Права ребенка в Исламе
Сегодня, в начале XXI века, когда на Землю пришел шестимиллиардный житель, многие дети по-прежнему лишены своих законных прав на здоровое развитие. Тысячи детей умирают от недоедания, болезней, наркотиков и загрязнения окружающей среды. Кроме этого, тысячи не рожденных детей никогда не увидят свет.
Так как миллионы детей являются заложниками неудачного стечения обстоятельств, многие из них страдают от войн, междоусобиц и стихийных бедствий.Ко всему этому добавим то, что часто люди пренебрегают правами детей на равенство и образование.Так как ребенок особенно беззащитен перед дискриминацией, жестоким обращением и эксплуатацией, права детей должны гарантироваться национальным и международным правом.
По сей день в некоторых странах доминирует мнение, что дети являются собственностью своих родителей. Так, в Римском праве дети как члены семьи были полностью во власти отца, который имел право даже убить их из-за некоторых проступков.
В древней Аравии до Ислама родители избавлялись от нежелательных новорожденных дочерей, закапывая их в землю живьем.
Поскольку научный прогресс позволил людям узнать пол ребенка еще в утробе матери, даже сегодня некоторые китайцы и индийцы предпочитают сделать аборт, узнав, что плод женского пола.
Учитывая то, что во многих странах до сих пор не существует законодательной базы, защищающей права детей с целью «обеспечения каждому ребенку надежного будущего», в 1990 году Совет ООН по защите детей издал соответствующую Декларацию, в которой рассмотрены вопросы о защите, выживании и развитии маленьких граждан нашей планеты. В 1999 году был принят План действий по дополнению существующей Декларации. Параллельно с этим Всемирный совет по правам ребенка в 1989 году издал Конвенцию по правам ребенка. К концу 1999 года Конвенция была ратифицирована всеми нациями – представителями ООН, кроме Сомали и Соединенных Штатов Америки.
Несмотря на все прилагаемые усилия со стороны государственных и негосударственных организаций достичь основных целей, поставленных в Конвенции, ежегодный отчет «Развитие наций» за 1999 год показал наличие большого количества нерешенных проблем, а именно: повышенную смертность детей в возрасте до пяти лет, недоедание, нехватка младшего школьного образования, опасность военных конфликтов, возможность заразиться инфекцией СПИД. Более того, дети подвергаются риску эксплуатации детского труда, наркотической зависимости и сексуального насилия.
Не возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества.
Так как Ислам является универсальной и целостной системой для всех сфер человеческой деятельности, он закладывает фундамент для правовой и социальной структур, гарантирующих права ребенка и его правильное воспитание.
Дети – богатство каждой нации и продолжатели рода человеческого. В то же время они – подарок Бога, который вверяет его родителям, родственникам и обществу.Следовательно, нужды ребенка являются основной заботой исламского права и этики.
Права новорожденного ребенка
Права ребенка начинают действовать до его рождения.
Как значится в Каирской декларации прав человека в Исламе, принятой в 1990 году:статья
2а: «Жизнь – это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу».
2с: «Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом, – обязанность, предписанная шариатом».
Исследования современной науки показали, что жизнь уже пульсирует в только начинающем развиваться зародыше и, следовательно, «аборт означает уничтожение зачатого живого человеческого существа; намеренный аборт без законных причин считается убийством».Аборт не только не может быть использован средством планирования семьи, но и разрешается только в тех случаях, когда продолжение беременности угрожает жизни и здоровью матери, так как в Исламе жизнь матери важнее, чем жизнь плода.
Беременность не должна скрываться женщиной даже в том случае, если она развелась с мужем после зачатия ребенка.
Священный Коран гласит:
«Разведенные должны выжидать, [не выходя замуж], три срока регул. Не дозволено им, если они веруют в Аллаха и в Судный день, утаивать то, что сотворил Аллах в их лонах. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примирения. Женщины имеют [по отношению к мужьям] такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам. Аллах - великий и мудрый», Коран (2:228).
В течение беременности, как и на протяжении всего брака, жена должна обеспечиваться мужем, даже если он с ней развелся во время ее беременности. В этом случае предписанный период выжидания после развода должен быть продлен от трех месяцев до момента рождения ребенка, и в это время муж не имеет права выгонять бывшую жену из своего дома.Хорошее питание и надлежащий медицинский уход за беременной являются необходимыми для нормального развития будущего ребенка и должны обеспечиваться в любой мусульманской общине и государстве.
Принятие необходимых мер по уходу за здоровьем женщины и обеспечение безопасного материнства – обязанность каждого общества. Этот аспект включает в себя предоставление оплачиваемого декретного отпуска для работающих матерей. Более того, в Исламе новорожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве. В случае если отец умирает, вопрос о его имуществе рассматривается только после рождения ребенка. Гармоничная, стабильная семейная обстановка, обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, позволяет беременной жене сконцентрироваться на своей будущей роли матери.
Права младенца
Нет никакого сомнения в том, что самой благоприятной и естественной средой для воспитания детей является традиционная семья, скрепленная кровными узами и материальными отношениями. Создать семью и стать матерью или отцом – природная потребность, присущая большинству человеческих существ.
Преамбула Конвенции прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, гласит, что страны-члены этой конвенции «…убеждены в том, что семья, как первоначальная ячейка общества, а также естественная среда для роста и благополучия всех членов общества, в особенности для детей, для продуктивного функционирования внутри этого общества должна быть обеспечена необходимой защитой и поддержкой …». Признавая то, что для полноценного и гармоничного развития ребенка необходима семейная среда, атмосфера счастья, любви и понимания, а также принимая во внимание физическую и моральную незрелость ребенка, Декларация гласит о том, что ребенку как до, так и после рождения необходимы определенные гарантии и защита со стороны законодательства.
