Топанье и бряцание оружием со стороны Ирана не решат проблем с Азербайджаном
Наверное, ни для кого не секрет, что соседний Иран придерживается своеобразной политики по отношению как к Азербайджану, так и ко всему региону Южного Кавказа и Каспия в целом.
Раздражение Ирана связано в основном с двумя пунктами: с фактом существования независимой Азербайджанской Республики, которая сильно влияет на умы азербайджанцев Ирана; другой головной болью Ирана является то, что Азербайджан, будучи самым сильным государством региона, продолжает наращивать свой потенциал в военно-политической, торгово-экономической и энерготранзитной сферах, превращаясь в серьезного игрока и конкурента на мировых рынках.
По этой причине официальный Тегеран, недолго думая, дружит мягко говоря с недругами Азербайджана, следуя принципу, «враг моего врага - мой друг». Речь идет о тесных и скоординированных отношениях Ирана со страной-агрессором Арменией, оккупировавшей около 20% азербайджанских территорий. При этом иранская сторона пытается оправдать поддержку агрессора Армении тем, что якобы Азербайджан развивает отношения с Израилем. Однако такое обоснование Тегерана не выдерживает критики, поскольку прежде начался армяно-азербайджанский конфликт, в котором изначально Иран занял явно проармянскую позицию, а затем уже распался СССР, после чего независимый Азербайджан определил свои внешнеполитические приоритеты, и выбрал сотрудничество с Израилем, а не с Ираном, проводящим двусмысленную и неоднозначную политику относительно армяно-азербайджанского конфликта.
Нынешний всплеск антиазербайджанской истерии с иранской стороны ознаменовался историческим «экскурсом» начальника генштаба ВС Ирана С.Х.Фирузабади, который в интервью иранским СМИ позволил себе антиазербайджанские выпады.
Иранский начальник генштаба выступил с обвинениями, от которых между тем чуть позже вместо него открестился МИД ИРИ, что в Азербайджане якобы притесняют мусульман и высказал абсурдную мысль, что Азербайджан является «Араном» и народ здесь «аранский, в жилах которого течет иранская кровь».
Вслед за Фирузабади, который вместо того, чтобы заниматься своим военным ремеслом, решил углубиться в исторические дебри, туда же решили окунуть свои горячие головы еще несколько иранских деятелей. В течение долгого времени иранская сторона не может угомониться и, взяв небольшую передышку, вновь начала теребить азербайджанскую тему.
К примеру, на днях в интервью иранскому телевидению «Сехер» заместитель главного секретаря организации «Хезболлах» (активно спонсируемой Ираном) Шейх Тааим Касем выступил с «осуждением политики властей Азербайджана по притеснению народа».
«Запрет на ношение мусульманского головного убора является нарушением прав человека, и ни в одной стране мира это неприемлемо, следовательно, народ Азербайджана имеет право заявлять об этом вслух и бороться за свои права, а власти этой страны, как представители народа, должны выполнить их требования», - сказал Т.Касем, явно перевирая факты и давая волю фантазии, так как ни о каких притеснениях на религиозной почве в Азербайджане и речи быть не может. В стране одинаково комфортно проживают не только мусульмане, составляющие львиную долю населения, но и представители прочих конфессий.
На все это Азербайджан ответил терпением и холодно-сдержанным тоном заявлений ряда официальных лиц и ведомств. И это несмотря на то, что Иран продолжает наращивать всестороннее сотрудничество с Арменией и фактически содержит эту страну, зная, что Азербайджан неоднозначно относится к такому иранскому попечительству армянского агрессора.
На этом фоне явно фальшивыми звучат недавние заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, сказавшего: «Ничто не может повлиять на братские отношения между Азербайджаном и Ираном».
Как сообщает 1news.az со ссылкой на агентство Mehr, глава Ирана отметил, что Иран является братским Азербайджану государством и поддерживает его независимость. По словам Ахмадинежада, Иран заинтересован в развитии отношений с Азербайджаном в приграничных районах.
Не зря президент ИРИ упомянул про приграничные районы Ирана с Азербайджаном, где уже вторую неделю иранские ВС проводят широкомасштабные учения. Глава Ирана, наверное, понимает, что военные учения уж точно никак не способствуют «развитию отношений с Азербайджаном в приграничных районах».
Фактически Иран представляет своими действиями угрозу не только для безопасности Азербайджана, но и региона Южного Кавказа в целом, в том числе пытаясь препятствовать осуществлению энерготранзитных проектов. Поддержка со стороны иранских сил и деятелей радикальных групп в Азербайджане, провокационные заявления иранских политиков, недавнее выступление организации «Хезболлах», которая угрожала Азербайджану – все это негативно скажется на ирано-азербайджанских отношениях.
Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Иран как всегда ищет виновных извне. Акции протеста, имевшие место в Иране, и даже в Турции и Азербайджане, в связи с состоянием озера Урмия (Южный Азербайджан), которое на глазах высыхает, в том числе и по вине иранских властей, показали, что официальный Тегеран и в этом пытается найти крайнего. По версии иранской стороны, за справедливыми акциями протеста азербайджанцев, требующих спасти озеро Урмия, которое их кормит и поит, стоят «внешние силы». Интересно было бы спросить у тегеранских властей: случайно не «внешние силы» довели до состояния экологической катастрофы озеро Урмия и близлежащие регионы?
