Азербайджанский театр обладает древней историей. Элементы театрального искусства, такие, как исполнение, пение, пляски, движения, беседы и пр. позволяют предположить, что история азербайджанского театра насчитывает более трех тысячелетий. Такие компоненты театрального искусства, как драматургия, режиссура, актерское ремесло нашли отражение в широко известных в народе с древних времен театрализованных сценах «Кёс-кёса», «Гаравелли», «Килим-арасы», «Шах Селим», а также в таких небольших спектаклях, как «Невеста Кёса», «Пастух Тапдыг», «Оленья игра», «Ведьма». Эти театрализованные сцены, а также комедия в трех действиях «Братец лентяй», которая имела определенное морально-воспитательное значение для своей эпохи, свидетельствуют о том, что азербайджанский народный театр имеет независимую историю.
То, что национальный театр сыграл огромную роль в отражении народом своего быта и пробуждении азербайджанского народа, является неопровержимым фактом. А здоровую основу национального театра заложил своими произведениями Мирза Фатали Ахундов. Следует отметить и то, что в мире, а именно в Древней Греции, театр зародился с трагедии, а азербайджанский театр – с комедии. Если учесть, что в середине XIX века толкование с передовой эстетической точки зрения формирования комедийного жанра в азербайджанской литературе и проблемы комедийности представлялись весьма большими и требовали героизма, то смысл и значение этой деятельности значительно возрастут. Трудность заключалась не только в теории комедийного жанра, но и в весьма сильном надзорах полиции и цензуры того времени. Нелегко было завести разговор об эстетической и общественной функции смеха. Самый обыкновенный смех в адрес глав общества расценивался как «нарушение покоя, порядка и безопасности общественности». Поэтому М.Ф.Ахундов и последующее поколение азербайджанских драматургов, затрагивая основные вопросы комедийности и смеха, толковали его как средство способствующее усовершенствованию морали и изобличающее пороки.
Азербайджанский светский профессиональный театр начал свою деятельность с комедийного жанра, опираясь на пять бессмертных комедий М.Ф.Ахундова. 10-го марта (22 по старому стилю) 1873-го года по инициативе и при участии Гасанбека Зардаби и Наджафбека Везирова, учащимися «реальной школы» в Баку был показан первый театральный спектакль – комедия «Визирь Ленкоранского хана» Мирзы Фатали Ахундова. Азербайджанский театр, с первых дней создания начавший свое развитие на почве реализма, занимающий позицию высокой идейности и превратившийся в источник общечеловеческих идей, приобрел совершенство стиля, формы и методов.
Спустя месяц и семь дней после премьеры спектакля «Визирь Ленкоранского хана» зрителям была представлена комедия М.Ф.Ахундова «Хаджи Гара». Как передавала газета «Каспий» (1873): «Из Баку сообщают, что 17-го апреля в салоне Бакинского «общества» в благотворительных целях любителями был представлен второй театральный спектакль. На этот раз была сыграна комедия в пяти действиях по пьесе М.Ф.Ахундова «Сяргюзешти-мердихесис» (Приключения скряги).
Азербайджанский театр постепенно развивался, становясь неразделимой частью жизни народа. И с каждым годом увеличивался радиус его охвата. Создание в 1921-м году Бакинского «Сатир-агиттеатра» превратилось в знаменательное событие в культурной жизни города. Открытие Бакинской театральной школы в 1923-м году и сами её выпускники в последующие годы сыграли существенную роль в развитии национального театрального искусства. В 1929-м году в Баку начал действовать детский театр. В 1937-м году в некоторых районах нашей республики были созданы государственные театры. К сожалению, в 1949-м году все эти театры (кроме Губинского, Гянджинского и Нахичеванского государственных театров) были закрыты. Театральные коллективы поначалу долгое время работали в виде драматических кружков, а в 1958-м году возобновили свою деятельность в качестве народных театров.
В 1960-е годы азербайджанский театр вступил в новую эпоху. В 1964-м году художником Т.Салаховым и композитором Г.Гараевым было поставлено произведение В.Шекспира «Антонио и Клеопатра». Таким образом, был создан грандиозный, яркий и гуманистический спектакль, которого так долго ждали театр и зрители. В этом спектакле проявился и прекрасный результат новаторских стремлений театра. Высокая сценическая культура, здоровый дух новизны и современности, поставленный Т.Казимовым в ноябре того же года спектакль «Ты всегда со мной», были высокими достижениями как автора, так и театра в целом.
В 70-е годы Наби Хазри, начавший свое драматургическое творчество с пьесы «Если ты не сгоришь», с успехом продолжил его такими произведениями как «Эхо», «Мирза Шафи Вазех», «Меч, вонзившийся в землю», «Бурла Хатун». Писатель Анар, пришедший в театр с пьесой «Последняя ночь прошлого года», имевшей успех на сцене Азербайджанского Государственного Театра Юного Зрителя, утвердился как лучший драматург благодаря своим пьесам «Летние дни города», «Человек человека», «Пустынные сны», «Я пришел ради Вас», «Тахмина и Заур». Спектакли Н.Гасанзаде «Атабеки», «Поход Помпея» принесли успех, как автору, так и театру.
В 1980-е годы такими спектаклями романтического героизма как «Песня остается в горах», «Хуршидбану Натаван», «Дьявол», «Атабеки», «Крик», «Меч, вонзившийся в землю», «Огненная Невеста», «Шейх Хиябани» и др., театр вступил в новую эпоху своего развития.
В этот период самым знаменательным событием азербайджанского театра стал процесс совершенствования стиля и жанра. Театральная критика, ссылающаяся на фактические материалы данного периода, также расширяла свои границы и повышала научно-теоретическое, эстетическое качество. Азербайджанская театральная критика по мере возможности вмешивалась в театральный процесс, способствуя его развитию.
Вызывает чувство гордости самоутверждение театров Юх, Миниатюр и Пантомимы, созданных после 1990-го года. Они резко отличались разнообразием жанра и формы, богатством стиля.
После 1990-го года на сценах азербайджанского театра были поставлены избранные произведения классических и современных азербайджанских писателей, а также русских и зарубежных драматургов.
Во время бывшего СССР, властвующего на протяжении 70 лет, азербайджанский театр гастролировал только в пределах СССР – в городах Москва, Ленинград, Минск, Киев, Тбилиси, Ереван, Ташкент и др. Спустя 71 год после гастролей Тифлисского Азербайджанского Театра в Турции в 1919-м году Азербайджанский Государственный Академический Драматический Театр организованно уехал на гастроли в Турцию, где были показаны спектакли по произведениям видного драматурга И.Эфендиева «Наша странная судьба» и «Воссоединение влюбленных в аду». В 1998-м году Азербайджанский Государственный Академический Национальный Драматический Театр АГАНДТ второй раз гастролировал в Турции.
Гастроли театра в Германию в 1992-м году также имели успех. Кроме этого, Бакинский Театр Пантомимы, Гянджинский Государственный Кукольный Театр и Бакинский Муниципальный Театр неоднократно гастролировали в Турции.
Похожие статьи:
- Театры Баку