Статья 7 Каирской декларации прав человека в Исламе гласит:
а) «С момента появления на свет, каждый ребенок имеет право на необходимый уход, образование, а также материальную, гигиеническую и моральную поддержку, которое должно обеспечиваться родителями, обществом и государством. Как ребенку, так и матери необходим специальный уход и поддержка со стороны законодательства» (Селим, стр. 237).
Новорожденные беспомощны и беззащитны, они не способны оградить себя от посягательств на жизнь и здоровье. Именно по этой причине с самых истоков Ислама право на жизнь и здоровье распространяется на всех детей, независимо от их пола, расы или происхождения. Священный Коран строго запретил детоубийство, широко распространенное в языческой Аравии. «Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даем пропитание им и вам. Воистину, убивать детей - тяжкий грех», Коран (17:31). Согласно хадису от Пророка Мухаммада (с), самым большим грехом после придания Богу сотоварищей является убийство детей из страха, что они разделят вашу пищу (аль-Кардави, стр. 229).
Этот нечеловеческий обычай детоубийства в основном применялся к девочкам, чье появление на свет означало позор и бремя для их отцов, как мы узнаем из Корана («Пчела», 16:58–59):
«Когда ж кого-нибудь из них
Обрадуют о дочери благою вестью,
Мрачнеет лик его,
И он становится уныл и удручен.
И начинает сторониться от людей
От горечи той самой вести,
Которой был обрадован (обложно для него):
Оставить ли ее на посрамление себе
Или (надежно) схоронить в песке?
Как зло (и нечестиво) они мыслят!»
В наши дни в некоторых странах предпочтение сыновьям отображается на определении пола до рождения; если плод женского пола, некоторые предпочитают сделать аборт.
Еще одним правом новорожденного ребенка является законное происхождение. Стоит упомянуть, что в Исламе внебрачные отношения строго запрещаются, следовательно, обеспечивается сохранность родословной. В соответствии с Шариатом законное происхождение определяется не по рождению, а по зачатию во время супружества. Законный ребенок должен быть рожден не менее чем через шесть месяцев после свадьбы и не позднее чем через один лунный год после прекращения брака (Брейер, стр. 65).
Более того, супруг не имеет права отрицать отцовство ребенка до тех пор, пока он официально расписан с его матерью. Для того чтобы исключить беременность и сохранить происхождение, разведенная женщина не имеет права вновь вступать в брак до завершения так называемого периода выжидания (идда), состоящего из трех месячных циклов, в то время как вдове необходимо воздержаться от брака четыре месяца.
С другой стороны, ребенку запрещено притязать на какое-либо происхождение, кроме своего настоящего, и требовать установления отцовства кого-либо, кроме своего настоящего отца (аль-Кардави, стр. 228). Как гласит хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом: «Если кто-то претендует на отцовство человека, зная, что это не его отец, врата Рая будут закрыты для него».
Что же касается недавно разработанного научного метода искусственного оплодотворения, оно запрещено только в том случае, «если донор семени не является мужем женщины» (аль-Кардави, стр. 227). Предыдущий Великий Шейх аль-Азар, Махмуд Шалтут, относит искусственное оплодотворение семенем чужого мужчины к той же категории, что и прелюбодеяние.Искусственное оплодотворение жены семенем мужа является законным способом продолжения рода.
Ребенок мусульманина становится мусульманином с рождения и имеет право быть воспитанным в той же религии. К тому же новорожденный мусульманин имеет право на получение хорошего имени, в частности мусульманского. Вскоре после рождения младенца один из родителей должен шепнуть слова молитвы в уши ребенка. На седьмой день после рождения необходимо принести в жертву овцу или козу, мясо которой надо разделить среди родственников и бедных. Еще одной традицией Ислама является обрезание мальчиков, не упомянутое в Коране, но широко практикуемое мусульманами. Оно проводится на седьмой день после рождения или позднее.
Кормление грудью – еще одно право новорожденного ребенка, которое является необходимым условием охраны жизни и здоровья младенца, а также наравне с питательными веществами обеспечивает ему защиту от инфекции.Кормление грудью является настолько важным, что даже после развода отец ребенка должен поддерживать кормящую мать.
Как мы читаем в Священном Коране («Корова», 2:233):
«Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит
Два полных года,
Если отец желает норму завершить;
Ему же надлежит нести расход
На добростойное питание и вещи.
И ни одна душа не понесет тот груз,
Что больше, чем она поднимет, –
Так пусть же материнская душа
За детище свое обид не терпит,
А равно и отец ребенка,
А равно и наследник их.
И если оба пожелают
С согласия меж ними и совета
Ребенка от груди отнять,
На них греха не будет.
Как равно и на вас не ляжет грех,
Коль вы ребенка своего
Поручите вскормить другой,
Благопристойно уплатив по договору.
Страшитесь гнева Господа и знайте –
Он видит все, что вы вершите».
Запрещение законного усыновления
Усыновление – широко распространенный обычай в древней Аравии, где мужчины принимали мальчиков в сыновья, давая им свое имя и оставляя наследство. Однако Священный Коран отменил эту практику. В суре «Союзники» (33:4–5) мы читаем:
«Аллах не поместил в одной груди два сердца,
Не сделал ваших жен, отвергнутых зихар(ом),
Матерями вам;
Приемных сыновей
Вам сыновьями не назначил, –
Это – лишь ваша речь из ваших уст.
