ВРЕМЕННЫЙ БРАК В ИСЛАМЕ
Одним из существующих разногласий между мусульманами суннитского и шиитского направлений является тема временного брака. Первые считают его отмененным положением в исламской религии и, вследствие этого, навсегда запрещенным, вторые наоборот, считают подобный вид брака разрешенным на все времена.
Так как проблемы связанные с половым инстинктом относятся к самым большим трудностям любого общества, с которыми волей неволей сталкиваются все представители человечества, то изучение и верное понимание института исламского временного брака является на наш взгляд одной из важнейших задач сегодняшнего мусульманского общества. Ислам совершенная и всеобъемлющая религия, отвечающая всем требованиям природы человека. И в этой религии предусмотрены разрешения всех нужд человечества, выход из любой тяжелой ситуации, с которой сталкиваются люди.
Брак в Исламе воспринимается как величайшее богослужение. Однако многие из мусульман, а в особенности молодые люди, по самым разным причинам не обладают возможностью заключить полноценный брак. В подобной ситуации они имеют три выхода для того, чтобы разрешить трудности, появляющиеся у них вследствие наличия полового инстинкта:
Свободные половые отношения. Но данный выход неприемлем с точки зрения небесной религии, ибо прелюбодеяние является бедой, которая влечет за собой еще большие беды, как для самого человека, так и для всего человеческого общества. Поэтому Ислам накладывает запрет на прелюбодеяние.
Подавление половых инстинктов. На первый взгляд, кажется, что это может стать выходом, однако необходимо реально смотреть на вещи и признать, что подавление половых инстинктов попросту невозможно. Невозможно подавить то, что изначально заложено в человеческой природе. Половой инстинкт можно контролировать в течение какого-то времени, но если он не найдет выхода, то обязательно ответит взрывом на его подавление. В качестве подтверждения сказанному читателю достаточно спросить самого себя и честно ответить: «Способен ли человек долгое время соблюдать половую воздержанность? Можно ли назвать его истинным верующим, полностью контролирующим свой сексуальный инстинкт?»
Мусульманам не нужно повторять ошибку христиан. Развал института здоровой семьи на Западе и повсеместное распространение разврата стали следствием подавление полового инстинкта, к которому на протяжении многих веков призывала церковь. Именно таким взрывом ответил половой инстинкт на его подавление.
Заключение временного брака. Исламская религия более четырнадцати веков назад разрешила эту проблему человечества, узаконив институт временного брака. С точки зрения шиитского права при соблюдении всех необходимых условий данный вид брака способен свести на нет огромное количество трудностей, с которыми сталкиваются люди, не имеющие возможности для заключения полноценного постоянного брака.
Временный брак подобен постоянному браку
Шиитский фикх, целиком и полностью основываясь на Священном Коране, пророческой традиции и традиции безгрешных имамов, считает дозволенным два вида брака – постоянный и временный. Временный брак заключается на тех же условиях что и постоянный брак. Без соблюдения этих условий временный брак не будет верен. Разница между двумя видами брака заключается в следующем:Временный брак, в отличие от постоянного, заключается на заранее обговоренный между мужчиной и женщиной срок.
Временный брак не имеет развода и завершается с окончанием обговоренного срока.
Мужчина во временном браке не обязан обеспечивать жену жильем, одеждой и пищей.
Мужчина и женщина во временном браке не наследуют имущества друг друга в случае смерти одного из них.
