КАРАВАН-САРАЙ ОКОЛО ДЖУЛЬФЫ
Караван-сарай около Джульфы — наиболее крупный из зафиксированных на территории Азербайджана караван-сараев. Он расположен непосредственно на берегу Аракса, западнее Джульфы и располагавшегося там в прошлом моста. Небольшие остатки этого караван-сарая — вернее верхушка одной арки, торчащая из-под земли, была замечена во время экспедиции 1974 года. Проводившимися раскопками была раскрыта значительная часть этого крупного сооружения. Поскольку караван-сарай расположен непосредственно у Аракса, впритык к полотну железной дороги, то, как показывают результаты раскопок, часть его была снесена во время прокладки Баку — Джульфинской железной дороги.
Раскрытая часть караван-сарая свидетельствует о том, что мы имеем дело с выдающимся сооружением подобного типа, наиболее крупным на территории Азербайджана. Для сравнения самым крупным караван-сараем до этого считался Миаджик, длина которого по фронту составляла около 30 метров. Обнаруженный же караван-сарай имеет общую длину 37 метров. В смысле своего месторасположения он (назовем его Джульфинским) замечателен тем, что на противоположном берегу, то есть на южном берегу Аракса, также был расположен, по-видимому, такого же типа караван-сарай, сохранивший в целом свои общие очертания. Противостояние на обоих берегах двух караван-сараев дает основание предполагать, что еще до строительства здесь моста, остатки которого дошли до нашего времени, на этом месте существовала паромная переправа. Добравшись к вечеру к Араксу с юга или с севера люди оставались ночевать на том берегу, со стороны которого подошли к переправе, а утром переправлялись на противоположный берег. Мост Джульфы, по всем данным, был построен нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века. Если предположить, что караван-сараи обслуживали паромную переправу, то она должна была возникнуть еще раньше.
Таким образом Джульфинский караван-сарай может рассматриваться как памятник архитектуры, возведенный не позднее XIII века, причем наиболее вероятным является сооружение его именно в начале XIII века, когда в этой зоне был возведен ряд других сооружений, в числе которых известный мавзолей Гюлистан и ныне полностью разрушенный мост.
Раскрытая в результате раскопок часть караван-сарая представляет, если взять его продольную ось (с запада на восток), примерно его половину. Вторая же половина, обращенная к реке, где и был расположен воротный проезд, как сказано выше, была разрушена во время строительства железной дороги. Однако дальнейшие раскопки не исключают возможности обнаружения фундамента сооружения в этой части, что позволило бы полностью восстановить прежний план и архитектурный облик всего сооружения.
Джульфинский караван-сарай возведен из хорошо шлифованного квадратного кирпича, внутри же помещение отштукатурено гажевым раствором и местами имеет интересно решенные переходы от прямоугольного основания к купольному перекрытию.
В выявленной части караван-сарая имеются многочисленные помещения, очевидно предназначавшиеся для жилья. В восточном крыле здания расположено большое помещение с глубокими нишами, трактованными в виде комнат, не имеющих дверных проемов. Эти помещения — ниши, расположенные справа и слева от центрального широкого прохода, в целом представляли собой зал. В настоящее время трудно определить назначение этого помещения, хотя известно, что имелись архаичные типы мечетей с такой планировкой. Наличие в крупном караван-сарае молельни следует признать весьма вероятным.
АРХИТЕКТУРА
КАРАВАН-САРАЙ ОКОЛО ДЖУЛЬФЫ
Караван-сарай около Джульфы — наиболее крупный из зафиксированных на территории Азербайджана караван-сараев. Он расположен непосредственно на берегу Аракса, западнее Джульфы и располагавшегося там в прошлом моста. Небольшие остатки этого караван-сарая — вернее верхушка одной арки, торчащая из-под земли, была замечена во время экспедиции 1974 года. Проводившимися раскопками была раскрыта значительная часть этого крупного сооружения.
Поскольку караван-сарай расположен непосредственно у Аракса, впритык к полотну железной дороги, то, как показывают результаты раскопок, часть его была снесена во время прокладки Баку — Джульфинской железной дороги.