Аллах же Истину глаголет,
По верному пути ведет.
Давайте имена им их отцов,
Сие – пред Богом справедливей,
А если их отцы вам неизвестны,
(Зовите их) своими братьями по вере,
И близкими (сравни вашей родне)».
Основной причиной запрещения законного усыновления в Исламе в соответствии с Шейхом Юсуфом аль-Кардави (стр. 223) является то, что «Ислам справедливо рассматривает этот способ усыновления как фальсификацию естественного порядка и действительности. Принять чужого ребенка в семью членом этой семьи и позволить ему оставаться наедине с женщинами, не являющимися ему махрамами (родственниками по крови), является ошибкой, ведь ваша жена не является ему родной матерью, а дочь – сестрой… Более того, приемный сын имеет право на наследство имущества приемного отца и его жены, ущемляя права кровных наследников».
В дополнение ко всему вышесказанному запрещение законного усыновления также является способом избежать болезненного шока приемного ребенка, который он испытает, узнав, что он не родной сын своих родителей (Хофман, стр. 142).
Опекунство (аль-Кафала)
С другой стороны, принять ребенка, лишенного родителей и родственников (сироту или подкидыша) под свою опеку, обеспечив ему воспитание и образование, - является весьма достойным поступком. Опекун должен завещать такому ребенку «до трети наследства перед своей смертью». Однако приемному ребенку никогда не будут даны права родного ребенка. С самого начала откровения Корана отношение к приемным детям являлось важной темой («Подаяние», 107:1–3):
«Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!
Видал ли ты того,
Кто отвергает Судный день Господней кары?
Таков лишь тот, кто отгоняет сироту,
Откажет в пище он тому, кто голодает».
В суре «Корова» (2:220) мы читаем:
«И о сиротах задают тебе вопрос.
Скажи: “Для них благое совершать –
Есть лучшее, что можно сделать”,
И если примете вы их в свои заботы,
Они вам станут братья».
Следовательно, опекун должен держать имущество сироты отдельно от своего и избегать извлечения выгоды из его имущества. И в соответствии с сурой «Женщины» (4:2):
«Сиротам отдавайте их добро,
(Когда им должный возраст подойдет),
И в нем не заменяйте доброе негодным.
Не пожирайте их добро,
Его добавив к своему (достатку), –
Ведь это есть великий грех».
Религиозное воспитание детей
Подлинная цель религии заключается в воспитании людей и их духовных и нравственных чувств. Родители в семейном кругу представляют собой первыми примерами, по которым ребенок знакомится с нравственными и религиозными ценностями и вообще учится как вести себя в жизни. Семья представляет собой очаг, в котором нравственные ценности и религиозные убеждения передаются из поколения в поколение, и создает почву для душевного и эмоционального роста членов. Семейный круг пользуется высоким потенциалом для религиозного воспитания детей. По словам психологов, семья должна обращать особое внимание на склонности ребенка к религии и духовности, которые начинаются проявляться в первые годы его жизни. Порой родители и воспитательницы, которые, исходя из своих доброжелательных намерений, учат детей религиозным наукам, упускают из внимания важный факт, а именно неимение достаточных знаний о душевных и психологических вопросах ребенка и поэтому некоторыми своими ошибками обижают детей. В детстве религиозные убеждения и чувства должны сформироваться и развиваться в искренней среде и подходящим методом, так чтобы воздействовали на взгляды ребенка и естественно положительно сказывались на его поведении и нраве.
Одна из главных целей воспитания - растить детей, обладающих силой самоконтроля и способностью при необходимости пересмотреть свое поведение. Цель религиозного воспитания заключается в поощрении и усилении у человека склонности к набожности, чтобы он понимал и осознал конструктивного и жизнерадостного назначения религии в жизни.
Главная цель такова, что человек рядом с получением религиозных знаний, познает и красивую истину религии. Психологи считают, что достаточно воспитать у человека, особенно детей энтузиазм и интерес к религии. В таком случае этот процесс сам по себе будет способствовать положительным воспитательным воздействиям на эмоциональную, личностную и душевную структуру человека. Умение каждой воспитательницы проявляется в воспитании у ребенка религиозного чувства, чтобы вызывать у него любознательность и энтузиазм к постижению истины, связанной с красотой религии и приятностью религиозности. На пути, ведущем к достижению этой цели, следует избегать всяких навязанных уроков и непосредственного преподавания религиозных материалов и понятий, пока ребенок не готов к этому.
Психолог и эксперт по воспитательным вопросам Саджеди говорит: "Одним из вредных факторов в религиозном воспитании в семьях является удовлетворение поверхностными и временными методами, в то время как для достижения успеха на этом пути следует продолжать религиозное воспитание до тех пор, пока оно не проникло в сознание и природу ребенка. Этот эффективный путь решения - это то же самое внедрение религиозных учений, которые должны начаться в детстве и продолжаться в рамках подходящего метода обучения до результативности. Если учения исламской религии рекомендуют уважение и выполнение религиозных обрядов с раннего детства, это означает переход с поверхности к глубине , т.е. с формы вопросов к содержанию, в то время как нерегулярность религиозного воспитания нейтрализует все усилия на этом поприще. Таким образом, религиозные учения должны продолжаться до крепкого внедрения в природе детей".
