http://s004.radikal.ru/i207/1101/d1/fe70c756da6f.jpg

Название: "Кавказцы в войнах России"
Жанр: Документальный фильм
Формат: avi
Размер: 360 мб х 4
Время воспроизведения: 44 минуты х 4

Цикл документальных фильмов, посвященный истории национальных северокавказских подразделений в составе царской, советской и современной Российской Армии, роли представителей народов Кавказа в защите Родины. Перед зрителем предстанут новые версии главных войн России двухсотлетнего периода – Кавказской, Первой мировой, Великой Отечественной, а также современные события на Кавказе, национальная политика Российской империи, СССР и новой, демократической России. Сложная история российского Кавказа будет рассказана зрителям в масштабном кинопроекте, автор которого - директор-корреспондент Северо-Кавказского центра НТВ Руслан Гусаров - развеет не один миф о народах этого региона, показав, как тысячи кавказцев шли на смерть ради России, добровольно поступая на службу в кавказские подразделения русской армии. В четырех фильмах цикла журналист обратится к военной истории, представив факты о далёком и недалёком прошлом, а также о событиях последних десятилетий. Легендарные и малоизвестные личности, уникальные кадры и интервью раскроют неоднозначные страницы истории России и Кавказа.

Кавказцы в войнах России: 1. Джигиты императора
Фильм первый "Джигиты императора" рассказывает об истории Кавказского горного эскадрона и Дагестанского конного регулярного полка, о попытках мирного решения проблем Кавказа путем приобщения знатных кавказских фамилий к русской культуре, регулярной воинской службе.

Кавказцы в войнах России: 2. Дикая дивизия
Фильм второй "Дикая дивизия" - о Кавказской туземной конной дивизии, её участию в боевых действиях Первой мировой войны и революционных событиях 1917 года в России.

Кавказцы в войнах России: 3. Приговоренные
Фильм третий "Приговоренные" - о судьбе народов Северного Кавказа в годы Великой отечественной войны, участии кавказцев в защите Брестской крепости и других боях против захватчиков, а также о депортации карачаевцев в ноябре 1943 г. и чеченцев в феврале 1944 г.

Кавказцы в войнах России: 4. Горячее лето 99-го
Фильм четвёртый «Горячее лето 99-го» рассказывает о вторжении боевиков под руководством Басаева и Хаттаба на территорию Дагестана и о том, какую поддержку федеральным властям оказали местные жители.

http://letitbit.net/download/1007783/83 … 1.avi.html

http://letitbit.net/download/1007783/25 … 2.avi.html

http://letitbit.net/download/1007783/33 … 3.avi.html

http://letitbit.net/download/1007783/69 … 4.avi.html

«Кавказцы в войнах России»: Взгляд изнутри

Об этом документальном проекте компании НТВ мы узнали буквально накануне его премьерного показа. Казалось, нет ничего необычного: у телеканала много талантливых, неординарных работ, да и тема в общем-то не нова. Интерес пробудил тот факт, что идейный вдохновитель и автор четырех исторических фильмов, посвященных теме Кавказа с охватом последних двух веков, - наш земляк, руководитель Северо-Кавказского бюро НТВ Руслан Гусаров. …По-домашнему, в тапочках и с кофе встретил нас в своей махачкалинской «штаб-квартире» директор и корреспондент в одном лице. Мы привыкли слышать имя Руслана Гусарова, ведущего, в основном, репортажи из «горячих точек». Это то, что сразу всплывает в памяти. А тут сценарист, фильмы… Впрочем, все закономерно. За годы работы в журналистике возникли определенные вопросы, а также непреодолимое желание ответить на них и поведать об этом другим.

- Руслан, интрига состоялась. Необычное и неизвестное уже манит… И все-таки прежде, чем увидеть собственными глазами ваши фильмы, хотелось бы услышать, чья это идея и почему именно сейчас?

- Как минимум за те десять лет, что я на НТВ, мне всегда хотелось рассказать российским зрителям о нечто большем, чем зловещие теракты, ЧП, происшествия на Кавказе… Хотелось рассказывать о том, что, как правило, остается за кадром теленовостей - о необычных людях, сильных духом и телом, об удивительных традициях и обычаях. Может быть, не всегда понятных, но красивых, добрых и полезных. О непростой, но зачастую весьма поучительной истории этого края, его народов, взаимоотношениях внутри кавказских обществ и с соседним миром. К сожалению, в рамках теленовостей это делать очень непросто – формат программы обоснованно диктует приоритет СОБЫТИЯ и лаконичности.

