У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
www.az-love.ru

Форум Азербайджанских жен AZ-love.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ковры Азербайджана

Сообщений 1 страница 20 из 27

1

ВЫПУЩЕН НОВЫЙ CD-ДИСК "АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОВЕР"

Выпущен новый CD-диск "Азербайджанский ковер, содержащий 215 фотографий, 15 видеороликов и более 20000 слов текстового материала.

Компакт-диск «Азербайджанский ковер» состоит из следующих блоков:
• История развития азербайджанского ковроткачества;
• Технология производства ковров и ковровых изделий;
• Художественные школы азербайджанского ковра;
• Сюжетные ковры;
• Основные мировые музейные собрания и коллекции;
• Библиография, списки, а также об этом диске

Вы можете скачать этот CD в самораспаковывающемся архиве (Azerbaijan_carpets.exe, 215MB): http://www.unesco.ru/files/cd/CI/Azerbaijan_carpets.exe

2007-04-23 (Москва)

© http://www.unesco.ru/rus/pages/nac/azerbaidjan.php

0

2

Ковровое искусство Азербайджана
Ройа Тагиева, искусствовед

В истории культуры каждого народа имеется область искусства, где отражен его богатый духовный мир, воплощены коренные, присущие ему, черты характера, интеллекта, мировоззрения. Для азербайджанского народа таким видом искусства является искусство ковроделия. На протяжении тысячелетий земледельцы и скотоводы Азербайджана, жители городов и сел рождались, жили и умирали на коврах.

Ткачество и ковроткачество известны многим народам, однако был необходим своего рода синтез определенных географических, экономических и социальных условий, чтобы художественное начало в ковроделии стало главенствующим и превратилось в подлинное искусство, всесторонне отразившее суть народной философии, национального характера.

Таким краем, счастливо сочетающим все эти условия, является Азербайджан, где величественные горы, альпийские луга, лесные массивы, просторы степей, долины рек и морское дыхание Каспия сосредоточены на сравнительно небольшой территории и создают в совокупности яркую природно-климатическую палитру со своеобразными ландшафтами, богатыми разнообразной фауной и флорой. В этой уникальной среде формировалось художественное мышление народа, благодаря которому ковроделие выделилось из других видов декоративно-прикладного искусства и превратилось в одну из важнейших сторон творческой деятельности населения Азербайджана.

О том, что ковроткачество в Азербайджане зародилось еще в древнейшие времена, свидетельствуют археологические памятники, остатки ковроткацких инструментов.

Развитие искусства ковроделия в Азербайджане прослеживается с эпохи бронзы. Уже тогда, во II тыс. до н. э., судя по археологическим данным, на азербайджанской земле из мягкой ковровой ткани изготовляли всевозможные предметы быта, отличавшиеся высокими техническими и художественными достоинствами. Греческий историк Ксенофонт в V веке до н. э. сообщал, что иранцы позаимствовали у мидийцев - далеких предков азербайджанцев - обычай широкого пользования коврами не только как предметом домашнего обихода, но и как произведениями искусства, обладающими художественной выразительностью. Примечательно высказывание его современника, "отца истории" Геродота об умении кавказских народов приготовлять растительные краски высокой стойкости и необычайно богатых цветовых оттенков, которые применялись в ткачестве.

Знаменитый английский ученый-искусствовед А.Поуп относит искусство бронзового века к памятникам материальной культуры, обнаруженным на территории Азербайджана. Он утверждает, что найденная небольшая глиняная фигурка коня, относящаяся ко II тыс. до нашей эры, из Маку - города Южного Азербайджана. На этом коне, кроме седла, видна попона с изображениями охотничьей собаки, джейрана, птицы, а также с узорами из цветов и веток.

Начиная с VI века нашей эры, сведения об азербайджанском ковре, несмотря на их разрозненность, более точны и обширны. Следует подчеркнуть, что упоминания об азербайджанском ковроделии в исторических памятниках неизменно содержат высокую оценку ковров, отмечают их прекрасную выделку и редкую красоту. Характерно в этих высказываниях и другое. Авторы сообщают нам о разнообразии форм коврового искусства, широком диапазоне его технологических и художественных особенностей. В анонимном сочинении "Худуд-ал-Алем" (Х в.) отмечается: "Мугань... славится своими чувалами и паласами, города Нахичеван, Хой и Салмас - своими зили, коврами, поясами и другими вязаными изделиями, Ардебиль и Ширван - своими шелковыми и шерстяными изделиями".

Красочные описания ковров оставили нам великие азербайджанские поэты Гатран Тебризи (XI в.), Низами Гянджеви (XII в.), Хагани Ширвани (XII в.). Это соединение поэзии слова высочайшего художественного уровня с поэзией декора, интерес мыслителей, философов к ковроделию свидетельствуют о том, какое важное место занимает ковроткачество в культуре азербайджанского народа, являя собой социальный и национальный феномен, получивший признание во всем мире.

