Ритуал обрезания
http://s57.radikal.ru/i157/1105/30/8b5b77197c73.jpg
Существуют различные объяснения того, почему обрезание совершают на восьмой день:
-Из медицинских соображений, поскольку к восьмому дню ребёнок, как правило, уже достаточно окрепший для этой процедуры.
-Недели также достаточно для того, чтобы определить, насколько здоров новорождённый, чтобы подвергнуться обрезанию без опасности для здоровья.
-Талмуд объясняет это тем, что за неделю мать сможет прийти в себя, чтобы принять полноценное участие в этом радостном событии.
-В мидрашах дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребенок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания.
Хотя в Шаббат запрещено проливать кровь, обрезание — исключение из этого правила. Тора устанавливает восьмой день и не делает исключения для Шаббата. Однако, если обрезание на восьмой день по какой-то причине не сделали, например, по причине слабого здоровья младенца или отсутствия моэля, в Шаббат его уже не производят.
Обрезание нужно производить днем, а не ночью. Время между заходом солнца и наступлением ночи, когда появляются звезды, трудно отнести строго ко дню или к ночи. Поэтому обрезание делают до захода солнца. Законоучители рекомендуют делать обрезание рано утром, поскольку тот, кто поступает так, показывает тем самым своё стремление поскорее выполнить заповедь, не откладывая её без необходимости.
Традиционно обрезание совершают в синагоге после утренней молитвы. В честь этого события день считается праздничным, что отражается и на литургии. Однако, в настоящее время в Израиле обряд совершается большей частью на дому в присутствии десяти мужчин (старше 13 лет), которые представляют собою общину Израиля (миньян).
Хотя обрезание может произвести любой еврей (а при отсутствии мужчин также и женщина), его поручают, как правило, специально обученному человеку, моэлю, который имеет медицинскую подготовку, или обычному хирургу, совершающему обрезание в больнице в присутствии раввина.
Кроме моэла в «брит-мила» непременно участвует ещё одно лицо. Это сандак. Сандак держит ребенка на своих коленях, придерживая его ножки. Роль сандака считается весьма почётной. Сандак стал участвовать в обряде «брит-мила», по-видимому, в самые древние времена. В Мидраше имеется упоминание, что царь Давид нередко удостаивался этой чести. Само слово «сандак» возникло в талмудический период и ведет свое происхождение от греческого «синдикос», которое вначале означало адвоката, а позже — вообще полномочного представителя. В средние века немцы называли помощника священника при крещении «год-фатер» (крёстный отец). Евреи, жившие на территории Германии и говорившие по-немецки, постепенно и еврейских сандаков стали называть «гефатер», которое впоследствии превратилось в «кватер». Позже, однако, кватером стали звать уже не сандака, а нового участника «брит-мила», мужчину, приносящего младенца в помещение, где совершится процедура обрезания. Кватер принимает ребенка из рук кватерши, которая приносит его из женской части синагоги, где он находился с счастливой матерью. Обычно кватерами назначают супружескую пару.
При традиционном обрезании используются лишь самые простые инструменты. Обычно моэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон, поскольку волнуясь, он может начать резать не той стороной. Моэль отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения её отверстия, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, отсасывает (ранее ртом, в последнее время с помощью специальной трубки) и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается толстым слоем мелко истёртого порошка перегнившего дерева или так называемым пульвером (ликоподием, semen lycopodii).
По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазл тов!», поздравляют счастливых родителей и желают: «Как вошёл он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам». Во время церемонии приобщения новорождённого к союзу праотца Авраама мальчику дают имя. Обычно это традиционное еврейское имя.