Далее Саджеди отмечает: "Продвижение на пути религиозного воспитания похоже на продвижение по дороге, полной взлетов и падений, которые помогают нам подняться на высокую вершину. Поэтому, если человек перестает продвигаться по этому пути, то ему придется отступить назад. Настойчивость, продолжительность и терпеливость в вопросе воспитания соблюдались и рекомендовались все время Божьими пророками. Эти великие люди в своих призывах обращались к природе человека, поскольку религиозные вопросы и Божьи учения связаны с чистой непорочной природой человека. Необходимые условия для принятия этих фактов могут быть созданы не насилием и угрозой, а благодаря мягкости, терпимости и продолжительности в призыве".
Иранский психолог доктор Абдулазим Карими говорит: "Еще одним из факторов, нарушающих процесс религиозного воспитания, является практическая требовательность и принуждение детей к мучительным делам. По сути, одна из причин рекомендации к снисходительности и мягкости в понимании и соблюдении религиозных учений связана с тем, что дети представляли своих родителей не требовательными, а мягкими и снисходительными в воспитании. Конечно,снисходительность не должна здесь приняться как предоставление ребенку полной свободы и закрытие глаз на его поведение. Под этим выражением подразумевается соблюдение умеренности и избежание крайности, чтобы наши шаги в религиозном воспитании детей давали эффект".
Рекомендация к выполнению религиозных долгов при проявлении гибкости и нежности постепенно будет приучать ребенку к религиозному поведению, так чтобы он сам получал наслаждения от своего поведения. Успешные родители с одной стороны создают возможность для совершения религиозных долгов в жизнерадостной атмосфере, а с другой, делают всё, чтобы их дети получали правильное познание о религиозных делах. Таким образом, приучить детей к совершению некоторых религиозных долгов не противоречит придаче сознательного характера этому поведению в ребенке и воспитанию у него религиозного чувства. Это похоже на то, что приучить ребенка в определенное время и до определенного часа заниматься чтением не приводит к тому, чтобы он не обращал внимания на содержание читаемой книги. По сути, создания личностной привычки в любой сфере, в том числе и совершении религиозных долгов, помогает устранению вольных помех в практике и гарантирует его продолжение.
Другим важным моментом в религиозном воспитании является приверженность самих родителей и воспитательниц к религиозным долгам. Если сами воспитательницы служат практическим примером, то это будет весьма эффективным в выполнении религиозных долгов. Как и считают психологи, обучение через наблюдение является идеальным методом для воспитания детей. Джафар ас-Садык говорит: "Мой отец Мухаммад Бакир часто напоминал Всевышнего Аллаха. Будучи рядом с ним, я видел отца в этом состоянии, даже в то время, когда он говорил с народом. Даже это не увлекало его от поминания Аллаха. До восхода солнца отец собирал нас и рекомендовал нас тот, кто умеет читать Коран, читать, а тот, кто пока не умеет повторять фразы поминания Аллаха".
Это предание содержит два момента. Первый: Мухаммад Бакир как отец сам был практическим примером для приверженности к поминанию Аллаха, т.е. его слова соответствовали делам. Второй: детей не надо пускать на произвол судьбы. Надо, предоставляя им логичную ограниченную свободу и независимость, не упускать и подходящие моменты для их духовного воспитания и при помощи имеющихся возможностей и средств усиливать в них стимул и энтузиазм для установления связи с Единым Аллахом.
Ребенок имеет право пользоваться самыми всеобъемлющими программами и эффективными методами воспитания. Божий Пророк (с) также говорит: "Родители обязаны соблюдать права своих детей, в том числе давать им правильное воспитание и образование, заниматься спортом, особенно плаванием и стрельбой, обеспечивать их чистыми и дозволенными благами".
Али ибн Аби Талиб также говорит: "Отец не оставит лучшего и ценного наследие для ребенка, кроме правильного его воспитания".
Нет сомнения, что иметь достойного праведного ребенка возможно лишь благодаря правильному воспитанию, терпеливости и сообразительности родителей. Достойный ребенок является ценным благом, за которое все время надо благодарить Всевышнего.
В Божественном воззрении, ребенок считается даром, преподнесенным Всемилостивым Аллахом родителям. Этот дар подобно нежному цветку придает красоту дому, но и родители должны ухаживать за ним как следует. В исламском воззрении, способность иметь ребенка влечет за собой возвышенные цели, и сознательные родители стараются воспитать достойных и праведных детей.
Иранский психолог доктор Афруз говорит: "Идеальные супруги прекрасно знают, что конечной целью воспитания человека является его спасение. Среди целей воспитания следует выделить именно достижение самосознания, познание Всевышнего и налаживание эффективных связей с другими, принятие на себя общественной ответственности и развитие профессиональных навыков. Эти цели достижимы в семейном кругу, в школе и во взаимодействии с культурными и общественными институтами общества".
Религиозные и нравственные предписания составлены в соответствии с природными врожденными потребностями человека. Поэтому, религиозные программы не навязываются людям. Это подобно тому, как умелый и опытный врач выписывает рецепт с учетом физических и психологических потребностей своего пациента. Следовательно, те, кто проявляет пассивность и халатность в выполнении своих религиозных и моральных долгов, наносят повреждение фактически собственному телу и психике. Значимость религиозного и морального воспитания детей связана с тем, что под сенью этого воспитания удовлетворяются их естественные, врожденные нужды.