Мужчина и женщина заключают временный брак по обоюдному согласию. Так же, как в постоянном браке, мужчина должен выплатить женщине положенный махр. Женщина после окончания срока временного брака должна выждать идду. Если во временном браке родится ребенок, то он считается законнорожденным и обладает всеми без исключения правами, которыми обладают дети, рожденные в постоянном браке. Все шариатские положения, имеющие отношение к временному браку, подробно разъяснены в сборниках фетв шиитских муджтахидов.Временный брак в Коране
Мусульманские ученые обоих исламских направлений свидетельствуют в своих трудах, что на дозволенность временного брака указывает отрывок из 24-ого аята суры «Женщины», в котором сказано: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение». О ниспослании данного аята в связи с дозволенностью временного брака указывали Джалалуддин Суюти в «Дурр аль-мансур», Ибн Касир в «Тафсир аль-кураниль-карим», Табари в «Джами аль-баян», Шахабуддин Алуси в «Рух аль-маани», Ахмад Ханбал в «Муснад», Байхаки в «Сунан аль-кубра», а также ряд других суннитских ученых. Перечисленные выше произведения считаются авторитетными в суннитском мире, а их авторы являются уважаемыми и известными людьми.Табари приводит слова некоторых из сподвижников Посланника Аллаха, например Убаййа ибн Кааба, которые, комментируя данный аят, читали его следующим образом: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них (в течение обговоренного срока), давайте им установленное вознаграждение». (Джами аль-баян, толкование 24-ого аята суры «Женщины»)
тот вид брака ни в коем случае не может быть прелюбодеянием, как ошибочно полагают некоторые неосведомленные сунниты. Временный брак является одним из предписаний Священного Корана. И если этот брак был бы прелюбодеянием, которое является мерзостью и одним из величайших грехов, то Всевышний Аллах никогда не послал бы своему Пророку аят, разрешающий мусульманам заключение временного брака. Прелюбодеяние было мерзостью во все времена, и Аллах превыше того, чтобы дозволять в своей Книге мерзость и грех.В самом Коране сказано: «Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?» (Сура «Преграды», аят 28)
Итак, шиитские и суннитские ученые убеждены в том, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) разрешал временный брак, и сподвижники в его эпоху практиковали данный вид брака. По этому поводу среди них сомнений нет. Однако основное разногласие относительно данной темы сводится к следующему вопросу: «Было ли отменено установление Корана о временном браке или нет?» Сунниты считают, что данное установление было отменено, шииты же говорят, что кораническое предписание о временном браке никогда не отменялось и останется в силе до скончания мира.Временный брак в суннитских хадисах
Шиитские ученые и исследователи говорят, что нет никаких достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что кораническое установление о временном браке было упразднено другим аятом Священного Корана. Также не существует надежных и не оставляющих сомнений свидетельств тому, что Посланник Аллаха запретил мусульманам заключение временного брака. Безгрешные имамы из пророческого рода так же, как и сам Пророк, считали временный брак дозволенным деянием. Если бы это было не так, то есть если данный вид брака был запрещен, то хранители религии и продолжатели традиций Пророка обязательно указали бы своим последователям на этот запрет.
Однако в нашем распоряжении, продолжают шиитские ученые, находится масса свидетельств из суннитских источников, подтверждающих нашу правоту. Из этих свидетельств следует, что Посланник Аллаха никогда не накладывал запрета на временный брак. У истоков отмены временного брака стоял Умар ибн Хаттаб, который во время своего правления, основываясь лишь на своем личном мнении, запретил мусульманам заключать подобные браки. А распространение данного запрета в суннитском обществе стало следствием того, что часть мусульман того времени поддержала Умара, а затем правители и ученые придали поступку Умара шариатскую окраску.
Итак, в хадисах, во множестве имеющихся в самых авторитетных суннитских сборниках, сказано:Передает Джабир ибн Абдулла Ансари: «Мы заключали временный брак во время Посланника Аллаха и Абу Бакра за горсть фиников и муки до тех пор, пока Умар не запретил делать это». (Сахих, Муслим, т.4 стр.131; Муснад, Ахмад Ханбал, т.6 стр.405)
Передает Имран ибн Хасын: «Посланнику Аллаха был ниспослан аят о временном браке, и не было ниспослано аята, упраздняющего его. Посланник Аллаха повелевал нам придерживаться данного указания и в его эпоху мы заключали временный брак. Посланник Аллаха покинул этот мир, и он не запрещал нам заключение временного брака. Потом человек сказал по собственному мнению что хотел». (Сахих, Бухари, т.2, стр.168, а также т.6, стр.33; Сунан, Насаи, т.5, стр.155).