Изображение азербайджанских ковров можно увидеть на средневековых восточных миниатюрах, полотнах итальянских, голландских, фламандских художников XV-XVIII веков. Шедевры азербайджанских мастеров ковроделия уже на протяжении нескольких столетий украшают лучшие музеи мира. Составляя национальную гордость народа, азербайджанский ковер именно в силу своих самобытных художественных особенностей стал общечеловеческим достоянием, явлением интернациональным, способствуя развитию мировой культуры.

Исследования показывают, что Азербайджан всегда являлся школой кавказского ковроткачества. 90% ковровых композиций, прославленных как "кавказские", составляют достижения азербайджанских мастеров. Начиная со II половины XVIII века, в Азербайджане существовали 20 ханств. Некоторые из них, в том числе Карабахское ханство, оказали заметное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь своего времени, оставили яркий след в истории, прикладном искусстве страны. Основным занятием женщин и девушек Карабахского ханства было ковроткачество. Здесь ткали ковры отличного качества. Некоторые из этих ковров до сих пор хранятся в различных музеях мира.

Говоря о карабахской ковровой школе, надо отметить, что развивалась она в двух зонах - горной и низменной. В ХIХ веке основную роль в горной зоне ковроткачества Карабаха играли город Шуша и села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Тернивиз, Малыбейли, Чанахча, Тун, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багирбейли, Ханлыг, Тутмас. Начиная со II половины XIX века, население многих районов Карабаха занималось производством ковров в основном для продажи. Например, сотканные в больших количествах в селах ковры затем продавались в Тебризе и Стамбуле. Необходимо отметить, что основными покупателями ковров, производимых в Карабахе, в это время были армянские перекупщики, которые часто давали приобретенным ковровым изделиям вымышленные армянские названия.

Известный кавказовед Я.Зедгенидзе в своей монографии "Елизаветпольская губерния, город Шуша", (Тифлис, 1891) , отмечал, что в Шуше ткались в большом количестве ковры на заказ. В качестве заказчиков часто выступали армяне, которые сами ткать ковры на должном уровне не могли. По их требованию, на азербайджанских коврах указывали армянские имена и другие пожелания заказчика. Однако все эти ухищрения не помогли армянам стать хорошими ковроделами, но привели к тому, что до сих пор несведущие "специалисты" называют азербайджанские ковры "армянскими".

Во второй четверти ХIХ века основным центром производства карабахских ковров становится город Шуша, являвшаяся столицей Карабахского ханства. Именно в Шуше наряду с классическими ковровыми композициями появляются новые: "Бахчада гюлляр", "Сахсыда гюлляр", "Булут", "Атлы-итли". Опубликованные в конце ХIХ века материалы свидетельствуют о том, что сотканные в Шуше в тот период ковры и паласы по красоте и качеству во всем Кавказе занимали одно из первых мест.

На выставке 1867 года в Париже шушинские ковроткачи, такие, как Мешеди Байрам Курбан оглу, Джаббар Хаджи Акпер оглу, Фатьма Ага Шериф кызы, Ахмед Дашдемир оглу, были удостоены премий. Шушинские ковры экспонировались в 1872 году в Москве на Политехнической выставке и были также удостоены премий. Бостонский музей Высшего Искусства (США) имеет в своей коллекции уникальный ковер XVIII века, сотканный в Шуше. В музее Текстиля (США) имеется датированный XVIII веком знаменитый шушинский ковер "Афшан", в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке хранится ковер XVIII века "Верни". Все они постоянно получают восторженные отзывы специалистов и посетителей.

Вместе с общественным, социально-экономическим развитием города Шуши культура и искусство достигли здесь совершенства, что, в свою очередь, способствовало зарождению особой шушинской школы ковроткачества. Благодаря особенностям шерсти местных пород овец, ковры Карабаха отличались особенно высоким, густым, пушистым ворсом. Карабахские ковры по своим художественным и технологическим способам производства, по размерам отличались от аналогичных изделий в других ковроткаческих школах Азербайджана. Эти ковры были соразмерны помещениям красочных дворцов карабахских ханов, они приходились также по вкусу жителям ханства. Именно для карабахской ковровой школы характерно производство комплектов, состоящих из трех- пяти халы и ковров больших размеров, так называемые "дасты". Ткались они исключительно с особенностями, присущим этой ковровой школе. Карабахские ковры отличались жизнерадостным и ярким колоритом. Их цветовая палитра очень богата, насыщенна, она отображает тончайшую гамму цветов природы Карабаха.