Раскрытая часть караван-сарая свидетельствует о том, что мы имеем дело с выдающимся сооружением подобного типа, наиболее крупным на территории Азербайджана. Для сравнения самым крупным караван-сараем до этого считался Миаджик, длина которого по фронту составляла около 30 метров. Обнаруженный же караван-сарай имеет общую длину 37 метров. В смысле своего месторасположения он (назовем его Джульфинским) замечателен тем, что на противоположном берегу, то есть на южном берегу Аракса, также был расположен, по-видимому, такого же типа караван-сарай, сохранивший в целом свои общие очертания. Противостояние на обоих берегах двух караван-сараев дает основание предполагать, что еще до строительства здесь моста, остатки которого дошли до нашего времени, на этом месте существовала паромная переправа. Добравшись к вечеру к Араксу с юга или с севера люди оставались ночевать на том берегу, со стороны которого подошли к переправе, а утром переправлялись на противоположный берег. Мост Джульфы, по всем данным, был построен нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века. Если предположить, что караван-сараи обслуживали паромную переправу, то она должна была возникнуть еще раньше.
Таким образом Джульфинский караван-сарай может рассматриваться как памятник архитектуры, возведенный не позднее XIII века, причем наиболее вероятным является сооружение его именно в начале XIII века, когда в этой зоне был возведен ряд других сооружений, в числе которых известный мавзолей Гюлистан и ныне полностью разрушенный мост.
Раскрытая в результате раскопок часть караван-сарая представляет, если взять его продольную ось (с запада на восток), примерно его половину. Вторая же половина, обращенная к реке, где и был расположен воротный проезд, как сказано выше, была разрушена во время строительства железной дороги. Однако дальнейшие раскопки не исключают возможности обнаружения фундамента сооружения в этой части, что позволило бы полностью восстановить прежний план и архитектурный облик всего сооружения.
Джульфинский караван-сарай возведен из хорошо шлифованного квадратного кирпича, внутри же помещение отштукатурено гажевым раствором и местами имеет интересно решенные переходы от прямоугольного основания к купольному перекрытию.
В выявленной части караван-сарая имеются многочисленные помещения, очевидно предназначавшиеся для жилья. В восточном крыле здания расположено большое помещение с глубокими нишами, трактованными в виде комнат, не имеющих дверных проемов. Эти помещения — ниши, расположенные справа и слева от центрального широкого прохода, в целом представляли собой зал. В настоящее время трудно определить назначение этого помещения, хотя известно, что имелись архаичные типы мечетей с такой планировкой. Наличие в крупном караван-сарае молельни следует признать весьма вероятным.
КРАСНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ХРАМ
Красный мост через реку Храм находится вблизи ее впадения в Аракс, на древнем "иранском" тракте. Среди памятников мостостроения Закавказья нет ни одного сооружения, которое привлекало бы столько внимания. У народов Закавказья он известен также под названием "сломанный мост" ("сынык керпю").
Внимание привлекли необычные размеры моста: длина около 175 метра: четыре пролета моста чередуются своими размерами: 8,2-16,1; 8-26,1 метра; ширина проезжей части — 4,3 метра, а на въездах — 12,4 метра. Защищенные волнорезами мощные быки и береговые устои соединены перекинутыми стрельчатыми арками различного очертания. В береговых устоях расположены просторные помещения для прибывших к переправе караванов. Площадь левобережных помещений 166 квадратных метров, правобережных — 116 квадратных метров.
Интересны конструкции этого огромного сооружения. Пролеты сводов сокращены за счет развитых выпускных пят опор моста; своды выполнены "наклонными обрезками". Вес тимпанов облегчен тремя продольными сводчатыми галереями, устроенными внутри массивного надводного строения.
Часть ученых считает, что Красный мост построен в 11-12 веках, другие относят ко времени правления царя Ростома (1632-1658 года). Вероятнее всего, существующий мост построен в 12 веке, после разрушения более древнего, остатки которого сохранились в 95 метрах вниз по течению.
Датировка моста 12 веком подтверждается его архитектурой, стилистически близкой к мостам на Худаферинской переправе, а группа мостов Иранского Азербайджана является его прямой аналогией.
МАВЗОЛЕЙ ШЕЙХА ЮСИФА В СЕЛЕНИИ ШЫХЛЯР
Кроме мавзолеев, в той или иной степени подражавших ранее встречавшимся типам, в Азербайджане встречаются и другие, несколько отличные надгробные сооружения. Одним из наиболее характерных среди них является мавзолей шейха Юсифа в селении Шыхляр Хачмаского района. Пожалуй, это один из самых ранних памятников той группы мавзолеев, которая получила широкое распространение в строительстве XVI-XVII веков.
Мавзолеи данной группы представляют собой сравнительно небольшие сооружения призматического объема, сложенные из квадратного обожженного кирпича. Особенностью их являются своеобразные анты — большие выступы продольных стен на фасаде. Соединенные стрельчатым сводом, анты образуют глубокий портал, ведущий в основное помещение мавзолея. Отсутствие убранства, свойственное архитектурному облику этой группы памятников в целом, распространяется и на порталы, обычно не выделенные ни композиционно, ни декоративно.
