Традиционное ковроделие в Карабахе
Ариф Мустафаев, доктор исторических наук
Одним из традиционно развитых видов ремесла являлось ковроткачество, принесшее Азербайджану мировую славу. Она делится на ряд региональных производственных центров. К таким ярким центрам, изделия которого отличаются своим разнообразием, красотой рисунка, яркостью узоров, композиционной целостностью и прочими художественными достоинствами, относится край чарующей природы, один из райских уголков нашей страны - Карабах.
Традиционное ковроделие Карабаха имеет ряд особенностей, отличающих его от других ковроткаческих школ страны. Прежде всего, карабахские ковры выделяются преобладанием в их узорах растительных элементов.
Мастерицы ковра старались в стилизованной форме перенести в свои творения красоту раскрывающихся перед ними ландшафтов карабахской природы, бесконечное богатство ее флоры, очарование каждого цветка, бутона, каждого лепестка.
Карабахские ковры выделяет также то, что изделия городских ткачих отличаются количеством и качеством от ковров, сотканных в сельской местности.
Из всех видов кустарного производства, существующих в городе Шуша, как отмечал учитель Шушинского городоского училища Яков Зедгенидзе, первое место по количеству и качеству изделий занимало ковроткание (1).
По свидетельству современников, азербайджанское население Шуши практически полностью занималось ковроткачеством. “Среди армян ковротканием занимаются очень немногие... Исторические и бытовые условия не могли содействовать развитию у них этого производства ... Таким образом, армяне должны были научиться этому ремеслу у азербайджанцев, но этому препятствовала их национальная и религиозная вражда... Сами бытовые условия у армян менее благоприятны для коврового производства, нежели у азербайджанцев (2).
Производство ковровых изделий в Карабахе развивалось на основе исключительно богатой сырьевой базы и древней истории ремесленной традиции. С точки зрения наличия необходимых для развития этого вида ремесла местной шерсти и естественных растительных красителей, природа Карабаха предоставляла населению неисчерпаемые возможности.
В ковроткачестве традиционно использовалась длинноволокнистая шерсть весенней острижки, именуемая "япагы".
Ковроткачество было домашним видом производства, не требующим дополнительно ни лавок, ни мастерских. В каждом доме женщины отводили себе отдельный уголок, где и творили редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства. Другие члены семьи, в свободное от хозяйственных и домашних работ время, могли также принимать участие на том или ином этапе коврового производства. Поэтому ковроделие в Азербайджане, в том числе в Карабахе, получило массовое распространение.
Мужчины занимались стрижкой весенней шерсти или ее покупкой на эйлагах (летних пастбищах), а на долю женщин приходились мытье шерсти, сушка, расчесывание, прядение, крашение и, наконец, собственно изготовление ковров и ковровых изделий. Даже нити для ворса (“ильме”) очень часто красили сами ткачихи. Высоко ценились в ковроделии краски, получаемые из растительных красителей (граната, померанца, скумпии, полыни, марены, красного или черного сандала, яблочной кожуры, алычи, сливы, ореха, дуба). Искусственные красители, так называемые “джохар” или “амали”, стоили дешевле, качеством были ниже, так как быстро выгорали.
Развитию ковроткачества способствовал традиционный домашний быт азербайджанцев, потому что в старину городское и сельское население ело, спало, делало домашнюю работу, проводило досуг в основном на полу, застеленном ковром или паласом. В те времена женщины в азербайджанских семьях не участвовали в полевых хозяйственных работах, поэтому у них было достаточно свободного времени для того, чтобы ткать ковровые изделия и заниматься другой домашней работой.
В отличие от сельского ковроткачества, в Шуше этот вид занятия носил ремесленный характер и поднялся до уровня работы на рынок. Поэтому здесь основное место занимало производство ковров так называемых "базары", то есть рыночных. Очень редко городские ткачихи ткали ковры на заказ. В этих случаях в основном изготовляли ковровые комплекты (“Дест-халы”).
