Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Философия Азербайджана, азербайджанские философы


Философия Азербайджана, азербайджанские философы

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Философские мысли об огнепоклонстве

http://azerbaijans.com/uploads/firsadsawewqeqweqwerwere.jpg

Зороастризм – старейшее и важнейшее течение в Азербайджанской философской мысли. В собрании священных текстов зороастрийцев «Авеста» отражена энциклопедическая информация о социально-культурной жизни, в частности о философской мысли того периода. Древние и средневековые источники, а также многие последующие исследователи указывают на проживание Заратустры на исторической территории Азербайджана, на составление оригинала дошедшего до нас текста «Авесты» магами из Атропатены и Раги.
Ранний зороастризм упоминается в Гатах – в важнейшей части Авесты. В отличие от политеистических взглядов, широко распространенных в рассматриваемый период, учение Заратустры выступало с монотеистической позиции в вопросах творения мира и считало Ахуру Мазду (Ормазд) творцом духовного и физического мира. В Гатах составляющие Вселенной – земля, небо, океан, горы и моря возникают в отрезке времени, а также рассматриваются философские, социальные, этические и эстетические вопросы о рае, действительности, добре, мире, трудолюбии и т.д.
Согласно «Авесте», Ахура Мазда, пребывающий в бесконечном свете, создал небесные тела и шесть бессмертных ангелов Добра, что являются неотделимыми качествами Ахура Мазды. Это – первичный период творения Вселенной. Второй период характеризуется созданием Ахурой Маздой материального Бытия, отражающего реальность чувствами и  представляющего совершенство и Добро. После создания материального мира появляется дух Зла, и начинается борьба между Добром и Злом. Обязанность Человечества – победить Зло, что станет условием для счастливого проживания людей.
В «Авесте» Духу зла противостоит  Арта – символ Правды, Справедливости и Света. В борьбе духов активно участвуют носители конкретных чувств во Вселенной (человек, животное, растения, минералы и т.д.). Все вещи во Вселенной живые. Страсть (желание) свойственна как конкретному, так и абстрактному. Страсть и желание человека – это манера его поведения, наряду с его верой, мировоззрением, нравственными принципами, что в системном виде раскрывают сущность человека, который при свободной воле выбирает путь добра или зла. В гатах важное место занимают протест войне и всякой форме насилия, социальные проблемы, защита интересов крестьян и низшего сословия населения, охраны природы – земли, воды, растительного и животного мира. В этих вопросах особо подчеркивается роль человека. 
Нравственные принципы зороастризма выражали благие мысли (Хумата), благие слова (Хухта), благие дела (Хваршта), мир, благополучие, трудолюбие, бережливость, добродетельность, справедливость. Зороастризм впервые в истории развития социальной мысли дает описание известного нам первого нравственно и морально идеального общества, базирующегося именно на желаниях, предложениях и требованиях.
После превращения зороастризма в доминирующую религию в Иране, впоследствии его общечеловеческие и гуманистические положения находили свое отражение в различных культах и обрядах. При этом такие категориальные понятия зороастризма, как первичное начало, свет, тьма, Добро, Зло, правда и т.д. тысячелетиями живут в общественной  мысли. Идеологические течения, зародившиеся впоследствии в Азербайджане и средневековом исламском Востоке под влиянием зороастризма и отличающиеся мистической философией, демократизмом и гуманизмом, создали благоприятные условия для дальнейшего существования идей зороастризма.

0

2

Первые философские учения в Азербайджане
   

Зарванийство
Одним из философско-мифологических учений, распространенных в Азербайджане, было зарванийство. Сведения об основных принципах этого учения содержатся в Авесте, древних пехлевийских текстах, в Коране, средневековых  восточных письменных  памятниках и многочисленных исследовательских трудах. В зарванийстве время, а зачастую и пространство являются создателем бытия. Учение зарванийство, считавшее реальным лишь вещества, стало предметом критики своего времени в силу отрицания им  Бога, бессмертия души, рая и ада.

Манихейство
Манихейство, составленное из зороастрийских, христианских и буддийских представлений,  приобрело известное   влияние в III веке в Азербайджане, Иране и в странах Средней Азии. Основатель этого дуалистического учения Мани (216-276) связывал творение мира с борьбой света и тьмы. По его мнению, великодушие, сострадание, радость, гармония, единство – истоки света, а зло, печаль, унижение, вред – показатели тьмы. Поскольку манихейство было учением, полностью противоречащим постулатам доминирующей религии и выражающим протест, борьбу крестьян и городского населения против феодальной эксплуатации, то его основатель Мани стал преследуем зороастрийскими священниками. Впоследствии он и умер от рук священников. Однако это учение  еще долгое время существовало и в конце V века стало идейным источником маздакидов.

Маздакизм
Близкое к манихейству религиозно-философское учение маздаким отличалось от него оптимизмом и революционным настроем. Его основатель Маздак распространял идеи о равенстве материальных ценностей. Люди, допустив несправедливость друг другу, живут ныне в условиях неравенства. Поэтому имущество необходимо отобрать у богатых и раздать неимущим. Идеи маздакизма в VII веке были развиты хуррамитами.

Учение магов
Учение магов, зародившееся в первой половине I тысячелетия до н.э., занимает важное место в развитии философской мысли Азербайджана. Примечательно, что маги из рода Мидийских жрецов вошли в историю не только как философы, деятели науки и религии, но и как создатели учения, более известного в истории культуры  как «учение магов» и «наука магов". Учение магов охватывало различные области нравственной культуры. На основе взглядов магов  стояли развитые науки рассматриваемого периода – астрономия, математика и медицина. Их вмешательство в природу и жизнь общества с широким использованием своих знаний, рассматривалось как магическое заклинание и магия. В истории культуры понятие «маг»  включало в себя приверженцев зороастризма и личностей, отличающихся мудростью. На Востоке в данное время термин «при-и муган» используется в значении ученного, учителя, мудрого человека.

