КОНСТИТУЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Раздел первый. Общие положения
Глава I. Власть народа
Статья 1. Источник власти
I. В Азербайджанской Республике единственным источником государственной власти является народ Азербайджана.
II. Народ Азербайджана состоит из граждан Азербайджанской Республики, проживающих на территории Азербайджанской Республики и за ее пределами, рассматривающихся как подвластные Азербайджанскому государству и его законам, что не исключает нормы, установленные международным правом.
Статья 2. Суверенитет народа
I. Свободно и независимо определять свою судьбу и учреждать свою форму правления является суверенным правом народа Азербайджана.
II. Народ Азербайджана осуществляет свое суверенное право непосредственно путем всенародного голосования — референдума и посредством своих представителей, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем свободного, тайного и личного голосования.
Статья 3. Вопросы, решаемые путем всенародного голосования — референдума
I. Народ Азербайджана путем референдума может решить любой вопрос, затрагивающий его права и интересы.
II. Нижеперечисленные вопросы могут решаться только путем референдума:
1) принятие Конституции Азербайджанской Республики и внесение в нее изменений;
2) изменение государственных границ Азербайджанской Республики.
III. Референдум не может проводиться по следующим вопросам:
1) налоги и государственный бюджет;
2) амнистия и помилование;
3) избрание, назначение или утверждение должностных лиц, избрание, назначение или утверждение которых отнесено соответственно к полномочиям органов законодательной и (или) исполнительной власти. (1)
Статья 4. Право представлять народ
Никто, кроме избранных народом полномочных представителей, не обладает правом представлять народ, говорить от имени народа и выступать с обращениями от имени народа.
Статья 5. Единство народа
I. Народ Азербайджана един.
II. Единство народа Азербайджана составляет основу Азербайджанского государства. Азербайджанская Республика является общей и неделимой родиной всех граждан Азербайджанской Республики.
Статья 6. Недопустимость присвоения власти
I. Никакая часть народа Азербайджана, никакая социальная группа или организация, никакое лицо не может присвоить полномочие по осуществлению власти.
II. Присвоение власти является тягчайшим преступлением против народа.
Глава II. Основы государства
Статья 7. Азербайджанское государство
I. Азербайджанское государство — демократическая, правовая, светская, унитарная республика.
II. В Азербайджанской Республике государственная власть ограничивается во внутренних вопросах только правом, во внешних вопросах — только положениями, вытекающими из международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика.
III. Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей:
* законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики;
* исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики;
* судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.
IV. В соответствии с положениями настоящей Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти взаимодействуют и независимы в рамках своих полномочий.
Статья 8. Глава Азербайджанского государства
I. Главой Азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики. Он представляет Азербайджанское государство внутри страны и во внешних сношениях.
II. Президент Азербайджанской Республики воплощает единство народа Азербайджана и обеспечивает преемственность Азербайджанской государственности.
III. Президент Азербайджанской Республики является гарантом независимости и территориальной целостности Азербайджанского государства, соблюдения международных договоров, стороной которых является Азербайджанская Республика.
IV. Президент Азербайджанской Республики является гарантом независимости судебной власти.
Статья 9. Вооруженные Силы
I. Азербайджанская Республика с целью обеспечения своей безопасности создает Вооруженные Силы и другие вооруженные формирования.
II. Азербайджанская Республика отвергает войну как средство посягательства на независимость других государств и как способ решения международных конфликтов.
III. Президент Азербайджанской Республики является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Азербайджанской Республики.
Статья 10. Принципы международных отношений
Азербайджанская Республика строит свои отношения с другими государствами на основе принципов, предусмотренных в общепризнанных международно-правовых нормах.
Статья 11. Территория
I. Территория Азербайджанской Республики едина, неприкосновенна и неделима.
II. Внутренние воды Азербайджанской Республики, принадлежащий Азербайджанской Республике сектор Каспийского моря (озера), воздушное пространство над Азербайджанской Республикой — составные части территории Азербайджанской Республики.
III. Территория Азербайджанской Республики неотчуждаема. Азербайджанская Республика никому ни в какой части и ни в каком виде не передает свою территорию; государственные границы могут изменяться только путем референдума, проводимого по решению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики среди всего населения Азербайджана, на основе волеизъявления народа Азербайджана.
Статья 12. Высшая цель государства
I. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — высшая цель государства.
II. Права и свободы человека и гражданина, перечисленные в настоящей Конституции, применяются в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика.
Статья 13. Собственность
I. В Азербайджанской Республике собственность неприкосновенна и охраняется государством.
II. Собственность может быть государственной, частной и муниципальной.
III. Собственность не может быть использована для ущемления прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, достоинства личности.
Статья 14. Природные ресурсы
Без ущерба для прав и интересов каких-либо физических и юридических лиц природные ресурсы принадлежат Азербайджанской Республике.
Статья 15. Экономическое развитие и государство
I. В Азербайджанской Республике развитие экономики, основанной на различных видах собственности, служит повышению благосостояния народа.
