У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » История и личности » Узеир Гаджибеков


Узеир Гаджибеков

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибе́ков (азерб. Üzeyir bəy Əbdülhüseyn oğlu Hacıbəyov) (18 сентября 1885, Агджабеди — 23 ноября 1948, Баку) — азербайджанский композитор, дирижёр, публицист, драматург и педагог, академик АН Азербайджана, профессор, народный артист Азербайджанской ССР, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии. Крупнейший музыкальный и общественный деятель Азербайджана, автор первой оперы в мусульманском мире. Широко известный на родине, он по сей очень мало известен за ее пределами, его слава не пережила Советский Союз, его вклад никогда не был полностью оценен, а некоторые западные авторы вообще игнорируют Гаджибекова.
  В своем творчестве Узеир Гаджибеков смешивает западные и восточные музыкальные стили, приспосабливая элементы азербайджанской народной музыки к классическим европейским традициям. С использованием этого метода Гаджибековым в 1908 году была написана первая азербайджанская опера "Лейли и Меджнун", по мотивам одноименной поэмы азербайджанского средневекового поэта Физули. Его вторая опера "Шейх Санан", написанная в 1909 году, была образцом строго европейского стиля. Следующие четыре оперы, написанные между 1910 году и 1915 годами, имели в основе традиционный азербайджанский мугам. Лучшим произведением Гаджибекова считается опера "Кёроглы" написанная в 1936 году. За это произведение композитор был удостоен Сталинской премии в 1941 году. Гаджибековым было написано 7 опер, а также 3 оперетты: "Муж и жена" (1909), "Не та, так эта" (1910) и "Аршин мал алан2 (1913). Гаджибеков являлся автором либретто ко всем своим произведениям, за исключением оперы "Кёроглы". У композитора есть была незавершенная опера "Фируза". Это произведение было дописано композитором Исмаилом Гаджибековым. Узеир Гаджибеков считается основателем азербайджанской оперной школы. В.Виноградов в своей книге "Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка" пишет:

"…его заслуга поистине велика. Не случайно, что опера в Азербайджане является массовым музыкальным жанром.…"(из книги В.Виноградова, "Узеир Гаджибеков и Азербайджанская музыка")

В 1918 году Гаджибеков сочинил гимн Азербайджана. С 1920 по 1991 этот гимн не исполнялся по причине вхождения Азербайджана в СССР. В 1991 году гимн Гаджибекова вновь стал государственным.
Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан его "Русско-Турецкий и Турко-Русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов2, в 1908 году - "Вопросы арифметики". В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты "Азербайджан".
29 октября 1918 года была опубликована его первая статья в этой газете. В 1945 году был издан его теоретический труд под названием "Основы азербайджанской народной музыки". Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась.

Узеир Гаджибеков является инициатором основания высшего музыкального училища - Азербайджанской Государственной консерватории (Бакинская музыкальная академия им. Гаджибекова). В 1927 году, он, совместно с композитором Муслимом Магомаевым (тёзкой и дедом певца Муслима Магомаева), издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты. В 1931 году под руководством Гаджибекова был создан оркестр азербайджанских народных инструментов. В 1936 году Гаджибеков соучаствовал в создании Азербайджанского Государственного хора при бакинской Филармонии.
День рождения Узеира Гаджибекова — 18 сентября, отмечается в Азербайджане как День Музыки. В 1977 году построенный на верфи города Володарска теплоход был назван именем Узеира Гаджибекова. Именем композитора были названы проспект в Баку, Бакинская Музыкальная Академия (до 1991 года Консерватория), Азербайджанский государственный симфонический оркестр, которым он в своё время руководил, а также учреждённая в Азербайджане Государственная премия за заслуги в области культуры. В 1956 и 1960 годах в Баку были установлены памятники Гаджибекову: в 1956 году - на могиле композитора (автор: О. Эльдаров), в 1960 году - перед Азербайджанской Государственной Консерваторией (автор: Т. Мамедов). В 1959 году был установлен памятник и поставлен бюст в Шуше, в 1990-ые годы вывезенный в Баку, где и располагается по сей день во дворе Музея исскуств Азербайджана. В 2006 году в присутствии министра Культуры Азербайджана Абульфаза Гараева в Вене был установлен бюст Гаджибекова. В 2008 году, под эгидой ЮНЕСКО было отпраздновано 100-летие оперы "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова.