Христианство
Христианство, зародившееся во второй половине I века, также оказало определенное влияние на историю мысли восточных народов. Христианство было распространено в ряде стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе в Азербайджане, в форме несторианства и ягубизма.
Основоположник несторианской веры патриарх Константинопольский (428-440) выдвигал теорию, что существуют две субстанции – божественная и человеческая, путем слияния которых возникло единое христианство и единая природа.
Ягуб Бардаи (- 578) и его последователи верили в проявление христианства и человеческой природы в самом человеке. Однако по мнению ягубитов, превращение человека в Бога – не есть логическое превращение, обосновывая свое утвержение примером превращения угля в огонь, при котором огонь в уголь не превращается. В действительности, уголь, брошенный в огонь, не является ни углем, ни огнем, он – горящий огонь.
Христианство было основной религией в Албанском государстве, смененное впоследствии исламом

0

3

Первичная культура и мировоззрения в Азербайджане
   

http://azerbaijans.com/uploads/felsefethe_tasdhinker.jpg

Понятие «Азербайджанская философия» выражает процесс становления и эволюции философского наследия, проживающих в Азербайджане и за его пределами азербайджанцев. Они являются носителями различных религий, языков и культур. Согласно современным научным данным, развитие философской мысли в Азербайджане датируется IV тысячелетием. Историческая череда высочайших цивилизаций, возникновение культуры  с древнейших времен, совокупность различных религий, языков и образа жизни создали благоприятные предпосылки для возникновения и развития философской мысли в Азербайджане. Философия стала основой нравственной культуры Азербайджанского этноса. Географическое положение страны, ее природные богатства, высокая культура города, наличие постоянных связей с регионами, носителями различных религий и языков, сыграли важную роль в развитии философской культуры Азербайджана. Благодаря этому уже с первой половины I тысячелетия до н.э. в общественном сознании народа возникли философские соображения и мифологические представления, направленные на осознание эволюции, начала и конца бытия, отношений между человеком и окружающей средой, правды, добра, зла и справедливости, а также различные идеологические течения.
Ценнейшие письменные памятники «Авеста», пехлевийские тексты, труды древнегреческих философов и историков, средневековые письменные памятники, материалы археологических раскопок на территории страны,  создают широкие возможности для изучении этапов развития философской мысли и культур в Азербайджане. Эволюция философского мировоззрения была связана с такими формами проявления человеческого отношения к природе, как фетишизм, тотемы, тотемизм, дух, божества и т.д. Эти представления и учения нашли свое отражения также в различных культах и магических ритуалах по самозащите человека от среды. Современная наука отмечает широкое распространение в Азербайджане в I тысячелетии до н.э. зарванийства, зороастризма и учения магов (мугов).
Уничтожение письменных памятников в средние века в результате пожаров, войн, политических и религиозных конфликтов создают серьезные проблемы для исследования вопросов по философской  мысли, культуре и мировоззрении. Несмотря на это, полученные данные позволяют констатировать следующее: методы постановки и интерпретации философских проблем древнего периода и раннего средневековья, упоминание философских категорий – существование, начало, конец, вещество, душа, желание, время, пространство, правда, справедливость, Добро и Зло, их взаимосвязь характеризуют философию Азербайджана как неотъемлемую часть мировой философии Древнего мира. Такое заключение подтверждают также древнегреческие философы, историки, а также источники средневековья и нового периода. Существующие в древности и в раннем средневековье представления и теоретические соображения об атомообразном строении мира, противоречии и единстве материального и нематериального, Добра и Зла, света и тьма, идентификации Бога со светом и действительностью, оценке разума, а также мысли о социально справедливом и утопистическом счастливом обществе составили идейную базу становления и развития философской мысли в Азербайджане.