II. Азербайджанское государство на основе рыночных отношений создает условия для развития экономики, гарантирует свободу предпринимательства, не допускает монополизма и недобросовестной конкуренции в экономических отношениях.
Статья 16. Социальное развитие и государство
I. Азербайджанское государство заботится о повышении благосостояния народа и каждого гражданина, его социальной защите и достойном уровне жизни.
II. Азербайджанское государство оказывает содействие развитию культуры, образования, здравоохранения, науки, искусства, охраняет природу, историческое, материальное и духовное наследие народа.
Статья 17. Семья и государство
I. Семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства.
II. Забота о детях и их воспитание являются долгом родителей. Государство осуществляет контроль за выполнением этого долга.
Статья 18. Религия и государство
I. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом.
II. Запрещается распространение и пропаганда религий, унижающих достоинство личности и противоречащих принципам человечности.
III. Государственная система образования носит светский характер.
Статья 19. Денежная единица
I. Денежной единицей Азербайджанской Республики является манат.
II. Право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков принадлежит только Национальному Банку. Национальный Банк Азербайджанской Республики находится в исключительной собственности государства.
III. Использование на территории Азербайджанской Республики в качестве средства оплаты помимо маната других денежных единиц запрещается.
Статья 20. Ограничения, налагаемые на государственные долги
Долги, сделанные с целью содействия мятежу против Азербайджанского государства или государственному перевороту, не могут приниматься Азербайджанской Республикой как обязательство и оплачиваться Азербайджанской Республикой.
Статья 21. Государственный язык
I. Государственным языком Азербайджанской Республики является Азербайджанский язык. Азербайджанская Республика обеспечивает развитие Азербайджанского языка.
II. Азербайджанская Республика обеспечивает свободное использование и развитие других языков, на которых говорит население.
Статья 22. Столица
Столицей Азербайджанской Республики является город Баку.
I. Государственными символами Азербайджанской Республики являются Государственный флаг Азербайджанской Республики, Государственный герб Азербайджанской Республики и Государственный гимн Азербайджанской Республики.
II. Государственный флаг Азербайджанской Республики состоит из трех равных по ширине горизонтальных полос. Верхняя полоса — голубого, средняя полоса — красного, нижняя полоса — зеленого цветов, в середине красной полосы на обеих сторонах флага изображены белого цвета полумесяц с восьмиконечной звездой. Ширина флага соотносится с его длиной как 1:2.
III. Изображение государственного флага Азербайджанской Республики и Государственного герба Азербайджанской Республики, музыка и текст Государственного гимна Азербайджанской Республики определяются Конституционным законом Азербайджанской Республики.
Раздел второй. Основные права, свободы и обязанности
Глава III. Основные права и свободы человека и гражданина
Статья 24. Основной принцип прав и свобод человека и гражданина
I. Каждый с момента рождения обладает неприкосновенными, ненарушаемыми и неотчуждаемыми правами и свободами.
II. Права и свободы охватывают также ответственность и обязанности каждого перед обществом и другими лицами.
Статья 25. Право на равенство
I. Все равны перед законом и судом.
II. Мужчины и женщины обладают равными правами и свободами.
III. Государство гарантирует равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям. Запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности.
Статья 26. Защита прав и свобод человека и гражданина
I. Каждый обладает правом защищать не запрещенными законом способами и средствами свои права и свободы.
II. Государство гарантирует защиту прав и свобод каждого.
Статья 27. Право на жизнь
I. Каждый обладает правом на жизнь.
II. За исключением уничтожения вражеских солдат во время вооруженного нападения на государство, применения смертной казни на основании вступившего в законную силу приговора суда и предусмотренных законом других случаев, право любого лица на жизнь неприкосновенно.
III. В качестве исключительной меры наказания смертная казнь вплоть до ее полной отмены может устанавливаться законом только за особо тяжкие преступления против государства, против жизни и здоровья человека.
IV. Исключая, предусмотренные законом случаи необходимой обороны, крайней необходимости, поимки и задержания преступника, предотвращения бегства заключенного из мест заключения, предотвращения мятежа против государства или государственного переворота, вооруженного нападения на страну, не допускается применение оружия против человека. (1)
Статья 28. Право на свободу
I. Каждый обладает правом на свободу.
II. Право на свободу может быть ограничено только в предусмотренном законом порядке путем задержания, ареста или лишения свободы.
III. Каждый, законно находящийся на территории Азербайджанской Республики, может свободно передвигаться, выбирать себе место жительства и выезжать за пределы Азербайджанской Республики.
IV. Гражданин Азербайджанской Республики обладает правом в любое время беспрепятственно возвратиться в свою страну.
Статья 29. Право собственности
I. Каждый обладает правом собственности.
II. Ни один вид собственности не обладает преимуществом. Право собственности, в том числе право частной собственности, охраняется законом.
III. У каждого в собственности может находиться движимое и недвижимое имущество. Право собственности включает в себя право собственника самому или совместно с другими владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
IV. Никто без решения суда не может быть лишен своей собственности. Полная конфискация имущества не допускается. Отчуждение собственности для государственных или для общественных нужд может допускаться только при условии предварительного справедливого возмещения его стоимости.