В карабахскую школу ковроткачества по художественному построению, технологическим особенностям, цветовому решению входили и такие ковроткацкие центры, как Зангезур и Нахчыван. Классическими образцами карабахской школы являются ковры с композиционными узорами "Аран", "Бахчада гюллер", "Балыг", "Буйнуз", "Барда", "Бахманлы", "Карабах", "Годжа", "Гасым ушагы", "Лемберан", "Муган", "Талыш", "Лянкяран", "Лемпе", "Малыбейли", "Хангервенд", "Ханлыг", "Хантирме", "Челеби", "Шабалыд бута".

Геометризованные формы растительных мотивов и красочная гамма цветовых сочетаний придают карабахским коврам своеобразие.

В общей сложности карабахские ковры насчитывают около 33 различных композиций, часть которых заимствована и переработана на основе тебризских и иранских ковров. Распространена и сюжетная тематика: "Атлы-итли", "Итли-пишикли", "Марал-джейран", "Уч падишах". Сотканные в Карабахе шелковые, ворсовые и безворсовые ковры всемирно известны. Относящийся к XVI-XVII вв. и сотканный в Барде образец шелкового зили хранится в Берлине в музее Искусств, вытканный в ХIХ веке в селении Лемберан безворсовый ковер "Верни" хранится в музее “Метрополитен” в Нью-Йорке. Золотым фондом считается коллекция карабахских ковров и ковровых изделий из фонда Государственного музея азербайджанского ковра и народного прикладного искусства им. Лятифа Керимова. В статье представлены несколько ковров из вышеупомянутой коллекции. К сожалению, в свое время самый уникальный из этих карабахских ковров украшал экспозицию филиала музея ковра в г. Шуше, разместившегося в архитектурном здании, принадлежавшем одному из влиятельных людей Шуши Керим беку Мехмандарову. Сегодня 20% территории Азербайджана захвачено армянскими вооруженными формированиями. Это земля Карабаха. На оккупированных территориях неизвестна судьба множества древних памятников, а также ценных экспонатов 22 музеев, оставшихся под оккупацией. Их около ста тысяч, и многие из них сегодня выдаются за памятники армянской культуры. Это, в первую очередь, относится к карабахским коврам из коллекции Шушинского историко-краеведческого музея.

Правительство Азербайджана прилагает все усилия для защиты и возврата культурных ценностей, принадлежащих азербайджанскому народу. Сохранение культурного наследия является обязанностью каждого гражданина страны, что зафиксировано в ст. 40 Конституции Азербайджанской Республики.

Принятый в 1992 году в члены ООН и ЮНЕСКО Азербайджан присединился ко всем международным соглашениям по защите культурного наследия. Особенно актуально для Азербайджана его присоединение к Гаагской Конвенции 1954 года "О защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов", а также к Парижской Конвенции ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 года "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Народ Азербайджана верит и надеется, что придет время, когда на прекрасной земле Карабаха вновь будут ткать бесценные шедевры коврового искусства - ковры Карабаха.

http://www.irs-az.com/gen/n15/15-23.htm

0

3

Традиционное ковроделие в Карабахе

Ариф Мустафаев, доктор исторических наук

Одним из традиционно развитых видов ремесла являлось ковроткачество, принесшее Азербайджану мировую славу. Она делится на ряд региональных производственных центров. К таким ярким центрам, изделия которого отличаются своим разнообразием, красотой рисунка, яркостью узоров, композиционной целостностью и прочими художественными достоинствами, относится край чарующей природы, один из райских уголков нашей страны - Карабах.

Традиционное ковроделие Карабаха имеет ряд особенностей, отличающих его от других ковроткаческих школ страны. Прежде всего, карабахские ковры выделяются преобладанием в их узорах растительных элементов.

Мастерицы ковра старались в стилизованной форме перенести в свои творения красоту раскрывающихся перед ними ландшафтов карабахской природы, бесконечное богатство ее флоры, очарование каждого цветка, бутона, каждого лепестка.

Карабахские ковры выделяет также то, что изделия городских ткачих отличаются количеством и качеством от ковров, сотканных в сельской местности.

Из всех видов кустарного производства, существующих в городе Шуша, как отмечал учитель Шушинского городоского училища Яков Зедгенидзе, первое место по количеству и качеству изделий занимало ковроткание (1).

По свидетельству современников, азербайджанское население Шуши практически полностью занималось ковроткачеством. “Среди армян ковротканием занимаются очень немногие... Исторические и бытовые условия не могли содействовать развитию у них этого производства ... Таким образом, армяне должны были научиться этому ремеслу у азербайджанцев, но этому препятствовала их национальная и религиозная вражда... Сами бытовые условия у армян менее благоприятны для коврового производства, нежели у азербайджанцев (2).