0

4

Философия XX-XXI веков. Марксистско-Ленинская идеология

С начала XX века марксистско-ленинская идеология заняла господствующую позицию в Азербайджане. Основной причиной  было то, что существующий режим был создан на идеях марксизма и ленинизма. После установления советской власти в Азербайджане в стране была приостановлена деятельность оппозиционно настроенных идеологических течений, прекратилось исследование немарксистской философии и общественно-политических проблем.
Среди мыслителей этого периода следует особо отметить творчество и деятельность государственного деятеля, врача, литератора Н.Нариманова (1870–1925). Н.Нариманов был ярким представителем просветительства, а затем после 1905–1907 годов отстояв позиции марксистско-ленинской философии,  стал последовательным философом-марксистом 1917 года.  В своих статьях и в монографии «Путь познания коммунизма» (в виде рукописи на азербайджанском и русском языках) раскрыл основы диалектического и исторического материализма, разработал философскую терминологию на Азербайджанском языке. Он обосновал идеи распространения научных знаний и отделения религии от государства, критиковал концепцию «искусство для искусства». Н.Нариманов – пропагандист демократии и гуманизма, последовательный интернационалист, жестко критиковал национальную резню и национальное неравенство. Рассуждения о том, что наследие марксизма, в частности Ленина – "учителя всех угнетенных и всего человечества» - будет рациональным для Востока, занимали особое место в общественных взглядах Н.Нариманова. Реальная политика советской власти полностью утратила у Н.Нариманова доверие к этой власти и ее руководителя. В к сыну он открыто выражает свой протест террористической политике диктатуры В.И.Ленина, И.В.Сталина. Н.Нариманов, который смело указывал на противоречия между марксистской теорией и диктатурой пролетариата, в труде «К истории нашей революции в окраинах» писал о грабежах и о массовых расстрелах, устроенных советской властью на Востоке и Азербайджане.
В XX веке число жертв коммунистического режима достигло около 120 миллионов человек. Ради этой марксистско-ленинской идеологии 120 миллионов человек были казнены, высланы в концлагеря, отправлены в ссылки, уничтожены в сибирских степях, подвержены бесчеловеческим пыткам и унижениям в самых страшных тюрьмах, расстреляны и уничтожены коммунистами.
Различные приоритеты в социально-политической жизни и общественной мысли Азербайджана в 1920 году, отражение их в общественном сознании приводило к  политическому и моральному разложению нации, падению Азербайджанской Демократической Республики, постепенному насаждению идей марксизма в идеологическую жизнь и становлению нового социального строя. В годы новой власти путем репрессий и террора периодически уничтожалась политическая и идеологическая оппозиция, в частности интеллигенция. Таким образом, возникли предпосылки для превращения марксистско-ленинской идеологии  в господствующую идеологию. Марксистско-ленинская философия, превращаемая в единое господствующее мировоззрение путем целенаправленной и последовательной политической  пропаганды, в годы советской власти прошла своеобразный эволюционный путь. В этот  период группа мыслителей Азербайджана, оппозиционно настроенная  пролетарской диктатуре и марксистской философии, стала жертвой репрессий, остальные же после эмиграции за рубеж продолжали работать в философских кругах, занимаясь одновременно политикой. Таким образом, немарксистская философия Азербайджана распространялась и развивалась вдали от родины в восточных и западных странах благодаря А.Агаоглы, А.Гусейнзаде, М.Э.Расулзаде, Гусейн Байкара, Мирзабале Мамедзаде, Абдулвахабу Юрдсевару и другим.
Эти идеи, исходящие из характерных для философской мысли Азербайджана принципов  пантюркизма, панисламизма и современности и характеризующиеся как идеология расцвета колониального Востока, были важны с точки зрения подготовки тюркских народов к независимости в глобальном пространстве в конце XIX – начале XX вв. Поэтому, именно  после падения советской власти эти три принципа, пройдя испытание времени, стали основными положениями  онтологических и социологических аспектов национальной идеологии и философского мировоззрения.
Начиная с 20-х годов XX века до середины 80-х годов господство марксистско-ленинской идеологии  в Азербайджане было обусловлено  наличием философии социального устоя.Это философия не имела никакой пользы, кроме как служения  идеологической машине пропаганды неустойчивого режима.
В такой ситуации создание и пропаганда альтернативных марксизму и коммунистической идеологии учений в Азербайджане осуществлялась под руководством Асифа Эфендиева (Асиф Ата). Он создал новое максималистское учение, основанное на запрещении западных учений, основным принципом и целью которого было уделение основного внимания человеческой нравственности и подготовка «мудрого человека». Тезис «Без совершенствования человека невозможно совершенствовать общество» открыто противоречил марксизму, при этом на передний план была выдвинута   восточная философская мысль о человеке и его духовном мире. Самый оптимальный вариант – промежуточная позиция между этими полюсами и  их синтез.
После распада Советского союза в Азербайджане, как и в остальных республиках бывшей империи, марксистско-ленинская идеология  потерпела крах.

0

5

Современная философия Азербайджана
   

В последние годы в Азербайджане, переходящем в систему экономических отношений и демократических ценностей, с большим интересом и внимательно изучаются такие вопросы философии как: практика государственного строительства, глобализация на пути социально-экономического и культурно-нравственного развития, Азербайджан и глобальный мир, диалог Восточной и Западной цивилизаций, взаимодействие этих цивилизаций и т.п.
В деле формирования среды философской мысли в Азербайджане осуществлены определенные организационные меры.Это можно считать еще одним успехом  периода независимого развития Азербайджана. Проведение международной конференции в 2002 году в Баку (Университет Азербайджан) в целях организованного обеспечения связей Азербайджанской философской общественности с философами России и Турции стало важным шагом в плане восстановления упущенных творческих связей.  Азербайджанские философы-исследователи регулярно участвуют в конференциях, организованных в России и Турции. Азербайджанские авторы привлекаются в процесс  создания энциклопедии «Глобастика», издаваемой в Москве на русском и английском языках. Участие Азербайджанских делегаций на Международных Конгрессах Метафизиков в Риме (август 2000 года, июль 2003 года), на XXI Всемирном Конгрессе философов в Стамбуле (август 2003 года), в конференции социологов Турции, Азербайджана и Казахстана в Стамбуле (декабрь 2003 года), в Международных конференциях Феноменологии (Оксфордский Университет 2004 год, Голландия, август 2005 года), I Международном  форуме социологов тюркоязычных народов (город Измит, октябрь 2005 года) свидетельствует о расширении международных творческих связей. Последние годы в Баку были проведены ряд мероприятий на философскую тематику.
Учреждение Азербайджанской Ассоциации Философии и  Социально-Политических Наук в 2002 году (под руководством Р.Мехдиева) способствовало более тесному сплочению философов. С того же года в Азербайджане издается журнал «Философия и  Социально-Политические Науки». По инициативе Ассоциации были торжественно  отмечены 100-летие со дня рождения Карла Поппера и Жан Поль Сарта, 200-летие со дня смерти Канта и рождения Фейербаха, 300-летие со дня смерти Джона Локка. Были  изданы статьи об их жизни и творчестве, что является важным шагом в деле интеграции Азербайджанской философской общественности в мировую философскую мысль. По инициативе Азербайджанской Ассоциации Философии и Социально-Политических Наук также были проведены международные мероприятия по пропаганде истории национально-философской мысли. Здесь следует отметить юбилейное мероприятие по случаю 850-летия со дня рождения видного Азербайджанского философа Яхьи Сухраварди (с изданием книг накануне юбилея), а также юбилейное мероприятие по случаю 95-летия академика Гейдара Гейдарова. Ежегодно в ноябре торжественно отмечается Международный день Философии.
В международной научной конференции «Восток и Запад: общие нравственные ценности, научно-культурные связи», посвященной  юбилею профессора Аиды Имангулиевой (октябрь 2004 года), участвовали видные философы из США, Турции и России, что несомненно считается важным событием в жизни философской общественности Азербайджана. В ходе работы очередной конференции (осень 2005 года) «Восток и Запад: мост между философиями» была учреждена Международная Ассоциация Ученых.
Несмотря на серьезные шаги в развитии философской и социально-политической мысли в Азербайджане за годы независимости,  представляется необходимым усовершенствование организационной работы и научно-творческого процесса в этой области.