0

2

В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой — представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим. После получения высшего образования Гаджибеков жил в Баку с женой и матерью, а также опекал пятерых детей своей сестры; своих детей у него не было. Брат композитора Джейхун Гаджибейли эмигрировал во Францию, но это не отразилось на признании композитора в СССР благодаря тому, что композитор поддерживал связи с братом, живущим в Европе, посредством сестёр и других родственников. До постановки «Кёроглы» постоянно сохранялась опасность ареста композитора и возможных репрессий, но в 1938 году «Кёроглы» была триумфально поставлена в столице СССР, автору дали звание Народного артиста СССР, орден Ленина, избрали депутатом Верховного Совета СССР. Это было признанием со стороны политического руководства страны.
Узеир Гаджибеков в 1913 году

0

3

В творчестве Узеир Гаджибеков соединились западные и восточные музыкальные стили; элементы азербайджанской народной музыки были приспособлены им к классическим европейским традициям. С использованием этого метода Гаджибековым в 1908 году была написана первая азербайджанская опера «Лейли и Меджнун», по мотивам одноименной поэмы азербайджанского поэта Физули. Его вторая опера «Шейх Санан», созданная в 1909 году, значительно отличалась по стилю от предшественницы и состояла в большей степени из авторской музыки. Следующие четыре оперы, написанные между 1910 и 1915 годами, имели в основе традиционный азербайджанский мугам. Лучшим произведением композитора считается опера «Кёроглы», написанная в 1936 году. За эту работу Узеир Гаджибеков в 1941 году был удостоен Сталинской премии. В общей сложности им было написано 7 опер и 3 оперетты: «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910) и «Аршин мал алан» (1913). Гаджибеков являлся автором либретто ко всем своим произведениям, за исключением оперы «Кёроглы». У него также была незавершённая опера «Фируза». Это произведение было дописано композитором Исмаилом Гаджибековым.

Узеир Гаджибеков стал основоположником нового жанра камерной вокальной музыки — романса-газели, создав такие произведения, как «Сенсиз» (1941) и «Севгили джанан» (1943). Помимо этого Гаджибеков считается также основателем азербайджанской оперной школы. В. Виноградов в своей книге «Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка» пишет:

«…Его заслуга поистине велика. Не случайно, что опера в Азербайджане является массовым музыкальным жанром.…».
— (из книги В.Виноградова, «Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка»)

В 1918 году композитор сочинил гимн Азербайджана. С 1920 по 1991 этот гимн не исполнялся по причине вхождения Азербайджана в состав союзных республик СССР. Однако в 1930 году, по случаю 10-летней годовщины установления советской власти в Азербайджане, Узеир-бек написал слова и музыку к Гимну Азербайджанской ССР. Новый гимн был впервые исполнен 28 апреля 1930 года под руководством самого Гаджибекова. Поскольку Гимн Азербайджанской ССР 1930 года близок к жанру кантаты, его иногда называют кантатой. Уже в 1944 году Узеир Гаджибеков сочиняет новый гимн союзной республики, исполнявшийся до выхода Азербайджана из состава СССР. В 1991 году старый гимн 1918 года вновь стал государственным.

Опера «Лейли и Меджнун»

Первую азербайджанскую оперу Узеир Гаджибеков начал писать в 1907 году. Она была завершена к 1908 году, и тогда же поставлена впервые в Баку, в театре, принадлежавшем нефтяному магнату и меценату Гаджи Зейналабдину Тагиеву. В первой постановке оперы участвовали деятели азербайджаской культуры, впоследствии ставшими популярными музыкальными и общественными деятелями как независимого Азербайджана, так и Азербайджанской ССР.

На таре играл известный впоследствии тарист Курбан Примов, роль Меджнуна исполнял Гусейнкули Сарабский, а сам композитор исполнял партию скрипки в оркестре. Роль Лейли исполнял мужчина. Сарабский в изданных им в 1930 году воспоминаниях пишет:
----«…После этой постановки многие стали называть меня Меджнуном. Я дорожил этим именем, я гордился им. Народ, встречавший раньше меня на улице с усмешкой, теперь принимал с уважением и любовью…» — (Г. Сарабский, Воспоминания)

Оперой Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» была заложена основа азербайджанской оперы. Композитор стал основоположником жанра мугам-оперы. Впоследствии он вспоминал:
----В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет.