Производство ковровых изделий в Карабахе развивалось на основе исключительно богатой сырьевой базы и древней истории ремесленной традиции. С точки зрения наличия необходимых для развития этого вида ремесла местной шерсти и естественных растительных красителей, природа Карабаха предоставляла населению неисчерпаемые возможности.

В ковроткачестве традиционно использовалась длинноволокнистая шерсть весенней острижки, именуемая "япагы".

Ковроткачество было домашним видом производства, не требующим дополнительно ни лавок, ни мастерских. В каждом доме женщины отводили себе отдельный уголок, где и творили редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства. Другие члены семьи, в свободное от хозяйственных и домашних работ время, могли также принимать участие на том или ином этапе коврового производства. Поэтому ковроделие в Азербайджане, в том числе в Карабахе, получило массовое распространение.

Мужчины занимались стрижкой весенней шерсти или ее покупкой на эйлагах (летних пастбищах), а на долю женщин приходились мытье шерсти, сушка, расчесывание, прядение, крашение и, наконец, собственно изготовление ковров и ковровых изделий. Даже нити для ворса (“ильме”) очень часто красили сами ткачихи. Высоко ценились в ковроделии краски, получаемые из растительных красителей (граната, померанца, скумпии, полыни, марены, красного или черного сандала, яблочной кожуры, алычи, сливы, ореха, дуба). Искусственные красители, так называемые “джохар” или “амали”, стоили дешевле, качеством были ниже, так как быстро выгорали.

Развитию ковроткачества способствовал традиционный домашний быт азербайджанцев, потому что в старину городское и сельское население ело, спало, делало домашнюю работу, проводило досуг в основном на полу, застеленном ковром или паласом. В те времена женщины в азербайджанских семьях не участвовали в полевых хозяйственных работах, поэтому у них было достаточно свободного времени для того, чтобы ткать ковровые изделия и заниматься другой домашней работой.

В отличие от сельского ковроткачества, в Шуше этот вид занятия носил ремесленный характер и поднялся до уровня работы на рынок. Поэтому здесь основное место занимало производство ковров так называемых "базары", то есть рыночных. Очень редко городские ткачихи ткали ковры на заказ. В этих случаях в основном изготовляли ковровые комплекты (“Дест-халы”).

Из вышеприведенных фактов следует, что в Шуше, в отличие от сельской местности, кустарное ковроткачество имело двоякую форму - рыночное мелкотоварное производство и кустарное ремесло на заказ.

Будучи наиболее массовым видом трудовой деятельности, ковроткачество в старину получило широкое распространение не только в городе и его окрестных селах, но по большей части и среди сельского населения далеких магалов.

Учитывая большую потребность сельских жителей в тканых изделиях: больших мешках (“чувалах”), хурджунах и хейбя - переметных сумах, мафрашах (ковровых сундуках), конских попонах (“чул”), накидках на седла (“гаджары”), арканах, сиджимах, ушулах, онучах, сельские ткачихи уделяли много времени производству именно этой продукции.

В городах же ткали только ковры и паласы. В соответствии с этим городские ткачихи, чтобы соответствовать требованиям рынка, совершенствовали ткацкую технологию, улучшали композиции узоров, уделяли особое внимание цветовой гамме, красоте и яркости изделий. Поэтому ковры в Шуше превосходили сельские по качеству, тонкости работы и стоили во много раз дороже.

По мнению специалистов, шушинские ковры как по размерам, так и по качеству занимали первое место не только в Карабахе, но и на всем Кавказе (3). Производство ковровых изделий, кроме Шуши и окрестных сел, было широко распространено в Джебраильском и Зангезурском уездах. Но их изделия по изяществу сильно уступали шушинским. С технологической точки зрения, традиционное ковроткачество в Карабахе делилось на две основные группы: производство ворсовых (с узлами) и безворсовых (паласы) изделий. Ворсовые ковры в свою очередь различались в зависимости от размеров, формы, композиции узоров (“чешни”) и назначения. Кроме того, по особенностям своих узоров, то есть по художественной композиции, ворсовые ковры делились на орнаментальные и сюжетные.

В Карабахе исторически ткались как орнаментальные, так и сюжетные ковры, хотя преимущество отдавалось коврам орнаментальным. Созданные в различные времена отдельные ковровые композиции (“чешни”) в некоторой степени отличались друг от друга. Карабахские орнаментальные ковры по размерам, форме и назначению делились на cледующие группы:

Халы - самая большая по размерам разновидность традиционных ковров, часто ткались в составе ковровых комплектов. Так как халы в основном стелили на пол, то размер этих ковров обычно соответствовал площади комнаты. Длина его составляла от 4,5 до 6, а иногда и 7 аршин, а ширина доходила до 2 аршин.