V. Государство гарантирует права на наследование.
Статья 30. Право на интеллектуальную собственность
I. Каждый обладает правом на интеллектуальную собственность.
II. Право на авторство, право на изобретение и другие виды права интеллектуальной собственности охраняются законом.
Статья 31. Право на безопасное проживание
I. Каждый обладает правом на безопасное проживание.
II. Запрещается, исключая случаи, предусмотренные законом, посягать на жизнь лица, его физическое и духовное здоровье, собственность, жилье, применять в отношении него насилие.
Статья 32. Право на личную неприкосновенность
I. Каждый обладает правом на личную неприкосновенность.
II. Каждый обладает правом хранить личную и семейную тайну. Кроме случаев, предусмотренных законом, вмешательство в личную жизнь запрещается.
III. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение сведений о чьей-либо личной жизни без его согласия.
IV. Государство гарантирует право каждого на сохранение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений и сведений, передаваемых другими средствами связи. Это право в предусмотренном законом порядке может быть ограничено для предотвращения преступления или выявления истины во время расследования уголовного дела.
Статья 33. Право на неприкосновенность жилья
I. Каждый обладает правом на неприкосновенность жилья.
II. За исключением случаев, установленных законом, или вынесения судебного решения, никто не может войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 34. Право на брак
I. Каждый обладает правом на создание семьи по достижении указанного в законе возраста.
II. Брак заключается на основе добровольного согласия. Никто не может быть принужден к заключению брака.
III. Семья и брак находятся под опекой государства. Материнство, отцовство, детство охраняется законом. Государство оказывает помощь многодетным семьям.
IV. Права супругов равны. Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом родителей.
V. Уважать родителей, заботиться о них является долгом детей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны содержать нетрудоспособных родителей.
Статья 35. Право на труд
I. Труд является основой личного и общественного благосостояния.
II. Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы.
III. Никто не может быть принужден к труду.
IV. Трудовые договоры заключаются свободно. Никто не может быть принужден заключить трудовой договор.
V. На основе судебного решения допускаются случаи привлечения к принудительному труду, условия и сроки которого предусмотрены законом, допускается принуждение к труду в связи с исполнением приказов полномочных лиц во время военной службы, принуждение граждан выполнять определенные работы во время чрезвычайного или военного положения.
IV. Каждый обладает правом трудиться в безопасных и здоровых условиях, получать вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации не меньше минимального размера заработной платы, установленного государством.
VII. У безработных есть право на получение социального пособия от государства.
VIII. Государство использует все свои возможности для устранения безработицы.
Статья 36. Право на забастовку
I. Каждый имеет право бастовать самостоятельно или совместно с другими.
II. Право на забастовку работающих на основе трудового договора может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом.
Не могут бастовать военнослужащие и гражданские лица, служащие в Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях Азербайджанской Республики.
III. Индивидуальные и коллективные трудовые споры разрешаются в порядке, установленном законом.
Статья 37. Право на отдых
I. Каждый обладает правом на отдых.
II. Работающим по трудовому договору гарантируется установленный законом, но не превышающий 8 часов ежедневно рабочий день, дни отдыха и праздничные дни, предоставление не менее одного раза в год оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 21 календарного дня.
Статья 38. Право на социальное обеспечение
I. Каждый обладает правом на социальное обеспечение.
II. Оказание помощи нуждающимся является в первую очередь долгом членов их семей.
III. Каждый имеет право на социальное обеспечение по достижении возраста, установленного законом, по болезни, инвалидности, за потерю кормильца, потерю трудоспособности, по безработице и в других случаях, предусмотренных законом.
IV. Минимальная сумма пенсий и социальных пособий устанавливается законом.
V. Государство создает возможности для развития благотворительной деятельности, добровольного социального страхования и других форм социального обеспечения.
Статья 39. Право жить в здоровой окружающей среде
I. Каждый обладает правом жить в условиях здоровой окружающей среды.
II. Каждый обладает правом собирать сведения о подлинном состоянии окружающей среды и получать возмещение за ущерб, нанесенный его здоровью и имуществу в связи с экологическим правонарушением.
Статья 40. Право на культуру
I. Каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, использовать культурные учреждения и культурные ценности.
II. Каждый должен с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры.
Статья 41. Право на охрану здоровья
I. Каждый обладает правом на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
II. Государство принимает необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных видов собственности, гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, создает возможности для различных форм медицинского страхования.
III. Должностные лица, скрывающие факты и случаи, которые создают опасность для жизни и здоровья людей, привлекаются к ответственности на основе закона.
Статья 42. Право на образование
I. Каждый гражданин обладает правом на получение образования.
II. Государство гарантирует бесплатное обязательное общее среднее образование.
III. Система образования контролируется государством.
IV. Государство гарантирует продолжение образования для талантливых лиц независимо от их материального положения.
V. Государство устанавливает минимальные стандарты образования.
Статья 43. Право на жилище
I. Никто не может быть незаконно лишен своего жилища.
II. Государство содействует строительству жилья, принимает специальные меры для реализации права на жилище.
Статья 44. Право на национальную принадлежность
I. Каждый обладает правом сохранять свою национальную принадлежность.
II. Никто не может быть принужден изменить свою национальную принадлежность.
Статья 45. Право пользования родным языком
I. Каждый обладает правом пользоваться родным языком. Каждый обладает правом получить воспитание, образование и заниматься творчеством на любом языке по своему желанию.