- В противовес насаждаемому в последние десятилетия после развала СССР мифу о «многовековом противостоянии и борьбе» Кавказа и России вы пытаетесь разрушить существующий стереотип о кавказцах, откуда такая идея?

- Да не то что – разрушить. Просто акцентированно показать: такое мнение, друзья, это СТЕРЕОТИП! И это слово лучше говорит за себя – ведь стереотип это упрощенный, застывший, окаменелый образ. Я уже не говорю о его идеологическом наполнении со знаком минус.

Кроме того, как кавказцу, гражданину России и просто человеку мне претит оскорбление и унижение человеческого достоинства, от кого бы оно ни исходило – от отдельной личности или от толпы. На протяжении последних 17 лет я наблюдал, как в России и на ее окраинах все увереннее набирают силу шовинистические настроения. Сколько русских покинуло Кавказ – кто под реальным давлением подонков и бандитов, а кто просто из-за негативного социального и националистического фона. А сколько кавказцев пострадало в российской глубинке только потому, что у них не те фамилии и не те внешности?

Помню, в 1996 году в Москве на Красной площади меня с компанией махачкалинских друзей остановили милиционеры. Долго сурово и угрюмо проверяли документы, а потом еще дольше допытывались, что это мы, иностранцы, здесь делаем. Шпионим что ли? Я сказал, что мы из Дагестана, а он сердито говорит: «Я и так вижу, что вы из Дагестана. Потому и спрашиваю, что это вы тут арабы, азиаты, Афганистан, Киргизстан, Пакистан делаете. Опять с нами воевать хотите?».

Вот для этого милиционера, а также для всех, кто думает, что Дагестан это не Россия, что Кавказ и Россия - это вечные враги, «и так было, есть и будет», и сделан наш фильм. А еще – ради исторической справедливости. И мира.

- Не пришлось ли подгонять факты под идею?

- Скорее, наоборот. Сама идея, с точки зрения единства содержания и формы, родилась после того, как жизнь стала подбрасывать столько интересной, самодостаточной и яркой фактуры, что оставалось только все это переварить и придумать подходы, решения, чтобы все это реализовать. С одной стороны, я наблюдал за тем, что происходит на Кавказе сегодня, часто сам становился свидетелем, а то и участником многих событий. С другой увиденное и пережитое порождало много вопросов, а вслед за ними много дискуссий, жарких споров, исследований и поисков. Так и появились перед глазами известные и малоизвестные факты российско-кавказских отношений, событий прошлых лет, ярчайшие образы и великие поступки великих и простых людей. И в какой-то момент я понял, что не надо ничего придумывать, не надо кричать, «бить себя пяткой в грудь», чтобы доказать, что кавказцы такие же хорошие люди со своими недостатками, как и остальные народы России. Что у нас есть общая история, и она, мягко говоря, далеко не всегда такая кровожадная, беспринципная и мрачная, какой мы привыкли ее воспринимать сегодня. Многое просто миф, как, к примеру, миф о вечном противостоянии горцев Кавказа и русских, который очень любят эксплуатировать националисты различных мастей. Во-первых, противостояние противостоянию рознь. И невозможно воевать каждый день 400 лет. Стычки - да, столкновения, засады, нападения, ограбления, бандитизм, абречество, спецоперации… И в то же время строительство на Кавказе новых городов, поселков, дорог, расширение торговых связей, развитие экономики, образования, вовлечение в российскую общественную жизнь элиты горских народов, а вслед за нею и других слоев общества, открытие талантов, представление их всему миру… Разве это ВОЙНА в привычном понимании слова?

И что еще очень важно – воевали с Россией далеко не все народы Кавказа, а среди воевавших народов далеко не все его представители. У великого имама Шамиля внутри его теократического государства были огромные проблемы, связанные с его политикой противостояния России. Не все поддерживали имама, многие выступали против него, искали единения с Россией и выхода в остальной мир, в общем, искали прогресса и развития. И не потому, что боялись России или заискивали перед нею.

