Ислам является одной из самых крупных божественных религий во всем мире. Был ниспослан Аллахом в начале VII века, в Западной Аравии (провинция Хиджаз, город Мекка), как религия для всего человечества. Пророк и пропагандист Ислама – пророк Мухаммед (с), представитель Хашимского племени, рода Гурейши, был принят всеми мусульманам как последний посланник Аллаха. Пророк Мухаммед (с) является одной из самых внушительных личностей в истории.
В первоначальном учении Ислама, в Священной Книге Коран, излагается, что Коран – божественное откровение посланное пророку Мухаммеду является словом Аллаха. В свою очередь Ислам, разделяется на несколько разветвлений. Самыми крупными из них являются - Шиизм (Шиитство) и Суннизм.
Распространение Ислама в Азербайджане
Ислам, возникший на Аравийском полуострове в начале VII века, вскоре распространился на большую часть мира. Исламизация Азербайджана началась с 18-го года хиджры (исламское летоисчисление) (639 год). Марзбан Азербайджана Исфандияр ибн Фаррухзад был разбит арабами и в том же году заключил мирный договор. Были захвачены Эрдебиль, Тебриз, Нахичевань, Бейлаган, Барда, Ширван, Мугань и Аран. Арабы вдоль берега Каспийского моря доходят до Дербента. Укрепления города очаровывают их, и они называют его «Баб эль - Абваб».
По сообщению историка Балазури, уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656 - 661) большинство населения Азербайджана приняло ислам. На севере этот процесс несколько затянулся.
На завоеванных территориях арабы облагали местных жителей налогами, заключали мирные договоры, продолжали свои походы, а затем возвращались. При отказе населения платить налоги начинались нападения.
Исламские завоевания во многих местах осуществлялись мирным путем, а в некоторых - силой оружия. На захваченных территориях язычникам предлагалось принять ислам. Согласные платили закят и харадж и получали право участвовать в боях в рядах мусульман. Принимавшим участие в боевых действиях полагалась доля от военных трофеев.
Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать (джизья) и тем самым получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, отказавшиеся от принятия ислама, или евреи и христиане, не пожелавшие платить подушную подать, были вынуждены воевать с мусульманами.
Высказать мнение о конкретных формах исламизации Азербайджана довольно трудно, так как этот вопрос до сих пор остается малоизученным. Во всяком случае, можно выделить некоторые стадии этого сложного процесса.
I этап - период исламских завоеваний - продолжается с середины VII до начала VIII века. Он завершается падением в 705-м году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам становится в Азербайджане господствующей религией, которую в первую очередь принимали люди высшего сословия, дабы защитить свои привилегии.
II этап охватывает период с начала VIII века и до прихода к власти Бувайхидов в Западном Иране и Ираке. На территории Азербайджана создаются независимые государства Ширваншахов – Мазьядидов и Саджидов. Идолопоклонничество и зороастризм теряют свое значение, иудаизм продолжает существовать, а Албанская церковь восстанавливает самостоятельность. Однако из-за того, что ее влияние ослабевает, религиозные церемонии проводятся на армянском языке, а последователи церкви арменизируются. На данной стадии усиливается осмысление принадлежности к исламу, однако сознание, связанное с этническими корнями, не утрачивается полностью.
III этап охватывает период владычества Бувайхидов (935 - 1055). В Азербайджане начинает распространяться умеренный шиизм, который достигает Дербента. Суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка становятся ведущими религиозными течениями; суфизм также обретает немало последователей. Одним из прекрасных памятников этого времени является Ханака на реке Пирсаат в Ширване.
IV этап связан с периодом Сельджукидов (середина XI – XIII веков). В регионе усиливается суннизм, позиции шиизма ослабевают. Ведущую роль играют последователи шафиитского толка. Азербайджанские атабеки и ширваншахи сумели защитить ислам от христианского давления.
V этап охватывает период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В это время широко распространяется суфизм, а также усиливается хуруфизм.
VI этап связан с периодом правления Сефевидов (1501 - 1786) и с XVI века – османов (1281 - 1924 гг.). Сефевиды пропагандировали шиизм и в честь 12 имамов носили чалму с 12 красными полосками. Поэтому их называли «кызылбашами» (златоглавыми).
