У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Архитектура и архитекторы Азербайджана


Архитектура и архитекторы Азербайджана

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://azerbaijans.com/uploads/modelofwhitecityaskjdkjas.jpg

История архитектуры

История архитектуры берет свое начало с природных пещер, в которых обитали первобытные люди. Примером могут служить обиталища на территории Азербайджана в низовьях гор Большого и Малого Кавказа, в горах Талыша, в Автономной Республике Нахичевань, в Зангелани, Келебаджаре, Кедабеке, Ханларе, в Шемахе и наконец Азыхская пещера, обнаруженная на территории Физулинского района Азербайджана.
Наряду с открытыми на территории Азербайджана в Гобустане самыми древними местами обитания (пещеры, различные примитивные пристанища и т.д.) были широко распространены памятники архитектуры Мегалита - Кромлехи, Менхиры (пастуший камень), долмены и циклопические строения. Эти строения, сооруженные из высоких камней, в народе назывались «галаджа» - что означает «маленькая крепость», или «хорюкдаш» - что означает «сплетенный камень».
Вблизи города Нахичевань строения оборонительного характера Чалхангала (бронзовый период) и Оглангала (II - I тысячелетие до н.э.), находящийся на стенах Гаратепе на берегу реки Арпачая, относят к циклопическим строениям.
На территории Южного Азербайджана, неподалеку от Аракса также открыты крепостные строения (Бостам, Даналы, Галаоглу и т.д.).
На территории Азербайджана в IX - VII веках до н.э. были построены города, оборонительные объекты, мощные крепостные стены. Исследования комплексов памятников в районе Хасанлы, в пещерах, высеченных в скалах, на берегах озера Урмия, показали, что уже в VII веке в Азербайджане практиковался тип жилья с крыльцом. Среди других архитектурных строений этого периода, дошедших до наших времен, является единственное религиозное строение - алтарь огня.
С IV века до н.э. и до VII века н.э. в области градостроения были проделаны большие шаги. Крепкие крепостные стены города Гебеле, водопровод, построенный из глиняных труб, в переходах Демиргапы (Дербент) оборонительная система, построенная из камня («Длинные стены»), Чыраггала (VI век). Христианский храм округлой формы в селе Лекит (V - VI век), базилика в селе Кум (приблизительно VII век), комплекс храмов в Мингечауре (VII век) - все эти памятники свидетельствуют о высоком уровне культуры градостроительства.
Начиная с VII века, в связи с распространением исламской религии в Азербайджане изменилось и направление в развитии архитектуры.
Основной линией в архитектуре становится строительство зданий нового типа - мечетей, медресе (школы), тюрбе (место захоронения святых), карвансараев и т.д. В этот период на территории Азербайджана наряду со зданиями, связанными с исламской религией, в некоторых областях Кавказской Албании были построены и христианские храмы, оборонительные объекты. Среди них привлекают особое внимание, на территории нынешнего Исмайлинского района Азербайджана, крепость Джаваншир (приблизительно  VII век). Крепостной комплекс близ села Верхний Эскипара Казахского района Республики (V - VIII века). Албанские храмы в селе Большой Амирли Габалинского района страны (IV - VIII века), албанская церковь в городе Огуз (средние века), албанская церковь в Ходжалинском районе Нагорного Карабаха (I век) и т.д.
В период восхождения Арабского Халифата центром развития Азербайджанской Архитектуры становится город Барда. В Барде проводятся крупные строительные работы, строится много мечетей и другие религиозные строения, каравансараи, базары, бани.

0

2

Архитектурные школы

В X - XII веках в Азербайджане возникают различные архитектурные школы. Это архитектурные школы - Аран, Тебриз, Нахичевань, Ширван, Апшерон. Среди этих архитектурных школ имелась общестилистическое родство. Большинство зданий, созданных специалистами, принадлежавшими к архитектурной школе Аран (Гянджа, Барда, Бейлаган), были разрушены во время известного землетрясения в Гяндже (1139 год) и в период монгольских нападений (XIII век). Три моста на реке Гянджа (XII век), останки жилых зданий в Бейлагане, бани и т.д., создают ясное представление о стилистических особенностях архитектурной школы Аран.
Памятники архитектурной школы Нахичевани отличаются использованием на зданиях композиций из орнаментов, выполненных из крашенного глазированного кирпича, а строения, относящиеся к школе Ширван - Апшерон, отличаются простыми архитектурными решениями, и украшением декоративной резьбой. Самым лучшим памятником Табризской школы присущи помпезность архитектурных строений, множественность декоров.
Особенности стиля Нахичеванской школы нашли отражение в пропорциональных (соразмерных), богатых декором куполообразных храмах и других строениях. Вершину этой школы составляет творчество архитектора Эджеми Эбубекр оглу Нахчивани, который был автором храмов в Нахичевани Юсиф ибн Кюсейра (1162 год) и Мёмюне Хатын (1186 год), а также уже не существующего в настоящее время комплекса религиозных строений.
Созданные Аджеми композиции и средства декоративного украшения имели большое влияние в строениях тюрбе (храмов для поклонения) Азербайджана, а также других сторон. В развитии Азербайджанской архитектуры особое место принадлежит близкие стилю Аджеми памятники Мараган. Из них можно назвать тюрбе «Голубой купол» (1196 год, архитектор Ахмед Мухаммед оглу), тюрбе «Красный купол» (1148 год, архитектор Бекир Мухаммед).