Большинство мавзолеев этой группы, в особенности провинциальных, связано с окружавшими их могильными полями, усеянными надгробными каменными плитами. Слагавшиеся на протяжение ряда столетий некрополи вблизи наиболее древних селений Апшерона (Бузовна, Мардакян и другие) и в других областях страны (селение Хазра Куткашенского района и другие) сохранили огромное количество надгробных камней. Декоративная их обработка позволяет проследить последовательность развития резного по камню орнаментального убранства, имеющего много общего с орнаментальными композициями в архитектуре. Обычно все фасадные плоскости памятных камней покрывались резным орнаментом. Отличающаяся довольно высоким рельефом и создающая живописную игру светотени резьба была одноплоскостной и только изредка выполнялась в два плана; причем нижний план, заполненный мелким узором, обычно служил своего рода фоном. При исключительном многообразии орнаментальных композиций в них, однако, наблюдаются некоторые черты общности. В большей или меньшей степени плиты насыщены надписями, начертанными преимущественно несхом.
Орнаментализованная вязь их переплетается усложнявшими чтение узорами. В композициях самого орнамента стилизованные растительные мотивы в значительной степени вытеснили более строгие геометрические узоры. Отметим, что сходные растительные мотивы получили наиболее раннее распространение в народном прикладном искусстве. Это обстоятельство свидетельствует о том, что народное прикладное искусство служило своего рода первоосновой — истоком орнаментального искусства в архитектуре как рассматриваемого, так и предшествующих периодов развития.
ХАНЕГА НА РЕКЕ ПИРСАГАТ
Ханега расположена на крутом берегу реки Пирсагат, на древнем пути из Шемахи в Иран и другие страны Ближнего Востока. Основные сооружения Ханеги относятся к XII-XIV векам, но она достраивалась и перестраивалась и в более поздние времена.
При посещении Ханеги в 1318 году золотоордынским ханом Узбеком, как сообщает Вассаф (XIV в.), хан преподнес богатые дары (слитки золота, ценные меха), а его эмиры приказали возвратить награбленные здесь войском ценности.
Сооружения Ханеги группируются по сторонам просторного двора и защищены неправильным четырехугольником добротно сложенных из известняка крепостных стен с выступающими из плоскостей куртин полубашенками и проходящими поверху бойницами. К мечети примыкают небольшие помещения, в том числе почитавшаяся святыней усыпальница Пир Хусейна, минарет и мелкие помещения по сторонам двора. Вне стен находится перекрытый каменными сводами караван-сарай с каменными коновязями. Минарет — характерный памятник Ширванской группы. На призматическом основании стоит восьмигранный объем со стройным стволом минарета, площадка для муэдзина поддерживается сталактитовым карнизом. Мастер-строитель — Махмуд, сын Максуда (1256 год).
Просторная мечеть, сложенная из хорошо тесаных каменных плит, перекрыта стрельчатым сводом, пол ее выстлан каменными плитами. Выдающуюся художественную ценность представляет михраб на южной стене. Богато украшенный художественной резьбой по гяже он, с обеих сторон, фланкирован панно несколько меньшего размера. Полосы прямоугольного обрамления михраба и поверхности панно покрыты надписями, выполненными "цветущим куфи" и орнаментом растительного характера, в композиции которых включены разноцветные изразцы. Посредством маленького темного прохода мечеть сообщается с небольшой сводчатой усыпальницей Пир-Хусейна, освещенной окном в западной стене. Стены усыпальницы, надгробие в ее центре и свод прохода некогда были покрыты великолепной керамической облицовкой.
Среди элементов керамического декора усыпальницы особую ценность представляет изразцовый фриз 11-ти метровой длины. Покрытые золотистым с металлическим отблеском люстром, изразцы фриза расписаны кобальтовым и зеленовато-бирюзовыми тонами. Высокий борт изразцов выступает над несколько загрубленной широкой полосой, на которой размещена эффектно прорисованная надпись.
Фриз проходит над панелью, которой облицованы стены усыпальницы на высоту 1,6 метра. Панель эта составлена из 600 крупных равноконечных крестов и расположенных между ними восьмилучевых люстровых звезд. Края звезд подчеркнуты неширокой полоской, на которую нанесены выполненные "несхом" надписи. Надгробие было также облицовано люстровыми изразцами. Изразцы усыпальницы — одни из лучших на всем Ближнем и Среднем Востоке.