Эксперты по вопросам воспитания считают, что когда какое-то дело совершается с учетом влияющих обстоятельств, результат будет удовлетворительным. Например, получение образования в детстве несравнимо с учебой во взрослом возрасте. То, что в детстве познается ребенком, запечатлевается в его душе и сердце. Али ибн Аби Талиб, обращаясь к своему сыну имаму Хасану, говорит: "Сердце ребенка похоже на нетронутую почву, в которой произрастает то, что в ней сеют. Я начал воспитывать тебя еще в детстве, пока твое сердце не отвердело и пока твое сознание не замутилось".
По его словам, первой и главнейшей причиной для воспитания в раннем детстве является то, что сердце и душа ребенка чисты и далеки от всякого порока и неиспорчены грехами. В таком сердце можно легко посеять семена веры, искренности и щедрости, или же семена ереси, лжи и лицемерия. Эксперты по воспитанию уподобили душу ребенка молодому дереву, которое настолько гибко, что легко выпрямляется после порывов ветра, но кода оно вырастает в толстенное дерево, то становится несгибаемым. Следовательно, если неправильное поведение и образ мышления внедрится в душу человека и становится его составляющей, то устранять его будет очень трудно.
Специалист по вопросам воспитания Рашидпур говорит:" Образование и воспитание в детстве имеют весьма важное значение. К сожалению, некоторые родители оставляют детей на произвол судьбы, считая, что убеждения ребенка сформируются в молодости, не ведая о том, что еще до молодости их дети сталкиваются со многими явлениями и вопросами, которые могут сбить их с правильного пути. Когда в воспитании ребенка проявляется халатность, вялость и невнимание, непристойное поведение и недостойный нрав переходят в нем в привычку, которую искоренить бывает уже невозможно".
По сути, главным внутренним источником воспитания, который является сокровищницей всех добродетелей - это природа человека. На самом деле основы воспитания, важный запас религиозности и духовности заложены в природу человека. Если будут устранены сдерживающие факторы и будут созданы предпосылки развития, то "жемчужина человечности" расцветет во всей своей красе. Следовательно, дети по своей природе склонны к достойному нраву и благому поведению. Сведущие родители должны развивать эти врожденные свойства у детей и не удовлетворяться соблюдением формальности в религиозной сфере.
Поскольку религиозное воспитание зиждется на врожденных и природных добродетелях, следует прилагать усилия, чтобы внутренние стимулы и религиозно-духовные способности развивались у детей.
В этой же связи в исламском воспитании уделяется особое внимание достижению религиозной сознательности в качестве важного принципа, вплоть до того, что Пророк (с) подчеркивает значение дальновидности преподавании и призыва к религии, а также в религиозном воспитании. Мыслитель Муртаза Мутаххари говорит: "Суть религии заключается в освещении внутреннего мира, природы человека лучами веры и мистицизма. А под воспитанием подразумевается развитие внутренних способностей, существующих потенциально в человеке. Оттуда и подтверждается тот факт, то воспитание должно соответствовать природе человека".
По этому факту свое признание высказали даже западные мыслители. Известный западный психолог Жан Пиаже считает главной целью воспитания полное развитие гуманного характера. Внутри души человека существует драгоценная жемчужина, которую следует только найти и позволить ей раскрыться.
Али ибн Абу Талиб также считает одной из целей и задач миссии пророков развитие способностей людей, реализацию их тайной разумности. Он говорит: "Пророки пришли, чтобы создать возможность для кипения и реализации скрытого разума людей".
Воспитание и образование, адекватные общественные нормы и условия являются сложными вопросами в человеческой жизни. При этом, религиозное воспитание также имеет отличительные особенности. Это связано с тем, что религиозное воспитание - это воспитание людских душ при помощи ценных учений, возвышенных знаний, которые ниспослал Аллах для человечества и научил им с помощью великих учителей человечества, т.е. пророков. При этом, важный вопрос религиозного воспитания детей и подростков имеет особое значение, поскольку объяснение религиозных учений и предъявление правильного определения таких понятий, как начало и конец света, в меру понимания ребенка требует особой сообразительности. Детям хочется знать, откуда они появились? Как они появились на свет? Куда они уйдут из этого мира? Эти вопросы могут стать началом для религиозного воспитания.
Как было сказано, большинство психологов единогласно в том, что воспитание должно начинаться с детства. Этот вопрос пользуется особым значением в религиозной концепции ислама. Психологические исследования показывают, что у детей к четырем годам уже появляются религиозные чувства. По сути, любознательность детей о существовании Бога и сотворении вселенной начинает проявляться именно в этом возрасте. Этот психологический вопрос подчеркивается в хадисах и преданиях от религиозных лидеров. По этому поводу Мухаммад Бакир говорит: "В трехлетнем возрасте научите своих детей слову "монотеизм". В четырехлетнем возрасте ознакомите их с пророчеством Мухаммада (с), а в семилетнем возрасте научите их делать омовение и совершать молитву"...
Психологи говорят, что с возрастом у ребенка появляются три формы отношения к религии. На первом этапе появляется и развивается религиозное чувство. На втором появляется сомнение в религиозных познаниях, а на третьем зарождаются вопросы, проистекающие из этого сомнения. Крайне важно обращать внимание на эти вопросы и распознавать интеллектуальные и эмоциональные особенности детей. Иногда неправильная реакция родителей и воспитателей на идеологические вопросы детей может навсегда отдалить их от религии и нанести ущерб их религиозному воспитанию.