Для архитектурных памятников Ширван - Апшерон присущи каменные конструкции, лаконизм в объемно - пространственных решениях, присущ растительный орнамент, высеченный на камне.
Минарет Сыныггала в Баку (1078 год, автор Мухамед Абубекр оглу), Девичья башня (XII век, архитектор Месуд Давуд оглу), Мардакянские башни (Круглая башня - 1232 года, архитектор Абдуллмеджид Месуд оглу; Квадратная башня - XIV век), Нардаранская башня (1301 год, архитектор Махмуд Сед оглу), Башня в Рамана ( XIV век), и т.д. - все указанные памятники входят в состав самых лучших образцов этой школы. 
Построенная в Бакинском порту в XIII веке, а в настоящее время затонувшая резиденция «Баилский дворец» является интересным строением указанного периода. Этот комплекс зданий, окруженный башенными стенами (1235 год, мастер Зейнбдин Абдурашид оглу Ширвани и по всей вероятности архитектор Абдуллмеджид Месуд оглу) редкий архитектурный ансамбль, на котором резьба по камню, вместе с кушаком из письменности и изображений.  В XIII  веке в связи с переводом столицы в Тебриз этот город превратился в важнейший архитектурный памятник. И в XV - XVI веках азербайджанские архитекторы проявляют деятельность в зарубежных странах, в различных городах создавали интересные произведения искусств. На архитектурных памятниках в Бурсе, Каире, Багдаде, в Демир гапы (Дербент), в Терате, в Самарканде и др. городах азербайджанские архитекторы оставили свои подписи на архитектурных памятниках. В XVII - XVIII веках в связи с развитием торговли было расширено строительство различных зданий. В Шемахе, Гяндже и в Баку были построены каравансараи, в Ардебиле - базар Гейсариййе и в Тебризе крытые базары, а также религиозные строения и жилые дома. В этот период в Азербайджане было широко распространено строительство бань. Лучшие образцы азербайджанской бани сохранились в пос. Нардаран на Апшероне (1388 год, архитектор Кештасиф Муса оглу), в Ичеришахэр (в крепостной части) Баку (баня Касумбека, XIV век), Басчалда (XVII век), в Гяндже «Чичяк хамам» («Цветочная баня», XVII век), в Шуше (баня квартала «Мердинли»), в Тубе «Чухур хамах (баня, XIX век), в Агдаме (1900 год, баня деревни Абдал Гюлаблы, архитектор Кербелаи Сефихан Гарабаги).

На рубеже XIX - XX веков в Азербайджанской архитектуре наблюдается новые явления в связи со стремительным развитием нефтяной промышленности. В XIX веке самым характерным типом строений, за исключением жилых домов, были торговые здания. Такими зданиями часто пользовались, и как мастерские художников. В этот период в Азербайджане строили больницы и небольшие медицинские предприятия. В Сальянах  построенная в 1860 году, по проекту Г. Гаджибабекова, больница, действовала до начала XX века. Здания театров, построенные во 2-й половине XIX века, были совершенно нового типа конструкции в Азербайджанской архитектуре. Первое здание театра было построено в Шемахе (1858 году, архитектор Г. Гаджибабеков). Позже в Баку был построен театр Тагиева (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Музыкальной комедии, 1883 год), архитектором  П.И. Кончновитским. В конце 1980 годов теарт был снесен и реконструирован. Также театр Маилова (нынешний Азербайджанский Государственный Театр Оперы и Балета, 1911 год, архитектор Н.Г. Баев).
В XIX веке в Азербайджане зародились небольшие архитектурные школы, в определенной степени, продолжающие старые традиции.

Перестройка центральной части Баку в 1950 годы было продолжением важнейшей творческой деятельности Азербайджанских архитекторов. Внешний архитектурный облик Баку формировали здания, построенные в 1950 - 1960 годах. Это - Министерство Внутренних дел Азербайджанской Республики и бывший Центральный музей им. В.И. Ленина (1954 - 1955 года, архитектор Х. Меджидов). Республиканская Библиотека им. М.Ф. Ахундова (1960 год, архитектор М. Гусейнов), здание Азербайджанского Государственного Драматического театра (1960 год, архитектор К. Ализаде, с участием М. Мамедова), Центральный Универмаг (1961 год, архитектор Н. Кенгерли) и др.
Построенный 6 ноября 1967 года Бакинский метрополитен отличается высоким архитектурно - художественным уровнем, качеством строительства, успешным использованием синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Прекрасные архитектурные образцы были созданы на таких станциях метро, как «Нариманова», «Низами», «Академия Наук» (1967, 1976, 1985, архитектор М. Гусеинов), «Аврора» (нынешняя К. Караева, 1972 год, архитектор Х. Алескеров), «Нефтянники» (1972 год, архитектор А. Исмаилов).
В конце 60 - 80 годов в Азербайджанском градостроительстве и в развитии архитектуры наступил качественно новый период. Именно в эти годы столица Азербайджанской ССР Баку превратился в большой город, столичного типа. В Баку были построены целый ряд общественных зданий и организаций. Еще более украсили архитектурный облик города такие величественные здания, как Дворец Республики (нынешний дворец Гейдара Алиева, архитекторы В.С. Шульгин, Б.И. Гинзбург, Е.Р. Мелхиседеков), Государственный Цирк (архитекторы А. Исмаилов, Ф. Леонтьева), гостиницы «Баку» (архитектор Х. Меджидов), «Азербайджан», «Москва», «Апшерон» (архитектор М. Гусеинов), здание Республиканского Управления Статистики (архитектор Т. Ханларов). Бакинский Железнодорожный Вокзал (архитекторы С. Зейналова, Ю.Н. Козлов). «Дворец бракосочетания» (архитектор А. Алиев). Комплекс Дворца Торжеств «Гюлюстан» (архитекторы Н. Амирханов, Н. Гаджибеков, Т. Шаринский, Ф. Рустамбекова, Н. Исмаилов, К. Керимов). Дворец Спорта (архитекторы Т. Абдуллаев, О. Исаев, Ю. Гадимов, Т. Ханларов). Резиденция для глав государств зарубежных стран (архитектор Р. Алиев) и т.д.
После приобретения самостоятельности, в самых видных местах Баку были созданы прекрасные архитектурные ансамбли, современные здания, определяющие облик города. Выросли небоскребы, новые здания в классическом стиле, такие как здание Верховного суда Азербайджанской Республики (архитектор Вюгар Гасанов), Униплаза (архитектор Нариман Имамалиев), Центр Гейдара Алиева (архитектор Заха Харид и др.)