Это были такие же смелые и мужественные горцы, как и сам Шамиль и его мюриды. Просто они ДУМАЛИ иначе. И таких людей было много. Очень много. И сегодня их на Кавказе большинство. И это нормально. А у нас в сознании какой-то нездоровый крен в сторону вечной борьбы друг с другом. Во второй половине девяностых, на фоне какого-то массового психоза мне показалось, что кроме последних 200-250 лет у Дагестана вообще не было никакой истории. И вот это уже ненормально.

- Руслан, как проходила работа над фильмом? Какой материал был использован?

- Финансирование, конечно же, проводилось телекомпанией. Вместе с коллегами из ассоциации «Наше кино», на счету которой, к примеру, цикл «Кремлевские дети», мы снимали все четыре серии сами с использованием хроники, там, где это было нужно. Был задействован полный цикл производства документального кино на серьезном уровне. Вместе с нами работала очень опытная съемочная бригада: режиссер Сергей Кисляков и оператор Павел Ефимов. Ребята, кстати, были в восторге от нашей природы и людей. В основе труды ученых, наши эксклюзивные интервью и съемки, картины, рисунки. И в каждом фильме мы реконструировали события в несколько вольном, ассоциативном исполнении. Проблемы были с первой серией – «Джигиты императора», рассказывающей о Кавказском горском эскадроне в составе личного конвоя царей. 19 век. Хроники нет. Но наш режиссер Сергей Кисляков нашел интересный выход – при помощи компьютерной графики он раскрашивал фотографии тех времен, каждого героя, представляете… В итоге, получилось занимательно. Впрочем, это дело вкуса.

А вот в третьем фильме – «Приговоренные» - о судьбе репрессированных народов Кавказа - мы использовали уникальные кадры немецкой кинохроники и фрагменты цветного фашистского пропагандистского фильма, снятого ими на Кавказе, но так и не показанного нигде.

- В процессе съемок были задействованы актеры?

- В общем-то нет. Нам помогали люди - энтузиасты. Надо сказать, что все они очень охотно шли на контакт, спасибо огромное за это.

- Выходит, что о бюджете и расходах на актеров не стоит и спрашивать?

- Вы знаете, бюджет фильмов немаленький, ведь нам пришлось со всей своей техникой объездить практически весь Северный Кавказ - Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия! И потом видеопроизводство, в некоторых случаях гонорары. Но в основном люди работали за идею.

- В нашей республике вам оказывали поддержку?

- Моральную да. Поддерживали нашу идею. Многие отрывались от работы, встречались с нами, рассказывали. Среди героев были и ученые, и политические деятели. Но, к сожалению, не все вошли в фильм. Отдельно поблагодарить за помощь хочется историка из Хунзаха Алибека Казанбиева.

- Расскажите о наиболее запомнившихся эпизодах во время работы над циклом.

- Запоминающихся и просто интересных эпизодов было предостаточно. Снимая четыре 44 минутных фильма, мы отсняли 50 часовых кассет. Масса встреч, впечатлений…

Но, уверен, что, так же, как и я, большинство тех, кто участвовал в съемках, наверняка запомнили работу в Пятигорске. Там мы снимали «натуру» и постановочные кадры всадников-джигитов для «Джигитов императора» и «Дикой дивизии». Август 2006 года. Страшная жара. 40-45 градусов. В соседней Карачаево-Черкесии установлен рекорд температуры – что-то под 50. Яйца варят в песке. А мы днем в самое пекло снимаем в поле кавалерию! Это просто ужас и чудо одновременно! Мы сумели собрать воедино аж 20 лошадей, которых привезли на скачки на местный ипподром. И каких лошадей! Арабские и английские скакуны, ахалтекинцы! А на них лучшие наездники Кавказа, в том числе и русские ребята, которых попросили не бриться и одеть черкески, папахи и бурки, взятые нами напрокат в театрах Махачкалы и Нальчика.

И вот вся эта рать, обливаясь потом, с муляжами ружей и карабинов и криками «Аллах Акбар» в крайне возбужденном состоянии движется с ипподрома через казацкую станицу. Господи! Хорошо, что заранее договорились с местным казачеством о сопровождении! Но некоторые были все-таки напуганы.