Период после присоединения Азербайджана к Российской империи также может рассматриваться как новый, VII этап исламизации страны. Его самая характерная особенность связана с политикой правительства, стремившегося привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и в целях подчинения себе, создать в исламской религии структуру, подобную церковной структуре в христианстве. В письме российского царя Сенату от 29-го ноября 1832-го года было предложено подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья, однако ни один из представленных документов не был одобрен.
В 1849-м году, по поручению наместника Кавказа князя Воронцова, сотрудник министерства иностранных дел Н. Ханыков разработал проект «Положения об организации Магометанского духовенства». Хотя он в целом и был одобрен, однако Крымская война задержала его реализацию.
В 1864-м году для продолжения этой работы была создана новая комиссия, в которую вошли представители местных шиитов и суннитов. Составленные инструкции регулировали обязанности, права и привилегии мусульманского духовенства, его взаимоотношения со светской властью.
Если до 1867-го года зарплату от правительства получали только Шейхульислам и муфтий, то позднее другие мусульманские духовные лица высокого ранга также начали получать жалованье от властей.
«Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья» было утверждено российским царем 5-го апреля 1872-го года по представлению Государственного совета. При формировании структуры Управления за основу был взят принцип организации русской православной церкви. На Южном Кавказе были созданы два мусульманских административных органа: суннитским духовным управлением (муфтиятом) руководил муфтий, а шиитским - шейхульислам.
Каждое из этих учреждений, располагавшихся в Тбилиси, состояло из председателя, трех членов правления, секретаря с двумя помощниками, переводчика, писаря и архивариуса. В подчинении обеих структур в Тбилисской, Иряванской, Елизаветпольской (Гянджинской) и Бакинской губерниях находилось по одному меджлису (собранию).
В суннитском управлении насчитывалось 16 гази (судей), в шиитском - 20. Названные образования состояли под контролем Министерства внутренних дел и несли прямую ответственность перед наместником. Духовные лица губернского уровня подчинялись местным властям губерний и уездов.
До образования Азербайджанской Демократической Республики (1918 - 1920), религиозные дела мусульман Южного Кавказа регулировались этими двумя управлениями.
11-го декабря 1918-го года Шейхульислам Мухаммед Пишнамаззаде подает в отставку. Приказом министра Азербайджанской Демократической Республики (АДР) по делам социального обеспечения и религии Мусы Рафибекова на эту должность назначается ахунд Ага Ализаде. В этот период усиливаются тенденции к рационализации и модернизации ислама.
В 1920-м году, после установления в Азербайджане советской власти, 15-го мая Министерство по религиозным делам и учреждения Шейхульислама упраздняются, мусульманские, религиозные деятели подвергаются преследованиям, большинство мечетей закрывается.
В 1943-м году, в целях использования религиозных возможностей в борьбе против фашистской Германии, было сочтено целесообразным создание религиозной структуры мусульман Закавказья.
25-28 мая 1944-го года в Баку проводится I съезд мусульман Закавказья, создается Духовное управление мусульман Закавказья с центром в столице Азербайджана. Ахунд Ага Ализаде избирается Шейхульисламом; он является первым избранным Шейхульисламом в истории Управления (до него все Шейхульисламы назначались государством).
Кроме того, начиная с 1944-го года на Южном Кавказе ликвидируется дуализм в религиозных организациях. Духовное Управление Мусульман Закавказья становится единым центром и управляется Шейхульисламом; муфтий считается первым заместителем председателя Управления и решает религиозные проблемы мусульман-суннитов.
В настоящее время эта структура прошла государственную регистрацию, действует как Управление мусульман Кавказа и считается историческим центром других религиозных общин исламского направления.
Видные религиозные деятели Азербайджана - Шейхульислам Ахунд Ахмед Гусейнзаде, Шейхульислам Ахунд Абдуссалам Ахундзаде, Шейхульислам Ахунд Ага Ализаде, Шейхульислам Хаджи Аллахшюкюр Пашазаде и др. В Азербайджане появились такие ученые исламоведы как Ахунд Юсиф Талыбзаде, Фазиль Дербенди, Зия Буниятов, Васим Мамедалиев, Алихан Мусаев, Шахин Гасанлы и другие.