0

3

Исторические архитектурные здания
   

Еще с древних времен Баку, благодаря своей истории, считался одним из самых древних городов не только Кавказа, но и всего Ближнего Востока. По этой причине в Баку находится многочисленный ряд историко-архитектурных памятников. Эти памятники на высоком уровне объединяли в себе архитектурные стили Запада и Востока, и потому выглядели весьма привлекательно. Именно эти памятники и превратили  Баку в один из мировых центров архитектуры. Для более близкого ознакомления с этими памятниками представляем их вашему вниманию:

1. МЕЧЕТЬ БИБИ-ЭЙБАТ (1281-1282)

http://www.azerbaijans.com/uploads/1cc.jpg

Религиозно-архитектурный памятник Мечеть Биби-Эйбат был построен в XIII веке Ширваншахом Фахрузадом ибн Ахситаном II. Стены мечети украшают каменные плиты с историческими фактами. Мечеть построена в классическом Восточном стиле. Изнутри величественное святилище полностью составлено из белого мрамора. Священные аяты, нанесенные на мраморные стены мечети, являются прекраснейшими образцами каллиграфии.

КАРАВАН-САРАЙ МУЛТАНИ (XIV ВЕК)

http://www.azerbaijans.com/uploads/2a.jpg

Караван-сарай Мултани находится в Баку, на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер». Свое название караван-сарай получил от пакистанского города Мултани. Караван-сарай Мултани был построен по традиционной композиционной схеме. Такие караван-сараи могли использоваться под торговый центр, посольство, узел связи, а также в качестве биржи различных регионов.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ НИЗАМИ (1860)

http://www.azerbaijans.com/uploads/3a.jpg

Здание литературного музея имени Низами (бывшая гостиница «Метрополь») было построено в готическом стиле по проекту архитектора Мешади Гасым бека Хаджибабабекова. В 1914-1915 годах архитектор А.А.Никитин осуществил в проекте здания несколько изменений. После этого в здании начала функционировать гостиница «Метрополь».

БАНЯ ТАЗЕБЕЙ (1886)

http://www.azerbaijans.com/uploads/4.jpg

Архитектурное здание Баня Тазабей находится в центре Баку. Баня построена в Восточном архитектурном стиле и отличается своим интерьером. Баня Тазабей отвечает самым высоким требованиям и изысканному вкусу и является одним из самых излюбленных мест отдыха и здоровья жителей и гостей нашего города.

БАКИНСКАЯ АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1887)

http://www.azerbaijans.com/uploads/5a.jpg

Бакинская армянская церковь принадлежала армянской общине города Баку. Архитектором здания являлся архитектор Бакинской губернии и города Баку К.Гиппиус – брат известного художника Отто Густавовича Гиппиуса.

МУЗЕЙ ИСКУССТВ (1888-1895)

http://www.azerbaijans.com/uploads/6a.jpg

Здание музея искусств имени Рустама Мустафаева было построено в классическом стиле немецким инженером Н.А. Фон дер Ноне для французского графа Дебура. Ныне в грандиозном архитектурном памятнике функционируют 4 отделения музея искусств.

ЗДАНИЕ РАМАЗАНОВЫХ (1895)

http://www.azerbaijans.com/uploads/7a.jpg

Принадлежащее купцу Хаджи Мамедкяриму Рамазанову здание было построено в национально-романтическом стиле. Здесь проживала семья Рамазановых. Позднее Советская Власть разделило здание на отдельные квартиры и сдало населению города.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА (1895-1901)

http://www.azerbaijans.com/uploads/8a.jpg

Здание, где расположен музей истории Азербайджана, было домом известного благотворителя Хаджи Зейналабдина Тагиева. Здание было простроено по проекту главного архитектора города Баку И.В.Гославского. При строительстве здания были использованы различные архитектурные стили. Так, симметричный главный фасад был построен в роскошном стиле итальянского Ренессанса, комната чистоты – в стиле французского рококо, столовая – в стиле фламандского барокко, спальня – в стиле модерн.

БАКИНСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1896-1899)

http://www.azerbaijans.com/uploads/9a.jpg

Бакинская Евангелическо-Лютеранская церковь была построена в середине XIX века для жителей города Баку немецкого и шведского происхождения. Архитектором здания стал 24-летний немец Адольф Эйхлер. В свое время это здание считалось одной из редких архитектурных жемчужин города Баку. Постройке здания оказали внимание братья Нобели (Эммануэль Нобель).

ДЕВИЧЬЯ ШКОЛА ТАГИЕВА (1898-1901)

http://www.azerbaijans.com/uploads/10-a.jpg

Автором проекта здания девичьей школы Тагиева является И.В.Гославский – главный архитектор города Баку в 1892-1904 гг. Здание построено в готическом стиле. В те годы подобная школа была первой не только в Баку и России, но и во всем Исламском мире. 5 ноября 1896-го года здание было официально передано девичьей школе. В 1918-1920 годах в этом здании размещался Парламент Азербайджанской Народной Республики.