Из вышеприведенных фактов следует, что в Шуше, в отличие от сельской местности, кустарное ковроткачество имело двоякую форму - рыночное мелкотоварное производство и кустарное ремесло на заказ.
Будучи наиболее массовым видом трудовой деятельности, ковроткачество в старину получило широкое распространение не только в городе и его окрестных селах, но по большей части и среди сельского населения далеких магалов.
Учитывая большую потребность сельских жителей в тканых изделиях: больших мешках (“чувалах”), хурджунах и хейбя - переметных сумах, мафрашах (ковровых сундуках), конских попонах (“чул”), накидках на седла (“гаджары”), арканах, сиджимах, ушулах, онучах, сельские ткачихи уделяли много времени производству именно этой продукции.
В городах же ткали только ковры и паласы. В соответствии с этим городские ткачихи, чтобы соответствовать требованиям рынка, совершенствовали ткацкую технологию, улучшали композиции узоров, уделяли особое внимание цветовой гамме, красоте и яркости изделий. Поэтому ковры в Шуше превосходили сельские по качеству, тонкости работы и стоили во много раз дороже.
По мнению специалистов, шушинские ковры как по размерам, так и по качеству занимали первое место не только в Карабахе, но и на всем Кавказе (3). Производство ковровых изделий, кроме Шуши и окрестных сел, было широко распространено в Джебраильском и Зангезурском уездах. Но их изделия по изяществу сильно уступали шушинским. С технологической точки зрения, традиционное ковроткачество в Карабахе делилось на две основные группы: производство ворсовых (с узлами) и безворсовых (паласы) изделий. Ворсовые ковры в свою очередь различались в зависимости от размеров, формы, композиции узоров (“чешни”) и назначения. Кроме того, по особенностям своих узоров, то есть по художественной композиции, ворсовые ковры делились на орнаментальные и сюжетные.
В Карабахе исторически ткались как орнаментальные, так и сюжетные ковры, хотя преимущество отдавалось коврам орнаментальным. Созданные в различные времена отдельные ковровые композиции (“чешни”) в некоторой степени отличались друг от друга. Карабахские орнаментальные ковры по размерам, форме и назначению делились на cледующие группы:
Халы - самая большая по размерам разновидность традиционных ковров, часто ткались в составе ковровых комплектов. Так как халы в основном стелили на пол, то размер этих ковров обычно соответствовал площади комнаты. Длина его составляла от 4,5 до 6, а иногда и 7 аршин, а ширина доходила до 2 аршин.
Если халы ткался в комплекте, то к нему прибавляли еще узкие (шириной в 1 или 1,5 аршина), длиной, равной длине халы, так называемые "ян" или "канары" - т.е. боковины, которые стлали по обоим краям халы. Кроме них, в комплект входила узкая (шириной в 1 аршин), длиной равная ширине самого центрального ковра и его боковин - "кяллялик" ("серендаз") - головная часть, а иногда и "аяглык" ("паяндаз") - нижняя часть того же размера.
Ковровые изделия “Дест-халы” не только по сложному составу, но и по технологическим и художественным качествам считаются жемчужиной карабахского ковроткачества.
Геба - ковры несколько короче халы, но шире его, были широко распространены во всем Азербайджане, в том числе в Карабахе. Геба расстилали в основном на полу, но иногда им покрывали тахту. Часто для украшения интерьера комнаты геба вешали на стены. Среднюю разновидность геба длиной в 3 аршина и шириной в 1,5 аршина называли "тахтусту" - ею покрывали деревянные кровати (их имела в своих домах только зажиточная часть населения).
Джанамаз - специальный молитвенный коврик для совершения намаза, имел в длину 1,25 аршина, а в ширину - 0,75 аршина. Важной отличительной особенностью “джанамаза” было то, что основу его декоративного украшения составляли религиозные мотивы - “мехраб” (алтарь, указывающий направление на Мекку). Именно поэтому джанамазы часто называли “мехрабами”.
Гаджары - разновидность коврового изделия, предназначенная для накидки на седло. Гаджары имел овальную форму, края его были украшены плетеной бахромой.