Узеир Гаджибеков остановил выбор на поэме Физули «Лейли и Маджнун» (сама поэма основана на арабской легенде о Лейли и Маджнуне) и на жанрах народной музыки, что положительно повлияло на восприятие произведения в мусульманском обществе. Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе. В дальнейшем опера была поставлена на сценах многих городов мира и продолжает успешно исполняться в 2009 году.

В 2008 году согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы. За прошедшее время (до 2009 года) опера была поставлена более 20 тысяч раз. В следующем году «Лейли и Меджнун» стала частью программы проекта «Шёлковый путь» известного виолончелиста Йо-Йо Ма, с использованием традиционных восточных инструментов, а также с участием известного вокалиста, исполнителя мугама Алима Гасымова и его дочери Фарганы Гасымовой. Советником проекта является этномузыковед, профессор университета штата Индиана и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнов
Первая афиша Лейли и Меджнун. Баку, 1908 год

Отредактировано Iren (21.01.2010 14:10:46)

0

4

Оперетта «Аршин мал алан»

«Аршин мал алан» является последней и одной из самых популярных оперетт Узеира Гаджибекова. Она была написана в 1913 году в Санкт-Петербурге. Действие оперетты происходит в Шуше. Так описывает историю появления «Аршин мал алан» дочь Рашида Бейбутова — Рашида:
----…Мой дед Маджид-бей Бейбуталы, так в старину звался род Бейбутовых, обладал необыкновенным голосом, прекрасно исполнял народные песни и к 30 годам стал профессиональным певцом. А до этого помогал своему отцу: набрав короб шелков, он ходил по улицам Шуши, где тогда они жили, и зазывал местных модниц поглядеть на товар: «Аршин мал алан, аршин мал алан…» Колоритная фигура коробейника настолько врезалась в детскую память будущего композитора Узеира Гаджибекова, что впоследствии он использовал этот сюжет в оперетте «Аршин мал алан»…"  — (Интервью Рашиды газете АиФ)

Вся музыка, кроме мугама, присутствующего в опере «Лейли и Меджнун», написана самим автором. По ходу действия цитируется только одна азербайджанская народная песня. Характерная ладовая структура и ритмика соответствуют каждому определенному образу спектакля. Лирическая ария Аскера написана в ладе «Шуштер», ряд сцен и куплеты Джахан в ладе «Шур» и т. д.

В то же время вступительная ария Аскера и ряд других вокальных номеров выполнены в чисто европейской манере. Премьера «Аршин мал алан» состоялась в 1918 году в театре Зейналабдина Тагиева. В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведён на более чем 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16 городах Грузии, в 17 городах Болгарии, 13 штатах США, 17 городах Польши (1500 раз), в 28 городах России, в 8 городах Китая и т. д В 1919 году труппа братьев Гаджибековых гастролировала в Турции, в Стамбуле. Эти гастроли проходили настолько успешно, что азербайджанским артистам пришлось арендовать на несколько месяцев театр «Шарг» («Восток») в Стамбуле. Особо стоит выделить постановку оперетты «Аршин мал алан» в Парижском театре «Фемина», премьера которой состоялась 4 июля 1925 года. Перевод на французский был совершён братом автора Джейхун-беком. Роли исполняли французские артисты Дерваль (Султан-бек), Монте (Аскер), Пассани (Гюльчохра), Магали (Ася) и другие. Известный польский драматург С. Поволоцкий вспоминает:
----…Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль. Я был потрясён и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я ещё раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, которую он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошёл к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил…   — (из воспоминаний С. Половоцкого)

В 1954 году в Белостокском государственном Театре им. А. Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е. Пореда и С. Волошина. В 2004 году премьера новой постановки «Аршин мал алан» состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Щукина при Государственном театре имени Вахтангова с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища. В 2007 году оперетта была поставлена в Вене

Афиша постановки Аршин мал алан, Тифлис, 1919 год

0

5

Экранизация оперетты «Аршин мал алан»

Оперетту «Аршин мал алан» экранизировали 4 раза. Первая экранизация была осуществлена в России в 1916 году. Режиссёр Б. Светлов произвёл эту экранизацию с участием Г. Сарабского, А. Агдамского, М. Алиева на студии «Фильм» братьев Пирон. Следующая экранизация произошла в Санкт-Петербурге в 1917 году, но по настоянию автора фильм сняли с проката. В том же году съёмки «Аршин мал алан» прошли в США. Журнал Молла Насреддин от 16 февраля 1917 года писал: «В одной из нью-йоркских газет сообщается о том, что в Америке был поставлен „Аршин мал алан“. Это замечательная оперетта нашего соотечественника Узеир-бека Гаджибекова также покорила американских зрителей…»