ДОМ МИТРОФАНОВА (1898-192)

http://www.azerbaijans.com/uploads/11a.jpg

Здание известное как «Дом Митрофанова» принадлежало нефтяным промышленникам Дмитрию Митрофанову и Моисею Михайлову. Астраханец Д.Митрофанов построил это здание как собственный дом. Архитектором построенного в классическом стиле неоренессанса здания стал Иоганн Эдель. Во времена АДР здесь располагалось посольство Франции.

ЗДАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА БАКУ (1900-1904)

http://www.azerbaijans.com/uploads/12a.jpg

Архитектором здания, где расположена исполнительная власть города Баку, был поляк по национальности И.В.Гославский. При строительстве здания были использованы мотивы барокко. Для украшения фасада здания из Италии были привезены красный декоративный кирпич и цветной мрамор. Архитектор, соблюдая классическую композиционную схему, построил здание думы симметрично. В здании по сегодняшний день хранится Герб города Баку.

ДОМ АЛИБЕКОВЫХ (начало ХХ века)

http://www.azerbaijans.com/uploads/13a.jpg

Здание называемое «Дом Алибековых» построено в классическом эстетическом стиле. Спроектировал Дом Алибековых русский архитектор Николай Прокопьев. Здание было построено в начале ХХ века.

МЕЧЕТЬ ТАЗЕПИР (1905)

http://www.azerbaijans.com/uploads/15a.jpg

Мечеть Тазепир своей редкостной красотой является одним из редчайших строений на всем Востоке. Этот памятник считается религиозным центром не только Азербайджана, но и всего Кавказа. Мечеть Тазепир является архитектурным памятником-святилищем. Мечеть построена на средства Набат Ашурбейли-Рзаевой по проекту Зивярбека Ахмедбекова.

ИСМАИЛИЙЯ (1907-1913)

http://www.azerbaijans.com/uploads/16a.jpg

Здание Исмаилийя построил Бакинский миллионер Муса Нагиев в память о своем безвременно ушедшем сыне Исмаиле. Архитектором здания, построенного в стиле Венецианской готики, является поляк И.К.Плошко. Идеи о независимости Азербайджана впервые были озвучены в стенах этого здания. В ходе мартовских событий 1918-го года здание было подожжено армянами.

ДВОРЕЦ СЧАСТЬЯ (1911-1912)

http://www.azerbaijans.com/uploads/20a.jpg

Дворец счастья был построен Бакинским миллионером Муртузой Мухтаровым для его жены-еврейки Лизы.
Автором проекта здания, построенного в стиле французской готики, является архитектор польского происхождения Иосиф Плошко. Об истории этого здания только в русской прессе было напечатано около 50 статей.


НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (60-е ГОДЫ ХХ ВЕКА)

http://www.azerbaijans.com/uploads/39a.jpg

Национальная Академия Наук Азербайджана и большая часть ее научно-исследовательских институтов были построены в 60-х года прошлого века по проекту Микяила Гусейнова. Здания объединяют в себе особенности архитектурных стилей – классического и модерн.

0

4

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/4c5d6777a6b48df23a7b8c4d1c4c1ef8.jpg

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/1d67c976397497f4c99ced88082da3de.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/24c934e9c69f6829f4596133817b5945.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/8ebcb4c798718b7f6c69ad5139656769.jpg

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/e73bc74c3a2450db1fad1332ae7e693e.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/b07817714a351be8ed692cbe9fbe241d.jpg

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/702e33e03b27d7a86757f82dd7186de2.jpg

0

5

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/d3c8c53862f103144cd246ba246c427b.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/8280e7cd1774c0fffcbbb2c7e37f0d62.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/23bd94dc8c6dcfe1aa3c8d79d8ee9096.jpg

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/f698d3968481c4e31cfee6215a6e779f.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/eb2aae94deda63f2425fc061fe5b3ae1.jpg

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/74f4fa26abba7e21afcc5fcc549edff3.jpg

http://s1.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/09014f149c346f3c43e68bb468616a2d.jpg

http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/10/fb6cc290cc57ac66ef365d755ec2571c.jpg

0

6

Бакинские двери - ФОТОРЕПОРТАЖ

http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/923069300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/5703069300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/3930269300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/1593269300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/3500769300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/2852969300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/5670769300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/3806169300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/4481069300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/296769300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/3941369300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/5459169300449.jpg
http://www.1news.az/images/articles/2012/10/16/4796069300449.jpg