Всякое убеждение, как религиозное, так и нерелигиозное, требует своего языка. Если какая-то идея не имеет сообразительного агитатора или учителя, она и ее основные понятия никогда не смогут правильно распространиться среди людей. Как свидетельствует история, пророки каждой эпохи в свое время были самыми умелыми агитаторами и в то же время самыми добродетельными членами своего общества, поскольку самые красноречивые слова влияют на людей только тогда, когда они звучат из уст тех, кто всю жизнь жили достойно.
Другой важный момент в религиозном воспитании детей связан с созданием благоприятных условий в семейном кругу.
Пророк Ислама (с) имеет четыре основные рекомендации по поводу религиозного воспитания детей, которые могут оказаться полезными для всех.
Он говорит: "Принимайте от своего ребенка все то, что он делает в меру своих сил, и не требуете от него чего-то свыше его сил. Не заставляйте его совершать грехи, не побуждайте к непокорности. Не говорите лжи и не совершайте на его глазах легкомысленных поступков".
Размышление над рекомендациями дорого Пророка Ислама (с) подсказывает ряд ценных советов в религиозном воспитании детей. Во-первых, очень важно распознать психологические и эмоциональные особенности детей. Следует также отметить, что любовное, доброе обращение с детьми является одним из факторов правильного воспитания и роста ребенка. Разумное взаимодействие с детьми укрепляет эмоциональные связи между ними и родителями. Когда эта эмоциональная связь устанавливается, дети не будут искать удовлетворения своих эмоциональных потребностей вне стен дома. В таком случае, родители будут служить для них самыми любимыми эталонами. Исходя из этого, Пророк говорит, что при детях нельзя совершать легкомысленных поступков, недостойных человека, поскольку родители служат практическими примерами для детей.
По поводу процесса религиозного воспитания доктор Абдуль-Азим Карими говорит: "Религиозное воспитание в своем процессе содержит принцип создания определенной готовности у детей. На этом этапе следует обращать внимание на физическую, психическую, эмоциональную и интеллектуальную готовность детей. Сначала надо подготовить их к принятию. Например, если мы положим вкусные блюда перед сытым человеком, то он естественно он не проявит интереса к ним и настаивание только вызовет у него отвращение к еде. Это связано с тем, что в тот момент он просто не готов к принятию пищи. Но голодному человеку не требуется даже приглашение. Достаточно поставить перед ним самую простую пищу". У известного иранского поэта-мистика Джалал ад-Дина Румии есть известное стихотворение, которое он посвятил тем, кто ищет Истину. Поэт рекомендует им: "Ищи жажду, а не воду". Исходя из этого, в религиозном воспитании детей следует затронуть внутренние потребности детей и подростков, чтобы "почва" их внутреннего мира была готовой для взращивания семян веры.
В религиозном воспитании очень важно также использовать особую технику и средства. Порой можно извлечь максимальную пользу из религиозных рассказов, которые, повышая уровень познаний и интеллекта детей, вызывает у них религиозные чувства. Введение детей в религиозные круги, собрания и мечети, если это будет сопряжено со сладкими впечатлениями, подготовит необходимую почву для их религиозного воспитания. Принятие участия в групповых религиозных обрядах или организация поездок и использование новых возможностей, которые появляются для детей, могут быть применены как техника усиления религиозного чувства у них.
Порой можно при помощи игр и развлечений передать детям религиозные понятия. За последние несколько лет исламские центры, разработав компьютерные игры и развлечения, сделали новые шаги для религиозного воспитания детей.
Подведя итоги беседы, следует сказать, что религиозное воспитание детей означает извлечение и расцвет их внутренних врожденных способностей. Воспитание религиозного чувства создает почву для создания духовного взгляда на жизнь у ребенка. Этот взгляд связывает ребенка с абсолютным истоком Истины и приносит ему чувство спокойствия и духовного наслаждения. Нужда ребенка в том, чтобы найти смысл жизни, может постепенно быть удовлетворена в семейном кругу, испытывающем воздействие религиозных учений. Представление детей о Боге, вселенной, материальной и загробной жизни зависит от представления и знаний родителей и воспитателей о религиозных понятиях, а также способа передачи этих понятий детям. Успевающие родители прекрасно знают, как в силу любви, создания доверия, спокойствия и искренности можно пробудить религиозное чувство у детей и утолить жажду их души из источника Истины.
Джафар ас-Садык говорит: "Однажды Моисей (мир ему) спросил у Бога: "О Боже! Какое поведение в Твоих глазах самое достойное?"
Аллах ответил: "Любить детей, поскольку Я сотворил их на основе своей монотеистической природы и, если уведу их из мира, то по своей милости, уведу их в рай".
Психологи говорят, что в детстве природа и душа человека чиста и непорочна, все еще не испорчена чем-то дурным. Поэтому сердце ребенка готово для воспитания религиозного чувства и религиозных убеждений. По сути, сердце ребенка предрасположено к восприятию духовных и нравственных учений со стороны родителей и воспитательниц.