0

6

Философы Азербайджана
   

Эфендиев Асиф Гасым оглы (Асиф Ата)
Философ, литературовед, критик.
Асиф Ата окончил факультет критики Института Литературы имени М.Горького в Москве. Читал лекции по западной литературе, русской литературе, эстетике, диалектическому и историческому материализму в высших школах (Институте Русского языка и Литературы имени М.Ф.Ахундова). В 1976 году Асиф Ата создал «Клуб этического и эстетического нравственного воспитания», и, несмотря на то, что через три года был запрещен и репрессирован, впоследствии продолжил свою деятельность под названием «Оджаг» («Очаг») в республиканском обществе «Билик» («Знание»). Принял псевдоним Асиф Ата (отец духовного очага) (с 1981 года). Отказался от всех дипломов, присуждаемых ему Советским государством (с 1990 года). В философско-художественных работах «Круги», «Тропа человека», «Настигнуть историю» были поставлены проблемы человека и современной жизни. Является автором около 70 неопубликованных книг по философии (слово, мгновение, высказывание, правда). Здесь находят философское толкование вера в абсолютное, духовность, идеи, антагонизмы и пр. Является автором таких произведений, как «Полномочие мудрости», «Вера и подозрение», «Вера в абсолютное», «Путь. Слово отцовское», «Выше политики», «Абсолютизм» и др.

Абульгасан Бахманяр Азербайджани
Один из видных представителей восточного перипатетизма, основатель азербайджанской философской школы, ученик великого ученого Ибн Сины. Как и большинство восточных перипатетиков, Бахманяр Азербайджани писал свои произведения на арабском языке. Философ, творчество которого представляло огромное значение не только в Азербайджане, но в истории восточной философии в целом, также основал свою школу, воспитав плеяду замечательных ученых.
Абульгасан Бахманяр - виднейший ученик и последователь ученого-энциклопедиста Востока Ибн Сины. Этап восточного перипатеизма середины XI века связан с его именем. Следование традициям Ибн Сины возлагало на философа серьезную и ответственную задачу. Он должен был не жалея сил обеспечить прогрессивное развитие аристотелевской философии. В своем творчестве Бахманяр уделял большое место выдержкам из произведений Ибн Сины, пытаясь в большей мере пропагандировать идеи своего учителя.
В источниках отмечены названия следующих произведений Бахманяра: «Познание» (о логике, метафизике и природе), «Дискуссии», «Толкование» («Ат-Талигат») и др.

Джамал Вели оглы Мустафаев
Окончил факультет философии в Московском Государственном Университете. Первые научные исследования были написаны им на тему «Философские и этические взгляды Низами». Впоследствии он защитил докторскую диссертацию на тему «Мир идей Низами и современность».
Дж. Мустафаевым был опубликован ряд монументальных произведений, посвященных азербайджанской философской мысли Средневековья. В особенности его произведения о философии Низами и азербайджанской мысли XII века известны широкой аудитории читателей. Его произведения были изданы во влиятельных журналах Москвы и других городов.  Его исследовательские работы о мусульманской социальной утопии и другие произведения были переведены на иностранные языки.

Афранд Фирудин оглы Дашдамиров (1942)
Философ, ученый, доктор философских наук, профессор, академик НАН Азербайджана, академик Московской Академии Педагогических и Социальных Наук.
Проводил исследования, связанные с разработкой социально-философских теорий о теоретико-методологических проблемах в национальных отношениях, этнополитических процессах в современном мире, проблемах национальной принадлежности, этнической определенности. Писал о воспитании индивида в духе патриотизма и интернационализма, формировании культуры в межнациональных отношениях.
С 1991 года является профессором Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации. В последнее время занимается исследованием природы этнополитических напряжений и конфликтов, возникающих на этнической и геополитической почве.
Является членом Федерального Совета Национально-Культурной Автономии Азербайджанцев России и создателем газеты «Азеррос», публикуемой в России.