0

7

КАРАВАН-САРАЙ ОКОЛО ДЖУЛЬФЫ

http://s3.uploads.ru/t/VImj8.jpg

Караван-сарай около Джульфы — наиболее крупный из зафиксированных на территории Азербайджана караван-сараев. Он расположен непосредственно на берегу Аракса, западнее Джульфы и располагавшегося там в прошлом моста. Небольшие остатки этого караван-сарая — вернее верхушка одной арки, торчащая из-под земли, была замечена во время экспедиции 1974 года. Проводившимися раскопками была раскрыта значительная часть этого крупного сооружения. Поскольку караван-сарай расположен непосредственно у Аракса, впритык к полотну железной дороги, то, как показывают результаты раскопок, часть его была снесена во время прокладки Баку — Джульфинской железной дороги.
Раскрытая часть караван-сарая свидетельствует о том, что мы имеем дело с выдающимся сооружением подобного типа, наиболее крупным на территории Азербайджана. Для сравнения самым крупным караван-сараем до этого считался Миаджик, длина которого по фронту составляла около 30 метров. Обнаруженный же караван-сарай имеет общую длину 37 метров. В смысле своего месторасположения он (назовем его Джульфинским) замечателен тем, что на противоположном берегу, то есть на южном берегу Аракса, также был расположен, по-видимому, такого же типа караван-сарай, сохранивший в целом свои общие очертания. Противостояние на обоих берегах двух караван-сараев дает основание предполагать, что еще до строительства здесь моста, остатки которого дошли до нашего времени, на этом месте существовала паромная переправа. Добравшись к вечеру к Араксу с юга или с севера люди оставались ночевать на том берегу, со стороны которого подошли к переправе, а утром переправлялись на противоположный берег. Мост Джульфы, по всем данным, был построен нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века. Если предположить, что караван-сараи обслуживали паромную переправу, то она должна была возникнуть еще раньше.

Таким образом Джульфинский караван-сарай может рассматриваться как памятник архитектуры, возведенный не позднее XIII века, причем наиболее вероятным является сооружение его именно в начале XIII века, когда в этой зоне был возведен ряд других сооружений, в числе которых известный мавзолей Гюлистан и ныне полностью разрушенный мост.
Раскрытая в результате раскопок часть караван-сарая представляет, если взять его продольную ось (с запада на восток), примерно его половину. Вторая же половина, обращенная к реке, где и был расположен воротный проезд, как сказано выше, была разрушена во время строительства железной дороги. Однако дальнейшие раскопки не исключают возможности обнаружения фундамента сооружения в этой части, что позволило бы полностью восстановить прежний план и архитектурный облик всего сооружения.

Джульфинский караван-сарай возведен из хорошо шлифованного квадратного кирпича, внутри же помещение отштукатурено гажевым раствором и местами имеет интересно решенные переходы от прямоугольного основания к купольному перекрытию.
В выявленной части караван-сарая имеются многочисленные помещения, очевидно предназначавшиеся для жилья. В восточном крыле здания расположено большое помещение с глубокими нишами, трактованными в виде комнат, не имеющих дверных проемов. Эти помещения — ниши, расположенные справа и слева от центрального широкого прохода, в целом представляли собой зал. В настоящее время трудно определить назначение этого помещения, хотя известно, что имелись архаичные типы мечетей с такой планировкой. Наличие в крупном караван-сарае молельни следует признать весьма вероятным.

АРХИТЕКТУРА

КАРАВАН-САРАЙ ОКОЛО ДЖУЛЬФЫ

Караван-сарай около Джульфы — наиболее крупный из зафиксированных на территории Азербайджана караван-сараев. Он расположен непосредственно на берегу Аракса, западнее Джульфы и располагавшегося там в прошлом моста. Небольшие остатки этого караван-сарая — вернее верхушка одной арки, торчащая из-под земли, была замечена во время экспедиции 1974 года. Проводившимися раскопками была раскрыта значительная часть этого крупного сооружения.

Поскольку караван-сарай расположен непосредственно у Аракса, впритык к полотну железной дороги, то, как показывают результаты раскопок, часть его была снесена во время прокладки Баку — Джульфинской железной дороги.
Раскрытая часть караван-сарая свидетельствует о том, что мы имеем дело с выдающимся сооружением подобного типа, наиболее крупным на территории Азербайджана. Для сравнения самым крупным караван-сараем до этого считался Миаджик, длина которого по фронту составляла около 30 метров. Обнаруженный же караван-сарай имеет общую длину 37 метров. В смысле своего месторасположения он (назовем его Джульфинским) замечателен тем, что на противоположном берегу, то есть на южном берегу Аракса, также был расположен, по-видимому, такого же типа караван-сарай, сохранивший в целом свои общие очертания. Противостояние на обоих берегах двух караван-сараев дает основание предполагать, что еще до строительства здесь моста, остатки которого дошли до нашего времени, на этом месте существовала паромная переправа. Добравшись к вечеру к Араксу с юга или с севера люди оставались ночевать на том берегу, со стороны которого подошли к переправе, а утром переправлялись на противоположный берег. Мост Джульфы, по всем данным, был построен нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века. Если предположить, что караван-сараи обслуживали паромную переправу, то она должна была возникнуть еще раньше.

Таким образом Джульфинский караван-сарай может рассматриваться как памятник архитектуры, возведенный не позднее XIII века, причем наиболее вероятным является сооружение его именно в начале XIII века, когда в этой зоне был возведен ряд других сооружений, в числе которых известный мавзолей Гюлистан и ныне полностью разрушенный мост.
Раскрытая в результате раскопок часть караван-сарая представляет, если взять его продольную ось (с запада на восток), примерно его половину. Вторая же половина, обращенная к реке, где и был расположен воротный проезд, как сказано выше, была разрушена во время строительства железной дороги. Однако дальнейшие раскопки не исключают возможности обнаружения фундамента сооружения в этой части, что позволило бы полностью восстановить прежний план и архитектурный облик всего сооружения.

Джульфинский караван-сарай возведен из хорошо шлифованного квадратного кирпича, внутри же помещение отштукатурено гажевым раствором и местами имеет интересно решенные переходы от прямоугольного основания к купольному перекрытию.
В выявленной части караван-сарая имеются многочисленные помещения, очевидно предназначавшиеся для жилья. В восточном крыле здания расположено большое помещение с глубокими нишами, трактованными в виде комнат, не имеющих дверных проемов. Эти помещения — ниши, расположенные справа и слева от центрального широкого прохода, в целом представляли собой зал. В настоящее время трудно определить назначение этого помещения, хотя известно, что имелись архаичные типы мечетей с такой планировкой. Наличие в крупном караван-сарае молельни следует признать весьма вероятным.

КРАСНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ХРАМ
http://s3.uploads.ru/t/dVXgk.jpg

Красный мост через реку Храм находится вблизи ее впадения в Аракс, на древнем "иранском" тракте. Среди памятников мостостроения Закавказья нет ни одного сооружения, которое привлекало бы столько внимания. У народов Закавказья он известен также под названием "сломанный мост" ("сынык керпю").

Внимание привлекли необычные размеры моста: длина около 175 метра: четыре пролета моста чередуются своими размерами: 8,2-16,1; 8-26,1 метра; ширина проезжей части — 4,3 метра, а на въездах — 12,4 метра. Защищенные волнорезами мощные быки и береговые устои соединены перекинутыми стрельчатыми арками различного очертания. В береговых устоях расположены просторные помещения для прибывших к переправе караванов. Площадь левобережных помещений 166 квадратных метров, правобережных — 116 квадратных метров.

Интересны конструкции этого огромного сооружения. Пролеты сводов сокращены за счет развитых выпускных пят опор моста; своды выполнены "наклонными обрезками". Вес тимпанов облегчен тремя продольными сводчатыми галереями, устроенными внутри массивного надводного строения.

Часть ученых считает, что Красный мост построен в 11-12 веках, другие относят ко времени правления царя Ростома (1632-1658 года). Вероятнее всего, существующий мост построен в 12 веке, после разрушения более древнего, остатки которого сохранились в 95 метрах вниз по течению.

Датировка моста 12 веком подтверждается его архитектурой, стилистически близкой к мостам на Худаферинской переправе, а группа мостов Иранского Азербайджана является его прямой аналогией.

МАВЗОЛЕЙ ШЕЙХА ЮСИФА В СЕЛЕНИИ ШЫХЛЯР
http://s2.uploads.ru/t/qIz5m.jpg
Кроме мавзолеев, в той или иной степени подражавших ранее встречавшимся типам, в Азербайджане встречаются и другие, несколько отличные надгробные сооружения. Одним из наиболее характерных среди них является мавзолей шейха Юсифа в селении Шыхляр Хачмаского района. Пожалуй, это один из самых ранних памятников той группы мавзолеев, которая получила широкое распространение в строительстве XVI-XVII веков.

Мавзолеи данной группы представляют собой сравнительно небольшие сооружения призматического объема, сложенные из квадратного обожженного кирпича. Особенностью их являются своеобразные анты — большие выступы продольных стен на фасаде. Соединенные стрельчатым сводом, анты образуют глубокий портал, ведущий в основное помещение мавзолея. Отсутствие убранства, свойственное архитектурному облику этой группы памятников в целом, распространяется и на порталы, обычно не выделенные ни композиционно, ни декоративно.

Большинство мавзолеев этой группы, в особенности провинциальных, связано с окружавшими их могильными полями, усеянными надгробными каменными плитами. Слагавшиеся на протяжение ряда столетий некрополи вблизи наиболее древних селений Апшерона (Бузовна, Мардакян и другие) и в других областях страны (селение Хазра Куткашенского района и другие) сохранили огромное количество надгробных камней. Декоративная их обработка позволяет проследить последовательность развития резного по камню орнаментального убранства, имеющего много общего с орнаментальными композициями в архитектуре. Обычно все фасадные плоскости памятных камней покрывались резным орнаментом. Отличающаяся довольно высоким рельефом и создающая живописную игру светотени резьба была одноплоскостной и только изредка выполнялась в два плана; причем нижний план, заполненный мелким узором, обычно служил своего рода фоном. При исключительном многообразии орнаментальных композиций в них, однако, наблюдаются некоторые черты общности. В большей или меньшей степени плиты насыщены надписями, начертанными преимущественно несхом.

Орнаментализованная вязь их переплетается усложнявшими чтение узорами. В композициях самого орнамента стилизованные растительные мотивы в значительной степени вытеснили более строгие геометрические узоры. Отметим, что сходные растительные мотивы получили наиболее раннее распространение в народном прикладном искусстве. Это обстоятельство свидетельствует о том, что народное прикладное искусство служило своего рода первоосновой — истоком орнаментального искусства в архитектуре как рассматриваемого, так и предшествующих периодов развития.

ХАНЕГА НА РЕКЕ ПИРСАГАТ
http://s2.uploads.ru/t/z39c1.jpg
Ханега расположена на крутом берегу реки Пирсагат, на древнем пути из Шемахи в Иран и другие страны Ближнего Востока. Основные сооружения Ханеги относятся к XII-XIV векам, но она достраивалась и перестраивалась и в более поздние времена.
При посещении Ханеги в 1318 году золотоордынским ханом Узбеком, как сообщает Вассаф (XIV в.), хан преподнес богатые дары (слитки золота, ценные меха), а его эмиры приказали возвратить награбленные здесь войском ценности.