II. Никто не может быть лишен права пользования родным языком.
Статья 46. Право на защиту чести и достоинства
I. Каждый обладает правом защищать свои честь и достоинство.
II. Достоинство личности охраняется государством. Никакое обстоятельство не может служить основанием для унижения достоинства личности.
III. Никто не может быть подвергнут пыткам и истязаниям, никто не может быть подвергнут обращению или наказанию, унижающему человеческое достоинство. Ни над кем без его согласия не могут проводиться медицинские, научные и другие опыты.
Статья 47. Свобода мысли и слова
I. Каждый обладает правом на свободу мысли и слова.
II. Никого нельзя принудить обнародовать свои мысли и убеждения или отказаться от своих мыслей и убеждений.
III. Не допускаются агитация и пропаганда, возбуждающие расовую, национальную, религиозную и социальную рознь и вражду.
Статья 48. Свобода совести
I. Каждый обладает свободой совести.
II. Каждый обладает правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии.
III. Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит общественной нравственности.
IV. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения.
Статья 49. Свобода собраний
I. Каждый обладает правом на свободу собраний.
II. Каждый имеет право, заблаговременно оповестив соответствующие государственные органы, совместно с другими мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия, устанавливать пикеты.
Статья 50. Свобода информации
I. Каждый обладает свободой законным путем искать, приобретать, передавать, составлять и распространять информацию.
II. Гарантируется свобода массовой информации. Запрещается государственная цензура в средствах массовой информации, в том числе в печати.
Статья 51. Свобода творчества
I. Каждый обладает свободой творчества.
II. Государство гарантирует свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества.
Статья 52. Право на гражданство
Лицо, имеющее с Азербайджанской Республикой политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, рожденное на территории Азербайджанской Республики или от гражданина Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики.
Статья 53. Гарантия права на гражданство
I. Гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики.
II. Гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть изгнан из Азербайджанской Республики или выдан иностранному государству.
III. Азербайджанская Республика гарантирует правовую защиту и покровительствует гражданам Азербайджанской Республики, временно или постоянно проживающим за ее пределами.
Статья 54. Право на участие в политической жизни общества и государства
I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом беспрепятственно участвовать в политической жизни общества и государства.
II. Самостоятельно оказывать сопротивление попытке мятежа против государства или государственного переворота является правом каждого гражданина Азербайджанской Республики.
Статья 55. Право на участие в управлении государством
I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом участвовать в управлении государством. Это право они могут осуществлять непосредственно или через своих представителей.
II. Граждане Азербайджанской Республики имеют право служить в государственных органах. Должностные лица государственных органов назначаются из числа граждан Азербайджанской Республики. Иностранцы
и лица без гражданства могут приниматься на государственную службу в установленном законом порядке.
Статья 56. Избирательное право
I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом избирать и быть избранными в государственные органы, а также участвовать в референдуме.
II. Не обладают правом участвовать в выборах, а также участвовать в референдуме лица, недееспособность которых установлена решением суда.
III. Право участвовать в выборах военнослужащих, судей, государственных служащих, религиозных деятелей, лиц, лишенных свободы по вступившему в законную силу приговору суда, других лиц, указанных в настоящей Конституции и законе, может ограничиваться законом.
Статья 57. Право на обращение
I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом лично обращаться, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в государственные органы. На каждое обращение должен быть дан ответ в установленном законом порядке и сроки.
II. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом критиковать деятельность или работу государственных органов, их должностных лиц, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, а также деятельность или работу отдельных граждан. Преследование за критику запрещается. Оскорбление или клевета не могут считаться критикой.
Статья 58. Право на объединение
I. Каждый обладает правом свободно объединяться с другими.
II. Каждый обладает правом создавать любое объединение, в том числе политическую партию, профессиональный союз и другое общественное объединение, или вступать в уже существующее объединение. Свободная деятельность всех объединений гарантируется.
III. Никто не может быть принужден вступать в какое-либо объединение или оставаться его членом.
IV. Запрещаются объединения, преследующие цель насильственно свергнуть законную государственную власть на всей территории Азербайджанской Республики или в какой-либо ее части. Деятельность объединений, нарушающих Конституцию и законы, может быть прекращена только в судебном порядке.
Статья 59. Право на свободу предпринимательства
Каждый может в установленном законом порядке, свободно используя свои возможности, способности и имущество, самостоятельно или совместно с другими заниматься предпринимательской деятельностью или не запрещенным законом другим видом экономической деятельности.
Статья 60. Судебная гарантия прав и свобод
I. Гарантируется защита прав и свобод каждого в суде.
II. Каждый может обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) государственных органов, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений и должностных лиц.