Ахмед Агаоглы (Ахмедбек Агаев)
Видный общественный деятель, журналист, педагог и писатель Азербайджана.
Отправившись в Париж в 1888 году, Ахмедбек познакомился здесь с известными востоковедами Эрнестом Ренаном и профессором Джеймсом Дарместете. В эти годы Ахмедбек получил образование в Санкт-Петербургском Университете и знаменитом университете Сорбонны в Париже. В совершенстве владеющий пятью языками, Ахмедбек начал выступать с интересными статьями как в местных, так и иностранных органах печати того времени.
Вернувшийся в 1894 году на Кавказ с целью преподавания французского языка, писатель вскоре переехал в Баку. Ахмедбек, на которого в период обучения во Франции произвели впечатление европейские демократические идеи и произведения французских ученых-востоковедов, в скором времени начинает деятельность по распространению идей национального самосознания и тюркизма азербайджанского народа.
В своих произведениях Ахмедбек утверждал, что путь к национальной свободе лежит через развитие культуры и образования общества. Агаоглы, распространявший идеи о свободе женщин и считающий это основным фактором в борьбе за свободу, был одним из первых просветителей среди интеллигенции Азербайджана, призывающих к предоставлению равноправия женщине. Опубликованная в 1901 году книга «Женщина в исламском мире» подтвердила его мысль о том, что «без свободной женщины нет национального развития». Эти мечты и идеи Ахмедбека Агаоглы вскоре превратились в реальность (с событием, происшедшем в тот период в Азербайджанской Демократической Республике и послужившим примером не только для Востока, но и таких держав Запада, как Великобритания и США, то есть с предоставлением азербайджанской женщине  права голосования на выборах, идеи Ахмедбека были претворены в жизнь). Его основными произведениями являются «Три культуры», «Индия и Англия», «В стране свободных людей», «Что такое я?» «История Тюркского Права» и др.

Алибек Гусейнзаде (Али Гусейн Туран)
Великий азербайджанский литератор, философ и литературный критик, один из виднейших представителей азербайджанско-тюркской общественной мысли XX века. Имел исключительные заслуги в азербайджанской печати и публицистике XX века. А.Гусейнзаде вырос под покровительством своего деда, шейхульисламом Кавказа того времени Ахунда Ахмеда Сальяни. Окончил Тифлисскую гимназию (1875-1885). В детстве и в студенческие годы изучал турецкий, фарсидский, арабский, немецкий и русский языки. В 1885 году поступил на факультет математики Петербургского университета, а также слушал лекции видных профессоров факультета востоковедения.
А.Гусейнзаде всю жизнь  исследовал и пропагандировал общетюркские духовные ценности, боролся во имя процветания тюркского мира всей силой своего таланта.
Его образцы национальной печати сыграли важную роль в организации и регулировании общественно-политической мысли, формировании информационной среды в начале XX века. Превращение журналистики в трибуну общественной мысли также является продуктом этого исторического этапа. В этом смысле внимания заслуживают журнал «Фуюзат» («Благо»), публикуемый А.Гусейнзаде, и заслуги его редакционной коллегии. Идейно-духовные ценности гражданина Азербайджана, символизированные тремя цветами (голубым, красным, зеленым) на государственном флаге в период Азербайджанской Народной Республики, связаны с этим тезисом Алибека Гусейнзаде и историческими заслугами фуюзатистов.
А.Гусейнзаде также получил образование в Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств и является автором ряда портретов и пейзажей. Его картины хранятся в музеях Баку, а также в личных коллекциях в Стамбуле и Париже.

Айналкузат Абдулла Миянеджи
Родом из города Мияне Южного Азербайджана. Миянеджийцы являются великим родом, подарившим миру талантливых поэтов и видных ученых в XI – XII веках.
В возрасте 28-29 лет Айналкузат Миянеджи подвергался гонениям со стороны фагихов (правоведов) за свободомыслие. В отдельных краях он был объявлен вероотступником и приговорен к смерти.
В произведениях, написанных Айналкузатом Миянеджи в возрасте 24 лет, особое место занимают литература, хадисы, тафсиры (толкования), право, слово, а также вопросы перипатетизма. В книгах «Суть истины», «Предпосылки» и «Жалоба чужеземца», написанных философом впоследствии, были освещены различные аспекты суфизма, которому было дано законченное философское содержание.
Ученому, разработавшему принципы равенства всего существующего с Аллахом, было присуще мировоззрение пантеиста.
В философии Айналкузата Миянеджи субстанция с акциденцией в  целом составляют существование с Аллахом, возможное бытие с сущим. По его мнению, бытие и небытие вещей вытекает из их отношения к Аллаху.
Из произведений Миянеджи становится ясным, что он был близок к точке зрения восточных перипатетиков в толковании чувственных и умственных этапов восприятия.  Айналкузатом Миянеджи были всесторонне исследованы противоположные  понятия «добро» и «зло» и их диалектическая связь. Согласно философу, добро и зло существуют по отношению к существу, осознающему соответствующую вещь в противоположность своей природе, другими словами, человеку.

Фазлуллах Наими
Известный  ученый, поэт, философ, азербайджанский турок по происхождению.Наими Шах Фазлуллах ибн абу Мухаммад Табризи (Фазл) является основателем хуруфизма, являющегося мистицическим течением, и одним из крупных суфистов Азербайджана. Хуруфизм был установлен Фазлом в Азербайджане в конце XIV века, откуда он распространился в Турцию, Иран, Ирак, Сирию и другие страны мусульманского Востока. Это учение завоевало большее расположение в странах тюркского мира.
«Хуруфи» возникло от слова «хуруф», являющегося множественным числом слова «харф» («буква»). В хуруфизме буквы арабского алфавита, цифры и их численные значения представляют особое мистическое понятие для хуруфитов и принимались ими как символы круговых движений земли. Они принимали слова за основу бытия. Слова были материей мира как откровения Аллаха, передаваемые в Коране и посредством Корана. Именно отсюда создана идея хуруфизма о воплощении Аллаха в человеке через слова Корана.В своих произведениях «Джавиданнаме» («Книга вечности») или «Джавидани-Кабир» («Великая Вечность»), «Новмнаме», «Васийатнаме», «Махаббатнаме», «Аршнаме», «Искендернаме» и др. Наими пространно повествует о философских основах хуруфизма.