Сооружения Ханеги группируются по сторонам просторного двора и защищены неправильным четырехугольником добротно сложенных из известняка крепостных стен с выступающими из плоскостей куртин полубашенками и проходящими поверху бойницами. К мечети примыкают небольшие помещения, в том числе почитавшаяся святыней усыпальница Пир Хусейна, минарет и мелкие помещения по сторонам двора. Вне стен находится перекрытый каменными сводами караван-сарай с каменными коновязями. Минарет — характерный памятник Ширванской группы. На призматическом основании стоит восьмигранный объем со стройным стволом минарета, площадка для муэдзина поддерживается сталактитовым карнизом. Мастер-строитель — Махмуд, сын Максуда (1256 год).
Просторная мечеть, сложенная из хорошо тесаных каменных плит, перекрыта стрельчатым сводом, пол ее выстлан каменными плитами. Выдающуюся художественную ценность представляет михраб на южной стене. Богато украшенный художественной резьбой по гяже он, с обеих сторон, фланкирован панно несколько меньшего размера. Полосы прямоугольного обрамления михраба и поверхности панно покрыты надписями, выполненными "цветущим куфи" и орнаментом растительного характера, в композиции которых включены разноцветные изразцы. Посредством маленького темного прохода мечеть сообщается с небольшой сводчатой усыпальницей Пир-Хусейна, освещенной окном в западной стене. Стены усыпальницы, надгробие в ее центре и свод прохода некогда были покрыты великолепной керамической облицовкой.

Среди элементов керамического декора усыпальницы особую ценность представляет изразцовый фриз 11-ти метровой длины. Покрытые золотистым с металлическим отблеском люстром, изразцы фриза расписаны кобальтовым и зеленовато-бирюзовыми тонами. Высокий борт изразцов выступает над несколько загрубленной широкой полосой, на которой размещена эффектно прорисованная надпись.

Фриз проходит над панелью, которой облицованы стены усыпальницы на высоту 1,6 метра. Панель эта составлена из 600 крупных равноконечных крестов и расположенных между ними восьмилучевых люстровых звезд. Края звезд подчеркнуты неширокой полоской, на которую нанесены выполненные "несхом" надписи. Надгробие было также облицовано люстровыми изразцами. Изразцы усыпальницы — одни из лучших на всем Ближнем и Среднем Востоке.

Ханега — памятник, в котором широко представлены различные приемы архитектурного убранства: художественная резьба по гяже, великолепная керамическая декорация и прекрасно выполненные каменные детали. Ханега на реке Пирсагат — звено в цепи сооружений, объясняющих черты своеобразия архитектуры зданий дворцового ансамбля в Баку, связывая их с архитектурой Шемахи.

ХРАМ В МИНГЕЧАВИРЕ (МИНГЕЧАУР)
http://s2.uploads.ru/t/AvXD2.jpg
Архитектурные остатки группы культовых сооружений были обнаружены на берегу Куры, в районе строительства Мингечаурской ГЭС. В отличие от правобережья, на котором расположено древнее могильное поле, на левом берегу, на территории городища Судагылан, очевидно, находилось крупное поселение. Здесь в 1948 году, в результате археологических раскопок, были обнаружены остатки древнего культового сооружения.
В плане отчетливо вырисовывается главное помещение храма — молельный зал размерами 5,9 на 7,7 метров. В восточной части зала сохранились остатки полукруглой аспиды, расположенной напротив входа в него. Также были выявлены стены, примыкающие к залу со стороны входа и огораживающие пространство 9,6 на 5,9 метров. Вход в это помещение имеется только в юго-западной стене. К ядру храма с юго-восточной стороны примыкают три небольших помещения.

Стены храма возведены из кирпича-сырца размером 40х40х10 сантиметров или 33х33х8 сантиметров. Толщина стен в среднем 1,5 метра. Обнаружен в ограниченном количестве обожженный кирпич размером 32х32х5 и 30х30х5 сантиметров . Сооружение было некогда покрыто черепицей на деревянной основе. Остатки деревянных балок были обнаружены и в листах дверных порогов, черепица — плоская и лотковая.

Для характеристики применявшихся строительных конструкций значительный интерес представляет небольшое погребальное сооружение, цилиндрический свод которого выведен системой "наклонных отрезков" из хорошо обожженного кирпича квадратной формы.

Чрезвычайно интересны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные преимущественно в главном зале храма: четырехугольная в пален большая каменная капитель с изображением двух павлинов, обращенных к цветку — древу жизни.
Обнаруженные также сасанидские монеты, позволяют отнести возведение сооружения к V-VI векам и фрагменты стенной штукатурки с росписями растительными красками.

Остатки также сырцовых стен южнее комплекса культовых построек принадлежат другому сооружению — одноаспидному храму.

ХУДАФЕРИНСКИЕ МОСТЫ
http://s3.uploads.ru/t/F4Hah.jpg
Худаферинские мосты, расположенные между селами Кумлах и Худаферин Джебраильского района и связывающие северный и южный берега реки Аракса, являются выдающимися памятниками архитектуры и ценными свидетелями исторического прошлого Азербайджана. Они привлекали и продолжают привлекать внимание историков в течение многих веков.
В научной литературе сведения о 15-пролетном Худаферинском мосте впервые были опубликованы в 1938 году в фундаментальном труде "Искусство Ирана" (А. Поп), где представлен рисунок Худаферинского моста. В этом труде со ссылкой на историка Хамдулла Казвини утверждается, что мост был построен в VII веке, в период вторжения арабов в Азербайджан.
Из ученых Азербайджана впервые Худаферинские мосты на месте исследовал кандидат наук в области архитектуры А. Садыкзаде, который выполнил их визуальные обмеры, опубликованные в 1963 году в "Истории азербайджанской архитектуры". Изучение на месте Худаферинских мостов и их детальные обмеры стали возможны в 1974 году.