Ханега — памятник, в котором широко представлены различные приемы архитектурного убранства: художественная резьба по гяже, великолепная керамическая декорация и прекрасно выполненные каменные детали. Ханега на реке Пирсагат — звено в цепи сооружений, объясняющих черты своеобразия архитектуры зданий дворцового ансамбля в Баку, связывая их с архитектурой Шемахи.
ХРАМ В МИНГЕЧАВИРЕ (МИНГЕЧАУР)
Архитектурные остатки группы культовых сооружений были обнаружены на берегу Куры, в районе строительства Мингечаурской ГЭС. В отличие от правобережья, на котором расположено древнее могильное поле, на левом берегу, на территории городища Судагылан, очевидно, находилось крупное поселение. Здесь в 1948 году, в результате археологических раскопок, были обнаружены остатки древнего культового сооружения.
В плане отчетливо вырисовывается главное помещение храма — молельный зал размерами 5,9 на 7,7 метров. В восточной части зала сохранились остатки полукруглой аспиды, расположенной напротив входа в него. Также были выявлены стены, примыкающие к залу со стороны входа и огораживающие пространство 9,6 на 5,9 метров. Вход в это помещение имеется только в юго-западной стене. К ядру храма с юго-восточной стороны примыкают три небольших помещения.
Стены храма возведены из кирпича-сырца размером 40х40х10 сантиметров или 33х33х8 сантиметров. Толщина стен в среднем 1,5 метра. Обнаружен в ограниченном количестве обожженный кирпич размером 32х32х5 и 30х30х5 сантиметров . Сооружение было некогда покрыто черепицей на деревянной основе. Остатки деревянных балок были обнаружены и в листах дверных порогов, черепица — плоская и лотковая.
Для характеристики применявшихся строительных конструкций значительный интерес представляет небольшое погребальное сооружение, цилиндрический свод которого выведен системой "наклонных отрезков" из хорошо обожженного кирпича квадратной формы.
Чрезвычайно интересны многочисленные архитектурные детали, обнаруженные преимущественно в главном зале храма: четырехугольная в пален большая каменная капитель с изображением двух павлинов, обращенных к цветку — древу жизни.
Обнаруженные также сасанидские монеты, позволяют отнести возведение сооружения к V-VI векам и фрагменты стенной штукатурки с росписями растительными красками.
Остатки также сырцовых стен южнее комплекса культовых построек принадлежат другому сооружению — одноаспидному храму.
ХУДАФЕРИНСКИЕ МОСТЫ
Худаферинские мосты, расположенные между селами Кумлах и Худаферин Джебраильского района и связывающие северный и южный берега реки Аракса, являются выдающимися памятниками архитектуры и ценными свидетелями исторического прошлого Азербайджана. Они привлекали и продолжают привлекать внимание историков в течение многих веков.
В научной литературе сведения о 15-пролетном Худаферинском мосте впервые были опубликованы в 1938 году в фундаментальном труде "Искусство Ирана" (А. Поп), где представлен рисунок Худаферинского моста. В этом труде со ссылкой на историка Хамдулла Казвини утверждается, что мост был построен в VII веке, в период вторжения арабов в Азербайджан.
Из ученых Азербайджана впервые Худаферинские мосты на месте исследовал кандидат наук в области архитектуры А. Садыкзаде, который выполнил их визуальные обмеры, опубликованные в 1963 году в "Истории азербайджанской архитектуры". Изучение на месте Худаферинских мостов и их детальные обмеры стали возможны в 1974 году.
Многие историки архитектуры, так же как и А. Поп, склонны связывать сведения Хамдуллы Казвини о возведении в VII веке арабами моста через Аракс в местности Худаферин именно с 15-пролетным мостом. Однако считается, что арабская армия, вторгшаяся в то время в Азербайджан, не могла за короткое время параллельно с военными действиями возвести мост. Поэтому правильнее принять сообщение Казвини как указание об организации перехода через Аракс и Худаферинскую переправу. Дело в том, что на Худаферинской переправе поперек реки близко друг от друга расположены естественные скальные выходы, образующие как бы готовые мостовые устои. Арабы могли за короткое время возвести переправу пользуясь именно этими скальными выходами. Возведение же настоящего моста вероятнее всего надо отнести к более позднему времени, то есть уже к тому периоду, когда арабам удалось присоединить Азербайджан к своим владениям. Таким образом в дошедшем до нас виде признание 15-ти пролетного Худаферинского моста памятником VII века маловероятно.
Одиннадцати пролетный Худаферинский мост расположен примерно на 800 метров к западу от 15-пролетного моста.