15 сентября 1918 года в газете «Миллят» Юсиф-бек Везиров также подтвердил этот факт. Он писал: «…Аршин мал алан имел огромный успех даже на сценах Америки… Мы с гордостью можем заявить о том, что во всем исламском мире мы — авторы первой оперы и оперетты…». В 1937 году американский режиссёр армянского происхождения Сетраг Вартян в третий раз экранизировал «Аршин мал алан» на армянском языке без указания автора. Узеир Гаджибеков адресовал свой протест лично Сталину. По указанию последнего была организована экранизация произведения Гаджибекова в Азербайджане, в 1945 году. Сценарий к фильму написал Сабит Рахман, режиссёрами-постановщиками были назначены Рза Тахмасиб и Николай Лещенко. Должность музыкального редактора была поручена племяннику Узеир-бека Ниязи. Поистине звёздным стал актёрский состав фильма. Были приглашены Рашид Бейбутов, Лейла Бедирбейли. На роль Аси была утверждена молодая актриса Театра юного зрителя Рахиля Меликова.

Этот фильм показали в 136 странах и дублировали на 86 языков. В связи со 100-летием мирового кино «Аршин мал алан» 1945 года (режиссёр Рза Тахмасиб) вошёл в список 100 любимых фильмов кино-зрителей Советского союза. Только в Советском союзе фильм просмотрели более 16 млн зрителей. В 1965 году Государственная организация «Союзэкспорткино» СССР, учитывая, что «Аршин мал алан» 1945 года с участием Рашида Бейбутова принёс большую финансовую прибыль, заказала Бакинской киностудии новый, цветной вариант фильма. Таким образом, режиссёром Т. Тагизаде было ещё раз экранизировано это произведение Узеир-бека Гаджибекова. Его фильм «Аршин мал алан» 1965 года не снискал такой популярности, как первый, однако явился более совершенной с точки зрения технического оснащения.

Опера «Кёроглы»

Одной из самых знаменитых в наследии Узеира Гаджибекова считается опера «Кёроглы», одна из его последних работ, написанная в 1932—1936 годах и поставленная впервые в Баку в 1937 году. Многие критики считают эту оперу венцом музыкального творчества Узеир-бека. Либретто пятиактовой оперы написано самим композитором, совместно с Г. Исмайловым и одним из самых известных азербайджанских драматургов Мамед Саидом Ордубади. В основу сюжета оперы, являющейся героическим эпосом, лёг ашугский дастан «Кёроглы» известный также и за пределами Азербайджана — на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Героико-эпический характер сюжета — произведения, написанного в стиле мугам-оперы, — подчеркивают динамичные лейтмотивы, призванные передать всю остроту межклассовой борьбы в средневековом Азербайджане. Герой оперы — собирательный образ народа, угнетённого и борющегося за свободу — Кёроглы; отрицательный герой — Гасан-хан. Основу музыкально-театральной постановки впервые в истории азербайджанской оперы составил хор, монументально выразивший образ народа. Использование хора в опере «Кёроглы» положило начало использованию азербайджанскими композиторами кантатно-ораториального жанра в последующем творчестве. В опере «Кёроглы» Гаджибеков широко использовал также танцевальную составляющую, создавшую бытовой фон для более качественного выделения характера и ментальности героя оперы — народа. Танцевальные сцены оперы дали толчок к появлению и дальнейшему становлению национального балета. Узеир-бек писал:

----Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры… Кёроглы — ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов… В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, — арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана.

Эта опера Гаджибекова получила признание как любителей оперного жанра в СССР, так и высшего руководства страны. В 1941 году за оперу «Кёроглы» Узеир Гаджибеков получил Сталинскую премию. Признание оперы в СССР открыло путь к известности композитора на Западе. В ролях выступили такие деятели азербайджанского искусства, как Бюльбюль (Кёроглы), Гюляра Искендерова (Нигяр), М. Багиров (Гасан-хан), Г. Искендеров (Шут). В 1938 году прошла постановка на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В Баку в 1943 году была осуществлена постановка на русском языке под дирижированием Ниязи, художником-постановщиком оперы в 1975 году был знаменитый впоследствии в СССР художник Таир Салахов. За пределами Азербайджана опера ставилась в Ашхабаде в 1939 году, на туркменском языке; в Ереване в 1942 году на армянском языке и в Ташкенте в 1950 году на узбекском языке. Опера демонстрировалась во время гастрольных поездок АТОБ в таких городах, как Тебриз, Тбилиси, Киев, Ленинград. В 1952, 1970 и 1985 годах были изданы клавиры и партитура оперы, осуществлена грамзапись. Именно успех «Кёроглы» побудил известных западных критиков рассмотреть и изучить творчество Узеира Гаджибекова и первым из азербайджанских композиторов причислить его к плеяде известных композиторов России и Советского Союза. Начиная с 1940 года, опера «Кёроглы» Узеира Гаджибекова была включена в репертуар Большого театра

