Вопрос #5983: Жена, отказывается, чтоб муж повторно женился
Существует ли постановление, в котором говорится, что жена в брачном контракте может отказать мужу в повторной женитьбе?
Ответ:
Хвала Аллаху!
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал в его книге аль-Мугни:
“Если он женился на ней с условием, что он не должен заставлять ее переезжать из ее дома или ее города, тогда это условие действительно, потому что сообщалось, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое желаемые из условий, которые должны быть выполнены (удовлетворены), - те, посредством которых половые сношения становятся допустимыми для Вас».
Если он женился на ней при условии, что он не будет жениться на другой жене, тогда она имеет право оставить его, если он действительно берет другую жену”.
Условия брачного контракта делятся на три типа.
Один тип, которого следует придерживаться – это тот, что выгоден для жены, типа того, чтоб она была в состоянии предусмотреть, что он не может позволить ее перемещение из ее дома или города, или путешествовать с ним, или брать другую жену или любовницу (наложницу). Мужу следует придерживаться этих условий, и если он не делает этого, тогда она имеет право аннулировать брак”.
(Аль-Мугни Ибн Кудама, часть 7, Китаб аль-Никях)
Шейху уль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) задавали этот вопрос, и он ответил в аль-Фатва аль-Кубра:
Вопрос: Мужчина женился на женщине, и она предусмотрела, что он не должен взять другую жену или заставить ее переехать из ее дома, и что она может остаться с ее матерью. Таким образом, он женился на ней на этих условиях. Должен ли он придерживаться этого, а если он идет против этих условий, имеет ли его жена право аннулировать брак или нет?
Ответ:
«Да, эти условия и подобные им действительны согласно мазхабу Имама Ахмада и других ученых среди Сахаба и Табиин, типа Умар ибн аль-Хатаб, Амр ибн аль-Ас, Шурай аль-Кади, аль-Узай и Иcхак
Согласно маликитскому мазхабу, условие такого, что, если он женится, другая жена, (первая жена) имеет выбор того, что сделать, и это - действительное условие. Женщина имеет право оставить его в этом случае. Это подобно идее мазхаба Имама Ахмада.
Основание для этого – хадис, рассказанный аль-Бухари и Муслимом в аль-Сахихе от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Самые желаемые условия которые должны выполняться, это те, посредством которых половые сношения становятся дозволенными для вас». ‘Умар ибн аль-Хатаб сказал: «Права - в соответствии с условиями».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал, что условия, которые делают половые сношения допустимыми, более заслуживают выполнения, чем другие. Это – постановление об условиях этого характера»
Аль-Фатва аль-Кубра, часть 3, Китаб аль-Никях
Вопрос #115751: Должен ли он говорить второй жене, что уже женат?
Я женился на иностранке после того, как она стала мусульманкой. Наша свадьба прошла в соответствии с законами Аллаха и Сунной Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, но я скрыл от невесты тот факт, что уже женат. Является ли мой брак законным или я должен рассказать ей, что уже женат и она моя вторая жена? Примите во внимание, что я скрыл это, потому что в стране, где мы живем, многоженство запрещено.
Ответ:
Хвала Аллаху
Необязательно мужу рассказывать второй жене о том, что он уже женат и это не влияет на действительность брака. Если брачный контракт соответствует всем необходимым требованиям, то он считается действительным.
Спросили шейха Ибн Джибрина (да сохранит его Аллах): Необходимо ли для законности брака рассказывать невесте, что уже женат, если об этом не спрашивают? Какие могут быть последствия, если мужчина отвечает на этот вопрос отрицательно?
Он ответил: Мужчина не обязан рассказывать женщине или ее семье, что он уже женат, если они не спрашивают об этом. Но обычно это трудно скрыть, поскольку свадьбе предшествует некий период времени, когда партнеры узнают и расспрашивают друг друга, чтобы быть уверенными, что подходят друг другу. Недопустимо скрывать что-либо и если одна сторона лжет, а другая сторона принимает это за правду, то все договоренности могут быть отменены. Если мужчина лжет и говорит, что неженат, то женщина имеет право аннулировать брак. Если женщина лжет и выдает себя за девственницу, то мужчина может либо смириться с этим, либо отменить брак.
«Фатава Исламийя», 3/129.