Статья 61. Право на получение правовой помощи
I. Каждый обладает правом на получение квалифицированной правовой помощи.
II. В предусмотренных законом случаях правовая помощь оказывается бесплатно, за счет государства.
III. У каждого лица с момента задержания, ареста, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника.
Статья 62. Недопущение изменения судебной юрисдикции
Каждый обладает правом на рассмотрение его дела в установленном законом суде. Не допускается рассмотрение дела лица в другом суде без его согласия.
Статья 63. Презумпция невиновности
I. Каждый обладает правом на презумпцию невиновности. Каждый, кто обвиняется в совершении преступления, до тех пор пока его вина не доказана в установленном законом порядке и нет в связи с этим приговора суда, вступившего в силу, считается невиновным.
II. Если есть обоснованные подозрения в виновности лица, то признание его виновным не допускается.
III. Лицо, которое обвиняется в совершении преступления, не обязано доказывать свою невиновность.
IV. Не могут быть использованы при осуществлении правосудия доказательства, добытые с нарушением закона.
V. Без приговора суда никто не может считаться виновным в совершении преступления.
Статья 64. Недопущение повторного осуждения за одно и то же преступление
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
Статья 65. Право повторного обращения в суд
У каждого лица, осужденного судом, есть право обратиться в установленном законом порядке в вышестоящий суд по поводу пересмотра приговора, вынесенного в его отношении, а также по поводу помилования и смягчения наказания.
Статья 66. Недопущение принуждения свидетельствовать против родственников
Никто не может быть принужден свидетельствовать против себя, жены (мужа), детей, родителей, брата, сестры. Полный перечень родственников, дача показаний против которых не является обязательной, определяется законом.
Статья 67. Права задержанных, арестованных и обвиняемых в совершении преступления
Каждому лицу, задержанному, арестованному, обвиняемому в совершении преступления, со стороны компетентных государственных органов должны быть немедленно разъяснены его права и причины его задержания, ареста, а также привлечения к уголовной ответственности.
Статья 68. Право требовать возмещения ущерба
I. Права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо обладает правом участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения нанесенного ему ущерба.
II. Каждый обладает правом на возмещение государством ущерба, нанесенного в результате незаконных действий или бездействия государственных органов либо их должностных лиц.
Статья 69. Права иностранцев и лиц без гражданства
I. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, если иное не предусмотрено законом или международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика.
II. Права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики.
Статья 70. Право на политическое убежище
I. В соответствии с общепризнанными международными правовыми нормами Азербайджанская Республика предоставляет политическое убежище иностранцам и лицам без гражданства.
II. Не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за свои политические убеждения, а также за деяние, не считающееся преступлением в Азербайджанской Республике.
Статья 71. Защита прав и свобод человека и гражданина
I. Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, является долгом органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
II. Никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина.
III. При объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществление прав и свобод человека и гражданина может быть частично и временно ограничено с учетом международных обязательств Азербайджанской Республики. О правах и свободах, осуществление которых ограничено, заблаговременно объявляется населению.
IV. Никто ни при каких обстоятельствах не может быть принужден обнародовать свои религиозные и иные убеждения, мысли и преследоваться за них.
V. Ни одно положение Конституции не может истолковываться как положение, направленное на упразднение прав и свобод человека и гражданина.
VI. На территории Азербайджанской Республики права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно.
VII. Споры, связанные с нарушением прав и свобод человека и гражданина, разрешаются судами.
VIII. Никто не может нести ответственность за деяние, которое при его совершении не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения новым законом за такие действия была устранена или смягчена ответственность, то применяется новый закон. (1)
Глава IV. Основные обязанности граждан
Статья 72. Основы обязанностей граждан
I. Каждый несет перед государством и обществом обязанности непосредственно вытекающие из его прав и свобод.
II. Каждый должен соблюдать Конституцию и законы Азербайджанской Республики, уважать права и свободы других лиц, выполнять установленные законом другие обязанности.
III. Незнание закона не освобождает от ответственности.
Статья 73. Налоги и другие государственные сборы
I. Выплачивать установленные законом налоги и другие государственные сборы в полном объеме и своевременно является долгом каждого.
II. Никто не может быть принужден выплачивать налоги и другие государственные сборы при отсутствии предусмотренных законом оснований и сверх объема, указанного в законе.
Статья 74. Верность Родине
I. Верность Родине священна.
II. Лица, работающие в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, несут ответственность за точное и добросовестное выполнение своих обязанностей и в установленном законом случаях приносят присягу.
III. Лицо, работающее в органах законодательной, исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность, принесшее присягу на верность Конституции Азербайджанской Республики, считается ушедшим с этой должности и впредь не может занимать эту должность, если оно обвинено в государственном преступлении, в том числе в мятеже против государства или в государственном перевороте, и осужден на основании этого обвинения.
Статья 75. Уважение к государственным символам
Каждый гражданин должен уважать государственные символы Азербайджанской Республики — ее флаг, герб и гимн.