Аскалани, комментируя данный хадис, пишет: «Под человеком в данном хадисе подразумевается халиф Умар ибн Хаттаб». (Фатх аль-бари, т.8, стр.34)
Передается от Аби Надра: «Мы находились рядом с Джабиром ибн Абдуллой, когда подошел человек и сказал: «Ибн Аббас и Ибн Зубейр спорят относительно временного брака и снятия запретов ихрама между совершением умры и хаджа». Джабир сказал: «Во времена Посланника Аллаха мы совершали эти деяния, пока Умар не запретил нам это, и после мы этого не делали». (Сахих, Муслим, т.4, стр.131; Сунан аль-кубра, Байхаки, т.7, стр.206)
Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха разрешил временный брак». Кто-то возразил: «Люди говорят, что Абу Бакр и Умар запретили временный брак». Ибн Аббас гневно ответил: «Вижу, что они погибли. Я говорю, что так сказал Посланник Аллаха, а они говорят: так сказал Абу Бакр и Умар». (Муснад, Ахмад Ханбал, т.11, стр.337)
Сам Умар ибн Хаттаб говорил: «Два деяния были разрешены во время Посланника Аллаха. Но я запрещаю их и накажу всякого, кто совершит их. Эти два деяния – временный брак и снятие запретов ихрама между умрой и хаджем». (Мафатих аль-гайб, Фахр Рази, толкование 24-ого аята суры «Женщины»; Сунан аль-Кубра, Байхаки, т.7, стр.206)
Передается от Джабира ибн Абдуллы и Саламы ибн Аквы: «К нам вышел глашатай Посланника Аллаха и сказал: «Посланник Аллаха разрешил вам заключать временные браки». (Сахих, Муслим, т.4, стр.131)
Передается от Ибн Аббаса: «Аят о временном браке является ясным аятом и он не был упразднен». (Аль-кашшаф, Замахшари, т.1, стр.498)
8. Передается от Али ибн Аби Талиба: «Если бы Умар не запретил людям заключение временных браков, то лишь последние развратники и нечестивцы совершали бы прелюбодеяние». (Мафатих аль-гайб, Фахр Рази, т.10, стр.50; Дурр аль-мансур, Джалалуддин Суюти, т.2, стр.140)
И это лишь часть хадисов, указывающих на дозволенность временного брака и на то, что он не был упразднен ни Аллахом, ни Его Посланником.Мнение об упразднении временного брака аятом Корана
Часть суннитских ученых полагает, что аят о временном браке был упразднен следующей группой аятов суры «Верующие»: «Которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания. Тогда как желающие сверх этого являются преступниками». (Сура «Верующие» аяты 5-7) Придерживающиеся данного мнения утверждают, что в соответствии с тремя аятами суры «Верующие» интимные отношения дозволены только с постоянной женой и невольницей. А интимные отношения во временном браке не попадают под описание этих аятов, поэтому они отменяют аят о временном браке.
В ответ им шиитские ученые говорят, во-первых, данные аяты относятся и к интимным отношениям с женой во временном браке, так как жена во временном браке является такой же законной женой, как и в постоянном. В этих трех аятах нигде не упомянуто о различии между постоянным и временным браком.
Во-вторых, приведенные три аята суры «Верующие» были ниспосланы в Мекке еще до переселения Посланника Аллаха в Медину. Тогда как 24-ый аят суры «Женщины», в котором сказано о дозволенности временного брака, был ниспослан в Медине. Относительно этого все исламские исследователи имеют общую точку зрения. Так каким же образом аяты, ниспосланные в Мекке, могут отменить аят, который только через несколько лет будет ниспослан в Медине?