Исходя из этого, пророк Иисус (мир ему) говорит: "Ни один взрослый человек не вознесется до царствия небесного, разве что возродится заново". Его светлость подразумевает то, что человек, возвращаясь к Богу, становится тем же безгрешным ребенком, т.е. достойным возвышения на самые высокие степени. Религиозное поведение проистекает из религиозного чувства, которое само по себе имеет корни в потребности человека в духовности и совершенствовании. Эта нужда способствует обращению человека к религии и воспитанию в нем религиозного чувства. В сегодняшнем мире некоторые врожденные потребности человека, включая духовные, часто игнорируются. Семья в качестве первого источника религиозного воспитания играет решающую роль в обращении внимания духовным и врожденным влечениям человека. С данной точки зрения, семья играет эффективную роль в эволюции идеологической структуры человека, особенно в детстве. Конечно, религиозное воспитание является внутренним процессом, в проявлении которого эффективны также окружающая среди и внешние факторы. Однако, положительная или отрицательная ориентация этого процесса непосредственно связана с воспитательной структурой семьи. Следовательно, уделение родителями внимания разным методам воспитания поощряет детей к религиозным учениям.
Согласно психологическим находкам, краеугольный камень и первоначальные убеждения закладываются первым опытом, первыми мироощущениями ребенка. Поэтому, первые убеждения и чувства самые прочные и незабываемые. Поскольку дети первый свой религиозный опыт получают в семье от родителей, этот первоначальный опыт может сформировать у детей основополагающие религиозные чувства. Первоначальные взгляды ребенка на религиозные обряды и способ их выполнения формируется путем наблюдения религиозного поведения родителей. Некоторые чувства и убеждения зафиксируются в подсознании ребенка. Эти убеждения намного сильнее, чем сознательное поведение, влияет на ребенка. Психологи говорят, что дети и подростки прежде, чем подражать внешнему поведению и поступкам родителей, испытывают воздействие их тайных взглядов и убеждений. Как часто в родителях, которые формально совершают религиозные обряды, не наблюдается сердечной веры или внутреннего желания. Вполне известно, что подобные родители могут оказать на своих детях незначительное и даже порой негативное воздействие в плане формирование у них религиозного чувства.
Эксперт по вопросам воспитания доктор Абдулазим Карими говорит по этому поводу: "Природа детей вначале весьма предрасположена к чуткому восприятию религии. Если эта способность будет воспитана не совсем правильно, то религиозное чувство превратится в антирелигиозное. Исследовательские достижения о религиозном воспитании показывают, что чрезмерная требовательность или снисходительность в процессе религиозного воспитания приведет к неблагоприятным итогам. Семьи, которые навязывают детям религиозные обряды, игнорируя их настоящие потребности и психологические потенциалы, на самом деле отдаляются от религиозного воспитания".
Далее при помощи примера доктор Карими раскрывает вопрос: "Как всем известно, каждый цветок следует наливать по необходимой мере. Впадение в крайности с каждой стороны приведет к гниению и гибели цветка. Всякая халатность и небрежность также приведет к вялости цветка. Это верно и в отношении религиозного воспитания, которое должно соответствовать возрасту, интеллектуальному развитию, эмоциональной и душевной готовности детей и подростков".
По итогам исследований психологов, религиозное чувство как прочие душевные процессы и потребности формируется у человека в определенные этапы жизни. Эти этапы зависят и от возраста человека. Преобразование религиозного поведения делится на 4 этапа со стороны психологов. Конечно, эти четыре этапы связаны друг с другом. Весьма важно распознать особенности каждого этапа и, исходя из этого, соблюдать соответствие религиозного обучения с потенциалами детей и подростков. Соответствие того или иного религиозного долга с интеллектуальной и душевной способностью детей и подростков помогает родителям прочно и динамично продвигать религиозное воспитание своих детей.
По мнению некоторых психологов, первый этап этого процесса составляет поведенческое подражание. Этот этап начинается с 4-летнего возраста и продолжается до 6 лет. Вторым этапом в процессе религиозного воспитания является чувственный и эмоциональный этап, который начинается с 6 лет возраста и продолжается до 11 лет. А этап разума и аргументации совпадает с отрочеством и появлением у человека абстрактного мышления. Этот этап охватывает возраст от 11 до 16 лет. Последний этап - это этап мистицизма. Обычно этот этап начинается в юности, в возрасте с 16 до 25 лет. Великие психологи, включая Эрикссона, считают этот период временем расцвета религиозно-мистического воззрения. Дети, которые предыдущие этапы религиозного воспитания провели в здоровом семейном строе, пользуются подходящей готовностью для вступления в этот этап.
Нужно подчеркнуть, что целью религиозного воспитания является воспитание и укрепление любви человека к Истине, заложенной в его природе. Вся заслуга родителей в религиозном воспитании детей заключается в том, чтобы, предъявляя ощутимые и интересные проявления, ознакомить своих детей со знамениями сотворения Вселенной Богом. Непременно, эта стратегия углубляет и упрочивает связь детей с Творцом всего сущего. С другой стороны, с целью качественного повышения религиозного воззрения у детей и подростков, родители должны использовать эстетические средства и развивать благие качества, такие как добронравие, терпеливость и искренность в передаче религиозного опыта.
Разумеется, распознание возрастных и эмоциональных особенностей детей и подростков может весьма помочь родителям в формировании религиозной сущности своих детей.
Религиозные убеждения и более глубокая склонность к религиозным учениям обретают смысл для ребенка в том случае, если они связаны с его внутренними потребностями. Родители и воспитатели обязаны соответственно потребностям ребенка знакомить его с религиозными учениями. Если вы помните, в предыдущей передаче было сказано, что на детей сильно влияет демонстрируемая склонность взрослых к духовности и религии. Порой внутренняя искренность и духовная солидность родителей и воспитательниц действуют эффективнее, чем чисто словесное религиозное обучение. Следовательно, родители должны придавать значение очищению души, искренности в словах и делах.