А потом казаки неожиданно отказались давать на съемки свои карабины, хотя предварительно дали согласие. Поначалу косо смотрели на гарцующих джигитов. Пришлось казакам долго разъяснять происходящее, для чего мы это все затеяли, в чем смысл проекта. В итоге казаки оттаяли, дали-таки нашим всадникам-горцам винтовки. Но сначала сняли затворы. В любом случае, спасибо казакам и их начальнику Руслану! Хорошие мужики! И наездникам, конечно, большое спасибо! В такую сумасшедшую жару, можно сказать, подвиг совершили!

- Теперь коротко о самих сериях.

1–я серия - «Джигиты императора» посвящена Кавказскому горскому эскадрону в личном Конвое двух русских царей – Николая Первого и Александра Второго. В самое тяжелое время Кавказской войны оба царя доверяли свои жизни и безопасность семей не только верным казакам, но и горцам Кавказа – в большинстве своем мусульманам, сородичам тех, с кем русская армия так яростно сражалась в горах и на равнинах на юге империи. Во многом смелый и хитроумный шаг царей был оправдан лишь одним: горцы должны почувствовать себя гражданами великой страны и принести эту мысль другим кавказцам. Ради этого стоило рисковать.

2-я серия - «Дикая дивизия». Рассказывает об уникальном и неповторимом подразделении русской армии в годы Первой мировой войны – Добровольной Кавказской туземной конной дивизии, состоявшей главным образом из мусульман. Ну, просто потряс ее состав: командир – родной брат царя, командиры бригад, полков и эскадронов и даже рядовые воины – отставные офицеры русской армии, графы, бароны, князья, поэты, журналисты, амнистированные кавказские абреки, потомок Наполеона, дети Льва Толстого, и, наконец, персидский принц Фазулла Каджар. И еще в «Дикой дивизии» служил добровольцем аварский поэт Махмуд из Кахаб-Росо (к сожалению, эпизод с ним в фильм просто не влез). За все четыре года Первой мировой войны в дивизии не было ни одного дезертира!

Всех их вместе с рядовыми «всадниками в мохнатых шапках» объединяет одно - воинская доблесть во славу Родины и отличающаяся от других необычная форма – черкески, папахи и бурки…

3-я серия - «Приговоренные».

Это рассказ о четырех репрессированных в годы Великой Отечественной войны народах Кавказа – чеченцах, ингушах, балкарцах и карачаевцах. Так же, как и другие народы Советского Союза, они доблестно сражались на фронтах, погибали, но не сдавали позиции, спасали товарищей и освобождали страну и мир от коричневой чумы фашизма.

4-я серия - «Горячее лето 99-го»

Этот фильм посвящен событиям в Дагестане в 1999 году и историческому выбору простых жителей южного форпоста России перед лицом международного терроризма и угрозы отторжения республики от страны.

В фильме - интервью с участниками событий – ополченцами, руководителями страны и республики, а также с теми, кто в те времена находился в Чечне и видел ситуацию с другой стороны. Здесь я для себя не столько открыл новое, сколько в очередной раз нашел подтверждение того, что и так знал - дагестанцы действительно интернациональный, человеколюбивый и мудрый народ. Несмотря на гибель своих родных от бандитов, пришедших из Чечни, ни во время боевых действий 1999 года, ни после, ни сейчас никто в Дагестане не перекладывает вину за произошедшее на простой чеченский народ. И это очень важно на Кавказе, потому, что если персонифицировать проблему, то можно получить еще более страшные последствия для всех. Дагестанцы остаются верны этому принципу - религиозные фанатики, а также бандиты и уголовники не имеют национальности.

Очень важный момент. В 1999 году дагестанские ополченцы вместе с семьями защищали от международных банд экстремистов не власть в Махачкале и в Кремле, а свои дома, свои земли и свое право самим выбирать, как им жить. А ополченцы из села Гагатли в полном составе отказались от государственных наград за участие в обороне республики.

- Руслан, четыре фильма - это завершенный цикл или есть еще планы?

- Для меня проект остается открытым. Материала, интересных историй очень много. Пока важно, чтобы эту работу заметили и откликнулись. В этом случае есть шанс, что кто-то задумается и поразмышляет над увиденным.