В-третьих, в самых авторитетных суннитских сборниках хадисов приводятся слова сподвижников Пророка Ислама, которые, как например Имран ибн Хасын, говорили: «Посланнику Аллаха был ниспослан аят о временном браке, и не было ниспослано аята, упраздняющего его. Посланник Аллаха повелевал нам придерживаться данного указания и в его эпоху мы заключали временный брак. Посланник Аллаха покинул этот мир, и он не запрещал нам заключение временного брака». (Сахих, Бухари, т.2, стр.168)Мнение об упразднении временного брака пророческими хадисами
Также суннитские ученые приводят как довод против временных браков хадисы от Посланника Аллаха, из которых следует, что он наложил на данный вид брака запрет до Судного дня. Эти хадисы, так же, как и хадисы о дозволенности временного брака, упомянуты в самых авторитетных суннитских книгах, таких как сборники хадисов, составленные Бухари и Муслимом. Но в этих хадисах присутствуют существенные сомнительные моменты, по причине наличия которых шиитские ученые считают невозможным принимать их за правду:В этих хадисах называются разные даты, в которые Посланник Аллаха запретил временный брак. В первой группе этих хадисов сказано, что временный брак был запрещен в 7-ом году по лунной хиджре во время битвы Хейбар. Передается от Али ибн Аби Талиба: «Посланник Аллаха в день Хейбара запретил заключать временный брак и есть мясо домашнего осла».
Из другой группы хадисов следует, что временный брак был запрещен после взятия Мекки в 8-ом году по лунной хиджре. Передается от Сабры Джухани, который рассказывал со слов своего деда: «Посланник Аллаха приказал нам заключать временный брак в год взятия Мекки, когда мы вошли туда. И мы не покинули ее, пока он не запретил нам это».
Еще одна группа хадисов указывает, что Пророк разрешил и снова запретил заключение временного брака после битвы Хунайн, которая произошла уже после взятия Мекки. Ильяс ибн Салама передавал от своего отца, что Посланник Аллаха на три дня дозволил заключать временный брак после битвы Хунайн, но потом запретил его.
Если мы примем все эти хадисы за правду, то получается, что временный брак несколько раз разрешался и столько же раз отменялся. Однако в исламской религии нет ни одного подобного прецедента, ни одно религиозное положение не дозволялось и не отменялось по нескольку раз. Существование подобных противоречий относительно запрета временного брака указывает на факт, о котором никогда не переставали говорить шиитские исследователи. Подобные хадисы были вымышлены в более позднее время, чтобы оправдать поступок Умара ибн Хаттаба, который на самом деле и наложил запрет на институт временного брака.
Существуют ясные свидетельства того, что Посланник Аллаха никогда не запрещал временные браки и что они были запрещены вторым халифом. Хадисы об этом приводятся от ближайших сподвижников Пророка, которые просто напросто не могли не знать о запрете, если он на самом деле был. Эти хадисы уже были упомянуты ранее.
Самым важным моментом является следующее. Хадис, к кому бы он ни восходил – к Посланнику Аллаха или другому человеку, не может упразднить и отменить аят Священного Корана. Критерием достоверности хадисов является Священный Коран и никак не наоборот. Абу Дауд Саджистани говорил: «Ахмаду Ханбалу был задан вопрос: «Могут ли хадисы и сунна Пророка упразднить аяты Книги Аллаха?» Он ответил: «Я не нахожу в себе смелости говорить такое в отношении Корана. Можно сказать, что хадисы и сунна могут лишь разъяснять Коран. Но упразднить аяты Корана могут только другие аяты Корана». (Аль-и’тибар, стр.28)
Самым лучшим способом проверки хадисов на достоверность является их сопоставление с кораническими аятами. Если хадис подтверждает сказанное в Коране, то он верен. Если же он противоречит Корану, то этот хадис не представляет ценности. Коранический аят о временном браке, как уже было сказано ранее, не был упразднен, и Посланник Аллаха, о чем было сказано в хадисах, приведенных выше, ушел из этого мира и ему не был ниспослан аят, отменяющий временный брак. Поэтому все хадисы, в которых идет речь об отмене Пророком данного вида брака, не представляют ценности для шиитских ученых, ибо они находятся в вопиющем противоречии с ясным аятом Корана и множеством достоверных хадисов, указывающих на дозволенность временного брака до Судного дня.