Как показывают итоги психологических исследований, религиозное чувство, как и прочие душевные потребности и процессы, имеет определенные возрастные этапы. На первом этапе ребенок подражает внешнему, чисто физическому религиозному поведению родителей. Например, когда родители встают к намазу, ребенок, находясь рядом, формально подражает тому же поведению, ничего не зная о ценностной, идеологической сущности намаза. Ребенок встает, делает поясной и земной поклоны. Хотя это подражание не имеет смысла и содержания, по мнению психологов, формальный характер религиозного поведения влияет на религиозное воззрение ребенка. Этот период начинается обычно с 3-4 летнего возраста и продолжается до 6.
Второй этап процесса религиозного воспитания относится к возрастному отрезку с 6 до 11 лет. В этот период ребенок не только подражает родительскому поведению, но и испытывает воздействие эмоций религиозного характера родителей. У него формируются эмоциональная склонность к богослужению. Чем глубже чувство убежденности родителей в выполнении религиозных обрядов, тем точнее ребенок будет фиксировать эти чувства в своем сознании, когда начнет сам соблюдать пост и выполнять религиозные обряды, демонстрировать проявления своих сердечных эмоций Творцу Вселенной. Это священное чувство закладывает основы его сердечной веры на последующих этапах роста и развития.
Третий этап развития религиозного чувства приходится на период юношества, с 11 до 16 лет. В этот период эмоциональные склонности постепенно уступают место аргументации. Юноша воспринимает религиозные учения и обряды в силу аргументации и логики. Этот этап имеет большое значение. Последним этапом процесса религиозного воспитания носит мистический характер. Как было уже сказано, этот отрезок психологи называют этапом "религиозного расцвета". В этот период у человека развивается не только аргументационное познание, но и сердечное чувство, тяготение к религиозным учениям. Разумеется, успешное преодоление последнего этапа религиозного воспитания может быть реализовано при условии, если предыдущие этапы проходят нормально и логично.
Следовательно, преобразование религиозного чувства и его последующие этапы свидетельствую о наличии фундаментальной нужды в религии в психологической структуре и природе человека. В случае, если будут созданы благоприятные воспитательные условия, а самое главное, если будут устранены вредные факторы в семье и обществе, то наверняка можно будет наблюдать расцвет религиозного чувства в самой красивой форме у подростков и молодежи.
С учетом обозначенных этапов можно сделать вывод, что религиозное воспитание должно соответствовать возрасту и, главное, эмоциональным, интеллектуальным и умственным способностям детей и подростков. Эксперт программы доктор Карими говорит по этому поводу: "Если нравственные и религиозные учения не будут соответствовать природным особенностям и умственным способностям детей, то процесс религиозного воспитания остановится. Али ибн Аби Талиб говорит, что если наука будет неприятной и естественный разум не "потянет" ее, то эта внешняя наука не будет иметь никакого плода. Насчет человека, у которого еще не созрел естественный разум, Али ибн Аби Талиб говорит, что такого человека можно уподобить слепому человеку, которому наличие или отсутствие солнца все равно. Иначе говоря, если внутренние способности человека и его умственный потенциал не готовы для принятия внешних знаний и мудрости, то образование и воспитание не имеет для него никакой пользы".
Помимо внутренней готовности, в процессе религиозного воспитания играют роль многочисленные факторы. Одним из этих факторов является своевременное распознание потребностей.
Французский психолог Анри Вален говорит: "Дети и подростки обращают внимание только на то, что соответствует их желаниям". Налаживание смысловой и эффективной связи с аудиторией становится реальностью в том случае, если у аудитории существует внутренняя потребность и желание к восприятию послания, т.е. при донесении нравственных и воспитательных посланий, прежде всего, следует обращать внимание на внутренние желания детей и подростков или создавать условия для появления у них такой склонности. В этой связи в проповеди 184-й в своей книге "Путь красноречия" имам Али указывает на весьма тонкий и важный момент. Он говорит: "Непременно, в сердце могут появится склонность, желание или даже ненависть. А вы старайтесь покорять сердце со стороны желания и склонности". Далее он говорит: "Если сердце будет принуждаться к чему-нибудь, то оно ослепится". Разъясняя изречение имама Али, мыслитель мученик Мутаххари говорит: "Душа или сердце человека утомляется, как и тело. В таком случае нельзя навязать душе и сердцу тяжелые мысли, а следует вывести сердце из вялости путем поднятия духа радужными жизнерадостными вопросами".
Роль внутреннего желания и сердечной готовности так велика, что первым условием для совершения богослужения исламские учения считают внутреннее желание и готовность сердца.
Содержание послания и отбор подходящих слов и выражений в соответствии с силой понимания, культурой и умственной структурой человека также играет важную роль в религиозном воспитании. Тон, качество и количество послания и даже тональность голоса или внешний облик говорящего может воздействовать на слушателя положительно или отрицательно. Следовательно, нравственные и воспитательные послания также должны формулироваться обдуманно и мудро.
Религиозное воспитание передает детям такое великолепное чувство, что религиозность и набожность гарантируют счастье, внутреннюю безопасность и настоящее наслаждение жизнью. Религиозное чувство приносит человеку душевную нежность и психическое равновесие. Родители должны в здоровой, нормальной и привлекательной среде проводить религиозное воспитание детей и подростков. В религиозном воспитании развитие религиозного чувства должно иметь предпочтение перед передачей религиозных знаний. Поскольку религиозное воспитание означает жизнь с сердечными убеждениями, а не просто знание наизусть религиозных сведений.