Если халы ткался в комплекте, то к нему прибавляли еще узкие (шириной в 1 или 1,5 аршина), длиной, равной длине халы, так называемые "ян" или "канары" - т.е. боковины, которые стлали по обоим краям халы. Кроме них, в комплект входила узкая (шириной в 1 аршин), длиной равная ширине самого центрального ковра и его боковин - "кяллялик" ("серендаз") - головная часть, а иногда и "аяглык" ("паяндаз") - нижняя часть того же размера.

Ковровые изделия “Дест-халы” не только по сложному составу, но и по технологическим и художественным качествам считаются жемчужиной карабахского ковроткачества.

Геба - ковры несколько короче халы, но шире его, были широко распространены во всем Азербайджане, в том числе в Карабахе. Геба расстилали в основном на полу, но иногда им покрывали тахту. Часто для украшения интерьера комнаты геба вешали на стены. Среднюю разновидность геба длиной в 3 аршина и шириной в 1,5 аршина называли "тахтусту" - ею покрывали деревянные кровати (их имела в своих домах только зажиточная часть населения).

Джанамаз - специальный молитвенный коврик для совершения намаза, имел в длину 1,25 аршина, а в ширину - 0,75 аршина. Важной отличительной особенностью “джанамаза” было то, что основу его декоративного украшения составляли религиозные мотивы - “мехраб” (алтарь, указывающий направление на Мекку). Именно поэтому джанамазы часто называли “мехрабами”.

Гаджары - разновидность коврового изделия, предназначенная для накидки на седло. Гаджары имел овальную форму, края его были украшены плетеной бахромой.

Чул - разновидность коврового изделия для коней знатных людей, передняя часть которого заканчивалась парными крыльями. Чул набрасывали на коня в холодную погоду или после долгого пути. Иногда чул изготовляли и для верблюдов. По композициям узоров карабахские орнаментальные ковры делились на две типологические группы - “хончасыз” и “хончалы”, т.е. с медальонными узорами и без них.

Некоторые разновидности более древних безмедальонных ковров сохранились поныне. Наиболее типичные узоры этой разновидности "Годжа" ("Старец"), "Бахчада гюлляр" ("Цветы в саду") "Сахсыда гюлляр" ("Цветы в фаянсовой вазе"), "Налбеки гюль" ("Цветочное блюдце"), "Балыг" ("Рыба"), "Бута" ("Бадам бута" - "Миндалевая бута", "Шабалыд бута" - "Каштановая бута", "Талыш бута" - "Талышская бута", "Нахчыван бута" - "Нахчыванская бута"), "Хан тирме" ("Ханская ткань"). В качестве примера типичного образца карабахского ковроткачества можно привести сотканный в конце XVI - начале XVII века ковер "Годжа". В настоящее время этот самобытный и изящный ковер, украшенный тонкими узорами по мотивам лилий (“занбаг”), хранится в нью-йоркском музее "Метрополитен".

Среди традиционных безмедальонных ковров наиболее широкое распространение имел древний узор "Балыг". Хотя основное место среди элементов этой разновидности занимает стилизованное изображение рыбы, привлекают внимание и орнаментальные особенности этого узора в центральной части, называемого “гель”, состоящего из цветочных узоров, основное место среди которых занимают изображения лилий и роз.

Сотканный в Карабахе в 1811 году ковер с стилизованным узором в виде рыбы хранится в настоящее время в Тбилиси - в Музее народного прикладного искусства Грузии. Хранящиеся в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. Мустафаева и в Музее истории Азербайджана образцы ковров "Сахсыда гюлляр" и "Бахчада гюлляр" считаются шедеврами карабахских ткачих. Сохранились до наших дней карабахские ковры с композицией "Бута". Основу узоров ковров этого типа полностью составляют рисунки с мотивами “бута” (Бута - символическое стилизованное изображение огня).

Особую группу составляют медальонные ковры Карабаха. Наиболее яркими примерами можно считать ковры "Дарья-нур", "Ханлыг", "Гарабах", "Челеби", "Малыбейли", "Гасымушагы".

В прошлом карабахские ткачихи изготовляли также сюжетные ковры. Традиции сюжетного ковроткачества сохранялись в Карабахе вплоть до начала XX века. Ковры с сюжетами "Юсиф и Зулейха", "Рустам и Зохраб", “Атлы-итли”, “Итли-пишикли” свидетельствовали о техническом совершенстве и высоком уровне развития карабахского ковроткачества.

В Карабахе можно встретить также все типологические виды безворсовых ковровых изделий: зилли, верни, сумах, шадда, килимы, паласы, мафрашы, хурджуны (переметные сумы). В отличие от обычных паласов, здесь создавались различные разновидности узорчатых килимов, украшенных цветочными орнаментами: "Гюльвенгли", "Джабраиллы", "Лемпе".