0

6

Вклад в культуру и образование

В отличие от Армении и Грузии, в Азербайджане до появления Гаджибекова не было ни одного профессионального композитора и профессионального учебного заведения. Узеир Гаджибеков не только восполнил этот пробел, но и стал основоположником многих реформ в азербайджанской культуре. Именно он первым из деятелей культуры Азербайджана доверил партию в своей опере исполнителю-женщине — Шовкет Мамедовой. Однако Узеир Гаджибеков известен на родине не только как композитор. Он является автором словарей, научных статей и сборников, сатирических и газетных статей. В 1907 году был издан, разработанный им «Русско-тюркский и тюрко-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», а в 1908 году — «Вопросы арифметики». В период существования Азербайджанской Демократической Республики Узеир Гаджибеков являлся главным редактором ежедневной газеты «Азербайджан». 29 октября 1918 года была опубликована его первая статья в этой газете. В 1945 году был издан его теоретический труд под названием «Основы азербайджанской народной музыки». Эта работа была переведена на три языка и неоднократно переиздавалась. В предисловии к «Основам азербайджанской народной музыки» композитор писал:
----Для меня, как композитора, моя работа по изучению основ азербайджанской народной музыки имела то практическое значение, что я сумел написать целую оперу «Кёр-оглы».

В своей педагогической деятельности он учил основные положения и требования, предъявляемые к композиторам. Так в предисловии к сборнику ----«Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны» Гаджибеков пишет:
Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности. Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они не были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка.

Узеир Гаджибеков стал инициатором основания высшего музыкального училища — Азербайджанской государственной консерватории. В 1927 году он совместно с композитором Муслимом Магомаевым издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты. В 1931 году под руководством Гаджибекова был создан оркестр азербайджанских народных инструментов. В 1936 году он участвовал в создании Азербайджанского государственного хора при бакинской Филармонии.

Композитор также известен как педагог и учитель многих известных в Азербайджане и за его пределами композиторов и музыкантов. Учениками маэстро являлись Афрасияб Бадалбейли, Саид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Ниязи, Джовдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Джангир Джангиров, Фикрет Амиров, Шафига Ахундова. Вот как ученики отзываются о влиянии учителя на их становление в роли творческих людей:
----Бессмертный художник Узеирбек, создатель целой школы профессиональной азербайджанской музыки, всегда призывал нас изучать положительные качества музыкальной культуры других народов, извлекать из этого пользу для применения в деле развития национальной музыкальной культуры.
— Фикрет Амиров

----Редко встречающееся сочетание мощного композиторского дарования с незаурядными данными драматурга давало возможность Узеиру Гаджибекову выражать свои мысли и идеи в яркой художественной форме. Чудесная музыка являлась самым убедительным, самым страстным пропагандистом лучших передовых идей того времени, которые проникали в душу слушателей, будили в них самые лучшие и возвышенные чувства. — Кара Караев

----Узеир Гаджибеков — поющийся композитор, от первой до последней своей ноты. Я тоже часто ловлю себя на том, что пою гаджибековскую музыку. И если я где-нибудь сфальшивлю или что-нибудь пропущу, то меня часто исправляют люди, не имеющие музыкального образования. Каким же мощным талантом нужно обладать, чтоб тебя так хорошо знал и любил твой народ. — Ариф Меликов

В 1938 году Гаджибекова наградили орденом Ленина и удостоили звания Народного артиста СССР. В 1946 годах он был удостоен Сталинской премии во второй раз за авторство музыки к кинофильму «Аршин мал алан». В период с 1928 по 1929 и с 1939 по 1948 годы он занимал должность ректора Азербайджанской Государственной консерватории. В последние 10 лет своей жизни он руководил Союзом композиторов Азербайджана. Помимо того, Гаджибеков являлся постоянным членом Академии наук Азербайджана с момента её основания в 1945 году и депутатом Верховного Совета СССР двух созывов (1937, 1941). Так описывает вклад Узеира Гаджибекова в азербайджанскую культуру Дмитрий Шостакович: Гаджибеков всю свою жизнь посвятил развитию азербайджанской советской музыкальной культуры. ...Он впервые в республике заложил фундамент азербайджанского оперного искусства, основательно организовал музыкальное образование. Большая работа проделана им и в развитии симфонической музыки.

