не всех остальных родственников, и решать все важное именно молодоженам надо. В общем Азербайджану еще предстоит долгий путь становления в современное общество. Страна красива и чудесна, но пережитки прошлого, куча комплексов всего народа, мнимая скромность всех девушек, и показушность во всем, надеюсь все таки со временем искоренится и уйдет, но на это потребуются десятилетия развития, а не только меняющийся облик городов, когда в глубинных смыслах остается отсталость от прогресса.

Вай, вай, что соседи скажут.http://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gifhttp://i033.radikal.ru/0803/2e/d2db4726f00f.gifhttp://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gif

0

12

Леонелла25 написал(а):

Каждая свадьба похожа на все другие, никакой индивидуальности, лица у всех каменные, будто случится апокалипсис, если не дай Бог девушка улыбнется при бабулечке.

да, меня там всегда это поражало - на свадьбе веселятся все, кроме собственно жениха и невесты http://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gif

Леонелла25 написал(а):

Страна красива и чудесна, но пережитки прошлого, куча комплексов всего народа, мнимая скромность всех девушек, и показушность во всем, надеюсь все таки со временем искоренится и уйдет,

Не знаю, не уверена, что уйдет, т.к. это в менталитете людей, в подкорке, в крови.. и передается все из поколения в поколение  :dontknow:

Веста написал(а):

Вай, вай, что соседи скажут.

а родственники, а родственники что подумают!! http://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gifhttp://i013.radikal.ru/0803/5a/63d3908653b9.gif

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Традиции и вера азербайджанцев » Свадебные традиции Азербайджана