По своим технологическим и художественно-изобразительным качествам карабахские ковры всегда выделялись среди аналогичных изделий, производимых не только в других регионах Азербайджана, но и в странах Ближнего Востока. Чарующая красота карабахских ковров привлекала внимание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поэтому с конца XIX века редчайшие виды карабахских ковров экспортировались в Стамбул, Петербург, Пятигорск и другие города мира.

На стремительное развитие ковроткачества в Шуше и окрестных с ней селах оказал влияние возникший в зарубежных странах в 1879-1880 годах большой интерес к коврам со старинными узорами. Именно поэтому карабахские ковры попали в Европу и Америку, хранятся в известных музеях мира.

http://www.irs-az.com/gen/n24/n24_13.htm

Отредактировано Декабристъ (03.06.2009 07:31:52)

0

4

Искусство азербайджанского ковра, отражающее духовный мир , эстетическое чутьё, природный талант и философское мировидение нашего народа, имеет многовековую историю.
Распространению и развитию ковроделия на территории Азербайджана, начало которой научные источники относят ко второму тысячелетию до н.э., способствовали благоприятные географическо-климатические условия , а также доминирование животноводства в хозяйственной деятельности населения.
Ковер, в первоначальные периоды использовавшийся, в качестве покрывал, подстилок, занавесей в шатрах, постепенно приобрёл высокую художественную значимость, удовлетворял эстетические потребности людей, стал неотъемлемой частью их быта и бытия, одним из ведущих видов их производственной деятельности.
Греческие историки Ксенофонт ( V - IV вв.до н.э.), Геродот (V в.до н.э.), албанский историк VII века Моисей Каланкатуйский, китайский путешественник Хуан-Тес-Анк, средневековые арабские путешественники Ар-Масуди, Аль-Мугаддаси, Аль-Истахри и другие письменные памятники оставили обстоятельные свидетельства о высококачественной выделке ковров на территории Азербайджана, о красильных веществах, вывозимых из страны.
Развитие овцеводства в Азербайджане с незапамятной старины явилось неистощимым источником сырьевой базы для ковроткачества.
Каждый пункт выработке ковров на территории Азербайджана отличался неповторимым своеобразием своих изделий – и в связи с качеством шерсти , и сообразно растительному покрову местности, и составу красок, получаемых из минерального сырья и органических веществ. В частности, в Азербайджане выращивались девять пород из тринадцати , существующих на Кавказе.
В Гянджинско-Казахском регионе использовалась, в основном , лоснящяся мягкая шерсть овец породы «бозаг» («белосерых»), в Бакинском регионе – нежноворсистая шерсть «ширван», в Муганской и Мильской степях – белая мягкая шерсть овец породы «шахсеван», Южном Азербайджане – шерсть овец породы «балбас», «маку», «мугань».
После промывки, обезжиривания и отбелки шерсти начиналась стадия покраски нитей.
Из красок животного происхождения получалась гамма пурпурного-алого-фиолетового цвета с их оттенками; из переработки фракций дубового
червя – устойчивый красный цвет.
Растительные краски, получаемые преимущественно из марены, давали оттенки красного, розового. Желтая краска вырабатывалась из увядших листьев шелковицы, кожуры репчатого лука и коры диких яблонь, более интенсивный желтый цвет получался из желтокорня, более густой красный
- из коры красного сандалового дерева. Индиго в разных пропорциях давало спектр от темносинего до светлоголубого. По мере развития ковроделия в Азербайджане совершенствовалось и красильное дело.
Азербайджанский ковер во все времена истории был предметом экспорта. Начиная с XIV века, эти изделия проторили путь в Европу. Свидетельством признания азербайджанского ковра являются полотна живописцев европейского Возрождения (XIV-XVIII вв.), итальянских, голландских, фламандских мастеров кисти «Мария с младенцем»(XVв.) Ганса Мемлинга, «Послы» Ганса Гольбейна (XVI в.), «Благая весть» Карло Кривелло(XV в.) и других, где запечатлены в интерьере ковры карабахской и гянджинской школы, ковры из Казаха…