Фирудин Кочарли
Академик Фирудин Кочарли с 1950 года по 1953 год был аспирантом Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова.
Научно-исследовательская деятельность академика Ф.Кочарли направлена,  в основном, на исследование проблем истории философии и общественной мысли в Азербайджане, диалектического и исторического материализма, этики и эстетики. Проводил исследования, связанные с философскими взглядами многих деятелей науки и культуры Азербайджана, результаты которых нашли свое отражение в опубликованных им книгах и монографиях. В то же время проводимые Ф.Кочарли эти исследования вошли в публикуемую в Москве книгу «История философии в СССР». Его произведения «Жизнь, деятельность и мировоззрение Наримана Нариманова» и «Мировоззрение М.Ф.Ахундова» были встречены с интересом в мире науки. Ф.Кочарли долгие годы был председателем азербайджанского отделения Общества Философов СССР. Он проделал огромную работу для представления азербайджанской философской науки всему миру. Выступал с интересными докладами о восточных философских проблемах в Чехословакии, Канаде, в странах Скандинавии.

Фуад Гасымзаде
Известный азербайджанский философ, академик.
Основной областью исследования Ф.Гасымзаде были общественная мысль азербайджанской философии, социальная философия, онтология и теория разума, эстетика.
Защитил докторскую диссертацию на тему «Мировоззрение Физули». В 1968 году опубликована его монография «Караван скорби», или «Свет во мраке». В последующие годы в свет вышли более 20  научных статей о Физули. 
В 1970 году было опубликовано произведение Фуада Гасымзаде «Спорт, красота и эстетика».

Гусейнов Гейдар Наджаф оглы
Видный азербайджанский советский философ, общественный деятель, научный организатор. В 1927-1931гг. был студентом как факультета востоковедения, так и педагогического факультета Педагогического Университета имени Ленина, в совершенстве владел арабским и фарсидским языками. В 1930-е годы Гейдар Гусейнов, наряду с преподаванием науки философии, совместно с философом Ахмед агой написал первые учебники по философии  на азербайджанском языке «Диалектический материализм», «Диалектика и метафизика», «Диалектика и исторический материализм».
Гейдар Гусейнов внес значимый вклад в развитие исторической и философской науки. Он создал азербайджанскую школу перевода, был одним из редакторов первого азербайджанско-русского и русско-азербайджанского словарей. Написал более 100 научных статей. Вел серьезную исследовательскую работу о Бахманяре, Низами Гянджеви, Физули, Аббасгулу Ага Бакиханове, Мирзу Казымбеке, Мирзе Фатали Ахундове, Гасанбеке Зардаби.
Гейдар Гусейнов является автором фундаментального произведения «Из истории азербайджанской философской и общественно-политической мысли XIX века», состоящего из 733 страниц.

Мухаммад Карабахи
Азербайджанский философ и теолог. Родился во второй половине XV века в Карабахе. Будучи правоведом по ханафийскому вероисповеданию, прославился под именем «ханафи». Труд Карабахи «Трактат об исследовании сущности науки и познания» и другие комментарии с  1663 г. хранится в библиотеке Хадивийя в Каире. Известен также сборник его рукописей, хранящихся в библиотеках Турции Дарул Маснави и Джаруллах.
Авторский экземпляр глоссы, составленный в 1691 году Мустафой ибн Юсифом Мустари на комментарий азербайджанского философа к произведению Сираджаддина Али Уши Фаргани (12 век) «Начало диктантов» по теологии, хранится в Санкт-Петербургской Государственной Библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.
М.Карабахи критиковал то перипатетиков, то мутакаллимов, порою оправдывая то одних, то других, в итоге заняв примирительную позицию. Онтологические взгляды Карабахи проявляются в делении бытия на сущую и возможную категории, в толковании таких вопросов, как установление необходимо сущего. В сочинении «Опровержение философов» выявил интересные философские обобщения на основе идей Фараби, Ибн Сины, Бахманяра и других перипатетиков, А.Газали, Фахраддина Рази, Азудаддина Иджи и других философов. Карабахи стремился создать родство идей перипатетиков и мутакаллимов. Он дал пространное толкование существованию в Аллахе мудрости, совета, воли, преимущества. Стремился приспособить перипатетические положения убеждению схоластиков.