Статья 76. Защита Родины
I. Защита Родины — долг каждого гражданина. Граждане проходят воинскую службу в установленном законом порядке.
II. Если убеждения граждан противоречат прохождению действительной воинской службы, то в установленных законодательством случаях допускается замена действительной воинской службы на альтернативную службу. (1)
Статья 77. Охрана памятников истории и культуры
Охранять памятники истории и культуры является долгом каждого лица.
Статья 78. Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды является долгом каждого.
Статья 79. Недопущение исполнения обязанностей, противоречащих закону
Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, противоречащих Конституции и законам Азербайджанской Республики.
Статья 80. Ответственность
Нарушение настоящей Конституции и законов Азербайджанской Республики, в том числе злоупотребление правами и свободами и невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей Конституцией и законами Азербайджанской Республики, влечет установленную законом ответственность.
Раздел третий. Государственная власть
Глава V. Законодательная власть
Статья 81. Осуществление законодательной власти
Законодательную власть в Азербайджанской Республике осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики.
Статья 82. Количественный состав Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Милли Меджлис Азербайджанской Республики состоит из 125 депутатов.
Статья 83. Основы выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики избираются на основе мажоритарной избирательной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования. (1)
Статья 84. Срок полномочий созыва Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Срок полномочий каждого созыва Милли Меджлиса Азербайджанской Республики — 5 лет.
II. Выборы каждого созыва Милли Меджлиса Азербайджанской Республики проводятся каждые пять лет в первое воскресенье ноября.
III. Срок полномочий депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
ограничивается сроком полномочий созыва Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
IV. Если проводятся новые выборы депутатов взамен выбывших депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, то срок полномочий вновь избранного депутата ограничивается оставшимся сроком полномочий выбывшего депутата.
Статья 85. Требования к кандидатам в депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Каждый гражданин Азербайджанской Республики в возрасте не моложе 25 лет может быть избран в установленном законом порядке депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
II. Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса Азербайджанской Республики лица, имеющие двойное гражданство, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти, лица, занимающиеся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и творческую деятельность, религиозные деятели, лица, недееспособность которых подтверждается судом, осужденные за тяжкие преступления, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.
Статья 86. Проверка и утверждение результатов выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Правильность результатов выборов проверяется и утверждается в установленном законом порядке Конституционным Судом Азербайджанской Республики.
Статья 87. Завершение полномочий депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Полномочия депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики завершаются в день первого заседания Милли Меджлиса Азербайджанской Республики нового созыва.
II. Не проводятся выборы вместо выбывших из Милли Меджлиса Азербайджанской Республики депутатов, если до завершения полномочий Милли Меджлиса Азербайджанской Республики остается менее 120 дней.
III. Милли Меджлис Азербайджанской Республики правомочен при утверждении полномочий 83 его депутатов.
Статья 88. Сессии Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Милли Меджлис Азербайджанской Республики каждый год собирается на две очередные весеннюю и осеннюю сессии.
После утверждения полномочий 83 депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики первое заседание Милли Меджлиса Азербайджанской Республики созывается не позднее одной недели, начиная с этого дня.
Если после выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики до 10 марта не будут утверждены полномочия 83 его депутатов, то время проведения первого заседания Милли Меджлиса Азербайджанской Республики определяет Конституционный Суд Азербайджанской Республики.
II. Внеочередные сессии Милли Меджлиса Азербайджанской Республики созываются председателем Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по требованию Президента Азербайджанской Республики или 42 депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
III. Повестку дня внеочередной сессии соответственно определяют требующие ее созыва. После рассмотрения вопросов повестки дня работа внеочередной сессии завершается. (1)
Статья 89. Лишение мандата депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики и утрата полномочий депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики лишается своего мандата в следующих случаях:
1) при выявлении неправильного подсчета голосов во время выборов;
2) при выходе из гражданства Азербайджанской Республики или принятии гражданства другого государства;
3) при совершении преступления и наличии приговора суда, вступившего в законную силу;
4) при занятии должности в государственных органах, став религиозным деятелем, при занятии предпринимательской, коммерческой или иной оплачиваемой деятельностью (исключая научную, педагогическую и творческую деятельность);
5) при отказе по собственному желанию.
Решение о лишении депутатства Милли Меджлиса Азербайджанской Республики принимается в порядке, установленном законом.
II. При неспособности депутатами Милли Меджлиса Азербайджанской Республики постоянно исполнять свои полномочия и в других случаях, предусмотренных законом, их полномочия считаются утраченными. Порядок принятия соответствующего решения устанавливается законом. (1)
Статья 90. Неприкосновенность депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Личность депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в течение срока его полномочий неприкосновенна. Кроме случаев поимки на месте совершения преступления, депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в течение срока его полномочий не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, к нему не могут быть применены в судебном порядке административные меры взыскания, он не может быть подвергнут обыску, личному досмотру. Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики может быть задержан, если будет пойман на месте преступления. В этом случае орган, задержавший депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, обязан незамедлительно сообщить об этом Генеральному прокурору Азербайджанской Республики.
II. Неприкосновенность депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики может быть прекращена только решением Милли Меджлиса Азербайджанской Республики на основании представления Генерального прокурора Азербайджанской Республики.