Ныне азербайджанские ковры, украшающие многие музеи мира и личные коллекции за рубежом, стали общечеловеческим культурным достоянием.
История ковроделия началось с выделки безворсовых ковров, таких, как килим, палас, джеджим , шадда, лади, зили, верни и сумах. Однако возможность образного воспроизведения развернутых мотивов и особой художественной выразительности связана, безусловно, с появлением ворсовых ковров. Естественные, географические условия сыграли значимую роль в формировании локальных районов ковроделия в самобытные школы, в развитии художественных и технологических особенностей. В горных регионах, как правило, ткали грубошерстные ковры с длинным ворсом, с тяжелой фактурой для утепления жилищ от крутых холодов. А в равнинных и предгорных районах, напротив, пользовались тонким мягким руном и ткались изящные ковры с плотной частотой узлов.
Ворсовые ковры были различны по размерам соответственно назначению например, были коврики – «намазлыг» (молитвенные), «пушту», «тахт-устю» (покрывала для тахты);большие - «халы», «кенаре», были и комплекты, состоявшие из пяти частей «дест-хали-гэбэ».
Азербайджанское ковроделие, развивавшееся на протяжении всех исторических этапов и ставшее неотъемлемой частью национальной культуры, условно разделяется на семь локальных школ, - Кубинская, Ширванская, Бакинская, Гянджинская, Казахская, Карабахская и Тебризская школы. Эти школы отличаются друг от друга своеобразием композиционного построения, оригинальностью богатых мотивов, гармонией красок и технологическими особенностями.
Образцы азербайджанских ковров Кубинской школы – «Гарагашлы», «Угях», «Йерфи», «Зейве», «Голу Чичи», «Сырт-Чичи», «Алпан», «Ордудж», «Герат-Пиребедиль», «Гонагкенд» и другие завораживают своим ярким колористическим богатством, высокой плотностью узлов, многообразием композиционных решений.
Присущие Бакинской школе ковры «Новханы», «Фатмаи», «Сураханы», «Хиля-бута», «Хиля –Афшан», «Фындыган», «Герадиль» являют самобытную природу Апшеронского полуострова – с образом голубого Каспия, видениями серых скал, янтарно-золотистых жарких песков, расцвеченных импровизацией орнаментальных элементов «бута», геометрический выверенными медальонами.
Технологическим совершенством ткани, богатством мотивов и изяществом художественного оформления запоминаются ковры Ширванской школы – «Арджиман», «Овчулуг», «Джемджемли», «Габыстан», « Мараза», «Сор-Сор», «Кюрдамир» и другие.
Блестящим цветовым решением, ритмическим узорным построением отличается образцы Гянджинской школы – «Фахралы», «Гядим Гянджа», «Чайлы», «Чыраглы» и другие.
Абстрактно геометрические фантазии узоров и система символических знаков, гармоничное чередование преимущественно ало-красных и лиловых тонов характерны для образцов Казахской школы – «Борчалы», «Гачаган», «Шихлы», «Демирчиляр», «Гарачёп» и других работ.
Растительный орнамент и элементы, контрастная красочная палитра, крупные параметры ковровых изделий, свойственные Карабахским коврам – «Годжа», «Малыбейли», «Бахманлы», «Челеби», «Лямпе», «Балыг» донесли до наших дней классическую красоту стиля древнего искусства.
В классических коврах, созданных Тебризской школой – «Сараби», «Махал», «Херис», «Дёрд фесил»(Четыре времени года), «Лячек турундж», «Мир» и других нельзя не ощутить влияния знаменитой школы миниатюры XV-XVI веков. Эти ковры неповторимы по сложной растительной орнаментировке, искусной системой спиралевидных узоров.
Азербайджанский ковер с его общечеловеческими художественными шедеврами в наши дни пользуется всемирной известностью и славой. Постоянно растет в международном масштабе интерес к азербайджанскому искусству ковра, и творения наших мастеров ковра на новом этапе своего развития продолжают пленить поклонников прекрасного, как яркие образцы художественного самовыражения человеческой души.