Мухаммад ибн Гасан Насреддин Туси (Насреддин Туси)
Ученый-энциклопедист, философ, астроном, математик, историк, финансист и правовед. Полученные Мухаммадом всесторонние и глубокие знания за короткое время прославили его в научной среде. Еще с ранних лет он привлекает внимание многих правителей. В возрасте 30 лет руководитель кухистанских исмаиллитов Насираддин Мохташам приглашает его в гости в свой сарай и просит молодого ученого написать книгу об этике. В 1235 году Насреддин Туси завершает знаменитое произведение «Этика Насири», впоследствии принесшее ему мировую славу и переведенное на многие языки мира.
Как и многие ученые своего времени, Насреддин Туси глубоко освоил различные области науки. Более ста серьезных произведений, вышедшие из-под его пера, были посвящены астрономии, математике, физике, медицине, философии, этике, логике и другим областям науки. Вместе с тем, в творчестве Насреддина особое место занимают исследования в области астрономии и математики. Туси является автором свыше двадцати успешных исследований в этих областях. Произведения, посвященные математике, были написаны им только на арабском языке, а исследования по астрономии - как на арабском языке, так и на фарси. Среди известных произведений ученого-математика особое место занимают «Шаклюль-гита» («Трактат о полном многостороннике»), «Джамеуль-хесаб» («Сборник по арифметике с помощью доски и пыли»), «Измерение окружности», «Тахрир Оглидис» («Описание Евклидового «Начала»). Благодаря произведению «Зиджи-Илхани» («Астрономические таблицы Ильханидов»), состоящему из четырех частей, имя ученого вошло в историю мировой астрономии.
Многие современные исследователи считают Насреддина Туси, прежде всего, математиком. Его произведения сыграли существенную роль в развитии геометрии и тригонометрии не только на Востоке, но и в Европе. В 1594 году его сочинение «Описание Евклидового «Начала», напечатанное в Риме на арабском языке и впоследствии на латыни, сыграло огромное значение в распространении идей Туси в Европе. Состоящее из пяти книг сочинение ученого «Трактат о полном четырехстороннике» известно как произведение, сыгравшее значительную роль в развитии тригонометрии в Европе. Впервые в истории мировой науки в этом произведении тригонометрия рассматривается как самостоятельная область науки. Этот трактат был переведен на английский, русский и французский языки. Среди исследований Насреддина, проведенных в области алгебры, широко известны метод извлечения из корня всех степеней и формула Бинома. Более того, заслуживают внимание многочисленные произведения ученого по истории, минералогии, физики, медицине, экономике, географии, музыки и, конечно же, астрономии. Среди них можно выделить такие произведения, как «История Багдада», «Трактат об отражении и преломлении света», «Евклидова оптика», «Трактат об изучении радуги», «Книга о драгоценных камнях»,  «Законы медицины», «Трактат о государственных финансах», «Отбор счастливых дней» (астрология) и др.Его произведения известны всему миру. Их можно встретить в музеях и библиотеках Баку, Парижа, Берлина, Вены, Оксфорда, Кембриджа, Лейпцига, Мюнхена, Флоренции, Каира, Стамбула, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Туси на Востоке завоевал особое уважение как основатель Марагинской обсерватории.

Рамиз Анвер оглы Мехтиев
Философ, академик, общественный деятель, в настоящее время является руководителем Администрации Президента Азербайджанской Республики.
В 1968 году поступил в аспирантуру факультета философии МГУ имени М.В.Ломоносова, в 1977 году на заседании научного совета МГУ защитил диссертацию.
Является доктором философских наук с 1993 года. В 2001 году избран членом Нью-Йоркской Академии Наук.
Р.Мехтиев является автором научных статей, посвященных национальным социальным отношениям, развитию современного азербайджанского государства и общества и другим темам. Опубликованная в 2008 году книга «Определяя стратегию будущего: линия модернизации» вызвала широкий отклик научной общественности.

Раджабали Табризи
Среди произведений Раджабали Табризи особое место занимают два философских трактата: «Установление сущего» и «Основы мудрости». В этих произведениях были исследованы неделимость самого сущего, его единство, тождественность его атрибутов  своей субстанции, значение слова «бытие».
По мнению Раджабали Табризи, принявшему теорию эманации восточных перипатетиков,
возможное бытие, будучи особым следствием, возникло из сущего ввиду неизбежности. После установления сущего он направляет внимание на частицы возможного бытия и его характерные свойства. Согласно учению Аристотеля, возможное бытие делится на сущность (субстанцию) и акциденцию. Раджабали Табризи разделил философские категории на субстанциональные и акцидентальные группы, обратил внимание на материю, форму и сущность, возникшую из этих двух понятий.
Философия Раджабали Табризи была пропагандирована и продолжена его многочисленными учениками. Его бесценные оригинальные произведения и богатое наследие, созданное его талантливыми последователями, оказали огромное влияние на развитие и распространение научно-философской мысли в странах Востока в XVII веке.

Салахаддин Садраддин оглы Халилов
Известный азербайджанский философ.
В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Системно-структурный анализ научно-технического прогресса», а в 1990 году – докторскую диссертацию на тему «Логическо-гносеологическое исследование научно-технического прогресса». В 1991 году заложил основу системы частного образования в Азербайджане, основал первую англоязычную частную гимназию, гуманитарный лицей и Университет «Азербайджан», являющий одним из первых частных вузов. В 1994 году заложил основу Исследовательского Центра Восток-Запад. Является автором таких произведений, как «Философия Джавида», «От науки к технике и морали», «От философии к политике», «Восток и Запад: к общечеловеческому идеалу», «Межцивилизационный диалог» и др.

Шихабаддин Омар Сухраварди
Видный азербайджанский ученый-правовед, теоретик-суфист, общественно-политический деятель.Из произведений Абухафса Сухраварди, прошедших богатый творческий путь, были опубликованы его книга «Дары знаний» («Авариф-ал-маариф») неоднократно в Египте, в 1966 году в Бейруте, произведение «Сокровищница куплетов о толковании молитв» («Кенз аль-ибад фи шарх аль-аурад») - в 1908 году в Казани, произведение «Притяжение, соединяющее влюбленные сердца» («Джазб аль-гюлуб ила мювасалат аль-махбуб») - в 1910 году в Алеппо. Большинство книг мыслителя хранится в форме рукописи в разных странах мира. Ш.Сухраварди является автором произведений «Сочинение религиозных наставлений и разоблачение греческих предрассудков», «Неверное изложение толкования Корана», «Трактат об облачении в одежду суфиста», «О дорогах» и др. Суфийское учение Шихабеддина Абухафса Сухраварди было продолжено его детьми и последователями и завоевало славу во всех странах мусульманского Востока. Суфийское братство «Сухравардия» было широко распространено не только в арабских странах, Малой Азии, Азербайджане, Иране, Средней Азии, но и  Индии. Это учение, прошедшее идеалистическое испытание временем, сохранило свое существование до настоящего времени в ряде стран.