Статья 91. Запреты на привлечение депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики к ответственности
Депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики не могут привлекаться к ответственности за деятельность в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики, голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики и высказанные в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики мысли. Без их согласия в связи с этими случаями у них не могут быть истребованы объяснения и показания.
Статья 92. Организация работы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Милли Меджлис Азербайджанской Республики устанавливает порядок своей работы, в том числе выбирает своего председателя и его заместителей, организует постоянные и другие комиссии, создает Счетную палату.
Статья 93. Акты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
I. Милли Меджлис Азербайджанской Республики по вопросам, относящимся к его ведению, принимает Конституционные законы, законы и постановления.
II. Конституционные законы, законы и постановления принимаются в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.
III. Право голосования депутаты Милли Меджлиса Азербайджанской Республики осуществляют лично.
IV. В законах и постановлениях Милли Меджлиса Азербайджанской Республики не могут быть предусмотрены конкретные поручения органам исполнительной власти и судам.
Статья 94. Общие правила, устанавливаемые Милли Меджлисом Азербайджанской Республики
I. Милли Меджлис Азербайджанской Республики устанавливает общие правила по следующим вопросам:
1) пользование правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в настоящей Конституции, государственные гарантии этих прав и свобод;
2) выборы Президента Азербайджанской Республики;
3) выборы в Милли Меджлис Азербайджанской Республики и статус депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
4) референдум;
5) судебное устройство и статус судей; прокуратура; адвокатура и нотариат;
6) судопроизводство, исполнение судебных решений;
7) выборы в муниципалитеты и статус муниципалитетов;
8) режим чрезвычайного положения; режим военного положения;
9) государственные награды;
10) статус физических и юридических лиц;
11) объекты гражданского права;
12) сделки, гражданско-правовые договоры, представительство и наследование;
13) право собственности, в том числе правовой режим государственной, частной и муниципальной собственности, право интеллектуальной собственности; другие имущественные права; обязательственное право;
14) семейные отношения, в том числе опека и попечительство;
15) основы финансовой деятельности налоги, пошлины и сборы;
16) трудовые отношения и социальное обеспечение;
17) определение преступлений и иных правонарушений; установление ответственности за их совершение;
18) оборона и воинская служба;
19) государственная служба;
20) основы безопасности;
21) территориальное устройство; режим государственной границы;
22) ратификация и денонсация международных договоров;
23) связь и транспортное дело;
24) статистика, метрология и стандарты;
25) таможенное дело;
26) торговое дело и биржевая деятельность;
27) банковское дело, бухгалтерия, страхование.
II. По вопросам, указанным в пунктах 2, 3, 4 настоящей статьи, законы принимаются большинством в 83 голоса, по остальным же вопросам — большинством в 63 голоса.
III. Первая часть настоящей статьи может быть дополнена Конституционным законом.
Статья 95. Вопросы, решаемые Милли Меджлисом Азербайджанской Республики
I. К ведению Милли Меджлиса Азербайджанской Республики относится решение следующих вопросов:
1) организация работы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики;
2) по представлению Президента Азербайджанской Республики учреждение дипломатических представительств Азербайджанской Республики;
3) административно-территориальное деление;
4) ратификация и денонсация межгосударственных договоров;
5) на основании представления Президента Азербайджанской Республики утверждение государственного бюджета Азербайджанской Республики и контроль за его исполнением;
6) избрание уполномоченного по правам человека Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики;
7) на основании представления Президента Азербайджанской Республики утверждение военной доктрины Азербайджанской Республики;
8) утверждение в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, указов Президента Азербайджанской Республики;
9) на основании представления Президента Азербайджанской Республики дача согласия на назначение на должность Премьер-министра Азербайджанской Республики;
10) на основании представления Президента Азербайджанской Республики назначение судей Конституционного Суда Азербайджанской Республики, Верховного Суда Азербайджанской Республики и апелляционных судов Азербайджанской Республики;
11) на основании представления Президента Азербайджанской Республики дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Азербайджанской Республики;
12) отстранение от должности в порядке импичмента Президента Азербайджанской Республики на основании представления Конституционного Суда Азербайджанской Республики;
13) на основании представления Президента Азербайджанской Республики отстранение от должности судей;
14) решение вопроса о доверии Кабинету Министров Азербайджанской Республики;
15) на основании представления Президента Азербайджанской Республики назначение на должность и освобождение от должности членов Правления Национального Банка Азербайджанской Республики;
16) на основании представления Президента Азербайджанской Республики дача согласия на привлечение Вооруженных Сил Азербайджанской Республики к выполнению задач, не связанных с их назначением;
17) на основании обращения Президента Азербайджанской Республики дача согласия на объявление войны и заключение мира;
18) назначение референдума;
19) амнистия.
II. По вопросам, указанным в 1-5 пунктах настоящей статьи, принимаются законы большинством в 63 голоса, по остальным же вопросам в том же порядке принимаются постановления, если настоящей Конституцией не предусмотрен иной порядок.