По мнению многих экспертов и специалистов, Иран путем строительства дамб на реках, впадающих в озеро Урмия, добивается высыхания этого озера, на берегах которого живет значительное количество иранских азербайджанцев. А теперь еще появилась новость о намерении Ирана решить эту проблему путем увеличения водозабора из приграничной с Азербайджаном реки Араз, направив ее воды в высыхающее озеро Урмия. Однако специалисты утверждают, что это не решит проблем озера, да и к тому же усложнит ситуацию в засушливых приграничных и центральных районах Азербайджана, где многие годы ирригационная система обеспечивает полив посевных площадей и полей за счет реки Араз. То есть мало того, что Иран наносит урон благосостоянию и жизни азербайджанцев вокруг озера Урмия, но и намерен сделать это в центральных районах Азербайджанской Республики.
Масла в огонь подлило заявление министра обороны США Леона Панетты, сделавшего прогноз о том, что «вскоре в Исламской Республике Иран произойдет революция по примеру восстаний и волнений в других исламских странах».
Как сообщают СМИ, по мнению Панетты, мир уже видел, как во время последних выборов в ИРИ в иранском государстве поднимают те же вопросы, которые стали причиной революций в арабских странах. «Я думаю, что реформы и революция в Иране – всего лишь вопрос времени», - сообщил американский министр обороны.
Панетта подчеркнул необходимость постоянного анализа ситуации и принятия мер по поддержке усилий иранской оппозиции. Кроме того, по мнению министра обороны США, так называемая «арабская весна» вполне может распространиться и на другие, неарабские, и даже немусульманские страны. Он назвал основные факторы, которые, по его мнению, послужили базисом для революций в странах Ближнего Востока, назвав среди них большое влияние СМИ и действия молодежи, у которой нет надежды на счастливое будущее. По словам Панетты, «переломный момент», когда общество требует коренных изменений, наступил не только для стран Ближнего Востока, но и для Ирана.
Комментируя 1news.az всплеск антиазербайджанских настроений в Иране и их причины, политолог Фикрет Садыхов отметил, что эмоциональные всплески иранской стороны в адрес Азербайджана продолжаются уже давно, но в последнее время наметилась активизация в этом процессе.
«Целый ряд военных чинов, политиков и религиозных деятелей Ирана дружно принялись обсуждать и осуждать внутренние вопросы Азербайджана, при этом делая заявления, абсолютно не имеющие отношения к их сфере деятельности. В целом в определенных кругах иранского общества вообще изначально болезненное и ревностное отношение к Азербайджану как к государству.
Другой причиной нынешней истерии в адрес Азербайджана со стороны Ирана стали внутриполитические всплески южно-азербайджанской молодежи, недовольной политикой иранских властей по отношению к азербайджанскому народу, проживающему на территориях Южного Азербайджана, и его проблемам», - отметил политолог.
«Вообще, как только в Иране обостряется внутриполитическая ситуация, власти страны ищут причины в этом за рубежом, чтобы отвлечь внимание народа и обвинить во всем внешние силы. Начинают выступать с обвинениями в адрес соседнего Азербайджана и искать причину где угодно, но только не в своей ошибочной политике по отношению к народам Ирана. Несомненно, и события в арабском мире вынудили Иран еще более подозрительно относиться к своим соседям.
Еще одной немаловажной причиной нынешних антиазербайджанских выпадов стали инициативы Евросоюза договориться о строительстве Транскаспийского газопровода из Азербайджана и стран Центральной Азии в Европу. На это довольно болезненно прореагировали некоторые страны Каспийского бассейна, в том числе и Иран», - сказал он.
«Азербайджан при всем этом поведении иранской стороны ведет себя довольно сдержанно, понимая, что Иран - это большое государство, с которым нас связывают определенные договоры и проекты. Только следует помнить, что лимит терпения Азербайджана может рано или поздно быть исчерпан, и официальный Тегеран должен призадуматься над тем, что он от этого получит, кроме проблем», - резюмировал Ф.Садыхов.
Подводя итоги, следует отметить, что Иран, не ограничиваясь антиазербайджанской пропагандой, к тому же усиливает свое военное присутствие у границ Азербайджана, при этом нарастает поток наркотиков с территории Ирана в направлении Азербайджана. Проводя такую целенаправленную политику во вред интересам Азербайджана, официальный Тегеран думает оказать давление на позицию Баку по вопросам маршрутов энерготранзита из региона в Европу и расширения сотрудничества с Западом. Однако сам Иран не способен взамен предложить Азербайджану более выгодные и стабильные проекты, поэтому несерьезными выглядят попытки Тегерана вынудить Азербайджан поступиться своими внешнеполитическими и экономическими интересами ради капризов прослойки иранских муллократов, возомнивших, что они имеют право решать за другие страны, что и как им делать.
Хотя не мешало бы помнить, что Азербайджан имеет достаточно рычагов создать Ирану не менее серьезные поводы для беспокойства.
Так стоит ли ради прихоти радикальных элементов рушить добрососедские отношения?