Памятник Узеиру Гаджибекову в Баку перед основанной им в 1920 году музыкальной академией

0

7

Моя любимая тема - великие азербайджанцы.
Молодцы  :cool:

0

8

Оперетта Узеира Гаджибейли покорила Лос-Анджелес

http://s003.radikal.ru/i204/1309/1f/44692e527e1b.jpg

Покидающие зал зрители бурно обсуждали увиденное.

Оперетта «Аршин мал алан» гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибейли представлена в Лос-Анджелесе.

Как сообщает Oxu.Az со ссылкой на АзерТАдж, отмечающий в этом году свой столетний юбилей первый мюзикл во всем мусульманском мире был написан Узеиром Гаджибейли в 1913 году.

25 октября того же года состоялась первая постановка «Аршин мал алана» в Баку при поддержке нефтяного магната Г.З.Тагиева.

На американской сцене «Аршин мал алан» поставлен при поддержке SOCAR и Министерства культуры и туризма Азербайджана. Также следует отметить немалую роль в организации генерального консульства Азербайджана в Лос-Анджелесе.

Три тысячи зрителей на протяжении двух часов, затаив дыхание, следили за развязкой любовной истории, сопровождаемой песнями и юмором. На лицах восторженных зрителей можно было прочесть разные чувства.

Кто-то просто получал удовольствие от восточной музыки, кто-то переживал за влюбленных, а кто-то восхищался национальной одеждой Азербайджана. Но в конце все как один аплодировали стоя.

Покидающие зал зрители бурно обсуждали увиденное. Можно было с уверенностью сказать, что даже те, кто слышал об Азербайджане, после этого вечера заинтересовался этой небольшой восточной страной. Буря эмоций, взбудоражившая сознание зрителей, не позволяла им просто разойтись по домам, и поэтому обсуждение увиденного и обмен впечатлениями продолжились на фуршете.

«Аршин мал алан» покорил Лос-Анджелес. А это под силу не каждому произведению, ведь Лос-Анджелес это и Голливуд тоже. А Голливуд удивить не так уж и просто.

http://s020.radikal.ru/i708/1309/a6/5f62f340ea63.jpg

http://s47.radikal.ru/i116/1309/6d/db0087548f56.jpg

http://i052.radikal.ru/1309/4c/a441978c6225.jpg

http://s017.radikal.ru/i438/1309/bb/ce9d79c37290.jpg

http://s018.radikal.ru/i528/1309/2b/693e513abd75.jpg

0

9

128 лет назад родился один из самых известных азербайджанских композиторов - Узеир Абдул-Гусейн оглы ГАДЖИБЕКОВ (18.09.1885 - 23.11.1948), которого по праву можно назвать отцом азербайджанской академической музыки.

Перу Гаджибекова принадлежат восемь опер. Написанная им в 1907 году опера "Лейли и Меджнун" по мотивам одноименной трагедии Физули стала первой оперой не только в Азербайджане, но и во всём мусульманском мире.

Разумеется, одной из отличительных черт его творчества было смешение академических техник с традиционными, в частности - с азербайджанским стилем мугам. Гаджибеков писал:

"Поверхностная стилизация, отнюдь не придавая музыкальному произведению подлинной национальной интонации, вместе с тем лишает его правдивости, искренности и вообще эстетической и художественной ценности. Задача, на мой взгляд, решается совсем иначе. Каждый народ требует от своих композиторов, чтобы они сочиняли свои произведения, как бы сложны они ни были, на близком и родном ему музыкальном языке. Для этого от композитора требуется знание в совершенстве этого языка."

Среди прочих работ Узаира Гаджибекова можно выделить ставшую классической оперетту "Не та, так эта" (1910), а также гимны Азербайджанской ССР и независимого Азербайджана.

http://www.vestikavkaza.ru/upload/iblock/d69/gadzibecjv.jpg

0

10

Кстати, хочу отметить, что в тот же день родился другой видный деятель музыки - Муслим Магомаев

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » История и личности » Узеир Гаджибеков