III. Постановления также принимаются по иным вопросам, отнесенным настоящей Конституцией к полномочиям Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, вопросам, связанным с организацией работы Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, вопросам, требующим выражения отношения Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.
IV. Первая часть настоящей статьи может дополняться Конституционным законом. (1)
Статья 96. Право законодательной инициативы
I. Право законодательной инициативы в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики (право вносить на обсуждение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики законопроекты и другие вопросы) принадлежит депутатам Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, Президенту Азербайджанской Республики, Верховному Суду Азербайджанской Республики, Прокуратуре Азербайджанской Республики и Али Меджлису Нахичеванской Автономной Республики.
II. Законопроекты или проекты постановлений, представленные на обсуждение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики в порядке законодательной инициативы Президентом Азербайджанской Республики, Верховным Судом Азербайджанской Республики или Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики, выносятся на обсуждение и ставятся на голосование в представленном виде.
III. Изменения в такие законопроекты или проекты постановлений вносятся с согласия органа, использовавшего право законодательной инициативы.
IV. Законопроекты или проекты постановлений, представленные в порядке законодательной инициативы Президентом Азербайджанской Республики,
Верховным Судом Азербайджанской Республики или Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики, ставятся на голосование в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики в течение двух месяцев.
V. При объявлении Президентом Азербайджанской Республики, Верховным Судом Азербайджанской Республики, Прокуратурой Азербайджанской Республики или Али Меджлисом Нахичеванской Автономной Республики законопроекта или проекта постановления срочным этот срок составляет 20 дней. (1)
Статья 97. Сроки представления законов на подпись
I. Законы представляются Президенту Азербайджанской Республики на подпись в течение 14 дней со дня их принятия.
II. Законопроект, объявленный срочным, представляется Президенту Азербайджанской Республики на подпись в течение 24 часов со дня его принятия.
Статья 98. Вступление в силу актов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики
Если в самом законе и постановлении Милли Меджлиса Азербайджанской Республики не предусмотрен иной порядок, закон и постановление вступают в силу со дня опубликования.
Глава VI. Исполнительная власть
Статья 99. Принадлежность исполнительной власти
В Азербайджанской Республике исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики.
Статья 100. Требования к кандидатам в Президенты Азербайджанской Республики
Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджанской Республики не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Азербайджанской Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.(2)
Статья 101. Основы выборов Президента Азербайджанской Республики
I. Президент Азербайджанской Республики избирается на 5-летний срок путем всеобщих, прямых и равных выборов при свободном, личном и тайном голосовании.
II. Президент Азербайджанской Республики избирается большинством более половины голосов участвующих в голосовании.
III. Если такое большинство не набрано в первом туре голосования, то второй тур проводится во второе воскресенье после первого тура голосования. Во втором туре голосования участвуют лишь два кандидата, набравшие больше всех голосов в первом туре, либо два кандидата, идущие после кандидатов, набравших больше всех голосов и отозвавших свои кандидатуры.
IV. Кандидат, набравший во втором туре большинство голосов, считается избранным Президентом Азербайджанской Республики.
V. Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз.
VI. Порядок применения настоящей статьи устанавливается законом. (1)
Статья 102. Итоги выборов Президента Азербайджанской Республики
Итоги выборов Президента Азербайджанской Республики официально объявляются Конституционным Судом Азербайджанской Республики в течение 14 дней после дня голосования. (1)
Статья 103. Присяга лица, избранного Президентом Азербайджанской Республики
I. Лицо, избранное Президентом Азербайджанской Республики, в течение 3 дней, начиная со дня объявления итогов выборов Президента Азербайджанской Республики, при участии судей Конституционного Суда Азербайджанской Республики приносит следующую присягу: «Осуществляя полномочия Президента Азербайджанской Республики, клянусь соблюдать Конституцию Азербайджанской Республики, защищать суверенитет и территориальную целостность государства, достойно служить народу».
II. Президент Азербайджанской Республики считается приступившим к выполнению своих полномочий со дня принесения присяги.
Статья 104. Неспособность Президента Азербайджанской Республики постоянно исполнять свои полномочия
I. Президент Азербайджанской Республики считается досрочно ушедшим с должности при уходе в отставку, полной утрате по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия, отстранении от должности в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией.
II. При уходе в отставку Президента Азербайджанской Республики его заявление об отставке представляется в Конституционный Суд Азербайджанской Республики. Конституционный Суд Азербайджанской Республики, удостоверившись, что Президент Азербайджанской Республики лично подал заявление об отставке, принимает решение о принятии отставки Президента Азербайджанской Республики. С этого момента Президент считается ушедшим с должности в связи с уходом в отставку.
III. При представлении сообщения о полной утрате Президентом Азербайджанской Республики по состоянию здоровья способности исполнять свои полномочия Милли Меджлис Азербайджанской Республики обращается в Конституционный Суд Азербайджанской Республики для выяснения этого факта. Конституционный Суд Азербайджанской Республики принимает решение по этому вопросу большинством в 6 голосов. Если Конституционный Суд Азербайджанской Республики не подтвердит этот факт, то вопрос считается исчерпанным.