http://www.atc.az

0

5

http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/353252955.jpg http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/971554932.jpg
http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/211939478.jpg http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/949231532.jpg
http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/952647222.jpg http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/492788786.jpg http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/302840089.jpg
http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/101336391.jpg http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/53367179.jpg http://evk-skell.ucoz.ru/_ph/40/2/813850440.jpg

0

6

http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769080_sheky_gabala_lahij_3.jpg
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769030_0_1662_bebc3788_xl.jpg
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769042_gabala_114.jpg
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769058_gabala_116.jpg
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769021_gabala_119.jpg
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769049_gabala_120.jpg
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769068_sheky_baku_gabala_945.jpg

0

7

Ого, сколько разных ковров! Вот бы там полазить и повыбирать...

0

8

Какая красота! :cool:
А у меня отец в свое время ковры ткал,помню как не могла понять как же хватает у него терпение на все это,так долго и муторно,просто ужас!

0

9

Я вот не люблю ковры в доме, а вы любите? единственное, зимой на пол постелить, если полы без подогрева. А на стены вешать, мне почему-то не кажется красивым)
Вот этот с верблюдами почему-то из всех приглянулся, восточный дух от него такой)
http://open.az/uploads/posts/2010-01/1264769042_gabala_114.jpg

0

10

Раньше все вешали ковры на стены. А сейчас у меня только на полу. И зимой, и летом)

0

11

красота какая))))

0

12

Rugs and Carpets from the Caucasus 

http://allday.ru/uploads/posts/2010-05/1274175143_fon.jpg

Название: Rugs and Carpets from the Caucasus
Автор: коллектив
Издательство:Аврора
Год: 1984
Формат: DjVu
К-во страниц: 153
Размер: 17.87 Mb
Язык: английский

Альбом содержит фотографии армянских, грузинских, азербайджанских и дагестанских ковров, хранящихся в музеях Баку, Махачкалы, Еревана и Тбилиси.
Всего 123 фотографии.

http://allday.ru/uploads/posts/2010-05/1274175141_1.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2010-05/1274175186_2.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2010-05/1274175153_3.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2010-05/1274175229_4.jpg
http://allday.ru/uploads/posts/2010-05/1274175243_5.jpg

http://depositfiles.com/files/ztdhvvmvk

http://turbobit.net/wx12taey5567.html

0

13

Изготовление ковра. Азербайджанцы. Начало XX века.
http://www.ethnomuseum.ru/imgp/84.jpg
Торговля коврами. Азербайджанцы. г.Гянджа. Конец XIX в.
http://www.ethnomuseum.ru/imgp/87.jpg

0

14

Древность азербайджанских ковров подтверждается картинами европейских живописцев средних веков (ФОТО)
09:02 12.02.2011

http://www.blackseanews.net/files//image/00-00-00-09/%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1.%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%80%D1%8B.jpg
Фото с сайта imageshack.us

Фондом Гейдара Алиева издан каталог «Азербайджанские ковры».

На первой странице каталога, изданного в изящном полиграфическом оформлении, приведены слова президента Фонда Гейдара Алиева, посла доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО, депутата Милли Меджлиса Мехрибан Алиевой: «Ковры являются неотъемлемой частью жизни каждого азербайджанца. Я считаю, что место древних ковров в музее».

В каталоге дана краткая информация об этапах развития азербайджанского коврового искусства. То, что азербайджанские ковры были известны далеко за пределами страны, подтверждают восточные миниатюры XIV-XV веков, а также произведения европейских художников. Средневековый итальянский художник Карло Кривели и голландские живописцы Ханс Мемлинг и Томас де Кейзер изобразили на своих картинах губинские и ширванские ковры.

В каталоге приведены высказывания о Губинской, Бакинской, Ширванской, Гянджинской, Газахской, Карабахской, Нахчыванской и Тебризской школах ковроткачества, помещены фотографии ковров «Муган», «Челеби», «Фахрали», «Чираглы».

По материалам Аzerbaijan.az

0

15

Красиво конечно, но ковры нынче не в моде!

0

16

Ксюша написал(а):

Красиво конечно, но ковры нынче не в моде!

Это точно.Мои свекора переехали в новый дом и повезли с собой ковры))))Говорю,ну зачем они вам,все пыльные,да и расцветка у них ярко красная....Она и говорит,вот этому ковру 24года,мой отец его из самого Баку привез-приданное)))разве можно его выкинуть!

0

17

Ксюша написал(а):

Красиво конечно, но ковры нынче не в моде!

Аналогично! Хотя в определённом стиле интерьера можно их положить/повесить... Мне как то предлагали привезти с Баку ковёр, так я чуть не упала от "радости"  :insane:
Я тут недавно как-то наткнулась на программу про ковры... оказывается их плетут вручную из овечей шерсти, на изготовление каждого ковра уходит около года! В основном существуют семьи, где мужчины ухаживают за баранами, а все женщины с малолетства плетут ковры... %-)

0

18

Мне понравились ковры.Но только для пола.Мне хотелось бы купить огромный ,ручной работы.Но это наверное очень дорого!

0

19

Ковёр «Дагкесемен», Газахская школа.

http://s5.uploads.ru/t/NerOJ.jpg

Ковёр «Кара-коюнлу», Газахская школа.

http://s5.uploads.ru/t/nltp7.jpg

Ковёр «Ойсузлу», Газахская школа.

http://s4.uploads.ru/t/9wpek.jpg

Ковёр «Гёйчели», Газахская школа.

http://s4.uploads.ru/t/nhFRq.jpg

Ковёр «Каймаглы», Газахская школа.

http://s5.uploads.ru/t/yPxUg.jpg

0

20

Я  конечно кажусь  консервативной  ,хотя и в молодости   всегда была сторонником натурального ) сейчас может ковры и не в моде  ( всякие  пластики там синтетики( фи не моё)  я люблю  ковры  и на полу и на стенах -тепло  от них )душу греют ) детством "пахнут"))  а здесь вообще красивые фото  разместили ) но купить такие наверное  дорого(

0