Многие историки архитектуры, так же как и А. Поп, склонны связывать сведения Хамдуллы Казвини о возведении в VII веке арабами моста через Аракс в местности Худаферин именно с 15-пролетным мостом. Однако считается, что арабская армия, вторгшаяся в то время в Азербайджан, не могла за короткое время параллельно с военными действиями возвести мост. Поэтому правильнее принять сообщение Казвини как указание об организации перехода через Аракс и Худаферинскую переправу. Дело в том, что на Худаферинской переправе поперек реки близко друг от друга расположены естественные скальные выходы, образующие как бы готовые мостовые устои. Арабы могли за короткое время возвести переправу пользуясь именно этими скальными выходами. Возведение же настоящего моста вероятнее всего надо отнести к более позднему времени, то есть уже к тому периоду, когда арабам удалось присоединить Азербайджан к своим владениям. Таким образом в дошедшем до нас виде признание 15-ти пролетного Худаферинского моста памятником VII века маловероятно.

Одиннадцати пролетный Худаферинский мост расположен примерно на 800 метров к западу от 15-пролетного моста.
При возведении 15-пролетного Худаферинского моста остатки 11-пролетного моста, по всей вероятности, существовали, но тем не менее был построен новый 15-пролетный мост. Тогда возникает вопрос: когда и с какой целью был восстановлен старый 11-пролетный мост, если уже существовал пятнадцати пролетный. По мнению ученных, 11-пролетный мост был восстановлен в XIII веке - в эпоху Ильханидов. Дело в том, что в этот период через Худаферинскую переправу проходили не только торговые пути, но и отмечалось большое движение людских масс за короткое время. Известно, что после образования Государства Ильханидов, между ними и армиями Золотой Орды происходили беспрерывные военные действия именно на территории Азербайджана. Для отпора татарам Ильханидам приходилось за короткое время перебрасывать на север большое количество войск.
Кроме того, хотя главная резиденция Ильханидов находилась в Тебризе, как явствует из исторических источников, в зимний период они совершали переходы через Аракс на север и организовывали зимовья на территории Азербайджана — в Аране или Карабахе. И в этих местностях за короткое время возникали крупные палаточные города. Известен один из таких палаточных городов, который был возведен в Муганской степи и назывался Аладагом. В центре этого города возводился дворец, в котором находилось определенное количество монументальных постоянно действующих сооружений, предназначающихся для Ильханидов, их семей и приближенных, а также для знати, основная же масса людей потом разбивала палатки вокруг этих сооружений и таким образом возникал целый палаточный город.

Из сказанного напрашивается вывод, что в течение очень короткого времени, определяемого двумя-тремя днями, Хулагуидам почти ежегодно приходилось в срочном порядке переправлять на север крупные людские массы, достигающие ста тысяч человек, лошадей, скот и многое другое. Таким образом была необходимость для восстановления старого моста рядом с существующим 15-пролетным в XIII веке. Показательно, что в отличие от строительной техники 15-пролетного моста 11-пролетный возведен техникой, близкой к античной.

Оба сооружения являются выдающимися произведениями архитектурного творчества и вместе с тем показывают, что строители и зодчие были весьма одаренными инженерами. Не только Худаферинские мосты, но и "Сыных-керпю", старые мосты Гянджи, мосты Шамкира, мост через реку Кызылузен в Иранском Азербайджане (Кафлан-кух), мост между Марагой и Занджаном, мост через реку Зоголавай близ Шемахи отличаются высоким уровнем техники строительства и обнаруживают при этом умение увязать мостовые сооружения с естественными условиями местности. Именно с этой точки зрения особенно интересными являются Худаферинские мосты.
Постараемся вкратце изложить результаты изучения Худаферинских мостов на месте.
15-пролетный мост возведен путем комбинации речного блужного камня с квадратным обожженным кирпичем и является образцом высокой строительной техники. Способ смешанной кладки, присущий азербайджанскому зодчеству в более ранних периодах, здесь применен с большим мастерством. Важным обстоятельством, определяющим архитектурно—конструктивную характеристику 15-пролетного моста является то, что в качестве мостовых устоев использованы исключительно естественные выходы скалы. Этот прием, с одной стороны, самым непосредственным образом связывает сооружения с естественными природными условиями и свидетельствует об их инженерной прочности, не говоря о том, что такой способ возведения мостов значительно упрощал процесс самого строительства, избавляя зодчих от необходимости вести кладку фундаментов и возведения устоев в водном потоке.

Длина моста достигает 200 метров при ширине 4,5 метра. Самая высокая точка моста достигает 10 метров над водой. Защищающие устои моста при повышении уровня воды волнорезы, имея в плане треугольные формы, возведены из речного плужного камня. С обратной стороны волнорезы имеют полуциркулярные очертания. Все, что известно о 15-пролетном мосте, его сравнение с другими азербайджанскими мостами, относящимися к XII веку, убеждает в том, что мост дошедший до нас вид приобрел в XII веке. Таким образом 15-пролетный мост является произведением XII века и в нынешнем виде был построен в период государства Атабеков Ильдегизидов.

В заключение хочется подчеркнуть, что 11-пролетный мост в смысле увязки с природными условиями и использования скальных входов в качестве устоев моста идентичен с 15-пролетным мостом и точно так же имеет различные размеры пролетов. В средней части реки пролеты имеют большую длину и соответственно более высокие, а ближе к берегам пролеты имеют меньшие размеры как по ширине, так и по высоте. Общая длина 11-пролетного моста достигает 130 метров, при ширине 6 метров, а максимальная высота 12 метров над водой.

Отредактировано Волна (24.11.2012 16:29:37)

0


Вы здесь » Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru » Культурная и общественная жизнь Азербайджана » Архитектура и архитекторы Азербайджана