Чул - разновидность коврового изделия для коней знатных людей, передняя часть которого заканчивалась парными крыльями. Чул набрасывали на коня в холодную погоду или после долгого пути. Иногда чул изготовляли и для верблюдов. По композициям узоров карабахские орнаментальные ковры делились на две типологические группы - “хончасыз” и “хончалы”, т.е. с медальонными узорами и без них.
Некоторые разновидности более древних безмедальонных ковров сохранились поныне. Наиболее типичные узоры этой разновидности "Годжа" ("Старец"), "Бахчада гюлляр" ("Цветы в саду") "Сахсыда гюлляр" ("Цветы в фаянсовой вазе"), "Налбеки гюль" ("Цветочное блюдце"), "Балыг" ("Рыба"), "Бута" ("Бадам бута" - "Миндалевая бута", "Шабалыд бута" - "Каштановая бута", "Талыш бута" - "Талышская бута", "Нахчыван бута" - "Нахчыванская бута"), "Хан тирме" ("Ханская ткань"). В качестве примера типичного образца карабахского ковроткачества можно привести сотканный в конце XVI - начале XVII века ковер "Годжа". В настоящее время этот самобытный и изящный ковер, украшенный тонкими узорами по мотивам лилий (“занбаг”), хранится в нью-йоркском музее "Метрополитен".
Среди традиционных безмедальонных ковров наиболее широкое распространение имел древний узор "Балыг". Хотя основное место среди элементов этой разновидности занимает стилизованное изображение рыбы, привлекают внимание и орнаментальные особенности этого узора в центральной части, называемого “гель”, состоящего из цветочных узоров, основное место среди которых занимают изображения лилий и роз.
Сотканный в Карабахе в 1811 году ковер с стилизованным узором в виде рыбы хранится в настоящее время в Тбилиси - в Музее народного прикладного искусства Грузии. Хранящиеся в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. Мустафаева и в Музее истории Азербайджана образцы ковров "Сахсыда гюлляр" и "Бахчада гюлляр" считаются шедеврами карабахских ткачих. Сохранились до наших дней карабахские ковры с композицией "Бута". Основу узоров ковров этого типа полностью составляют рисунки с мотивами “бута” (Бута - символическое стилизованное изображение огня).
Особую группу составляют медальонные ковры Карабаха. Наиболее яркими примерами можно считать ковры "Дарья-нур", "Ханлыг", "Гарабах", "Челеби", "Малыбейли", "Гасымушагы".
В прошлом карабахские ткачихи изготовляли также сюжетные ковры. Традиции сюжетного ковроткачества сохранялись в Карабахе вплоть до начала XX века. Ковры с сюжетами "Юсиф и Зулейха", "Рустам и Зохраб", “Атлы-итли”, “Итли-пишикли” свидетельствовали о техническом совершенстве и высоком уровне развития карабахского ковроткачества.
В Карабахе можно встретить также все типологические виды безворсовых ковровых изделий: зилли, верни, сумах, шадда, килимы, паласы, мафрашы, хурджуны (переметные сумы). В отличие от обычных паласов, здесь создавались различные разновидности узорчатых килимов, украшенных цветочными орнаментами: "Гюльвенгли", "Джабраиллы", "Лемпе".
По своим технологическим и художественно-изобразительным качествам карабахские ковры всегда выделялись среди аналогичных изделий, производимых не только в других регионах Азербайджана, но и в странах Ближнего Востока. Чарующая красота карабахских ковров привлекала внимание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поэтому с конца XIX века редчайшие виды карабахских ковров экспортировались в Стамбул, Петербург, Пятигорск и другие города мира.
На стремительное развитие ковроткачества в Шуше и окрестных с ней селах оказал влияние возникший в зарубежных странах в 1879-1880 годах большой интерес к коврам со старинными узорами. Именно поэтому карабахские ковры попали в Европу и Америку, хранятся в известных музеях мира.
http://www.irs-az.com/gen/n24/n24_13.htm
Отредактировано Декабристъ (03.06.2009 07:31:52)