При возведении 15-пролетного Худаферинского моста остатки 11-пролетного моста, по всей вероятности, существовали, но тем не менее был построен новый 15-пролетный мост. Тогда возникает вопрос: когда и с какой целью был восстановлен старый 11-пролетный мост, если уже существовал пятнадцати пролетный. По мнению ученных, 11-пролетный мост был восстановлен в XIII веке - в эпоху Ильханидов. Дело в том, что в этот период через Худаферинскую переправу проходили не только торговые пути, но и отмечалось большое движение людских масс за короткое время. Известно, что после образования Государства Ильханидов, между ними и армиями Золотой Орды происходили беспрерывные военные действия именно на территории Азербайджана. Для отпора татарам Ильханидам приходилось за короткое время перебрасывать на север большое количество войск.
Кроме того, хотя главная резиденция Ильханидов находилась в Тебризе, как явствует из исторических источников, в зимний период они совершали переходы через Аракс на север и организовывали зимовья на территории Азербайджана — в Аране или Карабахе. И в этих местностях за короткое время возникали крупные палаточные города. Известен один из таких палаточных городов, который был возведен в Муганской степи и назывался Аладагом. В центре этого города возводился дворец, в котором находилось определенное количество монументальных постоянно действующих сооружений, предназначающихся для Ильханидов, их семей и приближенных, а также для знати, основная же масса людей потом разбивала палатки вокруг этих сооружений и таким образом возникал целый палаточный город.
Из сказанного напрашивается вывод, что в течение очень короткого времени, определяемого двумя-тремя днями, Хулагуидам почти ежегодно приходилось в срочном порядке переправлять на север крупные людские массы, достигающие ста тысяч человек, лошадей, скот и многое другое. Таким образом была необходимость для восстановления старого моста рядом с существующим 15-пролетным в XIII веке. Показательно, что в отличие от строительной техники 15-пролетного моста 11-пролетный возведен техникой, близкой к античной.
Оба сооружения являются выдающимися произведениями архитектурного творчества и вместе с тем показывают, что строители и зодчие были весьма одаренными инженерами. Не только Худаферинские мосты, но и "Сыных-керпю", старые мосты Гянджи, мосты Шамкира, мост через реку Кызылузен в Иранском Азербайджане (Кафлан-кух), мост между Марагой и Занджаном, мост через реку Зоголавай близ Шемахи отличаются высоким уровнем техники строительства и обнаруживают при этом умение увязать мостовые сооружения с естественными условиями местности. Именно с этой точки зрения особенно интересными являются Худаферинские мосты.
Постараемся вкратце изложить результаты изучения Худаферинских мостов на месте.
15-пролетный мост возведен путем комбинации речного блужного камня с квадратным обожженным кирпичем и является образцом высокой строительной техники. Способ смешанной кладки, присущий азербайджанскому зодчеству в более ранних периодах, здесь применен с большим мастерством. Важным обстоятельством, определяющим архитектурно—конструктивную характеристику 15-пролетного моста является то, что в качестве мостовых устоев использованы исключительно естественные выходы скалы. Этот прием, с одной стороны, самым непосредственным образом связывает сооружения с естественными природными условиями и свидетельствует об их инженерной прочности, не говоря о том, что такой способ возведения мостов значительно упрощал процесс самого строительства, избавляя зодчих от необходимости вести кладку фундаментов и возведения устоев в водном потоке.
Длина моста достигает 200 метров при ширине 4,5 метра. Самая высокая точка моста достигает 10 метров над водой. Защищающие устои моста при повышении уровня воды волнорезы, имея в плане треугольные формы, возведены из речного плужного камня. С обратной стороны волнорезы имеют полуциркулярные очертания. Все, что известно о 15-пролетном мосте, его сравнение с другими азербайджанскими мостами, относящимися к XII веку, убеждает в том, что мост дошедший до нас вид приобрел в XII веке. Таким образом 15-пролетный мост является произведением XII века и в нынешнем виде был построен в период государства Атабеков Ильдегизидов.
В заключение хочется подчеркнуть, что 11-пролетный мост в смысле увязки с природными условиями и использования скальных входов в качестве устоев моста идентичен с 15-пролетным мостом и точно так же имеет различные размеры пролетов. В средней части реки пролеты имеют большую длину и соответственно более высокие, а ближе к берегам пролеты имеют меньшие размеры как по ширине, так и по высоте. Общая длина 11-пролетного моста достигает 130 метров, при ширине 6 метров, а максимальная высота 12 метров над водой.
Отредактировано Волна (24.11.2012 16:29:37)