Шихабаддин Абульфатух Йахйа сын Хабаша Сухраварди
Является одним их крупнейших философов Востока, основоположником философии ишракизма (аль-ишрак-нурландырма). Азербайджанский турок по происхождению. Ш.Сухраварди искал источник абсолютного знания вне материального мира. По его мнению, книгу «Философия ишракизма» можно глубоко понять с помощью интуиции. Согласно философии ишракизма, через чувственное и умственное восприятие приобретаются определенные знания о вещах и событиях материального мира, а интуитивное восприятие раскрывает человеку секреты света светов, выявляет абсолютную истину.
Шихабаддин Сухраварди побывал в важнейших городах Азербайджана, а также,на Ближнем и Среднем Востоке. Великий азербайджанский философ завоевал большую славу и признание в странах Востока за стремление к свободомыслию, высокие философские идеи. Больше всего ему удалось распространить свои научно-философские мысли в Малой Азии.
Образцы рукописей произведений Шихабаддина Сухраварди и написанных к ним комментариев, а также  глосс, хранятся во многих фондах и библиотеках мира. Из зарегистрированных 52 произведений 13 классифицированы по перипатетизму, 15 – суфизму, 8 – ишракизму и 16 - на различную тематику.
С XII века богатое наследие Шихабаддина Йахйа Сухраварди на арабском, фарсидском, и частично турецком языках занимает особое место в истории философии народов мусульманского Востока. Образцы рукописей его произведений, переписанных в средние века, в настоящее время хранятся в различных городах, библиотеках Дамаска, Санкт-Петербурга, Тегерана, Багдада, Каира, Александрии, Стамбула, Парижа и Лондона.

Сираджаддин Махмуд сын Абубекра Урмави
Азербайджанский философ и общественно-политический деятель.
Его известным произведением является «Явления светов». Рукопись части этой книги, повествующей о логике, хранящаяся в библиотеке Хадивийя в Каире, была переписана и завершена в городе Конья в июле 1278 года каллиграфом Исмаилом ибн Халилом при жизни Сираджаддина Урмави. В сочинениях Сираджаддина Урмави были широко исследованы все проблемы перипатетической философии, глубоко изучены учения о бытии, разумная теория и вопросы логики, нашли свое содержательное отражение передовые социально-политические взгляды и этические мысли.
Сираджаддин Урмави, выступая с позиций восточных перипатетиков, дал толкование различных категорий бытия. Он принимал бытие во взаимосвязи с его противоположностью – небытием. Философ принимал объективность причинности в бытии. Среди наиболее известных сочинений можно выделить «Тонкости мудрости», «Утверждение  истины», «Методы», «Трактаты о диалектике», «Образование» и др.

Закир Джаббар оглы Мамедов
Научная деятельность З.Дж.Мамедова посвящена в основном вопросам истории восточной философии и религиоведения.
Проводя около 40 лет научные исследования, Закир Мамедов выявил богатое наследие азербайджанских философов и мыслителей, опубликованное на арабском и фарсидском языках, а также хранимое в форме рукописи в разных странах мира. Он разработал их философию (учение о бытии и разумную  теорию), логику, общественно-политические и этические взгляды. З.Дж.Мамедов доказал, что в средние века на мусульманском Востоке, в том числе и в Азербайджане, наряду с религиозными философскими теориями, существовали научно-философские учения. Он установил, что научно-философские учения состоят из восточного перипатетизма, пантеистского направления суфизма и ишракизма.
З.Мамедов написал монографию «Философская мысль в Азербайджане в XI-XIII веках» на основе произведений Айналкузата Миянеджи (1099-1131), Шихабаддина Омара Сухраварди (1145-1234), Шихабаддина Яхья Сухраварди (1154-1191), Афзаладдина Хунеджи (1193-1248), Сираджаддина Урмави (1198-1283) и других азербайджанских философов, а также трактата Бахманяра «Познание», состоящего из трилогии (логики, метафизики и физики). В книге «Азербайджанские философы и мыслители Средневековья» (изданной на азербайджанском языке в 1986 году, на русском – в 1993 году) Закиром Мамедовым впервые были проведены на основе источников исследования  о видных личностях – Ахмеде Бердиджи, Мухаммаде Бардаи, Абуннаджибе Сухраварди, Аминаддине Табризи, Сираджаддине Урмави, Шамсаддине Хойлу, Наджмаддине Нахчывани, Шихабеддине Хойлу, Мухйиддине Бардаи, Мухаммаде Карабахи, Кямаладдине Ардабили, Ахмаде Ардабили, Раджабали Табризи и др.

Гулузаде Зумруд Алигулу кызы
Видный азербайджанский философ. Кандидатская диссертация З.Гулузаде была посвящена роли надстройки в антагонистическом обществе, а докторская – крупнейшему в Азербайджане философскому течению – хуруфизму и его видным представителям в Азербайджане. Ее книгу «Хуруфизм и его представители в Азербайджане» (1970) можно считать единственным монографическим произведением, анализирующим историю и философию хуруфизма. Кроме того, впервые в Азербайджане в философском аспекте Зумруд Гулузаде была исследована проблема Запад -  Восток в монографии “Закономерности развития восточной философии XIII – XVI вв. и проблема Запад – Восток” (1984)
В научной деятельности Зумруд Гулузаде особое место занимает издаваемый по ее инициативе международный научно-теоретический журнал «Проблемы восточной философии» (с 1996 года), главным редактором которого является она сама. Издаваемый широкими тиражами на азербайджанском, русском, арабском, персидском, турецком, английском, немецком и французском языках, журнал является первым изданием, посвященным философии в истории азербайджанской культуры, и не имеет аналога в современной мировой культуре благодаря охватываемым проблемам и завоеванной славе.

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Философия Азербайджана, азербайджанские философы